Что выступает фундаментом малой группы

Обновлено: 02.05.2024

Почему люди объединяются в группы? Целый ряд потребностей могут быть удовлетворены только посредством принадлежности к группе. Эффективность группы и динамика групповых процессов зависят от ее численности, целеполагания, совместной деятельности и пр. Группообразование — это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.

Существует несколько подходов к объяснению образования групп:

  • Функциональный подход рассматривает образование групп в аспекте тех функций, которые выполняет группа для человека. Выделяют целый ряд потребностей, которые могут быть удовлетворены только посредством принадлежности к группе: потребности в выживании (физического и психологического плана) и социальные потребности.
  • Ситуационный подход описывает ситуационные характеристики, наиболее важными из которых являются: сходство окружающих людей с нами, географическая близость, физическая привлекательность человека.
  1. Наличие общей территории. Территория, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи, необходима. Для этого часто требуется специальное помещение.
  2. Непосредственный контакт. Непосредственный контакт необходим для знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений между людьми. Общение людей друг с другом — это непременное условие их совместной деятельности.
  3. Время взаимодействия. Установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Для развертывания динамики группового взаимодействия необходимо время.
  4. Численность группы. Количество людей в группе.
  5. Целеполагание. Задачи, поставленные перед трудовыми, учебными, игровыми группами, определяют их деятельность.
  6. Совместная деятельность. Деятельность, ради которой и образуется группа.

Численность

Эффективность группы и динамика групповых процессов зависят от ее численности. Группа может быть слишком маленькой или слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы — 2-3 человека, максимальная — от 25 до 40 человек. Группа, состоящая из четырех человек, будет иметь иную динамику, чем группа из двадцати.

Сложность вызывает вычисление оптимального количества членов группы. Задание, которое выполняет группа, индивидуальные особенности ее членов, характер ситуации также влияют на эффективность групповой деятельности. Эмпирическим путем были определены три критических момента.

Первый критический момент составляет количество 7 ± 2 члена группы. Это связано с такими групповыми явлениями, как, во-первых, конформизм и конфликтность, во-вторых, принятие группового решения и, в-третьих, целостность или раздробленность на группировки. Так, например, в экспериментах Соломона Эша было обнаружено, что конформизм, то есть подчинение отдельного члена группы мнению и решению всех остальных, с наибольшей вероятностью (в 70% случаев) проявляется в группе, состоящей именно из 7 человек. Другой американский исследователь К. Хайер обнаружил, что конфликта скорее можно ожидать в группе, состоящей из 3-4 человек, чем в группе из 5 человек, так как уменьшение взаимодействия в группе снижает ее эффективность. Было установлено, что вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы. Особенно резко конформизм растет при составе группы из 5 человек и намного медленнее, когда число членов группы превышает 8 человек. Феномен конформизма и конфликтности, в свою очередь, влияет на процесс принятия группового решения, поэтому группа, состоящая из 7 человек, легче приходит к согласованному решению, чем группа с меньшим или большим количеством членов.

Второй критический момент определяется количеством 14 ± 2 человека. Такой группе присущи свои особенности. В ней представлен большой спектр индивидуальных интересов, мнений, оценок, предложений, возможностей для функционального распределения ролей. Группа из 14 человек добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате группового обсуждения. Исследования показывают, что оптимальная численность группы зависит от характера поставленной задачи. Например, эффективность обучения в группе, состоящей из 14 человек, выше, чем в большей или меньшей группе.

Третий критический момент определяется количеством 21 ± 2. Во-первых, это предел функционирования группы как единого целого. При большем количестве членов группа обязательно распадется на подгруппы. Во-вторых, при взаимодействии людей в такой группе возможно разделение на две-три подгруппы, которые сопоставляют свои мнения и позиции по широкому кругу вопросов. Однако такое деление может быть довольно кратковременным и ситуативным, поскольку обычно 20 человек вполне способны выступить как единое целое. В-третьих, в таких группах больше возможностей для взаимозамены. Например, результаты нашего исследования, проведенного в 1990-х гг. среди рабочих бригад на нескольких предприятиях Санкт-Петербурга, показали, что при прочих равных условиях бригады, состоящие из 21 человека, добиваются большей производительности труда и имеют более благоприятный психологический климат, характеризующийся взаимовыручкой и дружескими отношениями, чем бригады, в которые входит большее количество работников.

Американский психолог С. Паркинсон также задался вопросом, какой численности должна быть группа, чтобы эффективно работать. Проанализировав состав кабинетов министров Европы в течение последних столетий, он отметил, что кабинеты министров, как специфическая малая группа, в среднем состояли из 15-16 человек, но если число министров превышало 21, то эти кабинеты оказывались неэффективными и терпели политическое фиаско.

Целеполагание

Обычно малая группа не возникает спонтанно, а создается целенаправленно. Например, администрацией фирмы создается специализированный отдел для выполнения определенных функций. Эта создающая малую группу инстанция ставит перед ней официальную задачу и определяет ее функции, формулируя их в виде приказа. Необходимо разделять понятия «задача группы» и «цель группы».

Задача группы — это всегда внешний, объективный фактор, это проблемная ситуация, поставленная перед членами группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Задача может быть поставлена перед группой двумя путями: во-первых, извне, то есть другими группами; во-вторых, изнутри, то есть самой группой. Тип и содержание задачи зависят от вида групповой деятельности. Задачи могут быть трудовыми, учебными, игровыми и т. д. Отметим, что в ходе деятельности задача решается не всегда.

Цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремленность. Последнюю можно определить как степень субъективного принятия людьми задачи и их желания решить ее. Реакции членов группы на задачу могут варьироваться от полного отрицания, что чаще бывает при задаче, навязанной извне, до активного принятия и инициативы, что чаще бывает в том случае, когда группа самостоятельно ставит задачи и разрабатывает план их решения. Целеустремленность членов группы в решении задачи определяют следующие факторы:

  • характеристики задачи (знания и опыт членов группы в решении подобного типа задач определяют ее трудность для группы);
  • соответствие новой задачи предыдущим целям группы;
  • функциональная взаимосвязанность членов группы (в условиях взаимосвязанной деятельности задача решается на основе «эффекта синергии», то есть интеграции индивидуальных усилий; в условиях невзаимосвязанной деятельности — на основе простого суммирования индивидуальных усилий);
  • особенности взаимоотношений в группе (от степени сплоченности членов группы зависят единство их внутренних целей и активность при решении задачи);
  • количество членов группы.
  1. Поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации.
  2. В процессе общения членов группы идет уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.
  3. Согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознается, интериоризуется каждым как его личная цель участия в работе данной группы.

Совместная деятельность

Достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. Выделяют три типа совместной деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимосвязанную.

briochetina

У членов малой группы общая деятельность; они общаются лично; имеют эмоциональные отношения; в их группе работают нормы и процессы; члены осознают принадлежность к конкретно этой социальной группе. Основная характеристика – включенность в социальный мир.

Укажите три признака малой группы как системы.

- немногочисленность; - личное взаимодействие и общение; - общая деятельность членов.

Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.

Условные группы – условно выделяемые группы по определенному признаку.
Реальные группы – реально существующие группы.
Лабораторные группы – специально создаваемые группы для изучения.

Какие бывают малые естественные группы?

Естественные группы: большие (группы с неограниченной численностью людей) и малые (малочисленная группа из нескольких человек).

Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? охарактеризуйте их.

Это определение референтной группы, которые служат для человека стандартом и источником социальных норм.

Опишите виды отношения малой группе.
- Когнитивный (ощущения), - Эмоциональный (положительные или отрицательные эмоции), - поведенческий (включает мимику, жесты)

Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

Социометрический метод – метод опроса в рамках количественного измерения. Этот метод анализирует межличностные отношения.

Новые вопросы в Обществознание

Ниже приведены факты о государстве Зедландия. Что из перечисленного оказало наибольшее влияние на возникновение споров в обществе по поводу выбора язы … ка, на котором обучают в школах, колледжах и вузах? Отметьте один верный вариант ответа. Зедландия не имеет выхода к океаническому побережью, её границы с соседями проходят по горным хребтам. Для Зедландии характерен высокий естественный прирост населения, миграционная убыль недавно сменилась очень незначительным миграционным приростом. Зедландия – президентская республика. В Зедландии есть много национальных меньшинств, при этом представители одного народа составляют 4/5 населения. После обретения независимости в середине прошлого века был создан гимн на зедском языке.

Какие два основных понятия "экономики" существуют? Напишите четыре основных элемента экономической деятельности человека.

Помогите пожалуйста! Напишите эссе на тему: «Современные механизмы противодействия коррупции в политической сфере государства. Является ли это актуал … ьным в наши дни?»

2. В США в 30-х гг. прошлого столетия президентом Ф. Рузвельтом была разработана политика выхода страны из кризиса, вошедшая в историю под названием « … новый курс ». Он включал законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в на- правлении социального обеспечения, сокращение рабочего дня, вве- дение пенсий по старости. Являлся ли «новый курс » Ф. Рузвельта практикой воплощения элементов социального государства? Аргументируйте свой ответ.​

17. Верны ли следующие суждения о правовом статусе семьи? Семья – это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из А. … брачных и кровнородственных отношений. Б. ведения совместного хозяйства и бытовых отношений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 18.К основным социальным правам относится право на : 1)свободу совести 2) жилище 3)информацию 4)честь и достоинство 19.Установите соответствие между конкретными ситуациями и видом правонарушений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности цифр. СИТУАЦИИ ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ А) Двое вооруженных мужчин совершили налет на пункт обмена валюты и похитили значительную сумму денег. Б) Бригада строителей не выполнила условия договора по строительству загородного дома для своего клиента. В) Молодой работник регулярно опаздывает на работу по причине автомобильных пробок на дороге. Г) Футбольные болельщики написали красками имя своей любимой команды на автобусной остановке. Д) Издательство издало дополнительный тираж произведения, не уведомив автора и не выплатив причитающегося ему гонорара. 1) административное 2) уголовное 3) дисциплинарное 4) гражданско-правовое 20.После 9 класса И. продолжил обучение в общеобразовательной школе, а К. поступил в учреждение среднего профессионального образования. Сравните черты двух этих типов образовательных учреждений. Выберите и расставьте в соответствующие столбцы таблицы порядковые номера черт сходства и черт различия (порядок элементов внутри столбца таблицы значения не имеет). Признаки образовательных учреждений 1) После завершения обучения имеется возможность поступления в вуз. 2) По окончании обучения обязательна государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ. 3) Выпускники могут работать по полученной специальности. 4) Обучение осуществляется в соответствии с образовательными стандартами. Ответ: Черты сходства Черты различия Итоговая контрольная работа по теме «Право» 9 класс 2 вариант 1. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается силой 1.традиций 2. убеждения 3.общественного мнения 4. государства 2. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она 1.является единственным правовым актом государства 2.принимается высшим органом в государстве 3.не допускает законы и иные правовые акты, противоречащие ей 4.содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы 3. Конституция Российской Федерации была принята в результате: 1. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2. указа Президента Российской Федерации 3. всенародного референдума 4. резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 4 В перечне отраслей российского права лишним является право 1. уголовное 2. административное 3. гражданское 4. международное 5. Среди правовых актов высшей юридической силой обладает(-ют) 1. Гражданский кодекс 2. указы Президента 3. Уголовный кодекс 4. Конституция Российской Федерации 6. Верны ли следующие суждения? Во Всеобщей декларации прав человека А. собраны все документы о правах человека. Б. определены международные стандарты прав и свобод человека. 1. верно только А 2. верно только Б 3.

15 балов, помогите пожалуйста! 1. В чём сущность гражданского права. 2. Укажите особенности гражданского права. 3. Как проявляется гражданская дееспос … обность несовершеннолетних?

Привет! Нужна срочная помощь. 1. В чём сущность гражданского права. 2. Укажите особенности гражданского права. 3. Как проявляется гражданская дееспосо … бность несовершеннолетних?

Верны ли следующие суждения о роли религии в современном мире? A. Наука и религия действуют одинаковыми методами. Б. Религия может не только объединят … ь, но и разъединять людей. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

9katerina9

Даю 60 балів. Будь ласка. Срочно. Встановіть відповідність. живляться органічними речовинами, які створюють самі Вибрати. живляться готовими орг … анічними речовинами Вибрати. не рухаються, живляться готовими органічними речовинами Вибрати. одноклітинні організми, у клітинах яких немає ядра

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА 100 баллов! Заполните таблицу «Основные понятия»: Понятие Определение … Особая система отношения человека к окружающему миру и ме … сту в нём. Глобализация … Культура … … Нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести. … Система экономических отношений, дающих возможность совершать обмен необходимыми ресурсами между продавцом и покупателем. Имущественные отношения … … Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. ЗАДАНИЕ 2 Заполните схему «Общество»: image1.jpg ЗАДАНИЕ 3 Познакомьтесь с цитатами известных людей о морали, нравственности и долге и выполните задание. «То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали». (И. Бентам) «Мораль – не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами». (Д. Дьюи) «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений». (Я. Коменский) «Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставят удобство». (Л. Вовенарг) «Не полюбивши долга, нельзя его исполнить». (И. Гончаров) Выберите одно из высказываний и раскройте его смысл. Ответ должен содержать не менее трёх предложений. задание 4 Какие общие черты можно выделить у науки и религии? Можно ли согласиться с утверждением, что наука и религия диаметрально противоположны? Своё мнение обоснуйте. Назовите не менее двух сходств и двух различий. Ответ должен содержать не менее пяти предложений.

1. Назовите основные функции государства.2.как обеспечение безопасности страны помогает выполнению социальной функции государства?3. Как обеспечение н … ормативно-правовой функции помогает выполнению экономической функции государства?помогите пожалуйста<3​

Ниже приведены суждения. Выберите те, в которых допущена ошибка, и исправьте её. Формирование профессиональных навыков происходит только в семье.Трудо … вая деятельность всегда связана с физической нагрузкой.Личность формируется на протяжении всей жизни человека.Добрые дела – это поступки, которые совершаются из-за корыстных целей.Человек может быть участником сразу нескольких социальных групп.

СРОЧНО. Напишите несколько связанных тем с темой "Идеальный человек". Например:"существует ли идеальный человек","Как стать идеальным человеком".

Почему прокуратура помогает гражданам защищать их нарушенные права? Это же адвокатура, а почему-то утверждение верное​

1.Понятие малой группы, условия и стадии ее развития.

2.Классификация малых групп

3.Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы.

4. Социометрическая структура группы.

Понятия темы: малая группа, групповая динамика, социометрическая структура группы.

Понятие малой группы

Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Таким образом, малая социальная группа– это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Малые группы служат в качестве главного объекта не столько для социологии, сколько для другой научной дисциплины – социальной психологии. Социологический же интерес к малой группе обусловлен в основном двумя моментами: во-первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в микросреде группы можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются и в макросреде, в более крупных объединениях.

Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность.

Контактность – это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией.

Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы – три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5– 12 человек.

Отличительные признаки малой группы:

· пространственное и временное соприсутствие людей;

· наличие постоянной цели совместной деятельности;

· наличие в группе организующего начала;

· разделение и дифференциация персональных ролей;

· наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, может приводить к разделению группы на подгруппы, формирует внутреннюю структуру межличностных отношений в группе;

· выработка специфической групповой культуры—нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику.

"Группообразование - это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу.

Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:

1. Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи. Для организации обычно требуется специальное помещение, где возможно выполнение совместной работы.

2. Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений. Общение людей между собой - это непременное условие их совместной деятельности.

3. Время взаимодействия. Установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Необходимо определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.

4. Численность группы. Количество членов группы является важной переменной, оказывающей влияние на групповое поведение. В социальной психологии установлено, что эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть либо слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы - 2-3 человека, максимальная - от 25 до 40 человек. Сложность вызывает определение оптимальной численности. Здесь эмпирически определены три критических момента.




Выделяют три основных этапа развития малой группы:

1 Ориентировка в ситуации. На этом этапе происходит ориентация членов группы в отношениях между собой, в задаче и способах её решения.

2 Конфликт. Конфликт, который является результатом противоречия между разными членами группы.

3 Динамическое равновесие. Динамическое равновесие, которое обеспечивает возможность функционирования группы как единого целого, но не гарантирует возникновения новых конфликтов.

Малая группа – это немногочисленная по составу достаточно устойчивая общность людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в непосредственном личном взаимодействии и общении.

Все люди являются членами тех или иных групп: учеником класса, членом бригады, студенческой группы и т. д. Минимальная численность малой группы составляет 2–3 человека, максимальная – 20–40 человек. Оптимальной считается группа в 5–7 человек.

Признаки малой группы:

1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность для личных контактов;

2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения, моральных и ценностных норм;

3) лидерство – взаимодействие лидеров и ведомых в группе, влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих целей;

4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;

5) интрагрупповая активность – мера внутригрупповой активности отдельных членов группы;

6) интергрупповая активность – мера активности группы в целом и ее членов с внешними группами;

7) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;

8) организованность – способность группы к самоуправлению;

9) интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения;

10) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и принятие её группой. Среди целей выделяют:

а) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;

б) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);

в) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого;

11) эмоциональность – степень выраженности межличностных эмоциональных взаимосвязей членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы;

12) волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям;

13) разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли);

14) выработка специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обуславливающие групповую динамику.

Параметры малой группы:

1) состав или композиция группы – определяет своеобразие данной группы среди других групп;

2) структура группы – принятое распределение руководства и подчинения, прав и обязанностей между членами группы, порядок отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений;

3) групповые процессы – это процессы, которые организуют деятельность группы (общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и т. д.);

4) групповые нормы – это система общепризнанных в данном коллективе правил поведения работников в сфере труда, досуга, общения;

5) положение индивида в группе – его статус (место в системе групповой жизни), роль (способ поведения, ожидаемый от личности), позиция (система взглядов и ценностей);

6) групповые ожидания – ожидаемые образцы поведения, соответствующие каждой роли, статусу и позиции индивида как субъекта группы;

7) групповые санкции – групповые средства и механизмы управления поведением членов группы. Санкции бывают поощрительные и запретительные.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тест «Ловись, рыбка, большая и малая. »

Тест «Ловись, рыбка, большая и малая. » Любая женщина мечтает узнать, как она выглядит со стороны, и, естественно, в большей мере ее интересует мнение мужчин. Это вполне понятно – женщина с самого рождения стремится нравиться представителям сильного пола, причем с

Параметры характера или формула удачи

Параметры характера или формула удачи Берн предложил описывать характер человека по трем параметрам:• Я (отношение к себе);• ВЫ (отношение к близким);• ОНИ (отношение к людям).Известный российский психотерапевт М. Литвак добавил к этим трем параметрам еще один — ТРУД

Только параметры

Только параметры Каждое утро, в семь тридцать утра, Ричарду Грассо вручали пачку бумаг. Через несколько мгновений он поднимался из-за стола и звонил в колокольчик. Этот ритуал, напоминающий момент открытия боксерского матча, был частью его работы в качестве председателя

2. Малая группа и коллектив

2. Малая группа и коллектив 1. Понятие малой группы и коллектива.2. Структура малых групп.3. Межличностные отношения в группах и коллективах.4. Эффективность групповой сплоченности.1. В социальной среде, которая окружает личность, функционирует большое количество

Критические параметры

Критические параметры При вычленении глубинного опыта из поверхностных событий иногда бывает полезным прием критических параметров. Этот прием замечателен тем, что он также хорошо работает в одиночку, как и при помощи консультанта. Однако он позволяет лишь подтолкнуть

Критические параметры

Критические параметры При вычленении глубинного опыта из поверхностных событий иногда бывает полезным прием критических параметров. Этот прием замечателен тем, что он также хорошо работает в одиночку, как и при помощи консультанта. Однако он позволяет лишь подтолкнуть

3. Семья как социальный институт и малая группа

3. Семья как социальный институт и малая группа Соотношение понятий «брак» и «семья»Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и

Приложение Черты характера и соответствующие им физические параметры

Приложение Черты характера и соответствующие им физические параметры ААвторитет – Длинный нос, сбалансированный с другими чертами лицаАвантюризм – Высокие, мясистые, круглые скулы, ноздри в виде наклонного эллипсаАгрессивность – Костлявый нос с горбинкой и большим

Глава 10. Что делать, если малая сексуальная активность – черта его психофизиологического типа

Глава 10. Что делать, если малая сексуальная активность – черта его психофизиологического типа Развенчав в предшествующей главе миф о все усиливающейся и усиливающейся с возрастом мужской сексуальности, в этой главе мы поговорим о другой причине возникновения уже

Согласование понимания ситуации: основные параметры

Согласование понимания ситуации: основные параметры Параметр смыслового содержанияЭтот параметр предполагает, что вы верно понимаете то, каким образом представляет человек имеющуюся на данный момент ситуацию и то, какие ситуационные изменения для него желательны.

IV. Групповые импровизации: основная и малая сцены, используемые для репетиций пьесы

IV. Групповые импровизации: основная и малая сцены, используемые для репетиций пьесы Первая репетицияКраткое введение в гештальт и работу Перлза, которое я привожу в этой части эпилога, должно помочь читателю немного ознакомиться с предысторией. Платформой, на которой

4. ПАРАМЕТРЫ СОЗНАНИЯ: КАРТОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

4. ПАРАМЕТРЫ СОЗНАНИЯ: КАРТОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ Для понимания глубокого воздействия психоделической психотерапии на умирающих следует принять во внимание природу и особые характеристики переживаний, вызываемых ЛСД. Клинические исследования препарата в

Параметры речи

Параметры речи Когда ты волнуешься и не знаешь, о чем говорить, то начинаешь тараторить. Обычно сбивчивая и насыщенная речь проявляется в те моменты, когда ты боишься неловких пауз в разговоре. Контролируй себя точно так же, как я во Вьетнаме контролировал кайт. Отпусти

Семья — малая Церковь

Семья — малая Церковь Тайна семьи, о которой говорил апостол Павел, есть вообще тайна духовного расширения, которое рождается из самых недр семейной жизни. Конечно, глубочайшее значение имеет здесь рождение детей, которое не только несет с собой радость, но и реализует

Даже самая малая крупинка ваших надежд не затеряется в песке

Даже самая малая крупинка ваших надежд не затеряется в песке В самом начале своей карьеры, когда ее еще не преследовали толпы поклонников, Мадонна, по всей видимости, была в довольно незавидном положении и в поисках поддержки, совета и, возможно, полезных связей для

Читайте также: