Звукоизоляция полов в школе

Обновлено: 02.05.2024

Аудитории и конференц-залы предназначены для проведения лекций, презентаций и других публичных мероприятий, поэтому к звукоизоляции и акустике в этих помещениях предъявляются высокие требования. В ходе выступления слушателей не должны беспокоить посторонние шумы, а речь оратора должна быть четкой и разборчивой.

Добиться такого результата можно, используя специализированные звукоизоляционные и отделочные материалы.

Проектирование конференц-залов и аудиторий

Монтажу звукоизоляции предшествует разработка комплексного проекта, который учитывает все варианты функционального использования помещения и потребности присутствующих людей. В первую очередь, это комфортное размещение участников собрания, обеспечение их удобными креслами, приспособлениями для ведения записей и хранения канцелярских принадлежностей. Просмотр фильмов и проведение видеопрезентаций подразумевает наличие соответствующих коммуникаций, разъемов и розеток для подключения аппаратуры. Важную роль играют световые сценарии и возможность их менять в зависимости от характера мероприятия.

Дизайнерские решения также должны быть приведены в соответствие с противопожарными и санитарными нормами безопасности.

Успех проекта обеспечивается грамотным сочетанием всех этих аспектов и, конечно, созданием комфортной акустической среды, которая облегчает восприятие информации на слух, снижает утомляемость, избавляет от необходимости напрягать голос в процессе общения.

Улучшение акустики и звукоизоляции конференц-залов и аудиторий

Материалы и конструкции для звукоизоляции аудиторий и конференц-залов подбираются на этапе формирования проекта. Их выбор определяется конкретными условиями и задачами, в частности, необходимостью:

- обеспечить звукоизоляцию между смежными помещениями;

- выполнить шумо- и виброизоляцию полов, если требуется;

- снизить шум от систем вентиляции, кондиционирования и другого оборудования, используемого в зале.

Кроме того, отдельно рассматривается вопрос отделки стен и потолков специализированными звукопоглощающими материалами, которые позволяют скорректировать акустику помещения. В этих целях могут использоваться декоративные акустические панели, акустическое напыление, а также различные архитектурные элементы. Все материалы органично вписываются в дизайн помещения, становясь важным декоративным элементом в его оформлении.

Для достижения создания максимального акустического комфорта рекомендуется выполнить акустическое проектирование, которое учитывает специфику помещения, его профильное назначение и акустические параметры (звукоизоляции, время ревербации и т.д.).

Образовательный процесс требует тишины и сосредоточенности, поэтому при строительстве и реконструкции зданий школ и вузов необходимо уделять достаточное внимание звукоизоляции.

Звукоизоляции учебных классов и аудиторий

Очевидно, что усвоение учебного материала лучше происходит в спокойной атмосфере. В тишине учащимся проще сосредоточиться на изучаемом предмете, а преподавателям не приходится повышать голос, чтобы донести информацию до учеников или студентов. Пусть это не единственное условие продуктивности образовательного процесса, но, несомненно, одно из самых важных. И к тому же легко достижимых – посредством применения звукоизоляционных материалов и конструкций.

Согласно требованиями СНиП, уровень шума в учебных классах, аудиториях, библиотеках не должен превышать 44 дБ, что приблизительно соответствует спокойному разговору. Поэтому при строительстве нового здания или реконструкции уже имеющегося выполняется звукоизоляция, которая включает в себя:

- защиту от шума извне (с улицы, из коридора);

- снижение уровня шума между смежными помещениями.

Оптимальным при решении такой задачи будет комплексный подход, который предполагает звуко- и виброизоляцию стен, полов и потолков. Для защиты от шума из внешних источников также следует позаботиться о качественном остеклении и звукоизоляции дверей (последнее иногда упускают из виду, оставляя брешь для проникновения звуков из коридора или холла).

Нельзя забывать также о неявных источниках шума – системах вентиляции, кондиционирования, отопления и т.д. Ошибки при установке и виброизоляции инженерного оборудования могут привести к появлению гула в трубах и вентиляционных каналах, который не только отвлекает, но и вызывает утомление, приводит к росту раздражительности и другим негативным последствиям.

Акустический комфорт и обучение

Помимо тишины, лучшему усвоению учебного курса способствует хорошая акустика. Если голос лектора отчетливо слышен в любой точке помещения, а слова разборчивы, учащимся не приходится напрягать слух, отвлекаться на уточнения и шушукаться, переспрашивая. Преподавателю, который в день должен провести несколько уроков (или пар), также легче выступать в аудитории с хорошей акустикой: это бережет его силы и голосовые связки.

Современные технологии позволяют решить данную проблему эффектно и эффективно. Как правило, в учебных заведениях для этого используются стеновые панели, элементы подвесных потолков, которые выполняют одновременно декоративную и акустическую функцию. Они позволяют снизить гулкость в помещении, повысить разборчивость речи и в целом создать комфортную акустическую среду.

При этом выглядят такие материалы очень эстетично, свободно подстраиваются под различные дизайнерские решения, что позволяет применять их для финишной отделки.

Повысить акустический комфорт помещения помогает акустическое проектирование, выполненное специалистами.


Согласно правилам СанПиН уровень шума в аудиториях и библиотеках не должен превышать 40 дБ. Требования эти вовсе не случайны: только в условиях комфортной акустики можно организовать эффективный образовательный процесс. Поэтому учебные заведения проводят работы по звукоизоляции. Какие именно мероприятия потребуются и что за материалы использовать?

На фото – студенты в аудитории

Максимальный уровень шума в аудитории, согласно санитарным нормам, – 40 дБ

Что говорят санитарные нормы

Требования к акустике в учебных заведениях прописаны в СанПиН 51.13330.2011 «Защита от шума». Оптимальный уровень шума в классных помещениях, учебных кабинетах, аудиториях образовательных организаций, конференц-залах и библиотеках не должен превышать 40 дБ. Максимальный уровень измеренного шума в таких помещениях (LА.макс)– 47 дБ.

На территории, которая непосредственно прилегает к учебному заведению, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96, этот показатель должен быть в пределах 55 дБ. Из-за близкого расположения крупных магистралей, тонких перегородок и по другим объективным причинам учебные классы часто нуждаются в дополнительной звукоизоляции.

Как улучшить акустическую обстановку

Действовать нужно комплексно, поскольку повышенный уровень шума в аудиториях или конференц-залах практически всегда состоит из внешних и внутренних источников. Необходимо защитить помещение от уличного гула, а также улучшить акустику между смежными помещениями:

  • заменить старые деревянные окна на металлопластиковые, с хорошими звукоизоляционными характеристиками;
  • герметизировать в оконных конструкциях наружные и внешние монтажные швы, которые пропускают внутрь уличный шум;
  • заменить тонкие дверные полотна на двери высокой плотности;
  • монтировать по периметру дверей уплотняющие прокладки, установить пороги и обклеить стыки герметизирующими лентами, чтобы остановить распространение шума из коридора или холла;
  • возвести шумопоглощающие перегородки между учебными кабинетами и помещениями с высоким уровнем шума;
  • сделать «плавающий пол», если учебная аудитория расположена над шумными помещениями;
  • звукоизолировать при необходимости потолки материалами разной плотности;
  • выполнить звукоизоляцию розеток, поскольку они пропускают воздушные волны.

Вентиляционный канал, элементы системы отопления, кондиционирования в аудитории или библиотеке создают дополнительный гул, вызывают утомление и раздражительность. Их необходимо обклеить шумопоглощающими материалами, например минеральной мембраной «Липлент ЗиВ» со слоем акустического войлока.

На фото – учебный класс

Уровень шума в учебных классах во многом зависит от стеклопакетов

Какие материалы использовать

В учебных заведениях вертикальные и горизонтальные поверхности иногда оклеивают стеновыми панелями, которые выполняют одновременно акустическую и декоративную функцию. В их составе материалы разной плотности – жесткие, вязкоупругие и волокнистые. Проникая поочередно через них, звук затухает. В помещении снижается гулкость, повышается разборчивость речи – создается комфортная акустическая обстановка.

Стеновые панели отличаются по размеру, толщине, узору на внешней поверхности, коэффициенту шумоподавления. Чаще всего используют гипсовые и стекловолокнистые. Также на рынке представлены меламиновые, пенополиуретановые и деревянные разновидности.

Повысить индекс шумоизоляции конкретной перегородки между помещениями можно с помощью комплексной конструкции на металлокаркасе. Листы гипсокартона обклеивают с двух сторон минеральными мембранами разной толщины и плотности, например «Липлент Зик» и «Липлент ЗиВ» с акустическим войлоком. Металлические элементы обрабатывают вибродемпфирующей лентой, чтобы остановить структурный шум. Иногда достаточно обойтись одной мембраной, чтобы получить в аудитории заветные 40 дБ.

На фото – минеральная мембрана «Липлент Зик»

В звукоизоляционных конструкциях на стенах часто используют минеральную мембрану «Липлент Зик»

Топ-5 лучших статьи

Сколько стоит звукоизоляция спальни 12 м2/детской 15 м2/кабинета 8 м2?

Вечеринки, громкие разговоры и смех хороши до поры до времени. Рано или поздно хочется уединиться в тишине, в собственной комнате.

Как звукоизолировать студию звукозаписи

Уровень децибелов в студиях звукозаписи порой зашкаливает. Репетиции, запись, сведение, озвучивание, дубляж – все это доставляет немалые неудобства соседям, если звук просачивается через стены, пол или потолок.

Что такое бутиловая лента

Бутиловая лента – это современный герметизирующий материал, который широко используется в частном и коммерческом строительстве.

Какой герметик выбрать: битумный или бутилкаучуковый?

Битумные герметики появились на рынке раньше остальных.

Что нужно знать про индекс звукоизоляции, когда делаешь шумоизоляцию

В системы звукоизоляции включают звукоизолирующие и шумопоглощающие материалы, которые действуют по-разному. Определить эффективность звукозащитной конструкции помогают общепринятые показатели – индекс звукоизоляции и коэффициент шумопоглощения.

Акустика на спортивных объектах: основные рекомендации

Хорошая акустика в спортивных сооружениях особенно важна. Ведь нередко они используются для проведения мероприятий, не связанных со спортом.

Звукоизоляция спортивных сооружений

Звукоизоляцию спортивного объекта лучше планировать еще на стадии проектирования.

Как звукоизолировать неровные поверхности

Шумоизоляция перекрытий напрямую влияет на комфорт собственников будущего жилья. Из нашей практики, свыше 80 % жалоб на плохую звукозащиту поступает именно из-за ударных шумов, проникающих через полы и потолки.


Бюджет на строительство объектов социальной инфраструктуры всегда ограничен. Сэкономить на освещении, отоплении, коммуникациях достаточно сложно, в отличие от звукоизоляции. Поэтому об акустическом комфорте в медицинских учреждениях речь, как правило, не идет, если только это не элитная частная клиника. А нужна ли шумоизоляция в таких помещениях?

На фото – отделение интенсивной терапии

Почему в медучреждениях плохая шумоизоляция

  • На объектах социальной инфраструктуры часто применяют материалы, отобранные по системе тендеров на основе ценовых предпочтений, а они не всегда имеют высокое качество.
  • Раздел акустического проектирования в документации разрабатывается, как правило, в последнюю очередь, когда внести изменения уже сложно.
  • Недостаточное число инженеров-акустиков, способных грамотно реализовать звукоизолирующие технологии и обеспечить полноценный технический надзор во время строительства.
  • Задумываться об акустике начинают после введения объекта в эксплуатацию, когда обнаружен неудовлетворительный результат от применения звукоизоляционных материалов. Однако из-за дополнительных затрат на повторный ремонт от шумоизоляции и вовсе отказываются.

Что говорят нормативы

Согласно актуализированной редакции СНиП 23-03-2003 «Защита от шума» уровень шума в медучреждениях в период с 7.00 до 23.00 не должен превышать 50 дБ. Речь идет о палатах больниц и санаториев, об операционных и кабинетах. В ночное время показатель должен быть не выше 40 дБ.

Требования также распространяются на внутренние ограждающие конструкции. Перекрытия должны соответствовать нормативам по изоляции и воздушного, и ударного шума, стены и перегородки – только воздушного. Показатели индекса звукоизоляции отличаются для помещений разного типа – палат, кабинетов, операционных, мест общего пользования. К примеру, между палатами и кабинетами врачей должна быть стена с индексом изоляции 47 дБ, а между операционной и другим помещением – 57 дБ.

На фото – больничная палата

Насколько важна в медучреждениях шумоизоляция?

Эффективное лечение в стационаре и прием в поликлинике возможны только в условиях полного спокойствия. Акустический хаос мешает врачам делать назначения, а пациентам – восстанавливаться и отвечать на терапию. Медицинские манипуляции требуют максимальной концентрации. В условиях шума велик риск допустить врачебную ошибку и нанести вред.

  • Палаты интенсивной терапии, операционные, манипуляционные оснащены шумным медицинским оборудованием, которое создает неприятный гул, утомляет и отвлекает.
  • Медицинские учреждения оборудуют мощными громкими системами вентиляции и кондиционирования. Воздушные компрессоры, кондиционеры и воздуховоды шумят и вибрируют, нуждаются в дополнительной изоляции.
  • Стены и перегородки в больницах, поликлиниках, стационарах редко соответствуют нормативным требованиям к шумоизоляции, поскольку на этой статье расходов при строительстве экономят.

На фото – коридор частной клиники

Как улучшают шумоизоляцию в больницах и поликлиниках

  • Трубы и воздуховоды в непосредственной близости к помещениям, которые эксплуатируются, прячут в звукоизоляционные короба или оборачивают мембранами из шумопоглощающего материала, например «Липлент ЗиВ» со слоем акустического войлока.
  • В помещениях специального назначения (операционных, процедурных, реанимационных палатах, комнатах отдыха медперсонала) выполняют комплекс работ по звукоизоляции стен, потолка, стыков, розеток.
  • Чтобы остановить распространение ударного и структурного шума, делают «плавающий пол», в сочетании со звукоизоляционной мембраной «Липлент ПС».
  • Окна заменяют на герметичные многокамерные металлопластиковые с качественным утеплителем, двери – на тяжеловесные, толщиной не менее 40 мм, с плотным притвором.
  • Медицинское оборудование, издающее вибрацию, размещают на упругие опоры, покрытые вибродемпфирующим материалом. Если этого недостаточно, технику устанавливают на массивный фундамент или «плавающий пол» со звукоизолирующей прокладкой.

В медучреждениях разрешено использовать для шумоизоляции только экологичные материалы, не выделяющие вредных веществ. Бутилкаучуковые ленты и полотна «Липлент» полностью отвечают этим требованиям. Они не только останавливают распространение воздушного и структурного шума, но и хорошо отталкивают влагу, отличаются гигиеничностью и длительным сроком службы.

В ряде европейских стран в школах, больницах, на других социальных объектах уже много лет широко используют акустические подвесные потолки и другие технологии борьбы с шумом. В нашей стране сегодня такие материалы встречаются в медицинских учреждениях уже чаще, однако до акустического комфорта еще очень далеко. Тем не менее, первые шаги сделаны.

Топ-5 лучших статьи

Сколько стоит звукоизоляция спальни 12 м2/детской 15 м2/кабинета 8 м2?

Вечеринки, громкие разговоры и смех хороши до поры до времени. Рано или поздно хочется уединиться в тишине, в собственной комнате.

Как звукоизолировать студию звукозаписи

Уровень децибелов в студиях звукозаписи порой зашкаливает. Репетиции, запись, сведение, озвучивание, дубляж – все это доставляет немалые неудобства соседям, если звук просачивается через стены, пол или потолок.

Что такое бутиловая лента

Бутиловая лента – это современный герметизирующий материал, который широко используется в частном и коммерческом строительстве.

Какой герметик выбрать: битумный или бутилкаучуковый?

Битумные герметики появились на рынке раньше остальных.

Что нужно знать про индекс звукоизоляции, когда делаешь шумоизоляцию

В системы звукоизоляции включают звукоизолирующие и шумопоглощающие материалы, которые действуют по-разному. Определить эффективность звукозащитной конструкции помогают общепринятые показатели – индекс звукоизоляции и коэффициент шумопоглощения.

Акустика на спортивных объектах: основные рекомендации

Хорошая акустика в спортивных сооружениях особенно важна. Ведь нередко они используются для проведения мероприятий, не связанных со спортом.

Звукоизоляция спортивных сооружений

Звукоизоляцию спортивного объекта лучше планировать еще на стадии проектирования.

Как звукоизолировать неровные поверхности

Шумоизоляция перекрытий напрямую влияет на комфорт собственников будущего жилья. Из нашей практики, свыше 80 % жалоб на плохую звукозащиту поступает именно из-за ударных шумов, проникающих через полы и потолки.

При проектировании, строительстве и реконструкции зданий образовательных учреждений (школ, институтов, университетов и т.п.), создание комфортной акустической среды является задачей высшего приоритета. В действующем СНиП есть требования по звукоизоляции помещений учебных классов и аудиторий, но пока отсутствуют требования к их акустическим параметрам.

Ключевые цифры

предельно допустимый уровень шума в учебном классе, библиотеке, учительской комнате (согласно СП 51.13330.2011)

предельно допустимый уровень шума на территории, непосредственно прилегающей к школе (согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96)

оптимальное время реверберации в классе общеобразовательной школы (время, за которое уровень звука уменьшается на 60 дБ)

минимальная звукоизоляция между двумя учебными классами, между коридором и учебным классом (согласно СП 51.13330.2011)

Вопросы звуко-виброизоляции и акустики в образовательных учреждениях:


  • Звукоизоляция учебных классов и аудиторий.
  • Звуко- и виброизоляция инженерного оборудования: снижение шума от систем вентиляции и кондиционирования, а также прочих прилегающих технических помещений (виброизоляция холодильных машин, шумоизоляция чиллеров и т.п.). При этом объекты защиты - непосредственно учебные классы и аудитории, а также прилегающие к техническим помещениям бытовые и административные помещения.
  • Создание требуемой акустической среды в учебных классах и аудиториях. Применение акустических отделочных материалов (подвесные потолки и стеновые панели) снижает гулкость в помещении. Это благоприятно сказывается на качестве и результате учебных процессов, снижает общую утомляемость обучающихся.

Интерактивная карта решений

Услышьте разницу. Эффект работы напыления Sonaspray (ДО и ПОСЛЕ)

Рекомендации Acoustic Group

Интерактивная карта инженерных решений. Ссылка откроется в новой вкладке

Проектирование звукоизоляции между учебными классами и аудиториями производится с применением решений и конструкций данного альбома. В альбоме приведены схемы и лабораторные значения звукоизоляции для различных вариантов стен и перегородок, полов и потолков.

Виброизоляция инженерного оборудования выполнятся согласно схемам из альбома (раздел 7). Для решения задач по виброизоляции применяются материалы семейства эластомеров из полиуретана Sylomer и Sylodyn, а также пружинные виброизоляторы Isotop и виброподвесы Виброфлекс М8.

Для создания требуемой акустической среды в помещениях учебных классов и аудиторий на потолке и стенах применяются звукопоглощающие отделочные материалы различного типа. Мы уверены, что в нашем каталоге, вы сможете найти то, что нужно.

Материал применяется в помещениях большого объема (например, в помещениях учебных аудиторий, актовых и спортивных залах) для уменьшения времени реверберации (гулкости) и снижения уровня шума.

Читайте также: