Живопись водяными красками наносимыми на сырую штукатурку при строительстве храмов в древней руси

Обновлено: 03.05.2024

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Фре́ска (от — свежий ), аффреско — живопись по сырой штукатурке , одна из техник стенных росписей, противоположность « а секко » . При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. .

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Картина, написанная водяными красками по свежей сырой штукатурке. Древнерусские фрески. Вид живописи - настенная роспись. Н прил. фресковый, -ая, -ое. Фресковая живопись.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
фрески, ж. (от ит. fresco - свежий, сырой) (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Древние фрески новгородских церквей.

Примеры употребления слова фреска в литературе.

Стены часовни украшали фрески работы фра Анджелико, выполненные в 1447-1449 годах от Рождества Христова и представлявшие собой квинтэссенцию простодушия и невинности.

На третьей фреске Анжу увидел чудовищные сцены, происходившие на фоне панорамы Лиона, на четвертой был изображен объятый безумием Руан.

Тщательное изучение грузинской литературы, памятников материальной культуры, архитектуры старинных монастырей и замков, фресок, орнаментов и миниатюр помогло писательнице выработать ясное представление о духе времени, о материальном облике эпохи, о ее людях - персонажах своего будущего произведения: Овладев всем этим материалом, в 1922 году, когда семья Антоновских переехала на постоянное жительство в Москву, писательница вплотную приступила к работе над романом.

Пока придворная дама ходила за кошелем, Робер Артуа, забыв на время свои заботы и козни, огляделся вокруг - стены высокой залы были покрыты фресками на библейские сюжеты, резной дубовый потолок имел форму шатра.

Наши чадские друзья связали вместе снопы папируса в несколько слоев, цепляя множество коротких веревок одна за другую, и хотя нам под конец удалось все-таки убедить их надставить высокий ахтерштевень, соответствие египетским фрескам было лишь внешним.

лилиана1409

Прочитайте фрагмент источника и выполните задания. «…Сим моим имянным указом регулярной команде повелеваю: как вы, мои верные рабы, регулярные солдаты … , рядовые и чиновные, напередь сего служили мне и предкам моим, великим государям, императорам всероссийским, верно и неизменно, так и ныне послужите мне, законному своему великому государю Петру Феодоровичу до последней капли крови. И, оставя принуждённое послушание к неверным командирам вашим, которые вас развращают и лишают вместе с собою великой милости моей, придите ко мне с послушанием и, положа оружие своё знамёнами моими, явите свою верноподданическую мне, великому государю, верность…». Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015. С. 129. А) Какие события освещает данный источник (10 баллов)? Б) Назовите итоги и последствия событий, связанных с источником. Ответ должен содержать не менее двух итогов и одного последствия (10 баллов).

Письмово описати Англійську революцію за планом: 1 Причини 2 Хід 3 Учасники 4 Наслідки, історичне значення​

поддержка гугенотов во Франции препятствование распространению протестантизма преследование европейских католиков возрождение авторитета папы римского … распространение идей Жана Кальвина​

Пожалуйста, добрые люди, помогите с всемирной историей. / Будь ласка, добрі люди, допоможіть з всесвітньою історією. Укр: 1. Чим, на вашу думку, ві … дрізнялись індійська та ісламська цивілізації Сходу, що розвивалися в Ранньому Новому Часі?2. Чому європейські володарі так уперто цікавилися країнами Сходу?3. Чому азійцям вдавалося стримувати експансію європейців?4. Оцініть наслідки взаємодії Індії та Персії з країнами ЄвропиРус:1. Чем, по вашему мнению, отличались индийские и исламские цивилизации Востока, Которые развивались в Раннем Новом Времени?2. Почему европейские властители так упорно интересовались странами Востока?3. Почему азиатам получалось сдерживать экспансию европейцев?4. Оцените последствия взаимодействия Индии и Персии с странами Европы.

Определи верность утверждений. 1. Генеалогия распространялась только в Письменных источниках. 2. Двойная летопись, написанная в XVII веке, Включает «С … борник летописей» и «Родословную тюрков». 3. Почти все летописи казахской истории начинаются с легенды об Алаша-Хане.

4. В каком веке была написана «Повесть временных лет»?

1) в IX в. 2) в X в. 3) в XII в. 4) в XV в.

5. Как называлась славянская азбука:

1) кириллица 2) скоропись 3) латиница 4) буквица.

6. Отметьте одну из причин принятия христианства Владимиром Святославичем.

1) необходимость укрепления Древнерусского го​сударства путем сплочения населения

2) стремление развить грамотность на Руси

3) стремление установить добрососедские отноше​ния с Волжской Булгарией, Хазарией, Визан​тией

4) необходимость снизить военную угрозу со сто​роны печенегов, исповедовавших эту религию

7. Под чьим влиянием сформировалась древнерусская архитектура:

1) итальянским 2) византийским 3) хазарским 4)арабским.

8. Норманнская теория о происхождении Русского государства появилась

1) в IX в. 2) в XII в. 3) в XV в. 4) в XVIII в.

9. На каком языке составлялась летопись в Киевской Руси:

1) на латыни 2) на греческом 3) на славянском 4) на русском.


10.Какой из названных памятников был построен в XII в.?

1) церковь Покрова на Нерли

2) Архангельский собор Московского Кремля

3) Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве

4) церковь Вознесения в Коломенском

11. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку при строительстве храмов в Древней Руси, называлась

1) фреской 2) акварелью 3) парсуной 4) мозаикой

12. Что относится к жанру героического эпоса?

1) летописи 2) сказки 3) пословицы и поговорки 4) былины

13. Съезд русских князей в 1097 г. в Любече был созван с целью

1) установить новый порядок взимания дани

2) принять Русскую Правду

3) остановить междоусобицы

4) принять решение о введении на Руси христианства

14. К какомe периоду относится возникновение государственности у восточных славян?

1) VI – VII 2) IX – X 3) X – XI 4) XI - XII


15. Прочтите отрывок из сочинения историка 19 века и укажите, чьё правление характеризует автор.

«Деятельность его имела исключительное значение: он создал из разобщённых городов и племён большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путём договоров, правильные торговые отношения Руси с Византией; словом он был создателем русско-славянской независимости и силы».

1) Рюрик 2) Олег 3) Игорь 4) Святослав

16. Какое событие произошло раньше всех других?

1) крещение Руси 3) первый поход Батыя на Русь

2) призвание варягов на Русь 4) создание Русской Правды

17. Что из названного относилось к деятельности князя Святослава Игоревича?

1) политическое объединение Новгорода и Киева

2) крещение Руси

3) разгром Хазарского каганата

4) создание свода законов Русская Правда

18. В результате похода князя Олега на Константинополь…

1)​ был заключён выгодный для Руси торговый договор

2)​ Византия уступила Руси Дунайскую Болгарию

3)​ Князь и его дружина приняли крещение

4)​ Столица Византии была разграблена.

19. Прочтите отрывок из Повести временных лет и напишите название места, где произошло описываемое событие.

« Собрались… для установления мира и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей…» И на том целовали крест».

20. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления.

Что такое Фреска Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно […]

Что такое Фреска Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно […]


Что такое Фреска

Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный оттенок. Натуральные пигменты не вступают в химические соединения с известью, поэтому их использование так важно.

Как создаются фрески

Фресковая живопись

Мы можем полюбоваться фресками еще на античных памятниках монументальной живописи. Но популярны фрески были и для украшения жилых домов, в основном, знатных и богатых людей. Во время эпохи Возрождения фрески приобрели особую популярность. Они украшали дворец герцога Людовика Гонзага, над ними работали величайшие мастера своего времени — Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо. Интересно, что людям нравилось изображать на фресках дома быть своей семьи. С XVI в . в Италии распространилась « чистая » фреска (« буон фреско «) без применения темперы . При этом верхний слой грунта ( интонако ) в этом виде фрески наносился только на тот участок , который живописец рассчитывал закончить до его высыхания . Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII — XVIII вв . В XIX в .

В России фрески можно часто увидеть в храмах. На стенах Светогорского монастыря и Ферапонтова монастыря есть потрясающие работы.

Католические храмы — например церковь Санта Мария в Риме, тоже украшены фресками.

Современные фрески часто пишут акриловыми красками или методом цифровой печати, но старые мастера предпочитают классическую технику. Правда, сэкономить в таком случае не получится.

Самые известные фрески

Фреска. Микеланджело.

Фреска. Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область

Фреска. Джотто ди Бондоне. «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304—06 гг. Капелла дель Арена. Падуя

Мастер-класс по созданию фрески

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

Фреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.

Фреска. Андреа дель Поццо. «Триумф Святого Игнатия», 1690

Фрески старых итальянских мастеров Возрождения до сих пор украшают стены многих храмов и дворцов. Это объясняется уникальной особенностью старинного способа рисования. Известь, входящая в состав штукатурки, после нанесения краски образует на стене тонкую кальцитную пленку. Невидимый прозрачный слой защищает художественный образ от разрушительного воздействия влаги.

Виды и техники фресок

Фрески разделяют по технике исполнения на следующие разновидности:

  • Buon (истинная);
  • Secco (сухая);
  • Mezzo (наполовину сухая).

Фреска. Изображение купающейся женщины в замке Кусейр Амра. Иордания. VII век нашей эры

Buon fresco — самая древняя и технически сложная разновидность фрески. Перед началом основных работ на сухую оштукатуренную поверхность стены наносили тонкий дополнительный слой штукатурки. На нем фрескист рисовал изображение водорастворимыми красками.

Основное преимущество buon fresco заключается в том, что красящие пигменты глубоко проникают в поры влажной штукатурки. Это обеспечивает хорошую сохранность рисунка на протяжении многих лет и даже столетий.

Фреска. Византийская фреска XI века

Но у техники был серьезный недостаток. Мастер мог работать над изображением ограниченное время — примерно 7-9 часов, пока отделочный слой не высохнет. По окончании этого срока приходилось удалять необработанные оштукатуренные участки. Кроме того, нельзя было вносить исправления в готовый рисунок. При обнаружении серьезных ошибок верхний слой штукатурки снимали и работу полностью переделывали.

Фреска. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря», 1497

На смену buon fresco со временем пришла техника secco. Сухую оштукатуренную стену перед началом работ тщательно обрабатывали абразивными материалами, чтобы сделать поверхность шероховатой. Затем мастер темперными или масляными красками наносил на нее рисунок. Эта методика была более удобной для работы, но изображения получались гораздо менее стойкими и долговечными.

Фреска. Рафаэль Санти. «Парнас», 1510

В результате многочисленных экспериментов и творческих поисков в итоге была разработана третья техника — mezzo fresco. Ее суть заключалась в том, что сухую поверхность участка стены непосредственно перед началом работ обильно смачивали водой. Затем мастера выполняли роспись подготовленного влажного фрагмента. Именно mezzo fresco стала наиболее востребованной техникой. Она позволила одновременно и облегчить труд художников, и обеспечить длительную сохранность изображений.

История фрески

Увлекательная и солидная история фрески исчисляется многими тысячелетиями. Возраст древнейшего образца этого вида искусства — стенной росписи Зимри-Лим составляет более 3700 лет. Уникальный памятник культуры был найден в ходе археологических раскопок на территории современной Сирии.

Фресковая роспись также была известна грекам, римлянам и индийцам. В общей сложности в мировой культуре сегодня насчитывается несколько тысяч картин возрастом свыше 2000 лет.

Из Древнего Рима фреска распространилась по всей Византийской Империи, а позже и по всей Европе. Старинные росписи стен храмов с использованием техники рисования по штукатурке были востребованы в Киевской Руси, на территории современной Франции, Испании, Германии, Румынии.

Фреска. Фреска Минойской цивилизации с острова Санторини. XVII век до нашей эры

В XIII веке в Италии постепенно формируется собственная оригинальная школа фресковой живописи. На начальном этапе развития мастера преимущественно использовали технику buon fresco. Работа по сырой штукатурке была сопряжена с очевидными трудностями из-за быстрого высыхания основы. Поэтому уже спустя столетие мастера начали использовать secco и темперные краски.

Фреска. Этрусская фреска. IV век до нашей эры

Начало XVI века ознаменовалось распространением наиболее популярной техники mezzo. С этого периода и до конца XVIII века фресковая живопись на Апеннинах переживает подлинный расцвет. Монументальные росписи храмов создают многие известные итальянские живописцы:

    (Tiziano Vecellio); (Sandro Botticelli); (Pietro Perugino); (Raffaello Santi); (Michelangelo Buonarroti) (Giorgio Vasari); (Tintoretto); (Luca Giordano) (Andrea Pozzo); (Giovanni Battista Tiepolo).

Фреска. Микеланджело. «Роспись потолка Сикстинской капеллы», 1512

В это же время за пределами Италии фресковая живопись постепенно утрачивает популярность. При оформлении храмов предпочтение все чаще отдается более простым в техническом отношении витражным изображениям.

С началом XIX века традиционное искусство фрески окончательно уходит в прошлое. Интерес к нему со стороны активных художников стремительно угасает. В наши дни лишь немногие энтузиасты пытаются создать новые произведения монументальной живописи с использованием техники художественной росписи по штукатурке.

Фреска. Джованни Батиста Тьеполо. «Триумф Аврелиана», 1718

Самые известные фрески

Без сомнения, наиболее знаменитые фрески хорошо знакомы даже очень далеким от искусства жителям нашей планеты. Монументальные произведения потрясают своей красотой и величественностью. Среди них особо выделяются:

  • «Тайная вечеря» (1497) — творение Леонардо да Винчи на сюжет последней трапезы Христа со своими учениками. К сожалению, к концу ХХ века картина была сильно повреждена. Для спасения шедевра была проведена масштабная реставрационная кампания. Сегодня доступ для его осмотра сильно ограничен.
  • «Станцы Рафаэля» (1511) — великолепный комплекс картин, занимающий 3 отдельных помещения в Папском дворце Ватикана. Включает произведения на религиозную, мифологическую и историческую тематику.
  • «Роспись Сикстинской капеллы» (1481-1541) — плод коллективного труда величайших итальянских художников эпохи Ренессанса, в том числе Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти. В этом роскошно оформленном помещении в течение многих столетий кардиналы выбирают понтифика.
  • «Эпоха рептилий» (1947) — одна из немногих заслуживающих внимания работ ХХ века. Картина американского художника Рудольфа Заллинждера имеет огромные размеры — 33,5х4,9 метра и занимает целую стену Музея естественной истории Йельского университета. Сюжет произведения охватывает громадный временной промежуток в 350 миллионов лет.

Фреска. Рудольф Заллинджер. «Эпоха рептилий», 1947

Фреска — эффектный и весьма сложный по технике исполнения вид живописи. Поэтому ежегодно миллионы людей стремятся увидеть воочию шедевры великих мастеров в натуральную величину. А портал Very Important Lot дает возможность ценителям искусства принять участие в аукционах, чтобы приобрести уникальные предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить необычные картины напрямую у современных художников.

Читайте также: