Что вешают евреи на дверь

Обновлено: 25.04.2024

Во многих уголках мира вне зависимости от культур и религий верят в существование темных потусторонних сил и часто обычаи требует вешать на двери защитные амулеты, которые, помимо того, что отгоняют злых духов, ещё и приносят удачу в дом. И сейчас я расскажу о самых известных из них.

1. Подкова

Пожалуй что, самый известный амулет в этом списке - подкова. Считается, что она способна отогнать ведьм от вашего дома, а также принести удачу всем проходящим мимо. Подкова должна висеть над входной дверью дома прибитой вверх или вниз. Это поверье восходит к английскому фольклору 16 века и широко распространено во всем мире.

Пусть некоторые и по сей день ведут споры о том как и сколько вешать подков. Некоторые находят такие компромиссные варианты.

2. Зеркало Багуа

Строго говоря, его нельзя назвать зеркалом в обычном понимании этого слова, так или иначе, амулет Багуа, появившийся в Китае, является популярным символом фэн-шуй. Считается, что повесив его его у входа в дом, вы будете приветствовать гармонию и создавать удачу для всех, кто в него войдет.

Кроме того, зеркало Багуа также используется в качестве амулета для борьбы с отрицательной энергией "ци", которая является порождением злых духов.

3. Пальмовые листья

Если вы не знали, на Филиппинах (единственная страна в Азии, где католицизм - официальная религия) искусственные пальмовые листья продаются в Вербное воскресенье, которое ознаменует собой начало Страстной недели.

Подобно тому, как мы используем веточки вербы, филиппинцы относят пальмовые листья для благословляются католическим священником и затем вешают их рядом с дверьми. Считается, что они оберегают от зла.

4. Музыка ветра

Утверждается, что эти колокольчики, которые издают мелодичный звук от ветра или прикосновения, отгоняют злых духов. Первоначально они появились в Индии, а позже были завезены в Китай, где стали использоваться для защиты домов от потусторонних сил.

При этом в Японии большую популярность получили стеклянные колокольчики, известные как фурин и они, по их убеждениям, приносят удачу.

5. Мезуза

Согласно каббале (еврейскому мистицизму), считается, что мезуза отгоняет злых духов, которые хотят проникнуть в дом. Тот, кто поместит мезузу у входной двери - будет защищен. Непосвященный человек даже может спутать этот амулет с термометром.

Мезуза представляет собой кусок пергамента, на котором написаны молитвенные стихи на иврите. Этот пергамент сворачивается и прикрепляется к дверному косяку или рядом, причем иногда под углом.

6. Назар

Он также известен как камень от сглаза. Такой амулет активно используется греками и турками в качестве защиты от "дурного глаза". Ещё он известен в средиземноморской культуре как "турецкий глаз" или "глаз Фатимы".

Этот предмет обычно делается из цветного стекла. По поверьям, Назар помещенный рядом с входом в дом, также защитит его обитателей от невезения.

7. Рябина

В некоторых кельтских верованиях крест из рябины, перевязанных красной нитью, использовался как защитный амулет, который помещали над дверью дома. Причем в части скандинавских странах продолжают следовать этому обычаю.

Как говорится в старой шотландской поговорке: "Красная нить рябины всех ведьм прогоняет". Всё потому, что многие верят в её сильную энергетику, способную защитить от темных сил.

8. Офуда

Офуда - это амулет, популярный в синтоистской вере Японии, который используется для защиты семьи от болезней и других несчастий. Этот предмет обычно делают из бумаги, иногда украшая деревом, тканью или металлом, а затем прикрепляют к двери.

Также существует немало разновидностей этого талисмана, например на фото выше Сакасафуда ручной работы, выставленная вверх ногами, чтобы защитить дом от воров.

9. Наконечники стрел

Считается, что наконечник стрелы, висящий над входной дверью, удерживает грабителей от проникновения в дом.

Такой талисман был очень популярен у монголов и, среди прочего, символизировал собой мужскую силу, мудрость и безопасность.

10. Куриная косточка

Во многих странах существует поверье, что те, кто хотят встретить любовь, в новогоднюю ночь над входной дверью должны прибить эту куриную косточку (вилочку), которая привлечет в жизнь возлюбленного, при этому нужно 3 раза проговорить: "Дорогая/ой, заходи!"

Также в былые времена девушки часто использовали её для гаданий, особенно на жениха. А ещё считается, что помимо замужества она приносит удачу и благополучие в семью.

11. Палочки корицы

Считается, что палочки корицы, привязанные над входной дверью, защищает дом от негативной энергетики.

В прошлом их активно использовали египтяне, считая что они достойны священных мест, а в Китае их применяют для очищения храмов от злых духов.

12. Бамбуковая флейта

Если повесить этот древнейший музыкальный инструмент рядом с входной дверью, то, согласно фэн-шуй, он может служить защитой вашего дома от любых плохих вибраций.

Бамбуковая флейта также является символом силы и духовного богатства.

13. Махакала

Махакала в тибетском буддизме считается защитником Дхармы (учения Будды). Он может иметь разную форму и количество рук, но обычно имеет угрожающий вид и имеет несколько видов оружия.

Так как он защитник закона, поэтому он непременно размещается у входа в большинство буддийских храмов.

14. Венок из розмарина

Многие верят, что венок из свежего розмарина, перевязанный натуральной нитью, прекрасно защищает дом. Для дополнительной защиты некоторые советуют добавить: львиный зев, цикламен, цветы чеснока, бархатцы, гвоздики или розы. Причем строго три, семь или девять соцветий.

Мезуза представляет собой помещенный в специальный футляр свиток пергамента из кожи «чистого» животного, прикрепленный к дверному косяку еврейского жилища. На свиток нанесены два отрывка из Торы (Дварим 6:4—9 и 11:13), входящие в молитву «Шма Исраэль», в которых упоминается заповедь мезузы.

С внешней стороны на свитке пишутся три буквы — шин, далет, йуд (первые буквы одного из «Имен» Всевышнего, которое можно перевести как Всемогущий; толкуется как сокращение от слов: Охраняющий двери Израиля).

Футляр помещен на правый косяк, если смотреть снаружи. В ашкеназских общинах принято вешать футляр так, чтобы его верхняя часть была чуть наклонена внутрь помещения.

Каждые семь лет свиток проверяют не меньше двух раз. Он должен удовлетворять ряду специальных правил, то же самое относится к его написанию.

Прикрепляя мезузу, произносят особое благословение, текст которого можно найти в любом сидуре (сборнике молитв и благословений).

Заповедь вешать мезузы дана в Торе дважды: «Напишешь их (слова Торы, входящие в текст свитка мезузы) на дверных косяках твоего дома и на твоих воротах».

Мезуза не имеет нечего общего с амулетом (специальным предметом, призванным охранять его владельца). Вера в охранные свойства амулетов запрещена иудаизмом. Заповедь мезузы евреи выполняют потому, что так предписывает Тора. Рамбам поясняет (Законы тфилин 6:13): «Заповедь иметь мезузу напоминает при каждом нашем приходе или выходе из дома о единстве Всевышнего и должной любви к Нему».

За пределами Израиля мезузу вешают на двери через 30 дней после въезда в съемную квартиру. В Эрец Исраэль ее прикрепляют немедленно после вселения. И еще одно важное правило: мезуза должна висеть не только на входных дверях, но на всех внутренних дверях дома (кроме ванных комнат и туалетов).

Нет еврейского дома без мезузы. Самые древние дошедшие до нас мезузы относятся к эпохе Второго Храма. Оставленные евреями дома легко опознаются по дверной выемке, где раньше хранилась мезуза. Такие старые здания можно найти в Праге, Вильнюсе и многих других городах Европы. Такие дома можно найти и в Хевроне, где этот характерный знак все еще заметен на многих домах, построенных до погрома 1929 года.

Помещенный в специальных футляр свиток пергамента из кожи «чистого» животного, прикрепленный к дверному косяку еврейского жилища. На свиток нанесены два отрывка из Торы (Дварим 6:4—9 и 11:13), входящие в молитву Шма Исраэль, в которых упоминается заповедь мезузы. С внешней стороны на свитке пишутся три буквы — шин, далет, йуд (Всемогущий; толкуется как сокращение от слов: Охраняющий двери Израиля). Футляр помещен на правый косяк, если смотреть снаружи. В ашкеназских общинах принято вешать футляр так, чтобы его верхняя часть была чуть наклонена внутрь помещения. Каждые семь лет свиток проверяют не меньше двух раз. Он должен удовлетворять ряду специальных правил, то же самое относится к его написанию. Прикрепляя мезузу, произносят особое благословение, текст которого можно найти в любом сидуре (сборнике молитв и благословений).

Заповедь вешать мезузы дана в Торе дважды: «Напишешь их (слова Торы, входящие в текст свитка мезузы) на дверных косяках твоего дома и на твоих воротах». Мезуза не имеет нечего общего с амулетом (специальным предметом, призванным охранять его владельца). Вера в охранные свойства амулетов запрещена иудаизмом. Заповедь мезузы евреи выполняют потому, что так предписывает Тора. Рамбам поясняет (Законы тфилин 6:13): «Заповедь иметь мезузу напоминает при каждом нашем приходе или выходе из дома о единстве Всевышнего и должной любви к Нему».

За пределами Израиля мезузу вешают на двери через 30 дней после въезда в съемную квартиру. В Эрец Исраэль ее прикрепляют немедленно после вселения. И еще одно важное правило: мезуза должна висеть не только на входных дверях, но на всех внутренних дверях дома (кроме ванных комнат и туалетов).

Нет еврейского дома без мезузы. Самые древние дошедшие до нас мезузы относятся к эпохе Второго Храма. Оставленные евреями дома легко опознаются по дверной выемке, где раньше хранилась мезуза. Такие старые здания можно найти в Праге, Вильнюсе и многих других городах Европы. Такие дома можно найти и в Хевроне, где этот характерный знак все еще заметен на многих домах, построенных до погрома 1929 года.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ЕВРЕИ И СУЕВЕРИЯ: САМЫЕ СТРАШНЫЕ И ЖУТКИЕ ДОМЫСЛЫ

Суеверия. В них как нельзя лучше проявляются характер и особенности народа, его судьба. И формируются они в радостях, печалях и страхах повседневной жизни. Человек всегда стремился объяснить загадочные и непонятные для себя явления. Так появлялись всевозможные мифы и суеверия, которые являются частью культуры каждого народа.

Как евреи относятся к суевериям? Есть ли вообще суеверия в еврейской культуре? Откуда они взялись и какие из них – самые странные, забавные или поражают воображение? Согласно Торе, все в этом мире управляется великим Б-жественным провидением. Поэтому евреи верят, что все происходящее неслучайно, значимо и, скорее всего, подчинено определенной закономерности. Но есть также закономерности кажущиеся: суеверия, лженаучные теории и "законы" гуманитарных "наук", которые Тора отвергает и не признает (черные кошки, просыпанная соль и т.д.), а за колдовство Тора и вовсе требует наказывать смертью .

Однако, в древности суеверия были распространены. Так, царь Шауль просил колдунью вызвать дух Самуила. Широкое распространение языческих обычаев в Израильском царстве под влиянием царицы Изевель, в Иудейском царстве в правление Менашше и подобные инциденты в другие исторические эпохи вызывали резкий протест пророков.

Во времена Вавилонского царства в еврейской среде распространенными были такие суеверия, как страх оказаться между двумя женщинами или, наоборот, женщине – оказаться между двумя мужчинами, между двумя пальмами или собаками, поскольку это предвещает несчастье; запрет одалживать воду или ступать на пролитую воду и прочее. В Вавилонии особенно опасным считалось все парное‎: нельзя есть за одной трапезой два или четыре блюда, пить два или четыре бокала вина и т. д. Только те из суеверий, которые были явно идолопоклоннического происхождения, вызывали осуждение. На формирование многих еврейских суеверий оказали влияние занятия колдовством и магией , распространенные среди народов Вавилонского царства.

В Иерусалимском Талмуде также встречаются упоминания о суевериях, приобретенных под греко-римским влиянием: вера в легкую руку, в то, что одетая наизнанку рубаха вызывает сновидения. Вера в дурные приметы: увидеть ворона — к беде, курица кукарекает как петух — к несчастью.

В Новое Время бытовала вера в сновидения и сглаз; чтобы предотвратить действие дурного глаза, следовало сплюнуть три раза. Причиной эпидемий считался живущий в районе бедствия грешник, которого раввин должен был наказать – и тогда эпидемия прекратится. В Литве во время эпидемий холеры евреи устраивали на кладбищах свадьбы между калеками, а в Пинске — свадьбы сирот под черной хупой на могилах их родителей; в некоторых захолустных местностях на кладбище устраивали формальное венчание между женщиной и каким-либо мертвецом. В Галиции на домах либо делали надпись «холера уже была здесь», либо вешали замок, а ключ выбрасывали. Чтобы помочь тяжелобольному, его ближайшие родственницы отправлялись на кладбище, где измеряли длину могил благочестивых людей свечными фитилями, которые шли затем на синагогальные свечи.

В «Сефер Рефуот» приводится множество суеверных обрядов, производимых над больным с целью его излечения. Алжирские евреи убивали черного петуха и вымазывали его кровью грудь и лоб больного. В Галиции считали, что если y ребенка конвульсии, виновником их является вошедший в ребенка злой дух; чтобы изгнать его, надо разбить горшок или тарелку пред лицом ребенка. Существует поговорка, указывающая, как саркастически народ иногда сам относится к суевериям в области народной медицины: «Это помогает, как прошлогодний снег против головной боли».

Возникновение некоторых суеверий связано со стремлением людей практически использовать сказанное в Писании или в мидрашах. Так, еще с талмудических времен счастливым днем для путешествия или какого-либо начинания считается вторник, потому что в библейском описании третьего дня творения дважды сказано «Б-г увидел, что было хорошо», понедельник же считается несчастливым, потому что в описании второго дня творения ни разу не сказано «Б-г увидел, что было хорошо». Месяц адар считается счастливым, потому что в этом месяце родился Моше. Преимущественно среди каббалистов распространена вера в магическую силу камей.

Всегда довольно интересными были суеверия, связанные с замужеством и семейной жизнью, детьми. Считалось, что сестрам не следует выходить замуж в один день, чтобы не сглазить родителей. Если после брачной церемонии жених первый дотронулся до руки невесты, то он будет главенствовать в семье, если же невеста первой дотронулась до руки жениха, то главенство будет принадлежать ей.

Согласно Торе, молиться об определенном поле ребенка можно только до 40-го дня от зачатия. Потому что после 40-го дня такая молитва подпадает под запрет «тфилат шав» — запрет бессмысленной молитвы. На 7-8 неделях беременности у зародыша уже формируются половые признаки, и если попросить Б-га о ребенке конкретного пола, это будет просьба о явном чуде. Раввины же говорят, что Вс-шний совершает сколько угодно чудес, но не явных.

Чтобы защитить ребенка от дурного глаза, еврейские матери прибегали часто к такому средству: они трижды целуют ребенка, отплевываясь после каждого поцелуя. Вообще отплевыванию придается большое значение в еврейском фольклоре. Если кто-нибудь видел дурной сон и хочет забыть ο нем, то он должен три раза сплюнуть.

В еврейской культуре существует множество интересных обычаев и суеверий, связанных со смертью. Например, при освящении нового кладбища рекомендуется убивать петуха и хоронить как первую добычу смерти. Особенное внимание обращается на то, кто первый будет похоронен на новом кладбище. Небольшие общины иногда приписывают к себе дряхлого старика, чтобы он был первым похоронен.

У евреев также принято закрывать все зеркала в доме, если в нем кто-то умер. Зеркала не открывают в течение семи дней, когда семья соблюдает шиву (семь дней траура – прим.ред.). Существует поверье, что, если зеркало не накрыть, то душа умершего может попасть в его ловушку и уже не сможет попасть в загробный мир. Эта традиция породила другое суеверие. Зеркала должны быть покрыты каждую ночь, чтобы, когда люди спят, их души блуждают и могут попасть в ловушку зеркала.

Среди евреев европейских городов считалось большим несчастьем, если во время погребальной процессии их соотечественника пробежит собака поперек дороги. В таком случае погребение откладывалось до другого дня, и мертвеца относили опять туда, откуда взяли.

Однако не все суеверия с явно языческой подоплекой исчезли и были забыты. Евреи южно-русских еврейских земледельческих колоний в XVII-XIX столетиях верят, что по ночам в конюшнях бродят «мазиким», красиво заплетающие гривы их лошадей и даже волосы людей, там спящих.

Есть и такие суеверия, о которых сразу и не подумаешь, что они – изначально еврейские. О таких от своих мам и бабушек слышат с самого детства не только еврейские дети. Например, кто не слышал о том, что не надо чинить одежду или пришивать пуговицу в то время, когда эта одежда находится на человеке, потому что при этом можно «зашить память»? Похожий запрет на одновременное подстригание ногтей на ногах и на руках.

Интересно, что общечеловеческая примета о том, что чихнувший человек говорит правду, тоже происходит именно от еврейского суеверия. Это поверье говорит нам о том, что, если во время молитвы "Амида" человек чихает – это значит его молитва принимается на Небесах с благосклонностью. А если с шумом выпускает газы из кишечника, то. без благосклонности.

Особое место всегда занимали поверья о деньгах и богатстве. У евреев Кавказа добрым знаком считается, если в доме поселилась змея, ­­– в этом случае его хозяев ждет богатство. Настоящее богатство еврею может принести только Элиягу ха-Нави – пророк Илья, который чаще всего предстает в облике нищего седобородого старца. Кавказские евреи верят, что Элиягу любит одаривать евреев деньгами после выхода субботы, – то есть в ночь с субботы на воскресенье. Поэтому у них принято вечером в субботу зазывать в гости случайного прохожего и щедро угощать его – в надежде, что в его образе скрывается сам пророк Элиягу.

В хасидских общинах считается, что подлинное богатство и благополучие может принести специальное благословение цадика. У хасидов принято просить у ребе благословение на хорошую «парносу» – заработок. В некоторых хасидских общинах раввины дают своим хасидам деньги – «на развод». И в среде хасидов можно услышать немало историй, как подаренный ребе рубль или доллар приносил счастье или приводил человека к сказочному богатству.

Одним из основных способов привлечения денег в еврейском мире традиционно считались каббалистические камеи – талисманы с благословением на хороший заработок, написанными праведным раввином, сведущим в тайнах Каббалы.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Что такое мезуза?

Мезуза (в переводе с иврита «дверной косяк»): небольшой свиток пергамента, на котором содержится рукописный текст молитвы Шма, нанесенный специально обученным переписчиком святых текстов – сойфером . Свитки мезузы сворачиваются, помещаются в особый футляр и прикрепляются к дверным косякам домов.


A Jewish Mezuzah contains specific Torah verses and is placed on the doorframe of homes.

Мезуза является отличительным признаком еврейского дома и напоминает его обитателям об их связи с Богом и полученных от Него установлениях. Так же считается, что мезуза оберегает дом от невзгод, подобно тому, как перед исходом из Египта евреям было заповедано нанести отличительный знак на дверные косяки своих домов, чтобы Бог увидел это и обошел их дома, не обрушив на них свою ярость.

Что представляет собой кошерная мезуза?

Декоративный футляр, в котором свиток мезузы хранится, – это не более чем просто контейнер, четких требований к которому практически нет. Самое важное – сам свиток, на котором написаны первые два отрывка молитвы Шма, начиная с всем известных слов «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь один». В этих отрывках содержится повеление Бога о прикреплении мезузы: «И будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома своего и воротах своих».

Эти стихи наносятся на пергамент от руки экспертным переписчиком святых текстов, сойфером, который обучен всем законам, связанным с написанием мезузы, включая требование о том, чтобы во время написания свитка сойфер должен иметь особое намерение, а слова должны располагаться в определенном порядке.

Каждая буква в мезузе должна быть правильно написана. Даже одна единственная трещина в пергаменте или какое-либо самое незначительное упущение в тексте может аннулировать всю работу и сделать свиток некошерным. Мезуза, тест которой напечатан, некошерна. По этой причине очень важно приобретать мезузу у уважаемого сойфера или продавца, которому можно доверять.

На обратной стороне свитка сойфер пишет одно из имен Бога: Шадай (Всемогущий). Три буквы этого имени составляют аббревиатуру для ивритских слов «Шомер длатот Исраэль», которые означают «Охраняющий двери Израиля». Поскольку это имя Бога начинается с буквы шин , на футлярах для мезуз часто можно увидеть украшение в виде этой буквы.

Единственный материал, на котором можно написать мезузу, – пергамент. Однако не каждый пергамент подойдет для столь важной задачи. С самых первых этапов изготовления он должен быть предназначен для заповеди. Это значит, что сойфер должен иметь в виду (и может устно это подтвердить), что он готовит пергамент специально для того, чтобы на нем был написан свиток Торы – тфилин или мезуза. В связи с тфилин Тора говорит нам «И будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими, дабы было учение Бога на устах твоих». Мудрецы объясняют эти слова так, что пергамент для свитка тфилин и, соответственно, для мезузы должен быть сделан из кошерного животного. Обычно используется кожа теленка или ягненка. Так же кожа проходит длительную многоэтапную подготовку, ни один из пунктов которой нельзя пропустить, иначе мезуза станет некошерной.

Чернила для мезузы тоже должны быть особенными и изготавливаются из галловых орешков или галловой кислоты, гуммиарабика и медного купороса. Все ингредиенты проходят особую обработку.

Перо, используемое для написания мезузы или тфилина, так же берется у кошерной птицы, обычно гуся или индейки. Оно затачивается таким образом, чтобы, меняя наклон руки и давление, сойфер мог писать линии разной толщины.


Jew holding the Mezuzah, vintage engraved illustration. Magasin Pittoresque 1857.

Куда прикреплять мезузу?

Мезузы необходимо прикрепить почти к каждому дверному проему в принадлежащем вам жилом помещении. Исключениями являются лишь двери, ведущие к ванным комнатам и небольшим чуланам. Если есть возможность приобрести только одну мезузу, необходимо повесить ее при входе в дом.

Свиток следует прикрепить к косяку у правой стороны двери, в верхней трети дверного проема. При этом мезуза должна быть наклонена так, чтобы ее верх смотрел внутрь в сторону комнаты.

Что означает мезуза?

Следование иудаизму не ограничивается походами в синагогу. Мы стремимся к духовности даже в том, что касается быта и обустройства наших домов. Мезуза, расположенная на дверном косяке, напоминает тем, кто идет по жизни с Господом в сердце, что Тора сопровождает их, куда бы они ни пошли.

Наши мудрецы учат, что у мезузы есть уникальное свойство защищать обитателей дома, вне зависимости от того, внутри они находятся в этот момент или снаружи. Мезузу можно сравнить со шлемом безопасности или защитным костюмом, который защищает нас от окружающих по жизни опасностей.

Талмуд учит, что, хотя большинство царей сидят внутри дворцов, а их охранники стоят снаружи, Бог, Царь всего мира, помещает Свою защиту (проявляющуюся в мезузах) снаружи наших домов, защищая любимый и избранный Им народ.

Бог обещает, что любой, кто будет внимательно относиться к заповеди мезузы, сам удостоится прожить более долгую и полную благ жизнь и передаст эту привилегию своим потомкам, как сказано в третьем отрывке молитвы Шма Исраэль: «И напиши их на косяках дома своего и на воротах своих, дабы продлились дни ваши и дни сынов ваших на земле, которую Бог поклялся отцам вашим дать им».

Читайте также: