37 левкас виды способы грунтовки

Обновлено: 12.05.2024

Левкасный грунт для темперной живописи на деревянных досках

Левкасный грунт наносят на ровные, сухие деревянные доски или достаточно толстую сухую фанеру, прибитую на деревянную рамку.

Предварительно доска или фанера проклеиваются с двух сторон 4-5 - процентным раствором столярного клея или желатином. По высыхании на доску наклеивается паволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Паволоку смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы под паволокой не образовались воздушные пузыри. Затем ее тщательно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании паволоки приготавливают и наносят левкасный грунт, который отличается значительной прочностью и долговечностью, особенно при применении гипса вместо мела.

Состав левкасного грунта

Гипс - 2 объемные части 4 - 5-процентный раствор технического желатина или столярного клея - 1 объемная часть.

Для первого слоя левкаса в клей всыпают гипс или мел, приготовляя побелку, которую набе-ливают на паволоку флейцевой кистью, при этом белят и торцевые стороны доски. После высыхания набеленного слоя наносят последующие слои, но уже в виде массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят эластичным шпателем.

Все последующие слои накладывают на полностью высохший слой, который перед нанесением последующего смачивается водой, что предотвращает растрескивание грунта при высыхании. Каждый нанесенный и высохший слой тщательно шлифуется наждачной шкуркой на деревянной колодочке.

Грунт должен быть идеально ровным, что и вызывает необходимость нанесения нескольких его слоев с последующим шлифованием. Количество слоев грунта зависит от степени выравнивания поверхности каждого предыдущего слоя. Практически наносится не менее 3-4 слоев.

Когда высохнет и будет окончательно выровнен последний слой, левкас покрывают 4-5 - процентным раствором клея, что предотвращает гигроскопичность левкаса, и грунт перестает быть тянущим.

Внимание! О левкасе на ПВА:

Левкас на ПВА - это откровенная халтура! Срок жизни этого клея не более 20 -25 лет, после чего левкас, вместо твердой основы просто превратится в белый порошок. Запах клея животного происхождения заметно отличается от запаха ПВА, так что по запаху можно проверить.

Мездровый клей - наиболее пластичный (более пластичный чем осетровый) и следовательно наиболее подходит к деревянной основе, подвижность которой во многом определяется влажностью окружающей среды. Осетровый клей (очень дорогой 50г –350 руб.) менее пластичен чем мездровый, но зато у него наиболее высокая клеющая способность, позволяющая при небольшой концентрации (3-5%) делать успешно реставрационные проклейки. Столярный гранулированный клей по сути аналогичен мездровому, только используется гораздо менее качественное сырье и этот клей вонючий. Желатиновый левкас самый хрупкий и наиболее подвержен кракелюрам, но и его вполне возможно нанести успешно, при условии хорошей проклейки.

Пример: Проклейка доски (фанеры) – 3-4 раза (мездровый клей в соотношении с водой 1:20). Наклейка паволоки - 1:6, левкас – то же соотношение + отмученный мел + столовая ложка олифы на литровую банку левкаса (в качестве пластификатора). Наносим слегка подогретый (а первые слои горячий) левкас широкой щетинистой кистью.

Теперь о том как я левкасила (доски только липовые): 5%-ая горячая проклейка несколько раз, 5%-ый клей для найклейки замоченной в нем паволоки, левкас -15% мездровый раствор клея с мелом без пластификатора, сушка каждого слоя ~5-12 часов ( в зависимости от времени года и влажности). Левкасила исключительно шпателем (очень удобные шпатели продает известная итальянская фирма «OIKOS» - пластиковые в форме неравностороннего четырехугольника с закругленными краями). Затем скальпелем срезала бороздки и подсушенные крошки. Шлифовала маленькой электрошлифовальной машинкой с тонкой шкуркой и кое-что вручную, затем суконной тряпкой. Тыльную сторону сразу же тонировала водорастворимой морилкой, после просушки густо наносила растворенный в скипидаре воск (особенно много на вертикальные торцы через которые древесина всасывает влагу), который после высыхания (2 недели) полировала воск тряпкой. Торцевые стороны покрывала масляной краской с французским сиккативом для быстрой просушки. Только после всех этих процедур уже приступала к рисунку. (Автор - Марина Львовна).

Бумажный малярный скотч можно использовать даже на лицевых полях при окантовке рамкой на больших досках, получается ровно и быстро.

Грунт левкас, используется для выравнивания поверхности пористых материалов, которые хорошо впитывают влагу. К ним относятся: виды бумаги и картона, дерево и древесно-стружечные материалы, штукатурка, гипсокартон и прочее.

В левкас можно добавлять любую колеровочную пасту, предназначенную для водно-дисперсионных красок. При использовании этого грунта, поверхность не деформируется и не коробится. Данный вид грунтовки можно как преобрести в специализированном магазине, так и приготовить самим.

Сегодня, хотелось бы остановиться именно на грунте, изготовленном в домашних условиях.

Вот несколько рецептов:

Рецепт 1

Для приготовления левкаса в 0,5 л воды комнатной температуры кладут 50 г сухого желатина. Через 1 час, когда желатин"разбухнет", его подогревают на водяной бане при температуре 60 - 65°C (небольше, в противном случае желатинпотеряет свою клейкость). В теплый (но не в горячий!) раствор клея через сито просеивают мел ~3 части от объема жидкого клея. Аккуратно перемешать мел с клеем, стараясь не образовывать воздушные пузырьки в массе левкаса. Качество левкашения не будет высоким, если левкас несвежий, поэтому готовить его следует небольшими порциями, рассчитанными на 2—3 дня работы. По своей консистенции и составу левкасы отличаются крепостью (зависит от количества клея) и густотой (зависит от количества наполнителя). Для первых слоев покрытия приготовляют более крепкий левкас, а для последующих — менее крепкий, но более густой. В качестве пластификатора в левкас добавляют льняное масло (до 8% по объему). При золочении на полимент и на клей льняное масло в левкас не добавляют!

Рецепт 2

Берем желатин пищевой — 25г (это если желатин фирмы Аромикс, а если Мрия — 50 г), разбавляем в 0,5 л кипяченой и отстоянной воды. Размешиваем и оставляем на чаc набухать. Потом ставим левкас на водяную баню до образования однородной массы,без всяких желейных комков.Теплый желатин переливаем в 3 л банку. Мел
(дисперсный) берем в пропорции 1:1,7 (желатин:мел), понемногу добавляем в желатин и рукой переминаем в банке, до сметанной консистенции, чтоб не было комков. Эту смесь процеживаем через капроновый чулок, достаточно плотный.
Все комки и мусор остаются в чулке.первый слой наносим жидкий, кистью. Последующие слои наносим уже застывшим холодным левкасом. Рукой, ладонью прямо на доске разминаем левкас и растираем.

Рецепт 3

Возьмите 75 гр. желатина, 25 гр. мездрового клея, залейте 800 гр. холодной кипяченой воды. Оставить на 4-5 часов для набухания. Разбухший клей поставьте на паровую баню и сварите, периодически помешивая до появления пленки. Само собой, вода в "бане" не должна кипеть. Если клей плохого качества при варке будет выступать белая пена, ее нужно убрать. После появления пленки, предварительно просеянный через сито мел, засыпать небольшими порциями в клей, не снимая клей с огня. Засыпать мел можно столовой ложкой, стараясь попасть в центр варящейся массы. Клей не помешивать! Маленькие порции мела, засыпаемые в раствор, будут тонуть, образуя меловой конус. Когда вершина этого мелового конуса не будет больше осыпаться и будет возвышаться над поверхностью клея примерно на 3 см, левкас можно снять с огня, добавить еще 5-6 столовых ложек мела и перемешать. Должна получиться однородная масса без комков консистенции жидкой сметаны. В слегка остывшую теплую массу можно добавить 2 чайные ложки глицерина или
2 чайные ложки меда. Хорошо перемешать. Левкас можно теплым процедить сквозь ситечко. Если готовится чистовой левкас, в ситечко положить служенную вдвое марлю. Чистовой левкас используется для верхних слоев. Чистовой левкас можно получить, используя для его приготовления, мел «экстра». А так же его можно получить следующим способом: Приготовленный левкас из обычного мела оставить при комнатной температуре на 6-8 часов, затем поставить в холодильник. После того, как левкас остыл вытряхнуть его из емкости и разделить пополам. Более грубые частицы опустились вниз емкости. Это черновой левкас, используемый для первых 3-х слоев. Наверху остался тонкий мел, это
чистовой левкас, используемый для верхних слоев. Черновой левкас позволяет быстро набрать нужную толщину, если использовать только чистовой левкас, процесс левкашения займет очень много времени. Теплый левкас кистью (лучше
жесткой) тонким слоем нанести на сухую доску с паволокой. Втереть левкас, вбивая его кистью в паволоку. Дать высохнуть в течении 3-4 часов. На это время посуду с левкасом накрыть отжатым полотенцем и поставить в холодильник. Второй слой можно нанести более толстым слоем, если растрескается, не страшно. Второй и последующий слои наносят шпателем (резиновым или металлическим, кому как удобнее). Каждый слой должен просохнуть. Высыхая, левкас белеет. Левкас наносят равномерно по всей поверхности доски. Если имеются шероховатости и неровности, каждый последующий слой можно шлифовать наждачной бумагой. (Левкас, на время просушивания слоя убирать в холодильник,
накрывая влажной, хорошо отжатой тряпочкой. ) 5-6 верхних слоев наносят чистовым левкасом. После высыхания
последнего слоя окончательно заполировать левкас мелкой шкуркой. После шлифования протереть левкас чуть влажной тряпочкой, чтобы убрать меловую пыль.
Паволоку клея на мездровый клей. Лучше для нее использовать уже послужившую, но не ветхую льняную ткань. Она мягче. Если использовать хб, то такая паволока быстро разрушится. Клеить на мездровый клей 15%.

Рецепт 4

Приготовление клея: осетровый - 160гр.,а мездровый 170-180 гр. на литр воды. На один объем готового клея 3,5 - 4 объема мела,хорошо перемешать рукой. На 0,5 литра готовой массы 1 чайные ложки моющего ср-ва "Прогресс"и 4 стол.ложки льняной олифы,перемешиваете, 5-ю часть в холодильник,а в оставшиеся 4 части доливаете 3%(осетр) или 5%(мездр.),до густого кефира. Паволока клеится на тот-же клей. Сперва наносится жидкий левкас кистью, 6-8 слоев, а на след.день (если высох) густой левкас (котор.был в холод.)шпателем в притирочку 2-4 слоя Левкасить лучше с 2-х сторон,особенно большие доски. Тыльная сторона и торцы закрашиваются масляной краской и вощатся.

Рецепт 5

Готовим клей. Пачку пищевого желатина — 25 гр. надо замочить в стакане холодной воды не менее чем на 2 часа, лучше на ночь. Разбухший желатин помещаем в паровую баню, где он распускается до состояния однородного клея. Для пропитки доски разводим клей пополам с почти кипящей водой. Примерное соотношение клеевого раствора и мела:
Мел - 2, 75 гр. 10% раствор технического желатина - 200 мл. В чистую посуду насыпаем горкой мел, добавляем 1/4- 1/3 часть приготовленного клея с таким расчетом, чтобы полученная масса была консистенции пластилина. Добавляем
1/3 часть чайной ложки меда и разминаем руками в течение 10-15 минут. После этого разводим оставшийся горячий клей. Готовый левкас представляет собой раствор консистенции жидкой сметаны. Через 1-2 часа он застывает. Для хранения накрываем его сырой тряпочкой. Первый слой левкасного грунта наносится на доску в виде жидкой суспензии (напоминающей побелку), которая набеливается флейцевой кистью на поверхность поволоки. Первый слой грунта будучи жидким проникает в поволоку и прочно соединяется с основанием.После высыхания первого (набелЕнного) слоя грунта наносят последующие слои, но уже в виде густой массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят
эластичным шпателем.Все последующие слои левкаса наносят на полностью высохший твердеющий слой. Каждый
нанесенный слой левкасного грунта тщательно шлифуется, выравниваясь наждачной шкуркой на деревянной колодочке.
Левкасный грунт должен быть идеально ровным. Чтобы приблизиться к идеально ровному живописному слою, необходимо наносить несколько слоев грунта с последующим шлифованием их.

Рецепт 6

Для первого слоя в ведре воды проваривают килограмм столярного клея хорошего качества. В еще не остывший раствор примешивают до густоты шпаклевки толченый просеянный гипс. Для второго слоя варят в таком же ведре воды 200 граммов клея, который смешивают с гипсом и одной четвертой частью мела. Грунт для третьего слоя варится из 800 граммов клея на тоже количество воды, смешивается с равными частями гипса и мела, перемешивается до густоты шпаклевки. На доску грунт накладывается шпателем. После каждой шпаклевки грунт хорошо просушивается. Во время всего процесса грунтовки в помещении поддерживается температура от двадцати до двадцати пяти градусов, так как от неравномерной температуры грунт может потрескаться. После просушки последнего слоя грунт зачищается ровным бруском пемзы с водой, после чего он делается чистым и ровным.

Надеемся, что эта информация оказалась для Вас полезной!

Многие начинающие мастера предпочитают экономить на материалах, а тут еще непонятно зачем какая-то грунтовка! Признаюсь честно, поначалу и я пренебрегала этим непонятным средством. Пока однажды не заметила, что спустя некоторое время, краски начали скалываться на готовых предметах, не взирая на многослойное лаковое покрытие.

Надо ли грунтовать заготовку и зачем это нужно?, фото № 1

Итак, для чего нужна грунтовка? Грунт улучшает сцепление (адгезию) краски и дерева, а также сэкономит и саму краску. Предметы надо сначала ошкурить, очистить от пыли, и затем наносить грунтовку. После того, как грунтовка полностью высохнет, наносим краску.

Надо ли грунтовать заготовку и зачем это нужно?, фото № 2

Можно приобрести грунтовку как в строительном магазине. Это должна быть грунтовка по дереву (или если вы работаете с металлом — то, соответственно, по металлу), для внешних и внутренних работ, акриловая.

В художественных и специальных магазинах для творчества также продают грунт акриловый. По цене он несколько дороже. Качество тоже существенно отличается. Самые рекомендуемые сейас — это грунты фирмы "Таир". Они бывают черного и белого цвета. Так что можно после высыхания грунтовки, без дополнительного окрашивания (если вам нужен черный или белый фон) сразу же приступать к росписи или декупажу.

Надо ли грунтовать заготовку и зачем это нужно?, фото № 3

Особо хочу остановиться на грунте, называемым "Левкас" для дерева и картона. Он используется для грунтовки гигроскопичных материалов. Если нужно выровнять и устранить пористость всех видов бумаги и картона, дерева и древесно-стружечных материалов нужно использовать специальные виды грунта. Наверное вы не раз встречались с заготовками из некачественной фанеры, которые вздуваются при работе с ними. Вот здесь как раз и поможет данный вид грунтовки. А также (по-секрету) в виду его густоты, им можно пользоваться как структурной пастой и создавать объемные и рельефные изображения.

Надо ли грунтовать заготовку и зачем это нужно?, фото № 4

Так же можно сделать грунтовку самостоятельно. Для этого смешиваем клей ПВА (строительный) с водой (примерно 1:10) и еще горячим раствором обрабатываем заготовку, чтобы клей впитался в поры древесины, и покрыл ее пленкой. В состав можно добавить гуашевую краску, для создания цветного фона. После высыхания (примерно 20 минут) обязательно шлифуем наждачной бумагой.

Надеюсь, что данная статья была вам полезна и пригодится в вашей дальнейшей работе! Желаю красивых и долговечных творений!
Автор статьи — Собянина Ольга.
При копировании ссылка на автора обязательна.


Левка́с — в иконописи это название грунта, представляющего собой меловой, размешанный на животном или рыбьем клей с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную иконную доску.

Сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои.

После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Технология изготовления икон

Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка, побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать.

После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса. Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков.

Левкасный грунт - состав

Левкасный грунт наносят на ровные, сухие деревянные доски или достаточно толстую сухую фанеру, прибитую на деревянную рамку.

Предварительно доска или фанера проклеиваются с двух сторон 4-5 - процентным раствором столярного клея или желатином. По высыхании на доску наклеивается паволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Паволоку смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы под паволокой не образовались воздушные пузыри. Затем ее тщательно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании паволоки приготавливают и наносят левкасный грунт, который отличается значительной прочностью и долговечностью, особенно при применении гипса вместо мела.

Левкас

Левкас - "от греческого leukos — белый"; грунт на меловой основе, часто использовался в русской средневековой живописи.

Левкас - в прикладном искусстве - грунт на деревянных изделиях под окраску, позолоту и т.д.

Левкас (от греч. leukós — белый), название грунта в русской средневековой живописи. После 17 в. название «Левкас» сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Левкасом называют также грунт под окраску или позолоту на деревянных изделиях.

Обработка доски


В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись. Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения. В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу, вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными.

Пила в России была известна уже в X веке, но, по-видимому, до XVII века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. Об употреблении продольной пилы из письменных источников известно только с XVII века.

Наложение грунта на доску


Приступая к работе над грунтом, в первую очередь необходимо приготовить клей. Способы приготовления клея сводятся в основном к следующему: размельченные плитки столярного или пластинки рыбьего клея заливаются холодной водой приблизительно на сутки, а затем сосуд с набухшим клеем помещают в специальную посуду, называемую «клеянкой». Она состоит из двух котелков, входящих один в другой, причем больший наполняется водой и ставится непосредственно на огонь, в меньший помещается клеевой раствор.

Между дном большого и дном малого котелков обязательно должен быть промежуток, заполненный водой. Таким образом клей варится на медленном огне, чтобы он не перегревался и не перекипал, так как от высокой температуры он теряет свою крепость. Такой способ варки клея называется варкой на «водяной бане».

Грунтовка холстяной дцкой

«Холстяной дцкой» называется кусок грубого холста размером не более 28 х 19 см, загрунтованный с обеих сторон. Размер может быть и меньше, но не больше из-за хрупкости этой основы.

Процесс грунтовки заключается в следующем. Заготавливается рама или подрамник размером примерно 70 х 80 или 50 х 60 см. Немного большего размера отрезается холст, например бортовой, и натягивается на раму. После этого все процессы, идущие по грунтовке доски, проделываются в той же последовательности на холсте, только с обеих сторон одновременно.

Чтобы холст не приклеивался к раме, обрабатывается только та его часть, которая находится внутри рамы, а чтобы он не продавливался во время наложения грунта, под него следует подкладывать как опору или толстое стекло, или гладкую доску по размеру проема рамы.

Грунтование доски для иконы

Некоторые мастера, нанося до 10 и более тончайших слоев, весь грунт притирают ладонью, во избежание трещин. Однако шпатель как инструмент твердый, лучше заравнивает случайные неровности поверхности доски, и в этом есть свое преимущество. Рука же, втирая левкас, неровности повторяет.

Нанося грунт шпателем, не следует притирать им по одному и тому же месту, хотя бы и для выравнивания слоя. Это не только не сделает его ровным, но и может снять нижние размокающие слои. Достаточно пройти два-три раза. Выравнивание же является особым процессом после просушки левкаса. Шпателем грунт наносится в 3—4 слоя. Чтобы последние слои ложились ровнее, рекомендуется после двух слоев всю обрабатываемую поверхность спемзовать (сровнять пемзой с водой). Делается это следующим образом: наливают в блюдце воду, опускают в нее на минуту заранее заготовленный кусок пемзы, затем, вынув его, оставляют на нем одну только большую каплю воды и начинают пемзовать левкас участок за участком, заравнивая попадающиеся углубления. После этого последние слои ложатся ровнее и легче.

Левкашение и обработка левкаса


Приготовленный вышеуказанным путем жидкий левкас накладывают на лицевую сторону доски при помощи щетинной кисти, стараясь при этом сразу же шпателем выгладить возможно ровно весь слой левкаса по всей поверхности доски.

Грунтовка: подготовка доски

Подготовка доски к грунтовке заключается в следующем. Если доска очень гладкая, ее лицевую сторону следует зазубрить. Для этого существует специальный инструмент (цикля), похожий на обыкновенный рубанок, но его лезвие имеет мелкие зазубрины. Когда таким инструментом проходят по доске, зазубрины оставляют на ней бороздки, таким образом ликвидируется гладкость доски. Это делается для того, чтобы паволока, а с ней и грунт держались крепче. Такой инструмент легко сделать каждому. Надо запастись пилками от лобзика, подыскать обтесанный кусочек бруска, наподобие рубанка, и загнать в одну его сторону пилку, оставив снаружи только лезвие. Если под руками нет такого инструмента, лицевую сторону доски можно просто неглубоко процарапать в разных направлениях каким-нибудь острым предметом; шилом, скальпелем или ножом (глубоких царапин надо избегать: они могут вызвать в грунте трещины).

Грунтовка: что необходимо


Для грунтовки доски необходим также мел, хорошо просеянный, в котором нет неперемолотых частиц. Ни гипс, ни алебастр, ни белила не заменяют в данном случае мела, дающего после окончательной обработки особый эффект глубины и прозрачности. Кроме того, наблюдения показывают, что алебастровые грунты при неблагоприятных условиях разрушаются сильнее, чем меловые, в них происходит разрыхление и распыление левкаса. Совершенно непригодна для грунта по своему составу так называемая «побелка» заводского изготовления для покраски стен и печей.

Если под руками имеется мел только низкого качества: плохо молотый, с большим количеством песка, сора, — всегда есть возможность очистить его путем отмучивания.

Приготовление левкаса


Приступая к описанию приготовления левкаса, грунта на доске, уместно заметить, что это дело довольно сложное и требует от иконописца большого внимания, аккуратности и умения. Вообще в искусстве живописи грунт служит для окончательной обработки основного материала.

Грунт является посредником между этим основным материалом и красочным слоем. Поэтому он должен быть в некотором сродстве как с первым, так и со вторым, то есть способным к крепкому соединению с ними.

Но грунт одновременно должен совершенно разъединять красочный слой от основы, не допуская проникновения красочных составов во время самого художественного исполнения.

Приготовление доски к грунтовке


На лицевой стороне вполне приготовленной доски, на которой будет написана икона, проводят острым шилом или ножом два ряда параллельных неглубоких царапин на расстоянии от 1 до 5 см одна от другой. Царапины эти перпендикулярны между собой и наносятся под [углом в] 45° к линиям волокон дерева. Такая насечка делается для того, чтобы проклей проник в доску и тем крепче связал бы дерево с будущим грунтом.

Затем приступают к покрытию поверхности доски слоем жидкого клея ("проклей") при помощи широкой щетинной кисти и оставляют сушиться.

Заравнивание доски

Окончательно залевкашенную и хорошо просушенную доску следует еще раз спемзовать следующим образом: кусочком пемзы, обильно смоченным в воде, трут и кругообразно, и из стороны в сторону небольшой участок (15 х 15 см) загрунтованной поверхности. Когда под пемзой влаги останется мало, ее откладывают, а спемзованное место заглаживают слегка смоченными в воде пальцами или ладонью. Таким образом обрабатывается вся доска вместе с торцами.

Если при заравнивании пемзой взять воды много, начнется быстрое и неравномерное размывание левкаса, если — мало, подсыхающая пемза может нанести царапины. Если под пемзой появляются царапины, работу следует прекратить и внимательно проверить рабочую сторону пемзы, отыскать в ней обнажившийся твердый камешек или крупинку шлака, вынуть их ножом и снова спемзовать поцарапанное место. По окончании работы доска должна хорошо просохнуть.


Группа «Скрябин» о событиях в Украине. И 25.01.2014 --> Смотрели: 39 (0)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Левкасный грунт

Левкасный грунт для темперной живописи на деревянных досках

Левкасный грунт наносят на ровные, сухие деревянные доски или достаточно толстую сухую фанеру, прибитую на деревянную рамку.

Предварительно доска или фанера проклеиваются с двух сторон 4-5 - процентным раствором столярного клея или желатином. По высыхании на доску наклеивается паволока (марля или канва, применяемая для вышивания). Паволоку смачивают в клее, отжимают и постепенно, с края доски, накладывают на доску так, чтобы под паволокой не образовались воздушные пузыри. Затем ее тщательно разглаживают руками, а края подворачивают на торцы и тыльную сторону доски. По высыхании паволоки приготавливают и наносят левкасный грунт, который отличается значительной прочностью и долговечностью, особенно при применении гипса вместо мела.

Состав левкасного грунта

Гипс - 2 объемные части 4 - 5-процентный раствор технического желатина или столярного клея - 1 объемная часть.

Для первого слоя левкаса в клей всыпают гипс или мел, приготовляя побелку, которую набе-ливают на паволоку флейцевой кистью, при этом белят и торцевые стороны доски. После высыхания набеленного слоя наносят последующие слои, но уже в виде массы, напоминающей густую сметану. Эту часть грунта наносят эластичным шпателем.

Все последующие слои накладывают на полностью высохший слой, который перед нанесением последующего смачивается водой, что предотвращает растрескивание грунта при высыхании. Каждый нанесенный и высохший слой тщательно шлифуется наждачной шкуркой на деревянной колодочке.

Грунт должен быть идеально ровным, что и вызывает необходимость нанесения нескольких его слоев с последующим шлифованием. Количество слоев грунта зависит от степени выравнивания поверхности каждого предыдущего слоя. Практически наносится не менее 3-4 слоев.

Когда высохнет и будет окончательно выровнен последний слой, левкас покрывают 4-5 - процентным раствором клея, что предотвращает гигроскопичность левкаса, и грунт перестает быть тянущим.

Внимание! О левкасе на ПВА:

Левкас на ПВА - это откровенная халтура! Срок жизни этого клея не более 20 -25 лет, после чего левкас, вместо твердой основы просто превратится в белый порошок. Запах клея животного происхождения заметно отличается от запаха ПВА, так что по запаху можно проверить.

Мездровый клей - наиболее пластичный (более пластичный чем осетровый) и следовательно наиболее подходит к деревянной основе, подвижность которой во многом определяется влажностью окружающей среды. Осетровый клей (очень дорогой 50г –350 руб.) менее пластичен чем мездровый, но зато у него наиболее высокая клеющая способность, позволяющая при небольшой концентрации (3-5%) делать успешно реставрационные проклейки. Столярный гранулированный клей по сути аналогичен мездровому, только используется гораздо менее качественное сырье и этот клей вонючий. Желатиновый левкас самый хрупкий и наиболее подвержен кракелюрам, но и его вполне возможно нанести успешно, при условии хорошей проклейки.

Пример: Проклейка доски (фанеры) – 3-4 раза (мездровый клей в соотношении с водой 1:20). Наклейка паволоки - 1:6, левкас – то же соотношение + отмученный мел + столовая ложка олифы на литровую банку левкаса (в качестве пластификатора). Наносим слегка подогретый (а первые слои горячий) левкас широкой щетинистой кистью.

Бумажный малярный скотч можно использовать даже на лицевых полях при окантовке рамкой на больших досках, получается ровно и быстро.

Читайте также: