Бабочка рядом с нашим домом лежит старое трухлявое бревно

Обновлено: 02.05.2024

– Какая борода большая вырастет, это еще неизвестно. Но Алеша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с медом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алеша.

Алеша подумал немного и говорит:

– Пожалуй, я все-таки сильно на бабу смахиваю.

Дед почесал в затылке и говорит:

– Чай с медом – это еще не полное сходство. А вот Алеша точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят, лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.

Алеша подумал-подумал и говорит:

– Знаешь, деда, у меня так странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня – на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.

И пока пил Алеша чай, он точно так же прикрывал глаза и отдувался, как бабушка, а уж когда мчались на санках в лес, точно так, как дед, кричал: «Но-ооо, милая! Давай! Давай!» – и щелкал кнутом.

Мокрый березовый лес. С голых веток стекают капли тумана, падают глухо на землю.

За темными березами я увидел рыжее пятно – и медленно, неслышно вышла на опушку оранжевая лошадь. Она была такая яркая, будто вобрала в себя всю силу осени.

Опавшие листья вздыхали под ее шагами. Верхом на лошади сидел человек в ватнике, в сапогах.

Лошадь прошла мимо, скрылась в глубине леса, и я понял, что скоро зима…

Не знаю почему, эта встреча весь день не выходила у меня из головы. Я вспоминал оранжевую лошадь, уносящую в глубину леса остатки осени, и в конце концов стал даже сомневаться: да видел ли я ее вообще? Или придумал?

Но человека в ватнике я, конечно, видел. Это был возчик Агафон, с которым мы каждый четверг паримся в бане.

Я вошел в дом и застыл на пороге.

По полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.

– Кто тут?! Кто тут, черт подери?!

В комнате все было вверх дном. Только букет стоял на столе, целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.

Показалось, что это букет во всем виноват.

Заглянул под печку, заглянул на печку – ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашел бидон, из которого вытекал белоснежный ручеек, превратившийся в озеро.

Вдруг показалось: кто-то смотрит!

И тут я понял, что это на меня смотрит букет.

Букет – подсолнухи, пижма, васильки – смотрел на меня наглыми зелеными глазами.

Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то черный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.

В деревне Тараканово живет лошадь Тучка, рыжая, как огонь. Ее любят галки.

На других лошадей галки внимания не обращают, а как увидят Тучку, сразу садятся к ней на спину и начинают выщипывать шерсть.

– У нее шерсть теплая, как у верблюда, – говорит возчик Агафон. – Из этой бы шерсти носки связать.

Прыгают галки по широкой спине, а Тучка посапывает, ей приятно, как щиплются галки. Шерсть-то сама лезет, то и дело приходится чесаться об забор. Набрав полный клюв тепла, галки летят под крышу, в гнездо.

Тучка лошадь мирная. Она никогда не брыкается.

Возчик Агафон тоже добрый человек. Задумчиво глядит на лошадиный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на голову, он небось и глазом бы не моргнул.

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.

После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нем – бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

– Тут неплохо, – ответил ей я, – тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

– Вдвоем веселей, – согласился я.

Говорить было вроде больше не о чем.

Был теплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели рядом до самого заката.

Поздней осенью, с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири.

Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок.

А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки.

Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Все-таки у котов хвост, а у яблок – хвостик.

До чего ж хороши снегири, а особенно – снегурки. Не такая у них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная – палевая.

Улетают снегири, улетают снегурки.

А коты остаются на яблоне.

Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами.

«ЛЕС, ЛЕС! ВОЗЬМИ МОЮ ГЛОТЬ!»

Заболело у меня горло.

Стал я его лечить горячим молоком и медом, паром разварной картошки.

– А ты в лес сходи, – сказала Пантелевна. – Стань на поляне да и крикни изо всех сил: «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Может, и возьмет. Только сильней кричи-то и рот пошире открывай.

Обулся я, оделся потеплей, пришел в лес. Стал на поляну, разинул рот и крикнул изо всех сил:

– Лес, лес! Возьми мою глоть!

Не шелохнулся лес, и я не понял – взял он или не взял.

Стал я снова кричать, и орал ужасно, и рот разевал, чтобы лес мог поглубже в меня проникнуть.

«Ну и глоть у тебя, брат», – думал, наверно, лес, глядя на мои старания.

Вернулся я домой, залез на печку греться, а сам все думал: «Взял он или нет?»

Давно это было. И теперь я живу в городе, и горло у меня не болит. И ничего у меня не болит. И вообще я здоров как бык.

Весело гуляю среди каменных домов, а про себя всегда думаю: «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Мы были в саду, когда в рогатых васильках, что росли у забора, вдруг объявился заяц. Русачок. Увидевши нас, он напугался и спрятался в рогатых васильках. Да и мы все замерли и только глядели, как блестят из рогатых васильков заячьи глаза.

Этот русачок родился, как видно, совсем недавно. Таких зайцев и называют «травник» – родившийся в траве.

Русачок-Травник посидел в рогатых васильках и пошел по саду. Шел, шел и дошел до Николай Василича. А Николай-то наш Василич как раз в рогатых васильках лежал. Русачок-Травник подошел поближе и стал глядеть на Николай Василича.

Николай Василич и виду не подал, что он Николай Василич. Он спокойно лежал, как может лежать в рогатых васильках поваленная береза.

Русачок-Травник вспрыгнул на Николай Василича и, устроившись у него на спине, почистил лапой свои усы. Потом слез на землю и вдруг увидел пушистые малиновые цветы. Обнюхал каждый цветок, пролез через дырку в заборе и скрылся.

Тут уж Николай Василич зашевелился, потому что он был все-таки не поваленная береза, а живой человек. Но только, конечно, особый человек – по которому зайцы «пешком» ходят.

Ни весною, ни летом не выходит на небо Орион.

Да ведь летом и без Ориона неплохо: тепло, на деревьях листья и цветы.

Осенью, когда наступают долгие и темные ночи, наконец-то восходит Орион.

Три звезды, наклоненные к земле, это – пояс Ориона, на котором и висит его меч. Четыре звезды по бокам – его руки и ноги.

Орион – небесный охотник, и за ним идут по ночному своду два верных пса – Большой и Малый. А где-то внизу, под ногами охотника, спряталось маленькое созвездие – Заяц.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

«Написание сжатого изложения»

Мастер-класс «Написание сжатого изложения»

А.С.Беспалая

О.А.Жигалко

Подготовка к сжатому изложению в среднем звене.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9-классах (за курс основной школы) проводится в форме, согласно которой учащиеся должны написать сжатое изложение, сочинение-рассуждение и выполнить тестовые задания на основе текста, данного в КИМе.

Сегодня мы будем говорить о сжатом изложении.

С 2013 года организатор в аудитории включает дважды аудиозапись и после второго прослушивания объявляет о начале написания сжатого изложения. Предлагаем вашему вниманию одну из таких аудиозаписей.

Поэтому подготовка к написанию сжатого изложения начинается в среднем звене. Задача учителя настроить учащихся на экзамен, подготовить их теоретически, практически и психологически.

Что такое изложение? Изложение - вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение - это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста. В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

По каким критериям оценивается сжатое изложение?

Учащийся передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2 . Сжатие исходного текста

Учащийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения

Способы и приемы сжатия текста

Основных способов сжатия текста три :
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

Исключить можно:
- вводные слова,
- однородные члены предложения,
- повторы,
- риторические вопросы и восклицания,
- однотипные примеры,
- цитаты,
- рассуждения, описания
- детали, не влияющие на ход авторской мысли,
- другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста

до сжатия :
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Обобщению подлежат:
- ряды предложений, связанных одной мыслью;
- части сложного предложения;
- парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
* Пример парцелляции:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
(А. Блок)
- другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

До : С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

Заменить можно:
- однородные члены обобщающим словом,
- сложное предложение простым,
- несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
- прямую речь косвенной,
- часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые

совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе,

обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

КНИГИ 425600 АВТОРЫ 130952 СЕРИИ 44269 ЖАНРЫ 508 ГОРОДА 1158 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16586 ТЕГИ 352720 СТАТЬИ 689

На других лошадей галки внимания не обращают, а как увидят Тучку, сразу садятся к ней на спину и начинают выщипывать шерсть.

— У неё шерсть тёплая, как у верблюда, — говорит возчик Агафон. — Из этой бы шерсти носки связать.

Прыгают галки по широкой спине, а Тучка посапывает, ей приятно, как щиплются галки. Шерсть-то сама лезет, то и дело приходится чесаться об забор. Набрав полный клюв тепла, галки летят под крышу, в гнездо.

Тучка лошадь мирная. Она никогда не брыкается.

Возчик Агафон тоже добрый человек. Задумчиво глядит на лошадиный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на голову, он небось и глазом бы не моргнул.

Бабочка

После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём — бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край — дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

— Тут неплохо, — ответил ей я, — тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

— Вдвоём веселей, — согласился я.

Говорить было вроде больше не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели рядом до самого заката.

Снегири и коты

Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок.

А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки.

Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Всё-таки у котов хвост, а у яблок — хвостик.

До чего ж хороши снегири, а особенно — снегурки. Не такая у них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная — палевая.

Улетают снегири, улетают снегурки.

А коты остаются на яблоне.

Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами.

«Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Стал я его лечить горячим молоком и мёдом, паром разварной картошки.

— А ты в лес сходи, — сказала Пантелевна. — Стань на поляне да и крикни изо всех сил: «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Может, и возьмёт. Только сильней кричи-то и рот пошире открывай.

Обулся я, оделся потеплей, пришёл в лес. Стал на поляну, разинул рот и крикнул изо всех сил:

— Лес, лес! Возьми мою глоть!

Не шелохнулся лес, и я не понял — взял он или не взял.

Стал я снова кричать, и орал ужасно, и рот разевал, чтобы лес мог поглубже в меня проникнуть.

«Ну и глоть у тебя, брат», — думал, наверно, лес, глядя на мои старания.

Вернулся я домой, залез на печку греться, а сам всё думал: «Взял он или нет?»

Давно это было. И теперь я живу в городе, и горло у меня не болит. И ничего у меня не болит. И вообще я здоров как бык.

Весело гуляю среди каменных домов, а про себя всегда думаю: «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

Русачок-травник

Мы были в саду, когда в рогатых васильках, что росли у забора, вдруг объявился заяц. Русачок. Увидевши нас, он напугался и спрятался в рогатых васильках. Да и мы все замерли и только глядели, как блестят из рогатых васильков заячьи глаза.

Этот русачок родился, как видно, совсем недавно. Таких зайцев и называют «травник» — родившийся в траве.

Русачок-Травник посидел в рогатых васильках и пошёл по саду. Шёл, шёл и дошёл до Николай Василича. А Николай-то наш Василич как раз в рогатых васильках лежал. Русачок-Травник подошёл поближе и стал глядеть на Николай Василича.

Николай Василич и виду не подал, что он Николай Василич. Он спокойно лежал, как может лежать в рогатых васильках поваленная берёза.

Русачок-Травник вспрыгнул на Николай Василича и, устроившись у него на спине, почистил лапой свои усы. Потом слез на землю и вдруг увидел пушистые малиновые цветы. Обнюхал каждый цветок, пролез через дырку в заборе и скрылся.

Тут уж Николай Василич зашевелился, потому что он был всё-таки не поваленная берёза, а живой человек. Но только, конечно, особый человек — по которому зайцы «пешком» ходят.

Орион

Да ведь летом и без Ориона неплохо: тепло, на деревьях листья и цветы.

Осенью, когда наступают долгие и тёмные ночи, наконец-то восходит Орион.

Три звезды, наклонённые к земле, это — пояс Ориона, на котором и висит его меч. Четыре звезды по бокам — его руки и ноги.

Орион — небесный охотник, и за ним идут по ночному своду два верных пса — Большой и Малый. А где-то внизу, под ногами охотника, спряталось маленькое созвездие — Заяц.

Не знаю почему, но мне в моей жизни важнее всего Орион.

Сколько в небе созвездий! И Большая Медведица, и Северный Крест, и Волосы Вероники, а я всё жду, когда же появится Орион.

Нетрудно подождать два часа, если ждал целое лето.

Вот пройдут два часа, погашу в комнате свет и увижу в окно, как горит и сияет над нами вечный небесный охотник — Орион.

Сирень и рябина

Сирень — весенняя сестра.

Весной — за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, стручочки ржавенькие.

Рябина тоже весной цветёт, но какие у неё цветы.

Никто их не замечает. Зато уж осенью — за каждым забором рябиновые гроздья.

Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине?

Кто вспомнит осенью сирень?

Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветёт сиреневый куст. Будто хочет поглядеть — хороша ли нынче рябина?

Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину.

Справа — сирень, слева — рябину, а сам посерёдке сяду.

Пылшыкы

— Кто? — не понял я.

— Ты что, оглох, что ли? Пылшыкы.

«Что за жуть такая? Что за пылшыкы?» — подумал я и выглянул в окно.

По деревне шли два здоровенных мужика в телогрейках, перепоясанных верёвками, за которыми торчало по топору. Один нёс на плече двуручную пилу.

— Эй, матки-хозяйки, — сипло покрикивали они, — кому попилить-поколоть?

— Спасибо, батюшки пылшыкы-колшыкы, — отвечали хозяйки, — всё попилено-поколено.

— Сейчас весна, — говорили другие, — на лето много ли надо дров? Осенью приходите.

— Жалко пылшыков, — сказала Орехьевна. — Работы нету. Ладно, пускай у нас

КНИГИ 425600 АВТОРЫ 130952 СЕРИИ 44269 ЖАНРЫ 508 ГОРОДА 1158 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16586 ТЕГИ 352720 СТАТЬИ 689

(1)Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.

(2)После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём – бабочка.

(3)Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся. На нас-то двоих места хватит.

(4)Я осторожно присел с нею рядом.

(5)Бабочка взмахнула крыльями и снова

распластала их, прижимаясь к бревну,

(6)-Тут неплохо,- ответил ей я, - тепло.

(7)Бабочка помахала одним крылом,

потом другим, потом и двум я сразу.

(8)- Вдвоём веселей, - согласился я.

(9)Говорить было вроде больше не о чем.

(10)Был тёплый осенний день.

(11)Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

(12)Так мы и сидели рядом до самого заката.



Вопросы и задания.

1.Какое настроение вызывает миниатюра?

2.Какие средства выразительности помогают этому?

3.Определите тему и главную мысль миниатюры.

4.Почему она так озаглавлена?

5.Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.

6.Каково значение слова трухлявый? Почему именно это слово употребил автор?

7.Чем осложнено предложение 5?

8.Выпишите слова с морфемным составом:

9.Выпишите предлоги из пр.1,2,11,частицы из пр. 3,7,12 из пр. 13 все местоимения и определите их разряд.

10.Дайте морфологическую характеристику слова веселей (пр.8).Можно ли без контекста определить часть речи?

11.Выпишите из пр.12 два словосочетания со связью примыкание.

12.Дайте синтаксическую характеристику предложения 9.

(1)Владеете ли вы русским языком?


(2)Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно.(3)Всё зависит от того, что понимать под «владением» языком.

(4)Начнём с того. Что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. (5)Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам.(6)Но если мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. (7)Например, А.С.Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял «всего-навсего» 21 тысячу слов.

(8)Дело даже не в этом. (9)Владеть языком – значит максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём, уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить, уметь понять сказанное так, как оно было сказано. (10)Всё это не так просто.

Вопросы и задания.

2.Определите тему и идею.

3.Каков стиль текста: научный или научно-популярный? Обоснуйте ответ.

4.Составьте план текста.

5.Какова композиционная роль предложения 1.

6.Определите средства связи между двумя последними предложениями.

7.Найдите пример иронии в тексте.

8.Дайте морфологическую характеристику слова что в 3 и 4 предложениях.

9.Выпишите частицы из предложений 1, 8.

10.Выпишите из предложения 9 примеры словосочетаний с разными видами связи.

11.Объясните пунктуацию в 6 предложении.

12. Объясните правописание слов сказанное и сказано в 9 предложении.


(1)Гроза утихала над нашим кровом, но дождь ещё долго кропил Бобришный угор. (2)В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освежённою зеленью. (3)Гром ещё рычал где-то, но всё тише и тише, и сквозь разряды «Спидола» негромко играла прекрасную музыку. (4)Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. (5)Кажется, это была одна из шопеновских мазурок, та самая, в которой звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая усталость и гармоничное, счастливое созерцание мира. (6)И оттого, что в доме струилась эта светлая прекрасная музыка, что в твоём голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось что-то снова сделать для людей и для времени в этом непостижимом мире. (В.Белов)

1.Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.

2.Прокомментируйте эту проблему.

3.Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме?

4.Выразите собственную позицию по отношению к проблеме.

5.Выпишите частицы из предложений 3,5,6.

6.Дайте морфологическую характеристику слову как и похожая (пр.4), оттого (пр.6).

7.Выпишите предлоги из предложений 3, 6.

8.Дайте синтаксическую характеристику предложений 4, 6.

9.Выпишите грамматическую основу 1 части предложения 5, 1 части предложения 6.

10.Выпишите из пр.3 словосочетания со связью примыкание, из пр.4 со связью управление, из пр.6 со связью согласование.

11.В каком предложении есть уточняющее распространённое определение?

12.Определите способ словообразования слов: зеленью, отблески, разряды поддержка, послевоенный.

13.Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания приставок.

14.В каких предложениях есть олицетворение, звукопись, развёрнутая метафора, метонимия?


(1)С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (3)Россия велика. (4)На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5)Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы.

(6)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7)Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотны деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

1.Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.

2.Прокомментируйте эту проблему.

3.Какова позиция автора по отношению к этой проблеме?

4.Выразите собственную позицию по отношению к проблем.

5.Дайте морфологическую характеристику словам:

(с) чего (1пр.), русскому, большое (2 пр.), почти (4пр.), насквозь, это (4 пр.).

6.Объясните постановку двоеточия во 2 и 5 предложениях?

7.Объясните дефисное написание слова города-миллионеры.

8.Выпишите грамматическую основу 4 предложения.

9.Выпишите из пр.4 словосочетания со связью управление, из пр. 7 – со связью примыкание.

10.Определите способ связи в словосочетаниях: на её территории, тридцать Франций.

11.В каком предложении есть уточняющее распространённое дополнение?

12.Определите способ словообразования слов: тишь, разговор, Забайкалья.

13.Назовите синтаксическое средство выразительности, использованное в 7 предложении.

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.
После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём — бабочка.
Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край — дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.
Я осторожно присел с нею рядом.
Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.
— Тут неплохо, — ответил ей я, — тепло.
Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.
— Вдвоем веселей, — согласился я.
Говорить было вроде больше не о чем.
Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.
Так мы и сидели рядом до самого заката.

Последняя молния разрубила тучу сабельным ударом — хлынули на землю влажные от дождя солнечные лучи, а навстречу им взлетел с поля жаворонок и так звонко запел, что в небе отозвалась ему семиструнная радуга.

Ил. Т.Мавриной к рассказу «После грозы»


* * *

На обороте рисунка художница Татьяна Маврина написала слова старинной народной песни:

Ил. Т.Мавриной к рассказу «Черные Ушки»

Есть на свете лошадь, у которой нету имени.
Зато у неё есть чёрные ушки.
Вот если бы у неё не было этих ушек, имя ей, конечно, придумали бы. А тут никто не стал ломать себе голову. Все звали её просто — Чёрные Ушки.
Эти два слова — Чёрные Ушки — долго говорить, но никто не пытался их сократить, никто не называл лошадь Черноушка или Чернушка. Всегда полностью, всегда с уважением — Чёрные Ушки.
Почему-то лошадь эту в деревне очень уважали.
Предложишь ей кусок сахару — она никогда не станет его хватать да жевать да хрумкать. Она задумается немного, посмотрит вдаль, глянет и на солнце, понюхает твое ухо и снова задумается. И только потом возьмёт кусок сахару, а может, и не возьмёт, отойдёт в сторонку, помахивая хвостом.
С этой лошадью я не был близко знаком, только издалека кланялся. Я вообще-то с Тучкой дружил.
Но вот как-то раз провалился я под лёд, простудился и слёг. Лежу я у Орехьевны на печке и ничего не понимаю, только слышу — люди сговариваются меня в больницу везти.
— Не поеду в больницу! — кричу. — Хочу орехов греческих!
Такой у меня дурацкий бред был про орехи.
В деревне, конечно, орехов греческих не достать, повезли меня в больницу. Положили в сани, и тут я увидел, что в сани запряжена лошадь, и понял, что это — Чёрные Ушки. Засмеялся я, что это — Чёрные Ушки, обрадовался, что мы теперь друзья.
А жар у меня страшный, такой жар, что снег кругом тает. А температура во всю длину градусника.
Лежу под тулупом и не вижу ничего, ничего не понимаю. Только снег вижу вокруг, только метель — и мелькают в снегу и в метели верные чёрные ушки.

Плавает по синим волнам океана Адмирал.
То пристанет он к острову Шиповник, а то к полуострову Иван-чай. Багряные ордена горят на адмиральских крыльях.
Когда мимо меня проплывает Адмирал, я почтительно отхожу в сторону и снимаю шапку.
Покачиваясь на волнах, уплывает Адмирал в дальние луговые страны, а я иду за ним следом. Пешком.
Дойду до острова Шиповник, добреду до полуострова Иван-чай.
Куст иван-чая и вправду похож на полуостров, каждый его цветок как светлый мыс врезается в небо.

Ил. Т.Мавриной к рассказу «Фарфоровые колокольчики»

Кому какой, а уж мне больше всего фарфоровый нравится колокольчик.
Он растёт в глубине леса, в тени, и цвет у него странный — малосолнечный. Не водянистый, но — прозрачный, фарфоровый. Цветы его невесомы и трогать их нельзя. Только смотреть и слушать.
Фарфоровые колокольчики звенят, но шум леса всегда их заглушает.
Ёлки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет осиновая листва — где уж тут услышать лёгкий звон фарфорового колокольчика?
Но всё-таки я ложусь на траву и слушаю. И долго лежу, и уходит в сторону еловый гул и трепет осины — и далёкий, скромный слышится колокольчик.
Возможно, это не так, возможно, я всё это придумываю, и не звенят в наших лесах фарфоровые колокольчики. А вы послушайте. Мне кажется — звенят.

Ил. Т.Мавриной к рассказу «Петух и красный дом»

Серые, серые вокруг дома, и вдруг один — красный.
Он стоит на красном посаде, окнами к солнцу, гордый такой дом, взгляд веселящий.
В нём живёт добродушная собака Шавочка.
Целыми днями лежит Шавочка на лавочке, никого не трогает. Только мух очень не любит. Как увидит муху — зубами клацает.
Я, когда мимо прохожу, с Шавочкой на лавочке обязательно посижу, за ухом её почешу. Сижу да чешу, а она лежит зажмурившись, да вдруг как клацнет зубами на муху пролетевшую.
Однажды сидим мы так, как вдруг из дому выходит петух. Красивый. Он мне сразу понравился.
Петух прошёлся, огляделся и вдруг, как бешеный, налетел на меня. Клюётся, крыльями бьёт.
— Петя! — кричу. — Петя!
Какой там Петя? Наскакивает, в коленку клюёт, а Шавочка дремлет, ничего не замечает. Схватил я грабли, что стояли у забора, отбился от петуха.
Теперь уж я к дому красному близко не подхожу, с Шавочкой на лавочке не сижу. Она сама ко мне приходит. К моему дому, к серому. Сидим на скамеечке, на мух зубами клацаем.
Вот я и думаю: не завести ли петуха?

Поздней осенью, с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири.
Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок.
А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки. Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Всё-таки у котов хвост, а у яблок — хвостик.
До чего же хороши снегири, а особенно — снегурки. Не такая у них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная — палевая.
Улетают снегири, улетают снегурки.
А коты остаются на яблоне.
Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами.

Читайте также: