Чертежи деревянных домов из бревна 19 века
Обновлено: 04.05.2024
Без всякого сомнения, для сельских домов было разработано множество проектов домов, некоторые очень неплохо будут смотреться и сегодня очень неплохо. Эти дома были спроектированы для различных уровней благосостояния и условий проживания.
Несмотря на кажущуюся простоту эти дома были хорошо продуманы и проекты сделаны с учетом всех новшеств и максимально удобные для проживания.
В книге все расписано очень подробно, даны размеры и высота помещений, есть объяснения почему нужно строить так, а не иначе.
Сегодня вновь возвратились к тем же самым размерам и планировке жилых домов, так как в них продуманно расположены комнаты и вся планировка сделана с максимальным комфортом.
Конечно современные архитекторы, в своем большинстве, не читали и не видели этих проектов, но жизнь диктует свое и получилось, что современные дома по внутреннему расположению очень похожи на старинные проекты. Очень конечно бы хотелось, что бы и внешне они имели свою индивидуальность, как это получалось у архитекторов того времени, но к сожалению эпоха массовой застройки "отрыгается" и сегодня В этом можно убедиться посмотрев современные фасады.
Можно оспаривать и говорить, что времени прошло много и все изменилось, но если вы сравните современные наиболее комфортные дома со старинными проектами, то практически сразу убедитесь в том, что они очень похожи по внутреннему устройству.
Можно долго описывать и рассказывать об устройстве различных построек, а можно поступить намного проще, дать ссылку на эту книгу.
На сайте http://vpered.konsultant13.ru/ есть эта книга, а также много других о строительстве в старину. Их можно скачать и прочитать, основные критерии изложенные в них актуальны и сегодня. Они есть и на главной странице и на других также. Данная книга на странице "Книги по строительству и ремонту"
Сегодня не все могут понять старинные меры длины и перевести их в современные, применяемые сегодня. Поэтому привожу небольшую таблицу.
Мне понятен скептицизм людей, которые отмахиваются от таких проектов, только потому, что им уже много лет и они (по мнению этих "экспертов) давно морально устарели. Изначально мне тоже так показалось, но когда стал разбираться подробнее, то оказалось, что в этих проектах нет ничего лишнего и разработаны они со всеми нормами и правилами проживания. За прошедшие годы практически ничего не поменялось, только нормы по площади почему-то сократились, хотя люди дышать меньше не стали.
Архитектура – искусство особого рода. Оно создает для человека среду обитания, то есть предназначено не только для любования, но и для повседневной жизни, удобства и комфорта. Жизнь в гармоничном окружении возвышает душу, воспитывая незаметно и ненавязчиво. Создать произведение искусства, которое отвечало бы этим целям – весьма нелегкая задача. Творения замечательных архитекторов, сумевших ее решить, достойны того, чтобы рассматривать их снова и снова.
В конце 19 века в Санкт-Петербурге выходил альбом «Мотивы русской архитектуры», где взыскательным заказчикам того времени предлагались самые смелые и утонченные проекты загородных домов. Эти усадьбы, если были бы построены, сегодня стали бы памятниками архитектуры и охранялись бы, как важные объекты культурного наследия страны.
Листая старые альбомы в библиотеке, мы восхищаемся, насколько самобытной и яркой была архитектура загородных домов в России того времени. И даже не верно говорить "архитектура" - тогда все-таки над домами работали не западные дизайнеры и архитекторы, а настоящие русские зодчие - хотя все были с прекрасным западным образованием.
Разница в том, что дома того времени совершенно не стеснялись делать в традициях резных русских теремов. Сегодня мы активно используем идеи готики, американской и финской архитектуры, традиции Скандинавии и Англии. Однако для тех, кто хочет жить в по-настоящему оригинальном и стильном загородном доме такое повальное "западничество" может рано или поздно наскучить. Почему бы не обратить свой взор на собственные традиции и посмотреть, каким мог бы быть дом, если заказать его по старинным чертежам?
Основная тенденция, которая властвует сегодня на рынке загородного домостроения – архитектурный минимализм, прагматичность, максимальное упрощение. Сейчас мы строим коттеджи с самой простой формой плана - прямоугольником. "Коробку" дома с квадратными окнами покрывает обычная двускатная или шатровая кровля без каких-либо ухищрений. То, что предлагалось в качестве образчика загородной архитектуры в России 19 века сегодня выглядит крайне необычно - скорее, эти рисунки подходят для детской книги сказок, чем для серьезного архитектурного журнала.
Между тем, образованные и обеспеченные люди того времени предпочитали строить усадьбы именно в русском стиле. Во-первых, это делало загородные дома отличающимися от городских, которые, в основном, строились уже в прозападном упрощенном образе. Во-вторых, это поддерживало русские национальные традиции зодчества, которые всегда восхищали архитекторов и историков искусства во всем мире. В-третьих, это была возможность самовыражения, поскольку русское зодчество допускает всевозможные варианты планировки и декорирования дома, соответственно, двух одинаковых усадеб в одной губернии не найти.
Вот, например, дом-теремок, маленький, изящный, резной, сказочный. Дома, похожие на старинные русские терема, обязательно имели балконы или башенки, резное крылечко, богато украшенный конек крыши и красивые ставни. Проекты этой стилистики выглядят несколько "сахарно" - кажется, это не архитектурный рисунок дома, а заготовка для сладкого леденца или пряника. Между тем, сложно устоять перед очарованием таких проектов - настолько они милы, радостны и уютны.
Следующая категория загородных домов конца 19 века - дома-замки. Они сочетают в себе русское зодчество и готику и часто строились из двух материалов - дерева и камня. Если подобный проект реализовывать сегодня, это будет настоящим вызовом современной стандартизированной архитектуры - ведь традиции ажурной резьбы практически утрачены (не считая каких-то ее китчевых проявлений), кроме того, дом, построенный по большей части из дерева, сегодня будет в большой цене.
Наконец, есть часть проектов, которые строились в упрощенно-западном стиле, но свою "русскость" не теряли. Эти особняки выглядят вполне современно, и одновременно очень оригинально. Тогдашние архитекторы продумывали в едином стиле также ограду и хозяйственные постройки загородного дома, чтобы в нем было все необходимое. Такие проекты вполне могут быть реализованы даже сегодня - идеи хороши особенно для тех, кто хочет выделиться, и начинает уже ценить важность собственных традиций и истории.
Увы, привычка строить большие красивые дома и усадьбы была утрачена нами за годы Советской власти. Сейчас главной модной тенденцией остается скандинавский минимализм, но в таком стиле строятся дома по всему свету - и все, по большей части, довольно одинаковые. Так что весьма вероятно, что скоро мы устанем от такого однообразия и обратимся к архивам - ведь не зря все-таки самые титулованные особы того времени старались заказать себе загородный особняк у русских мастеров деревянного и каменного зодчества.
Дом-пятистенок – тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три – перпендикулярно. К избе по-прежнему пристраивались сени и большой хозяйственный двор. Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия такие дома встречались редко.
Дом-четырёхстенок – классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Как правило, строительством четырёхстенного жилого дома ограничивались беднейшие крестьяне.
Дом-шестистенок (изба с прирубом) – в эволюции деревянного домостроения занимает промежуточное место между домом-четырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей.
Дом-двор (Дом однорядной связи) типа «брус» - характерный для Русского Севера тип дома, в котором жилая часть дома и хозяйственный двор находятся под единой двухскатной кровлей. В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник. Внутреннее пространство дома-двора разделяется широкими сенями на две неравные части: меньшая (жилая) часть выходит на главный фасад, а большая (хозяйственный двор) уходит на задворки.
Дом "кошелем" предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Кошел, кошма - вместилище, большая корзина.
Благодаря устройству музея-заповедника в Кижах стал широко известен дом из села Ошевнева, поражающий своими размерами. Дом имеет два жилых этажа. Такие дома назывались "двужирными" или "двужильными". Над зимним жильем располагался еще третий летний этаж - светелка. В доме объединены четыре избы, два жилых летних помещения, большая клеть, которая могла использоваться как под жилье, так и для хозяйственных нужд , гигантский хозяйственный двор, занимающий примерно 2/3 площади дома. Дом был обстроен с трех сторон открытой галереей с нарядными резными балясинами. Для дома "кошелем" характерна сложная асимметричная прямоскатная кровля.
Вот изогнулась избенка «крюком», буквой «Г», да так и получила название «глаголь» по наименованию буквы в церковнославянском алфавите. Здесь все хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым, то есть сзади и сбоку от сеней. Выходит так называемый «двор с отливом», укрывшийся под «полой» двускатной крыши, общей для избы и хозяйственной части. Так как крыша двора – продолжение одной из сторон крыши, покрывающей избу и конюшню, то стены двора делали значительно ниже стен жилой части.
Такой двор был особенно удобен в местах, где селения расположены на склонах холмов. Ведь если двор «глаголем» или, как его нередко называют, двор «сапогом» стоит в месте более низком, чем изба, то скат крыши двора будет более крутой, что имеет неоспоримые преимущества перед пологим скатом, на котором снег весной подолгу залеживается, и крыша скоро прогнивает. Так и прячутся под одним «конем» изба, сени, двор, в котором уместились и хлев, и конюшни, и омшаник – теплый хлев для овец. Все здесь просто и ладно, все на своем месте, будто и не может быть иначе!
Изба-двойня – представляет собой два самостоятельных сруба, плотно приставленных друг к другу. Они имеют общие сени и крышу. Вершина крыши проходит над серединой дома. Срубы имеют приблизительно одинаковые размеры. Каждый из них служит избой. Фасад такого дома чаще всего имеет симметричное решение, хотя встречаются и фасады на семь окон (три окна в одной избе, четыре – в другой)
«Дом о два конька» - конструкция крестьянского дома, избы которого укрыты отдельными кровлями с параллельным или перпендикулярным расположением охлупней и коньков. На таком доме красовалось два конька, его называли «дом под двумя конями», «дом с оврагом».
Дом важского типа - дом «на два жилья». На Ваге принято было пристраивать зимние избы к задним фасадам домов, в результате чего дом в плане напоминал брус. В нём выделяются три части: «перёд» (летняя изба-летние сени), «серёдка» (двор), «озадок» (зимняя или скотняя изба).
Переруб – внутренняя бревенчатая стена, выполненная одновременно с основным срубом, врубленная в него с остатком. Использовался для разделения помещений внутри сруба и для придания жёсткости конструкции основной стены.
Курная («чёрная», «рудная») изба – изба, отапливаемая по-чёрному. Изба представляла собой собственно жилище человека, немыслимое без обогрева. Печь в курной избе не имела дымохода. Во время топки печи дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая брёвна от проникновения влаги. Печь долго хранила тепло, требовала меньше дров. Сруб курной избы служил дольше.
Крыльцо на столбах – вариант крыльца северного крестьянского дома, стоящего на высоком подклете. Подобное крыльцо выносилось за стены дома и служило его украшением. Вертикальной опорой выносного крыльца были деревянные брёвна-столбы, поддерживавшие лестницу, крышу и верхнюю площадку крыльца. В зависимости от количества опор крыльцо могли называть одностолпным, двустолпным, четырёхстолпным.
Закрытое крыльцо – крыльцо, располагавшееся внутри основного сруба дома. В традиции, крыльца выносились за пределы стен и служили одним из их основных украшений. Лестница, ведущая на второй ярус и находящаяся внутри сруба, говорила о явных городских влияниях в архитектуре крестьянского дома.
Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте) – парадное помещение в крестьянском жилище. Во второй половине XIX века обустраивалась без печи и эксплуатировалась как жильё только в тёплое время года. Летом в хорошо освещённой горнице женщины занимались рукоделием. Здесь же выделялось спальное место для молодожёнов. На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне обустраивают в горнице печи-голландки, что значительно расширяет функции помещения. Часто горница служила местом для приема и размещения гостей.
Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.
Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково
Телефон: (8172) 52-54-51
12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").
Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)
Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.
Лемех – деревянная черепица из тонкого осинового тёса, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников, шатров. Для изготовления лемеха, узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков. Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.
Красный тёс - обрезные, хорошо оструганные доски, использовавшиеся на верхний, лицевой слой деревянной кровли. Нижние концы красного тёса могли обрабатываться в форме «усечённой пики», придавая кровле ажурность. Кружевная ажурность кровли выгодно контрастировала с бревенчатым монолитом стены и служила достойным украшением постройки.
Причелина – доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой. Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.
Фронтон – верхняя треугольная часть переднего фасада дома. Верхние края фронтона ограничивались скатами тесовой кровли. Фронтоны являлись продолжением стены и составлялись из укорачивающихся и укладывавшихся друг на друга брёвен – самцов. Самцы скреплялись продольными брёвнами крыши – слегами. Слеги выносились далеко вперёд за переднюю стену. Уложенная на слеги кровля венчала конструкцию фронтона и защищала переднюю стену дома от непогоды.
Охлупень (шелом) – выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».
Полотенце – короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.
Светёлка – небольшая светлая комната, скрывавшаяся за фронтоном дома. Как правило, неотапливаемое помещение, использовавшееся только в тёплое время года. В светёлке могли размещаться на ночлег молодёжь, гости. Здесь же хранились вещи, верхняя одежда, неносимая летом. Светёлки в чердачном помещении активно появляются в пореформенное время, когда крестьяне в зимний период отправлялись в отход, а к весенне-летним полевым работам возвращались домой. Подъём в светёлку обеспечивала лестница, устроенная в сенях дома.
Сруб – основа деревянного домостроения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох. В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы. Они предотвращали сруб от быстрого гниения снизу. С этой же целью между бревенчатыми венцами и камнями прокладывали бересту. Неимущие крестьяне устанавливали сруб будущего жилища прямо на землю.
Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.
Фасад - вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). В декоративном оформлении крестьянских домов XIX - ХХ в. использовалась роспись или раскраска фасада здания и резных украшений в различные цвета. Краска наносилась на плоские поверхности, затянутые тесом. В северных постройках чаще всего использовали желтый, красный, синий и зеленый цвета. Подобное декоративное оформление фасадов могли позволить себе наиболее богатые слои населения.
Парапет (франц. – parapet, итал. - parpetto) - ограждение балкона, лестницы, крыльца, состоящее из перил, балясин или невысокой сплошной стенки.
Косяки – бруски или колоды, обрамлявшие оконные или дверные проёмы. Служили укреплению отверстий, вырубленных в стенах. Распространение получили в первой половине XIX столетия.
Филенчатые ставни – деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.
Глухая (плоская) резьба по дереву – один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом. Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.
Пропильная резьба - резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.
Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой) крыши.
Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.
Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки.
Балкон – небольшая площадка с перилами, обустроенная на фронтоне дома. Для создания балкона в стену перпендикулярно врубались два несущих бревна, служившие опорой всему сооружению. Часто эти брёвна становились продолжением внутренних бревенчатых стен, формирующих помещение светёлки (горницы) в чердачном пространстве избы. В традиции балкон носил декоративный характер, украшался пропильной резьбой, выхода на балкон не было. В домах, испытывавших явное городское влияние, балкон мог уже иметь и функциональное значение.
Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.
Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково
Телефон: (8172) 52-54-51
12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").
Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)
Дачи, виллы и особняки : Фасады и планы каменных и деревянных построек в новых стилях / Под редакцией Вл. Стори. — С.-Петербург : Книгоиздательство М. Г. Стракуна, [б. г.]. — IV, 72 с., ил. — (Дачная архитектура за границей).
От редактора
Предлагаемый вниманию русских читателей сборник иностранных архитектурных проектов, является первой попыткой ознакомить их с мотивами иностранного зодчества. Здесь собраны наиболее типичные проекты немецких и английских архитекторов из различных альбомов, а помещаемый ниже текст, представляет выдержку из объяснительных записок при проектах и вполне знакомит нас с теми требованиями, которые предъявляются к дому-особняку западными европейцами, привыкшими к бо́льшему комфорту и удобствам, чем мы, русские. Хотя не во всем и не всегда можно согласиться с положениями немецких авторов, однако приходится все же признать их глубокую продуманность и приспособленность к требованиям жизни данного народа. Для нас, русских, большинство помещенных здесь планов не пригодно в целом виде. У нас совершенно другие жизненные требования.
Наша общественная разобщенность дает себя знать и в тесном кругу семьи и дом-особняк с проходными комнатами, лишенный спасительного коридора, конечно, не скоро нашел бы у нас покупателя или даже съемщика; поэтому на все помещаемые здесь проекты следует смотреть лишь как на схему, которую можно переработать сообразно индивидуальным требованиям в каждом отдельном случае.
Весьма даже возможно, что большинство сможет воспользоваться предлагаемым здесь материалом лишь в отношении фасадов, которые тоже весьма характерны и отличны от наших русских даже в новейших стилях.
В виду невозможности дать перевод немецких названий на всех планах, мы помещаем здесь список немецких названий с русским переводом и цифрами — которым соответствуют цифры на планах.
Из объяснений немецких авторов опущено совершенно все, что касается до строительных материалов, т. к. эта часть неприменима совсем к нашим требованиям.
Все помещенные здесь проекты, большей частью относятся к каменным постройкам, хотя могут быть пригодны и для деревянных оштукатуренных. Хотя на первый взгляд и кажется сравнительная дешевизна заграничных построек, на самом же деле, подсчитав, выходит, что кубическая сажень постройки обходится от 90 руб. до 120 руб.
Для облегчения пользования настоящими планами, мой архитектурно-строительный кабинет принимает на себя труд по переработке их применительно к требованиям русских клиентов и законоположений.
Читайте также: