Закладка камня на строительство храма

Обновлено: 14.05.2024

В отличие от язычников, которые замуровывали в фундаменты своих храмов принесенных в жертву младенцев, подростков или жертвенных животных, православные святыни зиждутся на более крепких вещах – на краеугольных камнях, положенных в их основание.

Как это происходит

При заложении этого камня священники совершают «чин на основание», который включает в себя не только закладывания камня под будущий алтарь, но и воздвижение креста. Камень, положенный в основание храма, делают четырехугольным и высекают на нём крест. Под крестом делают выемку для частицы святых мощей того святого, в честь которого ставят храм или какого-либо другого святого. Обычай этот пришел к нам из древности – еще в «Сказании о Софии Цареградской» было написано, что «егда ж создаваху 12 рядовь (камней), тогда патриарх с епископы и священникы молитвы творяху и мощи святых полагаху, сице творяху и до совръшенна церкве» (С.Г. Виленский «Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе»). Так бывает не всегда, а лишь по непосредственному желанию местного епископа, без которого невозможно построить ни один православный храм. Нарушивший это правило извергается из церкви Христовой как человек, не признающий власти высших архиереев. Чин начинается крестным ходом в сопровождении мирян и клира, затем продолжается молебном с освящением воды и масла (елея). Освященный святой водой камень полагается в основание будущим настоятелем храма, им же водружается и крест, который обычно ставят на место, где будет находиться престол. На кресте пишут молитвенные слова с просьбой к Богу освятить алтарь и престол и делают надпись о том, что такого-то числа заложен такой-то храм по благословению такого-то иерарха. Табличку с такой же надписью могут закрепить на камне либо же высечь эти слова на нем. Если в это же время закладывается фундамент храма, то священник обходит его углы и освещает их, кропя святой водой.

С краеугольного камня начался мир?

Обычай закладывать в основание храма краеугольный камень появился еще у иудеев, считающих, что камень, на котором зиждется вся вселенная, находится на иерусалимской Храмовой горе. Это предание основано на Устной Торе, где говорилось, что с этого камня началось Сотворение Богом всей вселенной. Он бросил его в хаос, и камень стал причиной преобразования хаоса в наш мир. О существовании камня Бог рассказал праотцу еврейского народа – Аврааму. Именно на месте краеугольного камня Авраам должен был по повелению Бога принести Ему в жертву сына Исаака. Именно из этого камня позже были сделаны Скрижали Завета и возле него находился сам Ковчег Завета после того, как на горе царем Соломоном был вовзеден Иерусалимский храм. Отсюда иудеи-первосвященники обращались с молитвами к Богу, и здесь было Его обиталище.

Чин на основание церкви

Священнодействия на основание и освящение храма проникнуты тем же духом благодати, какой были исполнены святые отцы, составившие и утвердившие их. Среди них возвышается святой Василий Великий. Каждая молитва, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом храма видимого, материального этот вселенский учитель разумел Церковь невидимую во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живого. Новый храм в этих молитвословиях как бы очеловечивается, и над ним совершаются тайнодействия, подобно тому, как над человеком совершаются Таинства Крещения и Миропомазания; к ним присоединяется еще нечто и от Таинства Священства, ибо храм посвящается на вечное служение Господу.

Никто не может основать и построить церковь, кроме правящего архиерея или посланного от него священника. Если же кто-либо дерзнет сооружать церковь без благословения епископа, подлежит извержению как презирающий епископскую власть.

По заложении основания (фундамента) для храма совершается Чин на основание храма, что именуется обычно закладкой церкви. При этом бывает и водружение Креста (Требник. М., 1956, ч. 2, гл. 26, л. 28).

Основание же церкви приготовляется следующим образом: если церковь каменная, то выкапываются рвы, приготовляются камни и известь, и на одном четырехугольном камне изображается или высекается крест. Под крестом (по желанию епископа) приготовляется место для вложения святых мощей и полагается следующее написание:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа основа́ся сия церковь в честь и память (указывается наименование праздника или имя храмового святого), при Патриарсе Московстем и всея Руси (имя его), при святительстве Преосвященнейшаго (имя епископа и града его), и положены суть мощи святаго (имя его). В лето от сотворения мира (такое-то), от Рождества же по плоти Бога Слова (год месяц и день).

Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи, но наличие четырехугольного камня обязательно. Кроме того, приготовляется большой деревянный Крест и выкапывается яма на месте будущего престола, куда он будет водружен.

Если предполагается построить деревянную церковь, рвы не выкапываются. Выкапываются лишь две ямы: для положения четырехугольного камня под будущей алтарной абсидой и углубление для водружения Креста на месте престола. Приготовляются также бревна для фундамента.

При основании храма и водружении Креста совершается чин или по Большому Требнику, или по Дополнительному Требнику; последний чин более продолжительный, так как при нем бывает освящение воды и елея, употребляемых потом при основании храма. Когда чин совершается по Большому Требнику, тогда, если бывает архиерей, то он облачается в мантию, епитрахиль и омофор, а если священник, то - в епитрахиль и фелонь.

При всяком чине основания церкви архиерей или священник идет к месту закладки храма с крестным ходом в сопровождении всего клира. Ему предшествуют два диакона с кадильницами, священники с крестами, клирошане поют литийные стихиры празднику или святому, в честь которого будет заложен храм. На месте закладки заранее поставляется стол и полагают на него Евангелие и Крест.

По чину Большого Требника настоятель возглашает: "Благословен Бог наш. ", читается или поется "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш" и тропарь святому или празднику, во имя которого будет воздвигнут храм, и иные тропари по воле настоятеля. Во время этого пения (или чтения) настоятель совершает каждение около рвов и потом читает молитву: "Господи Боже наш, изво́ливый и на сем ка́мени создатися Тебе церкви. ", в которой просит Господа, чтобы Он соблюл основателей храма невредимыми и основания храма незыблемыми, и совершен нам показал дом к славословию Бога. После молитвы произносится отпу́ст, на котором поминается храмовый святой или праздник.

Настоятель, взяв камень и начертав им крест, сам полагает его в основание, произнося: "Основа́ и΄ (его) Вышний, Бог посреде́ его, и не подви΄жится, поможет ему Бог утро за утра". Затем совершается водружение Креста. Настоятель берет деревянный Крест и водружает его на месте, где будет святая трапе́за (престол). При этом он произносит молитву: "Господи Боже Вседержителю, преобрази΄вый жезл Моисеев. ", в которой просит Господа, чтобы Он благословил и освятил место сие силою и действием Честно́го и Животворящего Древа Креста, в отгнание демонов и всякого сопротивного, сохранил и место, и дом сей (храм), и пребывающих здесь. В Большом Требнике об этом Кресте говорится: "Совершену же бывшу храму и жертвеннику и, освящену су́щу, вземлется Крест от места, иде́же бе водружен, и. поставляется оный Крест на восточней стране в жертвеннике" (престоле). На нем пишется: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме (имя праздника или святого), (аще во епархии: по благословению: митрополита, или: архиепископа, или: епископа, имя его и града его) по благословению Патриарха Московскаго и всея Руси (имя его), в лето. индикта. месяца. числа. на память святаго (имя его)".

Подобная же надпись, как указано выше, делается на камне или металлической пластине и полагается в основание храма. Изложенный чин закладки храма и водружения креста обычно совершается после молебна с водосвятием, совершаемого по Требнику.

Когда чин на основание церкви и водружение Креста совершается по Дополнительному Требнику (этот чин помещен и в Требнике. М., 1956, ч. 2, с. 28 об.), архиерей, облаченный во все святительские одежды (а священник - во все одежды своего сана), по прибытии крестного хода, начинает каждение и службу следующим образом:

Настоятель берет кадильницу и совершает трижды крестообразно каждение стола, на котором лежат Святое Евангелие и Крест. Диакон возглашает: "Благослови, Владыко". Предстоятель начинает: "Благословен Бог наш", лик поет: "Царю Небесный", и, пока не окончится пение, предстоятель стоит перед Святым Евангелием и кадит его. Потом кадит все рвы, начиная от первой стены алтаря и идя против солнца по кругу, и, возвратившись к столу, кадит клир и народ, и вновь Евангелие. Чтец же читает Трисвятое по "Отче наш", "Приидите, поклони΄мся" (трижды) и псалом 142-й: "Господи, услыши молитву мою", "Слава, и ныне", "Аллилуиа" (трижды). Диакон затем произносит ектению "Миром Господу помолимся", в которой просит:

"О еже призре́ти милостивно на место сие к созданию на нем церкве, в славу Пресвятаго имени Его избра́нное и благословением Своим небесным благословити, Господу помолимся.

О еже благословити начаток основания здания сего, и благополучно в славу имени Своего началу его положи΄тися, и спешно в совершение, кроме́ всякаго препятия произвестися силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа.

О еже труждающимся делателем благопоспешество во всем подати, и дела́ рук их исправити, и в совершение силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа спешно произвести.

О еже благому сему тщанию рабов Своих благопоспешество со всяким довольством, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа подати.

О еже приставити делу сему и делателем его ангела Своего хранителя, еже невидимо отразити вся сопротивныя наветы видимых и невидимых врагов и во всем благопоспешество, к сооружению же мудрость и к совершению силу силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа подати".

По возгласе же поют "Бог Господь" и тропари. О пении тропарей в Требнике сказано, что "аще храм Господский быти имать", то поется тропарь праздничный на указанный глас. Затем, на "Славу" поется тропарь Основания (см. ниже), "И ныне" - праздника. Если храм не Господский, то на глас 2-й поется следующий тропарь Основания:

"Творче и Создателю всяческих Боже, дело рук наших к славе Твоей начинаемое, Твоим благословением спешно исправи и силою Твоею в совершение скоро произведи, яко Един Всесилен и Человеколюбец".

Если воздвигаемый храм будет в честь Пресвятой Богородицы, то дважды поется тропарь Основания, на "Слава, и ныне" - храма.

Если храм в честь какого-либо святого, то сначала поется тропарь Основания, на "Славу" - святого, "И ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого. После тропарей читается псалом 50-й: "Помилуй мя, Боже. "

В это время приносятся и поставляются на стол сосуды с чистой водой и елеем. По окончании псалма трижды поется на 6-й глас тропарь:

"С небесе́ посли благодать, Жизнодавче, и воду сию освяти, и всем сквернам яви ю быти очищение".

Затем следует освящение воды и елея. По возглашении диаконом: "Господу помолимся" и пении хором: "Господи, помилуй" настоятель читает над водой молитву: "Боже Великоименитый, Отче Господа нашего Иисуса Христа. " В молитве он просит Господа Бога о воде: "И яви ю силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа быти всем, от нея с верою пиющим, приемлющим же и кропящимся рабом Твоим грехов оставление, изменение страстем, прогнание всякаго зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домо́м же и месту всякому освящение и благословение, губительных и всяких злотворных возду́хов отгнание и благодати Твоея присвоение".

Затем, после молитвы, тайно читаемой при главопреклонении всех, поется "Спаси, Господи, люди Твоя" (трижды), и погружается Крест в воду крестообразно (трижды).

После освящения воды освящается елей. Сначала священник трижды благословляет елей десницей, произнося: "Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа". Затем, по возглашении диаконом: "Господу помолимся" и пении хором: "Господи, помилуй" иерей читает молитву, в которой воспоминает о патриархе Иакове, угодившем Богу возлиянием елея на камень: "Господи Боже отец наших, Ему же излия΄ Иаков на камень, его же поставив столп и дом Божий нарече́, благоугодно и приятно бысть, при΄ηри, молим Ти ся, и ныне милостиво на елей сей и небесным Твоим благословением благослови и освяти его и даждь ему силу благодатию Пресвятаго Духа, во еже бы вся тем в славу Твою помазу́емое, освященно и благословенно и Тебе благоугодно и приятно было: щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен. " и т. д.

Далее совершается водружение Креста. Настоятель, взяв освященную воду, кропит ею место, где должен быть водружен Крест, и произносит молитву: "Благослови, Господи, Иисусе, Боже наш, зна́мением страшным и силою Креста Твоего, оградитися месту сему, в славу Пресвятаго Твоего Духа, и Ангел всегубительный и вся сопротивныя силы да отступят от него, яко Твоя есть держава, и Твое есть царство, и сила Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Затем священники, вместе с настоятелем взяв Крест, водружают его в предуготовленное место, поя на глас 2-й тропарь: "Кресту водрузи΄вшуся на земли΄, ниспаде́ и отнюдь потребися шатание врагов: прежде же отриновенный человек, в рай паки входит, но слава Тебе, Единому Богу нашему, сице благоизволившему". Потом поется кондак: "Скорый в заступлении и крепкий в помощь. ", "Слава, и ныне" - "Предстательство христиан".

Затем настоятель, обратясь к востоку, читает молитву пред водруженным Крестом: "Господи Боже, Вседержителю, прообразивый жезлом Моисеевым Честны΄й и Животворящий Крест Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. "

Теперь начинается основание храма. Настоятель идет ко рву, где перед ним на столе полагают приготовленный четырехугольный камень, и поется клиром псалом 83-й: "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи. " После "Слава, и ныне" и "Аллилуиа" (трижды), диакон произносит: "Господу помолимся", клир поет: "Господи, помилуй" и настоятель читает молитву над камнем, в которой просит: ". Посли΄ благодать Святаго Твоего Духа и благослови положение ка́мене сего и все основание начинающагося здания в славу Пресвятаго Твоего имене". Если закладываемый храм Господский, то говорится: "в честь и память Святаго Твоего Рождества. или Преображения" и т. п. Если храм Богородичен, то говорится, например, так: "в честь Успения Пречистыя Твоея Матери" или иного ее праздника. Если в честь святого, то называется его имя. Молитва продолжается: "и Ты, Иже есть Альфа и Омега, Начало и Конец, Иже искони΄ всяческая созда́, буди начало, умножение и совершение делу сему, ктиторов же и де́лателей благослови и дело руку́ их поспеши" и т. д.

Затем предстоятель, взяв освященную воду, кропит ею камень, произнося: "Благословляется камень сей окроплением священныя воды сея в непоколебимое основание храма, созидаемаго во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".

Если предполагается вложить в камень мощи святого, то сперва один из иереев читает надписание на камне и затем влагает мощи в предуготовленное в камне место, произнося: "Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его. Яко восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих", и покрывает мощи. Если мощи не влагаются, то ничего из указанного не совершается. Взяв камень, настоятель своими руками полагает его на приготовленной извести во рву, произнося: "Основывается церковь сия в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память (имя праздника Его, или Богородицы, или храмового святого), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".

Потом настоятель берет елей, произнося: "Вышний основа́ сию церковь, Бог поcреде́ ея и не подви΄житися, поможет ей Бог утро за утра". И возливает елей на положенный каменьпроизнося: "Благословенно и зна́менано буди место сие в дом молитвенный, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь".

Потом вместе со всем клиром поет на 6-й глас: "Востав Иаков заутра, и взят камень, егоже бе положи΄л в возглавие себе, и постави его столп, и возли΄л елей верху́ его и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ве́дех; страшно есть место сие, несть сие, но дом Божий, и сия суть врата Небесная. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

Если освящается основание деревянной церкви, то по совершении указанного настоятель, взяв топор, ударяет им трижды в среднее алтарное бревно, говоря: "Начинается дело сие во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, в честь же и память (имя праздника или святого). Аминь". Потом обходит со всех четырех сторон основание, начиная с северной, против солнца, и, останавливаясь на каждой стороне, кропит, произнося: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". Клир во время каждого кропления поет псалмы в следующем порядке: 86, 126, 121 и 131. После пения каждого псалма и окропления священник становится на каждой стороне лицом к будущему зданию и читает особую молитву, и на каждой стороне делает три удара в среднее бревно, произнося указанные выше слова.

Когда священник вернется на исходное место, то становится перед водруженным Крестом, лицом к востоку, и по окончании пения псалма 131-го, прежде чтения молитвы, сам с умилением начинает петь вместе со всем клиром "Царю Небесный". По окончании пения и возглашения диакона: "Господу помолимся" и пения клиром "Господи, помилуй" священник читает молитву: "Господи Боже наш, изво́ливый на сем месте и на сем положенном и во имя Твое благословенном ка́мени, основати Себе церковь". (Большой Требник). Потом с коленопреклонением читает молитву: "Хвалим Тя, Господи Боже Сил. " (Дополнительный Требник).

Затем произносится сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей", в которой говорится: "Еще молимся о благочестивых ктиторех и основателех в славу Божию сооружатися наче́ншаго храма (имярек), и о благополучном поспешении святаго дела их, о здравии же, спасении и оставлении грехов их, рцем вси: Господи, услыши и помилуй. - Еще молимся о еже приставити делу сему святому Ангела Хранителя от всякаго злаго обстояния и видимых и невидимых врагов препя΄тий избавляюща, и защищающа, и делателей укрепляюща, рцем вси: Господи, услыши и помилуй".

В отличие от язычников, которые замуровывали в фундаменты своих храмов принесенных в жертву младенцев, подростков или жертвенных животных, православные святыни зиждутся на более крепких вещах – на краеугольных камнях, положенных в их основание.

Как это происходит

При заложении этого камня священники совершают «чин на основание», который включает в себя не только закладывания камня под будущий алтарь, но и воздвижение креста.

Камень, положенный в основание храма, делают четырехугольным и высекают на нём крест. Под крестом делают выемку для частицы святых мощей того святого, в честь которого ставят храм или какого-либо другого святого.

Обычай этот пришел к нам из древности – еще в «Сказании о Софии Цареградской» было написано, что «егда ж создаваху 12 рядовь (камней), тогда патриарх с епископы и священникы молитвы творяху и мощи святых полагаху, сице творяху и до совръшенна церкве» (С.Г. Виленский «Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе»). Так бывает не всегда, а лишь по непосредственному желанию местного епископа, без которого невозможно построить ни один православный храм. Нарушивший это правило извергается из церкви Христовой как человек, не признающий власти высших архиереев.

Чин начинается крестным ходом в сопровождении мирян и клира, затем продолжается молебном с освящением воды и масла (елея). Освященный святой водой камень полагается в основание будущим настоятелем храма, им же водружается и крест, который обычно ставят на место, где будет находиться престол.

На кресте пишут молитвенные слова с просьбой к Богу освятить алтарь и престол и делают надпись о том, что такого-то числа заложен такой-то храм по благословению такого-то иерарха. Табличку с такой же надписью могут закрепить на камне либо же высечь эти слова на нем.

Если в это же время закладывается фундамент храма, то священник обходит его углы и освещает их, кропя святой водой.

С краеугольного камня начался мир?

Обычай закладывать в основание храма краеугольный камень появился еще у иудеев, считающих, что камень, на котором зиждется вся вселенная, находится на иерусалимской Храмовой горе. Это предание основано на Устной Торе, где говорилось, что с этого камня началось Сотворение Богом всей вселенной. Он бросил его в хаос, и камень стал причиной преобразования хаоса в наш мир.

О существовании камня Бог рассказал праотцу еврейского народа – Аврааму. Именно на месте краеугольного камня Авраам должен был по повелению Бога принести Ему в жертву сына Исаака. Именно из этого камня позже были сделаны Скрижали Завета и возле него находился сам Ковчег Завета после того, как на горе царем Соломоном был вовзеден Иерусалимский храм. Отсюда иудеи-первосвященники обращались с молитвами к Богу, и здесь было Его обиталище.

Новый Завет дал новый камень

Однако Новый Завет дал христианам новое основание мира – Христа, который так и говорил о себе: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс.117:22). О Спасителе, как о краеугольном камне мира и как о камне преткновения, о который споткнулись иудеи, повествует и апостол Пётр: «Он для. верующих драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» (1.Петр.2:6–8).

Традиция появилась во времена гонений

Традиция закладывать в основание храма частицы святых мощей появилась еще во времена первоапостольской Церкви. В те времена христиане была вынуждены прятаться от гонителей в катакомбах Рима и совершать Литургии на могилах замученных язычниками святых. С тех пор в Православной Церкви появился обычай при закладке нового храма полагать в его краеугольный камень частицу мощей.

В современной России традиция закладывать в фундаменты храмов святыни продолжается. Например, в Приамурье в Белогорске при закладке храма святых Петра и Февронии в фундамент храма была положена частица мощей Святого Евтропия Амасийского (2015 год), а в городе Свободный, который выстроен возле нового космодрома, в Свято-Никольский храм заложили камни со святых мест. На Украине при строительстве храма иконы Богородицы «Умягчение злых сердец» была заложена капсула с частицей мощей Св. мученика Трифона.

В 989 году, началось строительство первого каменного православного храма на Руси. Место его возведения, которым стала Старокиевская гора в Киеве, было выбрано не случайно, во-первых именно в этом месте в 978 году приняли смерть за веру первые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, а во-вторых оно находилось недалеко от княжьего терема.

На торжественной закладке краеугольного камня, правивший в то время князь Владимир Святославич, заявил, что церковь будет построена на десятую часть доходов от всех земель которыми он правит. Именно поэтому она и получила название Десятинной. В общей сложности строительство заняло 6 лет.

Внутреннее убранство храма, украсившего собой главную торговую площадь, составляли иконы, различная церковная утварь и дорогие сосуды из Херсонеса. Снаружи здание было отделано белым мрамором, а его западный вход украшали отлитые из бронзы статуи лошадей. После смерти князя в Десятинной церкви была создана усыпальница, где хранились мощи самого Владимира и его братьев Ярополка и Олега.

Первая Десятинная церковь существовала в почти неизменном виде до XII века, когда сначала была частично разрушена землетрясением, а затем дважды разграблена в ходе междоусобных войн. Позднее, в 1240 году, она и вовсе была полностью разрушена татаро-монголами.

После разрушения руины храма лежали нетронутыми почти 4 столетия и только во времена правления первых Романовых митрополит Петр Могила организовал в этих местах раскопки, в ходе которых в 1635 году были найдены и перезахоронены мощи князя Владимира.

Однако до полного восстановления старого здания в этот раз не дошло. По инициативе митрополита возле юго-западного угла древнего фундамента возвели лишь небольшой храм, который просуществовал до 1828 года.

В начале 20-х годов XIX века про церковь вновь вспомнили и наконец решили восстановить. Восстановлению предшествовали серьезные раскопки растянувшиеся на 4 года. Именно благодаря раскопкам удалось найти остатки уникальных фресок и мозаик созданных еще в X-XI веках, а также полностью открыть план фундаментов старой церкви.

После завершения раскопок новый храм возводили в течении 14 лет. Архитектор решил не воссоздавать стиль древнего здания, придав новой десятинной церкви совершенно другой облик. Когда строительство было завершено, храм возведенный по инициативе Петра Могилы, был полностью разобран за ненадобностью.

После освящения в 1842 году получившая новую жизнь и новый облик Десятинная церковь простояла меньше века и была полностью разрушена при Советской власти. С тех пор и по сей день она так и находится в руинах. Вопрос восстановления храма в очередной раз поднимался еще в начале 2000-х, но в итоге идею отвергли. Во-первых из-за того, что не осталось полных сведений об изначальном облике здания, а во-вторых ЮНЕСКО выступило против возведения современного здания на остатках древнего фундамента представляющего историческую ценность.

Фундамент - единственное, что осталось от первого каменного храма православной Руси.


На площади, где будет построен храм, находились: начальник Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации — первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии В.В. Герасимов; заместитель министра обороны РФ — начальник Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ генерал-полковник А.В. Картаполов; избранный губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; представители Министерства обороны и других государственных и общественных структур, ветераны, офицеры и воины Вооруженных сил России, а также юнармейцы.

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма.


В богослужении участвовали: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; епископ Североморский и Умбский Митрофан; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; протоиерей Марк Ермолаев, председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Московской областной епархии; священник Игорь Нагайцев, благочинный Одинцовского церковного округа; священник Григорий Федотов, координатор по общим вопросам от Русской Православной Церкви в составе рабочей группы штаба строительства главного храма Вооруженных сил РФ на территории военно-патриотического парка «Патриот».

Богослужебные песнопения исполнил хор Георгиевского собора города Одинцово под управлением П.Е. Карпова.

В церемонии закладки храма также участвовали Военный образцовый оркестр Почетного караула (начальник оркестра — майор П.А. Гернец), хор и ансамбль Инженерных войск Российской Федерации «За веру и Отечество», художественный руководитель игумен Варнава (Столбиков).


После освящения закладного камня были вознесены молитвы «о упокоении душ усопших рабов Божиих новопреставленных доблестных воинов страны нашея Российския, при исполнении воинского долга в Сирии убиенных».

По завершении молебного пения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом:

«Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Ваше Превосходительство, министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу! Военачальники, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Отцы, братья и сестры!

Мы совершили деяние, которое будет вписано и в историю Вооруженных сил России, и в историю нашего Отечества. Заложен храм в честь нашей победы в Великой Отечественной войне и во всех войнах, которые выпали на долю нашего народа. Эти победы спасли Отечество, спасли народ, обеспечили само физическое существование нашей нации, историческое бытие России.

Мы живем в то время, когда, к сожалению, ни войны, ни военные слухи (см. Мф. 24:6) не ушли из нашей жизни. И до сих пор Вооруженные силы являются основным фактором сохранения свободы, независимости и суверенитета нашей страны. Мы знаем, что Россия никогда не ведет и не вела захватнических войн. Россия поддерживает свои Вооруженные силы, понимая, что в трудный момент именно Вооруженные силы будут защищать ее суверенитет и историческую судьбу нашего народа. Поэтому трудно переоценить роль и значение воинства Российского.

Мы знаем: для того чтобы войска могли побеждать, нужно соблюсти много условий. Это касается и уровня подготовки, уровня вооружений, но, наверное, главное условие, которое необходимо всегда блюсти, — это поддерживать состояние духа тех, кто, присягая в верности стране, дает обещание и жизнь свою положить за Родину. Ни одна государственная служба не требует от человека жертвы даже до смерти — только воинская служба требует готовности умереть, то есть отдать самое драгоценное, что есть у человека.

Разве может отдать свою жизнь человек за кого-то и даже за Родину, если он слаб духом, если его сознание в смятении, если разрушена система ценностей? Он никогда не сможет этого сделать, он не переступит через свой естественный страх. Для того чтобы воин был способен оставаться верным присяге, он должен иметь очень сильный дух. А дух — это не материальное понятие, в духе нет ни крупицы материи. Дух — это состояние души человека, его ума, его воли, его чувств.

Источником духа является Бог, и поэтому укрепление духовной силы человека осуществляется в первую очередь через молитву. Когда мы соединяемся с Богом, замыкается цепь между нами и Господом и через эту цепь идет Божественная энергия, укрепляющая дух человека. Вот для этого мы и строим сегодня храмы во множестве по лицу Русской земли. И как замечательно, что по инициативе Вооруженных сил России и здесь будет воздвигнут храм в честь наших былых побед, где военнослужащие смогут с особым чувством помолиться Богу за себя, за близких своих и за Родину свою!

Я выражаю сердечную благодарность Вам, Владимир Владимирович, как Верховному главнокомандующему, за поддержку этой инициативы, исходящей от наших Вооруженных сил. И радуюсь тому, что сегодня, в этот замечательный красивый день, мы все вместе могли совершить закладку камня в основание будущего всевоинского храма державы Российской. Пусть Господь хранит землю нашу, страну нашу и воинство наше. Многая всем и благая лета!»

Участников закладки храма приветствовал Президент России В.В. Путин:

Мы присутствуем действительно на очень важном, историческом событии в духовной жизни России: сегодня будет заложен первый камень в основание собора Воскресения Христова. Посвященный Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, он станет главным храмом Вооруженных сил, еще одним символом нерушимости наших национальных традиций, нашей верности памяти предков и их свершениям во благо Отечества.

У нас испокон веков заведено ставить храмы в честь ратных подвигов русского, российского воинства. Они призваны прославлять воинскую доблесть и утолять скорбь по погибшим, хранить примеры самоотверженности, героизма, любви к Родине и передавать их из поколения в поколение.

Эти примеры помнит сама земля, на которой будет воздвигнут этот храм. В годы Великой Отечественной неподалеку отсюда проходили последние рубежи обороны столицы, Москвы. В этих лесах зимой 1941-го ценой огромных потерь и усилий враг был остановлен и обращен затем вспять.

Помнить и чтить тех, кто отдал свою жизнь за Отечество, воспитать благодарную память в потомках — наш с вами святой долг.

Верю, когда храм будет построен, сюда будут приходить люди. Приходить, чтобы отдать дань уважения защитникам Отечества.

Хочу поблагодарить руководство Вооруженных сил за эту инициативу.

Благодарю вас за внимание».


По окончании выступлений В.В. Путин, Святейший Патриарх Кирилл и С.К. Шойгу ознакомились с проектом строительства храмового комплекса. О проекте рассказали главный архитектор, автор проекта Д.М. Смирнов, главный художник по росписи и иконописи храма народный художник России В.И. Нестеренко, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин.

Обширный храмовый комплекс, спроектированный в монументальном русско-византийском стиле, расположится на территории Парка «Патриот» и будет символизировать духовность русского воинства, поднимающего меч только для защиты своего Отечества. Каждый из приделов храма посвящен святому-покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных сил России. Проект предусматривает строительство: придела святого Илии Пророка, покровителя ВКС и ВДВ России; придела святой великомученицы Варвары, покровительницы РВСН; придела святого апостола Андрея Первозванного, покровителя ВМФ.

На территории храмового комплекса будет возведен универсальный мультимедийный музейно-выставочный комплекс «Духовное воинство России», уникальные экспозиции которого будут посвящены различным эпизодам героической истории русского воинства. Посетители погрузятся в трехмерные исторические реконструкции, проецируемые на стены залов, благодаря технологиям виртуальной реальности перенесутся на лед Чудского озера в гущу Ледового побоища, побывают в кабине самолета, станут участником Керченского морского сражения, ознакомятся с галереей героев «Милосердие», а также смогут посмотреть фильм в панорамном кинотеатре.

Читайте также: