Боровск картины на стенах домов

Обновлено: 25.04.2024

Все смешалось в истории Боровска: князь Пожарский и Наполеон, Пушкин, никогда не бывавший тут, но назвавший город "свинячим" и Козьма Прутков (а при чем тут он?), старообрядцы с боярыней Морозовой и космические мечтатели - Федоров и Циолковский, математик Чебышев, купцы и меценаты Рябушинские. Наверное что-то есть необычное в ауре этого города, в очаровании его холмов, извилистой реки, куполов церквей, что он породил или притягивал столько незаурядных личностей.

Все смешалось в сегодняшнем Боровске: храмы и памятник Ленину на их фоне, современные вывески и деревянные наличники, бор и торфяные болота, музеи с памятниками и колонки, из которых по-прежнему берут воду местные жители, спутниковые антенны и улицы Урицкого с Володарским (неизменный атрибут провинциальных российских городов).
А город фантастически хорош, особенно в солнечный майский день, когда просыпается зелень.
Мы были в Боровске дважды, с перерывом в три года. И вынесли странное впечатление: это единственный в своем роде город, живущий сразу в нескольких реальностях. И я не уверена, что у меня получится рассказать о нем так, чтобы не запутать, но передать эту уникальность. Но я постараюсь: поверьте, Боровск того заслужил.

По верхнему фото видно, что как и в старые времена, невзирая на коттеджи, в городском пейзаже доминируют храмы.Темно-красная церковь - старообрядческая церковь введения пресвятой Богородицы во Храм (1908). В центре кадра - Покровский собор (тоже старообрядческий) 1912 год. Самый большой и монументальный собор, хорошо виден с разных концов города, но только не вблизи, потому что находился долгие годы на территории автобазы Справа, тоже красная церковь - Борисоглебская церковь начала XVIII века.
Вот еще один вид, с другой поездки, почти в то же самое время, но в год, когда весна немного закдержалась. Все это снимается с высокого берега Протвы, отойдя буквально несколько метров от центральных улиц.

Но давайте все-таки пройдемся по городу. И начнем, как положена, в центральной площади. Я очень гордилась этим кадром, пока не увидела очень похожий у Темы Лебедева, который посетил Боровск парой лет раньше (может все же гордиться - кто Лебедев, а кто я?). Короче - главные символы XIX, XX и XXI века в одном кадре - церковь, Ленин и парковка.

С площади началась наша прогулка по улице, носящей конечно же имя Ленина. Пока снимала этот домик, вышел полный-преполный капитан милиции и очень добродушно спросил, как нам понравилось здание. Оказывается, это райотдел милиции.

Город застроен преимущественно деревянными домиками. Это усадьба Шохиных, или "дом с кружевами", получивший название, благодаря потрясающей резьбе. Дом построен в конце XIX века

Xасовня на месте гибели боярыни Морозовой и ее сестры (полное название - часовня в память боярыни Ф.П.Морозовой, княгини Е.И.Урусовой и мучеников, пострадавших за старую веру) посвящена одной из самых черных страниц в истории Боровска. Разрешите не излагать действительно страшную историю гибели боярыни и ее сестры. Мне кажется, что именно знание того, как кончила свои дни эта женщина, помогло Сурикову изобразить то безумное лицо, которое наверное помнит каждый. Часовня поставлена на месте гибели двух женщин в 2005 году.


Вид на Протву с берега рядом с часовней

Циолковский - возможно самый известный житель Боровска (хотя у него много конкурентов). Именно здесь он начинал свою карьеру учителя и создавал первые работы, родил четверых детей, жил 15 лет, пока его не перевели с повышением в Калугу.Совершенно замечателен памятник Циолковскому - действительно космический мечтатель. Дедок в валенках, который смотрит в небо. Невозможно удержаться и не сфотографироваться у него на коленях (хотя я вообще-то к таким забавам не склонна).
Памятник открыт в 2007 году (хотя копия всем известного монумента старше), а его копия была установлена в австралийском городе Брисбене, около входа в Обсерваторию.

Памятник философу Николаю Федорову, "Московскому Сократу" о котором надо говорить так много, что я точно с этим не справлюсь. Скажу лишь, что именно из Боровска, где он был учителем, он пешком пришел в Москву, где стал работать библиотекарем. Через несколько лет в ту библиотеку стал ходить застенчивый глуховатый юноша, выгнанный давным-давно из гимназии. Отец наскреб деньги и отправил его в Москву получать образование, но по неизвестной причине он никуда не поступил, а стал заниматься самообразованием, каждый день посещая библиотеку.
Известно, что Николай Федоров произвел на юного Константина Циолковского огромное впечатление. Известно, что он давал ему не только те книги, которые тот заказывал, но и сам добавлял к ним кое-что. Циолковский писал:

В Чертковской библиотеке я заметил одного служащего с необыкновенно добрым лицом. Никогда я потом не встречал ничего подобного. Видно, правда, что лицо есть зеркало души. Он же давал мне запрещённые книги. Потом оказалось, что это известный аскет Федоров, друг Толстого и изумительный философ и скромник. Он раздавал все свое крохотное жалованье беднякам. Теперь я вижу, что он и меня хотел сделать своим пенсионером, но это ему не удалось: я чересчур дичился.

Согласно другой версии, эти слова, написанные при советской власти, не вполне верны из-за цензурных ограничений. Федоров, согласно этой версии, "составляет для юноши специальный план самообразования, подбирает нужную литературу и постоянно следит за успехами. Постепенно он посвящает его в свою философию, прививая способность размышлять над глобальными проблемами мироздания. Неудивительно, что очень скоро Федоров становится настоящим кумиром для Циолковского."

Так или иначе, когда через несколько лет Циолковский сдал экзамены на право преподавания, он был направлен именно в Боровск. Что это - причуды судьбы или его желание работать там же, где когда-то преподавал его учитель - вряд ли когда-нибудь станет известно.

Федоров запрещал себя рисовать и фотографировать, единственный его портрет сделан тайком Л.О.Пастернаком. Он и послужил основой для памятника, поставленного в 2009 году.

Улица рядом с памятником Федорову

Мы выезжаем из Боровска. В Рождественскую церковь в селе Роща (начало XVIII века) мы заехали случайно в поисках дороги в Пафнутьево-Боровский монастырь. Оказалась она удивительной - с невероятно ухоженным кладбищем и потрясающими видами на Боровск.

Ну и наконец знаменитый Пафнутьево-Боровский монастырь (основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году, основные постройки - века XVI-XVII-го). Связан с огромным количеством громких имен: строил стены по одной из версий, Федор Конь, здесь начинал Иосиф Волоцкий, сюда был сослан протопоп Аввакум, причем благодаря его проповедям, жители Боровска стали переходить в старообрядчество, здесь томилась боярыня Морозова и другие старообрядцы. При советской власти здесь были сельхозтехникум и колония, а при немцах - концлагерь.
Несмотря на очевидную красоту монастыря, он оставил совершенно равнодушным - то ли из-за нехорошей ауры, то ли из-за начавшегося дождя, то ли мы просто уже устали.
Поэтому фото - совершенно "протокольные", без души.

Сколько измерений Боровска в этой очень беглой прогулке? Но точно еще не все. В следующий раз - о "параллельном Боровске"

Параллельному Боровску - 10-12 лет и создал его пенсионер Овчинников, полный энергии и нереализованного таланта художника. Благодаря его картинам на стенах домов, старый и сегодняшний город сплелись и перепутались, появилась какая-то особая реальность, непонятно к какому времени принадлежащая, сдобренная хорошим юмором и стихами жены Овчинникова - возможно плохими, но очень к месту и очень трогательными:

Здесь всюду история, в дереве, в камне,
В подробностях быта, в несломленном духе,
В кисть краску макая, я думаю, как мне
Забвенью не дать победить и разрухе.

Благодаря Овчинникову, по Боровску ходишь, разгадывая его как какую-то гигантскую загадку (или, по-современному, квест), натыкаясь на картины в самых неожиданных местах, иногда уже отчаиваясь разобраться, где реальность, а где - фантазия художника. Козьма Прутков удостоен мемориальной доски, нарисованная девушка идет по настоящей водосточной трубе, из настоящих окошек выглядывают нарисованные то кошка, то боярышня, на настоящем доме видно то, как этот дом и улица, на которой он стоит, выглядели 100 с лишним лет назад - и так далее.
Для того, чтобы познакомиться всерьез с Параллельным Боровском, монитора компьютера явно недостаточно: чудо того, что делает художник - в интеграции города и картины. Но мы все-таки совершим небольшую виртуальную прогулку, а потом я немного подробнее расскажу про Овчинникова, его музу Эльвиру Частикову и сегодняшнюю судьбу их совместного творчества.

Начнем мы с Глобуса Боровска, это и самая масштабная работа, и одна из первых, встречающих тех, кто въезжает в Боровск

(фрагмент - на верхнем фото).

"Легенда" Глобуса, протопоп Аввакум (старообрядец, сосланный в Боровск) и состав авторского коллектива

Русь-тройка (не поленитесь, прочтите цитату)

Пафнутьево-Боровский монастырь; кто изображен - не знаю

Пушкин (его вклад в историю города - в том, что он в письме, адресованном кому-то из знакомых, находившихся в Боровске, назвал город "свинячим")

Знаменитые жители Боровска: Циолковский, математик Чебышев (жил в Боровском уезде), Козьма Прутков (почему Прутков? не знаю) и неизвестный, похожий на Собянина. Сверху, с огурцом, персонаж одной из фресок Овчинникова.

Сбоку от глобуса - карта фресок Овчинникова. Видно, что основные скопления - вдоль Большой коммунистической улицы (въезд в город), улицы Ленина (идет "вниз" по карте) и площади Ленина (между ними).

И старинная карта Боровска, расположенная на этом же фасаде. Увы, часть букв уже поблекла и нечитаема.

Давайте пройдемся вокруг Глобуса по Большой Коммунистической, а потом вернемся к этому же дому.
"Песня весны".

Фреска, посвященная Чебышеву (сейчас уже уничтожена почти полностью: отвалилась штукатурка).

Текст:
Кто сей Чебышев, живший в прежние лета?
Учись хорошо, изучай все предметы!
Ты станешь гордиться своим земляком,
Когда с математикой будешь знаком.

В каждом окошке что-то происходит:

А теперь возвращаемся к дому с Глобусом. Вторая его сторона (обращенная к улице) плотно разрисована эпизодами из истории Боровска. Но у меня есть только одно фото.

А на третьей стороне - фреска, посвященная Циолковскому.

Теперь прогуляемся по улицам, веером отходящим от центральной площади Ленина

На доме нарисован этот самый дом 100 лет назад. Успенская улица стала улицей Ленина

Попытка запечатлеть сегодняшний вид этого места

Еще один домик на улице Ленина

А еще на улице Ленина есть сквер со старой колокольней. И вот что из нее получилось

Мемориальная доска Козьмы Пруткова

И наконец мы спустимся от площади Ленина к реке

Серия "Боровск в фотографиях начала 20 века" к сожалению, очень нефотогенична. Поэтому только одно фото

Это - на частном гараже

Адмирал Сенявин - тоже уроженец Боровска

Стихи:
В снах и яви - неслучайно
Рисовал он море чаек.
Наш Сенявин, адмирал
Сам теперь картиной стал

Итак, Владимир Овчинников - бывший москвич, бывший прораб, бывший экономист (кандидат наук, между прочим), с 1998 года - пенсионер и житель Боровска
Эльвира Частикова - жена (четвертая) и муза Овчинникова, бывшая медсестра, библиотекарь и поэт (членом Союза писателей она стала еще до знакомства с Овчинниковым, рекомендовали Михаил Дудин и Николай Старшинов, есть в Википедии). Познакомились с Овчинниковым в библиотеке города Обнинска, где она работала; чтобы выйти за него замуж , бросила мужа, детей и внуков.
Боровские фрески выполнены в 2002-2005гг. (по другим данным, а их создание ушло 5 с половиной лет) при поддержке тогдашнего мэра Боровска Александра Егерева, с согласия владельцев частных домов ("по заказам" и за деньги как правило художник не работает, считая жилища богатых людей малоинтересными для размещения своих работ).
На одну фреску по заранее сделанным эскизам уходило один-два трехчасовых сеанса, но на некоторые работы - до месяца.
Сам автор считает, что его работы - "увы, не на века, под солнечным светом и атмосферными осадками они сохраняют колер максимум пять-десять лет". То есть, увы и ах, их естественный век подходит к концу (по некоторым фотографиям, сделанным во вторую поездку, через три года после первой это хорошо видно). Кроме того, нынешний мэр стремится замазать то, что еще осталось. Не буду писать все, что я думаю про такое отношение, напомню лишь поговорку про то, как режут курицу, несущую золотые яйца и известный афоризм: "Это больше, чем преступление, это ошибка". Так что спешите видеть, пока есть что.

Персональный сайт Владимира Овчинникова и Эльвиры Частиковой - настенные фрески, графика, книги этих авторов, очень много интересного


Приезжая в Боровск, каждый раз убеждаюсь: это, похоже, самый необычный из малых городов России. Такая концентрация знаменитостей - от боярыни Морозовой до купцов Рябушинских, от математика Чебышева до философа Федорова и Циолковского. Может быть, космос посылает сюда какие-то особые лучи?

В Боровске люди открыты, и обращают к нам свои монологи, каких я больше нигде не слышала. Вот и сейчас, зайдя в церковь (вообще-то я стараюсь в храмы не заходить, но Боровск - исключение, подтверждающее правило), мы услышали проникновенную речь от незнакомой женщины о том, что нам обязательно надо креститься и венчаться, с рассказами о людях, которые именно здесь, в этом храме неожиданно решились - и вы пойдите в чайную, там наш батюшка, поговорите с ним. Батюшку мы потом в чайной видели, он запомнился своим умным цепким взглядом. Обычно я не терплю подобное вмешательство в мою личную жизнь, но в Боровске оно казалось естественным и значимым.


Это наш третий визит в Боровск (и все три были весной, в апреле-мае): с последней поездки город похорошел, украсился плиткой, табличками для туристов и памятником адмиралу Сенявину. Фрески Владимира Овчинникова подкрашены и даже кажется, новые появились: за их сохранностью очевидно следят, и это очень порадовало.
Давайте пройдемся по Боровску вместе

2.На главной улице появились таблички для туристов с довольно интересными текстами.


3.Глобус Боровска работы Владимира Овчинникова в хорошем состоянии, а этот фрагмент, по-видимому, автопортрет художника с женой, мне кажется, появился недавно (а может быть, я его раньше не заметила).


4.Левая картина подкрашена, а правая, похоже, новая


5.Эта тоже подкрашена


6.Очень люблю картину - групповое фото на доме, где жила семья Полежаевых


7.Эту фреску раньше не снимала, возможно, она тоже новая


8.А вот как выглядит место с фрески сегодня. В помещании храма оказался музей, куда мы зашли


9.Выставка местного скульптора. "Три дня Ван Гога" или что-то в этом роде


10.Очередной "музей СССР", даже побогаче, чем в Этномире


11. Мы впервые добрались до деревянного храма XVIII века, который находится за излучиной Протвы. Раньше только видели его издалека.


14.От храма - лучшие виды на город


19.Ближе к реке находится источник, купальня и часовня


21.Еще пара видов, снятых днем раньше в окрестностях Этномира. Пейзаж с лужей почему-то казался почти апокалиптическим


22.И просто обычная россияская тихай грусть. На этом и закончу.

В небольшом городке Боровске Калужской области есть достопримечательность, разнесенная практически по всему городу и совершенно уникальная, нигде больше не встречающаяся, по крайней мере в таких количествах. Ради нее уже стоит ехать в Боровск, и чем скорее, тем лучше. Почему — сейчас расскажу.
Это — самые разнообразные росписи на стенах домов и заборах, сделанные местным художником (а бывшим московским инженером) и большим любителем боровской истории, Владимиром Овчинниковым и подписанные стихами его жены, поэтессы Эльвиры Частиковой. По ее воспоминаниям, Овчинников привез ее в Боровск, просто показать город, да так вышло, что она здесь и осталась.

За несколько лет художник написал около ста картин, а поэтесса к ним сочинила около ста стихотворений.
Когда гуляешь по Боровску, кажется, что они есть буквально везде. Они встречают на въезде со стороны монастыря (по ул. Б.Коммунистической), если внимательно осматриваться по сторонам, они окружают центральную площадь, тянутся вдоль длинной улицы Ленина, ведущей в сторону Обнинска, и мелкой россыпью раскиданы по остальным уголкам старой части города.

Но, разумеется, начинать надо с пресловутого «Глобуса Боровска XIX — XXI века». Глобус Украины, например, я никогда не видела, только слышала в анекдоте, а глобус Боровска — вот он ))

borfresk03

Глобус расположен на торце дома на центральной площади. Не волнуйтесь — вы этот дом не пропустите, он изукрашен фресками со всех сторон, без преувеличения.

borfresk01

К нему прилагаются пояснительные стихи.

borfresk04

Глобус можно разглядывать в деталях, и кого на нем только нет — от Аввакума до Козьмы Пруткова. Какие-то недоумки, к сожалению, и тут уже отметились со своими баллончиками. Сказала бы я им, какие части им надо разукрасить себе самим, но это нецензурно. Впрочем, разглядеть на рисунке можно практически все.

borfresk02

Но что еще немаловажно — рядом с глобусом нарисована карта расположения всех рисунков в городе. И не просто расположения по адресам, но и по сторонам домов. Можно сфотографировать и пользоваться как путеводителем в прогулке по Боровску.

borfresk05

Но пока достаточно просто осмотреться по сторонам. На том же доме — целая эпопея из боровской истории. Точнее, летопись.

borfresk07

Не обошлось в летописи, как положено, и без курьезов. Например, насчет польско-литовской интервенции в Боровском уезде…

borfresk12

И, конечно, куда же в Боровске без Циолковского.

borfresk18

Рядом с Циолковским и его письмом в Париж примостилась еще одна местная достопримечательность — огурец. Молодец. И морковка-рекордсменка чудовищного размера. Хоть сейчас на ВДНХ ее ))

borfresk16

В доме напротив (вернее, немного наискосок, вниз по улице) — уже летопись не ратных имен и деяний, а простого городского быта. В каждом окошке — своя жизнь, маленькая, но неповторимая. Эта роспись называется «Кольца времени».

borfresk50

borfresk52

Жил старик со своею старухой…

borfresk54

Эта женщина в окне…

borfresk53

Ну и так далее.
А в торце этого дома нарисована дорога. Мэр города хотел ее закрасить — мол, водителей в заблуждение вводит. Но не закрасил. Наверное, водители были против. Поворот красивый.

borfresk57

Еще немного вниз по дороге, обратно к выезду из города — и встретите уже пострадавшую от вандалов фреску с математиком Чебышевым. Видимо, постарались здешние двоечники, ненавидящие эту науку.

borfresk62

Кстати, некоторые фрески уже постигла печальная участь — их закрасили. Зачем — никому не понятно. Что-то художник не поделил с мэром города, и, как водится, чиновничья расправа коснулась того, что ответить не может…

borfresk64

Впрочем, на все фрески у мэра рука не поднялась (или не дали, или вообще переизбрали — не знаю).
Правда, и сам Овчинников говорит, что надолго фресок не хватит — эта краска продержится лет 10-12, а что потом? Пока что, впрочем, фрески держатся довольно крепко. Может быть, им сам город помогает?
Но все равно, как говорится, спешите видеть… Альбома росписей, кстати, в продаже давно нет.

borfresk65

Но не будем о грустном. Пока еще в Боровске осталось множество фресок, по которым мы и продолжаем прогулку.
Если пойти от нашей «отправной точки» (и от памятника Циолковскому) по узкой кривой улочке к реке Протве, то там найдется еще несколько рисунков. Некоторые приходится искать внимательно. Как эту кошку на окошке.

borfresk61

А некоторые сами бросаются в глаза. Как рисунок на воротах гаража (автопортрет, кажется?).

borfresk30

У мостика через Протву и тематика водная. Но не речная, а морская. Чайки, девушка-морячка и адмирал Сенявин, местный уроженец.

borfresk22

borfresk24

Протву здесь можно перейти по пешеходному мостику. Такие мостики называются «лавы». Мостику посвящено лирической стихотворение и не менее лирический пейзаж на заборе на противоположном берегу.

borfresk28

borfresk29

Рядом на заборе уже не лето, а зима…

borfresk25

Дальше идти можно, но если хотите увидеть остальные фрески, то надо возвращаться.
Чтобы выйти на центральную площадь к торговым рядам. Ряды расписаны фресками кругом, и неудивительно — это же был центр городской жизни, самое оживленное место.

borfresk33

Оживают на картинах старые вывески и дореволюционные барышни…

borfresk32

Появляется пожарная команда…

borfresk35

А вот музей пожарного дела (и написанную рядом фреску «Пожар 1857» мы не нашли. Кажется, это была единственная картина, которая нам не далась (( Только объявление о ней увидели. Но ничего, еще найдем.

borfresk36

А на доме напротив торговых рядов красуется, по-моему, одна из лучших фресок, без иронии — этакая квинтэссенция боровской жизни… Чаепитие — а за спиной у чаевничающей семьи весь город.

borfresk37

Улица Ленина — собрание, пожалуй, наибольшего числа рисунков. Да и симпатичных старинных домиков тоже.
Дом местных купцов и промышленников Полежаевых, с фотографией его прежних владельцев.

borfresk38

Кстати, в самом дальнем конце этой же улицы, уже на выезде из города, можно встретить Полежаевых еще раз — но уже не в кругу семьи, а в обществе работников их текстильной фабрики. У проходной той самой фабрики.

fresk_bor01

Но до этой фабрики еще далеко. А пока — соседний дом с видом старого города. Здесь видно и то, что раньше эта улица называлась Успенской, и как раньше она выглядела.

borfresk39

Впрочем, и современные пейзажи художнику не чужды.

borfresk40

А вот местный ДК, где снималось кино, прямо в дверях, уже перестроен, и больше там кино не снимают.

borfresk41

Зато появляются новые картины. С художниками, например.


У боровчан свои счеты с Александром Сергеевичем Пушкиным. Обижены они на него. А все за то, что Пушкин в письме к Каверину обозвал Боровск «свиным городком» — произвел, стало быть, название его от простого упитанного борова.

borfresk46

В отместку художник написал поэта в обществе этого самого борова, да еще вступившим в лужу своим щегольским петербургским ботинком.

borfresk44

А Эльвира Частикова, следуя распространенной поэтической традиции, вступила с Пушкиным в поэтический диалог. Правда, у Пушкина был прозаический, да еще и эпистолярный кусочек. Но в ответ он получил стихи.

borfresk48

Литературный Боровск на этом не исчерпывается.
На стене местной гостиницы нарисована мемориальная доска Козьме Пруткову и еще кое-кому. Сразу предупреждаю — это не мой родственник ))

borfresk43

Славный городок Боровск. От борова он произошел или от бора (последнее вероятней) — какая, в сущности, разница. А вот то, что он вызвал хотя бы у одного художника желание вот так его украсить — это кое-что да значит. Значит, не обошла его вот эта птица-тройка, скачущая по дороге на выезде на Обнинск… Хоть и со смешными стихами про «Пегасов, любящих страну».

fresk_bor02

А если уезжать все же в сторону Москвы, то по дороге можно снова пересмотреть все понравившиеся картинки, а напоследок, еще перед «Красивым поворотом» (осторожнее там, все-таки) — притормозить у развилки дорог на картинке, снова изображающей старый город, в очередном его ракурсе…

borfresk59

…рядом с вечной и неизменной ранней весной, украшающей вал старинного городища…

borfresk60

Все фотографии фресок Боровска — здесь.

Проезд: От Москвы по Киевскому шоссе, не доезжая 2 км до Балабаново, в Денисово свернуть направо (двухуровневая развязка), выехать на А-108, через 2 км свернуть на Боровск.

Photobucket

Одними из самых ярких достопримечательностей Боровска являются картины на стенах домов города. Их называют по разному – городские фрески, росписи, картины. Владимир Овчинников (Художник) и его жена Эльвира (Поэтесса)– помогли Боровску мощно выделиться среди прочих провинциальных русских городов. Искренние аплодисменты этим людям, переходящие в овации. Он пишет картины на стенах, она пишет к ним стихи.
Эти фрески везде, практически на каждом доме. И теперь, они заманивают толпы туристов, желающих полюбоваться этим дивом.
Самая главная фреска Боровска – это Глобус Города.


Росписи, конечно, хочется посмотреть все. Но для этого надо ориентироваться в городе и знать их месторасположение. Для этого потребуется обычная бумажная карта города Боровска с названиями улиц и карта, нарисованная на стене Торговых рядов. Там отмечены все расписанные фресками дома.

Самая главная фреска Боровска – это Глобус Города. Расположена на торце дома 1, ул. Коммунистическая, на въезде в центр города справа по ходу движения. Сказать что это оригинально – ничего не сказать. Похвалить? Не нуждается в комплиментах. Если вы аналогичное где-то такое видели – напишите, интересно.

Photobucket

Глобус – это огромная круглая карта города, нарисованная на стене с указанием специальными значками всех необходимых к просмотру достопримечательностей, рядом письменный список-перечень этих достопримечательностей, плюс рисунки-портреты, плюс смешные стихи и проза. Это не просто Карта города. Это Образ города. Там изображены все выдающиеся персонажи, которые имеют отношение к Боровску: адмирал Сенявин, академик Чебышев, учитель Циолковский, Пушкин со свиньей, Наполеон, который при отступлении переночевал в Боровске, братья-купцы Полежаевы, протопоп Аввакум, памятник мужику с огромным огурцом,. А ещё главные персонажи Глобуса – это стрекоза и бабочка. Почему? Художественный ответ: Стрекоза видит все вокруг себя на 360 градусов. А бабочка просто летит. … :)

Photobucket

Плюс сбоку скромная подпись авторов: «Глобус сделал В.Овчинников. При участии В. Кобзаря и Э. Частиковой. 2005г.». Этот глобус можно часами разглядывать. Мы долго стояли перед ним: любовались, рассматривали, вчитывались. Сделали кучу фотографий. Но дома, перечитав по нескольку раз сфотографированный текст, я решила, что его надо привести. Лучше прочитать и познакомиться с ним заранее, потому что считывать и воспринимать со стены труднее. Честно – смысл некоторых фраз мы не поняли. Но, тем не менее, сам Глобус от этого хуже не становится.

Итак, знакомьтесь: ГЛОБУС БОРОВСКА ХХI век.
(«Глобус Боровска»).
Эпиграфы:
«Глобус Боровска? Вот странно! Говорит Мария – Анна.
Вторит ей и Пётр-Павел: Во мазила! Как слукавил!
Ну, а что на самом деле, то есть - первого апреля?
7% смеха ради, остальное всё по правде!»

«Жизнь наша здешняя подобна селянке, которую в малоярославецком трактире подают. Коли ешь её с маху – ложка за ложкой, - ничего, словно, как и еда, а если начнёшь ворошить да разглядывать – стошнит!»
(Салтыков-Щедрин, «Современная идиллия»)

«Пойми, Сенявин, дорогой, ты видишь Центр, лишь сердцевину,
С позиции совсем другой, открыты Гривки, Рощу видно».
(Текст над фигурой адмирала в треуголке, пристально смотрящего в подзорную трубу).

Обозначения:
Пунктирная дорожка на фреске справа – Тропа по которой преподобный Пафнутий прошёл из Высоково на Истерьму.

Колокол – Набат, призывающий улыбнуться.
Силуэт парочки туристов – Это вы стоите у дома перед Глобусом.
Две волны – Протва, в которую можно бросить бутылку с запиской.
Вытянутая буква Икс – Канунников мост.
Пропеллер (перечёркнутый круг) – На посадку в Ермолино (*там аэродром)

Организации и учреждения, где:
Значок молнии – связывают с внешним миром (*почта);
Два кольца – связывают по обоюдному согласию (*ЗАГС);
Наручники – связывают (*милиция);
Весы – судят по законам (*суд);
Летучая мышь – охраняют (*вневедомственная охрана);
Раскрытая газета – формируют наше мнение (*редакция газеты).

Человек в позе мыслителя Родена – Городской Голова с Думой.
-”- его зеркальное изображение – Районный Голова.
Стрелка в круге – Обелиск без головы (*обелиск в честь освоения космоса, у подножия которого раньше стоял бюст Циолковского (одна голова), но потом он исчез).
Обелиск – Невоздвигнутый памятник (*несостоявшийся в результате недостойных интриг чиновников памятник павшим в юбилейном 2005г.).
Холм с плоской макушкой (значок вулкана) – Вулкан спящей энергии народа, 162 – высота, НУМ (*Над Уровнем Моря).
Значковое обозначение ж/д, прямоугольник, wc – Непостроенные железная дорога, перрон, общественный wc.
Скамейка – Сквер, ожидающий благоустройства.
Перевёрнутая буква П – неустановленные урны для мусора - повсюду.
Буква А – Автостанция недостроенная.
Силуэт Ильича с поднятой рукой – Обязательный монумент.
Буква Ш – Шедевры современной архитектуры.
Тёмная точка в светлом квадрате – Апогей украшения города «ДЖИНС».
Маковки церквей – Миражи уничтоженных храмов.
Автобус на фоне церкви – Храм-гараж. (Мимо ехал Лужков и сказал: «Надо восстановить»).
Керосиновая лампа на фоне церкви – Спас на керосине (при фашистах – конюшня).
Крест на фоне церкви – Храм-водокачка.
Цветок с 5-ю тёмными лепестками (пятиугольник) – Центр краеведения.
Цветок с 5-ю светлыми лепестками (пятиугольник) – Будущий музей «Усадьба прошлого».
Ромбик из 4-х светлых квадратиков – Культурный центр и книжный магазин.
Ромбик из 4-х светлых квадратиков – Центр искусств НЕ имени Прянишникова.
Матрёшка – Реаниматоры памяти в «Берегине» и «Светлице».
Буква Г – Гостиница, в которой останавливался К. Прутков.
Стрелка влево – Отсюда живописный вид.
Латинская буква F – futurum – Воспоминания о будущем.
Военная треуголка – Ночёвка и «Фиаско Бонапарта».
Колосок – Хлебное поле (*хлебозавод с настенной картиной).
Две перекрещенных лопатки – Тайник.
Привидение – Дом с привидениями.
Горшочек с червонцами – В этом доме зарыт клад.
Человек с кувшином – Здесь омывают тело (*баня).
Закрытая книжка – Здесь разгадывают мир (*библиотека).
Ломаная линия – Траектория полёта бабочки.
Муха – Муха-путешественница (улетела, пока не замазали).

Читайте также: