Чем санта заменил шахматы на доске

Обновлено: 17.04.2024

Игры - неотъемлемая часть человеческой истории. Одни приходят и уходят, другие живут веками. Одна из таких вечных игр, ставшая мировой - шахматы. Ей увлекались короли, а чемпионов почитали больше, чем современных рок-звезд, церковь же боролась с ней, как с азартными играми. Сегодня разберём историю этой интеллектуальной игры.

Мифы Древней Индии

Точная дата появления шахмат неизвестна, но скорее всего, возникли они в VI веке нашей эры в Индии. Игра называлась "чатуранга" и она имитировала сражение на поле боя: поле было разделено на 64 клетки, и каждый из участников ходил по очереди. В той игре было 2 главных отличия от современных шахмат: состязались на одной доске сразу 4 игрока и фигуру, которой ходили, определял не человек, а брошенные кости.

Существует 2 легенды, объясняющие происхождение индийской чатуранги:

  1. Игру придумал придворный Сасса, чтобы показать своему королю, что от правителя мало что зависит. Королю игра понравилась (не понял намека) и чтобы наградить изобретателя, он предложил ему выбрать любой подарок. Тот сказал: хочу столько зерна, чтобы на каждой следующей клетке оно удваивалось. С математикой у короля тоже было плохо и он не сразу понял, что даже на всей планете нет такого количества зерна. Дальнейшая судьба Сассы неизвестна.
  2. Игру придумал сын правителя, чтобы показать матери, как погиб его брат. Доска с фигурами отлично имитировала сражение и быстро понравилась правителю и его преемникам.

Персы и различные модификации игры

Вскоре купцы из Персии привезли индийскую чатурангу на родину. В течении нескольких веков игра претерпела главные изменения:

  • Играть в нее стало только два человека.
  • Из игры убрали элемент судьбы - кости. Победа или поражение теперь полностью находились в руках человека. Британский историк шахмат Дункан Форбс считает, что этот переход связан с запретом церкви играть в кости.
  • Победа достигалась матом (свержением короля). Правитель в восточном мире носил название “шах”. Персы, а затем и арабы говорили, что решающий ход - это “шахмат” - “король пал”. Так игра получила свое современное название.

Кроме Персии, игра из Индии последовала в другие уголки мира, приобретая свои отличия. В Китае центр доски пересекала река, а также существовали фигуры-пушки. У монголов (называлась “шатар”) доска была шире и существовали клетки-бастионы, на которых фигура была защищена от удара врага. В Византии игра получила название “Затрикион”: доска имела круглую форму, а клетки сходились к центру. С XV века, когда турки захватили Константинополь, “Затрикион” исчезает.

В Восточную Европу шахматы привезли арабские купцы. Слова “ферзь” пришло из фарси (персидского), а “слон” - прямой перевод арабского слова. В XI-XII столетиях в игру уже играли во дворах князей раздробленной Руси.

Шахматы в Средневековье

С завоеванием западной Европы (Португалии и Испании) арабами, а также с развитием торговых связей шахматы попадают в Европу и набирают там огромную популярность.

Кардинал-епископ Петр Дамиан осудил своего коллегу из Флоренции в 1061 году за то, что тот играл в шахматы, даже зная о ее пагубном влиянии «мысли и души верующих». Епископ Флоренции защищался, заявляя, что шахматы требуют навыков и, следовательно, «не похожи на другие игры».

Эти два направления аргументов звучали еще несколько веков. Известно два инцидента в Лондоне XIII века, когда жители Эссекса прибегли к насилию, приведшему к смерти в результате игры в шахматы, вызвали сенсацию и тревогу. Растущая популярность игры, которая теперь ассоциируется с разгулом и насилием, встревожила Церковь.

Рим вскоре вводит запрет на игру в шахматы, приравнивая их к гаданию, азартным играм и конским скачкам. Подобное происходит и в православной церкви. Но запрет не особо помогал. Играли даже крестоносцы, хотя магистры орденов издавали указы, строго карающие “шахматистов”.

🎲Сегодня вас ждет познавательное знакомство с древнеиндийской игрой. Присаживайтесь поудобнее и приятного чтения!

😎Шатрандж или индийские шахматы. Древнеиндийская игра, требующая мощного мышления и умения прорабатывать стратегию. Индийские шахматы - потомки старинной чатуранги и основоположники современных шахмат.

👍Необычная игра зародилась еще в VII веке до н.э., предназначалась для четырех человек и имела 4 комплекта фигур. Площадкой для игры была шахматная доска, которая стала прототипом для современного варианта шахмат, а ход делали только после подбрасывания костей, что очень сходно с современными нардами. До 6 века правила игры были неточными, поскольку передавались местными жителями в устной форме. А фигуры были маленькой копией индийской армии тех времен:

  • Пехота, была представлена в игре пешками;
  • Король и Советник (генерал или визирь) в центральной части доски;
  • Боевые слоны в центральной части армии;
  • Боевые колесницы (ладьи).

📚Игра занимала много времени, поскольку фигуры были тяжелыми и малоподвижными, а количество ходов могло занимать до 200. Сами игроки же делились на команды и играли в парах. Основная цель каждой пары - захватить вражеские войска. На востоке вообще не принято спешить куда-либо, жизнь там течет очень размеренно и вдумчиво. На первое место всегда выходило, общение и контакты с другими людьми. Менялись только средства как это делать: будь это шахматы, чай, кальян или другие способы совместного времяпрепровождения. Ценность беседы оценивалась не временем, проведенным с человеком, а качеством, то есть возможностью подобрать "правильные" слова и быть услышанным другим человеком и говорить с ним на "одном" языке.

🕛До VII-VIII веках игра носила название “чатуранга”, но именно в это время она приобрела популярность, распространившись по арабскому Востоку и Средней Азии. А поскольку в арабском языке нет буквы “ч”, то игра была переименована в нынешнее название “шатрандж”. Арабы в силу своей культуры сделали нововведение: они заменили изначальные индийские фигуры на абстрактные схематические изображения.

👍Площадкой для игры была шахматная доска, она имела квадратную форму и расчерченные поля, размером 8х8. У каждой пары игроков был комплект фигур своего цвета, который состоял из короля, ферзя, пары слонов, коней, ладьи, 8 пешек. Фигуры расставляли симметрично на противоположных сторонах доски. Правила расстановки отличаются от нынешних только тем, что короля и ферзя можно менять местами. Король, ладья и конь в шатрандже ходили аналогичным образом, как и в современных шахматах.

У других фигур были такие правила хода:

🔴Слон выполнял ход по диагонали через одно поле. Поле, через которое выполняется ход, может иметь фигуру. Слон считался слабой фигурой на доске, поскольку мог ходить только по 8 полям на доске, тогда как современный слон охватывает половину полей;

🟠Ферзь выполнял ход и бил на одно поле по диагонали. Современный аналог может делать ход на любое количество полей по всем направлениям, если ему не преграждает путь иная фигура.

🟡Пешка могла осуществлять ход вперед только на одно поле или осуществлять удар на одно поле вперед по диагонали. После того, как пешка достигала конца доски, она превращалась в ферзя. Первый ход новоиспеченного ферзя мог осуществляться только на второе поле по диагонали или вертикали, независимо от занятости этого поля.

📌Игра также имела несколько видов:

🛠Цитадель – игра ведется на доске 10х10, которая по углам имеет дополнительные поля, «цитадели», на которых располагаются боевые машины, которые ходят аналогично современному слону.

2️⃣Удлиненные шахматы – игра велась на доске 4х16 со стандартным для шатранджа комплектом фигур. Для ограничения ходов фигур могли использоваться шестигранные кости;

4️⃣Шахматы Тамерлана – шахматная игра на доске 11х10, которая имели дополнительные поля-цитадели и фигуры, а также различные виды пешек.

👍В Индии эта игра все еще популярна, а индийцы считаются одними из лучших игроков шахматы. Шатрандж описана во многих книгах, в том числе и русскоязычных. Она имеет большое влияние на историю современных шахмат.

👉Лично мне хотелось бы попробовать сыграть, а вам? Рассказывайте в комментариях

‼️‼️‼️Также напоминаю что у нас есть еще один интересный канал про GameDev и компьюбтерные игры его можно посмотреть здесь .

Кто придумал шахматы? Где изобрели шахматы? Откуда произошли шахматы? А главное, когда появились шахматы? Пожалуй, в нашем веке эти вопросы до сих пор остаются открытыми и неизведанными для нас. В данной статье мы постараемся подробно рассказать Вам об истории происхождения шахмат, ориентируясь на гипотезы учёных и информацию, добытую из древних источников.

Рождение шахмат

Прародиной шахмат является, древнее восточное государство, Индия, ставшая в конце VI века нашей эры основателем общепризнанного развлечения – чатуранга . «Что такое чатуранга?», - спросите Вы. Чатуранга представляла собой доску, состоящую из 64-х клеток и комплекта фигур: одна колесница (ратха), один боевой слон (хасти), одна конница, либо всадник (ашва), четыре пеших солдата (падати) и один король (раджа). Если взглянуть на них, то можно сказать, что они чем-то похожи на нынешние шахматные фигуры.

Первым письменным документом, свидетельствующим о чатуранге, является роман «Харчашарита», который был написан на древнем литературном языке Индии (санскрите). Он был сотворён поэтом, служащим при дворе короля, Харши Баной, живший приблизительно в середине VII века нашей эры. В данном произведении автор подчёркивает социальное положение большинства мирных жителей: всюду коррупция, казни за виновное деяния и лишь единицы занимаются изучением, познанием чатуранги, развиваясь при этом всесторонне. Помимо этого существует ещё один интересный исторический документ как «Чатранг-Намак», составленный на среднеперсидском языке и повествующий о том, как чатуранга (чатранг) проникла в Персидское государство во времена царствования Хосрова I. При этом Арабское историческое сообщество в большей мере склоняются в том, что, действительно: шахматы берут своё начало в северной части полуострова Индостан и потом просочились сквозь торговые пути, караваны на Ближний Восток.

Большинство арабских историков, основываясь на различных сведениях и фактах, считает, что легенда о человеке, который придумал шахматы, может носить в себе и действительный характер. Та самая легенда имеет следующее содержание: Однажды в королевский двор пришёл незнакомец, который держал в руках какую-то заманчивую, вырезанную точно из дерева доску. Ему удалось пройти к самому правителю, предложив поразмыслить над задачей: «Какое количество зёрен должно получиться на всей поверхности доски, если на последующей ячейке это число увеличивалось бы в двойном размере?». В случае неудачи глава государства должен был выдать проходимцу то количество злаковых культур, сколько вышло в итоге задачи. Спустя время монарху стало понятно, что такого числа зёрен на свете попросту не существует (оно примерно равняется 18,5 секстильонам штук). Учёные предполагают, что того самого проходимца звали Сассой, либо Сиссой бен Дахиром. В любом случае тот, кто догадался изобрести столь необычную, сложную, логическую игру, считается гением, в исчерпывающем его смысле.

Что касается механики и алгоритма действий в чатуранге, мы будем опираться на информацию, добытую из трактата «Кавьяланкара», написанного индийским мыслителем Рудратой в IX веке нашей эры. В данном произведении предлагаются возможные варианты прохождения всего поля доски одни конём, ладьёй (колесницей), либо слоном. Направление движения по игровому полю у ладьи и коня были аналогичны нынешним фигурам, при этом слон с большей вероятностью мог передвигаться на 1 клетку по диагонали во всех четырёх направлениях и на 1 клетку вперёд. Впрочем, досконального свода правил игры в чатурангу не существует, но с каждым годом предпринимаются всё новые и новые попытки обнаружения какой-либо информации о чатуранге.

Путешествие шахмат

На одном месте шахматы долго задерживаться не стали: после того, как Персия оказалась под покровительством Арабского халифата в середине VII века, игра «чатранг» была переименована в «шатрандж» . До наших дней сохранились документы, в которых прописаны основные правила шатранджа:

1. Игрок считался победителем, если он провёл мат, пат, либо ликвидировал все фигуры противника;

2. При этом ферзь мог ходить на 1 клетку по диагонали в любом из направлений, а слон – через 1 клетку по диагонали в любом направлении;

3. Отсутствовала рокировка (особый ход в игре, который позволял горизонтально передвигать короля, аналогичного по цвету, в сторону ладьи).

4. Арабские мастера шатранджа начинали партию с упорядочивания на своей половине доски всех имеющихся фигур.

Далее данное развлечение перекочёвывает в Монголию, где его называли «шатар», либо «хиашатар». Потом, спустя время, шатрандж попадает к такому славному иранскому народу как таджики, где уже игра приобретает название «шахмат», что означает на русский диалект «властитель повержен».

II. Поход в Азию

Следующим направлением шатранджа стала Юго-Восточная Азия, а именно Таиланд, Япония, Китай, Корея. Жители данного региона были удивлены такому нововведению, правилам, по которым играли в это развлечение, так как у них уже существовали свои «изюминки» в подобных играх:

1. Отсутствие рокировки как в Европе;

2. Перемещения фигурок совершаются на, сравнительно, малые дистанции.

Поэтому под влиянием своих специфических черт и тех, которые пришли извне, возникла китайская игра «сянци» (слева), от которой в дальнейшем изобрели корейскую игру «чанги» (справа). Оба игрища неповторимы в своём дизайне и алгоритме действий, что является их основной отличительной чертой от других настольных игр:

1. Вариант размещения фигур на доске. Вместо клеток (полей) так называемые «пункты» - точки с пересекающимися на них линиями доски. На этих точках размещаются фигурки. Доска разделена на девяноста пунктов.

2. В Вашей армии прибавлена новая фигура «пушка», позволяющая атаковать по фигурам соперника путём перепрыгивания через них.

3. Присутствуют фигуры с определённым радиусом воздействия, т.е. их ход возможен лишь в пределах конкретной части доски.

4. В данных играх слон и конь не «перепрыгают» через клетки со стоящими на них фигурками, подобно шатранджу, а перемещаются в плоскости самой доски.

Помимо этого, позднее возникли таиландские шахматы «макрук», в большей степени похожие по своему алгоритму игры на чатурангу. Они отличаются тем, что ладья совершает ход как в шатрандже, а слон – как в чатуранге.


В этой статье мы разберем, как правильно расставлять шахматные фигуры на доске, а также обсудим особенности и ценность каждой фигуры.

О чем эта статья:

Шахматная доска состоит из 64 клеток: 32 из них белые и 32 черные. В начале партии в распоряжении у каждого игрока его армия — король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи и восемь пешек. Играющий белыми расставляет свои фигуры на первый и второй ряд доски, играющий черными — на седьмой и восьмой.

На диаграмме ниже — правильное расположение шахматных фигур на доске в начале игры.

Начальная расстановка шахмат

Как расставить шахматы на доске

В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.

Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.

Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник». У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой).

Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить нетрудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.

Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.

Шахматная нотация

Сила и ценность шахматных фигур

Единицей шахматной силы считается пешка.

За пешкой следуют конь и слон — их сила оценивается в три пешки. Между собой конь и слон считаются примерно равноценными: у них очень разный ход, но каждый имеет свои преимущества. Слон сильнее в открытых позициях, так как может контролировать сразу все клетки на диагонали. Слон умеет ставить такие приемы, как связка, вскрытый шах, рентген, а также часто помогает ферзю в матовой атаке. Конь же очень полезен в закрытых позициях, отлично маневрирует и перепрыгивает через препятствия, умеет ставить вилку и спертый мат.

Следующая по силе фигура — ладья. Ладья стоит пять пешек. Это значит, что ладья сильнее коня и слона, но конь и слон вместе будут стоить немного дороже, чем одна ладья. Ладья, как и слон, — дальнобойная фигура, которая может контролировать все клетки на линии, но ее преимущество в том, что ладья может взять под контроль любую клетку пустой шахматной доски за один ход, а слон может нападать только на поля одного цвета. Ладья при помощи короля может заматовать одинокого короля соперника (а один конь или один слон не смогут). А две ладьи могут поставить мат вражескому королю даже без помощи своего короля (это называется линейный мат).

Сравнение ценности ладьи и пешки

И, наконец, самая сильная шахматная фигура — ферзь. Сила ферзя — 9 пешек. Ферзь умеет ходить как слон и ладья сразу, умеет делать все тактические приемы (кроме вилки), контролирует за один ход максимальное число полей на доске и может нападать на много фигур сразу. Чаще всего именно ферзь ставит мат королю соперника. По ценности один ферзь немного сильнее ладьи и слона или коня, но чуть слабее двух ладей.

А как же король? Король — бесценный! Знать ценность фигур нужно для того, чтобы понимать, размены каких фигур будут выгодны (например, выгодно съесть у соперника ладью, потеряв взамен коня, потому что ладья на 2 пешки дороже коня). А короля съесть или разменять нельзя — королю можно только поставить мат. В начале и середине партии король не силен — другие фигуры его обороняют, а он обычно стоит в надежно укрепленном месте. А вот когда на доске остается мало фигур, король становится очень важным — помогает поставить мат или проводить свои пешки в ферзя. Тогда его сила может быть равна или даже выше силы коня или слона.

Повторим ценность фигур на примере таблички:

Ценность шахматных фигур

Итак, теперь мы знаем, как правильно расставлять фигуры, а также особенности и силу каждой фигуры. А набить руку в игре с тренером, запомнить правила расстановки и отточить тактические приемы помогут индивидуальные онлайн-занятия по шахматам в школе Skysmart. Дарим до 3 уроков при первой оплате!


Представьте, что вы великий полководец и должны привести свою армию к победе. Так вот, шахматные фигуры — ваше войско, которым вы с ловкостью управляете. Давайте посмотрим, как выглядит эта небольшая армия на шахматной доске.

О чем эта статья:

Начальная шахматная расстановка фигур

Начальная расстановка шахматных фигур

На этом изображении вы можете увидеть шахматную доску со всеми ее фигурами. В начале игры у одного противника есть армия белых фигур, а другой противник управляет армией черных фигур. Количество фигур у каждого игрока — 16.

Где на шахматной доске стоят пешки

На 2-й и 7-й горизонтали дружно в ряд выстроились пешки. В начале игры их у вас целых 8 штук.

Где на шахматной доске стоят ладьи

Далее, по краям шахматной доски, расположились ладьи — фигуры, похожие на башни.

Где на шахматной доске стоят кони

У ладей есть соседи — удивительные фигуры, похожие на лошадей. Только называются они чуть более официально — не лошади, а кони.

Где на шахматной доске стоят слоны

Рядом с конями не менее интересные фигуры — слоны. Действительно слоны, хоть и без хобота и красивых больших ушей.

Где на шахматной доске стоит ферзь

Теперь перейдем к поистине величественной фигуре — ферзю. Он стоит в центре доски и всем своим видом говорит, что он здесь главный. Корона, все дела — ну как ему не поверить! Но нет, есть фигура посерьезнее. 👑

Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.

где на шахматной доске стоит король

Во главе шахматного войска стоит король. Он, как и ферзь, расположен в центре шахматной доски. Да-да, у каждой армии есть предводитель, и в шахматах он тоже есть.

Да, шахматную армию на путь к победе ведет игрок. Но король важен для своих фигур, ведь цель шахмат — свергнуть вражеского монарха!

Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами, их названиями и расстановкой. Пора перейти к подробному описанию каждой фигуры и раскрыть их главные особенности.

Ходы шахматных фигур

Король

Король — главная фигура в шахматах. Вот он, с короной на голове и ключом от шахматного государства.

Король — шахматная фигура

Главным я его называю не просто так. Партия заканчивается, когда король оказывается в ловушке под названием мат. Выигрывает тот, кто первым поставил мат королю соперника. Поэтому вам следует оберегать своего короля.

Фигура эта, конечно, великая, но двигается она медленно. Зато во все стороны: вперед, назад, вбок и наискосок. Но только на одну клетку за один ход. Вот такой вот вам монарх! Только не надо его ругать: свою силу и ловкость он отдал ферзю, о котором мы поговорим чуть позже.

Как ходит король в шахматах

Пешка

Пешка — самая маленькая фигура, но нельзя ее недооценивать. Это смелый боец, который первым рвется в бой. Кроме того, у пешки есть один секрет, о котором я вам сейчас расскажу.

Пешка — шахматная фигура

Пешка может двигаться только вперед и только на одну клетку. Но если она стоит в своем домике (на начальной позиции), то может выбрать — сходить на одну клетку вперед или сделать стремительный рывок на две клетки вперед. После этого пешка продолжает двигаться как обычно.

Как ходит пешка в шахматах

А вот и главный секрет этого маленького и хитрого воина. Как только пешка дошла до противоположного края доски, она может превратиться в одну из фигур: ферзя, ладью, слона или коня.

Превращение пешки

Догадались? Молодцы! Конечно, король у нас всегда один. Напомню, что цель шахмат — первым свергнуть короля противника. Это было бы трудно сделать, имей мы несколько королей.

Шахматный слон совсем не похож на слона, которого мы привыкли видеть в зоопарке, да и весит поменьше. Но бегать этот слон все же умеет, только по шахматной доске.

Слон — шахматная фигура

В партии у вас есть два слона, и они отличаются друг от друга. Один может ходить только по полям белого цвета — такой слон называется белопольным. Другой слон ходит только по полям черного цвета и называется чернопольным. Слоны перемещаются по доске в любую сторону и на любое расстояние наискосок по полям одного цвета. Линии перемещения слона еще называют диагональю.

Чернопольный и белопольный слон

Ладья

Ладья — это фигура, которая напоминает крепостную башню. Давным-давно ладьи были не просто фигурами на шахматной доске, а большими лодками, с помощью которых люди бороздили моря и океаны. Но шахматам больше 2000 лет, некоторые фигуры поменяли свой внешний облик и назначение, и ладья уже не похожа на лодку.

Ладья — шахматная фигура

Ладья — очень мобильная фигура. Она может двигаться в любом направлении по прямым линиям: вперед, назад, вправо, влево на любое количество клеток. Прямые линии, которые идут слева направо, называются горизонталями. Прямые линии, расположенные сверху вниз, называются вертикалями.

Как ходит ладья в шахматах

Ферзь

Итак, мы перешли к изучению самой сильной фигуры в шахматах — ферзя.

Ферзя в некоторых странах именуют королевой (по-английски queen). Например, в названии популярного шахматного сериала «Ход королевы» (Queen’s gambit). Но к нам эта фигура пришла со своей историей и именем färz из Турции, поэтому будем называть ее просто и благородно — ферзь.

Ферзь — шахматная фигура

Ферзь сочетает в себе ходы двух других фигур — ладьи и слона. Это значит, что он может двигаться в любом направлении на любое расстояние по прямым линиям (вертикалям и горизонталям) и по диагоналям. Только, в отличие от слона, ферзь не привязан к диагоналям лишь одного цвета. Если ферзь стоит на черном поле — ему доступны черные диагонали, если на белом поле — белые диагонали.

Как ходит ферзь

Ферзь — самый сильный воин во всей шахматной армии. Эту фигуру часто используют для заключительной атаки на вражеского короля.

Конь — фигура, которая соответствует своему названию. Невозможно представить себе древнее войско без коней: они всегда участвовали в военных сражениях, вот и в шахматах тоже участвуют. Не забываем, что мы с вами ведем великую битву!

Конь — шахматная фигура

От природы коням даны мощные ноги, и они отлично справляются с прыжками через препятствия. Так вот, шахматные кони не менее удивительны. Они даже могут перепрыгивать через фигуры — почти как настоящие!

Ход коня — самый необычный из всех шахматных фигур. Конь может двигаться в любом направлении: вперед, назад, вправо, влево. Только делает он это с помощью прыжка через две клетки, а завершает свое движение поворотом на одну клетку в сторону.

Как ходит конь в шахматах

Обязательно потренируйтесь с ходом этой фигуры самостоятельно! Вот вам небольшое задание. Попробуйте добраться вашим конем с поля a1 до поля h8, не наступая на препятствия. И помните — две клетки в любую сторону, прыжком вбок завершаем движение.

Задача на тренировку хода конем

На этом наше путешествие по сказочному миру шахмат подошло к концу. Теперь вы знаете все про шахматные фигуры — их названия, ходы и даже немного больше. Немного тренировок — и вы с уверенностью сможете отличить пешку от ферзя. А прокачаться еще быстрее помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Запишитесь сейчас и получите до 3 уроков в подарок при первой оплате!

Читайте также: