Чем покрыть опалубку чтобы не налипал бетон

Обновлено: 14.05.2024

Величина сцепления бетона с опалубкой достигает нескольких кгс/см 2 . Это затрудняет работы по распалубке, ухудшает качество бетонных поверхностей и приводит к преждевременному износу опалубочных щитов.
На сцепление бетона с опалубкой оказывают влияние адгезия и когезия бетона, его усадка, шероховатость и пористость формующей поверхности опалубки.
Под адгезией (прилипанием) понимают обусловленную молекулярными силами связь между поверхностями двух разнородных или жидких соприкасающихся тел. В период контакта бетона с опалубкой создаются благоприятные условия для проявления адгезии. Клеящее вещество (адгезив), которым в данном случае является бетон, в период укладки находится в пластичном состоянии. Кроме этого, в процессе виброуплотнения бетона пластичность его еще более увеличивается, вследствие чего бетон сближается с поверхностью опалубки и сплошность контакта между ними увеличивается.
Бетон прилипает к деревянным и стальным поверхностям опалубки сильнее, чем к пластмассовым, из-за слабой смачиваемости последних. Значения Кс для разных видов опалубки равны: мелкощитовой — 0,15, деревянной — 0,35, стальной — 0,40, крупнопанельной (панели из мелких щитов) — 0,25, крупнощитовой — 0,30, объемно-переставной — 0,45, для блок-форм — 0,55.
Дерево, фанера, сталь без обработки и стеклопластики хорошо смачиваются и сцепление бетона с ними достаточно большое, со слабо смачиваемыми (гидрофобными) гетинаксом и текстолитом бетон сцепляется незначительно.
Краевой угол смачивания шлифованной стали больше, чем у необработанной. Однако сцепление бетона с шлифованной сталью снижается незначительно. Объясняется это тем, что на границе бетона и хорошо обработанных поверхностей сплошность контакта более высокая.
При нанесении на поверхность пленки масла она гидрофобизуется, что резко уменьшает адгезию.
Шероховатость поверхности опалубки увеличивает ее сцепление с бетоном. Это происходит потому, что шероховатая поверхность имеет большую фактическую площадь контакта по сравнению с гладкой.
Высокопористый материал опалубки тоже увеличивает сцепление, так как цементный раствор, проникая в поры, при виброуплотнении образует точки надежного соединения. При снятии опалубки может быть три варианта отрыва. При первом варианте адгезия очень мала, а когезия достаточно велика.
В этом случае опалубка отрывается точно по плоскости контакта. Вдорой вариант — адгезия больше, чем когезия. При этом опалубка отрывается по клеящему материалу (бетону).
Третий вариант — адгезия и когезия по своим величинам примерно одинаковы. Опалубка отрывается частично по плоскости контакта бетона с опалубкой, частично по самому бетону (смешанный или комбинированный отрыв).
При адгезионном отрыве опалубка снимается легко, поверхность ее остается чистой, а поверхность бетона имеет хорошее качество. Вследствие этого необходимо стремиться к обеспечению адгезионного отрыва. Для этого формующие поверхности опалубки выполняют из гладких плохо смачиваемых материалов или наносят на них смазки и специальные антиадгезионные покрытия.
Смазки для опалубки в зависимости от их состава, принципа действия и эксплуатационных свойств можно разделить на четыре группы: водные суспензии; гидрофобизирующие смазки; смазки — замедлители схватывания бетона; комбинированные смазки.
Водные суспензии порошкообразных веществ, инертных по отношению к бетону, являются простым и дешевым, но не всегда эффективным средством для устранения прилипания бетона к опалубке. Принцип действия основан на том, что в результате испарения воды из суспензий до бетонирования на формующей поверхности опалубки образуется тонкая защитная пленка, препятствующая прилипанию бетона.
Чаще других для смазки опалубки применяют известково-гипсовую суспензию, которую готовят из полуводного гипса (0,6—0,9 вес. ч.), известкового теста (0,4—0,6 вес. ч.), сульфитно-спиртовой барды (0,8—1,2 вес. ч.) и воды (4—6 вес. ч.).
Суспензионные смазки стираются бетонной смесью при виброуплотнении и загрязняют бетонные поверхности, вследствие чего их применяют редко.
Наиболее распространены гидрофобизирующие смазки на основе минеральных масел, эмульсола ЭКС или солей жирных кислот (мыл). После их нанесения на поверхность опалубки образуется гидрофобная пленка из ряда ориентированных молекул, которая ухудшает сцепление материала опалубки с бетоном. Недостатки таких смазок — загрязнение поверхности бетона, высокая стоимость и пожароопасность.
В третьей группе смазок используются свойства бетона схватываться замедленно в тонких пристыковых слоях. Для замедления схватывания в состав смазок вводят мелассу, танин и др. Недостаток таких смазок — сложность регулирования толщины слоя бетона.
Наиболее эффективны комбинированные смазки, в которых используются свойства формующих поверхностей в сочетании с замедлением схватывания бетона в тонких пристыковых слоях. Такие смазки готовят в виде так называемых обратных эмульсий. В некоторые из них помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания вводят пластифицирующие добавки: сульфитно-дрожжевую барду (СДБ), мылонафт или добавку ЦНИПС. Эти вещества при виброуплотнении пластифицируют бетон в пристыковых слоях и снижают его поверхностную пористость.
Смазки ЭСО-ГИСИ готовят в ультразвуковых гидродинамических смесителях, в которых механическое перемешивание компонентов сочетается с ультразвуковым. Для этого в бак смесителя заливают компоненты и включают мешалку.
Установка для ультразвукового перемешивания состоит из циркуляционного насоса, всасывающего и напорного трубопроводов, распределительной коробки и трех ультразвуковых гидродинамических вибраторов — ультразвуковых свистков с резонансными клиньями. Жидкость, подаваемая насосом под избыточным давлением 3,5—5 кгс/см2, истекает с большой скоростью из сопла вибратора и ударяется о клиновидную пластину. При этом пластина начинает вибрировать с частотой 25—30 кГц. В результате в жидкости образуются зоны интенсивного ультразвукового перемешивания с одновременным делением компонентов на мельчайшие капельки. Длительность перемешивания 3—5 мин.
Эмульсионные смазки обладают стабильностью, они не расслаиваются в течение 7—10 сут. Применение их полностью устраняет прилипание бетона к опалубке; они хорошо удерживаются на формующей поверхности и не загрязняют бетон.
Наносить эти смазки на опалубку можно кистями, валиками и с помощью распылительных удочек. При большом количестве щитов для их смазки следует применять специальное устройство.
Применение эффективных смазок снижает вредное воздействие на опалубку некоторых факторов. В ряде же случаев использовать смазки нельзя. Так, при бетонировании в скользящей или подъемно-переставной опалубке применять такие смазки запрещено из-за их попадания в бетон и снижения его качества.
Хороший эффект дают антиадгезионные защитные покрытия на Основе полимеров. Их наносят на формующие поверхности щитов при их изготовлении, и они выдерживают 20—35 циклов без повторного нанесения и ремонта.
Для дощатой и фанерной опалубки разработано покрытие на основе фенолформальдегида. Его напрессовывают на поверхность щитов при давлении до 3 кгс/см2 и температуре + 80° С. Это покрытие полностью устраняет прилипание бетона к опалубке и выдерживает до 35 циклов без ремонта.
Несмотря на довольно высокую стоимость, антиадгезионные защитные покрытия выгоднее смазок в связи с их многократной оборачиваемостью.
Целесообразно применять щиты, палубы которых выполнены из гетинакса, гладкого стеклопластика или текстолита, а каркас — из металлических уголков. Такая опалубка износоустойчива, легко снимается и обеспечивает хорошее качество бетонных поверхностей

Бетонные работы, за редким исключением, — составляющая цикла строительных мероприятий по возведению сооружений – от небольшой хозяйственной постройки до монолитного многоэтажного здания. Бетонирование дает возможность быстро, без значительных трат получать прочные конструкции фундаментов, перекрытий, стен, перегородок. Применение многооборотных щитов опалубки, их быстрый монтаж, легкая разборка – значительно сокращают срок сдачи готового объекта, снижают траты. Облегчить работу с опалубкой, продлить ее срок призвана смазка.

Опалубка

Необходимость смазки

Технологией бетонирования предусмотрено уплотнение залитого раствора с целью исключить раковины, полости внутри будущего монолита. Задача выполняется глубинным вибратором или простукиванием поверхности снаружи в местах контакта с бетоном. Эти способы помогают вывести из массы раствора пузырьки воздуха. Весь объем внутри опалубки, до небольшой неровности, трещины, заполняется только бетоном.

Уплотнение раствора

Минус уплотнения заливки — сложность разборки опалубки, ее возможная порча, полная непригодность повторного применения, вероятность механического повреждения свежей заливки (при отделении щитов от бетонной плоскости). Упростить, ускорить закладку монолита помогает смазка. Покрытие составом внутренней поверхности установленных щитов производится перед заполнением рабочим раствором.

Способность к смачиванию у материалов разная. Поэтому, периодичность обработки щитов отличается. Например, деревянные, фанерные смазывают перед каждым использованием, пластиковые – каждый пятый раз.

Между бетоном и элементами опалубки создается тонкий разделительный слой. Эта пленка минимизирует адгезию обработанных щитов. Упрощается их демонтаж после схватывания бетона, до трех раз увеличивается срок службы. Отражается применение средств на качестве бетонной поверхности – она почти не имеет сколов, трещин.

Виды смазочных смесей

В основе классификации антиадгезионных растворов лежит их химический состав, технические характеристики.

Водная суспензия

Простой, экономный вариант. Ее можно сделать самостоятельно из доступных материалов. По рецептам мастеров со стажем легко готовятся суспензии из алебастра, строительного гипса, щелока, глины, извести. Достаточно и других народных рецептов.

Все составы группы после тщательного размешивания наносят на элементы опалубки, дают обработанным поверхностям просохнуть. Формы для заливки бетона из таких щитов нельзя простукивать, уплотнение бетона производится без вибратора. Причина – отсутствие эластичности у слоя подсохшей смазки, который при ударных, механических воздействиях легко отслаивается, смешивается с контактирующим раствором. Загрязненный поверхностный слой монолитной конструкции имеет пониженную прочность. Поэтому применение водных суспензий подходит для малых конструкций с применением штыкования при уплотнении залитого раствора.

Гидрофобизаторы

Обладают высоким коэффициентом омыления, характеризующим эффективность защиты оснастки от смачивания при контакте с раствором. Компоненты составов — минеральные масла, поверхностно-активные вещества. Гидрофобизаторы создают надежный слой на внутренней стороне щитов. Минусы — стоимость смазочных средств, их пожароопасность, существующий риск проявления масляных пятен на поверхности бетона.

Гидрофобизаторы для любых поверхностей работают по единому принципу:

На основе органических углеводородов – замедляющие

Органические углеводы — основа средств. Нанесенный слой сдерживает скорость схватывания строительного раствора. Поэтому контактирующий с опалубкой раствор еще обладает пластичностью, податливостью, остальной его объем на всю толщину уже схватился и стал достаточно прочным. Демонтаж щитов, их очистка от налипших частиц бетона производится легко. Минус замедляющих растворов – невозможность контроля процесса отвердения поверхностного слоя бетона. Возможно появление трещин на стыке отвердевшего бетона и пластичного тонкого слоя из-за внутренних напряжений.

Комбинированные

Обратные эмульсии (другое название комбинированных смесей) включают в состав компоненты-гидрофобизаторы, замедлители схватывания бетонной смеси, пластификаторы. Легко удерживаются на гладкой, вертикальной поверхности, несколько суток эмульсия не расслаивается. Комбинированная смазка делает поры бетонной поверхности малыми, что улучшает показатели плотности, прочности, влагостойкости получаемого монолита. Специалисты считают применение обратных эмульсий оптимальным для обработки щитов опалубки.

Щиты со смазкой

Часто используемые смазки

Застройщику без профильного образования будет легче выбрать нужный состав из предлагаемого строймаркетами ассортимента, если он будет знать характеристики популярных средств.

  • Агат. Универсальный безводный масляный состав для покрытия опалубочных щитов из любого материала. Особенность – отсутствие поверхностных следов материала на высохшем бетоне.
  • Тиралюкс. Дорогой немецкий состав на основе минеральных масел, антиморозных добавок. Отличается защитными свойствами – бетон не пристает даже к щитам из досок.
  • Ангрол. Пожаробезопасная эмульсия с длительным сроком хранения без потери заявленных характеристик. Защищает от коррозии металлические поверхности оснастки.
  • Эмульсол. Смазка с минеральными маслами, отличается простотой нанесения, малым расходом. Составом марки «Эмульсол-ЭксИМ» можно покрывать щиты конструкции при значительных понижениях температуры – до -35°С.

Требования к смазочным смесям

Не стоит по старинке обрабатывать оснастку отработкой машинного масла или мазутом. Эти материалы опасны для окружающей среды, пожароопасны, не всегда эффективны. При производстве готовых средств учитывают строительные требования, нормативы. Приведем основные из них:

  1. Приближение химического состава к нейтральному состоянию должно оберегать дыхательные пути, открытые участки кожи строительных работников. При этом, не должны снижаться эксплуатационные характеристики конструкции в местах контакта смазочной пленки с бетоном.
  2. Средство, снижая адгезию бетона с материалом опалубки, не должно обладать проникающими свойствами. После контакта не должно оставаться любых маслянистых, жирных пятен. Если их не удалять, отделочные материалы (клеевые растворы, штукатурка, обмазочная изоляция) могут не удерживаться на бетонной поверхности. А удаление пятен связано с механическим повреждением поверхности монолита.
  3. Для сопротивления щелочной среде бетонной заливки и получения качественной мыльной пленки на поверхности элементов опалубки – коэффициент омыления не может снижаться ниже 7 единиц. Соблюдение требования не даст частицам раствора прилипать к внутренней поверхности формообразующих щитов.
  4. Состав средства должен обеспечивать веществу достаточную вязкость, устойчивость к разжижению от горячего воздуха. Качественный материал не стекая, не испаряясь, сутки удерживается на гладкой вертикальной плоскости щита.
  5. Смазка должна быть безопасной для человека.
  6. Применяемое покрытие обязано служить защитой материала опалубки: от коррозии – для металла, от гниения, поражения микроорганизмами – для дерева.
  7. Нанесение покрытия должно производиться легко, с экономным расходом рабочего вещества.

Обработка

Обработка конструкции происходит после окончания ее сборки. Это сократит расход смазки. Ранее залитый, отвердевший бетон защищают пленкой или брезентом. Обрабатываемую поверхность предварительно чистят от остатков раствора, грязи, хорошо высушивают. Покрытие из применяемого средства должно быть равномерным, тонким.

При нанесении смазки не допускается ее попадание на закладные изделия, подготовленный каркас из арматуры, элементы должны сохранять высокую адгезию с бетонным раствором.

Экономный вариант – распыление малярным пистолетом. Работать можно валиком, кистью. Применение обычной малярной кисти особенно оправдано при обработке поверхности стыков, в углах опалубочной формы, дощатых щитовых конструкций.

Краскопульт

Расход

Зная нормы расхода, указанные производителем на упаковке, нужно делать поправки на следующие объективные причины их изменения:

  • плотность применяемого состава;
  • окружающий температурный фон;
  • материал, качество поверхности обрабатываемой опалубки;
  • способ нанесения смазки, качество применяемого инструмента;
  • через какое время после обработки будет производиться бетонирование.

Производители

Для обработки опалубки чаще выбирают продукцию зарекомендовавших себя производителей. Среди зарубежных марок лидирует германский Тиралюкс1721, смеси греческого концерна Isomat. Положительные рекомендации у российских универсальных смазок Эмульсол ЭКС-А, Ангрол-Монолит, Дивикон. При выборе производителя лучше остановиться на компании, работающей в узком сегменте изготовления средств (например, нижегородская «Н Петрос»). Тогда можно не сомневаться в высоком, постоянном качестве состава.

Применение смазочных материалов для обработки опалубочных конструкций можно не считать дополнительными тратами. Эти вложения многократно вернутся ускорением строительных работ, увеличением срока службы, оборачиваемости съемной опалубки, повышением качества возведенных бетонных конструкций.

Пример нанесения разделительного состава на формы для изготовления бетонных плит, результат:

Опалубочные щиты представляют собой конструкцию, с помощью которой фундаментным основам из бетона придаются необходимые формы. Свежеприготовленная бетонная масса отличается хорошей текучестью и заполняет каждый пустотный участок между арматурным каркасом. Сцепляется она и с опалубочными щитами, стремясь сделать всю конструкцию собственной оболочкой. И в том случае, когда у строителей имеются определенные планы на дальнейшее использование опалубки, отдирать ее придется с огромным трудом. Но проблема решается, если используется при бетонных работах смазка для опалубки.

Смазка для опалубки

Необходимость использования

Главной целью в применении смазки для форм и опалубки является снижение их намокания и сокращение адгезии бетонного материала к поверхностям элементов опалубочной конструкции.

Эмульсии жиросодержащей консистенции создают на поверхности палуб тончайшую пленку, понижающую сцепляемость с бетонной массой. При этом наносится смазка исключительно на предварительно собранную опалубочную конструкцию, арматурный каркас и закладные элементы не смазываются, так как именно с ними требуется высокий уровень адгезии.

Каждый материал обладает своими показателями смачиваемости. Для древесины и металла они более высокие, пластиковый материал и текстолит менее подвержены данному процессу. Но смазываются все поверхности, только для древесной поверхности это необходимо при каждом применении, а для пластика – на каждом пятом цикле.

Именно смазка способна понизить адгезию к бетонной массе и обеспечить быстрый демонтаж опалубки. Щиты снимаются легко, но самое основное в этом – бетонная конструкция не подвержена воздействиям механического характера даже в том случае, если возраст ее после заливки не превышает трех дней.

Основное условие при применении смазки – сохранить монолитную бетонную конструкцию.

Виды смазочных смесей

Все используемые для смазки специальные растворы по своим техническим показателям и химическим особенностям делятся на четыре типа.

Эмульсии жиросодержащей консистенции

Водная суспензия

Считается экономически выгодным вариантом. Кроме того, эту смазку для опалубки вполне возможно приготовить своими руками. Подойдут жидкий мыльный раствор с керосином, смесь глины и масла, суспензия, подготовленная из извести и гипса, разбавленных щелоком. Составы размешиваются, наносятся на опалубочные элементы, которые потом следует просушить. Тонковатый слой, оставшийся после сушки на щитах, отличается инертностью к бетонному раствору. Случается, что палубы конструкции окрашиваются простым составом – разведенной известью или цементным молочком. Варианты таких смазок недорогие, отлично подходят для небольших опалубочных конструкций, бетонирование в которых предполагает применение не виброуплотнения, а штыкования. Опалубку, обработанную такими растворами, простукивать не следует. Дело в том, что смазочный слой эластичностью не обладает, и после ударов от щитов отслаивается, перемешиваясь с раствором в зонах контактирования, загрязняя его поверхность и понижая прочность.

Если бетонирование ведется с виброуплотнением, такие составы для предварительной смазки не используются.

Гидрофобизаторы

Цена на эти смазочный смеси довольно высокая, не каждая считается безопасной для раствора в плане загрязнения поверхности конструкции. Cмазочные смеси для опалубки спросом пользуются, так как в своем химсоставе содержат поверхностно-активные компоненты, основу которых составляют минерализованные масла.

На основе органических углеводородов – замедляющие

Находящиеся в таких смесях замедлители достаточно результативно выполняют свое предназначение по разделению опалубочной поверхности и бетонного раствора. Однако используют их нечасто, потому что такие смазки обладают побочным эффектом – порой затруднительно держать под контролем процесс замедления, на ход реакции оказывают влияние многочисленные условия, в число которых входит и температурный режим воздуха. От воздействия подобных реакций поверхность фундаментной конструкции может находиться под воздействием напряжения и растрескиваться.

Комбинированные

Такие образцы смазок считаются более выгодными, и многих строителей не останавливает даже их высокая цена. В состав входят замедлители застывания бетонной массы и гидрофобизаторные компоненты, негативное воздействие которых понижается за счет добавления пластификаторов. Основное предназначение таких эмульсий – придание поверхности фундаментной конструкции гладкости и обеспечение легкого демонтажа опалубочных щитов.

Обратные эмульсии обладают определенными свойствами – сокращают численность и параметры пор, несколько увеличивают устойчивость бетона к воздействию влаги.

Свойства смазки для опалубки

Часто используемые смазки

Чаще всего строители пользуются следующими составами:

  • Агат – концентрированная смазка, которую перед применением следует разводить водой и тщательно взбалтывать. Первоначальный состав сделан на основе масла, воды не содержит. Основное достоинство – после использования на поверхности бетонной конструкции следов нет, что особенно важно, если предстоят отделочные работы светлыми или цветными материалами;
  • Ангрол – состав на основе воды с длительным и безопасным сроком хранения, не подвержен горению, предохраняет металлические поверхности опалубочной конструкции от появления ржавчины. Правда, стоит такая смазка достаточно дорого;
  • Эмульсол и Эмульсол Экс-А – основу составляют минеральные масла. Расход эмульсола на 1 м2 опалубки небольшой, что позволяет его применять на предприятиях, производящих ЖБИ. Основным достоинством такого состава считается устойчивость к низким температурам, возможность работать с ним даже при тридцатиградусном морозе;
  • Тиралюкс – дорогостоящая смазка, изготовленная в Германии, отличающаяся сложным составом. Используют ее при зимнем бетонировании, потому что в составе смазочного материала имеются противоморозные компоненты. Стоимость смазки выше отечественных аналогов в три раза, но она оправдана отличной работоспособностью, позволяющей даже опалубки из фанеры и досок использовать многократно.

Использование смазки при зимнем бетонировании

Требования к смазочным смесям

Смазки не должны оставлять на монолитной поверхности пятен жира и масла. Их составы должны обеспечить минимальную адгезию опалубки с бетоном, не обладая при этом проникающими способностями, потому что пятна с конструкции без нанесения ей механических повреждений удалить будет невозможно. Материалы, используемые для изоляции, обладают сцеплением, и отслойка их считается недопустимой.

Химический состав смазки не должен понижать показатель прочности бетонной конструкции в местах контактирования с ней.

Смазочные составы должны иметь достаточный уровень вязкости, чтобы создавать тонкий слой по гладкой опалубочной поверхности, держащийся не менее суток даже при температуре в тридцать градусов тепла.

Значение омыления (кислотный показатель) должно начинаться от 7. В местах контактирования с раствором образуется реакция, в процессе которой щелочь нейтрализуется, появляется пленочка, бетонная масса к ней не прилипает.

Смазочный состав должен отличаться простотой в нанесении и экономичным расходом, который определяется не только консистенцией состава, но и технологией его применения, и материалом опалубки. Распыление пистолетом позволит экономить на трудовых затратах, да и расход эмульсионного состава снизится на десять – тридцать процентов.

Выполнение работ

Смазка на гладкую щитовую поверхность опалубочных конструкций наносится разными способами, от которых зависит расход состава и скорость выполнения работ. Наиболее быстрым и экономным вариантом обработки считается нанесение с применением краскопульта. Такое устройство дает возможность минимизировать расходы смазок для опалубки, но не решает проблемы с прокраской неровных мест, так что такие участки придется обрабатывать вручную, используя обычную кисточку.

Качественный состав поможет без проблем отделить щиты опалубочной конструкции от бетона, не повредив монолитную фундаментную поверхность.

Если нет пистолетного краскопульта, можно воспользоваться валиком с шубкой из поролона или шерсти. Расход материала в таком случае увеличивается, но обработка выполняется быстрее, чем в случае с кистью. Способ рекомендован для опалубок с металлическими, фанерными или пластиковыми щитами. А вот обработку дощатых поверхностей лучше всего выполнять малярной кистью. Вариант трудоемкий, но с его помощью можно тщательно смазать каждую неровность.

Расход

Определяясь с количеством смазки, необходимо принять во внимание материал, который использовался для изготовления опалубочной конструкции. Примерный расход смазок с учетом вариантов их нанесения по различным материалам приведен ниже:

Расход смазок с учетом вариантов их нанесения

опалубочные щиты горизонтальные вертикальные
краскопульт кисточка краскопульт кисточка
летний сезон
стальные и пластиковые 300 350 400 430
древесина 320 350 350 420
зимний сезон
стальные и пластиковые 300 400 350 400
древесина 300 400 300 350

Следует заметить, что на расход смазочных растворов влияют определенные факторы:

  • инструмент, используемый для нанесения;
  • температурный режим;
  • плотность смазочного материала;
  • временной интервал между сборкой опалубки и заливкой бетонного раствора.

Профессиональный смазочный материал

Популярные производители

Чем смазать опалубку, чтобы к поверхности щитов не налипал бетонный раствор, мы разобрались. Остается выяснить, какие составы использовать лучше всего:

  • в Германии производится Тиралюкс 1721 – профессиональный смазочный материал изготовленный на основе минерального масляного состава с добавлением антифризовых веществ. Растворительных компонентов не содержит, отлично работает по металлу, пластику, ламинированной опалубке. Разрешен к нанесению при морозах до пятнадцати градусов;
  • Россия производит Ангрол-Монолит – универсальную смазку, которой можно пользоваться при любых климатических условиях – от сорока градусов мороза до семидесяти – тепла. Смазка не расслаивается, пятен на бетонной поверхности после ее применения не остается;
  • украинский материал Агат-С5. Смазочный модификатор, не содержащий растворителей;
  • еще один отечественный вариант – Эмульсол ЭКС-А.

Производители смазочного материала

Заключение

С применением антиадгезионных смазочных значительно возрастает сметная стоимость строительного процесса, но практикой давно доказано, что экономить на таком этапе не следует. Смазка опалубочных щитов считается важным мероприятием, во время которого необходимо выполнять рекомендации специалистов.

Качественные характеристики конструкций из железобетона зависят в первую очередь от соблюдения технологических приемов в момент их изготовления. Немаловажным производственным этапом считается заливка опалубки бетонной смесью. Сегодня рассмотрим особенности этого рабочего этапа, а также узнаем, когда можно снимать опалубку с фундамента.

Качественные характеристики конструкций из железобетона

Подготовительные работы

Прежде, чем выполнить заливку бетона в опалубку, проводятся подготовительные мероприятия, связанные с подбором необходимых инструментов, приготовлением бетонной смеси и обустройством площадки.

Бетон выбирается с учетом необходимых характеристик и погодных условий, особенностей почвенного состава. Чтобы увеличить показатель прочности готовой конструкции, устанавливается стальной арматурный каркас.

Бетон для заливки в опалубку можно приготовить самостоятельно, смешивая в нужных пропорциях песок, цементный материал, щебенку и воду, либо приобрести готовую смесь.

Для такой работы понадобятся:

  • лопаты разные;
  • ведра, емкость для замешивания или бетоносмеситель;
  • мерная тара.

Кроме этого, готовится опалубочная система, соответствующая определенным требованиям:

  • материал щитов должен быть прочным, чтобы надежно защищать железобетонную конструкцию от деформирований;
  • внутренние поверхности должны отличаться гладкостью, чтобы обеспечивать легкий демонтаж и ровность залитой поверхности;
  • вся конструкция не должна иметь щелей.

Подготовительные работы

Чтобы точно выставить опалубку, потребуются отвесы и уровни. Для креплений используются струбцины, распорки и подпорные элементы.

В первую очередь для заливки бетона монтируется опалубка. Опалубочные щиты должны стоять вертикально, не образовывать щелей, через которые начнет вытекать бетонная смесь. Диагонали противоположных углов могут иметь максимальное расхождение не более, чем на три сантиметра.

Вслед за установкой опалубки выполняется чистка ее внутренних поверхностей, устанавливается арматурный каркас. Металлическая конструкция в обязательном порядке оснащается фиксаторными элементами, которые препятствуют прутьям контактировать с земляной и опалубочной поверхностями.

Остается с помощью строительного уровня проконтролировать ровность, натянуть разметочный шнур и выполнить заливку.

Процесс заливки

Как заливать в опалубку бетон? Учитывая условия строительства, бетон можно готовить разными методами.

Растворный узел

При строительстве крупного объекта, постоянно нуждающегося в бетоне, устанавливается передвижной цех по его изготовлению. Дозаторами направляется в смеситель необходимый материал, порциями добавляется вода, готовая смесь подается в кузова грузового транспорта, который и доставляет бетон к месту заливки.

Автомиксер

Это машина, оснащенная специальным барабаном. В него закладываются необходимые ингредиенты, и пока выполняется транспортировка к стройплощадке, за счет вращений барабана сырье перемешивается до полной готовности к заливке.

Бетономешалка

Отличное решение для строительства небольших сооружений, вмещающее в свою вращающуюся грушу до ста пятидесяти литров смеси. Все компоненты по установленным нормам загружаются лопатой, доливается вода и выполняется перемешивание до полной готовности.

Ручной метод

На небольшие объемы работ, связанных с бетонированием, достаточно выполнить несколько замесов собственными силами. Бетон в этом случае готовится в подходящей по размерам емкости.

Уплотнение бетона

Переходим к важному вопросу – как правильно заливать бетон в опалубку.

Уплотнение бетона

Смесь подается слоями, толщина которых не должна превышать двадцати сантиметров, после каждой порции выполняется уплотнение. Лучшим решением для этого является вибратор, представляющий собой кабель, на конце которого располагается цилиндр из металла с сердечником внутри, под воздействием переменного тока выполняющим колебательные движения и тем самым вызывая сильное вибрирование цилиндра.

При осуществлении заливки бетона в опалубку из миксера по лотку, бетонщику остается только своевременно перекрывать подачу раствора, погружать вибратор ниже уровня очередного залитого слоя и следить за тем, чтобы смесь равномерно распределялась по поверхности, выдавливая воздушные пузырьки.

Опалубку заливают непрерывно. Интервалы между подачей новых порций не должны превышать двух часов.

Сушка

Сколько должна стоять опалубка после окончания заливки фундамента – вопрос индивидуальный. В каждом случае должно соблюдаться требование проектного задания, определяющее, при какой прочности бетона рекомендуется снимать опалубку при выполнении бетонирования.

Опалубка после окончания заливки фундамента

Чтобы окончательные результаты работы оказались на должном уровне, необходимо организовать правильную сушку бетона.

Для такого процесса потребуются вода и полиэтиленовая пленка. Полиэтиленом укрывается конструкция, чтобы создать ее защиту от негативного воздействия ультрафиолетового света. Водой периодически увлажняется поверхность бетонной конструкции, чтобы предотвратить ее преждевременное высыхание.

Смачивать бетон начинают через пять часов после его заливки, и продолжают эту процедуру в течение десяти дней, применяя воду с учетом температуры наружного воздуха. Если не знаете, через сколько дней снимают опалубку с фундамента, отсчитайте полторы недели и аккуратно приступайте к демонтажу щитов. Летом снимать опалубку с фундамента через такой срок не рекомендуется, пока поверхность бетона не побелеет.

Если процесс бетонирования выполняется в холодное время года, в бетонную смесь добавляют противоморозные присадки и во время сушки используют электроподогрев и тепловые пушки.

Нарушения условий сушки провоцируют появление трещин и дальнейшее разрушение конструкции. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать для заливки фундамента неснимаемую опалубку.

Разборка опалубки

Многие задаются вопросом, когда можно снимать опалубку после заливки бетона. Ответ звучит однозначно: разбирать опалубку разрешается после того, как залитый бетон наберет полную прочность.

Демонтаж опалубочной конструкции

Рассмотрим, как правильно выполнить демонтаж опалубочной конструкции.

Если вы хороший хозяин, то планируете использовать опалубочные щиты на максимальное количество рабочих циклов. Это означает, что убирать опалубку после заливки и затвердевания фундамента силовыми методами не следует. Вы не только можете повредить элементы конструкции, но и создать предпосылку к деформированию не успевшего до конца застыть фундаментного основания.

Если на момент установки щитов вы качественно обработали их внутренние поверхности специальным масляным составом либо украли их полиэтиленом, особых затруднений при разборке не возникнет. Демонтаж лучше всего начинать с места, которое нагружено меньше всего, и где бетон застыл быстрее – с угловых участков и открытых краев.

Определившись, через сколько можно снимать опалубку, и дождавшись этого момента, демонтажные работы выполняйте сверху, перемещаясь постепенно к нижней части. Сначала снимаются внешние подпорные стойки, упоры, откосные элементы и другие фиксирующие щиты детали.

В случае, когда противоположные опалубочные элементы при установке вы стягивали проволокой либо металлическими скобами и шпильками, в первую очередь освобождаются от данного вида крепежа. Снимать опалубку с элементами армопояса просто – детали откручиваются либо срезаются. Как правило, этого вполне достаточно, чтобы демонтировать щиты.

В случае, когда щиты смонтированы в единую конструкцию посредством соединительных брусов, зафиксированных продольно, в первую очередь демонтируют этот крепеж, после чего щиты снимают по одному.

Выполняя демонтаж опалубочной конструкции, следует помнить, что в железобетонной конструкции могут находиться закладные детали, установленные для формирования коммуникационных каналов. В таких местах снимать щиты необходимо предельно осторожно.

Когда щиты поддаются не сразу, их можно оставить в покое. Через какое время в таком случае продолжается демонтаж? Все просто – как только убедитесь, что опалубочные щиты двигаются свободно, можно продолжить работу. Есть второй вариант для такого случая – щит аккуратно отрывается от бетонной поверхности с помощью клина из древесины. Этот способ демонтажа применяют при бетонировании масштабного фундамента, когда опалубка необходима на другом участке.

Снятые опалубочные элементы необходимо убрать в сухое. Хорошо проветриваемое место. Если приходится снимать опалубку осенью, рекомендуется сложить ее под навес.

Категорически запрещено оставлять опалубочные щиты на залитой и успевшей набрать полную прочность фундаментной основе, особенно – перед наступлением зимнего сезона.

Древесина от воздействия влаги и температурных перепадов начнет оказывать негативное воздействие на железобетонную поверхность. Да и логики в таком замысле нет – бетона набрал соответствующую прочность и в опалубке больше не нуждается.

Рабочий этап бетонирования фундамента

Заключение

Рабочий этап бетонирования фундамента или иной железобетонной конструкции рекомендуется планировать на теплое время года, когда температурный режим воздуха варьируется в положительном диапазоне. Кроме того, в такое время лучше определять, на какой день снимается опалубка. В случае, когда обстоятельства вынуждают вас проводить бетонирование в зимний сезон, сроки, определяющие, через сколько времени демонтируются щиты, существенно сдвигаются в сторону увеличения.

Смазка для опалубки необходима для возможности отделения опалубки от заливаемой конструкции после твердения бетона. Бетонная смесь обладает свойством подвижности, благодаря которому она заполняет всю форму бетонирования полностью, без зазоров и пустот. И еще бетонная смесь должна сцепиться и «склеиться» с арматурным каркасом, для этого ее и заливают в опалубку. Задача – создать цельную строительную конструкцию - выполнена, только вот съемная деревянная опалубка превратилась в ее оболочку и отодрать ее от бетона можно только отдельными досками. Это в лучшем случае, в худшем – можно повредить бетон при отрыве. Этого не происходит, если палубу обрабатывают одним из видов смазки.

Смазка для опалубки 1677

Цель применения смазки для опалубки – уменьшить ее смачиваемость, тем самым адгезию ее поверхности к бетону. Жиросодержащая эмульсия образует на поверхности опалубочных щитов тонкую пленку, сильно снижающую сцепление с бетоном. Причем наносить смазки нужно только на палубу, после ее полной сборки, и не допускать попадания смазки на армокаркас и закладные детали, то есть туда, где высокая адгезия необходима по определению.

У разных материалов характеристики смачиваемости разные – у металла и дерева высокая, у пластиков и текстолита ниже. Но обрабатывать приходится все поверхности, с той разницей, что дерево смазывают перед каждым циклом бетонирования, а пластмассовые оболочки – каждый пятый цикл, по необходимости.

Все смазки обеспечивают опалубке снижение адгезии к цементному раствору и легкий демонтаж. Очистка палуб при этом сводится к минимуму, но главное – бетон конструкции не подвергается механическим воздействиям и не повреждается, даже в возрасте до трех суток. Полученная поверхность монолитной конструкции – гладкая. Бывают случаи, когда опалубку снимают, не дожидаясь полного набора прочности бетона. Основное требование при этом – сохранность монолитного бетона, на этом базируются и требования к смазкам.

Смазка для опалубки 1676

Основные требования к смазкам для опалубки

Перечислим требования, предъявляемые к смазочным составам:

  • Смазка не должна оставлять на монолите жировых и масляных пятен. Состав смазки должен обеспечивать снижении адгезии к бетону, но не обладать проникающими свойствами, ведь в этом случае пятна с поверхности невозможно будет удалить без ущерба для конструкции. Обмазочные и лакокрасочные материалы для изоляции и отделки также обладают сцеплением, на этом основаны технологии их применения, и отслойка как гидроизоляции, так и отделочного слоя в местах загрязнений недопустима.
  • Химия смазочных составов не должна вызывать снижения прочности бетона на поверхности контакта с опалубкой.
  • Смазки должны быть достаточно вязкими, чтобы удерживаться тонким слоем на гладких поверхностях деталей опалубки не меньше 24 часов при температурах до +30⁰С.
  • Кислотное число, или число омыления, должно быть 7 и более. На поверхности контакта с цементным раствором, имеющем щелочную реакцию, происходит реакция, нейтрализующая щелочь, в результате получается пленка, на которую не налипает бетон.
  • Смазка должна быть простой в работе и экономичной. Расход смазок зависит не только от их консистенции, но и от материала опалубки и технологии нанесения. Механическое распыление с помощью пистолета экономит не только трудозатраты, но и смазочную эмульсию от 10 до 30% расхода. Чем ниже температура воздуха, тем толще получается слой смазки. На деревянную опалубку смазки уходит на 10 - 15% больше, чем на металлическую и пластмассовую.

Основные виды смазок для опалубки

  1. Водная суспензия. Эконом-вариант, можно изготовить собственноручно. Рецепты народные – жидкое мыло с керосином, или глиняно-масляный раствор, или суспензия ручного изготовления из гипса и извести, разведенных щелоком. Смеси размешивают и наносят на опалубочные щиты, а затем их просушивают. Тонкий защитный слой после просушки обладает свойством инертности к бетону. Иногда палубы окрашивают еще более простыми «составами» – цементным молоком или известью. Это отличный и недорогой вариант для небольших конструкций, которые будут бетонироваться без виброуплотнения, только штыкованием. Простукивать опалубку, обработанную этими составами, также не стоит. Полученный этими методами защитный слой абсолютно не эластичный, он жесткий и при ударах и вибрации может отслаиваться с опалубки и смешиваться с бетоном зоны контакта, загрязняя и ослабляя прочность поверхности конструкции. Для конструкций, где требуется технология укладки бетона с виброуплотнением, все эти составы применять нельзя.
  2. Гидрофобизаторы. Стоимость этих составов достаточно высокая, и не все безопасны для бетона, некоторые загрязняют поверхность монолита. Но все же эти составы имеют спрос. Несмачиваемая водоотталкивающая пленка образуется за счет входящих с состав данных смазок поверхностно - активных веществ на основе из минерального масла.
  3. Замедляющие схватывание бетона. Основа – органические углеводороды. Замедлители очень эффективно выполняют задачу разделения опалубки и бетона, но применяются нечасто, так как имеют «побочное действие» - иногда трудно контролировать это замедление, реакция зависит от многих факторов, в том числе от температуры. Бетонная поверхность, контактирующая с опалубкой, может в результате этих реакций испытывать внутренние напряжения и получить трещины.
  4. Комбинированная смазка, или обратная эмульсия. Эти виды смазок считают оптимальным вариантом, несмотря на высокую стоимость. В их составе также имеются замедлители схватывания цементного раствора и гидрофобизаторы, но введение пластифицирующих добавок в значительной степени уменьшает их негативное действие. Данные виды смазок служат основной цели – обеспечить гладкость бетонной поверхности и легкое ее отделение от палубы. Дополнительные свойства обратных эмульсий – уменьшение размера и количества пор на поверхности контакта, и как следствие, небольшое увеличение водостойкости.

Смазка для опалубки 1672

Смазка для опалубки 1671

Краткие характеристики часто используемых смазок для опалубки

Перечисли наиболее популярные смазки для опалубок и опишем их характеристики

Концентрированный эмульсол, перед нанесением разводится водой и взбалтывается, сам состав безводный, основа – масла. Несомненный плюс состава – после его применения на бетоне не остается никаких следов, что бывает очень важно при отделке и работе с белым и цветным цементом.

Ангрол

Водный состав, долго и безопасно хранится, совершенно негорючий, не боится влаги. Дополнительный плюс – защищает стальную опалубку от коррозии. По стоимости – недешевый.

Эмульсол и эмульсол Экс – А

В основе минеральные масла. Экономичен и легкий в работе, используется на заводах ЖБИ. Преимущество этих смазочных составов – морозостойкость и возможность нанесения при температурах даже минус 30-35⁰С для частной стройки вряд ли актуально, поскольку бетонные работы нечасто ведутся на морозе.

Тиралюкс

Импортная дорогая смазка немецкого производства, сложного состава. Применяется и для зимнего бетонирования, содержит противоморозные добавки. Цена больше чем в три раза превышает отечественные аналоги. Работает отлично, сохраняя фанерную и дощатую палубу при многократном использовании.

Читайте также: