Замена асфальта на плитку

Обновлено: 08.05.2024

Задайте этот вопрос в компании более-менее разбирающихся людей, и сможете инициировать жаркий спор. Данным вопросом, как правило, задаются тогда, когда возникает потребность заасфальтировать тротуар, тропинку или площадку у загородного дома.

Стоит сразу отметить, что именно эти два материала являются самыми популярными, как для обустройства территорий загородных участков, так и для укладки пешеходных зон в парках и аллеях.

Какой же ответ на этот вопрос? Наша компания оказывает услуги, как по асфальтированию, так и по укладке тротуарной плитки, поэтому ответ у нас точно есть. Однако он не так прост, а точнее – неодносложен.

Сравнение тротуарной плитки и асфальта

Для того чтобы ответить себе на вопрос из заголовка, вам нужно понимать, каким целям будет служить покрытие. Например, не редко можно встретить высказывание, что на автомобильных дорогах асфальт постоянно деформируется, трескается, в нем образуются ямы и прочее.

Да, такое и правда имеет место, особенно в случаях со старым асфальтом или же с некачественным покрытием. Но даже при этом важным моментом остается то, что автомобильная дорога подвергается гораздо более серьезным и интенсивным нагрузкам, чем тот же тротуар или площадка у дома, даже если она предназначается для стоянки машины.

Другими словами, при сравнении таких вещей, как асфальтирование и укладка тротуарной плитки, мы будем опираться на то, что на поверхность не будет оказываться серьезного и интенсивного воздействия трафика.


Преимущества тротуарной плитки:

  • Возможность выбора формы, цвета и узора.
  • Тротуарная плитка высокого качества очень прочная, может прослужить до 50 лет.
  • Качественной плитке практически все равно на жаркие солнечные лучи и перепады температур.
  • При повреждении одного или нескольких элементов можно заменить покрытие лишь частично*.

* Останавливаясь на последнем пункте, стоит обратить внимание, что, если не позаботиться о запасе плитки при укладке, существует большая вероятность того, что позже вы не сможете найти аналогичную по цвету или форме. В таком случае придется либо смириться с наличием поврежденных элементов, либо заменять их другой плиткой.

К плюсам плитки часто относят и то, что ее можно уложить самостоятельно, в отличие от асфальта. Однако здесь кроется существенный подвох. Дело в том, что при монтаже плитки возможен лишь ручной способ укладки.

Если доверить укладку плитки специалисту низкого или среднего уровня (либо делать это самостоятельно, не имея соответствующей квалификации), то вы рискуете, что будет испорчена абсолютно вся конструкция. А стоимость работ у хороших специалистов доходит до 3000 рублей/ кв.м.

Каждый элемент необходимо укладывать качественно и педантично ровно во всех плоскостях, иначе ваша тропинка или площадка попросту «поплывет» и перекосится.

Помимо этого отмечается низкая скорость укладки. Опять-таки из-за необходимости делать всю вручную. И, кстати, если выбрать плитку недостаточно высокого качества, то о преимуществе в прочности можно забыть.

Также к недостаткам тротуарной плитки можно отнести несколько моментов. Например, высокую стоимость материала – качественная тротуарная плитка стоит дороже той же площади асфальтового покрытия. То же относится и к стоимости укладки.

Еще одним минусом, который относится к плитке, является то, что в щелях между элементами будут прорастать сорняки и другие растения. В случае с асфальтом вероятность такого исхода гораздо ниже, за счет его плотности и отсутствия швов.

С плиткой разобрались, теперь давайте разберемся с плюсами и минусами асфальтового покрытия.

Преимущества асфальта:

  • Более низкая стоимость материала и работ по укладке – от 420 рублей за кв.м., включая материал и работу.
  • Высокая скорость работ, т.к. принцип укладки асфальта в корне отличается от принципа укладки плитки.
  • Если произойдет повреждение в одном месте, его будет легко устранить, причем без особых временных и финансовых затрат.
  • Сорнякам и другим растениям гораздо сложнее пробиться через асфальтовое покрытие, как мы уже упоминали выше.

Теперь о недостатках. В случае с асфальтом у вас будет меньше простора для творчества, т.к. чаще всего люди выбирают обычный черный асфальт (через некоторое время после укладки он станет серым). Однако сегодня существует и цветной асфальт, так что данный недостаток можно назвать спорным.

Кроме этого, асфальтовое покрытие более восприимчиво к солнечным лучам и сильным перепадам температур. Однако речь здесь идет о реально высоких температурах воздуха – около 40 градусов Цельсия, тогда асфальтовое покрытие действительно может слегка оплавиться. Перепады же температур не причинят асфальту серьезного урона, если только в долгосрочной перспективе.

И последнее – асфальтобетон менее прочный материал, чем тротуарная плитка. Однако в начале статьи мы упоминали о том, что на тротуары и площадки не оказывается серьезного воздействия, а хождение людей не оказывает существенного давления на покрытие.

Подводя итоги

Мы разобрали все преимущества и недостатки тротуарной плитки и асфальта. Какой можно из этого сделать вывод?

Если вы хотите получить покрытие, которое прослужит пол века, вас не смущает высокая стоимость материала и работ, с укладкой вы не торопитесь, готовы заранее потратиться на запас, а также хотите выложить сложный узор, то выбирайте тротуарную плитку.

Если же 30 лет службы вам будет достаточно, вы не желаете платить в разы (а то и в 10 раз) больше, хотите иметь возможность быстрого ремонта, а изощренные узоры для вас не приоритет, то однозначно выбирайте асфальтовое покрытие.

Замена асфальта на плиточное покрытие на тротуарах, пожалуй, главная тема для обсуждения в Москве. Все чертыхаются, видя перекопанный тротуар, и вынуждены идти по проезжей части. Кто-то не понимает, зачем мэру Сергею Собянину понадобилось менять асфальт на плитку и доставлять жителям кучу неудобств. Кто-то вспоминает мифическую «Иру-бордюр». Forbes попытался разобраться в деле с плиткой и ответить на основные вопросы.

Зачем нужна плитка?

По официальной версии, она улучшит экологию города. Асфальт состоит из битумов, в жаркую погоду плавится и выделяет вредные вещества. По данным департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, замена 1 млн кв. м асфальта на плитку позволит снизить количество выбросов в атмосферу на 665 т в год. Еще один экологический аспект — снижение теплового воздействия на человека, ведь асфальт нагревается сильнее и отдает больше тепла. Впрочем, замена тротуарного покрытия на плитку в объеме 1,1 млн кв. м даст, скорее всего, минимальный экологический эффект. Глупо думать, что, гуляя по плиточному тротуару вдоль Садового кольца, вы будете находиться в отдельной экосистеме, ведь проезжая часть Садового кольца по-прежнему осталось асфальтовой и выделяет как вредные вещества, так и тепло. Да и площадь проезжей части на порядок больше, чем тротуаров. Еще есть автомобили. А что думают экологи о замене асфальта на плитку? Глава ГПУ «Мосэкомониторинг» год назад заявила, что выделения вредных веществ из асфальта не происходит даже в аномально жаркую погоду. В этом году ее позиция изменилась на кардинально противоположную: «ряд опасных веществ присутствует в эмиссиях асфальта при таких [выше 25 градусов] температурах». Комментарии здесь излишни.

Правда, что плитка экономичнее асфальта?

Хотя укладка плиточного покрытия стоит около 3400 рублей за кв. м, что дороже асфальта (1200-1300 за кв. м), служит плитка вроде бы в несколько раз дольше: по заверению главы департамента ЖКХ и благоустройства Андрея Цыбина, 25-30 лет против 6-7 у асфальта. Правда, срок службы плитки, судя по данным ее производителей и продавцов, разнится: где-то фигурируют и названные 25 лет, где-то 20, а в некоторых источниках и вовсе 15 лет.

Не все понятно и с ценой. Укладка асфальта, судя по московским аукционам в этом году, обходится дешевле официально озвученной суммы: в 500-1100 рублей за кв. м в зависимости от сложности работ. А при цене ниже 800 рублей за кв. м асфальта экономический эффект от укладки плитки при заявленном сроке службы 25-30 лет, не говоря о меньшем, и вовсе будет отсутствовать.

Еще один довод чиновников, что ремонт плитки обходится дешевле (условно, нужно поменять несколько плит вместо перекладывания всего асфальтового покрытия), также небезупречен. Например, стоимость устранения просадки плитки на бульваре в 15-м микрорайоне Зеленограда по смете определена в 1322,5 рубля за кв. м. А кто даст гарантию, что усадка не произойдет спустя несколько лет после завершения работ? И оплачивать ремонт будет не подрядчик, а бюджет, как в Зеленограде? Вопросы из разряда риторических.

Согласно контрактам, гарантийный срок по укладке плитки равен трем годам, в течение которых подрядчик должен за свой счет устранять недостатки покрытия. Кто будет оплачивать ремонт, если начнет разрушаться плитка как материал? Подрядчики кивают в сторону производителей: «Вот их сертификаты и гарантии по качеству». Но при этом оговариваются, что так должно быть в правовом государстве.

Не дорого ли стоит тротуар из плитки?

Согласно типовой смете, по которой рассчитана стоимость контрактов, 1 кв. м плиточного покрытия обойдется бюджету в 3360,48 рубля. Но это в случае Садового кольца, улиц Кремлевского кольца, а также крупных магистралей вроде проспекта Мира или Ленинского проспекта. Для переулков и улиц ЦАО Москвы контракты рассчитывались по другой смете: 3293,06 рубля за кв. м. Разница в сметах не столь существенна, чтобы на нее обращать внимание, говорят строители, возможно, на отдельных участках больше колодцев.

Подавляющая часть стоимости укладки плитки приходится на саму плитку и основания (бетон и цементно-песчаные смеси), а также работы по ним.


Профессиональный сметчик, к которому обратился Forbes с просьбой проанализировать типовую смету, сообщил, что каких-то бросающихся в глаза отклонений в ней нет: цена нормальная, для подобных работ стоимость может отличаться как в меньшую, так и в большую сторону.

В дорожно-строительной компании, не участвовавшей в аукционах по плитке, рассмотрев типовую смету, сообщили Forbes, что проект очень выгоден, если плитку пришлось бы укладывать в спальных районах Москвы, а вот для центральных улиц и переулков логистика существенно усложняется и рентабельность работ выглядит не столь интересно.

Есть ли возможность для освоения средств?

Когда сметчик сказал Forbes, что проект по цене нормальный, он тут же добавил: «Смета — идеальный проект, а реальность никогда не соответствует проекту». И посоветовал обратить внимание на работу на участках и сравнить ее со сметой. Расхождение нашлось буквально в ту же секунду. Согласно типовой смете, в работе должны применяться «плиты бетонные тротуарные фигурные типа «катушка», толщина 100 мм, цвет вишневый» (на фото слева приведен внешний вид «катушки»). В реальности кладется серая брусчатка толщиной 80 мм с вкраплениями брусчатки вишневого цвета (фото справа).


фото: Russian Look/Picvario, Итар-ТАСС


Теоретически работы должны оплачиваться исходя из счет-фактуры использованных материалов (то есть условные 500 рублей за кв. м плитки, а не 661,5 рубля), но в реальности этого почти не бывает. Как говорят опрошенные Forbes строители, всегда можно сделать «левую» счет-фактуру.

Как прошли аукционы?

Аукционы по плитке можно разделить на три группы. Первая — укладка плитки на Садовом кольце, проспекте Мира, Ленинском проспекте, рублевском направлении, а также на нескольких объектах в пределах Садового кольца; заказчик — ГБУ «Кольцевые магистрали» Департамента ЖКХ и благоустройства Москва (848,8 тысяч кв. м по начальной цене 2,85 млрд рублей).
View Moscow in a larger map

Было разыграно 19 лотов, а победителями стали 12 компаний. Правда, в 10 лотах при рассмотрении вторых частей заявок был представлен только один участник аукциона, а снижение общей суммы контрактов составило всего 2,4%.


Вторая группа — укладка плитки в переулках ЦАО, заказчик с очень длинным названием — Генеральная дирекция по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению территории (ГД РЭДБОТ) ЦАО Москвы (276,3 тысячи кв. м с начальной ценой 910 млн рублей).

Здесь разыгрывалось 49 небольших лотов, но при этом конкуренция уменьшилась: в числе победителей четыре компании. При этом 2 лота не состоялись из-за отсутствия заявок. Еще в 22 лотах аукционы были признаны несостоявшимися из-за явки единственного участника, но действующее законодательство обязывает заключать с ними контракты, если заявка не была отклонена аукционной комиссией. Эксперты, специализирующиеся на государственных тендерах, утверждают, что в 99,9% случаев такие аукционы «заточены» под конкретную компанию и реальной конкуренции нет.


Кроме того, Forbes обнаружил два лота с почти идентичными данными на укладку плитки на Большой Никитской улице. Разница в лотах составляла всего 1 кв. м (5534 и 5533 кв. м). Победителем в обоих аукционах стало ЗАО «Компаньон». В ГУ РЭДБОТ ЦАО сообщили, что произошла ошибка при формировании лотов и в настоящее время один из контрактов расторгается по согласованию сторон.

И, наконец, третья группа — разработка проектно-сметной документации для первых двух групп аукционов (менее 30 млн рублей). Эти аукционы прошли по времени раньше, чем предыдущие. Разыгрывалось 11 лотов, в 7 из них победили компании, аффилированные с тогда еще будущими подрядчиками: «Инженерная компания Биллдэкс» («Строительная компания Биллдэкс») и «Магистраль Проект» («Роуд групп»).

Кто владеет подрядчиками?

«Если помните, в советские годы каждый народ нашего многонационального государства чем-то славился. Армяне славились многим, в том числе строительством дорог, зданий, сооружений. [. ] Сегодня в одной только Москве есть несколько тысяч строительных и дорожных компаний, которые принадлежат армянам», — говорил в интервью депутат Алтайского краевого законодательного собрания Армен Шагинян. Ему самому принадлежит подрядчик «Крисмар-ММ». Согласно базе данных СПАРК, Петрос Меликян владеет ООО «СДСК Дорстрой», Манук Лмоян — ЗАО «Компаньон», Армен Ананикян — СДС Аран, Гагик Асланян — ООО «Мерения», Сергей Халатян — 50%-ной долей ООО «Дорстар М», Ваграм Вардумян контролирует ООО «Мособлспортстрой», а Армен Закарян управляет ООО «МСити-Девелопмент».

У одного подрядчика в числе акционеров находится столица: Департамент имущества города Москва владеет крупной долей (около 34%) в ОАО «ДРСУ». А вот Московская область свой пакет в «Автодор-ККБ Звенигород» продала в 2010 году, и теперь компанию контролирует немецкая фирма KKB Knape/Kirchner.

Есть среди владельцев компаний, укладывающих плитку, и бывшие сотрудники ЖКХ столицы. Совладельцем ООО «Мелт» является Виктор Екимов, до 2009 года возглавлявший ГУП «Гормост», отвечающее за эксплуатацию мостов и тоннелей. Одним из акционеров ООО «Роуд Групп» числится некто Антон Олещук: его полный тезка руководил отделом капитального ремонта ГУП «Доринвест» (сдает в аренду/лизинг дорожные машины, обеспечивает техническое обслуживание машин дорожного хозяйства Москвы).

Что говорят сами подрядчики о своей работе?

Владелец одной из компаний сообщил Forbes, что еще не решил, будет ли принимать участие в аукционах в следующем году. По его словам, пока трудно подбить рентабельность из-за различных неприятных инцидентов. Например, его рабочие при срезании асфальта повредили кабель, который по правилам должен находиться глубже: ремонт пришлось оплачивать из собственного кармана. Не нравится ему и атмосфера вокруг укладки плитки: жители, сознательно или нет, препятствуют работам, например вызывают сотрудников полиции или паркуют автомобили как хотят, несмотря на отбойники. Еще один владелец жалуется на жесткие условия контракта: на время работ подрядчик предоставляет 20% от суммы соглашения в виде залога денежных средств или банковской гарантии, на время гарантийных обязательств эта сумма снижается до 10%. Комиссия по банковской гарантии составляет 3-6%, что опять же сказывается на рентабельности.

Кто виноват? Что делать?

На наш взгляд, задавать два вечных российских вопроса еще рано. Хотя на второй вопрос можно ответить: ждать зимы, после которой станет ясно, насколько качественны материалы и насколько качественно проведена укладка.


Игра «замени плитку»

Вряд ли высшие московские чиновники, наблюдая в феврале-марте разгулявшийся по миру коронавирус, не осознавали, что вскоре его волна накроет и Россию. Тем не менее, их, как и в “мирное” время, больше заботила замена тротуарной плитки, бордюров и асфальта. Об этом свидетельствуют десятки тендеров на общую сумму 12 млрд рублей, объявленных в то время московскими властями. При том, что замена уличных покрытий сама по себе не первоочередная задача в условиях пандемии, планируемые работы коснутся тех участков, где плитка и асфальт вообще не требуют какой-либо ремонта, выяснил проект “База”.

К примеру, от метро «Каширская» до Царицынского путепровода заменят находящуюся в хорошем состоянии старую плитку на новую. Это будет стоить 605 млн рублей.


Благоустройство территории от Царицынского путепровода до МКАДа, где в сквере у Липецкой улицы по-новому уложат плитку, обойдется в 1 млрд рублей.


Всего же в Москве на основании февральско-мартовских тендеров планируется заменить 20 кв.км приличной плитки, 300 кв. км неразбитого асфальта и более 100 км хороших бордюров.

Миллиарды — миллиардерам

“Трансмашхолдинг” поставляет вагоны для московского метро. За семь лет компания получила на этих поставках 133 млрд рублей, подсчитали в 2018 году журналисты “Ведомостей”. А в конце прошлого года Собянин подписал с Бокаревым соглашение о создании транспортного парка. И в то же время столичные власти купили у двух миллиардеров 51% “Мосметростроя”.

Без Ротенбергов никуда

Среди других победителей тендеров на благоустройство и без того благоустроенной территории — «Группа компаний „ЕКС“», «ЮГ 2008», «Реконастрой 28», «Торговый дом Промышленность».

«Группа компаний „ЕКС“» планирует заработать на этих подрядах с мэрией и ее структурами 2,4 млрд рублей. Холдинг считается одним из королей госзаказов в Москве и Подмосковье. В 2019 году на гостендерах более 50 млрд рублей, а в 2018 — 14,7 млрд рублей.

Как ранее выяснили журналисты Daily Storm, ЕКС связана с кипрской компанией White Wings Holdings Limited. В свою очередь эта фирма имела договор на юридическое обслуживание с компанией Kinanis LLC, представлявшей интересы семьи Ротенбергов в офшорах. Также ЕКС связана с ними через членов своего совета директоров — Сергея и Елену Петриковых.

Как отмечает “База”, еще пару лет назад на благоустройство Москвы уходило около 7–8 млрд рублей в месяц. Теперь эти траты намного увеличены, и даже пандемия не изменила приоритеты в расходах собянинской администрации.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников московской мэрии, пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Не заметить новое начинание московского мэра — замену асфальтового покрытия на тротуарах на плитку, просто невозможно. Работы уже начаты на многих центральных улицах столицы, так что масштабы нововведения и его влияние на внешний облик Москвы уже смогли оценить и москвичи, и гости белокаменной.

Начинание Сергея Собянина, безусловно, вызывает споры и сомнения в его целесообразности, поэтому попытаемся разобраться — нужна ли тротуарная плитка вместо асфальта обычным жителям столицы или все же есть более насущные проблемы, на решение которых могли бы быть потрачены бюджетные средства.

Постановление правительства Москвы от 4 мая текущего года подразумевает замену асфальтового покрытия на тротуарную плитку в центральных районах города и на отдельных вылетных магистралях, в частности новое покрытие будет положено вокруг 97 объектов внутри Садового кольца. Уже известно, что в тротуарную плитку в самое ближайшее время «переоденут» Зубовский, Гоголевский, Тверской, Покровский, Рождественский и Петровский бульвары, Тургеневскую и Трубную площади, Якиманку, а также улицы Остоженка, Проспект Мира, Большая Никитская и Ленинский проспект.

Замена асфальтобетонного покрытия на тротуарную плитку в целом будет произведена на площади в 1 134,3 тысяч квадратных метров, все работы, согласно постановлению, будут завершены уже к ноябрю 2011 года, хотя сам мэр отметил, что закончить укладку плитки необходимо уже к 25 августа текущего года.

Укладка одного метра квадратного тротуарной плитки обойдется как минимум в 3,5 тысячи рублей.

На укладку новой «одежки» для тротуаров на территории свыше 1 миллиона метров квадратных первоначально планировалось потратить порядка 2,78 миллиарда рублей, в настоящее время расходы выросли до 3,5 миллиарда рублей, а в некоторых СМИ называется и более солидная цифра в 4 миллиарда рублей.

По словам Сергея Собянина, укладка одного метра квадратного тротуарной плитки обойдется как минимум в 3,5 тысячи рублей. Для сравнения — уложить один квадратный метр асфальтобетонного покрытия стоит от 500 до 1,2 тысячи рублей. Так стоит ли идти на такие крупные дополнительные затраты, тем более, что практически все тротуары на центральных улицах Москвы отличались прекрасным состоянием и до начала работ по укладке плитки? Многие москвичи отмечают, что срывать асфальт без единой трещинки и качественные бордюры — просто лишняя трата денег, однако у властей имеется масса аргументов за принятое решение.

Чем тротуарная плитка лучше асфальтового покрытия

Во-первых: экологичность

По словам экологов, укладка нового покрытия способна снизить загрязненность атмосферы в центре мегаполиса на 15-20%. Асфальт, нагреваясь под жаркими лучами летнего солнца, выделяет никель, железо, ванадий, медь и магний, которые становятся причиной ухудшения экологической ситуации в столице. Тротуарная плитка, при изготовлении которой используются только такие материалы, как цемент, песок, вода, различные пластификаторы и добавки, придающие плитке морозостойкость, твердость и устойчивость, является гораздо более экологичным материалом, чем асфальт.

Во-вторых: долговечность

Хотя укладка плитки, как отметили в мэрии, обойдется практически в 7 раз дороже асфальта, она более долговечна. Если средний срок службы асфальтобетона всего 6-7 лет, то тротуарная плитка способна прослужить от 20 до 30 лет без проведения ремонтных работ.

В-третьих: жаростойкость

В летний период тротуарная плитка нагревается гораздо меньше, чем темный асфальт, который ночью отдает в атмосферу весь скопившийся за солнечный день жар. Кроме того, на наклонных поверхностях асфальт, плавясь под солнцем, начинает «течь», так что на таких дорогах и тротуарах укладка плитки является острой необходимостью.

В-четвертых: эстетичность

Тротуарная плитка выглядит гораздо более эстетично, чем банальное серое асфальтовое покрытие. Во всех европейских крупных городах, в частности в Берлине, Париже и Мадриде уже давно вместо асфальта лежит привлекательная, удобная в эксплуатации тротуарная плитка, так что решение мэра поможет Москве обрести новый, более европейский, ухоженный облик.

В-пятых: сухость

Во время дождей и таяния снега на тротуарах, выложенных плиткой, не скапливается вода, которая свободно проходит через узкие щели между плитками, так что даже затяжные дожди не сопровождаются появлением луж.

Но сразу хочется отметить — все вышеперечисленные достоинства относятся только к высококачественной, созданной с выполнением всех требований технологического процесса тротуарной плитке. Кроме того, неправильная укладка такого покрытия может свести на нет все достоинства исходного материала.

Акция протеста против замены асфальта плиткой уже прошла не так давно у здания мэрии. Участие в ней приняли не только активисты движения Левый фронт, традиционного находящегося в оппозиции к правительству, но и представители движения роллеров столицы и организации Московские родители.

К основным недостаткам нового покрытия тротуаров участники акции отнесли:

  • тротуарная плитка будет препятствовать нормальному передвижению детских колясок;
  • роллеры не смогут свободно кататься на роликах, так как тротуарная плитка не слишком подходящее покрытие для подобной езды;
  • дамам, ранее предпочитавшим носить высокие каблуки, теперь придется отказаться от шпилек, так как тонкий каблук может легко застрять в зазоре между плитками и грозит не только испорченной обувью, но и серьезными травмами;
  • зимой на тротуарной плитке образуется наледь, очень легко поскользнуться и получить травму, передвигаться по такому тротуару следует очень осторожно.

Возразить на все эти обвинения несложно — опять-таки, качественная плитка, особенно выполненная способом вибропрессования (а именно такую плитку планирует закупать Сергей Собянин), отличается матовой, шершавой поверхностью и поскользнуться на ней довольно сложно. Если тротуарная плитка уложена качественно, то между отдельными плитами остаются зазоры не более 1-2 миллиметров, поверхность получается ровной, так что ходить по ней на каблуках и везти детскую коляску можно без каких бы то ни было проблем. А для роллеров вообще необходимо отвести отдельные места для катания и тренировок, чтобы они не мешали обычным прохожим.

Однако главное, что вызывает сомнения москвичей в целесообразности замены асфальта плиткой — это серьезные подозрения в том, что все это масштабное мероприятие затеяно единственно с целью дать чиновникам и членам их семей в очередной раз заработать солидную прибыль на государственном заказе.

И почва для подобных подозрений у жителей Москвы есть — сразу после назначения Сергея Собянина на пост градоначальника столицы в прессе начала появляться информация о том, что его супруга является владелицей компании «Аэродромстрой», основной сферой деятельности которой является строительство взлетно-посадочных полос и производство тротуарной плитки. Так что, когда в правительстве столицы начались разговоры о замене асфальта тротуарной плиткой, это не стало сюрпризом для большинства аналитиков, ведь семейный бизнес всегда был приоритетным направлением деятельности большинства крупных чиновников. Тем более что в 2001-2005 годах, когда Собянин занимал пост губернатора Тюменской области, в Тюмени также производилась укладка тротуарной плитки на всех центральных улицах и производством материалов для нового дорожного покрытия занималась именно компания супруги Сергея Семеновича.

Конечно, по словам Андрея Цыбина, руководителя департамента жилищного хозяйства и благоустройства Москвы, в тендере на выполнение работ по укладке и производству тротуарной плитки принимали участие десятки строительных компаний.

В итоге тендер на укладку плитки на московских улицах выиграли 11 из них. Согласно условиям контракта, организации обязаны давать трехлетнюю гарантию на покрытие. Если в новом тротуарном покрытии в течение этого срока будут найдены недостатки, то ремонт будет производиться за счет проводивших укладку компаний. В дальнейшем за эксплуатацию покрытия будет отвечать департамент ЖКХ.

Как объяснил Цыбин, контракты с поставщиками тротуарной плитки заключали уже сами подрядчики, выигравшие тендер. Среди них — «Спецстрой-ЖБИ 17», который входит в компанию «Евробетон», строительный концерн «Крост», завод в Тверской области «Комплекс стройиндустрия», «Компания «Гарантия-строй» из Жуковского и другие организации. Андрей Цыбин особо подчеркнул, что поставлять тротуарную плитку на укладку центральных улиц столицы будут восемь заводов, причем владельцы у них разные.

Однако такие заявления чиновника не смогли уменьшить сомнения обычных граждан — уж слишком ситуация начинает напоминать начало бурной деятельности супруги бывшего мэра Юрия Лужкова, которая сперва занялась заменой пластиковых сидений на стадионах столицы, в том числе на «Лужниках», а в итоге смогла стать самой богатой женщиной России и главным московским застройщиком.

Тем более что проведение тендера на укладку тротуарной плитки не обошлось без скандалов — проигравшие компании пожаловались в Федеральную антимонопольную службу на завышенные требования властей. В частности, правительство выдвинуло требование, чтобы вся техника, принимающая участие в работах была оборудована системами ГЛОНАСС. Антимонопольщики отменили часть результатов торгов, однако количество недовольных это не уменьшило.

Кроме того, как выяснили участники движения Левый фронт, укладка тротуарной плитки в Москве доверена обычным гастарбайтерам, большинство из которых даже не говорит на русском языке, а контроль над проведением работ не осуществляется. При этом в мэрии отмечают, что из общей себестоимости замены асфальта на тротуарную плитку всего 500 рублей приходится на закупку самого материала, а 3 тысячи рублей — на выполнение работ по демонтажу асфальта и укладке плитки.

С трудом верится, что трудовые усилия гастарбайтеров действительно обходятся в такую немалую сумму.

Если уж равняться на европейские столицы, то в большинстве из них укладка тротуарной плитки давно выполняется механизированным способом, в частности с использованием современного оборудования немецкой компании «Optimas». Причем такой способ укладки плитки является даже более экономичным, чем ручной вариант — одна машина по укладке плитки способна заменить 30 рабочих, и гарантирует самое высокое качество дорожного покрытия.

Многие специалисты, в частности Геворг Шахназаров, эксперт Счетной палаты, отмечают, что укладка тротуарной плитки, при условии, что покрытие будет отличаться высоким качеством, а процесс укладки будет выполнен с соблюдением всех требований — начинание важное и вполне отвечающее современным мировым тенденциям по благоустройству городов. Однако необходимости в особой спешке нет, ведь уложить за неполные три месяца более 1 миллиона квадратных метров плитки и при этом соблюсти все требования качества — довольно сложная задача. А решить проблему с московскими пробками укладка плитки не сможет никоим образом. Так что потратить 4 миллиарда рублей можно было бы и на другие, более насущные цели, например, обустройство транспортных и пересадочных узлов, ремонт домов или запуск скоростного трамвая.

Весна. «Травка зеленеет, солнышко блестит»… Хотя еще не зеленеет, да и солнышко пока не балует теплом, но совсем скоро появятся и первые листочки, и зелень на газонах. А на улицах Москвы вместо льда и снега снова появятся рабочие — Сергей Собянин объявил, что весной будут продолжены работы по укладке тротуарной плитки на улицах центра столицы.

Тротуарная плитка


Salvador Dali. The Disintegration of the Persistence of Memory

Таким образом, прошлогодняя история с заменой асфальтового покрытия на бетонную плитку получит вполне логичное и ожидаемое продолжение — отказываться от своих планов московский градоначальник не намерен. С началом работ на тротуарах центра Москвы продолжатся, скорее всего, и дебаты по поводу целесообразности начинания мэра, разгоревшиеся весной прошлого года.

Хронология событий

Итак, напомним, что еще в марте 2011 года Сергей Собянин сообщил о планах по замене свыше 90% асфальта на тротуарах центра города на более привлекательную и экологичную плитку. Руководствовался мэр, по его словам, исключительно удобством москвичей и заботой об их здоровье. К плюсам использования тротуарной плитки власти отнесли:

  1. Экологичность. Асфальт плавится на солнце и выделяет в атмосферу такие вредные вещества, как бензол и бензопропилен, кроме того, по словам экологов, уже в самом процессе производства асфальта в атмосферу выделяется куда больше вредных веществ, чем при производстве плитки. Впрочем, некоторые специалисты, в частности, Алексей Киселев, руководитель токсической программы «Гринпис России», отмечает, что асфальт не менее экологичный материал, чем тротуарная плитка, а его вредные свойства сильно преувеличены.
  2. Плитка выглядит привлекательнее и дает больший простор для декоративного оформления улиц.
  3. Международный опыт — во всех европейских столицах тротуары давно уже выложены плиткой, правительство Москвы решило не отставать.
  4. Понижение теплоотдачи — темный асфальт нагревается в жару до +60 градусов, тогда как плитка — до +35, Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования правительства Москвы, заметил, что с изменениями климата столице приходится равняться не на Хельсинки или Осло, а скорее на африканские города и Ханой, где асфальт на тротуарах никогда не клали.
  5. Долговечность — гарантийный срок службы асфальтового покрытия составляет от 5 до 7 лет, тогда как плитка высокого качества способна прослужить до 20 лет. Причем, если асфальт приходится менять буквально целиком, то в случае с плиткой можно заменить повредившийся кусок, что особенно актуально для российских городов, где различные «прорывы теплотрассы» — явление очень распространенное. Впрочем, в данном случае ключевым словосочетанием здесь будет «плитка высокого качества», бракованное покрытие придется перекладывать уже через год (если не раньше).

Вооружившись такими вот доводами в пользу плитки, власти Белокаменной в июне провели первый тендер на выполнение работ по укладке новых тротуаров. Планировалось заменить свыше 4 миллионов квадратных метров асфальтового покрытия тротуаров, то есть порядка четверти пешеходного пространства столицы, из них 1,14 миллионов «квадратов» — в центре города.

Июньский тендер подразумевал укладку плитки на 18 объектах в центре столицы, в том числе на Садовом кольце, проспекте Мира, Якиманке, Воробьевых горах, Ленинском проспекте, Кремлевском кольце и других. Стартовая сумма государственного заказа первоначально составляла 2,78 миллиардов рублей. Позже общая стоимость работ выросла до 3,5 миллиардов рублей, а к концу июля — практически до 4 миллиардов.

Не трудно подсчитать, что укладка 1 квадратного метра плитки обходится казне (а вернее налогоплательщикам) в 3,5 тысячи рублей.

Для сравнения — укладка двухслойного асфальта на такой же площади стоит всего 1,2 тысячи рублей. Причем стоимость одного «квадрата» плитки — всего 500 рублей, остальная сумма приходится на работу, однако опросы, проведенные корреспондентами журнала «Огонек» показали, что гастарбайтеры (в основном выходцы из Армении) получают за каждый положенный квадратный метр плиточного покрытия всего 150-200 рублей. Впрочем, ценообразование в случае выполнения масштабных государственных заказов часто становится одним из самых таинственных и запутанных вопросов.

Тендер выиграли 11 компаний, которые затем самостоятельно (как бы без участия властей) заключили договора с 8 производителями тротуарной плитки, затем число поставщиков было увеличено до 16, среди производителей оказались такие компании, как «Крост», «Комплекс стройиндустрия», «Спецстрой-ЖБИ 17», «Компания «Гарантия-строй», ООО «Роуд групп», ООО «СДСК «Дорстрой» и ООО «Мособлспортстрой».

Работы начались в середине июня, планировалось, что до 25 октября будет положено все 1,14 миллионов квадратных метров плитки в центре Москвы. Однако на удивление и сторонников и противников плиточной компании в начале августа мэр сообщил, что работы будут завершены, вернее, приостановлены уже 25 августа. К этому моменту было положено всего 400 тысяч квадратных метров плитки, то есть примерно треть запланированного объема. Причинами такого решения градоначальника назывались:

Тротуарная плитка


Плитка, нарисованная на бетоне у станции метро «Маяковская». Источник

Чиновники поспешили заверить, что это просто неудачная шутка рабочих, которые, конечно же, будут уволены. Бетон разобрали, на его месте некоторое время красовалась внушительная дыра, затем все-таки заложенная настоящей плиткой.

Сам Сергей Собянин объяснил свое решение так: в конце августа многие москвичи возвращаются с дач в родные пенаты, школьники собираются в школу, поэтому не стоит доставлять неудобств горожанам, вынужденным пробираться через разрушенные тротуары и горы плитки, лучше отложить работы на следующую весну.

Неофициально отмечалось, что проблемы с поставщиками надуманы, так, правительство сетовало на подорожание бетона и, соответственно, тротуарной плитки, тогда как, по словам специалистов, бетон вырос в цене не на много — обычное сезонное, связанное с повышенным спросом увеличение стоимости строительных материалов.

Кроме того, в прессе появилась информация, что власти не хотят привлекать новых поставщиков плитки, что могло бы решить вопрос с нехваткой материалов, так как придется проводить новый тендер. Кроме того, обычные заводы, по словам Игоря Заугольникова, директора департамента маркетинговых коммуникаций холдинга RODEX GROUP, могут и не подойти в связи с «родственным характером программы мэрии, о чем все уже наслышаны». Здесь прослеживается явный намек на супругу московского градоначальника, чья связь со строительными компаниями неоднократно обсуждалась в прессе, в связи с чем Сергей Собянин вынужден был выступать с опровержениями (никого окончательном так и не убедившими).

Продолжение следует

Как бы то ни было, в конце августа все работы по укладке плитке в центре столицы были свернуты, но уже в начале марта Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы объявил об открытии аукционы, проводящегося в электронной форме на выполнение работ по замене асфальтного и бетонного покрытия тротуаров на плиточное на 2012 год.

Согласно материалам, опубликованным на сайте государственных закупок, общая начальная стоимость контрактов составляет свыше 350 миллионов рублей по 14 лотам. В проектной документации сказано, что в это раз планируется положить порядка 102 тысяч квадратных метров плитки, срок окончания работ — 25 августа 2012 года. Чтобы уложиться в срок подрядным организациям придется вести работы круглосуточно, в том числе и в выходные и в праздничные дни.

Аукцион состоится 16 апреля, тогда и будут определены победители, на плечи которых ляжет обязанность укладывать плитку на московские тротуары в этом году.

В документах Департамента уточняется, что работы должны пройти на Садовой-Спасской улице, площади Яузских ворот, Яузской улице, на улице Охотный ряд, Театральной площади и Театральном проезде, на Лубянской площади, на Мясницкой улице, Кремлевской набережной и улице Солянка.

Кроме того, асфальт на плитку заменят на улице Сретенка, Смоленской-Сенной площади, Кудринской площади, Новинском бульваре, на улицах Садовая Большая и Садовая-Триумфальная, Смоленской и Таганской площадях, на Сухаревской малой и большой площадях, а также на Самотечной улице.

Как видим, объем работы запланирован достаточно большой, однако, прежде чем комментировать возобновление плиточной эпопеи, хотелось бы узнать, как перезимовала плитка, положенная в минувшем году. Ведь все эксперты единогласно заявляли, что только по результатам зимы будет видно — отвечает ли покрытие всем стандартам качества и будет ли отличаться долговечностью.

Сразу отметим, что подводить итоги пока рано — снег в Москве пока еще сошел не полностью, экспертизы состояния прошлогодней плитки планируется провести ближе к маю.

Однако, по мнению москвичей, подтвердились многие опасения, появившиеся еще летом, в процессе наблюдения за укладкой покрытия. Выяснилось, что:

А) Плитка все-таки намного более скользкая, чем асфальт! Даже несмотря на то, что мэр обещал использоваться при укладке только шероховатую, нескользкую плитку, в сравнении с асфальтом она явно проигрывает, да и положили такое покрытие не везде.

Например, пройти по Осеннему бульвару можно только по велосипедной, асфальтовой дорожке, все остальное покрыто коркой льда.


Осенний бульвар

Велосипедная дорожка на Осеннем бульваре. Источник

Б) Во многих местах плитка начала разрушаться еще в декабре, до сильных морозов. Так, Михаил Аншаков, председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», в начале декабря сообщал, что к ним поступают многочисленные жалобы москвичей на неровность покрытия, а чтобы увидеть провалы в плитке нет необходимости ходить далеко — разрушения уже видны возле офиса общества на Смоленской площади. Александр Стрельников, ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству, отметил, что причиной такого «расползания» плитки стало, скорее всего, плохое качество бетонной подложки, которая была сделана слишком тонкой.

В) Желобки для стока воды и разуклонку по стандартам рабочие, укладывавшие плитку, почему-то сделать забыли, поэтому на новых тротуарах скапливаются впечатляющие лужи воды, которые в морозы, конечно же, становятся настоящим катком.

Г) При укладке плитки в Москве были нарушены правила, предусмотренные для защиты и безопасности слабовидящих и слепых граждан. Согласно европейским стандартам, на тротуарах должна дополнительно укладываться тактильная, «пупырчатая» плитка именно желтого цвета (этот оттенок лучше остальных воспринимают слабовидящие пешеходы). Но наши рабочие восприняли такую плитку как элемент декора, и на некоторых улицах она лежит буквально зигзагами, а в других местах заменена на направляющую. Да и о том, как ухаживать за такой тактильной плиткой наши службы ЖКХ не знают вовсе, поэтому прослужит она при такой эксплуатации совсем недолго.

Даже те москвичи, которые были согласны с тем, что менять асфальт на плитку необходимо, в итоге оказались недовольны качеством и самой плитки и проведенных работ.

Д) В Москве нет специальной техники для уборки плиточных тротуаров. В европейских городах для этих целей применяются небольшие, практически игрушечные, маневренные машины, не повреждающие плитку. Кроме того, посыпать плиточные тротуары щебнем нельзя, как и скалывать лед ломиками, что традиционно практикуют наши дворники.

Приходится подытожить, что даже те москвичи, которые были согласны с тем, что менять асфальт на плитку необходимо (согласно результатам опроса — 33% жителей города, более 52% предлагали оставить все как есть и заняться более насущными проблемами), в итоге оказались недовольны качеством и самой плитки и проведенных работ. Так, во многих местах плитка из разных партий заметно отличается по цвету (темно-серый и светло-серый, например), что выглядит, мягко говоря, не слишком красиво, а на Садовом и вовсе в некоторых местах впопыхах «пробелы» между участками плитки снова залили все тем же асфальтом.

В целом сама по себе тротуарная плитка — дело хорошее, действительно долговечное и привлекательное внешне. Но! Плитка должна быть качественной и укладываться строго по правилам и стандартам, так что сама идея правительства столицы не плоха и вполне отвечает современным тенденциям в градостроительстве, вопрос не в планах мэрии, а в том, как именно они будут выполняться.

Думаю, никто из жителей и гостей столицы не возражал, если бы тротуары Белокаменной выглядели примерно так:

Тротуарная плитка


Плитка в стиле «Старый город»

И если бы при этом на тротуарах не собирались лужи, а плитка не скользила — начинание мэра единогласно поддержали бы все москвичи.

А пока, к сожалению, в отношении московских тротуаров напрашивается только известное выражение «Хотели как лучше, а получилось как всегда» и предположить, когда же ситуация изменится в лучшую сторону, не сможет ни один эксперт.

Читайте также: