Зачем посыпают бетон цементом

Обновлено: 28.03.2024

Среди «рационализаторов и улучшателей» строительных технологий, в частности укладки асфальта, бытует мнение – если свежеуложенный асфальт посыпать цементом, произойдет так называемое «железнение» поверхности по аналогии со свежеуложенным бетонным покрытием.

Верхний слой асфальта приобретет повышенную прочность и износостойкость. Посыпать асфальт цементом можно, но не для железнения, а для того чтобы его еще горячие частицы материала не прилипали к колесам автотранспорта и ногам пешеходов. Подобная технология практикуется при «ямочном» ремонте асфальтобетонных покрытий и допускает замену дорогостоящего цемента недорогим песком или гранитной пылью.

Иногда с помощью посыпания некачественного асфальта цементом недобросовестные работники пытаются скрыть бракованное покрытие (недостаток «связующего» – битумной мастики).

Надо о (не более одного года) такого покрытия, цемент не продлевает, да и не может продлить в принципе. Чтобы понять полную бессмысленность «железнения» асфальта цементом, рассмотрим технологию и физический смысл поверхностного упрочнения бетона.

БЕТОН VS АСФАЛЬТ

В обиходе мы употребляем слова «бетонка» и асфальтовая дорога, подразумевая зачастую одно и то же. На самом деле верхние дорожные покрытия могут быть как из прочного бетона (в котором основным вяжущим компонентом является цемент), так и из асфальта (в его составе – битум).

На Западе автодороги, в основном, бетонные. В Америке таковых более 60 %, в Западной Европе – около 40 %. После укладки бетонную дорогу можно спокойно эксплуатировать лет 10 без дополнительного обслуживания. Да и после не должно возникать особых проблем. Средний срок жизни качественной бетонной дороги – полвека.

В России, как все знают, дороги, в основном, асфальтовые. Бетон (тощий, у него для этого подходящие характеристики) в дорожном строительстве используется в качестве нижнего слоя.

Асфальт в промышленных масштабах дешевле бетона более чем на 50 %. Зато уже спустя 3–5 лет после укладки требует ремонта. И то сроки справедливы, если изначально состав был залит по всем правилам. Ремонт «по-хорошему» предполагается не ямочный, а хотя бы большими квадратами, когда весь верхний слой асфальта снимается и на его место укладывается новый. К сожалению, в реальности все происходит несколько иначе.

Ямочный ремонт, как он есть

Но это все о дорогах общего пользования. На них мы повлиять вряд ли можем. Только ездить и удивляться. А вот у себя во дворе частного дома можно уложить то, что душа пожелает. Но насколько это возможно в реальности?

Технология упрочнения поверхностного слоя бетона

Железнение (упрочнение) цементом применяется исключительно частными застройщиками и ремонтниками. На данный момент времени в продаже есть более эффективные и простые в использовании упрочняющие добавки промышленного изготовления. Тем не менее «старинная» технология упрочнения цементом востребована, и пользуется спросом.

  • Только что залитую, утрамбованную и выровненную поверхность бетона, равномерно по всей площади, посыпают портландцементом марки М400 или М500. Толщина слоя – несколько миллиметров;
  • При необходимости (очень «сухой» бетон), поверхность аккуратно сбрызгивают водой до полного смачивания цемента;
  • Шпателем или строительным мастерком, круговыми движениями втирают цемент в бетон;
  • Закрывают поверхность полиэтиленовой пленкой на 72 часа до полного схватывания.

Физический смысл данной операции следующий. Чистый цемент образует на поверхности бетона высокопрочную корку, которая надежно защищает основу от механических воздействий и вредных атмосферных факторов: перепадов температуры, дождя и снега. При этом так как цемент является вяжущим при приготовлении бетона, и высыпается на его еще не схватившуюся поверхность, обеспечивается его 100% адгезия к основанию.

Теперь рассмотрим так называемое «железнение» асфальта. В общем случае, асфальт – это смесь битума, щебня разных фракций, гранотсева и песка, нагретая до определенной температуры.

Вяжущим в этом случае выступает не цемент, а битум. Соответственно ни о какой адгезии высыпанного на поверхность асфальта цемента к основанию, не может быть и речи. Частички цемента прилипают к поверхности покрытия как обычная пыль, и априори не могут ее упрочнить.

Зачем некоторые люди посыпают свеже положенный асфальт цементом?

Видел такую картину соседи клали асфальт и сосед посыпал его цементом и потом прикатывал, зачем, что это даст.

Свежеуложенный асфальт липкий и очень долго схватывается(застыва­ е). Обработка цементом позволяет быстрее получить покрытие по которому можно ходить не пачкая обуви и не оставляя следов. Поверхностный слой становится прочным намного быстрее.

Сразу же хочу отметить, посыпка асфальта цементом не обязательный технологический процесс (операция).

Если ознакомиться с ГОСТом Р 54401-2011,

Но иногда пользователи ошибочно, по аналогии с бетоном, предполагают что производят процесс так называемого «железнения», то есть верхний слой асфальта станет более прочным, если использовать цемент.

Это не совсем так, цементом посыпают асфальт не для «железнения», а для того чтобы верхний слой ещё не до конца застывшего, но уже укатанного асфальта не прилипал к подошве обуви, или к колёсам автомобилей.

И кстати, цемент это дорого, для этих целей можно использовать или гравийную пыль, или даже песок мелкой фракции.

И чаще всего подсыпку делают при ямочном ремонте дорог, а не при укладке асфальта всплошную.

Иногда той самой подсыпкой недобросовестные организации при укладке асфальта скрывают низкое качества материала (асфальта), или откровенное воровство связующего материала, то есть битумной мастики.

Подсыпка асфальта цементом, это попросту деньги на ветер, качество покрытия цемент не улучшает и не продлевает срок службы асфальтированного покрытия.

При укладке асфальта надо ориентироваться на нормативные документы, в которых описано всё и состав асфальта и правильная технология его укладки.

Про посыпку верхнего слоя асфальта цементом, там нет ни слова.

УКЛАДКА АСФАЛЬТА

На подготовленную поверхность заливается слой асфальта 4–5 см. Для большей надежности желателен второй слой. Но даже один в течение не менее 5 лет выдержит передвижения пешеходов, заезды и выезды машин. Все же речь не об автобане, а о дороге для относительно редкого использования малым числом людей.

Сам процесс асфальтирования небольшой частной территории занимает около двух дней.

  • В первый день производятся все подготовительные работы.
  • Во второй – заливка, раскатка, сушка.

Можно ли уложить асфальт на участке без дорожных рабочих?

Иногда рабочую бригаду приглашать дорого, нецелесообразно. Чтобы уложить именно асфальтовую дорожку или слегка обновить небольшой участок старого дорожного покрытия своими силами, делают так:

  • заказывают асфальт на заводе;
  • для его утрамбовки используют ручной каток.

Ручные катки от 100 кг предназначены, в основном, для грунта, но иногда их используют и для разравнивания небольших асфальтовых дорожек. Работать все равно придется вместе с помощниками и очень четко, быстро, слаженно, так как материал быстро высыхает. Чтобы он, высыхая, не прилипал к катку, тот периодически смазывают соляркой.

Асфальт на запланированную площадку насыпают лопатами, кто-то один берет каток и начинает укатку – плавно, медленно и только по прямой линии, остальные продолжают насыпать асфальт.

Что нужно учитывать

У асфальта есть неприятный недостаток – в сильную жару битум в его составе испаряется с характерным запахом. В городе с этим можно смириться, но в своей резиденции хочется добиться максимальной экологичности, наслаждаться чистым воздухом, а не дышать летом битумом.

Здесь будет асфальт

Заливка бетона

При возможности самостоятельной работы появляется больше вариантов:

  • можно приготовить смесь самому;
  • купить готовую.

Общее время работ, особенно если площадь большая, может растянуться на несколько дней. Бетон быстро не высыхает. Если же, не дождавшись полного затвердевания, пройтись по нему, то на поверхности навсегда останутся следы, вид будет неопрятный. Придется шлифовать.

Стандартный слой бетона начинается от 10 см – выше, чем у асфальта. И прочность (если речь идет о качественной смеси) у него больше. Покрытие из бетона должно прослужить в неизменном виде около 7–10 лет.

Размешаем бетон и сделаем себе на участке дорогу, как в Европе

При устройстве дороги или площадки на участке (не важно, асфальтовой или бетонной) не забудьте о дренаже, ливневках. Качественному покрытию дожди, конечно, не навредят, но вам самим будут постоянно мешать лужи. Проще это сразу предотвратить, чем устранять потом.

бетон или асфальт

бетон или асфальт, что лучше и дешевле, и что такое асфальтобетонная смесь?

Мастеров онлайн: 770 Заказов в неделю: 2 305 Предложений в сутки: 1 899

бетон прочный асфальт гибкий а асфальтобетон и прочный и гибкий области применения разные смотря что Вы собираетесь строить

Бетон от асфальтобетона отличается тем, что в бетоне в качестве заполнителя используется цемент, а в асфальте минеральный порошок и битум. В зависимости от применения использует или бетон (для монолитного строительства,фундаментов, заливки площадок с нагрузкой и т.д.), или асфальт (только дороги и площадки)

асфальтобетоная смесь- это может быть тока асфальт а монолит и фундамент здесь не причем

смотря для чего))

бывают случае когда укладка асфальта без бетонирования не эффективно, в каждом случае . . Асфальтобетонная смесь это и есть асфальт, просто он готовится из битумной смеси, песка или щебенки.

Асфальт гораздо дешевле нежели бетонирование , и оба могут долга служит смотря по какой технологии делать

Для начала укажите для какой цели вам нужен этот материал.Бетон дороже выходит.асфальтобетонная смесь-это смесь щебня гравия песка минерального порошка и битума.

Всё об асфальтовой крошке простыми словами

Одним из самых распространенных вторичных материалов, получаемых путем переработки, является асфальтовая крошка, также известная как асфальтогранулят и применяемая в широком спектре работ по строительству и ремонту.

Состав асфальтовой крошки

Получается данный материал путем измельчения методом холодного фрезерования старого асфальтного покрытия, снятого во время замены или ремонта дорожного полотна.

Таким образом, асфальтовая крошка состоит из частичек битума и мелкого щебня от трех до пяти миллиметров в диаметре, кроме того, может содержать следы песка или прочих элементов.

Использование асфальтовой крошки

За счет недорогой цены, простоты в эксплуатации, а также того, что крошка как полученный путем переработки продукт наносит сравнительно меньший вред окружающей среде, спектр ее применения крайне широк и включает в себя практически все сферы хозяйственной жизнедеятельности человека:

  1. Широко известен этот материал у дачников и садоводов. На дачном участке асфальтовая крошка удобна для обустройства автомобильных стоянок и дорожек, которые получаются намного дешевле, чем аналогичной длины из плитки. Также уложить дорожки из нее может любой дачник, даже не обладающий опытом работы с данным материалом;
  2. Этим материалом выполняется и асфальтирование подъездных, а также загородных и второстепенной важности дорог для автотранспорта. Дорога из асфальтовой крошки может быть уложена в краткие сроки с минимально подготовленной для этого поверхностью, отличается стойкостью к неблагоприятным погодным условиям. Но стоит отметить, что для дорог первой категории ее использование строго не рекомендуется, поскольку дороги из крошки подвержены износу;
  3. В сооружении спортивных комплексов, таких как футбольные, баскетбольные, теннисные поля или тренажерные комплексы, крошка из асфальта является практически незаменимым материалом за счет хорошей амортизации и возможности уложить покрытие из нее практические на любой местности;
  4. В строительстве гаражей и небольших жилых домов: отмостка из асфальтовой крошки сооружается легко и быстро, значительно дешевле, чем отлитая из бетона, а с основной задачей справляется ничуть не хуже. А пол в гараже из асфальтовой крошки сможет радовать вас на протяжении долгого периода времени.

В связи с широким применением этого материала, а также наличием на рынке множества других вариантов, потребители в попытках найти наиболее приемлемый для себя вариант, часто задают вопрос, сколько стоит куб асфальтовой крошки. Ниже в тезисной форме приведены основные справочные характеристики этого материала, в том числе и ответы на такие вопросы, сколько весит 1 куб асфальтовой крошки и сколько кубов помещается в КАМАЗе или самосвале.

Иногда в технологию заливки бетонной стяжки добавляют еще один этап, который носит название железнение. По сути, это упрочнение верхнего слоя стяжки с помощью цемента или специальных полимерных пропиток, которые наносятся на поверхность бетонной конструкции. Таким способом плоскость становится влагостойкой, прочной и с высокой степенью защиты истираемости. То есть, процесс эксплуатации увеличивается, бетон не расслаивается и не покрывается трещинами. Сам процесс упрочнения прост, но перед тем как железить бетон своими руками, надо ознакомиться со всеми пропитками и способами их нанесения.


Цемент, как материал для железения, использовался всегда. Им просто посыпали свеже залитый бетон и втирали теркой. После высыхания поверхность становилась гладкой и прочной. Но эта технология имела один существенный недостаток – слабая скрепляемость цемента с бетоном. В результате действующих на основание нагрузок слой железения постепенно отслаивался. Поэтому и были разработаны составы на полимерной основе, которые сегодня и используются для упрочнения верхнего слоя бетонных конструкций.

Что такое железение бетона

Бетонный раствор – это смесь из нескольких ингредиентов, из которых наполнители обладают большой массой. Именно они в процессе высыхания бетона постепенно опускаются вниз, тем самым оставляя верхние слои без своего присутствия. А ведь именно наполнители придают смеси особую прочность.


То есть, получается так, что верхний слой – это просто цемент с небольшим количеством песка и мелкого щебня. Прочность такого раствора оставляет желать лучшего, вот почему приходится железить бетонный пол цементом или полимерными пропитками. Основная задача этого процесса – повысить характеристики материала и придать ему дополнительные улучшенные свойства. А именно: влагостойкость, повышение истираемости.

Внимание! Если цементное основание не будет подвергаться серьезным нагрузкам, к примеру, это пол в подвале, то железение производить нет надобности. Потери прочности незначительны, а отсутствие постоянных нагрузок не внесут в структуру бетона каких-то изменений.

Виды составов для железения бетона

Основным компонентом пропиток является портландцемент. Это и понятно, потому что основание должно обрабатываться идентичным материалом. В противном случае нельзя будет говорить о высокой адгезии двух материалов.


А вот различных добавок в смесь огромное количество. Это и металлическая фибра, и пластиковая стружка, песок, корунд, базальтовая крошка и прочие материалы. В зависимости от наполнителя и надо будет выбирать пропитки, потому что каждая разновидность обладает рядом характеристик, придающих бетону прочность, а в отдельных случаях водонепроницаемость и другие свойства.

К примеру, если стоит задача залить бетонную стяжку повышенной прочности, которая сможет выдерживать большие ударные нагрузки, тогда лучше использовать для железения пропитки, в состав которых входит стружка или фибра из нержавеющей стали. Добавим, что в пропитки можно добавлять различные пигменты. Это к вопросу преображение стяжки в плане дизайнерского оформления.

Все присутствующие на рынке составы для железения бетона делятся и по своей структуре. Они бывают сухими и жидкими. В состав последних входят растворимые вещества и соединения неорганического типа, которые вместе с жидкостью проникают вглубь раствора, где вступают в химическую реакцию с химическими компонентами цемента. В результате образуются нерастворимые соединения. Именно они забивают собой все поры, раковины и трещины стяжки на полу, образую монолитный верхний слой с высоким показателем прочности и водонепроницаемости.

Отличительные особенности жидких пропиток:

  • Они глубже проникают в тело бетонного пола.
  • Их можно наносить даже за высохшую стяжку, скажем через 14-16 дней после заливки бетона. Сухие смеси используются через 3-4 часа после сооружения пола.

Как провести процесс железения пола своими руками

Правильно зажелезить бетон – это правильно выбрать пропитку и грамотно провести процесс железения. По выбору материала он делится на мокрый и сухой.

Мокрое (жидкое) железение пола

Использование жидких пропиток – это более качественный подход к упрочнению цементной стяжки. В основе таких упрочнителей лежит полимерный материал, чаще полиуретан. Технология нанесения достаточно проста. Надо вылить жидкий состав на бетонную поверхность и равномерно распределить его специальной лопаткой или кельмой. Обычно так поступают, если площадь пола не очень большая. В промышленных масштабах для втирания и распределения используют специальные затирочные машинки, которые похожи на циклевальный или шлифовальный аппарат.

Использования жидкой разновидности имеет свои плюсы и минусы. К положительной стороне процесса можно отнести:

  • Работать с жидким материалом можно при любых условиях в независимости от температуры на улице или внутри здания. Пропитки прекрасно выдерживают отрицательные и высокие положительные температуры.
  • Проникают они в бетон на глубину до 5 мм. Там полимеризуются, создавая прочную структуру.
  • Наносят материал уже на почти прочный бетонный пол, поэтому на нем можно производить любые операции, несмотря на возможность его испортить.

Что касается отрицательных сторон, то основное – это сам пол. Он должен быть идеально ровным. При этом очень важно поймать момент, когда можно проводить жидкое железение. Некоторые пропиточные составы требуют не совсем сухой стяжки. То есть, она должен быть уже прочной, но не совсем сухой внутри. Не всегда это получается, отсюда и не совсем качественный результат. Особенно это относится к бетонным конструкциям, которые будут эксплуатироваться на улице: отмостки, дорожки, площадки.

Вот таблица с характеристиками некоторых марок бетона, по которым можно определить время проведения процесса.

Марка бетона Температура Влажность Время схватывания
В10 От +15°С до +25°С 60-80% 10 часов
В15 От +15°С до +25°С 60-80% 7 часов
В25 От +15°С до +25°С 60-80% 4 часа

Сухое железение

В этом случае сухой состав или обычный цемент посыпается поверх бетонной стяжки через несколько часов, как будет закончен процесс заливки. Для равномерного распределения смеси лучше использовать сито, через которое материал и будет распределяться по обрабатываемой плоскости. Толщина нанесения в пределах 2 мм.


Почему железение пола сухим способом проводится по мокрому бетону. Потому что наносимый состав должен сам увлажниться. Он будет забирать влагу из стяжки, тем самым набирать необходимую для себя влажность для скрепления. При этом увеличивается адгезия двух структур между собой.

Нанесенный на пол слой надо выровнять кельмой, а затем оставить его на несколько часов. Состав пропитается влагой, частично приклеиться к бетонной стяжке. После чего можно проводить разглаживание с втиранием. Обычно это делают с помощью терки, лучше пенопластовой.

Инструменты для железения пола

Для того чтобы укрепить бетонное покрытие пола способом железения, можно воспользоваться двумя способами затирки пропиток.

  • Это процесс, проводимый с помощью обычных штукатурных инструментов: терка или полутерка. Сама технология втирания проста, но требует определенного направления движения. Это или от центра к стенам, или от одной стены к другой. У этого способа несколько достаточно ощутимых недостатка: низкая скорость проводимой операции, низкое качество железного покрытия пола и сложность самой процедуры в плане трудоемкости.
  • Использования затирочных машин. Все недостатки ручного железения в этом методе отсутствуют полностью. Необходимо отметить, что сами затирочные машины – это несколько моделей, отличающихся друг от друга механизацией процесса. Они могут быть ручными, автоматическими и даже самоходными. Соответственно они дополнительно отличаются габаритными размерами, массой, количеством приводов и мощностью.

Самые простые и дешевые – ручные модели. Остальные могут в своей комплектации иметь двигатель бензиновый или электрический. Электрические аппараты – это небольшая мощность агрегата. Но такие затирочные машины удобны для применения в закрытых помещениях, потому что они не вырабатывают выхлопных газов.

Для улицы лучше использовать бензиновые модификации, потому что они мощные. С ними лучше всего обрабатывать большие площади: площадки под стоянки, дорожки, аллейки и прочие. Использовать в помещения бензиновые приборы не запрещается, но для этого придется организовать или эффективно работающую вентиляцию, или сквозняк, открыв все окна и двери.

Внимание! В углах помещения использовать затирочные машины не получится, просто рабочий орган имеет круглую форму, который не захватывает плоскости углов. Поэтому, хотите вы того или нет, но придется на этих участках пола поработать руками и теркой.

Перед тем как зажелезить бетонные дорожки, площадки или отмостки, определитесь с их площадью. Если это небольшая величина, то не стоит вызывать мастера с затирочной машиной, которому придется заплатить. Лучше все сделать вручную самому. А чтобы разобраться в процессе железения, посмотрите обучающее видео.

Под железнением бетона понимается увеличение его прочностных и гигроскопических (влагонепроницаемых) характеристик.

Методы могут пригодиться там, где бетон будет контактировать с водой (площадки, дорожки, отмостки) и где будет на него повышенная механическая нагрузка. Те же дорожки или полы в гараже и в техпомещениях.

Увеличение прочности бетона достигается путем увеличения марочной прочности поверхностного слоя через нанесение сухой или мокрой бетонной смеси и заглаживания ее гладилками или шпателями.

1. Сухое железнение. Смешиваем мелкую фракцию песка с цементом в пропорции 1:1 и с помощью сита или равномерным распылением со шпателя наносим на свежеуложенную массу бетона. В зависимости от температуры окружающего воздуха, может пройти от 30 мин до пары часов перед тем как нужно нанести сухую смесь. Главное, чтобы бетон сохранял свою подвижность и мог отдавать влагу.

Распылили смесь и начинаем ее втирать в поверхность гладилкой или шпателем. Смесь вытягивает влагу из бетона и ее хватает для гидратации состава. Таким образом, сам бетон может быть любой марки (М200, 300), а его поверхность приобретает повышенную прочность и может быть М400 и даже выше. Лучше для железнения использовать 500-ю марку цемента.

При необходимости, в сухой состав можно добавить пигмент для бетона и придать ему необходимый цвет. Этот метод применяют при заливке дорожек и площадок по технологии печатный бетон.

2. Мокрое железнение. Отличается от перового способа тем, что в состав для железнения добавляем воду и разводим смесь до состояния густой сметаны. Далее наносим на незастывшую поверхность бетона и разглаживаем. Но у такой поверхности при наборе прочности могут появиться усадочные трещины из-за испарения воды. Я бы применял его в холодных помещениях или при пониженных температурах, когда испарение воды происходит крайне медленно.

В мокрую смесь я бы еще добавил состав для заливки наливных полов. Там содержатся полимеры, которые увеличат прочность смеси и не дадут образоваться трещинам при наборе прочности.

3. Применение флюатирующих добавок на набравшем прочность бетоне . Известно, что в бетоне после набора прочности остается много непрореагировавших солей кальция. При регулярном намокании бетона они вымываются из него и на его поверхности появляются белые подтеки, высолы. Иногда его поверхность даже полностью белеет от этих солей.

Так вот, эти соли можно связать и повысить поверхностную прочность бетона на 20-30%. А стойкость к истиранию возрастает в 10 раз. Для этого применяют флюатирующие пропитки на основе фторсиликатов (флюатов). Они превращают соли кальция во фторид кальция, очень прочное соединение, которое не растворяется в воде и механически усиливает внутреннюю структуру бетона.

Я использовал флюатирующую добавку для увеличения прочности и гигроскопичности для парапетных бетонных крышек забора.

Потом все-равно покрывал лаком по камню на эпоксидной основе.

Для промышленных полов используют пропитки на основе полиуретановых лаков. Но это уже не железнение бетона, а получение износостойких пленок на его поверхности.

И как дополнение, расскажу про свой метод увеличения поверхностной прочности бетона к механическим истирающим нагрузкам. При заливке отмостки вокруг бани, я на свежезалитый бетон насыпал галечник, вбивал камни в массу бетона (притапливал). А потом, на следующий день проходил кордщеткой с болгаркой и счищал следы цемента с камней. Камни галечника имеют гораздо лучшие характеристики к механическим истирающим нагрузкам чем сам бетон. Такой бетон не пылит и на нем не останется следов даже от шипов автомобиля.

Здесь видна галечная текстура отмостки.

А если где-то какой-то камень и отлетит, то это будет незаметно, в отличии от скола на ровном, заглаженном бетоне. Вот только подметать такую поверхность сложнее.

Под цементным молочком в простонародье подразумевается жидкая пластичная масса, состоящая из цемента и воды.

Бытует мнение, что при заливке фундаментов в землю, бетонировании площадок или при использовании дырявой опалубки без соответствующих пленок - цементное молочко частично может уйти в грунт или через щели в опалубке, вследствие чего прочность готовой бетонной конструкции уменьшается за счет потери связующего.

Хотел бы в статье разобрать данные моменты, остановиться на реальных фактах и рассказать о заблуждениях. И начнем с такого химического вещества, как цемент.

Цемент - искусственное вяжущее вещество в форме порошка, которое при взаимодействии с водой образует пластичный состав, через некоторое время, превращающийся в искусственный цементный камень. Взаимодействие (реакцию) его с водой принято научно называть гидратацией цемента .

Как наступает твердение

При соприкосновении с водой, частица цемента уже с первых минут начинает образовывать кристаллы иглообразной формы, которые сцепляются с кристаллами соседних частиц.

Уже через 12 часов кристаллы заполняют весь объем между заполнителем (песком, отсевом, щебнем) бетонной конструкции, представляя монолитный тонкопористый материал, который и принято называть цементным камнем.

Скорость реакции тесно связана с температурой окружающей среды, чем выше температура - тем быстрее проходит реакция, но установлено, что при температуре выше 30° С прочность связей теряется за счет испарения воды и дефицита её для реакции (Поэтому, в жару плитку или кирпич мастер замачивает, а при стыковании бетонных участков - холодный шов обильно проливается водой). При этом, несмотря на рекомендуемые пропорции (60-70% воды), для реакции цемента требуется всего 40% воды в единицах массы, оставшаяся лишняя вода остается в порах камня до её испарения.

Реакция цемента и воды

Начальный этап замеса - обволакивание заполнителя цементным клеем:

В процессе реакции, прореагировавшие вода и цементное зерно неотделимы - эта смесь и называется в народе как "цементное молоко".

В процессе замеса, цементный клей (цементное молочко) обволакивает заполнитель (песок, отсев) и из-за образованных связей не может быть отделен от него, соответственно оторваться и уйти в землю - задача для него не по силам. За счет пространственных связей, кристаллизованный цемент настолько сильно удерживается на частице песка (щебня), что даже через щель в опалубке он никуда не уходит, - связующее будет находиться всегда вокруг заполнителя.

Уйти в землю или через щель может только свободная (лишняя) вода, оставшаяся незадействованной в реакции, которую собственно мы и наблюдаем как вытесненную жидкость с пленочкой, образованную поверх уложенного бетона.

Видели ли Вы часть пролитого бетона, упавшую на землю или на песок? Пытались ли разбить эту лепешку? Если нет, то скажу, что она после твердения обладает колоссальной прочностью, присущей бетону. Всё потому, что цементное молочко никуда и вовсе не уходило.

Сталкивались ли Вы с бурением фундаментов, залитых в землю? Задача не из простых! Это и доказывает на практическом примере, что цементное молочко, так часто упоминаемое на различных форумах, никуда не уходит.

Бетон заливают в опалубку, предварительно затянутую в пленку, - лишь для одной цели - создать тепличный эффект, чтобы не дать испариться воде, которая в свою очередь должна прореагировать с максимальным количеством цементных зерен. А при бетонировании фундаментов в землю, проводятся мероприятия, которые ограждают осыпание земли в траншею с целью избежания перемешивания грунта и бетона, но никак не с целью предотвратить утечку цементного клея ("молочка")!

Важно отметить, что описываемое в статье поведение и свойства цементного клея - соответствуют правильным пропорциям компонентов при замесе. При верном соотношении, достигается необходимая пластичность смеси, что опытный строитель может легко оценить, взяв некоторое количество бетона на лопату или кельму (мастерок). Таким образом, мастера в полевых условиях приблизительно понимают параметры "осадки конуса", т.е. подвижность и удобоукладываемость смеси.

Конечно, если бухнуть 2 ведра воды на 1 ведро цемента, то здесь и речи не может быть о качестве цементного клея, а соответственно и цементного камня.

На этом всё, думаю, в статье ответил на вопрос! Надеюсь, что материал Вам понравился.

Железнение поверхности бетонных: площадок различного назначения, придомовых отмосток и садово-парковых дорожек является обязательной операций обеспечивающей прочность и долговечность указанных конструкций.

Давайте разберемся, для чего же оно нужно и как этот процесс влияет на сам бетон.

kak-ярудуятше-beton

Как железнят свежий бетон?

Практика общения с непрофессиональными застройщиками и ремонтниками показывает, что мало кто из них представляет как железнят бетон, для чего вообще это нужно и в чем заключается технология железнения.

Поэтому есть необходимость в рамках этой небольшой статьи просветить читателей по вопросу железнения бетона и рассказать в чем состоит смысл этой простой, но необходимой операции.

Материалы и инструменты

  • Портленд цемент М400;
  • Мастерок, шпатель или штукатурная затирка;
  • Любой имеющийся в наличии распылитель воды. При отсутствии распылитель можно воспользоваться ведром и веником.

Для чего вообще необходимо железнение бетона?

Как правило, бетонные площадки заливают тяжелым бетоном марки М150-М200. Это оптимально по стоимости цемента, щебня и песка, но не очень оптимально по стойкости наружной поверхности.

Практика эксплуатации бетонных площадок которым не было сделано железнение говорит, что в 100% случаев, через 2-3 года не очень интенсивной эксплуатации поверхность площадки начинает разрушаться, а через 3-5 лет бетон настолько разрушается, что требуется его полная замена. Соответственно огромные затраты на демонтаж, покупку материалов и новую заливку.

В то же время с помощью нехитрой и простой в исполнении операции железнения можно сделать бетонную поверхность практически вечной. По крайней мере, в течение как минимум 20 лет можно не беспокоиться о ее ремонте или замене.

Технология железнения

Сразу после заливки очередной партии бетона, не дожидаясь пока он начнет схватываться посыпаете поверхность сухим цементом слоем 2,5-3 мм. Любым удобным и доступным способом сбрызгиваете его водой до полного смачивания, но не так чтобы он начинал смываться с поверхности.

Очень ответственный момент! Круговыми движениями плоскостью строительного мастерка, шпателя или штукатурной затирки втираете смоченный цемент в свежий бетон. В итоге у вас должна получиться гладкая поверхность, имеющая приятный на вид сине-зеленый цвет.

Важно! Чтобы не повредить железнение запрещается ходить по поверхности до ее полного высыхания. Готовое жлезнение аккуратно покрывают полиэтиленовой пленкой и оставляют схватываться на 32 часа. После 3-4 суток, полиэтиленовую пленку удаляют и сушат бетон и железнение в течение 14-28 суток.

Полезный совет. Железненную бетонную площадку, отмостку или садово-парковую дорожку по возможности не подвергать сильным механическим нагрузкам: ударам и падениями тяжелых грузов, которые могут разрушить железненный слой.

Читайте также: