Биологический фундамент на котором формируется личность это

Обновлено: 03.05.2024

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Гипотеза: при проведении исследования мы предположили, что наибольшее количество четвероклассников будут с типом темперамента «сангвиник».

ВложениеРазмер
izuchenie_temperamenta_i_ego_osobennostey.pptx 2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Изучение темперамента и его особенностей» Выполнила: ученица 4 «В» класса Литвинова Алина .

Что такое темперамент Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, и другие особенности психической жизни, поведения и деятельности.

Характеристика темперамента и его типов Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, главные усилия должны быть направлены на разумное использование его достоинств.

Цель исследования : изучить типы темперамента четвероклассников Объект исследования : темперамент Предмет исследования : типы темперамента четвероклассников Задачи: 1. Дать характеристику понятию «темперамент», рассмотреть его типы. 2. Выявить типы темперамента у четвероклассников МБОУ лицея № 28 им. акад. Б.А. Королёва 3. Дать советы для каждого типа темперамента

Сангвиник Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешенны. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий переключается с одной работы на другую.

Флегматик Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.

Холерик Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Меланхолик Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.

Изучение темперамента четвероклассников на базе МБОУ лицей №28 им. акад. Б.А. Королёва В анкетировании приняло участие 38 четвероклассников . Гипотеза : при проведении исследования мы предположили, что наибольшее количество четвероклассников будут с типом темперамента «сангвиник».

Результаты анкетирования Тип темперамента Кол-во человек В % Сангвиник 2 5 Холерик 5 13 Меланхолик 1 3 Флегматик 25 64 Сангвиник-флегматик 2 5 Неопределенный тип 3 8

Среди четвероклассников преобладающий тип темперамента – флегматики. Флегматик медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Рекомендации Р. М. Грановской для каждого темперамента Р. М. Грановская — известный психолог; доктор психологических наук; профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще В работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы.

Заключение Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики. Темперамент составляет основу развития характера. Гиппократом были выделены темпераменты , которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Изучение темперамента четвероклассников проводилось по методике «Определение темперамента ребенка». В результате исследования было выявлено, что среди четвероклассников преобладающий тип темперамента – флегматики. Тип темперамента у человека — врожденный, от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

На главную Лекции и практикум по психологии Справочный материал. Вопросы и ответы Социализация: от темперамента – к личности

Социализация: от темперамента – к личности
Лекции и практикум по психологии - Справочный материал. Вопросы и ответы

Какова динамика типа нервной системы на протяжении жизни?

В более поздних своих высказываниях Павлов достаточно резко подчеркивал, что тип нервной системы вовсе не является чем-то неизменным, а может изменяться под влиянием жизненного воспитания, и что «окончательная наличная нервная деятельность» живого существа определяется не только прирожденным типом нервной системы, но и всей историей жизни, теми влияниями, «которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения в самом широком смысле этих слов».

Полученные в лабораториях Павлова данные о возможности укрепления относительно слабого процесса торможения у холерика и слабой нервной системы меланхолика путем тренировки изменили его взгляды на оценку типологических особенностей этих темпераментов. «Для человеческой личности открыты чрезвычайные возможности не только изменять, направлять и совершенствовать свои привычки, но в значительной степени регулировать прирожденную силу или слабость нервной системы. Это сейчас я вижу в моих лабораторных исследованиях…».
Темперамент человека может измениться под влиянием жизненных обстоятельств, возраста, болезней (особенно болезней нервной системы). При благоприятных условиях жизни прирожденный тип нервной деятельности и связанные с ним психические черты темперамента изменяются медленно и малозаметно. При резких изменениях условий жизни человека перемены в темпераменте более резко выражены.
Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности – легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на любые внешние раздражители и недостаточная длительность состояния сосредоточенности – связаны с относительной слабостью, чувственностью нервной системы детей.

Влияют ли социальные условия на темперамент?

Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с окружением; могут быть одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека – с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.
Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. «Темпы моей деятельности,– пишет С.Л.Рубинштейн, – будут, очевидно, различными в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде».
Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темп, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.
Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей.
Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе органическими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т.п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического – на внутренний строй личности, на ее темперамент.
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека.

Как взаимообусловлены темперамент и личность?

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма – как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого тонуса органической жизнедеятельности). Однако динамические свойства деятельности человека не сводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных особенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.
Темперамент – не свойство нервной системы или нейроконструкции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.
Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменяется в онтогенезе. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако свойства темперамента могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности, поскольку темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности.
Нельзя отрицать значения природных качеств типа нервной системы для человеческой личности, в особенности силы и уравновешенности нервных процессов. Однако надо учитывать и то, что между природными особенностями типа высшей нервной деятельности и социальной ценностью личности нет прямой связи.
Социальные достижения человека определяются не столько прирожденным типом высшей нервной деятельности, сколько направленностью, моральными качествами, силой воли. При наличии таких качеств ценные социальные достижения личности возможны при любом типе нервной системы, при любом темпераменте.
Неверно было бы думать, что во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления личностью.
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей.
…Динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающими. Темперамент – пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Как изменяются динамические свойства индивида под влиянием мотивационной сферы личности?

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает.
Так, сколь значительную роль ни играют во впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.
Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т.д. – всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.
Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающими и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности, впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их отношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов их опосредующих и контролирующих.

Как взаимообусловлены темперамент индивида и характер человека?

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.
Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, – от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так на основе импульсивности как свойства темперамента, в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути, могут выработаться различные волевые качества характера: в одном случае на основе большой импульсивности у человека, который не приучился контролировать свои поступки размышлением над их последствиями, может легко развиться необдуманность под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели.
В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом – на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем – чувствительность в смысле сентиментальность. Формирование характера не базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.
Итак, темперамент – динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Какие черты характера и свойства личности могут развиваться на основе определенного типа темперамента?

Управление темпераментом неотделимо от воспитания характера. Научиться управлять своим темпераментом можно лишь в том случае, если человек обладает целеустремленным, волевым высоконравственным характером. При наличии такого характера человек – холерик – способен сдерживать природную неуравновешенность и вспыльчивость, флегматик преодолевает свою медлительность, сангвиник – импульсивность, а меланхолик – застенчивость.
Сказанное имеет прямое отношение и к самовоспитанию, управлению собственным темпераментом. При правильном воспитании, когда учитываются слабые и сильные стороны данного темперамента в постановке задач, в обеспеченности заинтересованности в их решении и соответствующем стимулировании, у флегматика легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Однако в неблагоприятных условиях могут развиться такие отрицательные черты, как безразличие, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, пассивность, лень.
Так, например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, энтузиазм и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, раздражительность. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных обстоятельствах.
При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность сангвиника может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность, непостоянность склонностей. Так может сформироваться личность человека, на которого нельзя слишком полагаться.
Существует вероятность формирования таких черт личности, как доверчивость и легковерность, склонность к тому, чтобы строить проекты, но вскорости их бросать. Его поступки могут оказаться не всегда обдуманны. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное восприятие, у учащихся может проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей. При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, активное участие в общественной жизни. Его стремление к частой смене впечатлений трансформируется в способность легко и быстро отзываться на окружающие события, широкую общительность.
Легкая переключаемость сангвиника с одного объекта деятельности на другой при неблагоприятных условиях может привести к формированию невнимательности как черты личности; при благоприятном же педагогическом воздействии это динамическое свойство может стать основой продуктивной деятельности, требующей частого переключения внимания.
Меланхолик – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Человек меланхолического темперамента – очень впечатлительный, застенчивый, склонный к робости, неуверенности, уединению. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен, часто и легко теряется. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. При правильном воспитании обнаруживаются ценные качества личности: тактичность, чуткость.
Представитель меланхолического типа должен использовать положительные черты своего темперамента (мягкость, отзывчивость) и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость и нерешительность.

Какой инструментарий может использовать практический психолог для диагностики темперамента?

Литература

Источник: Н.Я.Мороз Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005.

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой - подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивы, а другие медлительны, застенчивы, неторопливы в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 1. Понятие о темпераменте………………………………………………. 4 2. Обзор учений о темпераменте…………………………………………. 7 3. Физиологические основы темперамента……………………………….13 4. Типы темперамента и их психологическая характеристика………….14 Заключение…………………………………………………………………17 Список использованной литературы. 18

Работа состоит из 1 файл

Темперамент-биологический фундамент личности..docx

Введение………………………………………………………… …………. 3 1. Понятие о темпераменте……………………………………………… . 4 2. Обзор учений о темпераменте………………………………………….. .7 3. Физиологические основы темперамента……………………………….13 4. Типы темперамента и их психологическая характеристика………….14 Заключение…………………………………………………… ……………17 Список использованной литературы. . . 18

1. Понятие о темпераменте

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента - активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.). С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркну, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамент. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Сам термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».

Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Кроме того, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медлительность движений и слабое выражение чувств.

Типы темпераментов с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.

Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во

внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются.

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента.

2. Обзор учений о темпераменте

Учение о темпераментах восходит к очень далекой древности. Различия в конституции тела и в характере человека древние объясняли преобладающим влиянием одной из четырех мировых стихий: земли, воды, огня и воздуха. Влиянию земли, олицетворявшей собой холод, приписывали образование темперамента меланхолического, огонь - символ горячности - оказывал влияние на темперамент сангвинический, воде приписывали создание темперамента флегматического и, наконец, воздуху - желчного.

Существует несколько теорий темперамента (гуморальная - Гиппократ, Кант, Лесгафт и морфологическая - Кречмер, Шелдон, Гилфорд и др.), но общепризнанной в настоящее время является теория, основанная на учении И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы.

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum - «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента всем хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis - кровь), флегматик (от греч. phlegma - слизь, мокрота), холерик (от греч. chole - желчь) и меланхолик (от греч. melas chole - черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий, подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.

Иммануил Кант (1724-1804), говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также тепло или холод при обработке этих соков.)

Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности чувства и желания), эти выражения, касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).

Главное деление учения о темпераментах такое: темпераменты чувства и темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупности дает четыре темперамента.

К темпераментам чувств Кант причислил: А) сангвинический и В) его противоположность - меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни. В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти.

Например, Б.Г. Ананьев считал, что основные свойства человека как

представителя вида Homo sapiens проявляются не только в задатках, но и в темпераменте.

Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента.

Из приведенных характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода:

во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида;

во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых.

Известный психофизиолог В.М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока - хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность несовпадению реального результата действия с его акцептором.

Темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний.

Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя.

В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. (Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни. )

Краткий обзор учений о темпераменте

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460- 377 гг. до н. э.).

Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис" которое позже заменили латинским словом temperamentum — «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех.

Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).

В ряде концепций свойства темперамента понимаются как наследственные или врожденные и связываются с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий.

Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея

заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел множество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик

1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.

2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.

Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом

Психические свойства личности приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе. В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела опреде-ляет темперамент, который является его функцией.

Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им были выделены три типа:

1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);

2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);

3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань)

Людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для

эктоморфного — хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

Физиологические основы темперамента

И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных

Психические свойства личности рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов.

По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные. Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:

сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик;

слабый тип — меланхолик.

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Тема: Личность. Этапы её развития. Темперамент – биологический фундамент личности. Психика человека и мыслительные операции.

Цель занятия: сформировать представление об уникальности каждой личности, условиях её становления.

углубить понятие о психологических особенностях человека: темпераменте и характере;

ознакомить учащихся с одной из методик изучения темперамента;

проследить за формированием способностей.

Тип занятия: ознакомительный.

Вид занятия: семинар

1. Изучение нового материала.

Личность – это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом. Основу личности составляет её структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Психологи в качестве ведущего компонента структуры личности, выделяют направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим всё поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Учитель обращается к схеме (на доске).

Структура личности (по К.К. Ковалёву).

Определяет отношение к действительности. Включает свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, установок. Доминирующая направленность определяет всю психологическую деятельность личности.

Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Определяет стиль поведения личности в социальной среде.

В нём проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяют моральные и волевые качества.

Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий, поступков жизни и деятельности

Характер и темперамент. В характере личность раскрывается со стороны её содержания, в темпераменте – со стороны своих динамических проявлений.

Сторона содержания личности.

Целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

Возникает и формируется в обществе.

Динамическая сторона личности.

Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения.

Врождённая особенность человека.

Четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Первые описания различий между людьми сделаны в древнем Китае в 8 веке до нашей эры. Древнекитайские медики сравнивали людей с животными – неуравновешенных и подвижных подобно обезьянам, смелых и храбрых подобно тигру, медлительных и неповоротливых подобно панде.

Гиппократ (460-370 до н.э.) считал, что в организме есть 4-е основные жидкости или 4-е жизненных состояния, т.е. от соотношения этих четырёх жидкостей главным образом и зависят особенности психики и поведения человека.

Слово «темперамент» ввёл Клавдий Гален.

Типы высшей нервной деятельности.

В основе темперамента лежат особенности функционирования нервной системы, поэтому современное понимание темперамента связано с учением И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности человека.

Типы нервной деятельности характеризуются процессами, протекающими в нервной системе: возбуждение, торможение, а также учитываются свойства этих процессов: сила, скорость, уравновешенность.

Павлов выделил 4 типа нервной деятельности:

Слабый тип (меланхолик) – слабые процессы торможения и возбуждения.

Сильный неуравновешенный тип – (холерик) возбуждение преобладает над торможением.

Сильный уравновешенный тип (сангвиник) торможение = возбуждению.

Сильный уравновешенный тип – (флегматик) инертный.

Павлов особо подчёркивал, что слабость нервной системы не является отрицательным качеством, да и вообще о темпераменте невозможно судить «хорошо» или «плохо». Сильная нервная система хорошо справляется с одними жизненными задачами, слабая – с другими.

Понятие темперамента. Типы темпераментов.

Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности индивида. Выражается в силе, скорости, ритме, темпе всех психомоторных проявлений человека: его практических действий, речи, выразительных движений. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда поворот или движение головы, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают тот динамический аспект личности, который составляет темперамент.

Активность – энергетический потенциал организма.

Эмоциональность – интенсивность реакций на происходящее.

Социолабильность – лёгкость установления контактов с окружающими.

Импульсивность – склонность действовать по первому побуждению.

В 70-х годах двадцатого века американские учёные психолог А. Басс и генетик Р. Полмин выявили пять критериев, которым должно отвечать свойство психики, чтобы оно относилось к темпераменту:

Любое свойство темперамента генетически обусловлено и передаётся по наследству.

Темперамент проявляется в поведении уже в раннем детстве.

Темперамент неизменен на протяжении всей жизни.

Темперамент есть у животных.

Свойства темперамента адаптивны, то есть, направлены на успешное приспособление человека к окружающей среде.

Знакомство с типами темпераментов.

САНГВИНИК – сильный тип хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Часто предлагает свои какие-то идеи и добивается осуществления. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным, целеустремлённым, не теряя при этом чувства юмора. Хорошо умеет сдерживать свои эмоции. Речь быстрая, громкая с живыми интонациями и мимикой.

ХОЛЕРИК – это вспыльчивый безудержный тип. «Шуток не понимает. Всех терпеть не может», - так характеризует его Чехов. Подвижен, инициативен, но, в отличие от уверенного в себе сангвиника, самоуверен. Поэтому его идеи, подчас интересные, недодуманы до конца. Нетерпелив, и если увлечётся, то его трудно остановить. Ожидание способно вывести его из себя. Неудачи – тоже, и он или лихорадочно действует, или впадает в апатию Для него вообще характерно подобное непостоянство. То чересчур разговорчив – не остановить, то слова из него не вытянешь. Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу. Схватывает информацию на лету, быстро запоминает, даже не успев осознать.

ФЛЕГМАТИК – спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчёте. Говорит в основном про еду, не любит пустословия. Ему не чужда предприимчивость, однако предлагать новую идею склонен только после тщательного взвешивания всех «за» и «против». Никакая неудача не способна вывести его из себя. Для него это вполне рядовые жизненные неприятности. Способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть. Он стратег и постоянно сверяет свои действия с перспективой. Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. Его речь спокойна, без эмоций.

МЕЛАНХОЛИК – это слабый тип, для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Меланхолик пассивен и обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.

Вывод: темперамент характеризует то, как мы действуем, а не то, что мы делаем.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ .

Разыграйте сценку, в которой один из персонажей сангвиник, меланхолик, флегматик или холерик.

Угадайте тип темперамента по предложенному описанию.

«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота оказались заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везёт, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, ещё и дождь пойдёт», - приговаривал он сквозь слёзы. «Чего тут торчать, вышибем ворота, и все дела!», - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождём, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в неё пролезем», - взял в руки инициативу четвёртый». (Из книги Круга «Торопись не спеша»).

Изучение типов темперамента и характера школьников (личностный опросник Ханса Дж. Айзенка).

1. Определение индивидуального типа темперамента.

Школьникам предлагается ответить на 48 вопросов, разделённых на 2 блока. Отвечать на поставленные вопросы следует только в форме «ДА» или «НЕТ» (напротив номера вопроса поставьте «+» или «-«).

Первый блок, состоящий из 24 вопросов, помогает определить принадлежность к экстравертам или интровертам. Проявление экстраверсии характеризуется обращённостью личности на внешний мир. Экстравертам свойственны индивидуальность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Интроверсия – направленность личности на явления своего собственного внутреннего мира (свойство, полярное экстраверсии). Интровертам свойственны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение в формировании контактов и социальной адаптивности.

Второй блок из 24 вопросов помогает определить наличие состояния невротизма – эмоциональной неустойчивости, тревожности, понижения самочувствия или стабильности – уверенности, эмоционального комфорта.

1.Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?

2.Часто ли бывает у вас беспокойное чувство, впечатление того, что вы знаете, чего хотите?

3.Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4.Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой либо причины?

5.Держитесь ли вы обычно «в тени» на вечеринках и в компании?

6. Бывает ли, что вы «дуетесь» на кого-нибудь?

7. Предпочитаете ли вы прекратить ссору молчанием?

8. Общительный ли вы человек?

9. Любите ли вы быть среди людей?

10.Часто ли вы теряли сон из-за тревог?

11. Могли бы вы назвать себя беспечным

12. Часто ли вы решаетесь на что-нибудь, когда уже слишком поздно?

13. Любите ли вы работать в одиночестве?

14. Часто ли вы чувствуете себя равнодушным и усталым без серьёзной причины?

15. Подвижный ли вы человек?

16. Часто ли вам что-либо так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?

17. Вы чувствуете себя неловко в новой нарядной одежде?

18. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточится на чём-то внимание?

19. Можете ли вы быстро переложить ваши мысли в слова?

20. Часто ли вы бываете в рассеянном забытьи?

21. Любите ли вы каверзные шутки?

22. Часто ли вы думаете о прошлом?

23. Вы очень любите вкусную еду?

24. Когда вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли в понимающем человеке, чтобы выговорится?

25. Если вам по серьёзной причине будут нужны деньги, согласитесь ли вы лучше продать что-нибудь из своих вещей, чем занять деньги?

26. Чувствительны ли вы иногда к некоторым вещам?

27. Предпочли бы вы остаться в одиночестве, чем пойти на скучную вечеринку?

28. Бываете ли вы так возбуждены, что не можете усидеть на месте?

29. Любите ли вы планировать действия заранее?

30. Бывает ли у вас головокружение?

31. Делаете ли вы обычно вещи лучше, обдумывая их в одиночку, чем обсуждая с другими?

32. Случается ли у вас одышка, хотя вы не делали никакой тяжёлой работы?

33. Являетесь ли вы беспечным человеком, которого не волнует вопрос «сделать как нужно»?

34. Подводят ли вас нервы?

35. Нравится ли вам планировать больше, чем делать?

36. Нервничаете ли вы, когда находитесь в лифте или в тоннеле?

37. Делаете ли вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем-то знакомитесь?

38 Бывают ли у вас сильные головные боли?

39. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придёт в норму?

40. Трудно ли вам заснуть ночью?

41. Говорили ли вы иногда первое, что придёт в голову?

42. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

43. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей

44. Часто ли вам случаются неприятности из-за того, что вы поступаете не подумав?

45. Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории друзьям?

46. Застенчивы ли вы в присутствии старших?

47. Считаете ли вы, что стоит рискнуть, даже если шансы не в вашу пользу?

48. Часто ли у вас «сосёт под ложечкой» перед важным делом?

Учитель зачитывает номера вопросов с ответами. В случае совпадения номер ответа по первому блоку обводится в кружок. Ответы «ДА»: 1, 3, 7, 9, 11. 15, 19, 21, 23, 33, 37, 39, 41, 47.

«НЕТ»: 5, 13, 17, 25, 27, 29, 31, 35, 43.

В случае совпадения ответа по второму блоку номер обводится в квадрат. Ответы «ДА»: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48.

Сравнение полученных результатов с «кругом Айзенка» (см. рисунок), в котором представлены отличительные свойства личности и черты характера, присущие определённому типу темперамента.

Читайте также: