Алфавит в классе над доской

Обновлено: 01.05.2024

1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв» по плану:

  • прочитайте гласные буквы (чтение парами: а - я, …);
  • прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;
  • прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;
  • прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами);
  • прочитайте парные согласные (называется пара звуков [б] - [б,] );
  • прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные;
  • назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);
  • какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?

Для индивидуального опроса используются задания выборочно.

2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»: гласная - согласная;

  • гласная: назвать звук; обозначает мягкость - твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;
  • согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости - мягкости (если есть); парный - непарный, звонкий - глухой, назвать пару по звонкости - глухости (для парных).

Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).

На этапе изучения нового материала:

  1. Определение места буквы на «ленте букв».
  2. Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.
  3. Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного, …

На этапе закрепления и обобщения:

1) Игра «Буква заблудилась».

Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами. Вопрос: какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.

2) Игра «Отгадайте букву».

  • 1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву.
  • 2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву.

3) Игра «Да-нетка».

С опорой на «ленту букв» дети отвечают «да» или «нет».

  • буква «а» обозначает гласный звук? (да)
  • буква «щ» имеет пару по твердости-мягкости? (нет)
  • буква «я» может обозначать звук [а]? (да)

4) Игра «Придумайте вопросы, задания по «ленте букв».

Примеры заданий: прочитайте звонкие согласные; прочитайте гласные, которые могут обозначать два звука.

лента букв и звуков для начальной школы

В каждом кабинете начальной школы можно увидеть ленту букв и звуков. С ней ребята начинают знакомиться уже в 1 классе. Но, даже в 4 классе, она может послужить хорошим помощником при выполнении звуко-буквенного (фонетического) анализа.

Но для того, чтобы уметь пользоваться лентой букв и звуков, необходимо хорошо понимать её устройство.

Немного теории…

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.

На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки

При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.

В русском языке 6 гласных звуков:

[а] [о] [и] [ы] [у] [э]

и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки:

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я

а о у ы э – обозначают твёрдость, предшествующего согласного звука

я ё ю и е — обозначают мягкость, предшествующего согласного звука

Согласные звуки

При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

н м л р й’ — непарные звонкие согласные

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные

б в г д ж з – парные звонкие согласные

п ф к т ш с — парные глухие согласные

ч’ щ’ й’ — всегда мягкие шипящие согласные

ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные

ь – показатель мягкости согласных.

Лента букв и звуков

Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.

лента букв и звуков для начальной

Основные правила:

Необходимо понимать и знать:

  • Буквы А Я обозначают звук [ а ]. Звука я не существует!
  • Буквы О Ё обозначают звук [ о ]. Звука ё не существует!
  • Буквы У Ю обозначают звук [ у ]. Звука ю не существует!
  • Буквы Э Е обозначают звук [ э ]. Звука е не существует!

Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!

Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.

2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:

н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и

б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).

В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и

п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).

3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими . На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом , а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.

а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.

я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.

4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.

Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что

ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.

ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.

5. Также необходимо знать еще одно правило.

Йотированные гласные звуки

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Это гласные Е, Ё, Ю, Я

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы слов.

Условные обозначения:

 звукобуквенный разбор

Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе

В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.

 звукобуквенный разбор

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.

 звукобуквенный разбор

Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:

  • Составь звуковую модель слова
  • Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
  • Исправь ошибки и т.д.

Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».

Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»

«Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась, хорошо разбиралась в особенностях звуков родного языка и без этого пособия.

Позже, когда стала получать профессию учителя начальных классов, а далее и профессию учителя-дефектолога, я поняла, насколько полезно это пособие.

Использую его в своей работе, начиная со старшей группы

. Когда начинаю знакомить своих дошкольников со зрительным образом букв, данное пособие активно включаю в работу. Лента висит в кабинете над доской. Также лента находится в речевом уголке в группе.

Обращаемся к ней на каждом занятии по обучению грамоте.

каждому ребенку в семью приобретаю такое же пособие.

В начале учебного года провожу консультацию для родителей, где подробно рассказываю, как пользоваться данным пособием. Это залог того, что домашние тренировочные упражнения по звуковому анализу и синтезу, которые я задаю детям, будут выполнены правильно и осознанно.

Пособие иллюстрирует основные понятия из области фонетики русского языка

"звук в сопоставлении с буквой"; гласные и согласные звуки; согласные звуки мягкие и твердые, парные и непарные, глухие и звонкие, обозначающие твердость и мягкость согласных.

Информационное поле разделено на традиционные цветовые зоны: согласные буквы — на синем поле, гласные на красном. На «Ленте букв» буквы расположены в 2 ряда. Красный фон у гласных букв. Гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) — обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют. Я говорю так «Дарят твердость впереди стоящей согласной». Гласные нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) — обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют, т. е. «Дарят мягкость впереди стоящей согласной». Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, 3, П, Ф, К, Т, С, X (сине-зеленый фон) — обозначают твердый или мягкий звуки. Ж, Ш, Ц (синий фон) — всегда твердые звуки. Й, Ч, Щ (зеленый фон) — всегда мягкие звуки. Согласные звуки верхнего ряда — звонкие, подсказка — изображение колокольчика. Согласные звуки нижнего ряда — глухие, подсказка — изображение наушников. Буквы Ъ и Ь (буквы темного цвета, серый фон) — не обозначают звуков.


В самом начале все буквы закрываю цветными прямоугольниками. По мере изучения, буквы открываются. Делаю это для того, чтобы ребенка не пугало большое количество букв и чтобы зрительное внимание «не растекалось», взгляд концентрировался только на нужных нам, выученных буквах.

Удобное пособие «Лента букв» помогает детям быстрее запомнить буквы и звуки, которые они обозначают. «Лента букв» способствует повышению уровня изучаемого материала. Дети знакомятся со звуками и буквами, приобретают навыки чтения, у них формируется умение проводить звукобуквенный анализ слова.


«Методические рекомендации по физической культуре» Домашние задания по физической культуреЛогическим продолжением работы на занятиях являются домашние задания, которые помогут повысить объем.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Методические материалы для дифференциации букв, сходных по моторным признакам Смешение букв по зрительному сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» на том основании, что они не связаны ни с произносительной.

Методические рекомендации по ПДД Методические рекомендации. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному.

Методические рекомендации по применению социоигровой технологии в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Методические рекомендации по применению.

Методические рекомендации по работе над загадками на тему «Земляника»

Методические рекомендации по работе над загадками на тему «Земляника» Ещё в студенческие годы я стала собирать загадки, записывала (и записываю) их в тетрадь по алфавиту. В последнее время «загадочный запас».

Методические рекомендации по работе с детьми с нарушениями слуха МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Методические рекомендации по организации.

Методические рекомендации по работе с детьми с РДА Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов. Методические рекомендации по работе с детьми с РДА. Основные направления.

Методические рекомендации по организации прогулки Методические рекомендации по организации прогулки Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов: • Наблюдение; • двигательная.

Здравствуйте. Готовясь заранее к занятиям по обучению грамоте, я наткнулась на рекомендуемое пособие "Буквенный конструктор". И передо мной стал вопрос из чего его сделать? Просмотрев варианты в интернете, я долго не могла подобрать материал из чего его вырезать. Картон плохо подходил, так как очень жёсткий, бархатная бумага сейчас очень тонкая не как в моём детстве. И опять на помощь пришёл ковролин.

Я купила коврики по количеству детей в Леруа Мерлене синего и красного цветов, также по количеству детей я купила конвертики на молнии. И работа закипела.

С начало я вырезала трафареты из картона, а потом перенесла на ковролин.

Пособие «Конструктор букв»

Комплект синих деталей и комплект красных деталей,я разложила по конвертам.


На занятие каждый ребёнок получает свой комплект конструктора. из синих деталей ребёнок выкладывает согласные звуки, а из красных деталей гласные. Тем самым ребёнок закрепляет буквы инаглядно видит как выглядит печатная буква.

«Парад букв». Фотоотчет

«Парад букв». Фотоотчет Незаметно пролетели четыре года с тех пор, как мы набрали группу малышей. Теперь наши дети стали совсем взрослыми, готовятся идти в школу.

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для изучения букв

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для изучения букв Корней Иванович Чуковский написал стихотворение о чудо-дереве, на которм растут валенки, калоши, ботинки, гамаши и другие вещи. А я решила.

Дидактическое пособие «Логопедический конструктор»

Дидактическое пособие «Логопедический конструктор» Дидактическое пособие «Логопедический конструктор» Это очень простое, и в тоже время оригинальное и полезное пособие, которое можно использовать.

Дидактическое пособие «Логопедический конструктор»

Дидактическое пособие «Логопедический конструктор» Цель: Развитие тактильных ощущений. Совершенствование звукопроизношения и развития речи. Развитие мелкой моторики руки. Материал: картонная.

Дидактическое развивающее пособие «Самодельный конструктор из трубочек от коктейля»

Дидактическое развивающее пособие «Самодельный конструктор из трубочек от коктейля» Актуальность. Детское творчество неотъемлемая часть процесса развития ребёнка. Для игры ребенку не обязательно иметь много игрушек. Важно.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Пособие «Город звуков и букв»

Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Пособие «Лабиринты букв» (гласные). Приложение к «Игровизору» В. В. Воскобовича

Пособие «Лабиринты букв» (гласные). Приложение к «Игровизору» В. В. Воскобовича Пособие «Лабиринты букв» (гласные). Приложение к «Игровизору» В. В. Воскобовича. Блог. Лариса Гацко. «Лабиринты букв» разработаны по авторской.

Распечатывается крупно и вешается в классе над доской.

ВложениеРазмер
lenta_bukv.ppt 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Заглавная буква" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить либо заглавную, либо строчную буквы. Для проверки правописания используется прием «Вол.

Устойчивые фразы и фразеологизмы о буквах русского языка

конпект урока для начальной школы по русскому языку по теме "Устойчивые фразы и фразеологизмы о буквах русского языка".


Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100".


Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония".


Игра "Отгадай букву". Русский язык. 2 класс.

Повторение правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.


исследовательский проект ПРОПАВШИЕ БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

проект-исследование на конкурс ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ.


Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России.

Читайте также: