Чем красят кремлевскую стену

Обновлено: 09.05.2024

Московский кремль расположен в самом центре Москвы на БОРОВИЦКОМ ХОЛМЕ . По всему периметру Московского кремля возвышается большая кирпичная стена высотой от 5 до 19 метров. Верх стены украшен зубчиками в виде ласточкиного хвоста которые называются мерлонами.

Вдоль всей протяженности стены расположены 20 башен, у каждой башни есть своё название и своя история, я могу рассказать о каждой из них.

1. Москворецкая башня или (Беклемишевская) расположена на юго-восточном углу Кремлевской стены. Названа в честь боярина Ивана Беклемишева позже была переименована в Москворецкую так как башня расположена близко к Москве-реке и большому Москворецкому мосту.

2. Константино-Елененская (Тимофеевская) Башня была построена на месте белокаменных ворот. Изначально была поездной и связывала Кремль с Великим посадом и Китай городом, а названа башня была по построенной в Тайницком саду церкви святых Константина и Елены.

3. Набатная башня. Расположена на возвышении напротив храма Василия Блаженного, а в 19 веке использовалась для оповещения о пожарах и опасности с помощью большого колокола, который позже демонтировали и переместили в АРСЕНАЛ.

4. ЦАРСКА БАШНЯ Самая маленькая башня, расположена не подалеку от Набатной башни, предположительно выстроена на месте деревянной вышке "Спасского набата" о приближении опасности. В царские времена государи после коронации выходили на царскую башню приветствовать собравшийся на Красной площади народ.

6. Сенатская башня. Находится между Спасской и Никольской башнями изначально называлась "Безымянная" или "Глухая" при строительстве Сената переименована. После Октябрьской революции у подножья башни начал формироваться некрополь (кладбище) .

7. Никольская башня. Проездная башня выходящая на здание Арсенала, своё название получила по фреске святого Николая чудотворца на внешней стене здания. С правой стороны башни расположено КПП через которое проходят военнослужащие Президентского полка.

8. Угловая Арсенальная или (Собакина) башня. Является самой массивной из всех башен кремля. Её историческое назначение обеспечивать оборону переправы через реку Неглинную и подступов к Красной площади. Существует две версии первоначального названия башни, по одной версии из-за соседнего двора Бояр Собакиных по другой с именем архитектора Ивана Собаки. Башня была переименована после возведения в 18 веке здания Арсенала.

9. Средняя арсенальная башня или (Гранёная). Расположена башня по средине здания Арсенала, от сюда и нынешнее её название. Раньше она называлась ГРАНЕНАЯ из-за декора в верхней части башни.

10. Троицкая башня. Проходная башня через которую туристы посетители попадают в КРЕМЛЬ.

00

Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.

Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>

Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.

01


Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.

Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.

02


1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.

03


1797, Жерар Делабарт.

05


1819, художник Максим Воробьёв.

В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

06


1830-е, художник Раух.

07


1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.

09


1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.

10


1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.

11


Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.

12


Фотография 1860 года.

13


Фотография 1866 года.

14


1866-67 год.

15


1879 год, художник Пётр Верещагин.

16


1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.

17


1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.

19


1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.

20


1909 год, облезные стены с остатками побелки.

21


Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.

22


1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.

23


1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.

24


1914, Константин Коровин.

25


Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.

26


А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.

27


Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.

Спасская башня

Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.

30


1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.

30_1


1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.

31


А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.

33


1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.

32


Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.

34


Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.

35


Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.

36


Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.

37


1870-е. Башня красная.

Никольская башня

39


1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.

40


1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.

41


1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.

43


1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.

43_1


1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.

Троицкая башня

44


1860-е годы. Башня белая.

46


На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.

47


И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.

Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.

Стены Кремля сегодня

На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.

49


Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова

Над публикацией работал Александр Иванов.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Среда, февраля 24, 2016 в 16:38 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Московский Кремль, которым мы можем любоваться в наши дни, построили итальянцы из красного кирпича в 1485–1495 годах по заказу Великого московского князя Ивана III Васильевича. Его не штукатурили и не красили, поэтому изначально цвет стен и башен был красным.

Вид на Кремль

Крепости с подобной архитектурой можно встретить и в Европе, например в Вероне и Милане. Самый характерный элемент, зубцы на стене в виде ласточкиного хвоста или буквы М, считался символом имперской власти. Его имели на своих крепостях противники папы – Гибеллины. Гвельфы, признававшие папскую власть выше светской, строили замки с прямоугольными зубцами — так в те времена можно было отличить принадлежность владельца к тому или другому клану.

В средневековой Италии вопрос, какая власть главнее — светская или духовная, был очень актуален. В прямом смысле, копий было сломано немало. Так как миланские зодчие выполняли заказ представителя светской власти, они посчитали, что имперский знак русскому властителю будет ближе.

Москва белокаменная

Вполне возможно, что словосочетание «Москва белокаменная» появилось еще в XIV веке при Дмитрии Донском, когда наиболее важные участки стены и башни изначально деревянной крепости были заменены на каменные. Укрепления из белого камня дважды спасли город от нашествия неприятеля. В XV веке эти стены были демонтированы или использованы как фундамент во время строительства укреплений из кирпича — тех, которые мы видим в настоящее время.

В XVIII веке, следуя веяниям тогдашней моды, цвет стен и башен изменили, кирпич был побелен. Это происходило не только в Москве, почти все крепости в российских городах красили в белый цвет. Наполеон в 1812 году видел кремль белым. После пожаров его отремонтировали и опять покрасили в белый цвет.

В начале XX века московский Кремль оставался формально белым, то есть, его белили к различным событиям, но большую часть времени кремлевские стены выглядели облезлыми, покрытыми «благородной городской патиной». Даже после событий 1917 года он оставался белым, это ни сколько не смущало большевиков.

Когда Кремль стал красным?

В июне 1941 года, было принято решение замаскировать Кремль под жилые кварталы. На стенах были нарисованы окна домов, мавзолей был накрыт фанерным колпаком в виде обычного городского здания. К слову, все было сделано качественно — налеты немецкой авиации ущерба не принесли.

К 800-летию Москвы в 1947 году, Кремль отреставрировали, а стены и башни по распоряжению Иосифа Сталина покрасили в красный цвет, хорошо гармонировавший с духом той эпохи. С тех пор цвет стен московского кремля поддерживают красным, периодически подкрашивая, чтобы выглядело нарядно.


В распоряжении нашей редакции оказалась полная подборка фотографий, сделанных Ильей Варламовым с кремлевской стены и из башен. Илья уже публиковал на этой неделе ряд фотографий, мы же в свою очередь публикуем неопубликованные интересные детали с нашими небольшими историческими комментариями.

Смотреть дальше много фотографий и читать комментарии —>



Вид на Красную площадь «смотровой площадки» — седьмого яруса Спасской башни.

Мы с самых ранних лет привыкли к этому виду большого открытого пространства, но до начала XIX века все было совсем по-другому.

Поскольку Кремль строился как оборонительное сооружение, то он со всех сторон был окружен водой: с одной стороны Москва-река, с другой — Неглинная, а по Красной площади проходил искусственный ров, который, правда, к конце XVIII века уже не был заполнен водой, но все мосты сохранялись.

Выглядело все примерно так:


А на самой площади вечно кучковались различные лавки и торговые помещения.



Так выглядит седьмой ярус. Напомню, что 1-5 ярусы были построены в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари. А ярусы выше пятого (вся верхушка башни) — были построены в готическом стиле только в 1624-1625 годах английским архитектором Христофором Галовеем при участии русского мастера Бажена Огурцова. На этой фотографии видны аркбутаны — архитектурный элемент средневековых готических соборов.




На этом месте куранты существуют с 1625 года (с момента надстройки башни). Самые первые были вообще без стрелок! В 1705 году по указу Петра I Спасские часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате.



Федор Алексеев. Вид в Кремле у Спасских ворот. Около 1800 г.

При этом изначально часы были непривычными: у них вращались не стрелки, а сам циферблат.


В 1918 году куранты стали играть «Вы жертвою пали» в 0 часов и «Интернационал» в 12 часов. В 1932 году было решено оставить только «Интернационал», который исполнялся в полдень и в полночь. А с 1938 года куранты лишились музыки, отмечая своим перезвоном лишь каждый час и каждую четверть.




Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона в середине XIX века.



В целом, внутри почти все башни просто пустые, стены выкрашены в белый цвет, а важные и несущие конструкции помечены красным



Старый шпингалет на двери


Царская башня — самая молодая и самая маленькая башня, сооружена в 1680 году. Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене.

Этот шатёр называется Царским, сторожевым, набатным или всполошным потому, что государи Российские после своего коронования всходили сюда показаться народу, собравшемуся на Красной площади, и что здесь некогда висел набатный, или переполошный, колокол, в который звонили в случае угрожавшей городу опасности. Такой звон назывался всполохом.

Когда-то на месте неё была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади.


Этими ступенями ходили цари






Основание Царской башни.






Если приглядеться к левому краю кадра, то видно движение на стройплощадке, которая больше 10 лет была заморожена. Началась разборка недостроенного бизнес-центра «Царёв сад», строить который начинали в 1997 году.



Лестницы в кремлевской стене изкие и извилистые




Этот отрезок стены с башнями на самом деле новодельный, конца XVIII века. Дело в том, что в 1768 г. архитектором В. И. Баженовым был создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлевского дворца. Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 г. была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля был разрушен тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов. 1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 г. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по проекту М. Ф. Казакова).

Кремлевский дворец Екатерины Великой должен был выглядеть примерно так:


Холм за стеной вдоль реки выглядит так:




А еще несколько веков назад здесь кипела и шумела жизнь:



Подол Московского Кремля в XVII веке
Картина Сергея Глушкова (см. отдельную публикацию с работами автора)

Это был полноценный жилой район города, очень при этом густонаселенный.

На переднем плане — церковь Константина и Елены в окружении деревянных построек монастырских подворий. За колокольней виден фрагмент Государевых приказов с кровлей, покрытой белокаменной лещадью (плитами). На дальнем плане многоглавие снесенного в советское время Вознесенского монастыря.



Невозможно не рассказать о зубцах кремлевской стены. Один из символов Москвы и России был заимствован из Италии. В точности такие же зубцы можно увидеть в замках Милана, Вероны и прочих городов. В то время в в Европе шла ожесточенная борьба двух политических группировок — гвельфов и гибеллинов. Первые были за Папу Римского, а вторые — за императора Священной Римской империи. Первые строили крепости с квадратными зубцами, а вторые — с зубцами в виде ласточкиного хвоста (или, как тогда считалось, в виде распахнутых крыльев орла). Приехавшие в Московию итальянские зодчие то ли были за гибеллинов, то ли просто здраво решили, что московские цари уж точно не за Папу. Так или иначе, но символ гибеллинов прочно и надолго обосновался в Москве.



Западная стена кремля и Комендантская башня. На переднем плане слева — Потешный дворец.



Вид на Потешный дворец с севера. Он построен в 1652 году для боярина Н.Д. Милославского — тестя царя Алексея Михайловича.

После смерти хозяина в 1669 году дворец отошел в казну, в конце 17 века в нем проживали царевны и вдовствующие царицы, а с 1679 года их переделали под театр. Здесь устраивались различного рода «потехи» — увеселения для царской семьи. И название бывшие хоромы Милославского получили соответственное — Потешный дворец.

С этой стороны к нему примыкало еще одно крыло с высоким крыльцом, все это сломали в XVIII веке. То есть, большая часть нынешнего фасада изначально была обращена в интерьер. На 2, 3 и 4 этажах видны заложенные порталы — входы в когда-то примыкающее крыло. Наличники, которые мы видим — это стилизация Шохина, выполненная в 1874—1875 годах.



Этот дворец — одно из самых удивительных московских зданий XVII века. Особенно впечатляет резьба наличников.



До неузнаваемости перестроенные корпуса Потешного дворца. Возможно, что от XVII века в этом крыле не так то много и осталось.

При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 году здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы.


Жёлтое крыло когда-то тоже было богато декорировано, так же, как и левая часть.



В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, по инициативе которой в 2000—2004 годах на памятнике проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального завершения и отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца.

Реставрация Потешного дворца была удостоена Золотого диплома Международного архитектурного фестиваля «Зодчество – 2002».





Со стены можно немного поближе посмотреть и на край Теремного дворца, спрятанного глубоко на закрытой территории.

Шикарно он выглядит на картине Джакомо Кваренги:



Среди плотной застройки обнаружилась теплица, в которой выращивают растения для украшения Государственного кремлевского дворца.




«Лужайка Никсона» у Боровицких ворот — снесенный в 1972 году квартал, ради американского президента Никсона, которому, по мнению наших властей, могла бы не понравиться историческая застройка, выглядевшая несколько потрепанной в тот момент и требовавшая реставрации. Кстати, именно здесь в 1930-х был единственный жилой район на Моховой, поэтому Витька из знаменитой песни «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» жил именно здесь.




Чтобы птицы не портили кремлевские звезды горизонтальные грани покрыты еле заметными шипами.


Изящная черепица одной из башен


Под крышей Большого Кремлевского дворца есть колокола.

Кремлевская стена реставрировалась множество раз, и кирпичи в ней уже совершенно из разных эпох, что наглядно подтверждается клеймами



Кирпичная кладка с клеймами XIX века (двойная рамка на клейме используется с 1812 года и до конца 1870-х годов). Эти же кирпичи, вероятно, середины XIX века.



Аналогичная кладка, середины XIX века.




Эти уже явно после революции вставлены, видимо в середине ХХ века при реставрации.



Кирпичная кладка с клеймами 1948 года.



Как уже многие поняли, вся стена — это сплошь прожектора и кабели питания.


Кремлевский оркестр по кремлевской стене выходит из своей репетиционной базы в Троицкой башне



Солдаты-срочники оставляют свои послания в будущее на кабелях и стенах



Довольно непривычный вид на Александровский сад. Пародоксально, но сад, названный в честь Александра I так никогда и не переименовывали. Даже в советское время.

Сам Александровский сад был устроен после войны 1812 года, до этого времени здесь текла Неглинная и стояли бастионы.


Примерно таким Кремль застал Наполеон



Тир федеральной службы охраны РФ. Примерно на этом месте до 1930-х годов стояла церковь Константина и Елены.

Еще раз огромное спасибо Илье Варламову за предоставленные уникальные материалы. Красивые видовые фотографии со стен Кремля можно посмотреть у него.

Другие фотографии можно также посмотреть на сайте Трибуны Общественной палаты, благодаря которой стала возможна эта съемка.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Четверг, октября 27, 2011 в 14:50 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Все мы с детства не раз слышали: «Рубиновые звёзды Кремля».

Неужели они действительно из рубина? Или их так называют ассоциативно, ориентируясь на их цвет?

Давайте сначала поговорим о том, что же такое рубины . Их состав отличается, как это ни странно, необычайной простотой. Оксид алюминия - вот основной компонент рубина. Рубин, как и сапфир, это разновидность корунда, который своей твёрдостью уступает только лишь алмазу.

Рубины классифицируются по цвету: от ярко-красного до тёмно-красного. И своё название рубин, собственно, получил благодаря окраске – «рубенс» по латыни «краснеющий».

Рубины и сапфиры на Руси в средние века имели общее название – «яхонт».

Красный цвет рубин приобрёл из-за наличия примесей хрома (синеватый же цвет сапфира обусловлен титаном и железом).

Рубин по праву считается одним из древнейших драгоценных камней: жители Бирмы и Индии ещё десять тысяч лет назад украшали себя изделиями из рубина.

Рубиновые украшения олицетворяли власть. Высокопоставленные чиновники Древнего Китая носили головные уборы, украшенные рябиновыми шариками (коралловые и сапфировые шарики были символами чиновников второго и третьего класса соответственно).

На Руси считалось, что рубин защищает от дурных снов .

В эзотерических практиках рубин символизирует стихию Огня с покровительством Солнца.

В 1835 году человечество научилось производить искусственные рубины.

И, конечно, совершенно очевидно, что Кремлёвские звёзды сделаны вовсе не из рубинов, не из драгоценных камней! И даже не из искусственных рубинов! Для Кремлёвских звёзд было разработано и изготовлено специальное рубиновое стекло .

В 1937 году перед стекольной промышленностью была поставлена серьёзная задача: создать стекло с определёнными параметрами, в частности, обладающее повышенной устойчивостью к природным факторам (таким как резкая смена температуры, солнечный свет с солнечной радиацией) и имеющую разную плотность (чтобы пропускать только лучи определённой длины волны красного цвета).

Рецепт такого уникального рябинового стекла был разработан высочайшим специалистом-стекольщиком Никанором Курочкиным (который был впоследствии удостоен Государственной премии).

Рубиновое стекло в своём составе содержит золото, медь, селен. Меняя соотношение красителей, можно регулировать оттенки и насыщенность стекла. Толщина рубинового стекла на кремлёвских звёздах составляет 6-7 мм.

Кроме того, Курочкиным была придумана уникальная конструкция звезды – двойное остекление . При этом внутреннюю поверхность составляло молочное стекло с зазором между внутренней и наружной составляющей около 2-х мм. Это обеспечивало рассеивание света внутри звезды и правильное цветовое восприятие: без наличия внутри молочного стекла звезда выглядела бы днём чёрной.

Позже, в послевоенное время, Николаем Шпиговым была изобретена трёхслойная технология , которую применили при послевоенной реставрации. Эта технология предполагала ещё и хрустальный слой , который препятствовал разрушению рубинового слоя, если молочный слой растрескался. Кроме того, по этой технологии выдувались стеклянные листы выпуклой формы, и звёзды стали выглядеть более нарядными.

Надо сказать, что звёзды на башнях Кремля появились, сменив двуглавых орлов, относительно недавно - ещё и ста лет не прошло. Да и сама эволюция Кремлёвских звёзд претерпела несколько этапов (и, кстати, изначально они рубиновыми не были!).

Об этом, а также о том, почему именно звезда стала символом новой власти столетие назад, мы поговорим в следующий раз.

Узнали что-то новое? – вспомните про "лайк" и делитесь в соцсетях с друзьями! А хотите быть в курсе интересного, доказанного или пока ещё не объяснённого – подписывайтесь на канал !

Читайте также: