Что построили из камней бастилии

Обновлено: 01.05.2024



Мост согласия в Париже.. .

Мост Согласия (Pont Concorde) знаменит тем, что был построен из камней разрушенной Бастилии.

Вот небольшая поэтическая выдержка из произведения ". Затем из камней Бастилии. " К. Ривеля
. Затем из камней Бастилии
Построен был мост Конкорд.. .
А скольких тогда убили,
Увы, не считал народ.
Бескровная революция,
Как вера без алтарей.. .
Ça ira! И Париж на улицах
Танцует у фонарей,
Где над голытьбою бешеной,
Поющей про пушек гром,
Застыли тела повешенных
В молчании неземном.. .

В 1789 году в Бастилии находились лишь семь заключенных, двое из них - сумасшедшие. В конце июня 1789 года Париж охватили волнения. 14 июля уже ничто не могло остановить разбушевавшихся парижан. Накануне Демулен призвал их вооружаться, и вся разгоряченная толпа, в которой оказались и мелкие дворяне, и лавочники, и даже один академик изящной словесности, направилась к Бастилии. До сих пор ни один историк французской революции не смог ответить на вопрос, почему же толпа двинулась на штурм Бастилии, а не какого-либо иного здания, имевшего отношения к королевскому двору.

Крепость, как обычно, сдалась без боя, но народ требовал жертв. Маркиза де Лоне, коменданта тюрьмы, толпа убила, двое его помощников были повешены. После этого толпа направилась дальше, захватив по дороге несколько министерств и здание почты.

14 июля, вопреки существующей легенде, Бастилию никто не разрушил. Решение о ее сносе было принято 16 июля мэрией города, а на то, чтобы ее разобрать, ушло три года, причем трудились над этим более восьмиста рабочих. Камни частично использовались на постройку моста Согласия, а часть из них ушла придприимчивому "гражданину" Палуа, который составил себе неплохое состояние, вырезая на продажу макеты Бастилии из камней разрушенной крепости. Макеты скупили различные учреждения, где они использовались в виде пресс-папье, вовсе не напоминая об ужасах монархии, как это объяснял Палуа, затеивая свою авантюру.

Когда-то носивший имя короля, мост, ведущий от Бурбонского дворца, где сейчас заседает Национальное собрание, к площади Согласия, был призван стать символом поверженного абсолютизма. Теперь это весьма удобная транспортная связка между левым и правым берегом Сены.

Самым к роскошным считается мост Александра III, украшенный позолоченными колоннами в стиле Арт-Нуво с бронзовыми светильниками, херувимами, купидонами, нимфами и крылатыми конями. 107 метровая металлическая арка соединяет эспланаду Инвалидов с Елисейскими полями.
Мост был построен в 1896 году в память о заключении франко-русского соглашения и носит имя российского самодержца. Камень в основание моста собственноручно заложил Александр III. В 1900 году на открытии моста присутствовал его сын - Николай II.
Помимо нимф, духов воды и морских чудовищ мост венчают четыре позолоченные скульптуры-аллегории: Науки, Искусства, Торговли и Промышленности. Пилоны моста также символичны – на правом берегу они представляют Францию современную и средневековую, а на левом – Францию Ренессанса и эпохи Людовика XIV. А у входа на мост на пилонах установлены фигуры, символизирующие Сену и Неву


Почему слон

Площадь Бастилии в Париже служит не только напоминанием о Великой Французской Революции. Кроме этого - это самая большая братская могила в городе. Там покоятся тела многих сотен погибших на баррикадах революционеров. Королевскую тюрьму разобрали по камешку, из которых построили мост Согласия. Что же соорудить на освободившемся месте, городские власти долго не могли сообразить.

Площадь Бастилии должна была стать неким символом свободы. Олицетворением этого было решено сделать массивную колонну в центре. Был даже заложен фундамент, но колонне так и не суждено было материализоваться. Потом там установили статую богини Исиды. Это был внушительных размеров фонтан. У богини из сосков бежала вода и многие горожане были недовольны подобным безобразием на центральной площади. Неприличный фонтан в итоге убрали.

Фонтан вызвал у многих горожан бурю праведного негодования.

После того как была установлена Первая Империя, пустая площадь стала раздражать своим огромным, пустым, ничем не занятым пространством. Наполеон Бонапарт решил что-то с этим сделать. Сначала именно здесь планировали установить Триумфальную Арку. В последний момент Император передумал. В 1810 году на месте бывшей тюрьмы он приказал возвести монументальный фонтан. Согласно императорской задумке это был слон, который нёс на своей спине башню.

Наполеон желал возвести на площади нечто монументальное.

Скульптура должна была быть памятником героическим победам Наполеона. Слона планировали вылить из бронзы из расплавленных пушек, которые Бонапарт захватил во время своих завоеваний. У Наполеона были грандиозные планы по поводу этого фонтана — он должен был восхищать и поражать воображение всех, кто его увидит.

Слон должен был поражать воображение каждого, кто его увидел.

Масштабный проект, который выродился в жалкое зрелище

Курировать проект было поручено Доминику Вивану. Он был художником, писателем, дипломатом, археологом, а также первым директором Лувра. Главным архитектором проекта стал Жак Селлерье. В том же году были начаты работы. В течение двух лет было полностью завершено построение каркаса и все подземные работы. В 1812 году Селлерье сменил Жан-Антуан Алавуан. Он решил, что работу нужно визуализировать, чтобы продемонстрировать будущий конечный результат. Был нанят скульптор Пьер-Шарль Бридан. Он создал грандиозную модель в натуральную величину. На имеющийся деревянный каркас Бридан наложил слой гипса.

Деревянный каркас покрыли слоем гипса.

Огромный, как трёхэтажный дом, Слон Бастилии представлял собой весьма внушительную фигуру. Он возвышался над легендарной площадью, которая за всю свою историю была свидетелем множества кровавых событий. Из хобота слона лилась струя воды. Она из ног животного служила укрытием для винтовой лестницы, по которой можно было взойти наверх сооружения.

После исторического разгрома Наполеона при Ватерлоо в 1815 году, его империя рухнула. Проект был полностью остановлен. Архитектор Алавуан долго и безуспешно пробовал найти источники финансирования для завершения строительства. Свои попытки он продолжал почти двадцать лет. Гипсовый слон тем временем начал неумолимо разрушаться.

Проект был полностью заброшен.

Колоссальная скульптура стала представлять собой чрезвычайно жалкую картину. Один бивень полностью отвалился, другой раскрошился, оставив один обрубок. Тело слона стало чёрным от дождей и копоти. В огромных пустых полостях его туловища нашли своё прибежище бродяги, грызуны и стаи бездомных кошек. Вокруг всё заросло одуванчиками и чертополохом. Это было совсем не то зрелище, которое желал лицезреть Наполеон Бонапарт, когда приказал возвести этот фонтан.

Всё было совсем не так, как хотел Наполеон.

Гибель слона

Монументальный Слон даже фигурирует в романе Виктора Гюго «Отверженные», написанном в 1862 году. Там герой по имени Гаврош укрылся в этом шатком толстокожем. Гюго очень точно описал плачевное состояние слона:

«Мало кто из посторонних посещал это сооружение. Ни один прохожий не смотрел на него. Он быстро превращался в руины. Его забыли и забросили. Вот он стоит на своём месте - меланхоличный, больной, рушащийся, окружённый гнилым частоколом. Возле него справляют нужду пьяные кучера. Это было грязно, презренно, отвратительно и некрасиво в глазах буржуа».

Состояние слона было жалким.

Слона заменила колонна.

Слон стал не просто жутким зрелищем. Его тело облюбовали полчища крыс. Грызуны каждую ночь вылезали из него и совершали жестокие набеги на дома всех окрестных жителей. Люди постоянно жаловались. Они просили городские власти снести этого слона. Только в 1846 году гипсовое чудище окончательно снесли. Вскоре после этого на этом месте возвели Июльскую колонну, в ознаменование революции 1830 года. Она и возвышается над площадью по сей день. Слон стал всего лишь страницей истории. Не очень красивой и приятной, но какая уж есть.



В мире есть немало древних сооружений, над разгадкой строительства которых ученые бьются до сих пор. Но, оказывается, в штате Флорида есть комплекс сооружений под названием «Коралловый замок», построенный уже в XX веке, который тоже хранит неразгаданные тайны. Построил его каменотес Эдвард Лидскалнин без использования какой-либо строительной техники. Совершенно непонятно, как ему удавалось в одиночку управляться с многотонными каменными глыбами, ни с кем этой тайной он не поделился.


Так случилось, что Эдвард прожил свою жизнь в полном одиночестве, ни женщин, ни друзей у него не было. После того, как его неожиданно бросила любимая невеста, Эдвард покинул Латвию и уехал сначала в Западную Европу, затем в Канаду, перебиваясь случайными заработками. Скопив немного денег, купил небольшой участок земли во Флориде, где и остался жить. Здешний теплый климат был вполне подходящим для его слабого здоровья. Здесь он и приступил к воплощению своего замысла – строительству замка из оолитового известняка, что стало смыслом всей его жизни. Эдвард был очень скрытным, нелюдимым, к себе на участок никого не водил, работал в одиночку и, в основном, по ночам, после захода солнца.


Местным жителям, конечно же, было очень любопытно, чем же он все-таки занимается. И однажды ночью пацаны залезли на крышу с прибором ночного видения, чтобы понаблюдать за соседом. И чуть не свались с крыши, когда увидели, как « огромные камни плыли по воздуху, словно воздушные шарики ».

Когда один из его соседей задумал построить на своем участке многоэтажную виллу, Эдвард решил купить другой участок и переехать. Но не просто переехать, а перевезти по частям и свое сооружение. Для переезда он нанял большой грузовик, а с водителем договорился, что тот при погрузке и разгрузке известковых блоков присутствовать не будет. Грузил блоки Эдвард самостоятельно и управлялся с этим часа за три.

Вид сверху на Коралловый Замок

Когда с повторным строительством перевезенного замка было закончено, Эдвард стал пускать на свой участок туристов, которые специально приезжали, чтобы взглянуть на удивительные постройки. Эдвард с гордостью демонстрировал им уже законченную работу, а туристы охотно платили за это деньги, которые для Эдварда были совсем не лишними.

План Кораллового Замка

Многих туристов, конечно же, интересовал главный вопрос - как, не имея мощных грузоподъемных машин, в одиночку, Эдвард мог перемещать, обтачивать и устанавливать многотонные каменные глыбы. Эдвард объяснял им: « Я раскрыл тайны пирамид и узнал, как египтяне и древние строители в Перу, Юкатане и Азии, при помощи примитивных инструментов поднимали и устанавливали каменные блоки весом во многие тонны! ».

Огромные блоки, из которых выложены стены, окружающие внутренний двор, уложены друг на друга без использования цемента, все они, так же, как и в египетских пирамидах, идеально подогнаны по форме друг к другу. Для входа в Замок в стене имеются только одни ворота.



На самой территории имеется много разных необычных сооружений, тоже выполненных из камня.



Самое высокое из них - «Обелиск» (высота более 12 метров, вес 28,5 тонн).

Обелиск

Эд показывает важные даты, вырезанные на Обелиске: свой год рождения; год, в котором был построен коралловый замок и год, в котором замок был перенесен на новое место.

Эд показывает важные даты, вырезанные на Обелиске: свой год рождения; год, в котором был построен коралловый замок и год, в котором замок был перенесен на новое место.

Украшением территории являются каменные скульптуры Марса, Сатурна (вес каждой 18 тонн) и месяца (30 тонн).

Планеты и месяц

Есть здесь также и уникальные солнечные часы, показывающие время с точностью до минут. Они тоже сделаны из камня, на их создание у Эдварда ушло более двух лет.

Солнечные часы

Очень красив лунный фонтан:

Лунный фонтан

Стол-сердце

Ванна

И тем удивительнее, что все эти сооружения было выполнены Эдвардом с помощью самых простейших инструментов и приспособлений, которые, к тому же, он сам и сделал из найденных на свалке деталей от старых автомобилей. Но, конечно же, здесь не обошлось и без какого-то особого секрета мастера.




В декабре 1951 года Эдвард скоропостижно скончался, так никому и не открыв своей тайны.
Уже более полувека прошло после его смерти, но тайна эта все еще остается неразгаданной. Американские инженеры как-то провели эксперимент - они попытались сдвинуть один из неиспользованных блоков (весом около 30 тонн), применив для этой цели самый мощный бульдозер, но у них ничего не вышло.
Один из инженеров, пытающихся разгадать загадку мастера, Джон Пастеринг, считает, что Эдвард использовал блочные системы, очень точно им рассчитанные и умело сконструированные. Действительно, на некоторых фотографиях можно увидеть Эдварда Лидскальнина, поднимающего с помощью гигантского блока каменную глыбу.


В 1986 году пришлось разбирать ворота – они перестали открываться. Когда их разобрали с применением мощнейшего подъемного крана, оказалось, что дверь держится на металлическом стержне и двух старых подшипниках. Стержень вставлен в сквозное отверстие диаметром около 5 см, почти идеально ровное, проходящее по всей высоте двери (три метра). Сегодня такую работу можно выполнить лишь с помощью лазера. Как же тогда это сделал Эдвард?
Кроме того, совершенно непонятно, как ему удалось с большой точностью определить у этой громадной плиты центр тяжести и совершенно идеальным образом сбалансировать подвеску, в результате чего дверь так легко открывается.
Так что ученые пока еще весьма далеки от разгадки тайны Кораллового Замка, и ответа на вопрос - Как же Эдвард Лидскалнин это все сделал? – у них до сих пор нет.


Бастилии было суждено стать символом эпохи абсолютизма, и ее разрушение вошло в историю таким же знаком революции, каким позднее в России станет выстрел «Авроры». Дата взятия крепости по сию пору отмечается как главный французский праздник, хотя, по сути, к моменту своего падения Бастилия не имела никакого военного значения.

1. Легендарная Бастилия взяла начало от сторожевой башни у городских ворот Парижа

Название Бастилия происходит от слова «бастида», так во Франции в XII-XIV столетиях называли небольшие укрепления или городские сторожевые башни. Будущая Бастилия начинала свою историю как одна из сторожевых башен Парижа. Когда очередное перемирие времен Столетней войны между Англией и Францией заканчивалось, король Карл V поручил прево Парижа Гуго Обрио заняться укреплением города.

22 апреля 1370 года Обрио заложил первый камень в основание новой крепости. У парижских ворот Святого Антония к двум башням были пристроены еще шесть, объединенные толстыми стенами. Изначально крепость именовалась бастилией Святого Антония по аналогии с воротами и расположенным вокруг аббатством. Но в конечном счете бастилия стала Бастилией с большой буквы.

«Взятие Бастилии 14 июля 1789» художника Жан-Пьера Уэля.

2. Первым узником Бастилии стал ее основатель

Уроженец Дижона Гуго Обрио начинал свою карьеру на родине. Однажды королю Карлу V доложили об успешной деятельности Обрио по благоустройству Дижона. Монарх вызвал провинциального чиновника в столицу, назначил прево Парижа и дал целый ряд поручений, одним из которых и было строительство Бастилии.

Успехи Обрио не понравились многим состоятельным парижанам. В итоге Обрио обвинили в развратной жизни и сожительстве с еврейкой. Этого хватало для смертной казни, однако прямо на эшафоте опального чиновника помиловали. Он четыре года провел в заключении в Бастилии, пока в 1381 году не был освобожден во время народных волнений.

3. Самый известный арестант Бастилии — Железная Маска — пробыл в ней в заключении около пяти лет

В XV-XVII веках Бастилия считалась местом заточения особо опасных государственных преступников, представлявших угрозу непосредственно монарху. Самым известным среди них является узник, оставшийся в истории под прозвищем Железная Маска. Вопреки расхожему заблуждению, в Бастилии загадочный узник находился относительно недолго: он был переведен в нее в 1698 году, а в 1703-м скончался. Однако до этого он почти тридцать лет содержался в других тюрьмах под надзором одного и того же человека: Бениня Доверна де Сен-Мара. Маска заключенного была вовсе не из железа, а из черного бархата. После смерти узника всю мебель и одежду уничтожили, закрасив стены камеры и расплавив все металлические вещи. Такое стремление ни в коем случае не допустить раскрытия инкогнито заключенного даже после его смерти навело на мысль, что арестант был крупной фигурой. Но установить, кто был скрыт за маской, не удалось до сих пор.

Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (1977)

4. В XVIII веке Бастилия стала тюрьмой для видных людей эпохи. Вольтер отсидел в ней дважды

После смерти Людовика XIV в Бастилию все чаще стали отправлять опальных философов, публицистов, книготорговцев. Великий Вольтер умудрился попасть в Бастилию дважды: в 1717 году — за сатиру в адрес герцогини де Берри, а в 1726 году — из-за ссоры с Шевалье де Роганом. Помимо Вольтера, в разные годы в тюрьме сидели энциклопедист аббат Морелле, граф Калиостро, маркиз де Сад, графиня де Ламотт и другие. В итоге к моменту начала революции люди, побывавшие в застенках крепости, воспринимались обществом как подлинные герои, а сама Бастилия стала символом гнета абсолютной монархии.


5. В Бастилию отправляли по приказу короля без суда и следствия

Заключение в Бастилии начиналось обычно с «Lettre de cachet». В переводе с французского это означает «письмо с печатью». Подразумевается документ с королевской печатью, обращенный к коменданту Бастилии. «Пишу вам, чтобы сообщить о помещении в мой замок Бастилию ниженазванного . и его содержании там до моего нового приказа», — гласил текст. Лицо, доставленное к коменданту Бастилии с подобным предписанием, отправлялось в камеру. Как долго находился там арестант, определялось исключительно королевской волей.

Зачастую сам монарх мог не знать, кого именно его волей поместили в Бастилию. Нередко король подписывал бумагу со свободным местом вместо фамилии и имени: такое письмо само по себе превращалось в эффективное оружие политической борьбы. Всего только за 1741-1775 годы было отправлено около 20 тысяч таких писем.

Иногда, впрочем, заключение в Бастилию использовали для того, чтобы укрыть близкого к королю человека: дело в том, что лицо, помещенное в крепость по приказу монарха, не подлежало обычному судебному разбирательству.

6. Разрушить Бастилию собирался Людовик XVI

Как ни странно, избавиться от Бастилии намеревался сам король, впоследствии ставший жертвой революции. К концу XVIII века крепость серьезно обветшала и потеряла свое оборонительное значение. Она становилась помехой на пути дальнейшего развития Парижа. В 1784 году парижский архитектор Корбе представил план сноса Бастилии. Согласно ему, прилегающие к крепости кварталы должны были быть полностью переустроены, а на месте крепости должна была появиться королевская площадь, названная в честь действующего монарха. С реализацией плана не торопились, а с началом революционных событий и вовсе стало не до этого.

Казнь Людовика XVI.

7. Штурм Бастилии был спровоцирован ее последним комендантом

К 14 июля 1789 года революционеры захватили и разграбили Арсенал и Дом инвалидов, завладев пушками и десятками тысяч ружей. К Бастилии представители восставших прибыли с требованием выдать хранившийся там порох, а также убрать пушки со стен.

Комендант Бастилии маркиз де Лонэ не имел королевского приказа о том, как действовать в подобных условиях, но выполнять требования революционеров отказался.

Располагая чуть более чем сотней солдат, 82 из которых были ветеранами службы, де Лонэ грозил открыть огонь в случае нападения. Когда восставшие попытались проникнуть во внутренний двор, комендант приказал стрелять. Погибли 98 восставших, в то время как защитники Бастилии почти не понесли потерь. Разъяренные революционеры подтянули к Бастилии собственные орудия и начали масштабную атаку. Де Лонэ, понимая, что крепость не удержать, хотел взорвать запасы пороха, но его остановили собственные подчиненные. В итоге Бастилия капитулировала. Над де Лонэ был учинен самосуд, после чего победители разгуливали по Парижу с его головой, надетой на пику.

8. Маркиз де Сад действительно сидел в Бастилии, но при штурме крепости его не освобождали

Легенда гласит, что одним из узников, освобожденных при взятии Бастилии 14 июля 1789 года, был маркиз де Сад. В действительности это не так. С 1777 года маркиз де Сад находился в заключении на основании «Lettre de cachet» , которого у короля добилась теща маркиза.

Первоначально де Сада содержали в Венсенском замке, а затем, в 1782 году, перевели в Бастилию. 2 июля 1789 года де Сад прокричал из окна своей камеры, что в Бастилии избивают арестантов, и призвал народ прийти и освободить их. Двумя днями позже его перевели в психиатрическую лечебницу Шарантон. При взятии Бастилии камера де Сада была разграблена, многие находившиеся в ней рукописи — сожжены.


9. Бастилию пустили на сувениры и строительство моста

Решение о сносе Бастилии было принято на следующий день после ее взятия. Работы продолжались до 16 мая 1791 года. Из битого камня крепости делали миниатюрные изображения Бастилии и продавали как сувениры. Большая часть каменных блоков была пущена на строительство моста Конкорд.

Вопрос о том, что делать с освободившейся площадью, долгое время оставался открытым. Были планы установить на ней прижизненный памятник Наполеону, но он сам категорически отказался от подобной чести. Вместо этого Наполеон посоветовал устроить на площади фонтан в виде слона с башней, и гипсовая модель под названием «Слон Бастилии» действительно просуществовала около тридцати лет.

В 1840 году на этом месте была открыта так называемая Июльская колонна, установленная в честь событий Июльской революции 1830 года.

10. Праздник в День взятия Бастилии официально называется иначе

Официально 14 июля во Франции отмечают Национальный праздник. Впервые торжества состоялись 14 июля 1790 года на Марсовом поле по указу. короля Людовика XVI. Торжество назвали Национальным праздником, или Праздником национальной конфедерации.

Затем на протяжении 90 лет 14 июля официальным праздником не являлось. Лишь в 1880 году, когда во Франции окончательно утвердился республиканский строй, депутат Бенжамен Распай — сын известного учёного и революционера Франсуа-Венсана Распая — предложил дату 14 июля 1789 года как наиболее подходящую и символичную для главного торжества страны.

Поскольку во Франции было немало тех, кто считал штурм Бастилии бессмысленным актом кровопролития, в итоге приняли компромиссное решение: в законе не было четкой отсылки к событию, положенному в основу праздника. Те, кто хотел, могли считать, что Национальный праздник учрежден в честь Национального праздника 1790 года.

Подобное компромиссное построение позволило французам, в отличие от россиян, по крайне сомнительным причинам пожертвовавшим 7 ноября, сохранить памятную дату .

14 июля 1789 года толпа взяла штурмом крепость-тюрьму Бастилия, этот день принято считать началом Великой французской революции. В стенах крепости содержались знаменитые люди и лучшие умы Франции: Вольтер, Мармонтель, Ла-Боммель и многие другие. В ХХ веке от нее осталась только разметка на мостовой.

План Бастилии.

Как началась и чем закончилась история Бастилии?

Изначально знаменитая тюрьма была одной из сторожевых башен, окружавших Париж, — бастид. Масштабное строительство замка-крепости началось при Карле V, во второй половине XIV века, после восстания Этьена Марселя и крестьянских бунтов, произошедших в 1356-1358 годах. Ее возведение завершилось в 1382 году, при Карле VI, сыне Карла V.

Первым узником Бастилии стал зодчий, французский чиновник Гуго Обрио, человек, который заложил первый камень крепости. Во время антисемитских беспорядков в 1380 году при вступлении на трон Карла VI Обрио обвинили в связи с еврейкой и осквернении святынь. Он отсидел в Бастилии четыре года, а после освобождения уехал из Парижа в Бургундию.

В 1476 году Людовик XI заточил в башню Бастилии герцога де Немура, обвиненного в заговоре против короля. Герцог провел в заключении год, после чего был казнен. С этого момента Бастилия становится известна как тюрьма для государственных преступников. Крепость представляла собой длинное массивное четырехугольное здание с восемью башнями и большим внутренним двором, окруженное широким и глубоким рвом, через который был перекинут висячий мост. В тюрьму заключали без суда и следствия, на основании записки, подписанной королем.

Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (1977)

Одним из самых известных узников Бастилии считается Железная Маска: его личность до сих пор остается загадкой для исследователей. Так, Вольтер, например, считал, что под маской мог скрывался незаконнорожденный старший брат Людовика XIV. Также существуют версии, что Железной Маской могли быть отец Людовика XIV, генерал французской армии Вивьен де Булонд, незаконный сын короля Англии Карла II либо же итальянский дипломат и авантюрист Маттиоли. Но ни одну из версий так и не удалось документально подтвердить.

Среди других известных пленников Бастилии — Вольтер, который дважды сидел в этой тюрьме (за сатирические стихи в адрес регента и его дочери и дуэль с аристократом), Шевалье де Роан-Шабо, писатель, философ и драматург Жан Франсуа Мармонтель, публицист Лоран Англивьель де Лабомель, мистик и авантюрист Алессандро Калиостро (также известный как граф Калиостро), писатель Маркиз де Сад и многие другие.

Граф Калиостро.

Что стало с Бастилией после штурма?

14 июля 1789 года революционно настроенная толпа взяла Бастилию штурмом. Впоследствии в сознании современников взятие Бастилии стало символом падения абсолютистского режима. С конца 80-х годов XIX века этот день отмечается во Франции как национальный праздник.

К 1791 году бывшую тюрьму полностью разобрали. Вместо крепости было решено создать площадь Бастилии, где горожане смогли бы устраивать гуляния с танцами. Подрядчик работ по сносу Пьер-Франсуа Паллуа установил на месте рухнувшей башни табличку с надписью: «Здесь танцуют и все будет хорошо». Часть камней от разобранной башни пошла на строительство Моста согласия — арочного моста через Сену в Париже.

Наполеон Бонапарт, придя к власти, предложил установить в 1808 году на площади огромную бронзовую статую слона в честь побед армии в Египте. По замыслу Наполеона, бронзу для памятника должны были получить из переплавленных трофейных орудий. В результате был создан лишь полноразмерный гипсовый макет, а строительство самого памятника остановилось после поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году.

Монумент увековечил Виктор Гюго в романе «Отверженные». Именно внутри этой 24-метровой статуи жил Гаврош — персонаж романа. Постепенно макет разрушался, а жители окрестных домов начали жаловаться на то, что внутри него обитают полчища крыс. В 1846 году макет статуи снесли. На месте ее основания в 1840 году была построена Июльская колонна, получившая свое название в память о «трех славных днях» июльской революции: 27, 28 и 29 июля 1830 года. Июльское восстание, приведшее к свержению Карла X, которое еще называют Второй французской революцией, стало окончательной победой французской буржуазии над земельной аристократией и привело к установлению в стране либерального режима.

«Взятие Бастилии 14 июля 1789» художника Жан-Пьера Уэля.

Что сейчас на площади Бастилии?

К 200-летнему юбилею взятия Бастилии 13 июля 1989 года на площади открыли крупнейший оперный театр во Франции: Оперу Бастилии, его горожане еще называют Новой оперой. Местом постройки выбрали бывший Бастильский вокзал, находившийся между Лионской и Шарантонской улицами со стороны площади Бастилии. Автором проекта выступил канадско-уругвайский архитектор Карлос Отт. В здании оперы расположен большой зал, вмещающий 2703 зрителя, а также амфитеатр, рассчитанный на 450 зрителей. Кроме того, внутри есть небольшой студийный зал, вместительность которого составляет 237 мест, а также отдельное помещение для репетиций оркестра.

Рядом с площадью располагается станция метро Bastille и порт Арсенал, где берет свое начало знаменитый канал Сент-Мартен. Сегодня площадь Бастилии по-прежнему является отправной точкой для политических демонстраций и акций, также здесь проходят ярмарки и концерты.

Читайте также: