Звонят откройте дверь где снимали

Обновлено: 28.03.2024

В 1964 году в руки начинающему режиссёру Александру Митте попал в руки сценарий фильма «Звонят, откройте дверь» . Митта уже не был новичком в кино, но предыдущие работы сделал в соавторстве с более опытными коллегами. Сейчас он задумал снимать собственный большой полнометражный фильм, и сценарий пришёлся кстати. Написал его драматург Александр Володин , в ту пору тоже начинающий. Фактически именно с этой лентой Володин и дебютировал как сценарист. Правда,

тема в сценарии поднималась непростая и неоднозначная - главной героиней была пионерка, которая влюбилась в вожатого-десятиклассника.

Митту все отговаривали от этих съёмок, уверяя, что материал чересчур сложный и обрекает режиссёра на провал.

Но тот настоял и даже прошёлся на пару с Володиным по кабинетам начальства киностудии «Мосфильм», чтобы получить разрешение. Но, представляя редакторам историю, Митта слегка лукавил: он не раскрывал замысел полностью, а говорил, что это фильм про пионеров и их обыденную жизнь. О том, что красной нитью через ленту пройдёт романтическая линия, он молчал.

В итоге разрешение было получено, хотя сценарию и присвоили третью категорию. Из-за этого, кстати, за него не хотела браться маститые кинооператоры. Формально на съёмки командировали оператора Александра Панасюка , но

большую часть снял ещё один дебютант, а по совместительству сосед Александра Митты по дому. Это был никому не известный студент ВГИКа Павел Лебешев ,

который в будущем превратится в уникального мастера съёмок и за которого режиссёры будут драться. Лебешев, прочитав сценарий, не раскритиковал его, как это делали более взрослые и опытные коллеги, а похвалил. И Митта пригласил его поработать.

Огромной проблемой стал поиск актрисы на главную роль. Пробы проводили несколько месяцев, девочек искали повсюду , но Митта отметал всех кандидаток. Однажды он отметил школьницу , которая постоянно присутствовал на площадке. Это была внучка второго режиссёра картины Виктора Проклова, который и подбирал артистов.

11-летняя Лена Проклова приходила с дедушкой на киностудию и иногда её просили помочь претендентам на роли в фильме отыграть эпизод на пробах. Таким образом девочка выучила часть текста, и Митте вдруг показалась, что она может сыграть роль главной героини. Сценарист Александр Володин, увидев пробы с Прокловой, моментально решил, что актриса найдена.

Когда у других возникали сомнения, он говорил, что

эта девочка - настоящая женщина, что в обличии 11-летней девчушки прячется сильнейшая женская натура.

И в конце концов эта точка зрения победила, а Елену Проклову утвердили на роль Тани Нечаевой.

Её экранным партнёром стал Сергей Никоненко , которому доверили роль того самого вожатого, в которого влюбляется пионерка Таня. И само собой случилось, что и сама Елена потихоньку влюбилась в Сергея. Но Никоненко, игравший десятиклассника, тогда был уже опытным актёром и взрослым мужчиной - ему уже исполнилось 24 года. Мало того, он уже был женат, так что страдания юной партнёрши он совсем не замечал. Зато Елене юношеская влюблённость помогала понять чувства героини и достоверно изобразить их перед камерой.

За роль немного нелепого музыканта-трубача бились четыре советские знаменитости. Александр Володин видел в его роли Василия Меркурьева , но режиссёр попробовал ещё и Владимира Басова и Всеволода Санаева . Но после на эту роль он позвал Ролана Быкова, и не в последнюю очередь потому, что был с ним знаком с детства.

Ролан Быков слыл в кинематографической среде актёром неуживчивым, потому что постоянно пытался режиссировать съёмки сам.

Он уже дебютировал в кино именно как режиссёр, сняв успешную комедию «Семь нянек» , так что и Митты были опасения, что актёр снова начнёт вмешиваться в постановку. Но всё прошло на удивление гладко, Быков не пытался диктовать коллеге, как и что снимать, хотя и придумал для своего героя несколько любопытных черт.

Музыку для фильма написал композитор Вениамин Баснер , очередной дебютант. Как композитор Баснер уже заслужил славу, но для кино он не писал. Позвал его всё тот же Митта, которому он приходился дальним родственником. Фактически с ленты «Звонят, откройте дверь» началась карьера Баснера в кино.

Когда фильм был готов, Митта решился показать его своему учителю, легендарному Михаилу Ромму.

Ромм был в числе тех, кто активно отговаривал Александра брать в работу сценарий Володина и считал ленту бесперспективной.

Но после просмотра Ромм высоко оценил работу ученика и всей съёмочной группы, что, конечно же, режиссёру польстило.

Когда «Звонят, откройте дверь» вышел на экраны, это стало событием. Фильм позиционировался как детский, но проблемы в нём поднимались взрослые, поэтому в кинотеатры шли и школьники, и семьи, и взрослые зрители. Это был тот самый редкий случай, когда

Ну а для главной актрисы она стала определяющей: Елена Проклова навсегда связала жизнь с кино.

А что вы увидели в фильме «Звонят, откройте дверь»: пионерские будни или одинокого ребёнка?



28 марта отпраздновал свое 87-летие знаменитый кинорежиссер и сценарист, народный артист России Александр Митта. Его самыми известными работами стали первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» и сериал «Граница. Таежный роман», за который режиссер был удостоен Государственной премии. А всемирную известность ему принесла одна из первых работ, драма «Звонят, откройте дверь», где свою дебютную кинороль исполнила 11-летняя Елена Проклова. Для нее этот фильм во многом стал судьбоносным, ведь на съемках она испытала те же чувства, что и ее героиня…

Александр Митта в 1966 г. | Фото: kino-teatr.ru

Режиссерским дебютом Александра Митты стал детский фильм «Друг мой, Колька. », который он снял через год после окончания режиссерского факультета ВГИКа, но настоящая популярность пришла к нему через 4 года, когда на экраны вышла драма о подростках «Звонят, откройте дверь», снятая по сценарию драматурга Александра Володина. «Пионерская тема», изрядно заезженная в советском кино, у Митты зазвучала по-новому, ведь в каком бы жанре ни работал режиссер, будь то остросюжетный фильм или мелодрама, в центре сюжета у него всегда были сложные человеческие взаимоотношения, которые режиссер раскрывал с присущими всем его работам глубиной и психологизмом. Режиссер поставил перед собой непростую задачу – снять детское кино с недетскими смыслами, о взрослой любви 11-летней девочки.

Кинорежиссер, сценарист, народный артист России Александр Митта | Фото: kino-teatr.ru

По сюжету, пятиклассница Таня, стараясь завоевать внимание десятиклассника-пионервожатого Петра, ставшего ее первой любовью, начинает заниматься общественной работой и разыскивает первых пионеров их города. Знакомясь с разными людьми, девочка испытывает новые, незнакомые чувства, и благодаря этому опыту она постепенно взрослеет. Чтобы в 1960-х гг. снять кино о первой любви пятиклассницы, Володину и Митте пришлось пойти на хитрость: на этапе утверждения сценария они заявили о том, что этот фильм – о пионерском движении, но на самом деле он был о трудностях взросления. Роль 11-летней школьницы была главной в фильме, и его успех в многом зависел от удачного выбора юной актрисы. Поиски длились несколько месяцев среди всех московских школьниц и были безуспешными: режиссер просмотрел около 11 тысяч претенденток, но ни одна из них его не устраивала.

Лена Проклова в школьные годы | Фото: biography-life.ru

Вторым помощником режиссера на съемках был Виктор Проклов, в прошлом – актер МХАТа. К нему на студию часто приходила 10-летняя внучка Лена, которая была так увлечена этими кинопробами, что выучила весь текст из них наизусть. Когда Александр Митта уже был близок к отчаянию из-за неудачных поисков главной героини, дедушка привел на пробы Лену Проклову. Ей предложили изобразить глубокое горе. Чтобы понять это состояние, ей пришлось представить, будто ее дедушка находится на грани смерти. Со своей задачей юная актриса справилась, но члены съемочной группы после этого еще долго не могли успокоить девочку. Так она получила свою первую роль в кино.

Елена Проклова в фильме *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: biography-life.ru

Кадр из фильма *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: vokrug.tv

Позже Елена Проклова называла Александра Митту своим творческим отцом, ведь он открыл ее актерский талант в дебютном фильме, а потом снял ее еще в одной своей картине – «Гори, гори, моя звезда». Режиссер приглашал ее и в «Экипаж», но она отказалась, и свою звездную роль в этом фильме исполнила Александра Яковлева. О Митте актриса говорила: « Я с Сашей отработала две картины и действительно считаю его тем человеком, который привел меня в кино, научил любить труд, и очень ему благодарна за достаточно жесткие уроки, которые он мне давал ».

Елена Проклова в фильме *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Режиссер восхищался тем, что его юная актриса работала так же, как и взрослые, не жаловалась на трудности, снималась даже по ночам и не требовала поблажек: « Леночка с детских лет отличалась невероятной ответственностью и трудолюбием. Фильм «Звонят, откройте дверь» мы снимали зимой. Съемки проходили на бульваре. Были дикие холода, вся съемочная группа оделась в летчицкие комбинезоны, а она в тонких рейтузиках, в легком пальтишке. В какой-то момент она исчезала, убегала в автобус. Погреется, чай попьет, поплачет – и назад на работу. Это у нее семейное. Она из актерской семьи, ее дед был театральным режиссером, а в нашей съемочной группе вторым режиссером. Когда же надо было в мороз ходить по асфальту на коньках, репетировать, опять ждать своей очереди, а потом дубли, дубли, Лена вообще превращалась в ледышку, но не жаловалась, делала все как надо ». А сама актриса спустя годы говорила: « Такую актерскую школу пройти – на мой взгляд, дорогого стоит. Она тяжелая, но закаляющая на всю жизнь ».

Елена Проклова в фильме *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

16-летнего персонажа, в которого влюбилась героиня Прокловой, сыграл 24-летний Сергей Никоненко, выглядевший намного моложе своих лет. Елена так вжилась в образ, что пропускала через себя все чувства своей героини, и на самом деле увлеклась молодым актером. Позже она рассказывала: « Я была влюблена как героиня, а оно же для меня тогда одно и то же было – я играла эту любовь, вот я и влюбилась ». Годы спустя Никоненко признался: « Я не замечал этих чувств, могу сказать честно… Да и я уже в ту пору женат был ». Конечно, он не обратил внимания на то, с каким обожанием на него смотрела эта маленькая девочка. Так сюжет фильма стал для Елены Прокловой реальностью.

Сергей Никоненко в фильме *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Сергей Никоненко в фильме *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Этот фильм пользовался у зрителей большой популярностью – в год выхода его посмотрело около 11 млн зрителей, а в 1966 г. драма Митты получила главный приз Международного фестиваля детских фильмов в Венеции, и к молодому режиссеру пришла мировая известность и признание. На Творческой конференции киностудии «Мосфильм» работу Митты отметили бронзовой медалью, Елена Проклова была награждена дипломом «За лучшее исполнение женской роли», Ролан Быков – «За лучшее исполнение мужской роли», Александр Володин – «За лучший сценарий».

Елена Проклова в фильме *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: vokrug.tv

Позже Елена Проклова рассказывала, что тогда слава на нее вдруг обрушилась, как ледяной дождь. Ее везде узнавали, останавливали на улицах, брали автографы, она ездила на фестивали, давала интервью. Дед юной актрисы испугался такой популярности внучки – он не хотел, чтобы она продолжала сниматься, опасаясь, что в таком раннем возрасте эта слава искалечит ей жизнь. К счастью, Елене Прокловой удалось избежать звездной болезни и всех ее «осложнений».

Кадр из фильма *Звонят, откройте дверь*, 1965 | Фото: kino-teatr.ru

После такого успешного дебюта Проклова уже не сомневалась в выборе дальнейшей профессии. Подростком она сыграла еще несколько ролей – в фильмах «Снежная королева», «Встречи», «Переходный возраст», «Гори, гори, моя звезда». Она говорила, что эти роли повлияли на ее формирование как личности даже больше, чем реальные эпизоды жизни. Поэтому она окончила Школу-студию МХАТ и продолжила сниматься в кино.

Заслуженная артистка РСФСР Елена Проклова | Фото: kino-teatr.ru


Сегодня в ее фильмографии – более 50 работ, а ее партнеры по фильмам больше не оставались равнодушными к ее обаянию, как Сергей Никоненко: Почему Елену Проклову называли самой опасной и жестокой красавицей советского кино .


Двенадцатилетняя школьница Таня Нечаева (Елена Проклова) тайно влюблена в вожатого — десятиклассника Петю Крючкова (Сергей Никоненко). Чтобы привлечь его внимание, Таня начинает активно искать участников первых пионерских дружин.

После уроков она вместе с одноклассницами обходит квартиры домов, расположенных в ее районе. Во время одного из таких обходов она встречает своего ровесника Гену (Виктор Косых). Пообещав помочь Тане, мальчик знакомит ее со своим отчимом Павлом Васильевичем Колпаковым (Ролан Быков), который играет в оркестре на трубе.

Выслушав ребят, дядя Паша со всей серьезностью отнесся к их просьбе о помощи, и вместе с ними принял участие в розысках первых пионеров.

История создания фильма Звонят, откройте дверь / Zvonyat otkroite dver

Для Александра Володина фильм « Звонят, откройте дверь » стал вторым опытом написания киносценария и первой полнометражной лентой: его дебютом в кино в 1962 году стала короткометражка « Прошлым летом». В середине 1960-х годов драматург переживал непростой период: он вынужден был уйти из театра, и кинематограф дал ему возможность творческой реализации.

Постановщиком картины стал недавний выпускник режиссерского факультета ВГИКа Александр Митта, для которого «Звонят, откройте дверь» стала второй самостоятельной работой. Ранее Митта поставил картины « Без страха и упрека » и (совместно с Алексеем Салтыковым) « Друг мой, Колька! » .

Поиски девочки, которая должна была сыграть главную героиню фильма, были долгими: Митте пришлось просмотреть около 11 тысяч претенденток на роль Тани, пока он не остановил свой выбор на московской школьнице Лене Прокловой, которой было в то время 10 лет. Ленин дедушка Виктор Тимофеевич Проклов, в прошлом актер МХАТа, работал вторым помощником режиссера в картине. Лена часто приходила к нему на студию и знала о новом фильме дедушки — она даже выучила наизусть текст для проб. И вот, когда режиссер и его ассистенты уже были близки к отчаянию, Виктор Тимофеевич привел на пробы внучку, которую сразу же утвердили на роль.

Дебют юной актрисы оказался очень успешным: ее непосредственность и искренность были отмечены как зрителями, так и критиками. Кроме того, Проклова привлекла внимание режиссеров, которые вскоре после выхода картины на экраны буквально засыпали ее предложениями сыграть в их лентах, и вскоре она уже снималась у Геннадия Казанского в экранизации пьесы Евгения Шварца « Снежная королева » , а затем у Ричарда Викторова в « Переходном возрасте » .

В 1966 году фильм «Звонят, откройте дверь » был удостоен главного приза « Золотой лев святого Марка» на Международном фестивале детских фильмов в Венеции, на состоявшейся в том же году Творческой конференции студии «Мосфильм» лента была отмечена бронзовой медалью, Елена Проклова была награждена дипломом «За лучшее исполнение женской роли», Ролан Быков — дипломом «За лучшее исполнение мужской роли», а Александр Володин — дипломом «За лучший сценарий». В 1967 году Елена Проклова и Виктор Косых стали лауреатами премии МГК ВЛКСМ « Алая гвоздика» на Всесоюзной неделе детского фильма, а в 1972 году режиссеру Александру Митте была присуждена Премия Ленинского комсомола «За создание фильмов для детей и юношества».

Интересные факты о фильме Звонят, откройте дверь / Zvonyat otkroite dver

• Александр Митта снял Елену Проклову в своей следующей картине — « Гори, гори, моя звезда», а затем приглашал ее сыграть в «Экипаже», но актриса отказалась, и роль досталась Александре Яковлевой.

• В американский прокат фильм вышел в октябре 1967 года под названием « Девочка и горнист» (The Girl and the Bugler).

• В небольшой роли тренера по фехтованию снялся известный в будущем спортсмен, актер и постановщик трюков Владимир Балон, знакомый зрителям по ролям в картинах « Д'Артаньян и три мушкетера » , « Гардемарины, вперед! » и « Виват, гардемарины! » .

• Эпизодическую роль родного отца Гены сыграл Олег Ефремов, который несколькими годами ранее поставил в театре « Современник » пьесы Александра Володина «Пять вечеров», «Моя старшая сестра» и «Назначение».

Съемочная группа фильма Звонят, откройте дверь / Zvonyat otkroite dver

Режиссер: Александр Митта.
Автор сценария: Александр Володин.
В ролях: Елена Проклова, Ролан Быков, Владимир Белокуров, Виктор Косых, Ольга Семенова, Сергей Никоненко, Олег Ефремов, Люсьена Овчинникова, Ия Саввина, Антонина Максимова и другие.
Оператор: Александр Панасюк.
Композитор: Вениамин Баснер.

В режиссерской карьере Александра Митты "Экипаж" был десятым фильмом. Митта несколько лет вынашивал идею снять реалистичное многожанровое кино - он хотел смешать на экране в одном фильме мелодраму, романтическую комедию, бытовую драму, трагедию, подвиг. Все как бывает в реальной жизни. Идею снять подобный фильм режиссеру Александру Митта подсказал Голливуд. Там эта тема была очень популярной после экранизации бестселлера Артура Хейли "Аэропорт", вышедший в 1970 году.

В итоге, в 1976 году он подал заявку на фильм об авиакатастрофе.

Но в разгар работы над сценарием, проект чуть не закрыли. Причиной в этот раз стало министерство гражданской авиации. Министр узнал, что готовятся съемки об авиакатастрофе на территории СССР и потребовал прекратить производство фильма, порочащего престиж советской авиации.

В 1979 году на советские экраны вышла картина, которая открыла публике неизвестный до этого жанр кино - фильм-катастрофа. Благодаря хитросплетенному повествованию любовных историй и семейных страстей, разыгрывающихся на фоне природного бедствия и выживания, картина произвела фурор среди зрителей. Как это часто бывает, история создания подобных шедевров остается неизвестной обычному зрителю.

Сценаристы придумали очень закрученный сюжет: землетрясение, взрыв нефтеперерабатывающего завода, горящая лава, селевой поток, отрывающийся при приземлении хвост самолета, ремонт лайнера во время полета.

Работа над сценарием фильма была еще в самом разгаре, а по министерству авиации уже пополз слух: "Мосфильм" затевает картину про аварию нашего самолета. Но как же так?! Самолеты фирмы Туполев - самые надежные в мире, "Аэрофлот" - самая лучшая и безопасная компания в мире.

Надо было что-то придумать. И авторы - Юлий Дунский и Валерий Фрид - нашли блистательное политическое решение: катастрофа происходит в Африке в вымышленном горном городе Бидри, а самолет Туполева падает не сам, а из-за природного катаклизма.

Денег на реализацию проекта съемочная группа попросила немного – 1,5 млн рублей. Это скромный бюджет для подобных фильмов. Но выдали лишь 1 млн 250 тысяч рублей. Спонсором выступил Аэрофлот. Заместитель министра гражданской авиации Сергей Павлов стал консультантом картины. С его помощью удалось удешевить производство: съемки в аэропортах были обеспечены.

В знаменитом "Экипаже" практически все главные роли играли не те актеры, которых режиссер Александр Митта первоначально планировал, а рабочее название фильма было "Запас прочности".

Александр Наумович хотел, чтобы командира экипажа Тимченко играл Алексей Петренко, но он отказался. Петренко заявил, что ему "трудно сниматься в этом железе", не его это, "а вот в избе деревянной - да, а тут - нет, извини, пожалуйста".

Тогда Митта позвал Георгия Жженова. Это была совершенно четкая удача.

Так же с ролью Леонида Филатова. Роль бортинженера Игоря Скворцова , должен был играть Олег Даль: начал уже сниматься, но заболел - нервное истощение, врачи сказали, пролежит в больнице месяца два.

"Роль не идет, режиссер недоволен, текст не держу, ночами не сплю - психую. В общем, сниматься не могу. " - говорил Олег Даль. - Режиссер классный, сценарий классный, но я впервые в жизни не могу сниматься. Не могу, поверьте". Олег произнес это так мучительно и искренне, что отставка была принята.

Картина простаивать не могла, и взяли Филатова, совсем тогда неизвестного артиста.

"Леонида Филатова я знал давно. Перед "Экипажем" он снялся всего в одном фильме ("Иванцов, Петров, Сидоров"), и там его сняли неудачно. Перед тем как его пригласить на роль, я смотрел этот фильм - целых сорок минут гляжу на экран, и ни разу мне не дали увидеть его глаза! Ничего нельзя было понять про него как актера. В то время обязательным были актерские пробы. Я позвонил Филатову, сказал, что буду пробовать его и Даля. Он был уверен, что я все равно возьму Даля, и отказался. Даль стал работать, но заболел. Фильм нельзя было останавливать на два месяца, я звоню Филатову – приходи, роль свободна. Но он сперва сам позвонил Далю, выяснил, что за этим нет никаких интриг, согласился…" - вспоминал Александр Митта.

Александру Яковлеву, снявшуюся в роли бортпроводницы Тамары нашли совершенно случайно. Митта шел по коридору "Мосфильма" и увидел плачущую красивую девушку - слезы, какие-то неестественно крупные, горошинами лились из глаз.

Александр Наумович поинтересовался: "Что случилось?" Рыдающая Яковлева сказала с обидой: "Они дураки! Не взяли меня, а я лучше!" Оказалось, не утвердили ее в какой-то роли.

Он тогда предложил: "Ну тогда пойдем к нам". Привел в группу и и попросил оператора Валерия Шувалова: "По-моему, эту девочку надо посмотреть".

Звонят, откройте дверь кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Звонят, откройте дверь (1965): смотреть онлайн

информация о фильме

Александр Митта

Александр Володин

Вениамин Баснер

Пётр Киселёв

Елена Проклова , Ролан Быков , Владимир Белокуров , Сергей Никоненко , Ольга Семёнова (V) , Виктор Косых , Виктор Сысоев

О приключениях двенадцатилетней Тани, отправившейся на поиски зачинателей пионерского движения, ее разочарованиях в лучшем друге Пете, встречах с москвичами - обычными и необыкновенными людьми.

последнее обновление информации: 09.05.21

трейлер >>

кадры из фильма >>

Звонят, откройте дверь (1965) фотографии

Звонят, откройте дверь (1965) фотографии

Звонят, откройте дверь (1965) фотографии

Звонят, откройте дверь (1965) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

. Кстати, довольно откровенного содержания: Я слишком мала, Чтобы любить тебя, Чтобы оставаться с тобой наедине. Ты меня не замечаешь, Да и кто я для тебя? Но никто не запретит мне грезить О том дне. читать далее>>

. Мне тоже фильм понравился: актёры один лучше другого. :) . Как это ещё отчим Гены только всё терпит и понимает: другой бы уж давно махнул рукой и бросил такую жену и чужого ребёнка. . Бедная. читать далее>>

. На весь день и мы уходили на речку или у подружки, и дети мои так же бегали, и со всем вами написанным согласна, правда ключ под ковриком не оставляли, было у нас потайное место. Но чтобы меня на. читать далее>>

. Уважаемая Римм@, вероятно, вы забыли то время, а тогда люди жили так, то есть очень спокойно и за сегодня, и за завтра, и за месяц вперёд. Ключи оставляли под ковриком, или в незапирающемся почтовом. читать далее>>

Хороший фильм, дети играют замечательно. Мне так было жаль Таню (Лена Проклова) - у девочки все время грусть в глазах, и Гену (Витя Косых) - мамы их все к папам мчат, дети сами по себе. А Гены так и. читать далее>>

Читайте также: