Занесение на доску почета генеральной прокуратуры применяется

Обновлено: 28.04.2024

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование поощрения служащих органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПООЩРЕНИЯ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Среди правовых средств повышения эффективности деятельности государственных служащих в системе государственных органов важное место занимает система мер поощрения. Абсолютное большинство людей явно или не явно желает общественного признания результатов своей деятельности, т.е. общепринятых внешних форм выражения одобрения. Перспектива быть отмеченным, выделенным из общей массы возвышает человека как в собственных глазах, так и в глазах других людей. Вдвойне возвышает и приносит чувство наибольшего удовлетворения, когда личное мнение поощренного и окружающих едины в оценке и признании его заслуг. В этом отношении государственная служба представляется уникальной сферой, в которой изначально закладывался механизм такого внешнего общественного признания заслуг, профессиональных и личных достоинств человека, который состоит на службе у общества.

Органы прокуратуры в настоящее время заинтересованы в совершенствовании деятельности прокурорско-следственного аппарата.

Как полагает Д.М. Овсянко, поощрения - важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной дисциплины. Они, как стимулы, вырабатывают сознательное отношение к делу, способствуют развитию инициативы, смелости и решительности, мобилизуют на преодоление трудностей.1 Сущность поощрения весьма точно выразил профессор К.С. Бельский, рассматривающий поощрение не иначе, как особый вид управленческого «давления», такое государственное воздействие, которое не подчиняет, но специфическим образом направляет волю лица на действия, полезные для интересов коллектива и общества.2

А. А. Гришковец отмечает, что ни в российском законодательстве, ни в юридической науке пока не закреплено всеохватывающее, цельное определение понятия «поощрение государственного служащего», хотя потребность в этом очевидна. Им предлагается следующее определение: «Поощрение государственного служащего - нормативно закрепленная или фактически используемая форма признания со стороны публичной власти личных заслуг государственного служащего, применяемая при наличии достаточных оснований уполномоченным государственным органом или его должностным лицом путем издания правового акта установленной формы

или совершения иных действий, приносящих поощряемому государственному служащему материальные и (или) моральные преимущества».3

1 См.: Овсянко Д.М. Государственная служба. М., 1996. С. 167.

2 См.: Бельский К.С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления). М., 1988. С. 90.

3 См.: Гришковец А.А. Поощрение государственных служащих: правовые основы и практика применения //Право и политика. 2002. № 1. С. 32.

В частности, известный ученый-правовед А.Ф. Ноздрачев понимает под поощрением меры морального и материального характера, связанные с публичным признанием заслуг и оказанием общественного почета государственным служащим за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и достигнутые результаты в государственной службе.4

В. И. Шкатулла определяет поощрение как положительную санкцию, заслуженную меру одобрения, как правило, публичное признание заслуг, отличий и успехов персонала в том или ином виде деятельности, выступающее как способ социального контроля, правового регулирования трудовых отношений, средство воздействия на субъектов, их интересы, цели и иные мотивы, призванное подкреплять позитивное и превосходящее обычные требование поведение.5

А. А. Гришковец полагает, что, анализируя сложившийся в российской системе государственной службы порядок поощрения государственных

служащих, можно выделить две группы поощрений:

1. Формализованные, т.е. нормативно закрепленные в законодательстве как меры поощрения.

2. Неформализованные, т.е. хотя и не названные в законодательстве среди мер поощрения, но по своему характеру, содержанию, целям и значению реально таковыми являющиеся и, де-факто, широко используемые

на государственной службе.6

Нельзя не отметить, что в юридической науке предпринимались иные попытки классифицировать поощрения, применяемые к государственным служащим. Так, профессор К.С. Бельский выделяет три группы поощрений:

1) моральные (награждение почетными грамотами, занесение в Книгу почета и на Доску почета, объявление благодарности, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий);

2) материальные (денежные премии, ценные подарки, вознаграждение по итогам

3) организационные (продвижение по службе).7

Однако, представляется, что данная классификация не может быть признана достаточно полной, т.к. она не принимает в расчет реальную практику, существующую в государственном аппарате, где поощрение нередко имеет неявный, т.е. неформализованный характер и юридически никак не оформляется, но фактически широко используется. Так, бывают случаи, когда руководство выделяет лучшим работникам новую офисную технику, мебель, служебные автомобили, дает дополнительные отгулы, предоставляет иные льготы в зависимости от условий и характера работы, тем самым поощряя своих работников. Кроме того, на практике оказывается, что неформальные меры поощрения могут быть более эффективны, чем те, которые предусмотрены законом.

Любое государство имеет в арсенале средств воздействия на участников общественных отношений систему мер поощрения. В основу их применения всегда положены основные идеи, которые отвечают преобладающим взглядам на проблему общественного признания, которая существует в данную историческую эпоху. Государство всегда стремилось совершенствовать систему мер поощрения. В этой связи необходимо выделить принципы, исходя из которых, применяются меры поощрения. Представляется, что таковыми должны быть: 1) принцип личных заслуг; 2) принцип

4 См.: Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 373.

5 См.: Настольная книга государственного служащего //Отв. ред. В.И. Шкатулла. М., 1999. С. 189.

6 См.: Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003. С. 174.

7 См.: Бельский К. С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (понятие, формы, факторы укрепления). М., 1988. С. 92.

сочетания морального и материального поощрения; 3) принцип адресности; 4) принцип обязательности поощрения достойных лиц, удовлетворяющих установленным основаниям.

Требует пояснения вопрос о правовой природе поощрения: имеется ли у служащего право на поощрение? В. М. Манохин однозначно отвечает, что да. Но в таком случае возникает и вопрос об обеспечении этого права, в частности, правоохранительными средствами, в том числе по суду. В этом отношении российское законодательство не содержало и пока не содержит гарантий по обеспечению мер поощрения для служащих. При таком положении дел открывается неограниченное поле применения мер поощрения служащего не на основе закона, а по усмотрению руководителя. В связи с этим возникает другой вопрос о мерах поощрения - это вопрос об основаниях для применения мер поощрения в отношении служащего. До сих пор в законодательстве лишь в отдельных случаях указываются конкретные основания для применения меры поощрения служащего, например, стаж работы в данной должности, выполнение специального задания сверх личных должностных полномочий. В целом же перечня конкретных оснований для поощрения служащего как не было, так и нет. Отсюда и многолетняя практика поощрения

по усмотрению начальника, а за основание принимается «добросовестная служба и

Служащие прокуратуры должны следовать интересам безупречного выполнения служебного долга, глубоко знать порученное дело, повышать профессиональное мастерство в целях наилучшего осуществления своих обязанностей по укреплению законности и правопорядка. В соответствии со статьей 416 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» за примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

-награждение Почетной грамотой;

-занесение на Доску почета, в Книгу почета;

-выдача денежной премии;

-награждение ценным подарком;

-награждение именным оружием;

-досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

-награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

-награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Российской Федерации.

Таким образом, государство в лице руководителей органов и учреждений прокуратуры берет на себя обязанность при наличии определенных оснований поощрять своих работников и подобное заслуживает всемерной поддержки. Действенный механизм поощрения позволит поднять не только эффективность работы отдельного структурного подразделения, но и работы всей прокурорской системы в целом, деятельность каждого прокурора должна быть направлена на достижение этой основополагающей цели. Необходимо рассматривать поощрение не только как право руководителя, но и его обязанность, поскольку достойный прокурорский работник, имеющий право на поощрение, должен быть поощрен. Думается, что следует в полной мере поддержать

8 См.: Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 48.

высказанное в юридической науке мнение о том, что при правовом регулировании поощрения государственных служащих необходимо, прежде всего, закрепить

право государственного служащего на поощрение.

На практике премирование применяется довольно часто. Прокуроры субъектов Федерации поощряют отличившихся сотрудников денежной премией в размере должностного оклада с доплатой за классный чин или же в соответствующих приказах указывают конкретный размер премий в денежном выражении, которые в большинстве своем ниже должностного оклада. Очевидно, что размер премии прямо пропорционален заслугам прокурорского работника, поскольку конкретных сумм и ее размеров в Законе о прокуратуре не определено.

государственной службе - 20, 25, 35, 45 лет; 2) юбилейные дни рождения - 50-летие, 55, 60, 65 лет со дня рождения. Из приведенного следует, что данная норма закона является императивной, то есть достаточно возникновения соответствующего юридического факта (в данном случае наличие стажа государственной службе и достижение определенного возраста) для того, чтобы у государственного служащего появилось право на поощрительную выплату. На наш взгляд, необходимо законодательно предусмотреть подобные поощрительные меры применительно к работникам органов и учреждений прокуратуры, имеющим продолжительный стаж работы.

9 См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996. С. 127.

Глава VIII. ПООЩРЕНИЕ РАБОТНИКОВ,

ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СЛУЖБОЙ

В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 25. Виды поощрений и награды

1. За образцовое исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

награждение Почетной грамотой;

занесение на Доску почета, в Книгу почета;

выдача денежной премии;

награждение ценным подарком;

повышение в классном чине (досрочно или выше установленного по занимаемой должности);

награждение нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации может устанавливать иные виды поощрений.

3. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" и награждению государственными наградами Российской Федерации.

4. Для награждения работников используются средства наградного и подарочного фондов.

Статья 26. Порядок применения видов поощрения

1. Применение видов поощрения осуществляется в следующем порядке:

благодарность объявляется Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним прокурорами, директорами (ректорами) научных и образовательных учреждений прокуратуры;

выдача денежной премии, награждение подарком, ценным подарком производятся Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним прокурорами, директорами (ректорами) научных и образовательных учреждений прокуратуры;

повышение в классном чине производится Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с Положением о классных чинах прокурорских работников;

награждение нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" производится Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с утвержденным им положением.

Если применение к отличившемуся работнику поощрения не относится к компетенции руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры, им вносится соответствующее представление вышестоящему прокурору.

2. Представление к награждению государственными наградами Российской Федерации, а также к присвоению почетного звания производится Генеральным прокурором Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Поощрение объявляется приказом, заносится в трудовую книжку и приобщается к личному делу работника. Приказ о поощрении доводится до сведения всех работников данного органа или учреждения прокуратуры или лиц, указанных в приказе.

Статья 27. Дисциплинарные взыскания

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение порочащего их проступка руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации";

понижение в должности;

увольнение из органов прокуратуры.

2. При привлечении работника к дисциплинарной ответственности учитываются тяжесть совершенного проступка и обстоятельства его совершения, а также предшествующие служба и поведение работника.

Статья 28. Компетенция руководителей органов и учреждений прокуратуры применять меры дисциплинарного взыскания

1. Генеральный прокурор Российской Федерации пользуется правом применения мер дисциплинарного взыскания в полном объеме.

2. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры вправе налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения их нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации".

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Российской Федерации, определяется Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним прокуроры вправе налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

4. Увольнение со службы работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", в качестве меры дисциплинарного взыскания может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

Статья 29. Порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности

1. При разрешении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания прокурор, директор (ректор) научного или образовательного учреждения прокуратуры обязаны лично разобраться в совершенном проступке, затребовать от работника, его совершившего, письменное объяснение. Отказ работника от представления письменного объяснения не препятствует наложению дисциплинарного взыскания. При необходимости прокурор назначает служебное расследование.

Если применение мер дисциплинарного взыскания не относится к компетенции руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры, им выносится соответствующее представление вышестоящему прокурору.

Вышестоящий прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, или изменить его вид.

2. Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его нахождения в отпуске.

3. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово - хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения.

4. Дисциплинарное взыскание объявляется приказом, который сообщается работнику, привлеченному к дисциплинарной ответственности, под расписку и приобщается к его личному делу. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания доводится до сведения всех работников данного органа или учреждения прокуратуры или лиц, указанных в приказе.

В случае привлечения к дисциплинарной ответственности работника, назначенного на должность Генеральным прокурором Российской Федерации, копия приказа о наложении дисциплинарного взыскания направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

5. Работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения работник не подвергался новому дисциплинарному взысканию. Взыскание может быть снято до истечения года прокурором, наложившим его, или вышестоящим прокурором, если работник проявил дисциплинированность и добросовестность при исполнении своих служебных обязанностей.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работникам не применяются.

Статья 30. Гарантии неприкосновенности прокуроров и следователей за выраженное мнение или принятое решение

Прокурор или следователь не может быть привлечен к материальной ответственности, а также на него не может быть возложена обязанность возмещения морального ущерба за выраженное им при осуществлении своих функций мнение или принятое решение, если вступившим в силу приговором суда не будет установлена его виновность в злоупотреблении служебным положением.

Статья 31. Служебное расследование

1. В случае совершения работником административного правонарушения, а также проступка, влекущего применение мер дисциплинарного взыскания, по решению руководителя органа или учреждения прокуратуры проводится служебное расследование.

2. Служебное расследование проводится лицом, уполномоченным на это указанным руководителем, либо комиссией соответствующего органа или учреждения прокуратуры или вышестоящей прокуратурой.

3. По результатам служебного расследования составляется заключение, на основании которого принимается решение о применении к работнику, совершившему проступок, мер дисциплинарного взыскания. Работник, в отношении которого проводилось служебное расследование, вправе ознакомиться с его результатами.

4. При установлении в результате служебного расследования признаков состава преступления дальнейшее производство осуществляется в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Порядок и сроки обжалования решений по вопросам прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры

1. В случае несогласия с решением руководителя органа или учреждения прокуратуры по вопросам прохождения службы работники вправе обжаловать его вышестоящему прокурору и (или) в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Вышестоящий прокурор в месячный срок обязан рассмотреть жалобу и о принятом решении сообщить заявителю. Указанный срок может быть продлен в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Обращение с жалобой не приостанавливает исполнения решения о наложении дисциплинарного взыскания.

Обжалование выводов аттестационной комиссии приостанавливает их реализацию до принятия решения по жалобе соответствующим прокурором.

Статья 33. Ограничения, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры

В отношении прокурорских работников действуют ограничения, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

1. За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и организациях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

занесение на Доску почета, в Книгу почета;

выдача денежной премии;

награждение ценным подарком;

награждение именным оружием;

досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

награждение нагрудным знаком "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации";

награждение нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Российской Федерации.

Информация об изменениях:

2. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации, поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации может устанавливать виды поощрений, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О наградах прокуратуры РФ см.:

приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 ноября 2011 г. N 415;

приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 марта 2015 г. N 102

4. Положения о нагрудных знаках "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" и "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации" утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Для награждения работников используются средства наградного и подарочного фондов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ в пункт 6 статьи 41.6 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Генеральный прокурор Российской Федерации может применять установленные настоящей статьей поощрения к не являющимся работниками органов и организаций прокуратуры лицам, оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры Российской Федерации.

За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

1) объявление благодарности;

2) награждение Почетной грамотой;

3) занесение на Доску почета, в Книгу почета;

4) выдача денежной премии;

5) награждение подарком;

6) награждение ценным подарком;

7) награждение именным оружием;

8) досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

9) награждение нагрудным знаком "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации"

10) награждение нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора Российской Федерации.

11) Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" и награждению государственными наградами Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) понижение в классном чине;

5) лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации";

6) лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации";

7) предупреждение о неполном служебном соответствии;

8) увольнение из органов прокуратуры.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

2. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

К прокурорским работникам могут применяться следующие меры поощрения:

единовременное денежное вознаграждение;

награждение ценным подарком;

награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;

занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;

досрочное присвоение классного чина;

присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;

присвоение классного чина на ступень выше очередного;

награждение нагрудным знаком органов прокуратуры;

присвоение в установленном порядке почетных званий «Заслуженный работник органов прокуратуры РБ», «Заслуженный юрист РБ» и награждение другими государственными наградами РБ;

досрочное снятие дисциплинарного взыскания;

иные меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и о труде.

Допускается одновременное применение к прокурорскому работнику нескольких мер поощрения.

Прокурорские работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за:

неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий;

несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, установленных Конституцией РБ, иными законодательными актами и настоящим Положением;

нарушение служебной дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со службой в органах прокуратуры.

На прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в классном чине на срок до шести месяцев; понижение в должности на срок до шести месяцев;

лишение нагрудного знака органов прокуратуры; освобождение от занимаемой должности (увольнение); освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.

За один и тот же дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Читайте также: