Элемент покрытия криволинейной кровли в деревянном зодчестве

Обновлено: 14.05.2024

1. Некоторые собенности русской народной деревянной архитектуры

(Из книги: Пилявский В.И., Тиц А.М., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры).

Многие архитектурные формы, существовавшие на большей части территории Древней Руси, были выработаны в ходе эволюции деревянной архитектуры задолго до появления каменных построек. Дерево было наиболее доступным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси, и все земли Великого Новгорода, Владимиро–Суздальского и Московского княжеств. Это и определило главенствующую роль дерева в строительстве, как материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения. На протяжении многих веков дерево оставалось основным строительным материалом и тогда, когда появились постройки из природного камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие и природно–климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие впоследствии немалое влияние на формирование каменного зодчества. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве, а многие из них, в частности постройки сельских поселений (жилые дома, амбары, бани мельницы, мосты и др.), возводились только из дерева вплоть до XIX в., а зачастую и позднее. До XVII в. дереву, как материалу сухому и теплоемкому, долгое время справедливо отдавалось предпочтение и при сооружении городских жилых построек: в дошедших до нас каменных домах XVII в. жилые помещения тоже выполнены из дерева.

Лишь два отрицательных качества дерева как строительного материала – его недолговечность и горючесть – не позволяют заглянуть в древнейшие периоды развития русского деревянного зодчества. Редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемые летние храмы – более 300 лет. Облик древних деревянных сооружений мы можем предположительно восстановить по различным историческим источникам: летописям, писцовым книгам, миниатюрам, иконам, описаниям и зарисовкам иноземных путешественников, а также по данным археологии.

Кроме того, представить характерные черты более ранних периодов развития деревянной архитектуры нам помогает традиционность строительных и художественных приемов. Наибольшая устойчивость народных традиций в деревянной архитектуре была присуща районам Русского Севера. На севере уцелели не только отдельные памятники, но даже целые поселения в относительно хорошо сохранившейся природной среде. Здесь можно полнее проследить становление и развитие основных типов построек, а также композиционные и планировочные приемы, которые совершенствовались в ходе естественного отбора. И, наконец, здесь можно уяснить народные принципы взаимосвязи архитектуры и природы.

На срубы стен шла сосна и лиственница (в том числе и в Карелии, в тех местах, где лиственница произрастала – прим. сост.), из ели изготавливались главным образом элементы кровли. Из пластичной осины вытесывали кровельный лемех.

Лес шел в дело прежде всего в виде бревен, средний диаметр которых составлял 25–40 см и лишь в отдельных случаях доходил до 60–80 см (нижние венцы Успенской церкви в Кондопоге и др.). Наиболее употребительная длина бревен – 5–10 м, но иногда она достигала 12–16 м (в срубе Преображенской церкви в Кижах есть бревно длиной 18 м – прим. сост.) . К сращиванию бревен по длине русские плотники прибегали очень редко, предпочитая стыковать целые срубы. Брусья, плахи и тес, изготовлявшийся из бревен, расколотых с помощью клиньев и тесаных особым топором – «теслом», употреблялись лишь там, где их нельзя было заменить бревнами.

Главным орудием производства русского плотника был топор (и его многочисленные разновидности для различных видов работ), которым выполнялись все операции от рубки деревьев и поперечной рубки бревен до вязки срубов и изготовления резных украшений. Способ производства определял строительную технологию: во всех исторических документах, где говорится о возведении деревянных строений, употребляется слово «рубить» вместо «построить».

Поперечная пила в XVI–XVII вв. была инструментом еще достаточно редким, но и позднее, вплоть до XVIII–XIX вв., она почти не применялась, ибо разрушала волокна древесины, и торцы бревен начинали «тянуть» воду, тогда как топор при перерубке уплотнял их.

Надо иметь ввиду то, что величина самого сруба была ограничена по горизонтали нормальной длиной бревен, равной нескольким метрам. Таким образом, мерилом, модулем деревянных рубленых строений являются, в конечном счете, даже не сруб, а бревна, из которых он состоит.

Для сплачивания горизонтальных венцов в бревнах выбирался продольный паз – первоначально в верхней, а позднее в нижней поверхности каждого бревна, для уменьшения возможности затекания воды. В углах срубов бревна соединялись с помощью врубок. Чаще всего применялась врубка с остатком – «в обло» или «в чашу», как более теплоустойчивая, реже рубили без остатка – «в лапу». При рубке в обло выпущенные за пределы стены концы бревен осложняют обшивку строения досками. Второй тип врубки – в лапу, несколько сложнее первого по выполнению, но зато прочнее его в конструктивном отношении и не мешает сооружению обшивки. Для экономии бревен в неотапливаемых частях построек (шатры храмов, основания мельниц) делалась врубка с просветом, в четверть дерева – «в реж». Пазы при рубке жилых зданий прокладывались мхом – «мшились» и после сборки конопатились.

Процесс рубки и сборки построек был далеко не прост. Заготовка, обрубка и притеска бревен требовали немало сил. На один сруб хорошего жилого дома шло 150–170 бревен. Особенно много усилий затрачивалось на многократный подъем бревен для притески и подгонки их друг к другу. При этом выручали сметка и сноровка плотников. Высокие постройки разбивались по высоте на три–четыре «чина», по 8–10 венцов в каждом, которые притесывались внизу, на земле. Для сборки каждый чин метился плотницким счетом (первая цифра – номер чина, вторая – номер венца). Подобные приемы позволяли ставить постройки в очень короткие сроки, часто – за один день: известны так называемые «обыденные» церкви, возводимые в течение одного дня.

Для определения размеров строения русскими плотниками была выработана система простых отношений, в основе которой лежала русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела. Методы пропорционирования, выработанные в деревянном зодчестве и определявшиеся способом ведения работ, позднее перешли и в каменную архитектуру.

Нельзя не отметить, что древнерусские меры длины позволяли при строительстве все время ощущать размеры человека, чего нельзя сказать о современном профессиональном проектировании, оперирующим абстрактным метром.

Плановые размеры постройки становились в дальнейшем модулем для пропорционирования ее вертикальных размеров, что подтверждается анализом многих памятников деревянного зодчества, в том числе таких, как небольшая церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (ныне – в музее «Кижи»). Анализ этих памятников, срубленных в разные столетия, свидетельствует о стабильности описанного метода пропорционирования. Все горизонтальные и вертикальные размеры этих построек основаны на соотношении простой и косой саженей. Такая взаимосвязь горизонтальных и вертикальных размеров будущей постройки позволяла плотникам заранее рассчитать размеры и количество требуемых для строительства бревен и точно определять площади всех помещений.

Система пропорционирования, выработанная в русском деревянном зодчестве, – это результат тесной гармонической взаимосвязи размеров сооружений с характером построения архитектурной формы. Но никакая, даже самая гибкая, система пропорционирования не может заменить художественную интуицию зодчего, его индивидуальный «почерк». Недаром в порядных грамотах – своеобразных письменных заданиях–договорах на строительство, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами–заказчиками), нередко указывалось: «…а строить высотою как мера и красота скажет». Проверка и правка задуманного проводились на месте в ходе строительства, и иногда они приводили к изменению первоначального замысла.

Срубы жилых и общественных зданий чаще всего ставились на землю без фундаментов. Иногда под углы срубов и середины стен клались камни–валуны или врывались в землю «стулья» из обрезков толстых бревен

Для ограждения холодных помещений применялись более легкие и экономичные каркасные конструкции, состоящие из стоек, зажатых между верхней и нижней обвязками. пространство между стойками забирали досками.

Полы («мосты») в жилых постройках и в храмах набирались из досок -тесин или плах. На нижних этажах полы укладывались по лагам, в верхних – по балкам – «матицам». Снизу такое перекрытие либо стесывалось под одну плоскость, также как и внутренняя поверхность бревенчатых стен в жилых домах, либо подшивалась досками. Полы хозяйственных помещений набирались из притесанного кругляка.

Чердачные перекрытия для утепления засыпались землей. При больших пролетах помещений (трапезные церквей) балки–матицы опирались на столбы. В храмах с высокими покрытиями устраивались подвесные потолки с подшивкой тесом по балкам, позднее – в виде плоских шатров (потолок «небом»), крепившихся железными хомутами к бревенчатым прогонам.

Крыши русских деревянных построек были также рубленые. В бревенчатые фронтоны укороченных торцевых стен врубались горизонтальные бревна–слеги, по которым настилали тес. Придавая фронтонам различные очертания, можно было возводить кровлю либо на два ската, либо на два ската с полицами, то есть, с переломом кровли. Кровлям придавались также криволинейные очертания с килевидными завершениями (бочечная кровля). Квадратные в плане постройки перекрывались нередко на восемь скатов, либо пересекающимися бочечными кровлями т.н. «крещатая» бочка).

В храмах шатры и кубы завершались главой, в XV–XVI вв. нередко тоже рубленой «в режь» (граненой) из тонких стволов. Стропильные конструкции при устройстве шатров применялись на крепостных башнях и реже – в храмах и на колокольнях. Иногда прибегали к комбинированной конструкции – нижняя часть шатра рубилась в реж, а верхняя была стропильной.

Почти у всех типов рубленых построек верхняя подкарнизная часть сруба расширялась в виде так называемого «повала». Повалы и большие свесы кровель, опиравшиеся на выпуски бревен, нужны были для отвода воды, сливавшейся с кровель, как можно дальше от нижних, наиболее оберегаемых от гниения, венцов сруба. Для кровли употреблялся тес, настилавшийся вперехлест, или «лемех» – короткие вогнутые дощечки небольшого размера, способные покрывать и округлые формы (бочки, кубы, шеи, главы). Концы лемеха делались заостренными или закругленными, но чаще всего – «городчатыми», то есть в виде ступенчатых прямоугольных уступов. Концы тесин на кровлях и полицах также фигурно обрабатывались («красный тес»). Подобный свес быстрее высыхал и давал ажурную тень, контрастную суровым срубам. Такое тесное единение двух начал – функционального и художественного – стало одним из важнейших качеств народного деревянного зодчества. Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать совершенную и остроумную конструкцию так называемой безгвоздевой кровли «по курицам и потокам», все части которой крепились без применения дорогостоящего железа. Несущие элементы кровли – горизонтальные слеги – врубались в бревна – «самцы» фронтонов дома. На них укладывались так называемые «курицы» – стволы тонких елей с остатками корневищ, которые были обработаны в виде крючьев. На нижние, загнутые, комлевые концы куриц укладывался брус («поток», «водотечник»), по верхней плоскости которого выбирался паз. В него заводились нижние концы тесин кровли. Поток собирал воду с кровли и по консольным выносам – «водометам» отводил ее от стен дома, тем самым также обеспечивалась лучшая сохранность нижних венцов, на которые не попадала вода с крыши. Наверху стык тесин прикрывался выдолбленным снизу бревном, называемым «охлупень» или «шелом», которое крепилось к коньковой («князевой») слеге деревянными стержнями – «стамиками». Комлевому концу охлупня придавались очертания конской или птичьей головы.

Для предотвращения протечек тес на кровлях укладывался в два слоя «вразбежку» и прокладывался берестяными пластинами («скала»). Торцы слег, выходившие на фасады, прикрывались резными досками – «причелинами», стык между которыми закрывался вертикальной резной доской – «полотенцем». Такая конструкция кровли была прочна и не нуждалась в частых ремонтах, а в случае необходимости поврежденные детали было нетрудно заменить на новые. Интересно, что мы встречаем ее и на постройках хозяйственного назначения, и на крестьянских домах, и на храмах.

Русская деревянная архитектура создавалась трудом и талантом многих поколений зодчих. Отбирая и совершенствуя все лучшее, они выработали целесообразные и логичные конструктивные приемы, в полной мере соответствовавшие свойствам дерева. Кроме того, они разработали самобытную художественно–образную систему архитектурных форм и пространственной организации городов и селений, отвечавшую всем практическим и мировоззренческим задачам своего времени, которая стала основой для зарождения национальной русской архитектуры.

Использованная литература:

  1. Пилявский В.П., Тиц А.М., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. М., 1984.
  2. Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1969.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Надежность деревянной кровли во многом зависит от угла наклона скатов кровли. Предельно допустимый угол для деревянных кровельных материалов (гонт, дранка, шиндель, лемех) составляет 14-17 градусов. Однако в виду сложных климатических условий в наших широтах рекомендуемый угол наклона для покрытия кровли деревянной черепицей составляет не менее 25 градусов. Если Ваша кровля не соответствует этому параметру – проблемы при ее эксплуатации неизбежны.

Обработка деревянной кровли

На многих интернет ресурсах Вы можете встретить информацию об обработке деревянной черепицы специальными защитными средствами, позволяющими увеличить огнестойкость материала и его защиту от биологического поражения. Касаемо деревянной черепицы для кровли, это заблуждение. Экстремальные условия эксплуатации (влага, ультрафиолет) не оставляют никаких шансов для всех пропиток, масел и прочих средств задержаться в материале более чем на год. Проведение повторной обработки не целесообразно, поскольку как минимум 60% поверхности каждой черепицы перекрыта верхним рядом. К тому же, о какой природной натуральности черепицы может идти речь, если она была подвергнута воздействию химических препаратов?

Стоимость кровли из шинделя, дранки, гонта

Скорее всего, Вы уже сталкивались с мнением, что одним из недостатков деревянной кровли является ее стоимость. Средняя стоимость устройства кровельного покрытия из деревянной черепицы под ключ (материал, работа, комплектующие и аксессуары) для жилого строения (дом, ресторан и подобные) варьируется от 3 до 5,5 тысяч рублей. Деревянная кровля требует больших инвестиций чем кровли из профлиста, ондулина, искусственных заменителей, битумной и металлочерепицы. Но сравнивать эти материалы просто не корректно. Если Вы стремитесь построить натуральную природную кровлю, выбирать следует между тростником (камышом), керамической, сланцевой и деревянной черепицей. И поверьте – стоимость деревянной кровли станет еще одним плюсом в пользу ее выбора. Более подробную информацию можно получить в разделе Цена.

Срок эксплуатации деревянной кровли

Срок службы деревянной кровли во многом зависит от архитектуры крыши, условий эксплуатации и качества используемых материалов. В целом период от возведения до капитального ремонта составляет 40-50 лет. Значительно отодвигает необходимость ремонта деревянной кровли своевременная профилактика – очистка кровельного покрытия от постороннего мусора, листвы, мха, обслуживание водосточной системы и систем снегозадержания. Древесина не любит излишней влаги и каждый владелец деревянной кровли должен уделять этому внимание.

Пожаробезопасность деревянной кровли

Ах да! Древесина это горючий материал. Температура возгорания древесного материала, обеспечивающая поддержание устойчивого горения, для большинства сортов составляет 250-300 градусов. Впрочем, такая же температура характерна и для битумных материалов. Практика показывает, что причины пожаров на крыше возникают, как правило, в результате нарушений в конструкции или целостности дымоходных труб, неисправности электропроводски на чердаке и т.п.. При этом пламя распространяется внутри деревянной конструкции крыши. Температура горения древесины уже составляет 800 градусов по Цельсию – в таких условиях частично или полностью пострадает любое кровельное покрытие. Что же касается воздействия открытого огня непосредственно на кровельное покрытие, к примеру, попадание сигареты, фаера, салюта, то излишнее беспокойство проявлять не стоит. Так проводившиеся в 2019 году испытания согласно СТБ EN 13501-5 кровельное покрытие из колотого шинделя длиной 40 см, плотно смонтированное на шаговую обрешётку (т.е. с наличием подкровельной вентиляции) получило оценку «устойчиво к огню и тепловому излучению». Черепица обуглилась в зоне воздействия открытого огня, но возгорания не произошло.

Галерея Деревянная кровля

Деревянная черепица (дранка, гонт, шиндель, лемех) – штучный кровельный материал. Деревянная кровля из этих материалов отличается хорошими эксплуатационными характеристиками и идеально подходит как для малых архитектурных форм (колодцы, беседки, павильоны, киоски), так и для скатных кровель храмов, часовен, загородных жилых домов и ресторанов, зданий гольф-клуба, яхт-клуба и баз отдыха. Насладитесь многообразием деревянной кровли:

С эстетическими приоритетами кровель из деревянной черепицы, с её многообразием и уникальным структурным рисунком, трудно спорить даже самым предвзятым критикам.




Покупай/Продавай на Capital-Market.by

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



Военные мемориалы Беларуси

Словарь специальных терминов русского деревянного зодчества

Алтарь. Алтарный прируб – восточная часть церкви, в плане – прямоугольная или пятигранная, «круглая». Внутри алтарь отделён от помещения собственно церкви иконостасом.

Балясник – ажурное ограждение балконов, гульбищ, звонниц и т. д., состоящее из фигурных стоек – балясин, поддерживающих поручень.

Безгвоздевая (или Самцовая) крыша – крыша, у которой тёс кладётся не на наклонные стропила, как обычно, а на горизонтальные бревна-слеги. Концы этих продольных слег, врубленные в поперечные стены сруба, называются самцами. Чтобы тесины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно – «поток», опирающийся на «курицы». Такая крыша строилась без гвоздей и держалась очень прочно.

Бочка – декоративная форма двускатного покрытия. Оба её ската имеют плавные криволинейные очертания и сходятся кверху под заострённым углом. «Крещатая бочка» – форма покрытия церковных «верхов», образуемая двумя взаимно пересекающимися бочками.

Брус – обтёсанное, «окантованное» с двух сторон бревно.

Вежа – сторожевая наблюдательная башня в крепости.

Венец – один горизонтальный ряд брёвен в срубе, связанный в углах врубками.

Верх – композиционное завершение центральной части церкви; характер верха и определяет тип церкви, её архитектурно-художественный образ; церкви по своим верхам разделяются на клетские, шатровые, ярусные, кубоватые, многоглавые.

Висячее крыльцо – крыльцо, опирающееся не на столбы, а на «выпуски», то есть концы брёвен, выступающие из самого сруба.

Волоковое окно – небольшое оконце, закрываемое (заволакиваемое) тесовой задвижкой.

«Воротник» (или «Епанча», «Епанчовый воротник» – обрамление низа луковичных глав, шеек церквей, состоящее из резных, обычно пикообразных тесин, похожих на лемех.

Восьмерик – часть здания, имеющая восьмигранную форму; восьмигранный сруб.

Выпуски (Помочи) – консоли, концы брёвен, выпущенные из сруба; они поддерживают свесы кровель, галереи, крыльца и т. п.

Выставки, выселки, починки – маленькие деревушки из нескольких дворов.

Галерея – неширокий балкон, опирающийся или на выпуски брёвен, или на столбы.

Глава, главка – церковный купол в виде луковки с крестом, который завершает все здание или какую-либо его часть.

Гонт – короткий кровельный тёс, применявшийся наряду с лемехом для покрытия криволинейных поверхностей бочек, кубов, «полукуполов» (сводов), а иногда – шатров и других форм церковных верхов.

Гульбище – наружная галерея, охватывающая здание с двух-трёх сторон.

Дымник – печная труба; верхняя наружная часть деревянного дымохода.

Елань – небольшая полянка в лесу, обычно на берегу озера или реки.

«Епанча» – см. «Воротник».

Журавци (или Кружала) – каркасная основа луковичных глав и бочек, состоящая из вертикальных, сбитых гвоздями или соединённых шпонками досок, наружные очертания которых определяют контуры криволинейных кровель.

Замковое кольцо – деревянный круг в центре пирамидального потолка – «неба», в который упираются радиально идущие наклонные балки (тябла), несущие тесовое перекрытие.

Звонница – колокольня.

Иконостас – строго определённая каноническая композиция икон, расположенных, как правило, в несколько ярусов; в церквах иконостас отделяет алтарь от собственно церкви, то есть помещения, где происходит служба; в часовнях, где нет алтарного прируба, иконостас располагается непосредственно на восточной стене.

Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб.

Кокора – часть дерева, срубленного с одним из ответвлений корня.

Кокошник – декоративная архитектурная форма, повторяющая очертания укороченной бочки. Располагается на стенах и вокруг шеек центральной главки.

Коневая слега – самое верхнее бревно-слега в безгвоздевой конструкции кровли, лежащая под охлупнем, или шеломом.

Конёк – верхний стык двух скатов кровли, прикрытый охлупнем, или шеломом.

Костер – пирамидальный сруб, сделанный «в реж».

Косящатое (Красное) окно – окно, обрамленное гладкими косяками, соединёнными под углом «в ус». В отличие от волоковых окон косящатые окна крупнее по размерам, более сложны и парадны.

Красный тёс – тёс, идущий на второй, верхний слой деревянной кровли: нижние, свисающие концы красного тёса часто обрабатывались в форме «усечённой пики», что придавало всей кровле кружевную ажурность, контрастирующую с массивом бревенчатых cтен.

Куб (Кубоватый или Кубастый верх) – четырёхгранное покрытие четверика, напоминающее по форме массивную луковичную главу.

«Курица» – деталь безгвоздевой кровли, представляющая собой ствол дерева, срубленного с одним из ответвлений корня – кокоры, и предназначенная для поддержки потока.

Лапа, рубка «в лапу» – способ соединения (рубки) брёвен в углах, при котором концы брёвен не выходят за пределы наружной плоскости стены.

«В лас» – стёска части круглых брёвен.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников и других частей церковных верхов.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Маклера – удалённая от жилья, поросшая лесом часть материка.

Матица – балка, несущая деревянный поток.

Нагель (или Шпон, Шпонка) – подобие деревянного гвоздя без шляпки, для крепления которого делается специальное отверстие соответствующего ему диаметра.

Наличник – обрамление оконных проёмов.

«Небо» – вид потолка, часто встречающийся в северных деревянных церквах. В центре массивный круг – замковое кольцо, в которое упираются наклонно идущие балки – тябла. Плоскости потолка между балками и в замковом кольце обычно заполняются иконописью.

Нейтральные наслоения – поздние элементы памятника, которые хотя и не связаны с традициями народного зодчества, но тем не менее представляют собой большую самостоятельную художественную ценность (например, барочные иконостасы, заменившие в древнерусском культовом деревянном зодчестве подлинные – тябловые).

Обло, рубка «В обло», или «С остатком», – способ соединения брёвен в углах, при котором концы брёвен – остатки – выходят за пределы наружной плоскости стены.

Оптимальный облик памятника – это синтез его первоначальной части и всех традиционных и нейтральных наслоений. В органическом слиянии разновременных, но однородных (по эстетической природе) архитектурных форм и состоит его специфика и сущность.

Обрешётка – общее название кровельных каркасов.

Остатки – наружные концы брёвен в углах сруба.

Охлупень (или Шелом) – выдолбленное бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли.

Плаха, пластина – половина бревна, расколотого или распиленного в продольном направлении.

Повал – верхняя часть сруба, уширенная наподобие карниза.

Погост – в древности административно-территориальная единица и её центр; позднее – кладбище с церковью и жилыми домами духовенства или одно кладбище, обнесённое оградой.

Подзор – резная доска с узором, расположенным у нижнего края. Такие доски размещались под скатами кровли, на крыльцах, лавках и т.д.

Подклет – нижний этаж деревянного здания, обычно служебно-хозяйственного назначения.

Подтёсок – тёс, идущий на первый, нижний слой деревянных кровель.

Полица – нижняя, пологая часть крутой двускатной или шатровой кровли.

Полотенце – короткая резная доска, закрывающая стык причелин.

Помочи – см. Выпуски.

Портал – главный дверной проем.

Потайной зуб – небольшой прямоугольный выступ в чаше бревна, входящий в специально вырубленный для него паз с целью усиления прочности угловых связей брёвен при их рубке «в обло».

Поток – деталь безгвоздевой тесовой кровли, брус или лоток, в который упираются нижние концы кровельного тёса.

Посад – поселение, расположенное вне городского укрепления – кремля.

Починок – см. Выставки, выселки.

Прируб – второстепенная по отношению к главной и более низкая в сравнении с ней часть здания, включённая в его общую композицию.

Причелина – доска, закрывающая наружные торцы подкровельных слег. Она обычно украшается резьбой и служит частью тесовых кровель.

Пятина – одна из пяти территориально-географических единиц Великого Новгорода (Водская, Обонежская, Деревская, Бежецкая, Шелонская).

Раскосы – вспомогательный элемент (брусок, бревно) кровельной конструкции, установленный наклонно и передающий усилие от нижнего конструктивного узла к верхнему.

Реж, сруб «В реж» – тип сруба, в котором бревна уложены не плотно, а на некотором расстоянии одно от другого и связаны между собой только в углах.

Рундук – верхняя площадка крытого крыльца; часть второго этажа амбара, нависающая над входом.

Самцовая крыша – см. Безгвоздевая крыша.

Сени – внутреннее помещение, расположенное за входом и крыльцом.

Скала – слой бересты под кровельным тёсом для защиты здания от проникновения влаги.

Скит – отдалённое поселение староверов, скрывающихся от преследований официальной церкви и крепостного гнёта.

Слеги – горизонтальные бревна, образующие подкровельную конструкцию.

Солея – повышенная часть церковного пола перед алтарём.

«Сорока» – деревянная шпонка – стяжка, скрепляющая коневую слегу и шелом.

Сруб – конструктивно связанные ряды брёвен, образующие стены построек.

Cтопа – четырёхугольный сруб, являющийся основанием здания.

Суземок (или Сузем) – непроходимый девственный лес, удалённый от жилья.

Терем – помещение над верхним ярусом в хоромах; богатые хоромы.

Тетива (или косоур) – основной элемент конструкции лестницы; один из двух наклонных брусьев, несущих ступени.

Трапезная (или Предхрамие) – пристройка с западной стороны церкви, служившая в старину местом общественных собраний, ожидания церковной службы и т.п.; в позднейших деревянных церквах, а также в «Благолепно обновлённых» трапезная уже используется как помещение для свершения церковного церемониала (литургии).

Традиционные наслоения – относительно поздние элементы памятника, которые выполнены в архитектурно-конструктивных формах, типичных для народного зодчества (например, возобновление кровли, воспроизводящее тип и форму подлинных кровель).

Тябло – горизонтальные брусья – полки, на которые ставились иконы в иконостасе; наклонные балки в церковном пирамидальном потолке типа «небо».

Ушкуйники (или Повольники) – участники новгородских отрядов, отправлявшихся по речным путям для торговли, колонизации и просто разбоя (от слова «ушкуй» – большая лодка, судно).

Фаски – боковые скосы на плоскости доски.

Фронтон (или Щипец) – верхняя часть бревенчатой стены, ограниченная двумя скатами кровли.

Фронтонный пояс – ряд треугольных кровель-фронтонов, охватывающих восьмерик церкви. Эта деталь защищает сруб восьмерика от осадков и одновременно смягчает суровость его массива.

Хоромы – комплекс жилых и дворовых деревянных строений, связанных между собой сенями и переходами.

Хоры – галерея-балкон внутри церкви.

Чаша – круглая выемка в бревне, вырубленная по форме укладываемого в неё другого бревна; рубка «в чашу» – то же, что рубка «в обло».

«Чёрная кровля» – внутренняя двухскатная кровля, устанавливаемая обычно в зимних церквах над подвесным потолком-«небом» и состоящая из сплошного настила тёсаных досок, слоя бересты и обрешётки под бересту.

Черносошные крестьяне – в России XIV-XVII вв. крестьяне, жившие на чёрных (принадлежащих государству) землях. С раздачей чёрных земель в поместья большинство черносошных крестьян превратилось в крепостных. К концу XVII в. черносошные крестьяне сохранились только на севере России и в Сибири. В начале XVIII в. они были переименованы в государственных крестьян.

Четверик – часть бревенчатого (или каменного) здания, имеющая в плане квадратную форму.

Шатёр, шатровый верх, шатровое покрытие – высокое четырёх-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, церкви, колокольни.

Шейка, шея – глухой барабан, несущий церковную главу.

Шелом – см. Охлупень.

Штрабы – плоские выемки в бревенчатой стене, сделанные для крепления каких-либо деталей или конструкций, примыкающих к ней.

Щипец – см. фронтон.

«Юбка» – напуск одного ряда кровельного тёса на другой, образующий горизонтальную полосу-подсечку.

Яндова (Ендова) – стык двух скатов кровли, образующих входящий, внутренний угол.

Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объёма здания; горизонтальный ряд икон в иконостасе.

Владимир ХВОРОВ
На заставке – деревянная часовня д. Кальчицы Слуцкого района (уничтожена).

Говоря о русском доме , нельзя не упомянуть еще одного важного аспекта – чем крыли крышу. Конечно, варианты покрытия сильно менялись и от региона к региону, и в зависимости от достатка владельцев, и с учетом назначения постройки. Попробуем разобраться с наиболее популярными вариантами.

Кору, шкуры и другие подручные материалы совсем уж древних строений рассматривать не будем – желающие могут посмотреть сооружения современных примитивных народов, жилища наших предков отличались не так уж сильно 😊

Земляная или дерновая крыша

Этот вариант считается наиболее древним. Устроив навес из бревен или прочных жердей, накрыв их полосами коры или шкурами, навалив сверху земли, человек мог быть уверен – на голову ему вот так сразу капать не начнет и тепло в доме сохранится. Интересно, что если у нас изба «вышла из земли» и приобрела кровлю другой конструкции, то в Скандинавии «долгие дома», заглубленные в землю чуть ли по потолок и имеющие дерновую крышу, существовали дольше, до 14…15 века в некоторых областях.

Особенность земляной крыши – мощная стропильная система. Часто она делалась в виде шалаша, то есть бревна или жерди связывались вместе в одной точке. Были и двух- четырехскатные крыши, где общая схема стропил и конька близка к современной.

Но общий принцип – мощные опоры, настил из коры или другого, относительно водонепроницаемого материала и толстый слой земли с травянистыми растениями для утепления – остается единым для домов из очень удаленных друг от друга стран.

Солома или тростник

Эти варианты чаще использовали в южных районах, где климат был не слишком дождливым и холодным. Впрочем, «курные» избы под соломенными кровлями были своего рода «визитной карточкой» многих бедных деревень. В самом деле – материал, по большому счету, бесплатный, заменить не слишком сложно, служит при правильной укладке не один год.

Южнорусская или украинская "хата" из глины с соломенной крышей. Характерная черта - "козлы", придавливающие верхнюю часть кровли на коньке

Южнорусская или украинская "хата" из глины с соломенной крышей. Характерная черта - "козлы", придавливающие верхнюю часть кровли на коньке

Интересно, что и солома, и тростник (камыш, очерет) имели свои нюансы укладки, но общая концепция сохранялась – массивные стропила, поперечно им уложенные балки и латы – жерди или брус, прижимающие вязанки.

На коньке материал укладывали либо продольными снопами (солома) или с перекрутом (камыш). В обоих случаях толщина слоя была большой – иногда до метра.

За счет того, что материал легкий и с хорошими способностями к сохранению тепла, крыша получалась очень теплой. Ну а вода отлично скатывалась по расположенным под наклоном стеблям и не проникала внутрь.

Конечно, со временем покрытие сгнивало, и его надо было менять. Считается, что два-три человека, работая согласованно, перекрывали соломенную/тростниковую крышу на доме площадью 25…50 метров за два-три дня.

Кстати, в современной Англии соломенные крыши – модный тренд 😊

Так назывались длинные, относительно тонкие доски. Вы спросите – откуда же доски, если пилы в России получили распространение уже после царствования Петра Первого? Но ведь «распустить» бревно на доски можно и с помощью клиньев, как и делали наши предки. Конечно, выход доски был существенно меньше, чем при обработке на пилораме – две-три вместо 5…12. Зато такие доски, расколотые четко вдоль волокон и подтесанные топором – откуда и название «тёс», «тесать» - не впитывали влагу так, как пиленые, и успешно использовались в качестве кровельного материала.

Тёсовая кровля не обязательно должна быть плоской - изогнутые конструкции тоже удобно крыть этим материалом

Тёсовая кровля не обязательно должна быть плоской - изогнутые конструкции тоже удобно крыть этим материалом

Длина тёса – 4…6 метров, редко больше, ширина около 100…150 мм, толщина редко превышает 25 мм, поскольку более массивные доски сильно утяжеляют конструкцию, и не меньше 19 мм – чтобы не прогибались под собственным весом.

При описании старинных русских домов - от изб до дворцов - мы часто встречаем слова, которые кажутся странными и не всегда понятными. Давайте немного разберемся в терминологии старых построек. Поскольку терминов очень много, начнем с крыши.

Если пояснять значения приведенных на иллюстрации терминов, то в первую очередь хочется выделить названия из "животного мира" - курица, бык, а также конек (на рисунке не указан). Под курицей в данном случае понимается отнюдь не птица, а нижняя часть длинной жерди с естественным загибом на конце. Этот загиб подтесывали, добиваясь примерно одинаковой формы для всех элементов. "Курицы" поддерживали водосточный желоб - долбленое бревно, уложенное с небольшим уклоном в одну сторону, оно называлось поток или водоточник. Фактически, курицы с водоточником - это аналог современной водосточной системы.

"Быками" называли - и называют до сих пор массивные опоры мостов, других поднятых над уровнем земли сооружений. Фактически само слово "бык" ассоциируется с мощью, незыблемостью, силой. Вполне понятно, что опоры крыши (стропильные ноги), на которых и держался весь достаточно тяжелый настил - тесовый, а часто и дерновой - также именовались быками.

Конек в современной строительной терминологии - это линия пересечения скатов крыши, верхняя ее линия. Также коньком называют специальную фигурную планку, закрывающую стык между двумя покрытыми кровельным материалом плоскостями. В этом понимании современному термину "конек" соответствует старинное "охлупень", то есть выдолбленное бревно, развернутое выпуклой стороной вверх, а желобом ложащееся на стык скатов крыши.

Если получалось найти ровное бревно с массивным комлем (прикорневой частью дерева), украшающая конек фигурка коня, петуха или другого животного вытесывалась из одного с охлупнем массива. Если нет - ее делали отдельно и крепили на охлупень, как показано на фото выше. Охлупень еще именовали черепом, шеломом, иногда утицей - если фигурка на конце изображала утку.

Цельная фигура. Кстати, одна из версий происхождения слова "конек" связана именно с тем, что фигурка очень часто изображала именно коня. Скорее всего, потому, что кони были спутниками славянских богов, они же везли по небу Солнце и служили символом добрых сил

Цельная фигура. Кстати, одна из версий происхождения слова "конек" связана именно с тем, что фигурка очень часто изображала именно коня. Скорее всего, потому, что кони были спутниками славянских богов, они же везли по небу Солнце и служили символом добрых сил

Термин "стамик" относится к стяжке верхней, "коневой" слеги крыши и охлупня. Стамик (сорока, лебедь) представлял собой деревянный стержень, часто с фигуркой на верхнем конце. Стамиков могло быть два для небольшой длины охлупня или больше.

Термины "слега", "самец" (или "посом") относятся к так называемой "безгвоздевой" или "самцовой" конструкции крыши. Поскольку угловое соединение бревен прямоугольного сруба заканчивалось на уровне верхнего венца, а скатам крыши нужно было придать достаточный угол наклона, устраивали то, что сейчас мы называем фронтоном (старорусское "чело") - треугольная часть стены, наращенная поверх узких сторон сруба из отдельных бревен. Сюда же относится еще одно название - переводы. Это балки, расположенные параллельно фронтону и дополнительно стягивающие стены сруба. Они также служат опорами для стропильных ног (быков) и элементами, к которым крепятся плахи потолка изнутри (разумеется, если потолок есть).

Каждый следующий самец был короче предыдущего, образуя сходящийся кверху треугольник. Если планировалась другая форма крыши, конфигурация фронтона могла быть иной.

Обратите внимание на луковичную (при виде спереди или в сечении) форму крыши. Вот здесь как раз фронтон не треугольный

Обратите внимание на луковичную (при виде спереди или в сечении) форму крыши. Вот здесь как раз фронтон не треугольный

Слеги врубаются между самцами и опираются на быки (стропильные ноги). Нижние слеги ("повальные") ложились на верхний венец сруба, верхняя - князевая ("князьковая", "коньковая") скрепляла вверху стропильные ноги и связывала в единое целое оба ската крыши. Все слеги могли также называться решетиной - вполне логично, вместе с быками они образовывали решетку, на которую укладывался тес.

Тесовый настил (дощатый) мог выполняться в несколько слоев, для гидроизоляции между слоями или под единственный слой теса укладывались большие листы бересты. Доски не обязательными были обрезными (в сегодняшнем понимании слова), могли укладываться вплотную или вразбежку (как на фото). Нижний слой теса называли "подтесок", верхний - "красный тес". Разумеется, красный - в данном случае указание не на цвет, красный в понимании "красивый" (красна девица, красное окно).

Читайте также: