Через какое расстояние делают шов в бетонном полу га длине 130 метров

Обновлено: 26.04.2024

Швы сжатия следует устраивать между швами расширения, чтобы предупредить появление трещин, возникающих в плитах вследствие изменения температуры, усадки бетона и неоднородных деформаций земляного полотна.

Швы коробления повышают продольную устойчивость покрытия, уменьшают в плитах температурные напряжения, повышают трещиностойкость и транспортно-эксплуатационные качества покрытия. Швы коробления необходимо размещать через один шов сжатия. В плитах длиннее 6 м швы коробления устраивать не следует.

2.16. Рабочие швы следует применять в конце рабочей смены или при перерыве бетонирования покрытия более чем на 3 ч. Рабочие швы должны устраиваться по типу швов коробления.

2.17. Расстояние между швами сжатия - длину плиты - следует назначать по расчету в зависимости от толщины плиты и климата. Длину неармированных плит необходимо назначать в пределах, указанных в табл. 3.

Примечание. Континентальный климат характеризуется разницей между максимальной и минимальной температурой воздуха за сутки более 12°С при повторяемости более 50 дней в году.

Большая длина плиты соответствует надежности покрытия около 50%, меньшая - около 85% (надежность выражена через число плит без трещин в процентах от всех плит за расчетный срок эксплуатации покрытия до капитального ремонта).

В процессе строительства изменять длину плит может только проектная организация при технико-экономическом обосновании.

Длину армированных плит допускается назначать без расчета в пределах от наибольшей длины, указанной в табл. 3, до 20 м в зависимости от расхода продольной арматуры (см. табл. 7).

2.18. Расстояние между швами расширения в районах умеренного и континентального климата следует назначать, как правило, по табл. 4, в которой показаны интервалы изменения температуры воздуха в течение рабочей смены в период строительства покрытия. Расстояния между швами расширения должны быть кратными длине плит, что указано диапазонами расстояний. Например, интервал температур от +5 до +15°С характеризует преимущественно осенне-весенние месяцы, от +10 до +25°С - летние, более +25°С - жаркие дни.

При строительстве покрытий машинами со скользящими формами допускается не проектировать швы расширения, если толщина покрытий 22-24 см, а интервал температур во время бетонирования от +10 до +25°С и выше. Одновременно с этим должны быть соблюдены следующие условия: основание построено из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими, обочины - из монолитных материалов или бетонных полос. В период эксплуатации дороги должна проводиться своевременная герметизация (перезаливка мастиками) всех поперечных швов. Если покрытие проектируется без швов расширения, то перед мостами и путепроводами должно быть сделано не менее трех швов расширения шириной 6 см через 15-30 м, заполненных сильно сжимаемым материалом.

В армированных плитах короче 7 м расстояние между швами расширения следует назначать по табл. 4 как для неармированных покрытий.

Ширину швов расширения (толщину доски) следует принимать равной 30 мм. Пазы для швов расширения должны быть на 3-5 мм шире толщины доски, т.е. от 33 до 35 мм.

2.19. С целью исключения образования ступенек между плитами и частично для передачи нагрузки с одной плиты на другую края плит вдоль швов следует, как правило, соединять стальными штырями. В зависимости от материала основания штыри в поперечных и продольных швах необходимо размещать согласно рис. 2 и 3 (кроме швов коробления). При строительстве машинами со скользящими формами покрытий толщиной 22-24 см на основаниях из цементогрунта толщиной не менее 16 см допускается в швах сжатия не применять штыревые соединения. При этом штыревые соединения необходимы только в контрольных поперечных швах сжатия, нарезаемых в первую очередь для обеспечения трещиностойкости покрытия до нарезки всех швов сжатия в затвердевшем бетоне. В континентальном климате при суточном перепаде температуры на поверхности покрытия более 20°С допускается не применять штыревые соединения в контрольных швах, так как все швы сжатия будут работать в течение одного-двух месяцев (образуется сквозная трещина в бетоне под пазом шва).

Наличие швов сжатия без штыревых соединений не исключает появления уступов между плитами в период эксплуатации дороги. Размеры штырей из гладкой арматуры даны в табл. 5.

Здравствуйте. Нужно сделать железобетонный пол в пром. здании. Какое принять расстояние между деформационными швами? По учебнику Байкова можно принимать 40м в отапливаемых зданиях, но в СНиПе "Полы" написано: п. 9.9 Расстояние между деформационными швами не должно превышать 30-кратной толщины плиты подстилающего слоя. В моём случае 0,3м*30=9м. И какой вариант мне выбрать?

Arikaikai, там написано: не менее 1/3. Значит можно и на всю глубину.
Зачем тогда нужен такой шов, который не перерезает плиту полностью? Мне не понятно. При этом пишут, что увеличение расстояния между д.ш. надо обосновывать расчётом.

Полы обычно нарезают картами 6х6. В Вашем случае видимо можно и 9х9. Лучше всего ориентироваться на сетку колонн. Вокруг колонн также делается шов, как правило в виде ромба. Как уже заметили выше, нужны эти швы от растрескивания полов.

Arikaikai, там написано: не менее 1/3. Значит можно и на всю глубину.
Зачем тогда нужен такой шов, который не перерезает плиту полностью? Мне не понятно. При этом пишут, что увеличение расстояния между д.ш. надо обосновывать расчётом.

Вообще правильно называть такие швы температурноусадочными (в СП к стати так и написано в п 9.9, а потом почему то в этом же пункте они ошибочно названы деформационными).
Эти температурноусадочные швы нужны для предотвращения хаотичного образования усадочных трещин в подстилающем слое. Т.к. обычно подстилающие слои слабоармированны, то они имеют слабое сопротивление усилиям от температурноусадочных воздействий. Поэтому при желании расположить такие швы реже чем рекомендуется в пособии требуется дополнительный расчет от этих самых воздействий.

З.Ы. Деформационные сквозные швы в полах располагают в местах деформационных швов самого здания.

Спасибо за объяснения, но всё равно я плохо понимаю. Чем ж.б. пол принципиально отличается от ж.б. плиты фундамента? Я же могу спокойно залить плиту под здание например 20х20? Могу. Почему я не могу залить пол 20х20? Имеется в виду, по нормам. У меня металлокаркас, в здании деформ. швов не будет. Что критичного, если будут выполнены плиты 9х9 с полной разрезкой по толщине?

Можете. Но скорее всего он будет весь в трещинах (если не фибра там или не жуткое армирование или, например эластичный бетон. ).

Ничего критичного, только нахрена? Как технологию возведения такого пола представляете себе? В качестве перегородок - доски, которые потом там останутся? А после их гниения дыры в полу?

Или стекло (кстати, часто замечаю в плитах на улице швы из стекол - прикольно наверное)?

Или заливать отдельными кусками и увеличивать срок возведения полов в сто мильонов раз?

Проще залить обычную плиту и по свежему бетону пройтись специальной машинкой нарезающей. У всех фирм, занимающихся полами, такие есть.

А если прям хочется помудрить со сквозными швами и УГВ очень низкий и жуки сквозь щели ползать не будут - кидайте сборный ЖБ тогда.

Деформационные швы - это общее название для всех швов: температурных, усадочных и осадочных, поскольку все это деформации вызванные разными причинами.

Спасибо за объяснения, но всё равно я плохо понимаю. Чем ж.б. пол принципиально отличается от ж.б. плиты фундамента?

СНиП регламентирует проектирование несущих конструкций, а покрытие пола таковым не назовешь. Швы в покрытии пола нужны лишь для того, чтобы упорядочить температурно-усадочные трещины. Т.е. если и будут появляться трещины, то трещать будет по швам, которые вы заложили, а не хаотично. Ведь рвется там где тонко, а там где шов, если он и не на всю глубину пола, всегда будет слабее и трещины будут проходить именно по вашим швам и которых не будет видно из-за шва.

Проще залить обычную плиту и по свежему бетону пройтись специальной машинкой нарезающей. У всех фирм, занимающихся полами, такие есть.

Чаще всего так и делают. А доски (просмоленные) - это из прошлого. Кстати, если и нужно где-то поставить доски, то их целесообразно заменить пенополистирольными плитами.

Неправда Ваша. В пункт 1 СП 52-101-2003 вполне вписывается плита пола.

Я, действительно, думал проложить просмолённые доски. Но начальник сказал, что будет какая-то мифическая металлическая опалубка. А потом шов заделывается раствором.

Проще залить обычную плиту и по свежему бетону пройтись специальной машинкой нарезающей. У всех фирм, занимающихся полами, такие есть.

Ясно, не знал. Но не факт, что заказчик захочет привлекать такую фирму. Да и не понятно, как это отразить в чертежах.

Как-то так я делаю. Если погуглить по форуму в поисках слов "полы" и "карты", то найдется не меньше двух примеров очень щедро расписанных.

Деформационные швы - это общее название для всех швов: температурных, усадочных и осадочных, поскольку все это деформации вызванные разными причинами.

Дефорационный шов подразумевает под собой возможность деформации. Они действительно бывают температурные, осадочные, антисейсмические и усадочные. Но они все выполняются на всю толщину конструкции(ий), т.е. сквозные. А температурноусадочные швы в полах(и не только в полах) являются
лишь инициатором трещин, чтобы:

нужны для предотвращения хаотичного образования усадочных трещин в подстилающем слое

(в СП к стати так и написано в п 9.9, а потом почему то в этом же пункте они ошибочно названы деформационными).

Может все таки в СНиПе правильно написано, а не Вы такой самый умный?
После образования трещины шов становится сквозным

Деформационные швы - это общее название для всех швов: температурных, усадочных и осадочных, поскольку все это деформации вызванные разными причинами.

Может все таки в СНиПе правильно написано, а не Вы такой самый умный?
После образования трещины шов становится сквозным

Нет тут ума. Просто логика. Внимательно посмотрите для чего нужны сквозные деформационные швы и вы поймете, что ошибочно называть температурноусадочный (не сквозной) шов деформационным.

Лоскутов Илья, вы ошибочно называете "деформационными" осадочные швы. Они и в нормативах называют осадочными. Температурные швы не на всю высоту здания тоже например выполняются. Dant правильно говорит.

Лоскутов Илья, вы ошибочно называете "деформационными" осадочные швы. Они и в нормативах называют осадочными. Температурные швы не на всю высоту здания тоже например выполняются. Dant правильно говорит.

Offtop: Илюх, с bahil-ом не один и тот же гвоздик? Вы вроде как далековато друг от друга живете)))) Ну и спасибо за регу в мой ДР))))

Не знаю что вы там режете , полы плиты , весь "мусор понятий" СП и СНиП который тут вылили по большей части словоблудие.
1. Есть температурные деформации которые могут вызывать бимоменты порядка намного выше несущей способности самой конструкции (Перельмутер) в итоге удлинение\укорочение колонн не вызовет больших деформаций в плитах , а вот температурные нагрузки в плитах вызывают хорошие моменты в колоннах , поэтому швы могут и не разрезать все здание (но всем сцыкатно и все режут все на своем пути )
2. Есть осадочные деформации в местах резкой реологии местности , в некоторых местах здание проваливается , поэтому его начинают дробить что бы во первых добиться минимальной разности осадок (например введением свай , цементация основания и тд то есть локальным удорожанием так как одна свая примерно 16-20 тыщ. руб. цементация еще дороже ) так и их минимального значения.
3. Усадка бетона и усадочные швы, это отдельная история , например залали плиту (кусок) , через 2 недели 2 кусок , на границы будет трещина с палец через год , но она не даст о себе знать сразу так как ее потом закроют тучей арх. покрытий и проектировщики теоретики которые либо делают только стадию П или потом не знают что происходит с их объектами вообще их не видели в глаза.

Резать всю плиту насквозь или на 1\3 ее толщины это уголовное преступление , даже бездумные холодные швы бетонированию это лазейка для форсмажора. На карты резали стяжку в прошлом веке. Промышленные полы не режут вообще , сверху идет слой (самый дорогой) до 20 мм который может выдержать нагрузку до 80 МПа (самый прочный который я видел в практике из всех производителей) есть противоусадочные растворы(дорогие и идут в основном под оборудование для атомных реакторов или очень ответственного оборудования) и добавки (соответственно дешевле ). В орг. где я работаю на один пол не треснул ни в одном паркинге ни в одном здании, карт не делаем , льем как есть , работаем с дорогими производителями , но это окупается скоростью и минимальной трудоемкостью.

Здравствуйте. Нужно сделать железобетонный пол в пром. здании. Какое принять расстояние между деформационными швами? По учебнику Байкова можно принимать 40м в отапливаемых зданиях, но в СНиПе "Полы" написано: п. 9.9 Расстояние между деформационными швами не должно превышать 30-кратной толщины плиты подстилающего слоя. В моём случае 0,3м*30=9м. И какой вариант мне выбрать?

Arikaikai, там написано: не менее 1/3. Значит можно и на всю глубину.
Зачем тогда нужен такой шов, который не перерезает плиту полностью? Мне не понятно. При этом пишут, что увеличение расстояния между д.ш. надо обосновывать расчётом.

Полы обычно нарезают картами 6х6. В Вашем случае видимо можно и 9х9. Лучше всего ориентироваться на сетку колонн. Вокруг колонн также делается шов, как правило в виде ромба. Как уже заметили выше, нужны эти швы от растрескивания полов.

Arikaikai, там написано: не менее 1/3. Значит можно и на всю глубину.
Зачем тогда нужен такой шов, который не перерезает плиту полностью? Мне не понятно. При этом пишут, что увеличение расстояния между д.ш. надо обосновывать расчётом.

Вообще правильно называть такие швы температурноусадочными (в СП к стати так и написано в п 9.9, а потом почему то в этом же пункте они ошибочно названы деформационными).
Эти температурноусадочные швы нужны для предотвращения хаотичного образования усадочных трещин в подстилающем слое. Т.к. обычно подстилающие слои слабоармированны, то они имеют слабое сопротивление усилиям от температурноусадочных воздействий. Поэтому при желании расположить такие швы реже чем рекомендуется в пособии требуется дополнительный расчет от этих самых воздействий.

З.Ы. Деформационные сквозные швы в полах располагают в местах деформационных швов самого здания.

Спасибо за объяснения, но всё равно я плохо понимаю. Чем ж.б. пол принципиально отличается от ж.б. плиты фундамента? Я же могу спокойно залить плиту под здание например 20х20? Могу. Почему я не могу залить пол 20х20? Имеется в виду, по нормам. У меня металлокаркас, в здании деформ. швов не будет. Что критичного, если будут выполнены плиты 9х9 с полной разрезкой по толщине?

Можете. Но скорее всего он будет весь в трещинах (если не фибра там или не жуткое армирование или, например эластичный бетон. ).

Ничего критичного, только нахрена? Как технологию возведения такого пола представляете себе? В качестве перегородок - доски, которые потом там останутся? А после их гниения дыры в полу?

Или стекло (кстати, часто замечаю в плитах на улице швы из стекол - прикольно наверное)?

Или заливать отдельными кусками и увеличивать срок возведения полов в сто мильонов раз?

Проще залить обычную плиту и по свежему бетону пройтись специальной машинкой нарезающей. У всех фирм, занимающихся полами, такие есть.

А если прям хочется помудрить со сквозными швами и УГВ очень низкий и жуки сквозь щели ползать не будут - кидайте сборный ЖБ тогда.

Деформационные швы - это общее название для всех швов: температурных, усадочных и осадочных, поскольку все это деформации вызванные разными причинами.

Спасибо за объяснения, но всё равно я плохо понимаю. Чем ж.б. пол принципиально отличается от ж.б. плиты фундамента?

СНиП регламентирует проектирование несущих конструкций, а покрытие пола таковым не назовешь. Швы в покрытии пола нужны лишь для того, чтобы упорядочить температурно-усадочные трещины. Т.е. если и будут появляться трещины, то трещать будет по швам, которые вы заложили, а не хаотично. Ведь рвется там где тонко, а там где шов, если он и не на всю глубину пола, всегда будет слабее и трещины будут проходить именно по вашим швам и которых не будет видно из-за шва.

Проще залить обычную плиту и по свежему бетону пройтись специальной машинкой нарезающей. У всех фирм, занимающихся полами, такие есть.

Чаще всего так и делают. А доски (просмоленные) - это из прошлого. Кстати, если и нужно где-то поставить доски, то их целесообразно заменить пенополистирольными плитами.

Неправда Ваша. В пункт 1 СП 52-101-2003 вполне вписывается плита пола.

Я, действительно, думал проложить просмолённые доски. Но начальник сказал, что будет какая-то мифическая металлическая опалубка. А потом шов заделывается раствором.

Проще залить обычную плиту и по свежему бетону пройтись специальной машинкой нарезающей. У всех фирм, занимающихся полами, такие есть.

Ясно, не знал. Но не факт, что заказчик захочет привлекать такую фирму. Да и не понятно, как это отразить в чертежах.

Как-то так я делаю. Если погуглить по форуму в поисках слов "полы" и "карты", то найдется не меньше двух примеров очень щедро расписанных.

Деформационные швы - это общее название для всех швов: температурных, усадочных и осадочных, поскольку все это деформации вызванные разными причинами.

Дефорационный шов подразумевает под собой возможность деформации. Они действительно бывают температурные, осадочные, антисейсмические и усадочные. Но они все выполняются на всю толщину конструкции(ий), т.е. сквозные. А температурноусадочные швы в полах(и не только в полах) являются
лишь инициатором трещин, чтобы:

нужны для предотвращения хаотичного образования усадочных трещин в подстилающем слое

(в СП к стати так и написано в п 9.9, а потом почему то в этом же пункте они ошибочно названы деформационными).

Может все таки в СНиПе правильно написано, а не Вы такой самый умный?
После образования трещины шов становится сквозным

Деформационные швы - это общее название для всех швов: температурных, усадочных и осадочных, поскольку все это деформации вызванные разными причинами.

Может все таки в СНиПе правильно написано, а не Вы такой самый умный?
После образования трещины шов становится сквозным

Нет тут ума. Просто логика. Внимательно посмотрите для чего нужны сквозные деформационные швы и вы поймете, что ошибочно называть температурноусадочный (не сквозной) шов деформационным.

Лоскутов Илья, вы ошибочно называете "деформационными" осадочные швы. Они и в нормативах называют осадочными. Температурные швы не на всю высоту здания тоже например выполняются. Dant правильно говорит.

Лоскутов Илья, вы ошибочно называете "деформационными" осадочные швы. Они и в нормативах называют осадочными. Температурные швы не на всю высоту здания тоже например выполняются. Dant правильно говорит.

Offtop: Илюх, с bahil-ом не один и тот же гвоздик? Вы вроде как далековато друг от друга живете)))) Ну и спасибо за регу в мой ДР))))

Не знаю что вы там режете , полы плиты , весь "мусор понятий" СП и СНиП который тут вылили по большей части словоблудие.
1. Есть температурные деформации которые могут вызывать бимоменты порядка намного выше несущей способности самой конструкции (Перельмутер) в итоге удлинение\укорочение колонн не вызовет больших деформаций в плитах , а вот температурные нагрузки в плитах вызывают хорошие моменты в колоннах , поэтому швы могут и не разрезать все здание (но всем сцыкатно и все режут все на своем пути )
2. Есть осадочные деформации в местах резкой реологии местности , в некоторых местах здание проваливается , поэтому его начинают дробить что бы во первых добиться минимальной разности осадок (например введением свай , цементация основания и тд то есть локальным удорожанием так как одна свая примерно 16-20 тыщ. руб. цементация еще дороже ) так и их минимального значения.
3. Усадка бетона и усадочные швы, это отдельная история , например залали плиту (кусок) , через 2 недели 2 кусок , на границы будет трещина с палец через год , но она не даст о себе знать сразу так как ее потом закроют тучей арх. покрытий и проектировщики теоретики которые либо делают только стадию П или потом не знают что происходит с их объектами вообще их не видели в глаза.

Резать всю плиту насквозь или на 1\3 ее толщины это уголовное преступление , даже бездумные холодные швы бетонированию это лазейка для форсмажора. На карты резали стяжку в прошлом веке. Промышленные полы не режут вообще , сверху идет слой (самый дорогой) до 20 мм который может выдержать нагрузку до 80 МПа (самый прочный который я видел в практике из всех производителей) есть противоусадочные растворы(дорогие и идут в основном под оборудование для атомных реакторов или очень ответственного оборудования) и добавки (соответственно дешевле ). В орг. где я работаю на один пол не треснул ни в одном паркинге ни в одном здании, карт не делаем , льем как есть , работаем с дорогими производителями , но это окупается скоростью и минимальной трудоемкостью.

9.23 В конструкциях зданий и сооружений, испытывающих температурные и влажностные воздействия, следует предусматривать их разрезку температурно-усадочными швами, расстояния между которыми назначают в зависимости от температурных условий и конструктивных особенностей сооружения.

При неравномерной осадке фундаментов следует предусматривать разделение конструкций осадочными швами.

9.24 Расстояние между температурно-усадочными швами в бетонных и железобетонных конструкциях из обычного и жаростойкого бетонов следует устанавливать расчетом.

Расчет допускается не выполнять, если принятое расстояние между температурно-усадочными швами не превышает значений, указанных в таблице 9.2, в которой наибольшие расстояния между температурно-усадочными швами даны для бетонных и железобетонных конструкций с ненапрягаемой и с предварительно напряженной арматурой, при расчетной зимней температуре наружного воздуха минус 40ºС, относительной влажности воздуха 60% и выше и высоте колонн 3 м.

1. Для железобетонных конструкций (поз. 2), расчетная температура внутри которых не превышает 50ºС, расстояния между температурно-усадочными швами при расчетной зимней температуре наружного воздуха минус 30, 20, 10 и 1ºС увеличивают соответственно на 10, 20, 40 и 60% и при влажности наружного воздуха в наиболее жаркий месяц года ниже 40, 20 и 10% уменьшают соответственно на 20, 40 и 60 %.

Для железобетонных каркасных зданий (поз. 2, а, б, г) расстояния между температурно-усадочными швами увеличивают при высоте колонн 5 м – на 20 %, 7 м – на 60% и 9 м – на 100%. Высоту колонн определяют: для одноэтажных зданий – от верха фундамента до низа подкрановых балок, а при их отсутствии – до низа ферм или балок покрытия; для многоэтажных зданий – от верха фундамента до низа балок первого этажа.

3. Для железобетонных каркасных зданий (поз. 2, а, б, г) расстояния между температурно-усадочными швами определены при отсутствии связей либо при расположении связей в середине температурного блока. Расстояния между температурно-усадочными швами в сооружениях и тепловых агрегатах с расчетной температурой внутри объемов 70, 120, 300, 500 и 1000ºС уменьшают соответственно на 20, 40, 60, 70 и 90%.

9.25 Ширина температурно-усадочного шва b в зависимости от расстояния между швами l должна определяться по формуле

Относительное удлинение оси элемента εt следует вычислять в зависимости от вида конструкции и характера нагрева по указаниям 6.22-6.25.

Ширину температурно-усадочного шва, вычисленную по формуле (9.4), следует увеличить на 30%, если шов заполняется асбесто-вермикулитовым раствором, каолиновой ватой или шнуровым асбестом, смоченным в глиняном растворе (рисунок 9.4, а).

Температурно-усадочные швы в бетонных и железобетонных конструкциях следует принимать шириной не менее 20 мм.

Когда давление в рабочем пространстве теплового агрегата не равно атмосферному, температурно-усадочный шов должен иметь уширение для установки бетонного бруса. Брус должен устанавливаться насухо без раствора. Между брусом и менее нагретой поверхностью шов необходимо заполнить легко деформируемым теплоизоляционным материалом (рисунок 9.4, б).

В печах, где требуется герметичность рабочего пространства, с наружной поверхности в температурно-усадочном шве должен предусматриваться компенсатор (рисунок 9.4, в).


496 × 214 пикс.   Открыть в новом окне

а - шов, заполненный шнуровым асбестом; б - то же, с бетонным бруском; в - то же, с металлическим компенсатором; 1 - шнуровой асбест, смоченный в глиняном растворе; 2 - бетонный брусок; 3 - компенсатор; 4 - стальной стержень диаметром 6 мм.

9.26 Для организованного развития усадочных трещин в бетоне со стороны рабочего пространства теплового агрегата должны предусматриваться усадочные швы. Швы шириной 2-3 мм и глубиной, равной 1/10 высоты сечения, но не менее 20 мм, следует располагать через 60-90 см в двух взаимно перпендикулярных направлениях (рисунок 9.5, б).

устройством компенсационных швов в более нагретой сжатой зоне бетона (рисунок 9.5, а). Компенсационные швы шириной 2-5 мм следует располагать через 60-90 см на глубину не более 0,5 высоты сечения элемента в направлении, перпендикулярном к действию сжимающих усилий от воздействия температуры;

повышением температуры растянутой арматуры, расположенной у менее нагретой грани бетона, посредством увеличения толщины защитного слоя бетона или устройством наружной теплоизоляции.


378 × 235 пикс.   Открыть в новом окне

а- компенсационные; б - усадочные; 1 - компенсационный шов шириной 2-÷5 мм; 2 - усадочный шов глубиной 0,1hf и шириной 2-3 мм

Отдельные конструктивные требования

9.28 В железобетонных конструкциях из жаростойкого бетона для восприятия растягивающих усилий, как правило, следует устанавливать арматуру у менее нагретой грани сечения элемента.

Если в конструкциях от нагрузки растягивающие усилия возникают со стороны более нагретой грани сечения элемента, то арматура может воспринимать растягивающие усилия при температуре, не превышающей предельно допустимую температуру применения арматуры, устанавливаемой по расчету (см. таблицу 5.11).

Для снижения температуры арматуры допускается увеличивать толщину защитного слоя бетона у более нагретой грани сечения элемента до шести диаметров продольной арматуры или предусматривать теплоизоляцию из легкого жаростойкого бетона.

На границе бетонов разных видов следует устанавливать конструктивную арматуру из жаростойкой стали диаметром не более 4 мм, которая должна быть приварена к хомутам (рисунок 9.6).

Температура нагрева конструктивной арматуры не должна превышать предельно допустимую температуру применения конструктивной арматуры, указанную в таблице 5.10.


634 × 173 пикс.   Открыть в новом окне

1 - тяжелый жаростойкий бетон; 2 - теплоизоляционный слой из легкого жаростойкого бетона; 3 - сетка из жаростойкой стали диаметром 4 мм; 4 - продольная рабочая арматура

Рисунок 9.6 - Конструкция изгибаемого железобетонного элемента, нагреваемого до температуры более 400°С со стороны растянутой зоны

9.29 Несущие и ненесущие конструкции тепловых агрегатов следует выполнять из сборных однослойных или многослойных элементов. Сборные ограждающие конструкции, как правило, выполняются из блоков, плит и панелей.

В двухслойных панелях, проектируемых из разных видов жаростойкого бетона, теплоизоляционный легкий жаростойкий бетон может предусматриваться как со стороны рабочего пространства, так и с наружной стороны теплового агрегата.

Для улучшения совместной работы отдельных слоев бетона необходимо предусматривать установку конструктивной арматуры или анкеров. Конструктивная арматура должна заходить в каждый слой бетона на глубину не менее 50 мм. Если в зоне сопряжения отдельных слоев бетона температура превышает предельно допустимую температуру применения конструктивной арматуры, указанную в таблице 5.10, то для усиления связи между слоями допускается устраивать выступы или бетонные шпонки.

В ребристых панелях плиту и ребра следует выполнять из тяжелого или легкого конструкционного жаростойкого бетона (см. рисунок 9.5, б). В местах сопряжения ребер с плитой необходимо устраивать вуты. Между ребрами с менее нагретой стороны следует располагать тепловую изоляцию из легкого жаростойкого бетона или из теплоизоляционных материалов. В ребрах панели следует предусматривать арматурные каркасы, которые должны быть заведены в бетон плиты не менее чем на 50 мм. При необходимости снижения темпе-ратуры рабочей арматуры, устанавливаемой в ребрах, ребра могут выступать за наружную поверхность тепловой изоляции. Плиту панели следует армировать конструктивной сварной сеткой из арматуры диаметром не более 4 мм с расстояниями между стержнями не менее 100 мм.

Температура нагрева сварной сетки не должна превышать предельно допустимую температуру применения конструктивной арматуры, указанную в таблице 5.10. Если температура нагрева плиты панели превышает предельно допустимую температуру применения конструктивной арматуры, допускается плиту не армировать.

Для ненесущих облегченных ограждающих конструкций тепловых агрегатов следует предусматривать легкие жаростойкие бетоны и эффективные теплоизоляционные материалы.

9.30 В двухслойных панелях на металлическом листе легкий жаростойкий бетон следует крепить анкерами, приваренными к листу (рисунок 9.7, а). Анкеры должны приниматься диаметром 6÷10 мм или полосы 3х20 мм. Длина анкера должна быть не менее половины толщины футеровки, а расстояние между ними – не более 250 мм. Металлический лист толщиной не менее 3 мм должен иметь отогнутые края или приваренные «на перо» по контуру уголки.

В панелях с окаймляющим каркасом прямоугольного или трапециевидного сечения ребра должны предусматриваться из тяжелого или легкого конструкционного жаростойкого бетона, а пространство между ребрами на всю толщину следует заполнять теплоизоляционным легким жаростойким бетоном. Ребра следует армировать плоскими каркасами, расположенными с менее нагретой стороны (рисунок 9.7, б).

В панелях с окаймляющим арматурным каркасом сварной каркас следует располагать по периметру панели у менее нагретой стороны (рисунок 9.7, в).

Крепление панелей к каркасу должно осуществляться на болтах или на сварке так, чтобы панели могли свободно перемещаться при нагреве.

В конструкциях тепловых агрегатов из монолитного железобетона со стороны рабочего пространства в углах сопряжения стен, а также стен с покрытием и перекрытием следует предусматривать вуты.

При температуре рабочего пространства теплового агрегата свыше 800ºС ограждающую конструкцию с целью увеличения ее термического сопротивления следует выполнять многослойной, с включением в ее состав слоев из эффективной теплоизоляции (рисунок 9.7, г).

Многослойная несущая или самонесущая конструкция со стороны рабочего пространства должна иметь футеровочную плиту из жаростойкого бетона, а с ненагреваемой стороны – несущее основание в виде железобетонной плиты или металлического листа с окаймляющими уголками, а между ними - слой теплоизоляции. Волокнистые огнеупорные материалы следует применять в температурных зонах сечения конструкции, где нельзя применять более дешевых и менее дефицитные материалы, например, плиты или маты из минеральной ваты.

474 × 558 пикс.   Открыть в новом окне

а - двухслойная панель на металлическом листе; б - панель с окаймляющим каркасом из тяжелого жаростойкого бетона; в - панель с окаймляющим арматурным каркасом; г - панель на

металлическом листе со стальными анкерами и эффективной теплоизоляцией; 1 – уголок жесткости панели; 2 - металлический лист; 3 - анкер; 4 - легкий жаростойкий бетон с D1100 и менее; 5 - легкий жаростойкий бетон с D1200 и более; 6 - окаймляющий каркас из тяжелого жаростойкого бетона; 7 - арматурный каркас; 8 - эффективная теплоизоляция; 9 - усадочный шов; 10 – шайба

Бетонные основания являются наиболее долговечными, надежными и прочными. Однако бетон — капризный материал при формировании конструкций, поверхностей и их эксплуатации. Нагрузки, действующие на материал и в материале, которые имеют разные причины, приводят к растрескиванию монолитной поверхности. Так происходит, если вовремя не принять меры по созданию компенсационных разрезов, которые препятствуют подобным явлениям.


Что такое компенсационный шов?

Это целенаправленное фрагментирование бетонного основания (пол, стена, кровля и пр.), которое ослабляет действие внешних и внутренних сил (напряжений), ведущих к неконтролируемому деформированию и разрушению монолита бетона на всю его глубину. Подобные деформации могут стать причиной снижения показателей характеристик зданий. Компенсационный разрез реагирует и демпфирует изменения геометрии бетонной плиты, состоящей из нескольких независимых фрагментов. Такие швы являются серьезным фактором обеспечения надежности и долговечности сооружений.

Необходимость устройства

Конструкционные элементы построек связаны и постоянно взаимодействуют между собой на фоне того, что здания изменяют геометрические размеры под воздействием перемен в температурно-влажностном режиме эксплуатации, усадки каркаса, осадки твердеющих бетонных монолитов. Все это вызывает напряжения в узлах единой конструкции сооружения, хотя часто подобные изменения геометрии элементов визуально незаметны. Создание разрезов способствует равномерному распределению дополнительно возникающих нагрузок (сил, напряжений) путем компенсации изменений геометрических размеров (расширения, сжатия, скручивания, сдвигания, сгибания и пр.) материала, возникших из-за факторов, действующих на бетон (или в бетоне).

Нагрузки влияют на сооружения всегда, но без сформированных компенсационных швов они влекут за собой ухудшение характеристик фундаментов, возникновение трещин, проявления деформаций конструкций, увеличение внутренних напряжений, сокращение длительности эксплуатации и пр. К примеру, нагрев/охлаждение стен приводит к незначительному изменению их размеров, что в свою очередь создает в материале напряжения. Больше габариты стен — больше и напряжения.

Они вызывают трещинообразование (в стяжках бетона, внутренней отделке), передаются через жестко связанный каркас перекрытиям, балкам, лестницам, фундаменту и пр. Минимальный сдвиг положения стены в очаге напряжения немедленно создаст угрозу целостности жесткой конструкции постройки. Длительность воздействий, их величины могут даже стать причиной разрушения каркаса сооружения. Подвижки и сезонные пучения грунтов также проявляются как фактор разрушения отмосток, если в них не предусмотрены температурные разрезы.

Какими бывают компенсационные швы?


Виды и назначение швов в бетоне.

Характер нагрузок, которые должны компенсировать разрезы — основной признак их классификации. Они подразделяются на неподвижные (условно) — технологические и усадочные, а также на осадочные, изоляционные и температурные, деформационные. Перерывы в работах с бетоном сопровождаются формированием технологических разрывов, когда подушка материала, отлитая ранее, примыкает к грани нового участка монолита.

Усадочные разрезы путем фрагментирования плиты ослабляют напряжения растягивания в твердеющем материале, что способствует проходу трещин ниже разреза без выхода на ее поверхность либо проходу разлома по шву. Они компенсируют деформацию и усадку при неравномерной потере влаги разными участками стяжки. Наружными температурными разрезами здания разделяются на секции, что защищает от деформаций, вызванных изменением температуры бетона.

Часто их комплексируют со швами, задача которых — компенсация вертикальных сдвигов в отдельных частях сооружений из-за неравномерности осадки грунтов под постройкой. Деформационные швы разгружают монтажные стыки конструкционных элементов от деформаций скручивания, поперечных и продольных напряжений. Их формируют в местах примыканий пола к колоннам, лестничным маршам, пандусам, бордюрному камню, на изломах плоскостей материала, участках ступенчатого перепада высоты стяжек и пр.

Изоляционные швы обязательно создаются на стыке пола со стенами, лестницами, колоннами и пр. Их задача — пресечение передачи деформаций (температурных, усадочных и пр.) от каркаса сооружения на стяжку пола. Такое разъединение препятствует прохождению ударных звуковых волн внутрь помещений через стяжку и обратно. Температурные швы формируются для компенсации движения грунтов и зданий относительно отмостки. Ее фрагментирование и эластичная привязка к фундаменту обеспечивают демпфирование нагрузок.

Как выполняются?


Используется два метода формирования швов с использованием алмазных или абразивных кругов:

  • монтажный — когда на стадии заливки бетон разделяется на фрагменты с использованием закладываемых на всю глубину плиты демпфирующих материалов (стекло, брус, полимерные ленты, пластиковая вагонка и пр.), которые могут удаляться из шва или оставаться в нем;
  • разрезание — когда твердеющая бетонная плита прорезается на фиксированную глубину, а сформированные швы заделываются полимерными герметиками, мастиками, закрываются специальными конструкциями или оставляются незаполненными. Шаг (ширина полосы) нарезки определяется следующим образом: высота стяжки (в см) умножается на коэффициент «24». Результат — шаг обустройства швов (в см).

Они делаются идеально прямыми, допускается их пересечение только под прямым углом. Вместе с тем стыки рассечений не должны в плане формировать букву «Т». Когда невозможно исключить в плане пересечение швов в виде треугольника, фигуру делают равносторонней. Минимальная ширина швов 0,6 см, которая зависит от высоты слоя искусственного камня. По влажному бетону резка может проводиться уже через 12 – 72 часа после укладки (зависит от температуры воздуха), однако следует исключать ситуацию, когда бетон окончательно высох, и прорезанный край материала осыпается.

Глубина сечений составляет 1/4 – 1/2 высоты плиты. Площадь пола внутри помещений считается неделимой (до 30 м2), когда соотношение сторон такого «прямоугольника» не больше 1:1,5. Большие площадки разделяются усадочными швами на подобные или меньшие по площади участки. Когда монолит имеет длину от 25 м и более, его обязательно пересекают швами. Если дорожки твердеющего материала имеют ширину 3 метра и больше, делаются продольные швы.

На открытых для осадков плитах прорезы делаются с шагом 3 м, а максимальная площадь цельного куска не более 9 м2. Монолиты дорожек (коридоров) рассекаются поперечными швами с шагом до 6 м (обычный шаг — удвоенная ширина укладки материала), а Г-образные повороты фрагментируются на прямоугольники (квадраты). Также прорези разделяют напольные покрытия из различных материалов, основания в помещениях по дверным проемам, места перепада высоты стяжек.

Подобные швы, как и те, что оказываются под паркетной доской, не заполняются, а на открытом воздухе герметизируются. Разрезы плит пола, опоясывающие колонны, должны быть в плане квадратами, углы которых располагаются против плоских граней колонн (квадрат, образованный швами, поворачивается на 45 град. относительно граней колонны). Конструкционная целостность рассеченных оснований обеспечивается специальными системами, помещаемыми в швы или накладываемыми на них. Это профили из металла и уплотнители.

В отмостках пристеночные швы заполняются рубероидом, битумом или герметиком. Отмостка подразделяется на участки по 2 – 2,5 метра, которые пересекаются швами (перпендикулярными стене) на всю глубину заливки бетона. Такой разделитель формируется доской (несъемная опалубка), укладываемой на ребро так, чтобы верхний ее край совпадал с поверхностью опалубки. Доски (толщина до 3 см) обрабатываются горячим битумом, септиком. Также используются специальные ленты из винила толщиной до 15 мм. Затем опалубка бетонируется.

Компенсационный шов в стяжке


Схема расположения разных видов швов стяжки.

Рисунок разрезов, которыми разделяется стяжка, зависит от площади и конфигурации помещения. Пристенные швы имеют глубину на всю высоту стяжки. Их заполняют эластичными прокладками толщиной до 10 мм, силиконом. Также плиты заливки перерезаются на уровне дверных проемов и коридоров, но не на всю высоту материала. Аналогичным образом ее необходимо отделять от лестничного марша.

Если площадь помещения больше 30 м2 или если в нем есть Г-образные участки, она фрагментируется на прямоугольные (квадратные) составляющие со стороной не длиннее 6-ти метров. Установленные в помещении колонны также обособляются разрезами (в форме квадрата) у их основания. Когда стяжка содержит армирование, прорезание делается по границам листов арматурного каркаса.

В середине монолита рассечения обычно привязываются, например, к габаритам плитки, укладываемой на пол (шов должен проходить между ними). В теплых полах стяжка разрезается по границам полей тепловыделяющих элементов. Глубина прорезания определяется ее высотой, а также она зависит от наличия греющих труб в полу. В таких случаях массив бетона рассекается на 1/3 – 1/2 его толщины.

Заключение

Компенсационные швы являются необходимой составляющей формирования каркасов сооружений из бетона и обязательно обустраиваются при создании стяжек. Правильное применение швов — гарантия длительной и надежной эксплуатации зданий, сохранения эстетичности внутреннего декора.

Читайте также: