Алгоритм раскрась крышу дома

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Открытый урок

по информатике в 3 классе

Тема: Ветвление в алгоритме (стрелка «да» или стрелка «нет»)

УУД:

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя и одноклассников, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать полученные знания для коллективного результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками при определении целей и задач, функций участников, способов взаимодействия, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

-Закрепить умение выполнять и составлять алгоритмы.

-Дать начальное представление о ветвлении в алгоритме, о записи условия ветвления на схеме алгоритма.

-Учить формулировать условия ветвления—задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», и делать выводы по ответам на такие вопросы.

-Формирование у детей умения работать во времени, умение работать в группе.

-Развитие логического мышления, памяти, воображения.

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, создает условия для успешного включения в деятельность.

Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
УУД: Личностные: смыслообразование (мотивация к учебной деятельности), самоопределение (положительный настрой на работу)

Проверка домашнего задания

Задание 6 (устно).

Еще раз обратить внимание детей: каждая команда алгоритма—это действие, которое тоже выполняется за несколько шагов. Поэтому его также можно описать с помощью алгоритма.

Задание 9 (устно): какие буквы получились после выполнения второго и третьего алгоритмов?

Задание 10 (на доске): найти двух учеников, составивших два разных алгоритма для второй фигуры, и попросить их записать свои алгоритмы на доске; пройти по рядам и посмотреть, какие фигуры ученики придумали сами. Отметить самые интересные.

УУД: Коммуникативные: взаимодействие с учителем, взаимодействие с одноклассниками.
Познавательные: извлечение необходимой информации

Ветвление в алгоритме

Выполнить задание 11 (алгоритм «Вскипяти воду»).

hello_html_259287f5.jpg

Вписать первые две команды на схеме.

-Какую команду нужно выполнить, если ответ на вопрос—«да» и в какой прямоугольник нужно вписать эту команду?

(Команду «налей воду в чайник» нужно вписать в прямоугольник справа от ромба, потому, что на него показывает стрелка с надписью «да».)

-Какую команду нужно вписать в прямоугольник под ромбом?

(«закрой крышку», а не «поставь чайник на плитку»!)

Вписать основные команды на схеме.

-Какая команда будет выполняться всегда? Когда ее не нужно выполнять?

(Команда «налей воду в чайник» не будет выполняться, если в чайнике есть вода. Обвести цветным карандашом прямоугольник, в котором записана эта команда.)

- Итак, в некоторых действиях есть шаги, которые выполняются не всегда. Приведите примеры действий, которые выполняются только при каком-то условии.

(Можно подсказать: раскрываем зонтик, если. (идет дождь); заправляем машину, когда…(кончился бензин)).

-Каждый раз при выполнение алгоритма условие нужно проверять, поэтому в таких случаях в алгоритме используется ветвление. Посмотрите на схему алгоритма «Вскипяти воду». В этом алгоритме есть ветвление. Как вы думаете, почему оно так называется?

(Похоже на веточку, которая раздваивается, а ползущий по ней жук думает, куда ползти дальше. Возможно также сравнение с дорогой, которая разветвляется.)

- Ветвление - такое место в алгоритме, где нужно остановиться и ре­шить, какие команды выполнять дальше. Для этого нужно ответить на вопрос, который записывается в ромбе. После ромба "дорога" разделя­ется на две. В случае ответа "да" на вопрос выполнение алгоритма про­должается по стрелке "ДА", а в случае ответа "нет" - по стрелке "НЕТ".

Обратить особое внимание детей: в ромбе записывается такой во­прос, на который существует только два возможных ответа: "да" или "нет".

- Попробуем выяснить, умеете ли вы находить такие вопросы и отве­чать на них.

hello_html_m73cff90.jpg

- Попросить детей назвать слова, с которых начинались "плохие" во­просы - такие, на которые нельзя ответить "да" или, "нет".

(В пунктах с 1-го по 10-й такие вопросы -начинаются со слов: "что", "'какой", "'какого", "где", "сколько", "чья", "откуда".)

. Выполнение алгоритмов с ветвлениями

- Теперь попробуем выполнить алгоритм с ветвлением.

Выполнить задание 13 (алгоритм "Раскрась крышу дома").

hello_html_m20a70e24.jpg

- Сколько ветвлений в этом алгоритме?

(Два ромба - два ветвления.)

- Какие команды в этом алгоритме будут выполняться не для каждо­го домика?

Две Команды: "Закрась крышу, синим карандашом" и "Закрась крышу желтым карандашом". Обвести прямоугольники, в 'Которых записаны эти 'Команды.

- Какие команды всегда будут выполняться?

(Для каждого домика нужно получить ответы па вопросы в ромбах и вписать 'Команду "закрась крышу красным карандашом".)

Выразить удивление: "Что же, крыши всех домов получатся красны­ми?" и попросить детей выполнить алгоритм для первого домика, по­ка не подсказывая, что одну и ту же крышу по этому алгоритму придется иногда закрашиватъ дважды, смешивая цвета 'Карандашей (или фломастеров). Лучше попросить детей представить себя роботами, выполняющими задание по алгоритму, - ничему не удив­ляться и не останавливаться, пока не встретится команда "Конец". Проверить результаты, отметить учеников, у которых крыша полу­чилась фиолетовой. Сделать вывод: все крыши не получатся красны­ми, потому что все домики разные, а алгоритм нужно выполнять вни­мательно от начала до конца.

- Остальные домики вы раскрасите дома.

А сейчас выполним задание 14 ("Посади корабль на своей планете").

hello_html_2d5b874f.jpg

- Сколько ветвлений в этом алгоритме? (Два ромба - два ветвления.)

- Какие команды в этом алгоритме будут выполняться не каждым кораблем?

В этом алгоритме таких команд три:

- "Лети в космическую больницу" (не выполняется, если па борту корабля нет больных);

- "Лети в космическую столовую" (не выполняется, если на борту корабля есть больные);

- "Лети на ремонтную базу" (не выполняется, если корабль исправен).

Обвести прямоугольники, в которых записаны эти команды. - Какие команды всегда будут выполняться?

Для каждого корабля нужно получить ответы на вопросы в ромбах и выполнить команду: "Соверши посадку на планете". Нарисовать в тетради "маршруты" кораблей (цвет карандаша можно выбирать по цвету корабля). Изображая маршрут, нужно связать линиями: корабль, "промежуточные" пункты его полета (столовую, ­больницу, ремонтную базу) и планету. Точку на поверхности плане ты лучше выбирать так, чтобы линии, идущие от разных кораблей, не пересекались.

УУД: Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем
Познавательные: извлечение необходимой информации

Коммуникативное: делать упражнение вместе со всеми

5. Итоги урока

- Сегодня вы познакомились с ветвлением в алгоритме, узнали, как описать ветвление на схеме алгоритма, учились задавать такие вопро­сы, на которые можно ответить "да" или "нет".

6. Домашнее задание

УУД: Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности
Познавательное: структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

В задании 12 прочитать и обвести остальные вопросы, придумать собст­венные вопросы.

В задании 13 раскрасить крыши 2-го, 3-го и 4-го дома. Выполнить задание 15.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Шихалиева Наида Шихнебиевна –

учитель Информатики и ИКТ МБОУ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №9»

Республика Дагестан, г.Махачкала

УРОК 3.

ТЕМА: Ветвление в алгоритме

Педагогические цели: способствовать ознакомлению учащихся с понятием «алгоритм с ветвлением», со способом записи алгоритма с ветвлением; содействовать формированию представления об условии; создать условия для развития алгоритмического и логического мышления, творческой активности учащихся; способствовать воспитанию стремления к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни.

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют выполнять и составлять алгоритмы; записывают условия ветвления на схеме алгоритма; формулируют условия ветвления; задают вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»; делают выводы по ответам на вопросы.

Личностные: овладевают мотивами учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: ищут ошибки в плане действий и вносят в него изменения.

Познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной форме.

Основное содержание темы, понятия и термины: Ветвление в алгоритме. Выполнение алгоритмов с ветвлением.

Сценарий урока

1. Мотивирование учебной деятельности (организационный момент).

– Здравствуйте, ребята. Вы уже очень многое узнали. Мы подробно рассмотрели такие понятия, как «алгоритм», «шаг алгоритма», «блок-схема», «линейный алгоритм» и «условные знаки». Что обозначают эти понятия? (Учащиеся дают определения данных понятий.)

2. Проверка домашнего задания.

– Домашнее задание как раз было связано с условными знаками. Какие условные знаки мы рассмотрели на прошлом уроке?

( • – поставить точку в обозначенную точку;

 – линия вверх. )

Длина линий определяется количеством клеток.

– Проверим домашнее задание – номер 9 (3 и 4). Какие буквы получились при выполнении алгоритма «Напиши букву»?

Учащиеся называют буквы, которые у них получились. Если у детей возникли трудности, то учитель показывает правильное выполнение задания у доски.

– А теперь проверим задание 10 (1).

Один из учащихся читает алгоритм, а учитель выполняет его у доски. Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

– Я предлагаю вам сыграть в простую, но очень интересную игру «Да – нет». Я загадываю имя ученика из класса. Вы должны отгадать, кто это, но при этом вы можете задавать вопросы с ответами «Да» или «Нет».

Во время игры дети стоят. Задается вопрос: «Это мальчик?» Если ответ утвердительный, девочки садятся. После каждого вопроса «отсеивается» несколько человек.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется стоять один человек. Им должен быть ученик, имя которого загадал учитель.

4. Постановка учебной задачи.

– Кто же у нас остался? Почему? (Потому что этот человек подходит по всем признакам.)

– Верно, все условия были выполнены. При этом, как вы убедились, условие либо может выполняться, либо нет.

– Тема урока: «Ветвление в алгоритме». Главная цель сегодняшнего урока – рассмотреть способ записи алгоритма с условием, то есть с ветвлением.

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

– Выполним задание 11 на странице 10. Инопланетянину Янту снова нужна наша помощь. Ему необходимо вскипятить воду, но у него ничего не получается. Если вы посмотрите на блок-схему, то сразу увидите ее отличие от блок-схем, которые мы рассматривали на прошлом уроке. Как вы думаете, в чем заключается отличие? (В блок-схеме кроме овалов, прямоугольников и стрелок, есть ромб и две стрелки, на которых надписи: «Да» и «Нет».)

– Верно. Ромб обозначает условие, а стрелки «Да» и «Нет» говорят о том, что условие либо выполняется, либо нет. Прежде чем заполнить блок-схему, давайте рассмотрим картинки справа. В чем же будет заключаться условие? (Есть ли в чайнике вода или нет.)

Учитель совместно с учащимися проговаривает алгоритм «Вскипяти воду». А затем один из учащихся заполняет блок-схему соответствующими записями у доски, а остальные в учебниках-тетрадях.

– При выполнении данного алгоритма некоторые действия будут выполняться всегда. А какая команда будет выполняться не всегда? («Налить воду».)

– На прошлом уроке мы рассматривали линейный алгоритм, то есть алгоритм, в котором каждое действие выполняется один раз и в определенном порядке. А сегодня мы познакомились с алгоритмом с условием, который называется алгоритм с ветвлением. В повседневной жизни мы очень часто встречаемся с условиями. Приведите примеры. («Ес-ли погода будет хорошая, пойду гулять», «Если на светофоре горит зеленый, можно переходить дорогу», «Если буду хорошо учиться, родители купят велосипед» и т. д.)

6. Закрепление знаний и способов действий.

– А теперь выполним обратное действие. В задании 13 на странице 11 уже дан алгоритм с ветвлением «Раскрась крышу дома», который содержит два условия. Нам необходимо внимательно рассмотреть блок-схему, закрасить крыши домов согласно всем условиям. А затем обвести карандашом те команды, которые выполняются не всегда.

Учитель совместно с учениками разбирает блок-схему алгоритма.

Учащиеся раскрашивают крыши домов в соответствующий цвет, а затем обводят команды, которые выполняются не всегда.

– Вы все молодцы! Переходим к заданию 14 на странице 12. Ну что ж, друзьям инопланетянина Янта нужна наша помощь. Четыре космических корабля заблудились в космосе. Чтобы им помочь, нам необходимо правильно выполнить алгоритм с ветвлением.

Учитель читает блок-схему.

– Есть больные? (Да.)

– Сколько кораблей? (Два.)

– Какого цвета корабли? (Красный и желтый.)

– Куда им необходимо лететь согласно данному алгоритму? (В космическую больницу.)

– Верно, то есть от красного и желтого кораблей к облачку с надписью: «Больница» надо провести линии соответствующего цвета.

– Что делать тем, кто не болеет? (Им необходимо лететь в столовую.)

– Сколько таких кораблей? (Два.)

– Какого цвета корабли? (Зеленый и синий.)

– Соединим зеленый и синий корабли с облаком с надписью: «Столовая» линиями соответствующих цветов. Молодцы! А теперь сами выполните второе условие.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, а затем его проверяют.

7. Самостоятельная работа.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

– Сегодня на уроке мы познакомились с таким понятием, как «алгоритм с ветвлением». Что оно обозначает? (Алгоритм с ветвлением – это алгоритм с условием.)

– Чем алгоритм с ветвлением отличается от линейного алгоритма? (Линейный алгоритм – это описание действий, которые выполняются один раз в заданном порядке. А алгоритм с ветвлением содержит условие, которое либо выполняется, либо нет.)

– Как обозначается условие в блок-схеме? (Ромб, в который записывается условие, и две стрелки с надписями: «Да» или «Нет».)

Домашнее задание.

Записи в рабочей тетради.

Задание 10 (2), с. 9 – написать алгоритм, используя условные знаки.

Задание 15, с. 13 – выбрать и раскрасить рисунок, который будет полностью соответствовать вопросам и ответам.

Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com

Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com

Международный конкурс Лучший персональный сайт учителя

Ветвление в алгоритме

Урок 3 по теме "Ветвления в алгоритме" ("Стрелка «ДА» или стрелка «НЕТ » ") по учебнику "Информатика" под ред. Горячева

• Закрепить умение составлять и выполнять алгоритмы

• Дать начальное представление о ветвлении в алгоритме, о записи условия ветвления на схеме алгоритма

• Учить формулировать условие ветвления – задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», и сделать выводы по ответам на такие вопросы

РАЗДЕЛ 1. Проверка домашнего задания.

ЗД 6 (устно) стр 6:

Найти 2 разных алгоритма решения задачи

Все ли справились с заданиями дома? Какие были проблемы?

РАЗДЕЛ 2. Ветвление в алгоритме

Мы попали в сад. Яблочный сад. Там растет много спелых вкусных яблок. Надо собрать яблоки в корзину. Какой алгоритм мы составим для этого?

--- составляют линейный алгоритм

А откуда вы знаете сколько яблок на дереве? До какого момента мы будем собирать яблоки?

--- пока корзинка не заполнится. Пока яблоки на дереве не кончатся

Допустим в корзинку у нас вмещается сколько угодно яблок, тогда остается как-то определиться с числом яблок на дереве.

Чтобы наш алгоритм не продолжался бесконечно без нашего ведома, спросим: А остались ли яблоки на дереве? Если яблоки остались – собираем дальше, если нет – заканчиваем сбор.

Эта фигура – РОМБ. Она позволяет ВЫБИРАТЬ. Это РОМБ ВЫБОРА. Он может давать ответ «ДА» или «НЕТ».

Посмотрите как упростился алгоритм.

Давайте рассмотрим задание 11 на стр. 10. Поможем Янту вскипятить воду. Вставим пропущенные действия.

Вписываем первые 2 команды.

Какой вопрос мы должны задать, чтобы получить ответ «ДА» или «НЕТ»?

--- Есть ли в чайнике вода?

Какую команду нужно выполнить, если ответ на вопрос «НЕТ» и в какой прямоугольник нужно вписать команду?

--- Команду «Налей воду в чайник» нужно вписать в прямоугольник справа от ромба, потому что на него указывает стрелочка с надписью «НЕТ»

Какую команду нужно вписать в прямоугольник под ромбом?

--- «Закрой крышку», а не «Поставь чайник на плиту»!)

Вписать остальные команды.

Какая команда будет выполняться не всегда?

--- Команда «налей воду в чайник» не будет выполняться, если в чайнике есть вода.

Итак, в некоторых действиях есть шаги, которые выполняются не всегда. Приведите примеры действий, которые выполняются только при каком-то условии?

--- раскрываем зонтик, если (идет дождь); заправляем машину, когда (кончился бензин)

Каждый раз при выполнении алгоритма условие нужно проверять, поэтому в таких случаях в алгоритме используется ВЕТВЛЕНИЕ. Посмотрите на алгоритм «Вскипяти воду». В этом алгоритме есть ветвление. Как вы думаете почему оно так называется?

--- потому что похоже на веточку, которая раздваивается, а ползущий по нему жук думает в какую сторону ему надо ползти.

ВЕТВЛЕНИЕ – это такое место в алгоритме, где нужно остановиться и решить какие команды выполнять дальше. Для этого нужно ответить на вопрос, который записывается в ромбе.

В ромбе можно записывать только такие вопросы, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ». Давайте попробуем определить: можете ли вы находить такие вопросы?

РАЗДЕЛ 3. Выполнение алгоритмов с ветвлениями

ЗД 13 стр. 11 алгоритм «Раскрась крышу дома»

Сколько ветвлений в этом алгоритме?

--- два ромба – два ветвления

Какие команды будут выполняться не для каждого домика?

--- Два команды: «Закрась крышу синим карандашом», «Закрась крышу желтым карандашом».

По рядам выполняем 1-3 дома

ЗД 14 стр. 12 «Долети до планеты»

Сколько ветвлений в алгоритме?

Какие команды будут выполняться не всегда?

Какие команды будут выполняться всегда?

РАЗДЕЛ 4. Итоги урока

- Сегодня мы познакомились со схемой алгоритма и такими алгоритмами, в которых командлы записываются с помощью условных знаков.


Вводим понятие «условие» алгоритма. Рассматриваем алгоритмы с ветвлением и учимся их составлять. А так же учимся выполнять действия по уже составленному алгоритму. Поможем Винни-Пуху утолить жажду. Побудем в роли художников под руководством Кота Учёного.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Ветвление в алгоритме"

Вы уже умеете составлять простые алгоритмы. А сегодня на уроке мы научимся использовать Ветвление в алгоритме.

Ой, а что здесь делает Винни-Пух?


Он ел мёд и захотел пить. И не знает, как добраться до стакана с водой. Где у нас вода? У Винни-Пуха есть 3 пути, по которым можно пройти к нужному месту. Давайте подскажем Винни-Пуху как пройти быстрее.

Пройдём по пути, который обозначен зелёным цветом и составим «Алгоритм «Путь зелёного цвета».

1. пройти вверх две клетки

2. пройти вправо две клетки

3. пройти вверх три клетки

4. пройти вправо три клетки

5. пройти вверх одну клетку

6. пройти вправо три клетки

Сколько команд Винни-Пух выполнил, чтобы добраться к воде? Шесть!

А теперь давайте пойдём по пути, который обозначен красным цветом и составим Алгоритм «Путь красного цвета».

1. пройти вправо три клетки

2. пройти вверх две клетки

3. пройти вправо четыре клетки

4. пройти вверх четыре клетки

5. пройти вправо одну клетку

А сколько теперь команд Винни-Пух выполнил, чтобы добраться к воде? Пять!

Пойдём по пути, который обозначен фиолетовым цветом и составим Алгоритм «Путь фиолетового цвета».

1. пройти вправо одну клетку

2. пройти вверх две клетки

3. пройти вправо три клетки

4. пройти вверх две клетки

5. пройти вправо три клетки

6. пройти вверх одну клетку

7. пройти вправо одну клетку

8. пройти вверх одну клетку

А здесь Винни-Пух выполнил аж 8 команд, чтобы добраться к воде.

Так по какому пути Винни-Пух быстрее доберётся до стакана с водой?


Конечно, если пойдёт по пути, обозначенному красным цветом. А как вы догадались, что именно этот путь? Если мы внимательно посмотрим на количество команд, которые содержит каждый алгоритм, то увидим, что у алгоритма «Путь красного цвета» команд меньше, чем у остальных. Следовательно, по пути красного цвета Винни-Пух доберётся к своей цели быстрее.

Ну, теперь Винни-Пух свою жажду утолил и готов к изучению темы «Ветвление в алгоритме».

Давайте посмотрим на некоторые вопросы, которые накопились у этой девочки.

̶ Сколько весит слон?

̶ Когда птицы улетаю на юг?

̶ Сколько минут в одном часе?

̶ Ты любишь мандарины?

̶ Что такое алгоритм?

̶ На какой сигнал светофора можно перейти дорогу?

̶ Кот любит молоко?

Пришёл мальчик и разделил эти вопросы вот таким образом.


Почему он разделил вопросы на две группы? Непонятно.

Но, если вы внимательно посмотрите на эти группы, то заметите, что на вопросы одной группы, можно ответить либо «ДА», либо «НЕТ», а на вопросы вот другой группы нельзя ответить таким образом. Значит не на все вопросы можно ответить словами «Да» или «Нет».

А ответьте вот на этот вопрос. На какой сигнал светофора можно перейти дорогу? Конечно, только на зелёный сигнал светофора. А вы знаете, как правильно переходить дорогу? Давайте поможем девочке перейти дорогу и составим алгоритм «Перейти дорогу».

Подойти к пешеходному переходу.

Посмотреть, горит ли зелёный свет?

Если нет, то ждать зелёного сигнала светофора.

А если горит зелёный, то перейти дорогу.


А что это за ромбик? Почему нельзя было написать в прямоугольнике?

Посмотрите внимательно, внутри ромбика стоит вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет», это условие. А условие в блок-схеме записываются в ромбике. При этом из ромбика выходят две стрелочки: по одной мы идём в случае ответа «да», а по другой – в случае ответа «нет».

Есть команда, которая выполняется, если условие НЕ соблюдается и есть команда, которая выполняется всегда.

Только девочка перешла дорогу, звонит папа, и говорит: «Придёшь домой – вскипяти чайник».

Возьми чайник, открой крышку. Есть вода? Если нет, налей воды, а если есть закрой крышку, включи плиту и поставь чайник на плиту. Затем дождись, пока чайник закипит, и выключи плиту. А мы всё это дополним блоком «начало» и блоком «конец». И что у нас получилось?


В итоге, у нас получился алгоритм «Вскипятить чайник», который мы записали в виде блок-схемы.

В этом алгоритме так же есть условие, которое записывается в ромбике. Есть команда, которая выполняется, если условие НЕ соблюдается и так же команды, которые выполняются всегда.

В жизни очень часто действия делаются по условию. (Если идёт дождь, взять зонтик; если высокая температура, вызвать врача; если уроки сделал, можно погулять).

Команда алгоритма, в котором находится условие, называется ветвлением. Посмотрите на эту дорогу.


Она разветвляется, у неё есть ветвления; мы можем ехать либо по правой ветке, либо по левой. Гусеница тоже выбирает, по какой ветке ей ползти, Иван-царевич на распутье (даже в сказках встречается ветвление). А когда нам надо поставить букет в вазу? Это тоже алгоритм, в котором есть ветвление. Давайте составим блок-схему алгоритма «Поставить букет в вазу».

Конечно первый блок – это блок Начало.

Далее: взять вазу

Посмотреть: в вазе есть вода. Если нет, налить воду в вазу. А если есть вода, то поставить букет в вазу. И алгоритм заканчивается блоком конец.


А где в нашем алгоритме условие ветвления? Конечно «в вазе есть вода?», так как на него мы можем ответить либо «да», либо «нет». И условие всегда записывается в ромбике.

В жизни мы часто встречаемся с алгоритмами: кипятим чайник, переходим дорогу, звоним друзьям по телефону. А давайте попробуем составить алгоритм «Звонок другу» из предложенных команд.


И эти команды алгоритма кто-то перепутал местами.

Но, ничего страшного. Мы справимся и с этим заданием.

Подойти к телефону.

Взять трубку телефона.

Короткие гудки? Если да, то положить трубку.

Если нет, то подождать, пока ответят.

Попросить позвать друга к телефону.

С этим заданием мы справились без труда! А где здесь условие ветвления? Конечно: «Короткие гудки?».


И вдруг появляется кот учёный и говорит.


«Алгоритмы вы составляете совсем лёгкие. Я для вас придумал сложный алгоритм. Попробуйте его выполнить. А я посмотрю, как это у вас получится. Представляю вам Алгоритм «Раскрасить крышу».


Ну, что ж мы должны доказать коту, что мы уже хорошо разбираемся в алгоритмах и этот алгоритм нам по зубам!

Будем с вами очень внимательны. Итак!

У дома есть труба? Смотрим, на этой картинке трубы нет! Есть крыльцо? Смотрим, на нашей картинке и крыльца нет. Значит, красим крышу в красный цвет! И конец алгоритма.

Опять та же картинка!

Начало. Есть труба? Смотрим, на этой картинке труба есть. Значит, красим крышу синим цветом. И конец алгоритма.

И опять та же картинка!

Начало. Есть труба? Смотрим, на нашей картинке трубы нет! Есть крыльцо? Смотрим, есть крыльцо. Значит, красим крышу в жёлтый цвет! И конец алгоритма.

Ну, кот учёный, проверяй нашу работу.


Молодцы! Выполнили алгоритм правильно. Теперь я вижу, что тему «ветвление в алгоритме» вы понимаете. И уже готовы сделать выводы из урока.

Итак! Ветвление в алгоритме используется, когда нужно выбирать очередную команду в зависимости от условия.

В блок-схеме условие ветвления записывается в ромбе, из которого выходят 2 стрелки. Стрелка «Да» указывает на команды, которые должны выполняться, когда условие соблюдается. Стрелка «Нет» указывает на команды, которые должны выполняться, когда условие не соблюдается.

Надеюсь, вы это запомнили и при составлении ветвлений в алгоритмах у вас никогда не возникнет проблем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По учебнику информатика в играх и задачах. 3-й класс: в 2-ух частях. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.

Технологическая карта урока по информатике 3 класс

Тема: Алгоритмы с ветвлением

1. Познакомить с правилами построения алгоритмов с ветвлениями, сформировать представление об условии в алгоритмах, развивать логическое мышление.

2. Развивать познавательные и творческие способностей учащихся, наглядно-образного мышления.

3. Воспитание усидчивости, аккуратности, внимательности при выполнении практических работ


Содержание учено-познавательной деятельности

Методический инструментарий

Ориентиры развития

Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, уровень усвоения знаний на предыдущем уроке.

Проверка правильности выполнения домашней работы.

Проверка задания 9 (3, 4)

Учитель спрашивает, какие буквы получились у ребят при выполнении № 9 (3,4). У кого буквы другие и почему? (Находится правильное решение). Учитель демонстрирует правильные буквы, ребята проверяют себя.




Фронтально индивидуальная работа

Проверка задания 10 (2)

Учитель вызывает к доске одного учащегося чтобы записать алгоритм для рисунка. Остальные проверяют правильность выполнения, затем можно открыть шторку и проверить алгоритм с заготовленным на слайде.


№7- №10

Изучение новой темы «Алгоритм с ветвлением»

Подготовительная работа

На прошлых уроках вы узнали очень много:

что такое алгоритм,

как он записывается, как выполнить алгоритм,

что такое схема алгоритма,

как записывается алгоритм условными знаками.

Сегодня вы познакомитесь с особыми алгоритмами.


№11

Развитие зрительной памяти, мышления.

Игра «Кто это?»

Правила этой игры очень просты: вы должны выяснить, кого я загадала.

Я буду называть признак, если вы им обладаете, то продолжаете стоять, если нет – садитесь.

У вас светлые волосы (все у кого волосы тёмные садятся).

Вы сидите на втором варианте.

У вас длинные волосы.

У вас есть брат.

Вас зовут Мария.

И так до тех пор пока не останется один человек.

Спросить ребят кто у нас остался и почему (Потому, что все условия для неё были выполнены, все признаки подходили).

У одного из учеников спросить, почему он сел.

Обратить внимание у учащихся, что условие может выполняться или не выполняться.

Попросит ребят назвать условия, которые они запомнили.



Формирование мотивации, интереса к предмету

Изучение новой темы «Алгоритмы с ветвлением»

На слайде 13 нажать кнопку (ссылку) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (посмотреть ролик).

Презентация с этого слайда пойдет автоматически, при этом ни на какие

кнопки нажимать не надо.


№13 - №23

Развитие зрительной памяти, мышления.

Закрепление изученного материала

-Рассмотрите рисунки к заданию.

-Как вы думаете, что делает Янт?

-Что у нас изображено в прямоугольнике? (Схема алгоритма).

-Расшифруем схему: Что обычно пишеться в овалах? (Начало и конец).

-Что можно вписать в прямоугольники? (Действия).

-Какие есть ещё фигуры? (Ромб).

-А в ромб, ребята, обычно вписывается УСЛОВИЕ.

-Запишем первые два действия алгоритма.

«Вскипяти воду»

-Что видим, открыв крышку? (Есть ли вода).

-Что делать если вода есть? (Продолжить действие, закрыть крышку).

-А если чайник пустой? (Налить воды).

-Ребята, мы видели два варианта действий. Почему так получилось? (Потому что поставлено условие «Есть ли вода?»)

-Запишем в ромб условие.

-А дальше алгоритм как веточка разветвляется, то есть образуется два пути. Поэтому говорят, что это алгоритм с ветвлением. Пойдём по ветке НЕТ.

-Что делать если воды нет? Вписать в прямоугольник.

-Что делать, если вода есть?

-Что нужно делать дальше? Заполните алгоритм самостоятельно.

-Какая команда будет выполняться не всегда? (Налить воду).

-Ребята, а где в жизни вы встречали условие? (Перейди дорогу на светофоре, сделать домашнее задание – пойти гулять, а если на часах 9.00 – идти спать и т.д.)


№24, №25

Фронтально – индивидуальная работа

Развитие мыслительной деятельности, образного, творческого мышления.

-Ребята, мы сегодня задавали и отвечали на множество вопросов, но иногда есть вопросы, на которые непросто ответить.

-Представьте, что вы можете ответить на вопрос только «ДА» или «НЕТ».

Прочитаем первый вопрос в задании.

-Ответьте Да или Нет. Почему не получается? (Требуется ответить «кошка», «нет» или «да» недостаточно).

-Вспомните алгоритм «Вскипяти воду». Какое было условие? (Есть вода?) Как можно было ответить?

- Оказывается, что для условия нам подходят только вопросы, на которые можно ответить просто «да» или «нет».

-Найдите такие вопросы (самостоятельно).

-Какие номера вы выделили?


№26

-Будем проверять выполнение алгоритма для каждого домика.

-Ребята, сколько ветвлений в алгоритме? (Два)

-Какие команды выполняются не всегда? («Раскрась крышу синим карандашом», «Раскрась крышу красным карандашом», «Раскрась крышу жёлтым карандашом»).

Ребята самостоятельно выполняют задание.

После выполнения можно проверить

-Как раскрашен первый домик? Второй? Третий?


№27

Физкульминутка.

Выполните упражнения вместе с гномиком.

Слайды в презентации запустятся автоматически



Формирование здорового образа жизни

-Рассмотрите рисунок. Сколько космических кораблей вы видите?

-Эти корабли потерялись, и инопланетяне не знают, что им делать. Вы должны помочь найти им правильный путь с помощью алгоритма.

Рассмотрите алгоритм, сколько в нём ветвлений? (Два).

Как вы догадались? (Сколько условий – столько и ветвлений, посчитали ромбы)

I вариант отмечает путь зелёного и синего корабля.

II вариант отмечает путь красного и жёлтого корабля.

-Покажите друг другу как вы нашли путь своих кораблей.

-Какие команды выполняются не всеми кораблями? (Лети в космическую больницу, лети на ремонтную базу, лети в космическую столовую).

-Какой корабль выполнит меньше всего команд? (Зелёный).


Индивидуальная работа с самопроверкой

Развитие зрительной памяти, образного, творческого мышления.

Первичная проверка понимания. Эти задания ребята выполняют на интерактивной доске с комментариями учителя

Расставь в нужном порядке пропущенные команды в алгоритме для робота.

2, 3, 4. На фрагменте алгоритма «Соберись в школу выбери номера команд, которые будут выполнены».

- Ребята, посмотрите на расписание уроков на сегодня

- Подумайте и выберите какие команды будут выполняться в каждом из предложенных заданий»

Читайте также: