Что было на конце крыши домов

Обновлено: 04.05.2024

25. Родственные связи в семье можно изобразить в виде:

а) цветка б) родословного древа в) пирамиды

26. Что является первым дивом в жизни человека?

а) свадьба б) рождение в) юность

27. Как говорят о муже и жене?

а) молодые б) супруг и супруга

28. Что должен сначала сделать юноша?

а) подарить кольцо б) посвататься в) поговорить с родителями

29. Договор о сроке свадьбы, о приданом назывался:

а) сватовство б) рукобитье в) сговор

30. Что в старину жених нес своей невесте?

а) кольцо б) платье в) лапти

31. Что клали в ушат при первом купании?

а) игрушку б) уголек в) веточку дерева

32. Самая первая рубаха для мальчика :

а) мамина б) дедушкина в) отцовская

33. Первая постелька была из:

а) пуха б) из мохнатой шубы

34. Что клали в люльку?

а) денежки б) зернышки в) хлеб с солью

35. В каком году был учрежден орден «Родительская слава»?

а) 2007 б) 2008 в) 2009

36. О чем мечтала в старину девочка?

а) о кукле б) о прялке в) о мяче

37. Что должен был первым сделать мальчик?

а) игрушку б) лыжи в) топорик

38.Зачем приезжали в дом жениха родные невесты?

а) договориться о свадьбе б) сможет ли юноша быть хозяином в) поговорить о приданом

Итоговая контрольная работа в форме доклада

Целью работы является повышение качества образования и личностное развитие учащихся, формирования у них навыков самостоятельной учебной работы.

- совершенствования навыков самостоятельной деятельности;

- активизация творческого и интеллектуального потенциала учащихся;

- развитие компетентностей у учащихся, в том числе культуры публичной дискуссии.

Защита доклада проходит в форме публичного выступления и дискуссий по выбранной теме доклада.

Учащиеся могут самостоятельно выбрать тему доклада в рамках изученного материала.Варианты тем для доклада: «Растения моего края», «Животный мир Татарстана», «Традиции моей семьи», «Правила здорового образа жизни»

Критерии оценки доклада

Оценка в баллах

Качество доклада:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- имеются, но не доказаны

Максимальное количество баллов:

13-14 баллов - повышенный уровень

Оценка «5» - от11 до 14 баллов

Оценка «4»- от 8 до 10 баллов

Оценка «3» - от 4до 7 баллов

При количестве баллов менее 4 - рекомендовать учащимся дополнительно поработать над данным докладом

При описании старинных русских домов - от изб до дворцов - мы часто встречаем слова, которые кажутся странными и не всегда понятными. Давайте немного разберемся в терминологии старых построек. Поскольку терминов очень много, начнем с крыши.

Если пояснять значения приведенных на иллюстрации терминов, то в первую очередь хочется выделить названия из "животного мира" - курица, бык, а также конек (на рисунке не указан). Под курицей в данном случае понимается отнюдь не птица, а нижняя часть длинной жерди с естественным загибом на конце. Этот загиб подтесывали, добиваясь примерно одинаковой формы для всех элементов. "Курицы" поддерживали водосточный желоб - долбленое бревно, уложенное с небольшим уклоном в одну сторону, оно называлось поток или водоточник. Фактически, курицы с водоточником - это аналог современной водосточной системы.

"Быками" называли - и называют до сих пор массивные опоры мостов, других поднятых над уровнем земли сооружений. Фактически само слово "бык" ассоциируется с мощью, незыблемостью, силой. Вполне понятно, что опоры крыши (стропильные ноги), на которых и держался весь достаточно тяжелый настил - тесовый, а часто и дерновой - также именовались быками.

Конек в современной строительной терминологии - это линия пересечения скатов крыши, верхняя ее линия. Также коньком называют специальную фигурную планку, закрывающую стык между двумя покрытыми кровельным материалом плоскостями. В этом понимании современному термину "конек" соответствует старинное "охлупень", то есть выдолбленное бревно, развернутое выпуклой стороной вверх, а желобом ложащееся на стык скатов крыши.

Если получалось найти ровное бревно с массивным комлем (прикорневой частью дерева), украшающая конек фигурка коня, петуха или другого животного вытесывалась из одного с охлупнем массива. Если нет - ее делали отдельно и крепили на охлупень, как показано на фото выше. Охлупень еще именовали черепом, шеломом, иногда утицей - если фигурка на конце изображала утку.

Цельная фигура. Кстати, одна из версий происхождения слова "конек" связана именно с тем, что фигурка очень часто изображала именно коня. Скорее всего, потому, что кони были спутниками славянских богов, они же везли по небу Солнце и служили символом добрых сил

Цельная фигура. Кстати, одна из версий происхождения слова "конек" связана именно с тем, что фигурка очень часто изображала именно коня. Скорее всего, потому, что кони были спутниками славянских богов, они же везли по небу Солнце и служили символом добрых сил

Термин "стамик" относится к стяжке верхней, "коневой" слеги крыши и охлупня. Стамик (сорока, лебедь) представлял собой деревянный стержень, часто с фигуркой на верхнем конце. Стамиков могло быть два для небольшой длины охлупня или больше.

Термины "слега", "самец" (или "посом") относятся к так называемой "безгвоздевой" или "самцовой" конструкции крыши. Поскольку угловое соединение бревен прямоугольного сруба заканчивалось на уровне верхнего венца, а скатам крыши нужно было придать достаточный угол наклона, устраивали то, что сейчас мы называем фронтоном (старорусское "чело") - треугольная часть стены, наращенная поверх узких сторон сруба из отдельных бревен. Сюда же относится еще одно название - переводы. Это балки, расположенные параллельно фронтону и дополнительно стягивающие стены сруба. Они также служат опорами для стропильных ног (быков) и элементами, к которым крепятся плахи потолка изнутри (разумеется, если потолок есть).

Каждый следующий самец был короче предыдущего, образуя сходящийся кверху треугольник. Если планировалась другая форма крыши, конфигурация фронтона могла быть иной.

Обратите внимание на луковичную (при виде спереди или в сечении) форму крыши. Вот здесь как раз фронтон не треугольный

Обратите внимание на луковичную (при виде спереди или в сечении) форму крыши. Вот здесь как раз фронтон не треугольный

Слеги врубаются между самцами и опираются на быки (стропильные ноги). Нижние слеги ("повальные") ложились на верхний венец сруба, верхняя - князевая ("князьковая", "коньковая") скрепляла вверху стропильные ноги и связывала в единое целое оба ската крыши. Все слеги могли также называться решетиной - вполне логично, вместе с быками они образовывали решетку, на которую укладывался тес.

Тесовый настил (дощатый) мог выполняться в несколько слоев, для гидроизоляции между слоями или под единственный слой теса укладывались большие листы бересты. Доски не обязательными были обрезными (в сегодняшнем понимании слова), могли укладываться вплотную или вразбежку (как на фото). Нижний слой теса называли "подтесок", верхний - "красный тес". Разумеется, красный - в данном случае указание не на цвет, красный в понимании "красивый" (красна девица, красное окно).

Говоря о русском доме , нельзя не упомянуть еще одного важного аспекта – чем крыли крышу. Конечно, варианты покрытия сильно менялись и от региона к региону, и в зависимости от достатка владельцев, и с учетом назначения постройки. Попробуем разобраться с наиболее популярными вариантами.

Кору, шкуры и другие подручные материалы совсем уж древних строений рассматривать не будем – желающие могут посмотреть сооружения современных примитивных народов, жилища наших предков отличались не так уж сильно 😊

Земляная или дерновая крыша

Этот вариант считается наиболее древним. Устроив навес из бревен или прочных жердей, накрыв их полосами коры или шкурами, навалив сверху земли, человек мог быть уверен – на голову ему вот так сразу капать не начнет и тепло в доме сохранится. Интересно, что если у нас изба «вышла из земли» и приобрела кровлю другой конструкции, то в Скандинавии «долгие дома», заглубленные в землю чуть ли по потолок и имеющие дерновую крышу, существовали дольше, до 14…15 века в некоторых областях.

Особенность земляной крыши – мощная стропильная система. Часто она делалась в виде шалаша, то есть бревна или жерди связывались вместе в одной точке. Были и двух- четырехскатные крыши, где общая схема стропил и конька близка к современной.

Но общий принцип – мощные опоры, настил из коры или другого, относительно водонепроницаемого материала и толстый слой земли с травянистыми растениями для утепления – остается единым для домов из очень удаленных друг от друга стран.

Солома или тростник

Эти варианты чаще использовали в южных районах, где климат был не слишком дождливым и холодным. Впрочем, «курные» избы под соломенными кровлями были своего рода «визитной карточкой» многих бедных деревень. В самом деле – материал, по большому счету, бесплатный, заменить не слишком сложно, служит при правильной укладке не один год.

Южнорусская или украинская "хата" из глины с соломенной крышей. Характерная черта - "козлы", придавливающие верхнюю часть кровли на коньке

Южнорусская или украинская "хата" из глины с соломенной крышей. Характерная черта - "козлы", придавливающие верхнюю часть кровли на коньке

Интересно, что и солома, и тростник (камыш, очерет) имели свои нюансы укладки, но общая концепция сохранялась – массивные стропила, поперечно им уложенные балки и латы – жерди или брус, прижимающие вязанки.

На коньке материал укладывали либо продольными снопами (солома) или с перекрутом (камыш). В обоих случаях толщина слоя была большой – иногда до метра.

За счет того, что материал легкий и с хорошими способностями к сохранению тепла, крыша получалась очень теплой. Ну а вода отлично скатывалась по расположенным под наклоном стеблям и не проникала внутрь.

Конечно, со временем покрытие сгнивало, и его надо было менять. Считается, что два-три человека, работая согласованно, перекрывали соломенную/тростниковую крышу на доме площадью 25…50 метров за два-три дня.

Кстати, в современной Англии соломенные крыши – модный тренд 😊

Так назывались длинные, относительно тонкие доски. Вы спросите – откуда же доски, если пилы в России получили распространение уже после царствования Петра Первого? Но ведь «распустить» бревно на доски можно и с помощью клиньев, как и делали наши предки. Конечно, выход доски был существенно меньше, чем при обработке на пилораме – две-три вместо 5…12. Зато такие доски, расколотые четко вдоль волокон и подтесанные топором – откуда и название «тёс», «тесать» - не впитывали влагу так, как пиленые, и успешно использовались в качестве кровельного материала.

Тёсовая кровля не обязательно должна быть плоской - изогнутые конструкции тоже удобно крыть этим материалом

Тёсовая кровля не обязательно должна быть плоской - изогнутые конструкции тоже удобно крыть этим материалом

Длина тёса – 4…6 метров, редко больше, ширина около 100…150 мм, толщина редко превышает 25 мм, поскольку более массивные доски сильно утяжеляют конструкцию, и не меньше 19 мм – чтобы не прогибались под собственным весом.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Проверочная работа по теме: «Дом как мир». 3 класс.

1 . Что находилось на втором ярусе дома? а) жилые помещения б) родная отчая земля в) сказка о вселенной

2. Что было на конце крыши? а) солнышко б) конь в) ничего

3 . Что являлось границей дома? а) крыльцо б) ступеньки в) порог

4 . Что нельзя было делать на пороге? а) играть б) стоять в) мастерить

5 . Как называлась центральная балка потолка. а) бревно б) матица в) балка

6 . От чего зависела прочность дома? а) от фундамента дома б) от порога в) от матицы

7. Как называли печь в доме? а) кормилица б) матушка в) хозяйка

8 . Где спали дети в старину? а) на печи б) на полатях в) на кровати

9 . Как назывался передний угол? а) красный б) передний в) главный

10 . Кто глава семьи? а) папа б)дедушка в)мама г) дети

11 . В какой форме можно изобразить родство? а) цветок б)трава в)дерево г)птица

12 . Как называют сестру мамы? а)внучка б)сестра в)тетя г)теща

13 . Кто сидит на почетном месте в старинном доме?

а)бабушка; б) мама; в) дед; г) отец; д)старший сын; е) старший в семье; г) дети

14. Как говорят о муже и жене? а) молодые б) супруг и супруга

15 . Договор о сроке свадьбы, о приданом назывался: а) сватовство б) рукобитье в) сговор

16 . Что в старину жених нес своей невесте? а) кольцо б) платье в) лапти

17 . Что является первым дивом в жизни человека? а) свадьба б) рождение в) юность

18 . С чем сравнивают рождение ребенка в народе?

а) с приходом весны б) с приходом зимыв)с приходом осениг) с приходом лета

19 . Что клали в ушат при первом купании? а) игрушку б) уголек в) веточку дерева

20 . Самая первая рубаха для мальчика : а) мамина б) дедушкина в) отцовская

21 . Первая постелька была из: а) пуха б) из мохнатой шубы

22 . О чем мечтала в старину девочка? а) о кукле б) о прялке в) о мяче

23 . Что должен был первым сделать мальчик? а) игрушку б) лыжи в) топорик

24 . Что такое система органов?

а) органы, которые находятся в одной части тела

б) органы, выполняющие общую работу

в) весь организм человека

г) органы, которые хорошо работают

25. Какую систему образуют скелет и мышцы?_______________________________________________________

26 . Из чего состоит пищеварительная система?

а) носовая полость,трахея, бронхи, легкие.

б) ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

в) сердце, кровеносные сосуды.

27 . Процесс дыхания начинается: а) в ротовой полости б) в носу в) в гортани г) в легких

28 . Перечислить органы чувств:___________________________________________________________________________

29 . Перечислить органы дыхательной системы______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________

30 . Человек дышит чаще: а) во время сна б) в покое в) во время физической нагрузки г) во время еды

31 . Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми?

а) Для закаливания ем одновременно горячее и холодное.

б) Чищу зубы иголкой или другим острым предметом, если есть остатки пищи

в)Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.

г)Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

32 . Номера телефонов экстренной помощиа).36,120,60 б)112 в )10.20.30,40 г) 01, 02, 03, 04.

33 . Семейный бюджет- это______________________________________________________________________

Проверочная работа.

1. Что находилось на втором ярусе дома? а) жилые помещения б) родная отчая земля в) сказка о вселенной 2. Что было на конце крыши? а) солнышко б) конь- птица в) ничего 3. Что являлось границей дома? а) крыльцо б) ступеньки в) порог 4. Что нельзя было делать на пороге? а) играть б) стоять в) мастерить 5. Как называли печь в доме? а) кормилица б) матушка в) хозяйка 6. Где находился женский угол? а) у окна б) между печью и стеной в) у правом углу 7. Где спали дети в старину? а) на печи б) на полатях в) на кровати 8. Как назывался передний угол? а) красный б) передний в) главный 9. Центром общей жизни на селе было: а) храм, церковь б) парк 10. Родственные связи в семье можно изобразить в виде: а) цветка б) родословного древа в) пирамиды 11. Как говорят о муже и жене? а) женихи невеста б) родные в) супруг и супруга 12. Что клали в люльку маленькому ребёнку? а) денежки б) зернышки в) хлеб с солью 13. Какие системы органов человека вы знаете?

14. Что такое гигиена? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Перечисли органы чувств.

16. Что такое семейный бюджет?

1 задание- 1 балл

2 задание – 1 балл

3 задание – 1 балл

4 задание – 1 балл

5 задание – 1 балл

6 задание – 1 балл

7 задание – 1 балл

8 задание – 1 балл

9 задание – 1 балл

10 задание – 1 балл

11 задание – 1 балл

12 задание – 1 балл

13 задание – 5 баллов

14 задание- 1 балл

15 задание – 5 баллов

16 задание – 2 балла

Итого: 25 баллов

24-25 балла – 96%, 100% (высокий) - 5

13- 18 баллов – 52%, 56%, 60%, 64%, 68% (ниже среднего) - 3

1-12 баллов - 4%, 8%, 12%, 16%, 20%, 24%, 28%, 32%, 36%, 40%, 44%, 48% (низкий) - 2

Читайте также: