Замена окон проводки в бухгалтерском учете

Обновлено: 04.05.2024

Ремонт основных средств – это процесс, в результате которого происходит восстановление эксплуатационных свойств объектов. Как учитываются затраты на ремонт основных средств в бухгалтерии и какие проводки отражают этот процесс – разберемся в статье.

Объект основного средств может быть восстановлен двумя способами:

  • с помощью текущего ремонта;
  • с помощью капитального ремонта (реконструкция и модернизация).

Если проводится обычный текущий ремонт, то все сопутствующие расходы списываются в затраты организации в текущем налоговом периоде.

Если же проводится реконструкция и модернизация объекта, то все асходы относятся на увеличение стоимости объекта.

Основное отличие ремонта ОС от его реконструкции заключается в том, что в первом случае не происходит изменение технико-экономических показателей объекта. Реконструкция или модернизация — это, в первую очередь, улучшение технических, экономических и производственных показателей объекта.

Ремонт ОС – это устранение неисправностей, повреждений, а также проведение профилактических мероприятий по недопущению преждевременного износа объекта, а также работы, направленные на поддержание рабочего состояния оборудования.

Проведение ремонтных работ, как правило, начинается с формирования смет и плана работы, утвержденного руководителем предприятия.

После ремонта объект принимается к учету на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОС-3.

Оформление документов ремонта и модернизации

  • приказ руководителя, который определяет в отношении каких объектов должны быть проведены работы;
  • дефектная ведомость, в которой указан характер неисправностей и дефектов, требующих проведения ремонтных работ;
  • сметная документация;
  • договор подряда в случае, если привлекаются сторонние лица;
  • акт о приеме-сдаче отремонтированных основных средств форма ОС-3.

Бухгалтерский учет

  • подрядным способом;
  • хозяйственным способом.

Во втором случае, ремонтные работы выполняется собственными силами.

Затраты на ремонт объектов основных средств относятся на счета учета производственных издержек, то есть включаются в себестоимость продукции с помощью проводок: Д20 (23, 25, 26, 44) К10 (60, 70, 69).

Если же расходы составляют значительную сумму, то организация может осуществлять ремонтные работы за счет заранее сформированного резерва. Этот резерв образуется путем постепенного включения определенных сумм в состав себестоимости продукции в течении длительного времени, при этом выполняются проводки Д 20 (23, 25, 26) К96, где счет 96 именуется «Резерв предстоящих расходов», на котором по кредиту и формируется резерв. Сумма ежемесячных отчислений на формирование резерва определяется, как 1/12 от годовой стоимости ремонта по смете. В процессе проведения ремонта все затраты списываются на счет этого резерва с помощью проводок: Д96 К10 (70, 60, 69..).

Если в конце года по кредиту счета 96 остались средства (то есть сумма, необходимая для ремонта оказалась меньше сформированного резерва), то оставшиеся средства списываются на 91 счет проводкой Д96 К91/1, таким образом счет 96 закрывается.

Если суммы резерва не достаточно для проведения ремонтных работ, то недостающие средства либо получают с помощью дополнительной проводки по увеличению резервного фонда Д20 К96, либо списывают эту сумму на издержки проводкой Д20 К10, 60, 70.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Общество арендует офисные помещения, в которых планирует произвести замену старых пластиковых окон на новые. В договоре имеются условия о проведении арендодателем капитального ремонта, а обязанности по текущему ремонту отнесены на арендатора. В настоящий момент стороны планируют заключить дополнительное соглашение к договору аренды, в котором будет указано, что арендодатель согласен на установку арендатором за свой счет новых окон в арендуемых помещениях без возмещения стоимости окон арендодателем.
1. К какому виду ремонта относится замена окон - к текущему или капитальному? 2. Сможет ли арендатор отнести на себестоимость затраты по установке новых пластиковых окон? 3. Какая формулировка расходов по замене окон (капитальный ремонт, текущий ремонт, неотделимые улучшения, иное) должна содержаться в соглашении к договору во избежание нарушений налогового законодательства?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Замена окон на пластиковые, по нашему мнению, может быть отнесена либо к капитальному ремонту, либо к капитальным вложениям в неотделимые улучшения арендованного помещения.
2. В зависимости от формулировок дополнительного соглашения к договору аренды Общество сможет отнести на расходы в целях налогообложения прибыли затраты по установке новых пластиковых окон двумя альтернативными способами:
- как расходы на ремонт арендованных основных средств в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
- путем начисления амортизации неотделимых улучшений в арендованное имущество в течение срока аренды помещений.
3. Рекомендуем предусмотреть в дополнительном соглашении к договору аренды помещений формулировки, которые позволят отнести затраты арендатора на замену окон либо к расходам на капитальный ремонт арендованного помещения, либо к капитальным вложениям в неотделимые улучшения арендованного имущества. Полагаем, что будет неправильным назвать замену окон на пластиковые текущим ремонтом помещений.

К сведению:
1. Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. В бухгалтерском учете капитальные вложения (неотделимые улучшения) в арендованные объекты ОС учитываются в составе ОС (п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее по тексту - ПБУ 6/01), п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).
Законченные капитальные вложения в арендованные объекты ОС зачисляются организацией-арендатором в ОС в сумме фактически произведенных затрат, если выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01. Необходимо обратить внимание, что критерии квалификации объектов в качестве ОС согласно п. 4 ПБУ 6/01 не будут выполняться в случаях, если предполагаемый оставшийся срок аренды составляет не более 12 месяцев.
Поскольку ПБУ 6/01 не уточняет, какие именно капитальные вложения в арендованные объекты учитываются в составе ОС арендатора, то необходимо учитывать как неотделимые, так и отделимые, вне зависимости от возмещения их стоимости арендодателем (в отличие от налогового учета).
Д 08 К 60
- учтены расходы на создание неотделимых улучшений;
Д 01 К 08
- неотделимые улучшения включены в состав основных средств;
Д 19 К 60
- отражен НДС, предъявленный подрядчиком;
Д 68 К 19
- НДС принят к вычету.
Стоимость капитальных вложений в арендованные объекты ОС погашается посредством амортизации в течение срока СПИ (п. 17, п. 18 ПБУ 6/01). При этом необходимо самостоятельно принять решение, какие расходы являются расходами на ремонт, а какие - капитальными вложениями в арендованные средства.
Поскольку в п. 20 ПБУ 6/01 напрямую указан срок аренды как основание для определения СПИ объекта ОС, можно установить СПИ неотделимых улучшений арендованного ОС равным оставшемуся сроку аренды.
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете можно установить СПИ неотделимых улучшений арендованного ОС равным оставшемуся сроку аренды ОС в соответствии с договором (п. 20 ПБУ 6/01).
Д 20 (26) К 02
- начислена амортизация по объекту ОС в форме неотделимых улучшений.
Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта ОС, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию. При этом список случаев выбытия объекта ОС является открытым. В рассматриваемом случае таким выбытием будет являться окончание договора аренды и возврат объекта аренды:
Д 76 К 91
- арендодатель возместил арендатору затраты на неотделимые улучшения;
Д 02 К 01
- списана амортизация по объекту неотделимых улучшений на момент возмещения и передачи их арендодателю;
Д 91 К 01
- списана остаточная стоимость неотделимых улучшений на момент возмещения и передачи их арендодателю (в случае, если капитальные вложения в неотделимые улучшения не успели самортизироваться).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Общество, находящееся на общей системе налогообложения, заключило договор аренды. Общество производит ремонт с согласия арендодателя. Аренда долгосрочная, ремонт закончится раньше. Передача - по окончании срока аренды. В рамках ремонтных работ общество устанавливает кондиционеры, пожарную сигнализацию, меняет напольное покрытие и окна. Стоимость улучшений, вероятно, будет компенсирована. Все расходы по ремонту несет арендатор. Можно ли отнести указанные работы к неотделимым улучшениям арендованного имущества? Каков порядок отражения у арендатора указанных операций в бухгалтерском (с проводками) и налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.);
- Вопрос: Предприятие связи (ООО) арендует у ИП (собственника) здание. В договоре аренды указано, что текущий ремонт проводится за счет арендатора. Может ли арендатор учесть в целях налогообложения прибыли расходы по замене оконных конструкций (окон), учитывая, что арендодатель согласен на замену, но компенсировать расходы не будет? (журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2019 г.).

Окна и двери представляют собой готовые к установке строительные конструкции. Они монтируются в здании и составляют с ним единое целое. Каких-то отдельных от здания функций окна и двери не могут выполнять. Поэтому их учет в качестве основных средств не осуществляется. Учитывая положения п.п. 99, 118 Инструкции N 157н, окна и двери до установки подлежат учету в составе материальных запасов.

При новом строительстве, как правило, не заключаются отдельные договоры на поставку и (или) установку окон и дверей. Хотя такой вариант не исключен. В любом случае при новом строительстве стоимость окон, дверей, а также их установка формируют первоначальную стоимость здания. То есть их стоимость учитывается в составе капитальных вложений в объект недвижимости на счете 106 11. Аналогичным будет порядок учета окон и дверей, если работы по их установке (замене) производятся в рамках реконструкции объекта капитального строительства.

Новые окна и двери могут устанавливать в уже действующем здании. Работы по монтажу новых окон и дверей сами по себе не могут рассматриваться в качестве работ по реконструкции объекта недвижимости, учитывая применяемое в настоящее время определение понятия "реконструкция объектов капитального строительства" (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Дело в том, что при осуществлении таких работ не происходит существенного изменения параметров объектов капитального строительства, повышения технического уровня и экономических характеристик данных объектов.

Работы по установке (монтажу) новых окон и дверей в здании, в зависимости от причин установки, могут рассматриваться в качестве:

- работ по проведению некапитальной перепланировки помещений;

- противопожарных мероприятий, в т.ч. по предписанию контролирующих органов

Такие работы не влияют на стоимость здания. Расходы на установку окон и дверей (в т.ч. стоимость самих объектов) относятся на финансовый результат (затраты) текущего года.

Работы по замене старых окон и дверей на новые, как правило, рассматриваются в качестве ремонтных работ (см., в частности, п. 6 Методических рекомендаций по применению СГС "Основные средства", доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237). Данные работы также не приводят к изменению стоимости здания, а относятся на финансовый результат (затраты) текущего года.

Примечание

Заказчиком работ по ремонту, в том числе по замене окон (дверей), может быть не то учреждение, на балансе которого находится здание, а специально уполномоченное учреждение. Передача произведенных затрат, не отраженных на счете 106 00, нормативными актами не предусмотрена. Вместе с тем заказчик работ может передать балансодержателю здания заверенные копии документов, подтверждающих объем и стоимость произведенных на объекте работ (см. письмо Минфина России от 08.02.2019 N 02-06-10/7927). Это может быть необходимо, в частности, для включения информации в Инвентарную карточку (ф. 0504031), открытую на здание.

Работы по замене окон и дверей - текущий или капитальный ремонт?

Если работы по замене окон и дверей проводятся не в рамках реконструкции объекта капитального строительства, то перед должностными лицами может встать вопрос: к какому виду ремонтных работ их правильно отнести? Будет это текущим либо капитальным ремонтом?

Единой позиции по данному вопросу нет. И окончательное решение уполномоченным должностным лицам нужно будет принимать самостоятельно.

При этом можно учесть следующее. Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту (в части ремонта объектов недвижимости) относится к компетенции Минстроя России. За ним закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038).

В письме от 27.02.2018 N 7026-АС/08 Минстрой России отмечает, что определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов. В письме также указано, чем, как правило, капитальный ремонт отличается от текущего.

Внимание

Неправильный выбор вида работ (капитальный или текущий ремонт) может стать поводом для привлечения должностных лиц к ответственности по по ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ. Если бухгалтер берет на себя ответственность по квалификации работ, то оштрафовать могут его (решение Волгоградского облсуда от 24.02.2016 N 07-277/2016).

Ниже приведем нормы, которыми руководствуются при отнесении работ на объектах капитального строительства к текущему или капитальному ремонту:

ч.ч. 6, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ

п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ

п.п. 3.4 - 3.10, Приложение 3 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение N 279)

Раздел 5, Приложение 9 Ведомственных норм N 312

В двух последних нормативных актах приведен примерный перечень работ, проводимых с окнами и дверьми при ремонтах:

Перечень проводимых работ по замене окон и дверей

Смена неисправных оконных и дверных приборов (раздел VI Приложения 3 к Положению N 279)

Смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.) (Приложение 7 Ведомственных норм N 312)

Полная смена ветхих оконных и дверных блоков (раздел VI Приложения 8 к Положению N 279)

Расходы на проведение капитального ремонта не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС (ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ). Расходы на проведение капитального ремонта также не учитываются при расчете норматива затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (см., к примеру, п. 6.5 "Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики. ", утв. приказом Минобрнауки РФ от 22.09.2015 N 1040).

Поэтому замена окон (дверей) в качестве текущего ремонта за счет средств по КФО 7 (КФО 4) зачастую вызывает споры с контролирующими органами. Такие работы проверяющие могут попытаться квалифицировать как работы по капитальному ремонту. А учреждению нужно быть готовым отстаивать в суде свою позицию по отнесению работ по замене окон (дверей) к текущему ремонту.

В пользу отнесения работ по замене окон (дверей) к текущему ремонту суды рассматривают следующие аргументы (определения ВС РФ от 01.08.2019 N 301-ЭС19-11827, от 05.08.2019 N 303-ЭС19-11675, от 25.11.2019 N 304-ЭС19-20828):

- работы имеют кратковременный характер;

- здание не выводится из эксплуатации и не ставится на капитальный ремонт;

- проводится частичная замена окон (дверей).

КОСГУ и КВР в целях приобретения и установки (замены) окон и дверей

Окна и двери могут приобретаться отдельно от услуг по их установке (монтажу, замене). В таком случае их можно рассматривать в качестве готовых к установке строительных конструкций. Поэтому окна и двери могут быть учтены на счете 105 04 "Строительные материалы" (п.п. 99, 118 Инструкции N 157н).

Выбор КОСГУ для их приобретения осуществляется в следующем порядке:

Окна (двери) как строительные материалы приобретаются не для строительства (реконструкции) здания (п. 11.4.4 Порядка N 209н).

Материалы для проведения строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями, отражаются по КОСГУ 344 (см. раздел 2 Методических рекомендаций к СГС "Запасы", информацию Минфина России от 13.05.2019)

Окна (двери) предназначены для осуществления капитальных вложений (при строительстве, реконструкции здания) (п. 11.4.7 Порядка N 209н)

Примечание

Отдельно от окон могут приобретаться москитные сетки. По своим характеристикам их нельзя отнести к материалам, предназначенным для проведения строительно-монтажных работ. Поэтому расходы на приобретение москитных сеток отдельно от окон могут быть отнесены на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.

Услуги по монтажу (установке, замене) окон и дверей могут выполняться:

- иждивением подряда (из материалов заказчика, окна и двери в таком случае входят в стоимость установки и отдельно не поставляются);

- подрядчиком отдельно от поставки окон (дверей).

Примечание

Не исключена ситуация, когда окна (двери) устанавливаются силами сотрудников учреждения. Если это входит в трудовую функцию сотрудников, то расходы по установке включены в заработную плату. Если же с сотрудниками заключается отдельно договор на установку окон (дверей), то в учете это отражается аналогично оплате услуг подрядчика. Дополнительно со стоимости услуг нужно будет удержать НДФЛ, а также оплатить страховые взносы в фонды.

КОСГУ для установки (монтажа, замены) окон и дверей выбираются в следующем порядке:

Монтаж (установка, замена) окон (дверей) производится в рамках строительства (реконструкции) здания и формирует объем капитальных вложений на счете 106 11 (п. 10.2.8 Порядка N 209н)

Монтаж (установка, замена) окон (дверей) производится не в рамках строительства (реконструкции) здания. Соответственно, работы по установке (замене) относятся к работам из перечня, установленного в п. 10.2.5 Порядка N 209н:

- работы по проведению некапитальной перепланировки помещений;

- противопожарные мероприятий, в т.ч. по предписанию контролирующих органов

и аналогичные по своему содержанию работы

Выбор кодов видов расходов осуществляется в соответствии с положениями Порядка N 85н следующим образом:

Вид проводимых работ

Договор на поставку (установку, замену) окон (дверей), заключенный в рамках строительства (реконструкции) здания в казенном учреждении

Договор на поставку (установку, замену) окон (дверей), заключенный в рамках строительства (реконструкции) здания в бюджетном, автономном учреждении

Установка (замена) окон проводится в рамках капитального ремонта здания

п. 48.2.4.3 Порядка N 85н (см. также письмо Минфина России от 23.05.2019 N 02-05-10/37689)

Установка (замена) окон проводится вне рамок строительства, реконструкции, капитального ремонта здания

п. 48.2.4.4 Порядка N 85н (см. также письмо Минфина России от 23.05.2019 N 02-05-10/37689)

Документооборот в учреждении при поставке и установке (замене) окон и дверей

Операции по поставке и установке (замене) окон и дверей могут отражаться на основании первичных документов:

- формы которых утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н);

- составленных по формам, разработанным в самом учреждении;

- оформляемых контрагентами учреждения.

Наименование и форма документа

Кто оформляет документ

Поставка окон (дверей)

Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)

Стороны сделки (если документ оформляется двумя сторонами) или Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (при одностороннем оформлении учреждением)

При наличии количественного и (или) качественного расхождения комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов составляет Акт приемки материалов (ф. 0504220), который является правовым основанием для предъявления претензии отправителю (поставщику)

Первичные документы, предоставленные поставщиком (контрагентом учреждения)

Поставщик (контрагент учреждения)

Контрагенты, не относящиеся к бюджетной сфере, могут самостоятельно разрабатывать формы первичных документов или использовать унифицированные формы (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), например:

- универсальный передаточный документ

Передача окон (дверей) подрядчику для установки (замены)

Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205)

Ответственное лицо структурного подразделения, передающего материальные ценности

Списание использованных подрядчиком окон (дверей) оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Выдача приобретенных окон (дверей) для установки (замены) силами сотрудников учреждения

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

Ответственное лицо структурного подразделения, передающего материальные ценности

Списание окон (дверей), использованных при установке (замене), оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Прием работ по ремонту (реконструкции), в рамках которых производилась замена (установка) окон и дверей

Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103)

Профильная комиссия учреждения

Сведения о проведенном ремонте отражаются в графах 5-8 раздела 4 Инвентарной карточки (ф. 0504031).

Подробнее с документальным оформлением затрат по ремонту можете ознакомиться здесь

Примеры установки (замены) окон и дверей в разных ситуациях

Установка дверей при строительстве здания в казенном учреждении

Пример

Казенное учреждение является заказчиком строительства здания. В сводный сметный расчет строительства включена установка дверей. Приобретение дверей осуществлено по отдельному контракту на общую сумму 300 000,00 руб. Отдельно с другим контрагентом заключен контракт на установку дверей (стоимость контракта - 100 000,00 руб.). Оплата контрактов осуществляется с лицевого счета казенного учреждения после выполнения контрагентами своих обязательств по поставке (установке).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На основании каких документов бухгалтер муниципального учреждения должен принять решение об отнесении работ по замене окон и дверей к капитальному или текущему ремонту? Каков состав технической комиссии?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопросы отнесения работ по замене окон и дверей к капитальному или текущему ремонту не относятся к компетенции бухгалтерской службы муниципального учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами.
В бухгалтерию учреждения предоставляется решение профильной комиссии, содержащее сформулированное решение об отнесении работ к капитальному или текущему ремонту, в том числе для возможного предоставления в территориальный орган Федерального казначейства.
Выбор состава профильной комиссии зависит от специфики деятельности учреждения, его структурных особенностей, компетентности специалистов и т.д.

Обоснование вывода:
Вопросы отнесения строительных работ к капитальному или текущему ремонту, реконструкции не относятся к компетенции бухгалтерской службы государственного (муниципального) учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами. В то же время обеспечение целевого использования средств бюджетных субсидий, иных целевых средств, средств от приносящей доход деятельности является одной из функций бухгалтерии (финансово-экономической службы). Поэтому в тех случаях, когда для отнесения расходов на тот или иной вид финобеспечения (на определенный код бюджетной классификации) принципиальное значение имеет характер строительных работ, ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде перед осуществлением расходов поставить соответствующие вопросы перед руководителем учреждения и (или) профильным структурным подразделением учреждения. И только после получения заключения о квалификации работ в качестве текущего ремонта (капитального ремонта, реконструкции) должны осуществляться расходы по оплате соответствующих обязательств.
Если же описанный выше порядок работы не соблюдается и сотрудники бухгалтерии (финансово-экономической службы) самостоятельно определяют характер строительных работ с целью отнесения расходов на определенный вид финобеспечения (определенный КБК), то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в организациях бюджетной сферы, равно как и порядок применения бюджетной классификации, не регламентируют порядок отнесения работ к реконструкции, модернизации или капитальному (текущему) ремонту. Соответственно, для выбора соответствующих кодов классификации расходов и определения порядка отражения в учете тех или иных работ вопросы квалификации производимых работ в качестве текущего или капитального ремонта должны быть разрешены соответствующими техническими специалистами, входящими в состав профильной комиссии субъекта учета. Как правило, такое решение оформляется протоколом, подписанным членами профильной комиссии и утвержденным руководителем (иным уполномоченным лицом). Форма такого протокола не содержится в нормативных актах, регламентирующих оформление фактов хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета. Поэтому такая форма может быть разработана на уровне учреждения.
Исходя из вышеизложенного, именно специалисты профильной комиссии учреждения определяют, к какому типу работ относятся работы. С целью устранения сомнений специалистов УФК относительно выбранного КВР, по нашему мнению, учреждением может быть дополнительно представлена копия соответствующего решения комиссии, содержащего сформулированное решение об отнесении работ к капитальному или текущему ремонту.
Разграничение полномочий и ответственности лиц (служб, структурных подразделений, коллегиальных органов (комиссий)) определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях (комиссиях), а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников. Выбор состава профильной комиссии зависит от специфики деятельности учреждения, его структурных особенностей, компетентности специалистов и т.д. Также в работе комиссии могут учитываться рекомендации сторонних организаций, обладающих полномочиями по квалификации работ, а также мнение специалистов других организаций, привлекаемых в состав комиссии по решению руководителя учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Какие работы по ремонту помещений должны быть отнесены к текущему, а какие к капитальному ремонту? В соответствии с какими нормативно-правовыми актами идет отнесение данных работ к текущему или капитальному ремонту? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
- Вопрос: КВР для отражения расходов по переносу теплового узла с улицы в здание (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.).

29 октября 2021 г.


Учет затрат на ремонт основных средств в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учетах может происходить по разным правилам. Вместе с тем в них много общего. Рассмотрим эти сходства и различия.

Ремонт основных средств— это что?

Ремонт основных средств (ОС) — процесс, имеющий отношение как к собственному, так и к арендованному имуществу. Он проводится в целях осуществления поддержки или восстановления работоспособности ОС. Процедура ремонта состоит из устранения возникших неисправностей, замены износившихся частей или отдельных узлов объекта. В зависимости от периодичности и объемов осуществляемых работ ремонт может быть:

  • текущим,
  • средним,
  • капитальным.

Однако ни в коем случае процесс ремонта не должен приводить к изменению основных технических характеристик или назначения ремонтируемого объекта, поскольку такое изменение уже будет расцениваться как модернизация (реконструкция), учитывать которую необходимо по совершенно иным правилам (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Проведение ремонта в отличие от модернизации (реконструкции) никак не отражается ни на первоначальной, ни на остаточной стоимости объекта. Все расходы по ремонту, какова бы ни была их величина, принимают к учету в периоде его завершения. Однако такие расходы требуют экономического обоснования и документального подтверждения (письма Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29, от 25.02.2009 № 03-03-06/1/87).

Ремонт может быть осуществлен:

  • привлеченным контрагентом,
  • собственными силами,
  • смешанным способом.

С 2022 года на смену ПБУ 6/01 «Учет основных средств» пришли 2 новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Согласно данным стандартам учет ОС нужно вести по новым правилам. Начать применение стандартов можно и раньше, закрепив новые учетные положения в учетной политике.

Проверьте, правильно ли вы учитываете затраты на капитальный, текущий и неплановый ремонт ОС при применении ФСБУ 6/2020 "Оновные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", с помощью разъяснений от экспертов КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Документальное оформление ремонта

Проведению ремонта предшествует составление:

  • дефектной ведомости, отражающей состояние объекта, которая может быть сделана в 1 экземпляре, если ремонт осуществляют собственными силами или смешанным способом, и оформляется в 2 экземплярах, если ремонт делает сторонний контрагент;

О том, какой может быть форма дефектной ведомости, читайте в материале «Составляем правильно дефектный акт — образец».

  • сметы на ремонтные работы, составленной либо сторонним контрагентом, либо собственным подразделением, осуществляющим ремонт;
  • приказа руководителя на проведение ремонта, в котором отражаются сроки выполнения ремонтных работ, силы, его осуществляющие, и, при необходимости, решения по замене временно отсутствующих ОС;
  • договора на ремонт, если его будет делать сторонний контрагент;
  • накладной на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтируется в собственном подразделении.

О правилах оформления такой накладной читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-2 — бланк и образец».

По завершении ремонтных работ оформляют:

О том, как заполнить такой акт, читайте в материале «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец».

  • накладную на внутреннее перемещение ОС, если объект ремонтировался в собственном подразделении;
  • запись о произведенном ремонте в инвентарной карточке ОС.

Пример оформления такой записи смотрите в образце к статье «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец».

Как списать материалы на ремонт ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Авторитетное мнение экспертов К+ смотрите в Готовом решении, получив бесплатный пробный доступ.

Отражение ремонта в бухучете

Учет затрат на ремонт основных средств в БУ различается в зависимости от того, каким способом выполняются ремонтные работы.

При осуществлении их собственными силами (т. е. одним из вспомогательных подразделений) на выполнение таких работ в соответствующем подразделении открывают заказ, на который в течение всего времени, пока идет ремонт, собирают прямые затраты, с ним связанные:

Дт 23 Кт 10, 69, 70.

Если имеет место привлечение для части работ сторонних контрагентов (т. е. смешанный способ ремонта), то к перечню счетов, отражаемых в этой проводке по кредиту, добавится счет 60. При этом может возникнуть и проводка по выделению НДС, если услуги стороннего контрагента облагаются этим налогом:

В общую сумму затрат по заказу на ремонт добавятся также распределяемые по окончании каждого месяца накладные расходы вспомогательного подразделения, выполняющего ремонт:

По завершении ремонта, что будет зафиксировано актом о приемке объекта, затраты, собранные на счете 23 по соответствующему заказу, спишутся на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС:

Дт 25 (26, 44) Кт 23.

Когда ремонт осуществляется только силами стороннего контрагента, затраты по нему в учете появятся лишь на дату подписания акта о приемке объекта из ремонта и сразу будут отнесены на накладные расходы по содержанию того подразделения, в котором используется побывавшее в ремонте ОС, с выделением указанного в документах НДС:

Дт 25 (26, 44) Кт 60;

В проводке по учету завершенных затрат на ремонт для обоих вариантов (собственными или сторонними силами) в перечне счетов, указываемых по дебету, могут присутствовать также счета 23 и 29, если учет накладных расходов на них организован котловым способом или на отдельных субсчетах этих счетов. В прямые затраты расходы по ремонту ОС включить нельзя, поскольку во время ремонта объекты в производстве не участвуют.

Согласно действующим правилам бухучета резерв на ремонт ОС в БУ не создается. Ранее это можно было делать, но с 2011 года такая возможность исключена (приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н).

Учет ремонта в налоговом учете

В НУ ведение учета затрат на ремонт основных средств возможно 2 способами (ст. 260 НК РФ):

  • Так же, как и в БУ, т. е. путем включения затрат в расходы в периоде завершения ремонта (п. 1).
  • Через создание резерва (п. 3). Размер отчислений в него определяется в особом порядке, установленном п. 2 ст. 324 НК РФ. Общая сумма резерва имеет ограничения, но может накапливаться в течение нескольких налоговых периодов. Если резерв создается, то все расходы на ремонт учитывают, относя их на уменьшение этого резерва. И только если его сумма превышена, расходы по ремонту можно учесть непосредственно в затратах.

Подробнее о создании и использовании резерва на ремонт ОС в НУ читайте в материале «Создание резерва на ремонт основных средств (нюансы)».

Решение о создании или несоздании резерва в НУ необходимо закрепить в учетной политике. Если решено его создавать, там же прописывается алгоритм расчета суммы резерва и период, на который он формируется.

Поскольку действующие правила бухучета не предусматривают возможности создания резерва на ремонт ОС, между данными БУ и НУ в части резерва, формируемого для целей НУ, возникнут разницы.

Итоги

Ремонт ОС заключается в осуществлении мероприятий, направленных на поддержание работоспособности основных средств, но он не должен приводить к изменению технических характеристик или назначения ОС. Расходы по ремонту учитывают в затратах в размере фактических сумм по завершении ремонтных работ вне зависимости от того, чьими силами ремонт осуществляется: собственными или привлеченными. Обязательно документальное обоснование необходимости проведения ремонта. В НУ допустимо создание резерва на ремонт, но это приводит к возникновению разниц между БУ и НУ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: