Алхо карьер качество щебня

Обновлено: 28.04.2024

В 2014 году из–за обострения отношений с Украиной прекратились поставки щебня в Россию, прежде всего в Москву. В 2015 году Россия ввела лицензирование для щебня с Украины, мотивировав это тем, что его качество хуже, чем российского. Из–за этого поток украинского щебня временно прекратился. Столичные строители компенсировали дефицит, закупая нерудные стройматериалы на Северо–Западе. В результате инвестиционная привлекательность местных карьеров возросла. В отрасль потянулись новые игроки. Например, Первая нерудная компания, принадлежащая Артему Чайке, сыну генпрокурора РФ, запустила собственное производство щебня в Ленобласти на Гавриловском щебеночном карьере.

Карьеры Петербурга и Ленобласти по итогам 2014 года отправили в столичный регион рекордный объем щебня и песка: около 26 млн т, на 20 млрд рублей. И продолжали наращивать вывоз стройматериалов в 2015 году, пока запрещенный в России украинский щебень не проложил путь в Россию через Белоруссию. Теперь миллиарды строительных рублей снова направились из России на Украину.

Поставки нерудных материалов с территории Украины возобновились в конце 2015–го. Постепенно столичные строители перестали закупать щебень на Северо–Западе, который стоит почти вдвое больше даже без учета доставки. Плюс к этому сократился спрос на нерудные материалы внутри региона вследствие завершения ряда крупных строек.

В результате мелкие карьеры Северо–Запада разоряются, а крупные приостановили отгрузку, так как не в состоянии предложить конкурентоспособную цену. "Все наши производители в тяжелейшем положении. Не знаем, то ли останавливать работу, то ли сразу банкротиться. Украинский щебень вдвое дешевле российского. Плюс железнодорожные тарифы на транспортировку для украинских и белорусских поставщиков существенно ниже, чем для наших. Москва говорит: да, камень в Карелии хороший, но украинский дешевле", — сокрушается один из владельцев карьеров.

По его словам, из–за дешевизны украинского щебня российские дорожники переключились на поставки из соседних государств, в результате страдают местные щебеночники и бетонщики. "Мы не можем снижать цены, так как иначе будем работать в минус. У нас все и так дорожает: электроэнергия выросла на 15–20%, транспортировка — на 10%", — добавляет собеседник "ДП".

Щебеночный путь

Участники рынка наблюдают в последнее время странное явление, которого ранее не было. "Из Белоруссии идет дешевый щебень. По сравнению с предыдущими годами объем поставок из этой республики удвоился", — отмечают в российском представительстве германского холдинга Basalt AG. Некоторые участники рынка предполагают, что через Белоруссию в Россию поступает украинский щебень. А другие придерживаются версии, что это Белоруссия продает весь свой щебень России, а для собственных нужд покупает украинский.

"Все это можно сравнить с поставками креветок и других морепродуктов из Белоруссии, которая внезапно стала великой морской державой", — иронизирует Виталий Прокуроров, директор по развитию ООО "Объединенная бетонная компания".

Спад надолго

Слова бизнесменов подтверждает статистика Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиал ОАО "РЖД") — она стремительно сокращает перевозку стройматериалов. Эта группа грузов на 95% состоит из песка и щебня, добываемого в Карелии, Ленобласти. На их долю приходится 29% от общего объема перевозимых по ОЖД грузов. В октябре объем перевезенных ОЖД стройматериалов сократился на 20% к аналогичному месяцу 2015 года, а в ноябре — на 20,6%.

"Отгрузка щебня и прочих гранитных материалов "ЛСР. Базовые материалы — Северо–Запад" железнодорожным транспортом в Москву и Московскую область сократилась в сентябре–октябре почти на 30% в сравнении с 2015 годом", — приводит еще более впечатляющие данные Юрий Бабуркин, управляющий "ЛСР. Базовые материалы — Северо–Запад".

Среди причин снижения объема строительных грузов, вывозимых из Ленинградской области и Республики Карелии, в ОЖД тоже называют увеличение доли щебня из ближнего зарубежья на рынке Московского региона, ужесточение конкурентной борьбы между игроками рынка.

Выгодоприобретателями в этой борьбе стали не потребители щебня, а посредники, компании, участвующие в тендерах на строительство дорог и прочих объектов инфраструктуры, так как их маржа существенно выросла. Рыночная цена, которую готов платить потребитель, не претерпела сильных изменений, а вот цены карьеров сильно разнятся. Так, цена щебня на карьере в Ленобласти стартует с отметки 600 рублей за тонну. Самый дешевый украинский аналог предлагается по 330 рублей за тонну. А дальше начинается все самое интересное: логистика. Стоимость доставки — самое дорогое в конечной цене нерудных материалов. Она может достигать 75% от всей партии. Перевозится щебень обычно полувагонами. И стоимость доставки материалов с Украины в Москву примерно на 45% ниже, чем из Ленобласти или Петербурга в Москву.

С марта по сентябрь 2016 года собственники и операторы подвижного состава регулярно повышали ставки на предоставление полувагонов для перевозки щебня, отмечает Юрий Бабуркин. Если в феврале 2016 года арендная ставка составляла 138 руб./ т, то в сентябре она выросла до 455 руб./ т и удерживалась на этом уровне и в октябре 2016 года. С ноября началось снижение ставок, которое не оказало особого влияния на рост перевозок щебня и прочих гранитных материалов железнодорожным транспортом, так как для производителей Ленинградской области и Республики Карелии конечная цена в Москве и Московской области все еще остается непроходной из–за украинского (белорусского) щебня.

"Сейчас очень высокие тарифы. Мы сокращаем отгрузку. Переносим исполнение части заказов на более поздний срок. Пока ситуация терпит, но в январе она станет критичной. Надеемся, что в начале года тарифы снизятся. А пока, в декабре, погрузка щебня на железной дороге продолжит падать", — полагают в Basalt AG.

Купить щебень с доставкой

Компания «ГораГрупп» снабжает объекты строительства, качественным щебнем с доставкой напрямую с карьеров, по выгодным ценам от 100 руб. за м³ . Материал соответствует ГОСТ: не содержит вредных примесей, уровень радиоактивности в норме. Чистота зерна подтверждается официальным сертификатом. Чтобы купить щебень с доставкой в Санкт-Петербурге, необходимо оставить заявку на сайте или позвонить нам.

Цена щебня зависит от широкого ряда факторов, в числе которых: прочность , фракция (размер зерна), коэффициент лещадности (определяет возможность плотной укладки), чистота (отсутствие глинистых и пылеватых частиц и примесей)

Фракции щебня

Также необходимо определиться c фракцией, которая влияет на характеристики и область применения щебня — в строительных, отделочных, декоративных работах. Гранитный щебень обладает высокой плотностью, долговечностью, низкой лещадностью. Также его насыпная плотность максимальна (от 1,3 до 1,72 тонн/м3)

  • Мелкозернистый щебень от 5 до 20 мм хорошо заполняет пустоты бетонного раствора, повышает его прочность. Используется при изготовлении бетона высоких марок, несущих железобетонных конструкций. Насыпная плотность равна 1,4 тонны/м3.
  • Среднезернистый щебень от 20 до 40 мм – зерна плотно укладываются, обеспечивают экономию раствора. Поэтому его предпочтительнее использовать при изготовлении бетона, устройстве оснований, промежуточных слоев, обочин автодорог.
  • Крупнозернистый щебень от 40 до 70 мм и от 70 до 150 мм. Отличается высоким пределом прочности (до 1700 кг/м2), устойчивостью к механическим нагрузкам, морозостойкостью. Используется в производстве бетона, асфальта, цемента, возведении бетонных сооружений, устройстве дорог, отделочных работах.

Доставка щебня с карьеров

Компания «ГораГрупп» доставляет щебень всех видов напрямую с карьеров Ленинградской области и Республики Карелия – Лобское-5, Медвежьегорск, Элисенваара и другие в зависимости от места доставки. Доставка осуществляется автотранспортом, вагонами и баржей. Отгружаем щебень без выходных



Благодаря особой прочности и химико-минералогическому составу горной породы, из которой производится щебень, продукцию карьера Алхо применяли для строительства Москва-Сити, ремонта дорожного покрытия на Космодроме «Плесецк», Федерального заказа по дорожному строительству к 1150-летию Великого Новгорода, производства тоннельных тюбингов на Митинской ветке Московского метрополитена, строительстве Шереметьево-3 и реконструкции аэропорта Внуково.

присоединятесь

Основными потребителями щебня с карьера Алхо, являются предприятия выпускающие сверхпрочную асфальто-бетонную продукцию, требующую использования высококачественных наполнителей, в том числе мостовые бетоны, аэродромные покрытия, бетонные смеси с маркой прочности до В-90, дорожные смеси для верхнего строения пути на федеральных трассах.

Генеральные партнеры компании:
- ЗАО "ВАД" г.Санкт-Петербург
- ООО Автострада-Центр г.Москва
-ООО "Управление Снабжения Транспортного Строительства Спб." г.Санкт-Петербург.

Производители бетонных смесейАсфальтно-Бетонные заводыДорожно-Ремонтные организации
ЗАО «Ингеокомпром» ЗАО «Союз-Лес» ОАО «Волгодорстрой»
ЗАО «СтройИнжБетон» ЗАО «Шоссе» ФГУ ДЭП № 70
ООО «БетонСтройСервис» ОАО АБЗ № 4 «Капотня» ОГУП «Плесецкое ДРСУ»
ООО «Инжгеоком» ООО «Автодорстрой» ФГУ ДЭП № 77

История


ООО "ТрансНерудХолдинг" основан в 2002 году с целью добычи и поставки нерудных полезных ископаемых для предприятий и организаций Российской Федерации.
Для решения этих задач был построен дробильно-сортировочный завод - градообразующее предприятие по освоению месторождения "АЛХО" на безлюдных лесных просторах Карелии – случай уникальный в России.

Балчуг-Кемпински


В гостинице Балчуг-Кемпински напротив Кремля 23 октября 2003 года, состоялась церемония подписания международного договора между компанией "Транс-НерудХолдинг" и чешской компанией АО АLTA о производстве и поставке дробильно-сортировочного комплекса DSP(PREROV) для месторождения "Алхо".


На церемонии присутствовали: Генеральный директор ООО "ТрансНерудХолдинг" Мурашкин Павел Георгиевич, со стороны региона с официальным визитом - Первый Заместитель Председателя Комитета по Горнопромышленному и Лесному комплексу Республики Карелия г-н Аминов Владимир Нигматович, от Православной церкви Заместитель Настоятеля церкви Божий Матери Нечаянная Радость: отец Михаил, со стороны инвестора присутствовал Заместитель Председателя Правления "МЕЖПРОМБАНКа": Митин Сергей Юрьевич, со стороны поставщика ОА АLTA г-да Коммерческий директор Павел Камарыт и Член Правления Иржи Янек. Генеральным директором ООО "ТрансНерудХолдинг", при подписании контракта был вручен памятный подарок в виде исторической книги в современном издании, о Северо-Западном регионе, его промышленно-историческом развитии.

Подготовку в подписании данного контракта вел юрист высшей квалификации г-н Саркисян Альберт Аргенович, имея значительный опыт в работе с международными корпорациями, ему потребовался короткий срок на урегулирование всех требований сторон, с учетом интересов заказчика.
По традиции, подписание контракта такого уровня в России не обходится без обязательного присутствия представителя Христианской Православной церкви. Отцом Михаилом, были соблюдены все православные ритуалы и был отслужен молебен на благоприятное развитие предприятия-разработчика горно-промышленного объекта, отец Михаил вызвался освятить месторождение перед началом комплексного строительства.
По окончании официальной части на фуршете между сторонами продолжились переговоры о перспективах развития региона в различных направлениях с участием всех присутствующих сторон. были сделаны памятные снимки.

Стройка века


Необходимо было построить подъездной железнодорожный путь, ведущий непосредственно к будущему производству. Решение требовало не только внушительных инвестиций, практически полного изменения рельефа местности, но и целого ряда согласований. В процессе строительства предприятия были пройдены инстанции, начиная от уровня местных муниципальных органов и до уровня Правительства Российской Федерации. В результате плодотворного сотрудничества ООО "ТрансНерудХолдинг" с ОАО "Российские железные дороги" было получено принципиальное согласование на строительство железнодорожного пути, более того – станция Алхо не была вычеркнута из тарифной сетки МПС.


Несколько месяцев потребовалось для разработки проекта будущей железной дороги. И более двух лет после утверждения технической комиссией ОАО "РЖД" для его воплощения в жизнь. Теперь на предприятии есть все необходимое для осуществления грузовой работы ст. Алхо-Промышленная по отправлению сортированного высокопрочного фракционного щебня с погрузкой в думпкары и полувагоны парка МПС.


На момент начала строительства ближайшая линия электропередач проходила вдоль грунтовой дороги между поселками Куркиеки и Алхо. Теперь же согласно разработанным проектам, представленным ОАО "Карелэнерго" техническим условиям осуществлено полное электроснабжение объекта "Алхо". Протяженность линии электропередач 35 кВ составила 900 метров, установлена трансформаторная подстанция мощностью 1000 кВА.
Таким образом, выделенной мощности достаточно для круглосуточной работы всего предприятия.


Компания "Дальпитерстрой" , крупный региональный застройщик жилья массового спроса, в конце марта запустит щебеночный карьер "Алхо" в Карелии. Инвестиции в объеме 100 млн рублей девелопер рассчитывает окупить за 3 – 4 года. Он обещает использовать весь добытый щебень для собственных нужд. Но участники рынка уверены, что будут и сторонние продажи, хотя спрос на материал за год снизился на 6%.

Семь лет спустя

Как рассказал "ДП" совладелец (75%) и гендиректор "Дальпитерстроя" Аркадий Скоров, лицензия на разработку карьера в 150 км от Петербурга действительна до 2030 года. Она была куплена у государства 7 лет назад. Но все эти годы компания добычей щебня не занималась. "Время потребовалось для получения разрешений и согласований", — пояснил Аркадий Скоров.

Разведанная мощность карьера — 30 млн м3 щебня. В этом году "Дальпитерстрой" планирует добыть 0,5 млн м3, а начиная со следующего года увеличит добычу до 1 млн м3. Возить щебень из Карелии компания будет собственными силами — грузовой автопарк "Дальпитерстроя" составляет 30 машин.

"Наша задача — обеспечить собственные подразделения, которые производят бетон для строительства жилых домов и строят дороги в новых жилых кварталах", — пояснил Аркадий Скоров. Сейчас компания реализует два проекта комплексного освоения территорий в Парголово и Шушарах. На стадии строительства 300 тыс. м2, около 200 тыс. м2 из них будет сдано в этом году.

"Запуск карьера позволит нам полностью отказаться от закупок щебня и в итоге даст около 3 – 4% экономии себестоимости квадратного метра. Это серьезный антикризисный шаг, если вспомнить, что маржа застройщиков в среднем по рынку уже снизилась на 10 – 15%", — заключил Аркадий Скоров. Другие застройщики, которые активно используют собственные стройматериалы, сомневаются, что экономия будет такой большой. Управляющий "ЛСР — Базовые" Василий Кострица сообщил, что "Группа ЛСР", которая почти на 100% укомплектована своими материалами, получает около 20% экономии себестоимости. "Но на стадии запуска производство обычно повышает себестоимость", — говорит он.

Инертный рынок

Объем потребления щебня в Петербурге и Ленобласти, по данным экспертов, в 2014 году упал на 6%, до 20 млн м3. Основные потребители материала — производители бетона. "А этот рынок за минувший год не изменился и составляет 6,1 млн м3", — пояснил руководитель компании "Решение" Александр Батушанский. Основные поставщики щебня — "Группа ЛСР" (35%) и ПО "Ленстройматериалы" (20%). Доли более 7% имеют Первая нерудная компания, Выборгское карьероуправление и Гавриловское карьероуправление.

Исходя из средних цен на щебень, которые сегодня составляют 1100 рублей за 1 м3, директор агентства эффективных закупок "Экспро" Олег Солтанов оценил емкость щебеночного рынка в 22 млрд рублей в год.

"Во многих случаях щебень дешевле купить на рынке, чем производить самому. А цены на материал могут отличаться в 1,5 раза в зависимости от марки и плеча доставки", — говорит Михаил Мосин, генеральный директор ЗАО "Беатон" (имеет карьеры в Ленобласти и в Карелии). Время для запуска карьера, по его мнению, неудачное.

"Заявленный объем производства раза в три больше того, что "Дальпитерстрою" реально нужно. Компания будет продавать щебень на рынке. Нам уже делали такое предложение", — сообщил гендиректор компании "Пилигрим" Андрей Мукосеев.

Компания "Техностром" получила контроль над ближайшим к Петербургу Перовским щебеночным карьером в Выборгском районе Ленобласти. Для разработки выделено 84 га, из них 36 га — площадь горного отвода. Объемы добычи на карьере составят около 600 тыс. м3 в год (в месторождении находится как минимум 19 млн м3). Оборот на стартовом этапе работы карьера, по оценкам игроков рынка, составит около 300 млн рублей в год, из них 40–50% могут стать чистой прибылью. Этот актив позволит "Технострому" увеличить свою долю на рынке поставок щебня на Северо–Западе до 10% и стать основным конкурентом для лидера рынка "ЛСР. Базовые материалы" (входит в "Группу ЛСР"), доля которого около 40%. Однако прежние владельцы карьера пытаются аннулировать сделку, утверждая, что "Техностром" не полностью расплатился за актив.

Сложные времена

Рынок щебня в Петербурге и Ленобласти переживает сложные времена. За год из–за падения спроса его производство сократилось на 20–30%. На Северо–Западе отгрузка щебня в январе–сентябре 2017 года упала на 16,2%, отмечают эксперты аналитического агентства "Амикрон–консалтинг". Рынок сокращается из–за снижения объемов строительства, говорит генеральный директор компании "ФиннПанель" Вячеслав Засухин. Например, завершилась стройка Западного скоростного диаметра (ЗСД), для которой закупались большие объемы щебня.

Работу российских поставщиков усложняют конкуренты с Украины и из Белоруссии. Качество материалов, которые они производят, зачастую хуже, но щебень из ближайшего зарубежья почти вдвое дешевле. И даже введенное лицензирование для стройматериалов с Украины не решило эту проблему: украинский щебень нашел обходные пути через Белоруссию. В итоге, по данным аналитиков "Цементинфо", за 9 месяцев 2017 года импорт нерудных материалов (преимущественно это щебень) в Россию с Украины сократился по сравнению с тем же периодом 2016 года на 17%, зато из Белоруссии вырос на 34%.

В этой ситуации в выигрышном положении оказались карьеры, расположенные близко к основным стройкам, как, например, тот, что приобрел "Техностром". За счет сокращения транспортного плеча производитель может сэкономить на доставке и предложить более выгодную цену. Поставщики материала возлагают большие надежды на старт строительства Восточного скоростного диаметра. Также они рассчитывают на другую крупную инфраструктурную стройку — платную скоростную трассу М11 Москва — Петербург. Ее ввод в эксплуатацию намечен на 2019 год. Надеются владельцы карьеров и на то, что спрос на их продукцию увеличится за счет жилищного строительства, объемы которого растут (за 9 месяцев 2017 года в Петербурге и Ленобласти было построено на 7,44% жилья больше, чем за тот же период 2016 года).

"Спрос на щебень упал, участники рынка банкротятся, компании продают щебеночные карьеры", — констатирует гендиректор компании "Дальпитерстрой" Аркадий Скоров. По его словам, сам "Дальпитерстрой", возможно, тоже готов продать свой карьер Алхо в Карелии, но сегодня найти покупателя непросто. А в октябре Ольга Анденко (дочь бывшего вице–спикера петербургского Законодательного собрания Сергея Анденко) объявила о продаже компании "Медвежья гора", владеющей одноименным карьером в Карелии.

В этих непростых условиях лидеры рынка стараются сохранить и упрочить свои позиции. На первом месте стоит "Группа ЛСР", кроме того, в число лидеров входят "Техностром", АО "ПО "Возрождение" и "Ленстройкомплектация".

При этом доля "Технострома" за последние 2 года снизилась в несколько раз. До 2016 года у компании действовал договор аренды на Гавриловский щебеночный карьер с Первой нерудной компанией (ПНК), которую с 2014 года контролирует Артем Чайка, сын генпрокурора РФ. "Техностром" разрабатывал этот карьер в течение 10 лет, но в 2016 году договор с компанией не продлили. В результате "Техностром" закрыл производство, которое обеспечивало, по разным оценкам, 9–17% поставок щебня в регионе, и уволил 350 сотрудников. При этом сама ПНК прекратила разработку, и доля, которую занимал карьер, фактически размылась между другими игроками. Перовское месторождение щебня, которое приобрел "Техностром", поможет компании вернуть утраченные позиции и занять на северо–западном рынке поставок щебня прежние 9–10%.


Снова покорить рынок

Перовский карьер (работает через ООО "СТР") — привлекательный актив не только из–за масштабов месторождения (крупнейшее из разведанных в 100 км от Петербурга и еще не освоенное месторождение), но и с логистической точки зрения. Он находится прямо у съезда с трассы "Скандинавия". Кроме того, здесь автотранспорту не нужно преодолевать переезд.

По словам совладельца "Технострома" Дмитрия Матюшевича, помимо денег, заплаченных предыдущим владельцам карьера, "Техностром" инвестирует в его запуск и развитие около 500 млн рублей. В частности, строятся завод и ангары для техники. По планам, на предприятии будет работать 500 сотрудников. По оценке игроков рынка, стоимость карьера после старта его работы с учетом наличия всей разрешительной документации составит 1 млрд рублей.

Читайте также: