Зажимы для заливки бетона

Обновлено: 19.04.2024

Редкое строительство обходится без изготовления железобетона, будь то фундаментная лента, плита, перекрытия или ограждающие конструкции. Независимо от сферы применения, арматурный каркас должен быть надежно защищен от внешней среды, чтобы монолит отслужил свой срок и не разрушился раньше времени. Обеспечивает эту защиту равномерный слой бетона определенной толщины со всех сторон, при условии, что он есть, и его достаточно. Чтобы ровно выставить каркас, соблюсти плоскость и добиться нужной толщины бетона, сравнительно недавно появились специальные пластиковые фиксаторы арматуры. Наши умельцы используют как эти доборы, так и подручные способы, и в некоторых случаях самоделки не уступают заводским прототипам.

Содержание

  • Основные разновидности фиксаторов и сфера применения
  • «Дедовские» способы: кирпич, штыри, камни
  • Пластиковые трубы в качестве фиксаторов
  • Бетонные фиксаторы: как сделать самостоятельно

Основные разновидности фиксаторов и сфера применения

Фиксаторы арматуры, еще называемые подставками под арматуру (они же дистанцеры или ограничители), предназначены для удержания арматурного каркаса, стержней или сетки на нужной высоте, в заданном положении, без перекосов и сдвигов, чтобы вокруг образовался равномерный защитный слой бетона (расстояние от поверхности арматуры до грани конструкции). Недостаточный слой или вообще проплешины, сквозь которые железо будет контактировать с влажной средой, это значительное сокращение срока службы монолита, опасность деформации и ухудшение прочностных характеристик. Слишком толстый слой – это необоснованная перезакладка, влекущая за собой повышение затрат на строительство.

Толщина ЗС зависит от типа железобетонной конструкции, функционала арматурных деталей (рабочие или конструктивные), а также от типа арматуры и ее сечения. Но нормативный минимум – не меньше 1 см и не меньше сечения арматурного стержня, независимо от остальных условий. В частном строительстве действуют следующие нормы по толщине ЗС:

  • Внутренние железобетонные конструкции и монолитные участки перекрытий – 20 мм (25 мм при повышенной влажности).
  • Cнаружи, без дополнительной защиты – 25 мм.
  • В грунте, без дополнительной защиты – 40 мм.
  • В фундаментах, без дополнительной защиты (подбетонка, слой ПГС) – 70 мм.
  • В фундаментах, с защитным слоем – 35-40 мм.

Изготавливают фиксаторы из прочного пластика, который не поддается коррозии, устойчив к колебаниям температур и химической среде бетона. Все фиксаторы делятся на три группы – для горизонтального монтажа, для вертикального монтажа и универсальные, а форма определяет специфику применения. Основных разновидностей несколько, плюс вариации в пределах каждого вида:

  • «Стульчики» – фиксаторы горизонтального типа, для одного слоя, используемые в фундаментах, стяжках, плитах перекрытий, обычный стульчик рассчитан на арматуру диаметром до 16 мм, усиленные стульчики подходят для арматуры 25-30 мм.
  • «Стойки» – бывают горизонтального и универсального типа с большим диапазоном габаритов (создание слоя от 15 до 40 мм), стойки можно использовать в разных положениях, кроме того, выпускают «многоэтажные» стойки, которые устанавливаются друг на друга, для увеличения толщины слоя.
  • «Звездочки/колесики» – универсальный фиксатор, представляющий собой кольцо с зубцами различного диаметра, в центре зажимной замок, позволяющий стопорить арматуру как вертикально, так и горизонтально. В основном применяется при заливке ограждающих конструкций, колонн, столбов, с арматурой сечением от 4 до 20 мм.
  • «Кубики» – горизонтальные фиксаторы, удобные своей многофункциональностью, один кубик дает четыре разных слоя (35-80 мм), в зависимости от используемой стороны корпуса. Диаметр арматуры – от 4 до 32 мм, сфера применения, как у стульчиков.
  • «Косточки/бабочки» – тоже горизонтальная подставка, позволяющая изменять толщину слоя установкой на определенную сторону, диаметр арматуры – от 25 до 40 мм.
  • «Опоры» – круглые, квадратные или прямоугольные горизонтальные фиксаторы, позволяющие получить слой от 25 до 80 мм, под арматуру от 4 до 32 мм. Для сыпучих оснований – специальные, усиленные опоры с круглой платформой большего диаметра. Также выпускают отдельные подставки (подложки) под фиксаторы, устанавливаемые на сыпучих основаниях.

Средний расход фиксаторов на 1 м² составляет от 5 до 10 штук, чем тяжелее каркас, тем больше опор под него потребуется. Если заливка предполагается поверх утеплителя, выбирают фиксаторы без острых ножек, чтобы не продавили, или используют для сыпучих грунтов.

Правильно подобранные и установленные фиксаторы не смещаются и не ломаются даже при передвижении по каркасу при заливке.

Участник FORUMHOUSE

Нормальные фиксаторы не ломаются при правильной установке. Они должны стоять вертикально, так как предназначены для удерживания усилий «сверху вниз». Если усилия будут в бок, то они могут срезать крепеж или «усики». У меня по арматуре, установленной на фиксаторы, бегало при заливке пять человек.

При всех достоинствах пластиковых расходников, это дополнительная статья затрат, и многие самозастройщики, в том числе и наши умельцы, предпочитают обходиться самоделками. Некоторые из них вполне жизнеспособны, а некоторым в монолите совсем не место.

«Дедовские» способы

Кирпич – керамический, силикатный, ломаные куски, одинаковые половинки, целые кирпичины – не вариант, минимум по двум причинам:

  • Габариты – сложно наколоть кирпич на одинаковые, небольшие фрагменты, большие же куски слишком объемные, что скажется на слое.

Участник FORUMHOUSE

Стульчики вещь хорошая, я себе ставил и не жалею, выигрыш в точном соблюдении защитного слоя бетона – кирпич «съест» больший слой бетона впустую.

  • Гигроскопичность – даже керамика, не говоря о силикате, впитывает влагу и будет передавать ее арматуре.

Арматурные штыри – многие используют воткнутые вертикально в землю пруты, чтобы к ним привязывать каркас, такой способ еще быстрее, чем кирпич, приведет к коррозии.

Участник FORUMHOUSE

Арматура должна быть герметична в бетоне, если она хоть одним краем будет соприкасаться с водой, то по ней будет поступать влага в бетон, и бетон будет разрушаться.

В ситуации же со штырями будет идти прямой подсос влаги с передачей на арматурный каркас по всей плоскости.

Камни–голыши примерно одинакового размера – вполне работоспособный вариант в качестве опоры, но при заливке каркас может сдвинуться и перекоситься. Соблюсти толщину слоя сложнее, но хотя бы не будет повышенной влажности. Если же речь о песчанике, то пластинчатая структура облегчает укладку и лучше удержит арматуру, но влагу он впитывает еще сильнее кирпича, поэтому понадобится слой гидроизоляции.

Трубная альтернатива

Пластиковые трубы – можно подобрать любой диаметр и толщину трубы в зависимости от типа основания, нарезать нужную длину, для надежной фиксации даже сделать пазы под сечение арматуры. Этот способ востребован среди наших умельцев, так как и толщина слоя выдерживается, и параметры монолита не ухудшаются.

Участник FORUMHOUSE

Можно ставить на обрезки 50 мм пластиковой канализационной трубы, резать можно на ту высоту, какую требуется. У меня получилось около 4-6 штук на погонный метр ленты шириной 40 см, при 12-ой арматуре (8 ниток в хомуте). От погружения в песок я подкладывал кусочки рубероида.

Труба может быть и больше.

Участник FORUMHOUSE

Я использовал обрезки 100 мм канализационной пластиковой трубы, где-то 7-8 см высотой напилил и поставил.

Участник FORUMHOUSE

Нарезаете из трубы ПНД 32 или 40 мм колечки нужной высоты и вертикально их ставите на крышки для консервирования. По щебню крышки, как правило, не нужны.

Бетонные фиксаторы: как сделать самостоятельно

Как и пластиковые, бетонные фиксаторы бывают промышленного производства, но используются, в основном, для больших объектов, и в продаже их найти сложно. Однако самостоятельно изготовить такие опоры может каждый, если есть время возиться с формами, заливкой и сушкой. Некоторые не заморачиваются с формованием и делают «нашлепки» из раствора или выкладывают конусом прямо по месту, но лучше все же потратить время.

Бетонные подставки чаще всего двух типов:

  • Прямоугольники – заливка в форму или нарезка на кубики незастывшего раствора;
  • Кругляши – заливка в обрезки пластиковых труб, получается ровный рельеф или заливка в донышки от пластиковых бутылок, получаются еще и пазы под пруты.

Если вставить в бетон проволоку, получатся не просто опоры, а настоящие фиксаторы арматуры.

Участник FORUMHOUSE

Посмотрите видео Антона Вебера, там процесс изготовления бетонных фиксаторов для ЗС. Собираете опалубку прямоугольником, заливаете жестким бетоном или пескобетоном, пока раствор не схватился, вставляете петли из вязальной проволоки, нарезаете массу на квадраты (5-7 см). После застывания бетона вытряхиваете из формы и ломаете по прорезям.

Работоспособность метода подтверждена.

AndrShurupovert

Участник FORUMHOUSE

Вчера попробовал сделать пилотную партию, сегодня остался доволен результатом, высыпал первые кубики на денек в воду, сделал следующую заготовку.

Зажим для опалубки незаменим при строительстве монолитных объектов из бетона. Мы познакомим наших читателей с этим полезным изобретением, благодаря которому процесс сборки и демонтажа форм для отливки можно проводить намного быстрее и эффективнее.

Для чего нужны зажимы

Опалубка используется при строительстве литых зданий из бетона. И чем больше конструкция, тем больше нужно элементов для работы. Для создания форм для заливки жидкого бетона применяют несколько видов материалов: обычную доску или металлические щиты. Последние становятся все более популярными, поскольку они долговечнее, не теряют форму из-за воздействия воды и их выпускают в нескольких размерных исполнениях (для стен, колонн и т. д.).

Уже в самом начале строителям пришлось решать задачу, как крепить между собою стоящие друг напротив друга щиты опалубки? Особенно если они достигают нескольких метров в высоту и имеют значительную длину? Решение пришло в виде простой конструкции из двух металлических пластин, которые надевались на металлический штырь, находящийся внутри формы. Эти пластины фиксировались разными способами. Они стягивали щиты, не давая им разойтись. А снимали их после того, как бетон застывал и форму для отливки демонтировали. Шпильки для опалубки оставались в стене или доставались, а крепления использовали для выполнения работы на следующем участке.

Но как и любая другая техническая идея, эта со временем претерпела ряд усовершенствований. В результате появилось несколько типов замков, при помощи которых проводится фиксация щитов формы для заливки бетона. Это:

крепеж для опалубки (пружинный или винтовой);

  • клиновой замок («краб»);
  • замок универсальный («крокодил»).

О каждом из них подробнее мы расскажем ниже.

Как это работает

Чтобы зафиксировать стоящие друг напротив друга щиты, в них делают отверстия по диаметру металлического прута, который используется в зажимах разных типов. Расстояние между щитами опалубки выбирается исходя из заданной толщины стен или колонн. При помощи крепежей щиты фиксируются по всей площади, для чего делается расчет нагрузки жидкого бетона на 1 м² поверхности опалубки. Они не позволяют конструкции терять форму и сохраняют заданные размеры все время, пока идет застывание смеси.

Для надежности крепления опалубку подпирают бимсы. Их можно изготовить из обычного деревянного бруса или досок. Крепеж щитов между собой по длине на углах тоже делается при помощи фиксаторов, отличных по конструкции от стяжных или пружинных зажимов.

Стяжной зажим

Самым простым по конструкционному исполнению является зажим, который состоит из таких компонентов, как стяжной винт для опалубки и навинчивающаяся на каждый из его концов гайка. Такие конструкции используются в основном для монтажа щитов из фанеры или досок при возведении небольших конструкций. Гайка не выдерживает высокого давления, возникающего при заливке больших объемов бетона.

Стяжной винт для опалубки, который еще иногда называют анкерным прутом, изготавливается из стали высокой прочности. Он отпускается производителями в виде прутов длиною от 1 до 3 м. Гайка тоже имеет несколько исполнений, отличаясь диаметром шайбы (от 7 до 10 см).

Кроме того, в конструкции может быть использован болт стяжной для опалубки, в котором применяется только одна гайка. При высоких нагрузках используется усиленный вариант гайки, известный под названием суперплиты. Это гайка-барашек с площадкой-упором. Эта площадка может фиксироваться под незначительным углом благодаря шарнирному соединению.

Недостатком этого типа соединения опалубки является то, что при сборке конструкции приходится иметь дело со множеством деталей, среди которых гайка, болт и винт стяжные, фиксатор конус. Кроме того, к недостаткам конструкции можно отнести и то, что на стяжные винты приходится надевать пластиковые трубки, чтобы после демонтажа щитов можно было извлечь винты из стены. Остающиеся отверстия приходится заделывать. А это тоже отнимает время.

Пружинный зажим

Как уже понял читатель, для того чтобы закрутить и раскрутить сотни стяжных зажимов, нужен не час и не два. Чтобы сэкономить время, был разработан зажим пружинный, который быстро устанавливается и легко снимается.

Такой фиксатор действует очень просто. Щиты устанавливаются на заданном расстоянии между ними. В имеющиеся отверстия продевается обычная арматура, концы которой на 10-15 см выступают над поверхностью каждого из щитов. На них надеваются клипсы и с помощью специального ключа фиксируются. После того как бетон затвердеет, пружинные зажимы для опалубки легко снимаются. А торчащие из стены концы арматуры аккуратно срезаются болгаркой и зашпаклевываются.

Некоторые мастера делают арматуру с приваренным к одному из концов жестким фиксатором в форме буквы «Т», оставляя только один конец свободным для клипсы. Это позволяет значительно сократить время, которое тратится на надевание пружинных фиксаторов на каждый из концов металлического прута.

В зависимости от толщины стен или колонн используются 2 типа стяжки для опалубки:

Второй тип имеет большую толщину платформы фиксатора относительно первого и, соответственно, способен выдерживать более высокие нагрузки.

Отметим, что пружинные зажимы для опалубки могут надежно фиксировать арматуру толщиной от 6 мм до 1 см. Как видит читатель, преимуществ у этого типа зажимов больше. Строители тратят меньше времени на монтаж и демонтаж опалубки , кроме того, не носят с собой многочисленные детали, такие как фиксатор конус, винт и гайка.

Клиновой замок

Помимо креплений, между щитами при строительстве используются также стяжки для опалубки, которые позволяют скреплять фрагменты конструкции между собой по длине. Это клиновой замок, который некоторые строители называют «крабом».

Он представляет собой 2 металлических зажима, которые надеваются один на другой. В центре каждой из секций есть сквозное отверстие, в которое вставляется клин. Надевая зажимы на края смежных щитов, строитель ударом молотка загоняет клин в отверстие и таким образом скрепляет их между собой.

Стяжки для опалубки клиновой конструкции позволяют надежно сцеплять между собой края сегментов опалубки толщиною до 20 см. Металлический клин надежно стягивает щиты, не давая им «гулять».

Снимаются они так же легко, как и фиксируются. Клин выбивается молотком, и вся конструкция разбирается фактически сама по себе.

Универсальный замок

Для большей надежности конструкции при ее монтаже устанавливается еще один захват монтажный для опалубки. Он надевается, кроме прочего, и на углы щитов, что позволяет создавать качественное крепление для заливки колонн. Также его используют в конструкциях, где между краями щитов есть зазор, в который вставляются разные конструкционные детали.

Эта конструкция носит название универсальный замок для опалубки. Она отличается от описанного выше клинового зажима. Один зажим движется свободно вдоль направляющей со вторым зажимом. Движущее усилие передается через ребристую ось, которая вращается специальным ключом. Это дает возможность стягивать конструкции с широкими краями и вставлять между ними деревянные элементы толщиною до 10 см.

Магнитные устройства

При заливке бетонных конструкций возникает необходимость проделывать дверные и оконные проемы. Для этого используются специальные приспособления, которые еще называют образователями проемов. Они монтируются в опалубке до начала заполнения ее жидким бетоном и изымаются после затвердения смеси.

Фиксировать образователи проемов помогают магнитные блоки, действующие на основе индукционных принципов. Из металла изготавливается прямоугольная форма по размерам будущего окна или двери. К ней с помощью бортовой оснастки магнитами крепится рама. При заливке смеси она сохраняет свою форму, образовывая проемы в монолите.

Эта современная технология дает возможность получать отверстия правильной формы и заданного размера. Магнитные блоки надежно фиксируют раму и при демонтаже легко снимаются. Для этого достаточно отключить их питание, и замки упадут сами собой.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал "tvoygarazh.ru" . Это позволит нам публиковать больше интересных статей.

Выбираем замок для опалубки

При применении опалубки в монолитном строительстве пристальное внимание уделяют соединительным элементам. Они гарантируют стабильность и прочность формирующей бетонную смесь конструкции, обеспечивают ее жесткость и непроницаемость всех соединительных швов. Поговорим более подробно, какие встречаются замки (другие наименования: зажим, «лягушка», заклепочник, «бабочка», клипса арматурная) для опалубочной системы, об их характеристиках и способах применения каждого типа. Это в дальнейшем даст возможность осуществить верный выбор замковых соединений под определенный вариант конструкции.

Сегодня в строительном деле практикуют применение различных замков для опалубочной системы. Каждый из них обладает собственными рабочими характеристиками и назначением. Потому перед приобретением необходимо непременно ознакомиться с устройством приспособления. В роли монтажного элемента для опалубки применяются такие разновидности крепежа:

  • клиновой;
  • пружинный;
  • универсальный (удлиненный либо «крокодил»);
  • винтовой;
  • ударный.





Клиновой зажим

Это особенно часто используемые крепежи при устройстве опалубочных щитов, дающие возможность их точно состыковывать и выровнять, что, в свою очередь, обеспечивает безупречно ровную бетонируемую плоскость. Поскольку данный замок неразборный, потери элементов в процессе установки можно не опасаться. Клиновой замок выполняется из покрытой цинком стали либо чугуна и может работать как с металлической, так и с опалубкой, изготовленной из алюминия. Средний вес замка – примерно 2,5 килограмма, но имеются модели и в разы тяжеловеснее. Практичен для опалубочных систем из древесины либо металла. Устанавливается и фиксируется посредством специализированного ключа. Монтаж производится очень быстро и без вспомогательного инструментария, в то же время весьма удобен при сооружении ограждений различной конструкции.




Пружинный зажим («лягушка»)

Этот замок появился в нашей стране в 90-х годах вместе со строителями из Турции, привезшими передовые технологии монолитного строительства. Собственно, по этой причине его еще именуют турецким зажимом, а модели замка турецкого производства и сегодня считаются самыми качественными.

Пружинный зажим предназначается для монтажа на арматуру диаметром от 6 до 10 миллиметров. Хорош тем, что может быть задействован для установки опалубочной системы, выполненной из любого материала. Он обладает высокой степенью надежности в эксплуатации и характеризуется несложностью установки. Плюсы зажима:

  • практичность в использовании;
  • несложность конструкции;
  • разумная цена.



Пружинный крепежный элемент в силах выдерживать нагрузки до 2 000 килограммов, однако имеются и усиленные устройства. Это дает возможность применять его при сборке различных видов опалубки.

Удлиненный («крокодил»)

Применение удлиненного зажима для опалубочной конструкции дает возможность собирать и ровнять щиты из различных материалов. Другое название данного крепежа – универсальный зажим для опалубки, поскольку он дает возможность (при необходимости) применять специализированные вставки шириной до 250 миллиметров. Также посредством его можно связывать щиты под углом 90 градусов, что особенно важно при сооружении фундаментов. Этот зажим подходит ко всем разновидностям опалубочных конструкций.

Винтовой (стяжной) зажим

Как и остальные разновидности крепежа на опалубку, стяжной замок предназначается для сопряжения стыковочных швов панелей и щитов и их выравнивания. Производят зажимы главным образом из металла, а в виде защитного слоя используют порошковую краску.

Минусом этой модификации считается большая масса. Одно устройство весит ориентировочно 5 кг, впрочем, имеются и более тяжеловесные образцы.

Особенность структуры замка дает возможность устанавливать доборы промеж щитов шириной до 250 миллиметров.

Замок ударный

Данный тип используется в роли зажима для мелкощитовых опалубочных конструкций. Замок обладает особенной конфигурацией, специально разработанной для надежного и основательного соединения опалубки сквозь отверстия в обвязочном поясе. Структура изделия дает возможность осуществлять его встраивание в систему и последующую разборку просто и быстро (практически за несколько секунд) с применением ручной работы. Для монтажа зажимов применяется обыкновенный молоток, в результате гарантируется крепкое и плотное соединение. Монтаж не отнимает много времени, зажим годится для подавляющей массы разновидностей опалубочных щитов.







Назначение

Все представленные выше замки придают соединениям жесткость и устойчивость. Их основное предназначение – сохранение требуемых конфигураций конструкции, что заполняется бетонной смесью.

Более того, посредством замков щиты опалубочной конструкции крепко связываются между собой, благодаря чему выдерживают внушительные технологические нагрузки, формируемые бетонным раствором. Процедуры распределения, укладки и уплотнения бетонной смеси становятся проще, снижаются затраты рабочего времени и даже денежных средств.

Правила выбора

Начинать необходимо с места, где вы приобретаете изделие. Не доверяйте подозрительным компаниям, которые считаные дни работают на рынке. Должна иметься вся сопроводительная документация, поскольку от замков напрямую зависит безопасность на строительной площадке, следовательно, они обязаны на все сто процентов отвечать действующему стандарту.

Как правило, замки производятся из стали 35ГЛ, серого чугуна либо сплава чугуна и стали. Покрытие также имеет значение. Оно может быть оцинкованным, оксидированным и порошковым. Дополнительно попадаются образцы без напыления. Стоимость их значительно ниже, однако и продолжительность использования намного короче. Осуществляя заказ, обратите внимание и на предельно максимальную толщину вставки.



При приобретении зажимов для опалубочной системы следует принимать во внимание такие критерии:

  • вид опалубочной конструкции: мелко- либо крупнощитовая, для колонн, стен, фундамента и тому подобное;
  • размер бюджета на сооружение опалубочной конструкции;
  • требования к жесткости и прочности опалубочной системы.

Необходимо принимать к сведению советы производителя опалубки, который обладает значительным опытом установки и применения опалубочных систем различных видов.

Технология монтажа

Железные опалубочные щиты закрепляются замками с шагом, способным придать всей конструкции требуемую устойчивость, принимая в расчет, наряду с этим, показатель оказываемого давления на каждый квадратный метр заливаемой бетонной смеси. Чтобы сделать крепления более надежными, в листах высверливаются отверстия, которые предназначены для монтажа зажимных ножек. Дополнительно прочность опалубки повышается поперечными балками из древесины, смонтированными в местах замковых соединений по всей площади собираемой конструкции.

Посредством поперечных балок распределяется давление от зажима, элиминируется местная деформация листов железа. Общеизвестно, что крепежные элементы требуются при устройстве любой опалубочной системы, от конструктивных особенностей которой находится в зависимости процедура монтажа.

Порядок действий такой:

  • щиты опалубки устанавливаются в соответствии с условиями проектных решений;
  • производится их первоначальное выравнивание;
  • устанавливаются замки;
  • осуществляется окончательная подгонка конструкции, и она крепко стягивается.

Монтаж пружинных зажимов:

  • в отверстия установить прутки арматуры, они должны выходить за границы опалубки приблизительно на 15 сантиметров;
  • на торчащий конец прутка надеть зажим;
  • пододвинуть его впритык к щиту;
  • надеть на зажим ключ, зафиксировав его посредством малого рычага;
  • повернуть большой рычаг и закрепить клипсу.

Разборка опалубочных зажимов

Применяя при возведении монолитных железобетонных конструкций опалубочные системы, необходимо не только знать приемы их монтажа, но и уметь аккуратно разбирать конструкцию, чтобы пользоваться ею в дальнейшем.

К работам по демонтажу приступают, как только бетонная смесь окончательно застыла и накопила необходимый коэффициент прочности. Первым делом демонтируются крепежные элементы, дальше алгоритм действий такой:

  • при использовании клинового зажима посредством молотка освобождается клин, убираются губки зажима;
  • когда соединение производилось пружинным зажимом, требуется размонтировать зажимные детали, оставив арматурный прут в толще бетона, и срезать выступающие куски арматуры;
  • в винтовом соединении попросту отворачивают гайки.

Демонтаж пружинных замков

После застывания бетонной смеси молотком стукнуть по языку «лягушки», демонтировать зажим. Срезать выступающие части прутка.

Сняв замковые элементы, начинают осторожно разбирать щиты, чтобы переместить их на другой участок работы.

В современном строительстве нередко используются монолитные технологии. Особенности этого способа заключается в том, что конструкции отливаются из бетонного раствора, а не собираются из блоков или кирпичей.

Для заливки бетонного раствора собирают специальные формы из щитов. Для их соединения применяют стержни, которые вставляют в монтажные отверстия на щитах. Для скрепления этих стерней применяют специальный зажим для опалубки, его основное назначение – надежная фиксация элементов.

Для чего нужны зажимы

При монтаже опалубочных форм устанавливают друг напротив друга щиты из металла, пластика или ламинированной фанеры. Если раньше для скрепления щитов применяли стяжные болты с гайками, то в наше время все чаще используются при строительстве пружинные зажимы.

Пример зажима для опалубки

Это довольно простые устройства, выдерживающие нагрузки, которые оказывает бетонная смесь. Зажимы применяют при возведении опалубки для отливки фундаментов и стен. Конструкция замка простая, он состоит из следующих деталей:

  • площадки металлической (стандартный размер 105 на 70 мм), эти площадки, усиленные ребром жесткости, имеют отверстия для арматурных прутов;
  • направляющего, который приварен к площадке под прямым углом;
  • мощной пружины и подвижного язычка с зубчиками, эти детали закреплены при помощи прочных заклепок.

Язычок зацепляется за арматурные пруты, которые вставляют в монтажные отверстия опалубочных щитов, поэтому эта деталь должна быть максимально прочной и устойчивой к нагрузкам. Для изготовления детали используется прочный металл с антикоррозионным покрытием.

Пример металлического зажима

Использование пружинных замков возможно при применении арматурных прутьев диаметром от 6 до 20 мм. Чтобы закрепить зажим, необходимо использовать специальный ключ, при помощи которого затягивается пружина. Разберемся, в чем преимущества применении зажимов, какие разновидности этих устройств существуют и какие отличия существуют между ними.

Преимущества и недостатки зажимов

Чтобы понять, какой вариант крепления выбрать при монтаже опалубки, необходимо оценить преимущества и недостатки пружинных зажимов и сравнить их с использованием стяжных болтов. Основными плюсами применения являются:

  • Экономия времени. Установить и снять пружинный замок намного проще и быстрее, чем болт, так как не нужно тратить время на закручивание и откручивание гаек;
  • Рациональное распределение средств. Зажимы стоят дешевле, чем комплект стяжных болтов.
  • Высокая прочность. Применение пружинных замков позволяет создать прочное и надежное крепление.

Установленный на опалубке зажим

  • Высокая оборачиваемость. Пружинные замки выдерживают многочисленные циклы работы.
  • Удобство монтажа. Устанавливают пружинные клипсы только с одной стороны опалубки. На второй стороне прутка приваривают фиксатор – кусок арматуры. Таким образом, один конец прутка будет похож на букву «Т», а второй останется свободным. Свободный конец вставляют в монтажные отверстия и устанавливают на него пружинную клипсу.
  • Экономия материалов. При установке стяжных болтов, их монтируют в трубках из ПВХ, чтобы исключить контакт крепежа с бетонной смесью. В результате в монолитной конструкции остаются отверстия. При применении зажимов арматурный пруток извлекать не нужно, достаточно будет просто срезать выступающий конец арматуры.
  • Универсальность. Использование этого крепежа возможно при сооружении опалубочных форм любых размеров.

Зажимы для опалубки и ключ

Но, несмотря на многочисленные преимущества, есть у этого способа крепежа и существенный недостаток, а именно ограничение по нагрузке. Замки могут выдержать давление не более 4 тонн. Поэтому при сооружении крупных сооружений этот тип крепежа практически не используется.

Совет! Для сравнения приведем показатель предельной нагрузки, которая может быть оказана на стяжные болты, он составляем 20 тонн, то есть, в 5 раз больше, чем предельная нагрузка для пружинного замка.

Разновидности зажимов

Выпускаются пружинные клипсы разных видов, классификация проводится с учетом нескольких признаков. По материалу изготовления выделяют:

  • стальные с порошковой окраской;
  • стальные с оцинковкой.

Вариант зажима для опалубки

Модели из оцинкованной стали прослужат дольше. Дело в том, что порошковая краска обеспечивает худший вариант защиты от коррозии, чем оцинковка. Кроме того, оцинкованные детали не требуют периодического обновления наружного покрытия, в отличие от деталей окрашенных. По нагрузке выделяют 3 вида:

  • облегченные, способные выдержать нагрузку до 2000 кг, их использование возможно при возведении малых архитектурных элементов;
  • усиленные модели могут выдержать нагрузку до 2500 кг, отличием является материал язычка, металл для изготовления этой детали закаляют в азотной среде. Кроме того, используется более прочная пружина;
  • суперусиленные, снабженные дополнительным ребром жесткости на площадке, эти модели способны выдержать нагрузку до 4000 кг.

Установка и демонтаж

Разберемся, как правильно использовать пружинные клипсы для крепления опалубки. Правильный порядок действий:

  • щиты опалубки устанавливают на запланированном расстоянии друг от друга;
  • в отверстия вставляют арматурные прутки, свободный край прутка должен выходить за пределы щитка на 15 см;

Монтаж пружинного замка

  • на выступающий конец прутка надевают зажим и сдвигают его так, чтобы он плотно прилегал к щиту;
  • надевают ключ на замок, закрепив его при помощи верхнего рычажка;
  • поворачиваем нижний рычажок, фиксируя замок.

Демонтажные работы провести еще проще. Необходимо:

  • дождаться застывания бетона, как правило, не имеет смысла ждать до полного отвердевания смеси, достаточно будет, чтобы конструкция приобрела начальную прочность;
  • молотком бьем по язычку лягушки и снимаем замок;
  • при помощи болгарки спиливаем выступающие части арматурных прутков.

Совет! При покупке пружинных замков нужно обратить внимание на то, что на рынке есть изделия разных производителей. Поэтому нужно обращать внимание на качество сварных швов, толщину площадки и мощность пружины.

Вариант зажима для опалубки

Итак, зажим, устанавливаемые на арматурные прутки при монтаже опалубки – это относительно новая технология в сфере монолитного строительства. Оно очень удобно в использовании, монтаж осуществляется буквально за считанные секунды, демонтаж осуществляется буквально одним движением.

Стоимость пружинных замков относительно невысокая, стоят они существенно дешевле, чем стяжные болты, применяемые для тех же целей. Единственным недостатком является ограничение по нагрузкам, так, даже усиленный зажим нельзя применять для монтажа опалубочных систем, если планируемая нагрузка больше, чем 4000 кг.

Для изготовления различных монолитных конструкций используется опалубка разных типов. Чаще всего, применяют разборные конструкции, так как этот вариант очень практичный.

Система состоит из щитов, который используют для изготовления различных форм. Для скрепления щитов во время монтажа применяют замок для опалубки. Благодаря этой детали, можно собрать формы с точно заданными параметрами.

Описание и назначение

Поскольку замки для опалубки обеспечивают прочность всей конструкции, к их качеству предъявляются самые высокие требования. Применение низкокачественных комплектующих для опалубки приведет к необходимости полной переделки работ по сооружению монолитной конструкции.

Использование замка для монтажа опалубки

Для изготовления крепежа применяется сталь или серый чугун, для изготовления используется метод литья. Таким способом изделие получается цельным, не имеющим швов. Для обеспечения коррозионной устойчивости используются следующие методы обработки деталей:

  • покрытие порошковой краской;
  • анодирование;
  • оцинкование.

Совет! В продаже можно встретить разновидности соединительных элементов для опалубки без покрытия. Они имеют более низкую цену, но и срок службы у них значительно короче.

Пример замка опалубки

При помощи правильно подобранного крепежа может быть произведено соединение опалубочных конструкций из пластика, стали, дерева. Применяют крепеж для создания вертикальных и горизонтальных швов.

В современном строительстве применяют разнообразные замки для опалубки. Каждый вид имеет свои эксплуатационные характеристики и свое предназначение. Поэтому перед покупкой нужно обязательно ознакомиться с конструкцией замка. В качестве крепежной детали для сборки опалубочных систем могут быть использован крепеж следующих видов:

Варианты замков опалубки

  • удлиненный или универсальный;
  • винтовой.

Клиновой замок

Наиболее часто при монтаже опалубочных систем применяют клиновой замок опалубки. Эта деталь применяется для соединения и выравнивания щитов. Правильно установленный крепеж – гарантия образования плотных и надежных стыков. Основными деталями клиновых замков для опалубки являются губки и непосредственно сам клин.

Совет! Детали этого вида крепежа нередко изготавливают из разных материалов, так губки могут быть стальными, а клин – чугунным.

Пружинный замок

Пружинные замки хороши тем, что они могут быть использованы для сборки опалубки из любых материалов. Они отличаются высокой надежностью и простотой установки. Преимущества данной разновидности:

Вариант пружинного замка опалубки

  • удобство эксплуатации;
  • простота конструкции;
  • доступная стоимость.

Крепеж пружинный способен выдержать нагрузку до 2000 кг, но есть и усиленные модели. Это позволяет применять данный тип при сборке разных типов опалубочных систем.

Универсальный или удлиненный

Применение универсального замка для опалубки позволяет соединять и выравнивать щиты из разных материалов. Этот тип крепежа называют еще удлиненным замком для опалубки, поскольку он позволяет при необходимости использовать специальные вставки, которые устанавливают между щитами для получения широкой формы для заливки бетона.

Совет! Максимальная длина вставки, применяемых для крепежа универсального типа – 35 см.

Удлиненный замок для опалубки

Этот тип стяжек позволяет соединять щиты, расположенные под прямым углом, поэтому его часто применяют при строительстве фундаментов.

Винтовой замок для опалубки

Еще одной разновидностью являются винтовые замки для опалубки. Как и другие типы крепежа, эта деталь используется для соединения и выравнивания щитов. Изготавливают элементы преимущественно из стали, а в качестве защитного покрытия применяют порошковую краску.

Недостатком данной модели является существенный вес. Один элемент весит в среднем 5 килограммов, хотя есть и более тяжелые варианты. Особенность конструкции крепежа позволяет использовать доборы длиной до 25 мм.

Установка

Крепежи используются при сборке опалубочных систем разного типа. Особенности установки зависят от конструкции. Необходимо проделать такие операции:

Пример монтажа замка опалубки

  • щиты устанавливаются, согласно схеме;
  • производится их первичное выравнивание;
  • устанавливается крепеж;
  • производится окончательное выравнивание и затягивание.

Для установки клинового крепления необходимо провести ряд простых действий:

  • губками производится захват профилей соседних щитов;
  • в отверстия на губках вбивается клин, для выполнения этой работы используется молоток.

Пружинные стяжки применяют для скрепления щитов следующим образом:

  • арматура вставляется в отверстия, расположенные на щитах;
  • с обеих сторон на арматуру надевают крепеж;
  • с одной стороны пружины защелкиваются автоматически, с другой их подтягивают при помощи специального ключа.

Особенности монтажа замка для опалубки

Установка винтового замка не отличается сложностью. Закрепление производится путем наворачивания гаек. Замок обеспечивает плотное и надежное соединение.

Демонтаж

При применении в монолитном строительстве разборных конструкций опалубки нужно не только правильно собрать, но и грамотно демонтировать конструкцию. Приступают к демонтажу, когда бетонная смесь застынет и приобретет достаточный уровень прочности. При демонтаже конструкции сначала снимают крепеж, для этого:

  • при использовании клиновых замков необходимо молотком выбить клин и снять губки;
  • для демонтажа соединения, скрепленного пружинным замком, сначала снимаются зажимы, а арматура остается в застывшем бетоне. Выступающие края арматуры срезают болгаркой;
  • для снятия винтового замка достаточно просто отвернуть гайки.

Демонтированные замки опалубки

После снятия крепежа можно приступать к разборке щитов и перестановке опалубки на другое место.

Итак, основная функция замков для опалубки – это скрепление щитов при сборке форм заданной конфигурации и размеров. От качества крепежа и его грамотной установки напрямую зависит результат, поэтому к выбору зажимов нужно отнестись с особым вниманием. Замки, применяемые в современном строительстве, отличаются надежностью, удобством монтажа и демонтажа.

Читайте также: