Занята аэропорты цемент сливовый собрала

Обновлено: 01.05.2024

Мы в весеннем лесу. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу посмотреть. Это распустился цветок медуницы. На толстом зеленом стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розовые, а те, что пониже,— лиловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг нее толпятся молодые березки. Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Я заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка. В луже оживленно плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здороваясь со мной, издают какие-то урчащие приветственные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое огромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз положили.

Как хорошо кругом!

(По Г. Скребицкому)

  1. В предлагаемом для изложения отрывке настроение рассказчика передается в последнем предложении: Как хорошо кругом! В этом же предложении заключена основная мысль текста.
  2. Конкретность изображения, эмоциональность, образность свидетельствуют о том, что это текст художественного стиля. Задача автора текста не только эмоционально изобразить картину окружающего мира, но и показать этот мир глазами рассказчика.
  3. Почти везде в тексте соединение фрагментов с разным типовым значением происходит способом последовательной связи. В качестве средств связи выступают личные местоимения (это, нее, она и др.).
  4. В описаниях предметов (медуницы, лужи, лягушек) построение предложений одинаково: указывается предмет или его часть и рисуются их признаки. Способы выражения признаков различны: имена прилагательные, сравнительные обороты, глагольные сочетания.
  5. Глаголы, использованные писателем, не только связывают между собой указание на местоположение и название соответствующего предмета, но и являются выразительным средством, заключающим в себе признак рисуемой картины (Вокруг. толпятся березки. Посредине синеет. лужа.)

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении третьего абзаца текста. Запишите этот союз.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении третьего абзаца текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДНО, ср.
1. Грунт под водой водоёма, реки, моря. Д. реки. Д. океана. Идти ко дну (также перен.: гибнуть).
2. Нижняя часть углубления, выемки. Д. колодца. Д. оврага. Д. котлована.
3. (мн. донья, -ьев). Низ, основание сосуда, какого-н. вместилища, а также лодки. На самом дне чемодана. С двойным дном (также перен.: о человеке двуличном, способном вести двойную игру).
4. Верхняя часть твёрдого головного убора. Д. цилиндра, котелка.
5. перен. Среда деклассированных, опустившихся людей. Д. общества. Пьеса М. Горького «На дне».

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занятА
аэропОрты
цемЕнт
сливОвый
собралА

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Саудовская Аравия готова к снижению мировых цен на нефть на ДЛИТЕЛЬНЫЙ период времени.
С ДРУЖЕСТВЕННЫМ визитом прибыла к нам делегация из Конго.
ДРУЖНЫМИ аплодисментами приветствовали зрители Иосифа Кобзона.
Душа у Фомича была чуткая, ДОБРОТНАЯ, отзывчивая.
Технология ВЫРАЩИВАНИЯ вёшенок в домашних условиях очень проста.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

Молниеносная война невозможна только военными силами, как бы ни превосходил нападающий агрессор жертву в области военных сил.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИХ проблемы
слетела с ПЛЕЧ
СЕМИСТАМИ билетами
ДОБРЕЙШИЙ человек
СТРИЖЁТ газон

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1) Когда Печорин видит Бэлу, он захотел её украсть.
2) Продавец разъяснил о том, что покупатель не прочитал инструкцию и испортил телефон.
3) Музыка к драме «Маскарад» была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену.
4) В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял чиновную Москву — фамусовых, скалозубов, молчалиных.
5) Сведений о первом показе зрителям сцен из «Маскарада» в 1852 году до нас дошло мало.
6) Слушая музыку к драме «Маскарад», вальс звучал в моей душе.
7) Драма «Маскарад» написан М.Ю. Лермонтовым в 1835 году.
8) Женившись на Нине, Арбенин сознательно порывает с прошлым.
9) Об успехе не только пьесы, а также и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.

1) реализм, поплавок, фанатизм
2) соловей, веранда, карьерист
3) догоравший, расстелить, очаровать
4) реликвия, багряный, коварный
5) академия, комплимент, контраст

1. Не..говорчивый, не..дешний, в..крикнуть
2. Двух..гольный, пред..стория, под..грать
3. Порт..ера, обез..яний, п..едестал
4. Р..зыскивать, пр..отцы, н..писать
5. Пр..амбула, пр..интересный, пр..мьера

1. ослаб..вать, ливн..вый
2. молод..нький, догадл..вый
3. старш..нство, выздоров..ть
4. француж..нка, снеж..нка
5. еж..вый, парч..вый

1. улавлива..мый, напо..нный
2. (он) грохоч..т, испыту..мые
3. бор..шься, повес..вший
4. маш..щий, (они) гон..т
5. меч..щийся (в беспокойстве), (они) трепещ..т (от страха)

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Это вовсе (НЕ)ФАМИЛИЯ, а нянькина пословица, - сказал Клим.
Кроме брата, никто (НЕ)МОГ ни поймать, ни перегнать ее.
Старшая, Варя, отличалась от сестры своей только тем, что хворала постоянно и (НЕ)ТАК часто, как Любовь, вертелась на глазах Клима.
Козетта приподнялась, поглядела на него (НЕ)ВИДЯЩИМИ глазами, судорожно пытаясь отыскать в голове хоть одну мысль.
Вот видите, - говорила Лидия, - она (НЕ)В ГОЛОСЕ.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Было (ОТ)ЧЕГО печалиться: (ПО)ЭТОМУ дому уже не бегали наши выросшие дети.
Казаки бросились (В)СЛЕД за отступающими и настигли их (ПО)СРЕДИ поля.
(В)ДАЛЬ широкую и неоглядную (В)СКОРЕ конница помчит.
Если говорить (В)ОТКРЫТУЮ, то я поступил бы ТАК(ЖЕ).
Трава И(ТАК) по весне пробивается (ПО)ВСЮДУ: в оврагах и перелесках, по обочинам дорог и троп.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На долгожда(1)ую прьемьеру балета «Лебеди(2)ое озеро» были прода(3)ы все билеты, даже «избалова(4)ые» зрители жаждали посетить это торжестве(5)ое событие.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей.
2) Илья Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя.
3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах.
4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды.
5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Горбоносый красавец (1) принарядившийся для великого праздника (2) шёл бодро (3) обгоняя прохожих (4) спешащих домой к праздничной трапезе (5) и оживлённо беседующих.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Блеснет заутра луч денницы
И заиграет яркий день;
А я (1) быть может (2) я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придешь ли (3) дева красоты (4)
Слезу пролить над ранней урной
И думать: он меня любил.
Он мне единой посвятил
Рассвет печальный (5) жизни бурной.
Сердечный друг (6) желанный друг (7)
Приди, приди: я твой супруг. »
(А. Пушкин)

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

30 октября 1855 года родился Николай Иванович Поздеев — один из самых ярких архитекторов Ярославля (1) творения которого (2) известны каждому жителю города (3) и вызывают восхищение всякого (4) кто оказывается там впервые.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил (1) что писательство — самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире (2) и (3) что (4) если бы он не был геологом (5) то наверняка бы сделался писателем.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?

(1)Кижи – это музей деревянного зодчества под открытым небом. (2)Он находится в 68 км от города Петрозаводска – столицы Республики Карелия.(3) Общая территория музея насчитывает более 10 тыс. га. (4)На остров Кижи перевезены самые ценные, интересные и типичные деревянные постройки со всей Карелии: древнейшая на Русском Севере культовая постройка – церковь Воскрешения Лазаря (XIV век), несколько часовен, крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек.
(5)Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тыс. предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX – начале XX века. (6)Около 500 икон хранят своеобразие северной иконописной традиции. (7)Среди них – единственная в России коллекция «небес» из храмов Обонежья.(8)В любом из крестьянских домов посетителя окружают предметы обстановки и вещи, среди которых жили, которыми пользовались крестьяне в давние времена. (9)Передавалось из поколения в поколение и мастерство народных ремесленников: резчиков по дереву и вышивальщиц, гончаров и кузнецов, ткачих.

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.

(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.

(8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.

(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка.

(13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник.

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно.

(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?

(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того.

(31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.

– (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл!

(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает.

(36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно.

(39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал

к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.

(41)Может, у кого-то поведение моего ребёнка вызовет желание воскликнуть: «(42)Набаловок! (43)Кого вы воспитываете! (44)Он вам ещё покажет!»

(45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся.

(50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён.

(52)Мой отец говорил мне эту любимую мою фразу: «(53)Как скажешь – так и будет». (54)Я всё жду, кто мне ещё в жизни может такие слова сказать. (55)Больше никто не говорит. (56)Так как никто не может мне повторить эти слова, я сам часто их говорю своим близким.

(57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма.

(61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы.

(62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.

(По З. Прилепину*)

* Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) – современный российский писатель, лауреат литературных премий.

1) Старший сын рассказчика в раннем детстве не верил в Деда Мороза.
2) Новогодние подарки для детей покупаются преимущественно на предновогодних распродажах: это позволяет родителям существенно экономить средства.
3) Детство – время, когда мечты должны сбываться. Это даёт ребёнку в будущем огромный иммунитет в противостоянии несчастьям и обману, учит не безответственности и наглости, а желанию самому творить чудеса.
4) Рассказчик часто говорит своим близким услышанную от отца фразу.
5) Подбирая новогодние подарки маленьким детям, родители должны понимать, что в этом деле нет мелочей.

1) В предложениях 10–13 содержится повествование.
2) В предложении 14 содержится элемент описания.
3) Предложения 15-21 содержат рассуждение.
4) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23.
5) Предложения 60 и 61 противопоставлены по смыслу.

Из предложений 22–26 выпишите фразеологизм.

Среди предложений 17–24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи форм слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Рассуждения З. Прилепина очень эмоциональны. Наряду с яркими тропами, такими как (А)__________ («нехитрой зарплаты» в предложении 5, «оглушительный плач» в предложении 24) и (Б)__________ (предложение 35), используются такие приёмы, как (В)__________ (предложения 16, 17) и (Г)__________ (предложения 42-44, 53)».

Список терминов:

1) цитирование
2) эпитеты
3) парцелляция
4) синтаксический параллелизм
5) фразеологизм
6) синонимы
7) градация
8) метафора
9) олицетворение

ЗАДАНИЕ 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАрмен
ломОта
вклЮчишь
киломЕтр
дОверху

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нарОст
опломбИровать
надОлго
кУхонный
приручЁнный

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нЕдруг
нАчатый
согнУтый
намЕрение
опОшлить

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занятА
аэропОрты
цемЕнт
сливОвый
собралА

5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

убралА
оптОвый
закупОрить
дозИровать
кУхонный

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

одолжИт
лгалА
полОжил
знАчимый
озлОбить

7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый
досУха
жалюзИ
корЫсть
закУпорив

8. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

тОрты
позвалА
прожИвший
понЯв
некрОлог

9. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мозАичный
облегчИт
созЫв
зАпертый
срЕдства

10. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

пОручни
насорИт
прИданое
щЕлкать
свЕкла

11. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

анАлог
бАнты
сверлИть
грУшевый
налИла

12. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

оптОвый
баловАть
прИбыв
добелА
досУг

13. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

свЕкла
ногтЯ
кУхонный
откУпорить
кровоточАщий

14. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

тОрты
мозАичный
клАла
сОгнутый
молЯщий

15. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
цепОчка
газопровОд
кУхонный
крАны
загодЯ

16. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

тОрты
обзвОнит
создАв
добралАсь
договОр

17. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

недУг
отрОчество
экспЕрт
позвалА
прибЫв

18. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажитА
молЯщий
дозИровать
дОсуг
придАное

19. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кровоточАщий
врУчит
углубИть
начАвший
дОсуха

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Как с лёгкостью выполнить

Задание 4 ЕГЭ по русскому языку

hello_html_m5f26566d.jpg

Орфоэпические нормы

Долго ели тОрты, не налезли шОрты.

Подарили дОчке красивую цепОчку.

МонолОг и диалОг мы включили в каталОг.

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАрмен
ломОта
вклЮчишь
киломЕтр
дОверху Ответ: включИшь

Теория

Сначала вы будете удивляться, затем сопротивляться, затем исправлять произношение родных и друзей, потом начнёте сомневаться в правильном ударении даже тех слов, которые вы всегда говорили не задумываясь. Не отчаивайтесь! Поверьте, что все через это проходят! Зато вы прослывёте культурным и интеллектуальным человеком!

«Орфо» - правильно, «эпос» - говорю.

Алгоритм выполнения (план работы):

1) Внимательно прочитайте все слова.

2) Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.

3) Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)

Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, —

начните делать то, что никогда не делали.

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ.

1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрегберегА, -Ам; вЕчервечерА, -Ам.

2) В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:

жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.

3) В существительных, оканчивающихся на

на пОрты : пОрты, аэропОрты, авиапОрты и т.д.

на вОд: газопровОд, нефтепровОд, мусоропровОд, водопровОд

на лОг: каталОг, диалОг, монолОг, НО: анАлог

на мЕтр: киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр

на зЫв: созЫв, призЫв, отзЫв (чего-либо или кого-либо) но Отзыв на что-либо(рецензия)

на Яр: школЯр, столЯр,доЯр, малЯр

4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ: бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

Ударение в существительных: таблица

В таблицу не включены слова, описанные выше и объединенные общим правилом (слова на -вОд, на -лОг, заимствованные и др.)

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1) В прилагательных на лИва ударение падает на И (только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)

смазлИва, суетлИва, прозорлИва, болтлИва, НО: прожОрлива.

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва

Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:
Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва - красИвее.

беднА — беднЕе, важнА — важнЕе, вкуснА — вкуснЕе, грустнА — грустнЕе, веселА — веселЕе, зеленА — зеленЕе, холоднА — холоднЕе

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

кУхня – кУхонный, слИва – слИвовый,

грУша – грУшевый

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ

1) В инфинитивах ударение падает на Ить, Ать, Ять, ировАть (ПО СЛОВНИКУ):

включИть, воспринЯть, воссоздАть, опломбировАть, формировАть, нормировАть, сортировАть, премировАть.

Исключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ: опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИровать

Исключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ: чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите :

включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт, сорИт, сверлИт

3) В глаголах прошедшего времени ударение будет падать на -лА: бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, звалА.

Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог : зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ : нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в ДЕЕПРИЧАСТИЯХ

В деепричастиях чаще всего ударение падает на -ЫВ/-ИВ, -АВ/-ЯВ : начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв
Необходимо запомнить слова: балУясь, закУпорив

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ

зАсветло
зАтемно
зАгодя
(НО: завИдно)
дОверху
дОнизу
дОсуха
(НО: донЕльзя, добелА)
вОвремя

hello_html_5f1111d7.jpg

Практика

Для тренировки есть очень хороший сайт ударение.инфо , где в игровой форме вы будете закреплять свои навыки.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нарОст
опломбИровать
надОлго
кУхонный
приручЁнный



2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

hello_html_3ef95103.jpg

нЕдруг
нАчатый
согнУтый
намЕрение
опОшлить

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занятА
аэропОрты
цемЕнт
сливОвый
собралА

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

hello_html_m3b086fc6.jpg

убралА
оптОвый
закупОрить
дозИровать
кУхонный

5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

одолжИт
лгалА
полОжил
знАчимый
озлОбить

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый
досУха
жалюзИ
корЫсть
закУпорив

7. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

hello_html_m4ca6aeed.jpg

тОрты
позвалА
прожИвший
понЯв
некрОлог

8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мозАичный
облегчИт
созЫв
зАпертый
срЕдства

9. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

пОручни
насорИт
прИданое
щЕлкать
свЕкла

10. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

hello_html_473aaada.jpg


анАлог
бАнты
сверлИть
грУшевый
налИла

11. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

оптОвый
баловАть
прИбыв
добелА
досУг

12. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

свЕкла
ногтЯ
кУхонный
откУпорить
кровоточАщий



13. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный̆ гласный̆ звук. Выпишите это слово.

hello_html_68c10ca9.jpg


тОрты
мозАичный
клАла
сОгнутый
молЯщий

14. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
цепОчка
газопровОд
кУхонный
крАны
загодЯ (заранее)

15. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Материал подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей» г.Дальн.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические и психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ГИА


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Материал подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей» г.Дальн.

Материал подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей» г.Дальнереченска Мазанко Наталья Николаевна Тренажер по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ (задание 4)

Формулировка задания В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в поста.

Формулировка задания В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово» бАрмен ломОта вклЮчишь киломЕтр дОверху Ответ: включишь

Алгоритм выполнения (план работы) 1) Внимательно прочитайте все слова. 2) Сре.

Алгоритм выполнения (план работы) 1) Внимательно прочитайте все слова. 2) Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений): причастия и деепричастия. 3) Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)

Как запомнить ударения? Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ? 1. Самое ва.

Как запомнить ударения? Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ? 1. Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием. 2. Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить. 3. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время. 4. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Основное правило: Большинство существитель.

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ. 1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам. 2) В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог: жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт. 3) В существительных, оканчивающихся на на пОрты: пОрты, аэропОрты, авиапОрты и т.д. на вОд: газопровОд, нефтепровОд, мусоропровОд, водопровОд на лОг: каталОг, диалОг, монолОг, НО: анАлог на мЕтр: киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр на зЫв: созЫв, призЫв, отзЫв (чего-либо или кого-либо) но Отзыв на что-либо(рецензия) на Яр: школЯр, столЯр,доЯр, малЯр4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

 Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1) В прилагательных на лИва ударение падае.

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1) В прилагательных на лИва ударение падает на И (только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ) смазлИва, суетлИва, прозорлИва, болтлИва, НО: прожОрлива. 2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных: Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва - красИвее. Примеры: беднА — беднЕе, важнА — важнЕе, вкуснА — вкуснЕе, грустнА — грустнЕе, веселА — веселЕе, зеленА — зеленЕе, холоднА — холоднЕе

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ 1) В инфинитивах ударение падает на Ить, Ать, Ять.

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ 1) В инфинитивах ударение падает на Ить, Ать, Ять, ировАть (ПО СЛОВНИКУ): включИть, воспринЯть, воссоздАть, опломбировАть, формировАть, нормировАть, сортировАть, премировАть. Исключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ: опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИровать Исключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ: чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать. 2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др. 3) В глаголах прошедшего времени ударение будет падать на -лА: бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, звалА и другие… Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Правила ударения в причастиях 1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет па.

Правила ударения в причастиях 1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог: зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый. 2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА 3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены) 4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший 5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий, Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в деепричастиях В деепричастиях чаще всего ударение падает н.

Правила ударения в деепричастиях В деепричастиях чаще всего ударение падает на -ЫВ/-ИВ, -АВ/-ЯВ: начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв Необходимо запомнить слова: балУясь, закУпорив

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ 1 СЛОГ зАсветло зАтемно зАгодя (НО: завИдно) дОв.

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ 1 СЛОГ зАсветло зАтемно зАгодя (НО: завИдно) дОверху дОнизу дОсуха, вОвремя (НО: донЕльзя, добелА) 2-3. СЛОГИ завИдно донЕльзя добелА красИвее надОлго ненадОлго

Задания тренажера 1. В каком слове ударение падает на первый слог? Жалюзи Отр.

Задания тренажера 1. В каком слове ударение падает на первый слог? Жалюзи Отрочество Завидно Приговор

Задания тренажера 2. В каком слове ударение падает на второй слог? Статуя Обл.

Задания тренажера 2. В каком слове ударение падает на второй слог? Статуя Облегчить Ревень Иконопись

Задания тренажера 3. В каком слове ударение падает на третий слог? Бюрократия.

Задания тренажера 3. В каком слове ударение падает на третий слог? Бюрократия Аристократия Дремота Страховщик

Задания тренажера 4. В каком слове ударение падает на четвертый слог? Обеспеч.

Задания тренажера 4. В каком слове ударение падает на четвертый слог? Обеспечение Втридорога Гастрономия Водопровод

Задания тренажера 5. Укажите ряд, в котором ударение во всех словах падает на.

Задания тренажера 5. Укажите ряд, в котором ударение во всех словах падает на первый слог. 1. Кремень, свекла, алкоголь 2. Бармен, кашлянуть, генезис 3. Камбала, баловник, приданое 4. Надолго, квашение, таможня

Задания тренажера 6. Найдите ряд имён существительных, в котором во всех слов.

Задания тренажера 6. Найдите ряд имён существительных, в котором во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный звук 1. стОляр, благовЕст, фенОмен 2. немотА, тошнотА, щекОлда 3. щИколотка, нефтепрОвод, мАляр 4. возвелИчивание, озвУчение, фортЕль

Задания тренажера 7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в поста.

Задания тренажера 7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. нарОст опломбИровать надОлго кУхонный приручЁнный

Задания тренажера 8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в поста.

Задания тренажера 8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. занятА аэропОрты цемЕнт сливОвый собралА

Прочитайте текст и расставьтударения в «трудных» словах Пожилой врач, эксперт.

ОТВЕТЫ 1.отрочество 2.ревень 3.бюрократия 4.водопровод 5.ряд 2 6.ряд 2 7.опло.

ОТВЕТЫ 1.отрочество 2.ревень 3.бюрократия 4.водопровод 5.ряд 2 6.ряд 2 7.опломбировать 8.сливовый К тексту: экспЕрт, зАдал, побаловАть, деликатЕсами. грУшевым, слИвовым, тОртами, кедрОвыми, кЕшью, арАхисом, несказАнное, танцОвщицей, задалА, щавЕлевый, варёную свёклу, твОрОг, нормировАть, одноврЕмЕнно, красИвее, облегчИть, намЕрение, фиАско, подождалА, дремОта, погрузИтся, пробралАсь, кУхонному, налилА, ломОть, разорвалА, отпилА, квартАле, прИбыл, из Великого Устюга, прОдал, каталОг, сбалансИровать, докумЕнты

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Разбор задания №4 Русский язык. Подготовка к ЕГЭ


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические и психологические аспекты подготовки школьников к сдаче ГИА


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разбор задания №4 Русский язык. Подготовка к ЕГЭ

Разбор задания №4 Русский язык. Подготовка к ЕГЭ

Задание №4 Орфоэпические нормы Орфоэпический словарь ЕГЭ Орфоэпические правила

Задание №4 Орфоэпические нормы Орфоэпический словарь ЕГЭ Орфоэпические правила

Алгоритм выполнения (план работы): 1) Внимательно прочитайте все слова. 2) С.

Алгоритм выполнения (план работы): 1) Внимательно прочитайте все слова. 2) Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия. 3) Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)

Формулировка задания: В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в пос.

Формулировка задания: В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово озлОбить начатА послалА-иск. сирОты откУпорил

Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ? 1. Самое важное – выучить правила.

Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ? 1. Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием. 2. Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить. 3. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время. 4. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Основное правило: Большинство существитель.

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ. 1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам. 2) В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог: жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт. 3) В существительных, оканчивающихся на на пОрты: пОрты, аэропОрты, авиапОрты и т.д. на вОд: газопровОд, нефтепровОд, мусоропровОд, водопровОд на лОг: каталОг, диалОг, монолОг, НО: анАлог на мЕтр: киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр на зЫв: созЫв, призЫв, отзЫв (чего-либо или кого-либо) но Отзыв на что-либо(рецензия) на Яр: школЯр, столЯр,доЯр, малЯр 4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр. 5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ: бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

1 слог 2 слог 3-4 слог и т.д. бАнтытОрты шАрфыпОрты срЕдстваИксы крАнылЕк.

1 слог 2 слог 3-4 слог и т.д. бАнтытОрты шАрфыпОрты срЕдстваИксы крАнылЕкторы пОручни мЕстностейпОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОродузнАчимость нЕдругнОгтя ОтрочествосвЁкла стАтуяцЕнтнер анАлог бухгАлтеров граждАнство досУг недУГ корЫсть кремЕнь лыжнЯ намЕрение нарОст придАное сирОты тамОжня цепОчка вероисповЕдание новостЕй еретИк

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1) В прилагательных на лИва ударение падае.

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1) В прилагательных на лИва ударение падает на И (только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ) смазлИва, суетлИва, прозорлИва, болтлИва, НО: прожОрлива. 2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных: Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва - красИвее. Примеры: беднА — беднЕе, важнА — важнЕе, вкуснА — вкуснЕе, грустнА — грустнЕе, веселА — веселЕе, зеленА — зеленЕе, холоднА — холоднЕе красИва – красИвее

Остальные прилагательные: таблица с ударениями В таблицу не включены слова.

Остальные прилагательные: таблица с ударениями В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам. 1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4. СЛОГИ кУхонный слИвовый знАчимый оптОвый прожОрлива мозаИчный

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ 1) В инфинитивах ударение падает на Ить, Ать, Ять.

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ 1) В инфинитивах ударение падает на Ить, Ать, Ять, ировАть (ПО СЛОВНИКУ): включИть, воспринЯть, воссоздАть, опломбировАть, формировАть, нормировАть, сортировАть, премировАть. Исключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ: опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИровать Исключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ: чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать. 2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др. 3) В глаголах прошедшего времени ударение будет падать на -лА: бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, звалА и другие… Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

1 СЛОГ 2-3 СЛОГИ чЕрпать щЁлкать клЕить прИбыл прИбыло прИнял прИняли зАнял.

1 СЛОГ 2-3 СЛОГИ чЕрпать щЁлкать клЕить прИбыл прИбыло прИнял прИняли зАнял зАняло зАняли клАла послАла крАлась укрАла опОшлить озлОбить оклЕить освЕдомиться откУпорить закУпорить принУдить дозИровать жилОсь исчЕрпать дозвонЯтся

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ 1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет п.

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ 1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог: зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый. 2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА 3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены) 4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший 5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий, Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в ДЕЕПРИЧАСТИЯХ В деепричастиях чаще всего ударение падает.

Правила ударения в ДЕЕПРИЧАСТИЯХ В деепричастиях чаще всего ударение падает на -ЫВ/-ИВ, -АВ/-ЯВ: начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв Необходимо запомнить слова: балУясь, закУпорив

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ 1 СЛОГ 2-3. СЛОГИ зАсветло зАтемно зАгодя (НО:з.

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ 1 СЛОГ 2-3. СЛОГИ зАсветло зАтемно зАгодя (НО:завИдно) дОверху дОнизу дОсуха (НО:донЕльзя,добелА) вОвремя завИдно донЕльзя добелА красИвее надОлго ненадОлго

бАрмен ломОта вклЮчишь киломЕтр дОверху нарОст опломбИровать надОлг.

бАрмен ломОта вклЮчишь киломЕтр дОверху нарОст опломбИровать надОлго кУхонный приручЁнный занятА аэропОрты цемЕнт сливОвый собралА убралА оптОвый закупОрить дозИровать кУхонный Ответ1 включИшь Ответ2 опломбировАть Ответ3 слИвовый Ответ4 закУпорить

одолжИт лгалА полОжил знАчимый озлОбить прИнятый досУха жалюзИ кор.

одолжИт лгалА полОжил знАчимый озлОбить прИнятый досУха жалюзИ корЫсть закУпорив тОрты позвалА прожИвший понЯв некрОлог мозАичный облегчИт созЫв зАпертый срЕдства Ответ1 положИл Ответ2 дОсуха Ответ 3 некролОг Ответ4 мозаИчный

пОручни насорИт прИданое щЕлкать свЕкла анАлог бАнты сверлИть грУш.

пОручни насорИт прИданое щЕлкать свЕкла анАлог бАнты сверлИть грУшевый налИла оптОвый баловАть прИбыв добелА досУг свЕкла ногтЯ кУхонный откУпорить кровоточАщий Ответ1 придАное Ответ2 налилА Ответ3 прибыв Ответ4 нОгтя

тОрты мозАичный клАла сОгнутый молЯщий цепОчка газопровОд кУхонный .

тОрты мозАичный клАла сОгнутый молЯщий цепОчка газопровОд кУхонный крАны загодЯ тОрты обзвОнит создАв добралАсь договОр недУг отрОчество экспЕрт позвалА прибЫв Ответ1 мозаИчный Ответ2 зАгодя Ответ3 обзвонИт Ответ4 Отрочество

Краткое описание документа:

Данная презентация может использоваться как для очной, так и для дистанционной консультации в ZOOM. Презентация содержит очень подробный теоретический материал по орфоэпическим нормам (правила для существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий и наречий), а также задания для отработки навыка.

Читайте также: