Зачем поливать щебень водой

Обновлено: 23.04.2024

Такой материал, как щебень, сегодня является фундаментальным элементом практически любой стройки, как в переносном, так и в прямом смысле. Каждый этап возведения зданий и иных сооружений (дороги, мосты, памятники, прокладка труб и пр.) так или иначе, не обходится без щебня.

Щебень как составляющая бетона

Классическая бетонная смесь состоит из трёх элементов – вода, цемент и щебень. Объёмы производства и применения бетона в мире прогрессивно растут с каждым годом, так как городские сооружения на 90% состоят из него, в виду его крепкости, морозостойкости и водонепроницаемости.

Но щебень также можно использоваться отдельно. Например, перед укладкой опорных стенок моста необходимым условием является прокладка щебневых «подушек» для укрепления грунта.

Щебень в ландшафтном дизайне

Вы можете также использовать щебень и мраморную крошку в декоративных целях. Известняковый щебень мелкой фракции часто можно увидеть в клумбах и куртинах благоустроенных городских парков, вокруг деревьев и памятников. Щебень используется при инкрустации пешеходных дорожек, с помощью него создаются узоры и даже картины.

Профессиональные строители знают, где и как использовать щебень по прямому назначению. Дачники же могут применить его для облагораживания участка. Патио и беседки, обсыпанные по краям щебнем, всегда выглядят очень стильно и органично.

Если на вашем участке есть декоративный пруд, его дно тоже можно засыпать щебнем, во избежание появления ила и просто для красоты.

Мраморная крошка – красота и твёрдость

Мраморная крошка, которая в народе называется не иначе как «живым камнем», применяется в создании прекрасных напольных покрытий, в дизайне фасадов зданий. Это, к слову, очень экологичный материал, который может использоваться полностью, не оставляя отходов.

Если засыпать мраморной крошкой клумбу, этот материал будет участвовать в регулировке влажности, а также препятствовать росту сорняков. Крошка сочетает в себе изящество драгоценного камня и износоустойчивость. При этом она очень легко чистится, достаточно снять верхний слой и промыть под сильным напором воды, постелив предварительно водонепроницаемую плёнку.

Таким образом

Применение щебня и мраморной крошки безгранично, всё зависит лишь от вашей фантазии и находчивости. Мы в свою очередь гарантируем вам исключительно качество поставляемых нами материалов.

Как утрамбовать щебень: методы и технология уплотнения

Обязательной операцией при укладке подготовительных слоев из щебня является их уплотнение. Процесс позволяет увеличить прочность щебеночного основания и его способность противостоять статическим и динамическим нагрузкам. Трамбовка может производиться ручными и механизированными способами.

Щебень – популярный строительный материал, применяемый при производстве бетонных смесей и для отсыпки оснований фундаментов и дорог. Поскольку щебневые зерна, получаемые дроблением горных пород, имеют произвольную форму, между ними образуются пустоты, которые снижают прочность основания. Обязательной операцией при укладке подготовительных слоев из щебня является их уплотнение, которое может производиться ручными и механизированными способами. После трамбовки теряется подвижность зерен, размер воздушных пустот сокращается, а, следовательно, увеличивается прочность щебеночного основания, его способность противостоять статическим и динамическим нагрузкам. Исключением является ведение работ на скалистых грунтах. В этом случае щебень насыпают на грунт и тщательно разравнивают его.

Как утрамбовать щебень вручную без применения виброплиты

Ручное уплотнение актуально при осуществлении небольших объемов ремонтно-строительных работ. Для его выполнения используют различные приспособления:

  • К деревянному брусу сечением 100х100 мм (или 150х150 мм) сверху прибивают горизонтальные бруски, выполняющие функции ручек. Его нижнюю часть обивают стальным листом. Такое приспособление поднимают вверх и резко опускают на щебневую поверхность. Из-за небольшой площади соприкосновения приспособления и щебневого слоя работы продвигаются медленно.
  • К нижней части бруса сечением 100х100 мм крепят металлический оголовок. Это более эффективный вариант по сравнению с инструментом, описанным выше.
  • Прочным и эффективным является металлический инструмент, предназначенный для трамбовки щебня своими руками, – стойка и подошва, сваренные между собой. Но работать им сложно, поскольку металл, в отличие от дерева, вибрации не гасит. В этом случае на помощь приходят специальные виброгасящие перчатки.


Еще один способ, как самостоятельно утрамбовать щебень на площадке, – использовать легковой автомобиль:

  1. На площадку засыпают щебеночный слой, тщательно его разравнивают.
  2. На автомобиле перемещаются по площадке в разные стороны до тех пор, пока щебневое основание не будет равномерно утрамбовано.
  3. Если в некоторых местах образовались неглубокие колеи, их засыпают щебнем, а затем продолжают трамбовку площадки автомобилем.

Уплотнение щебня виброплитой

Виброплиты – достаточно производительное, компактное и мобильное оборудование, с помощью которого можно уплотнять значительные площади. Трамбовка щебня виброплитой осуществляется передачей ударных колебаний щебневому слою. По типу двигателя различают следующие типы этого оборудования:

  • Электрические. Такие модели обеспечивают невысокий уровень шума и отсутствие выхлопных газов, поэтому их можно использовать даже в помещениях. Ограничение по их применению – необходимость присутствия источника электропитания.
  • Бензиновые. Это автономное оборудование, более производительное, тяжелое и дорогое по сравнению с электрическими моделями.
  • Дизельные. Мощные дизельные агрегаты обеспечивают высокую производительность, отличаются значительным ресурсом и способностью работать длительное время без перерыва.


По массе виброплиты бывают легкие – до 75 кг, средние – до 200 кг, среднетяжелые – до 400 кг. По количеству направлений движения оборудование бывает одноходовым, способным двигаться только в одну сторону и реверсным, которое может передвигаться вперед и назад.

Трамбовка щебня самоходным катком – наиболее производительный метод уплотнения щебеночного основания

Каток – высокопроизводительная дорожно-строительная машина, применяемая для уплотнения щебня и других сыпучих материалов. Это оборудование может быть статическим (в этом случае уплотнение происходит только за счет массы самой машины) и вибрационным (когда к массе техники добавляется ударное вибрационное воздействие). Рабочие органы самоходных катков – вальцы. Могут быть гладкими, кулачковыми, в виде решеток, на пневматических шинах.

При уплотнении щебневой прослойки в дорожных одеждах необходимо правильно выбирать массу катка. Слишком тяжелая техника может продавить трамбуемый материал и повредить расположенные ниже слои.

Как уплотнить щебень методом расклинцовки

При необходимости утрамбовать щебень максимально плотно применяют метод расклинцовки, для осуществления которого требуется сыпучий материал мелких (5-10 мм) и крупных (40-70, 80-120 мм) фракций. Этапы расклинцовки:

  1. Укладывают слой крупнофракционного материала.
  2. Уплотняют щебневый слой виброплитой или виброкатком.
  3. Засыпают мелкофракционный слой (клинец) и проводят повторную трамбовку.
  4. При необходимости насыпают слой самой мелкой фракции и снова уплотняют его.

В результате этого процесса происходит так называемая заклинка, которая заключается в проникновении мелких зерен в пустоты между крупными зернами. Наиболее эффективное уплотнение достигается тремя расклинцовками. Для снижения трения между щебневыми частицами и облегчения процесса зерна проливают водой.

Как уплотнить строительный щебень?

Щебень востребован при проведении практически любой строительной операции. Без него не выполняется прокладка автомобильных или железных дорог, изготовление бетонных изделий, устройство фундаментов и даже благоустройство приусадебных участков. Чаще всего щебень используется для увеличения стойкости конструкций к высоким нагрузкам или выравнивания основы перед проведением дальнейших этапов работ. Он оказывает прямое влияние на физико-технические показатели конечного изделия.

Что такое коэффициент уплотнения щебня

Коэффициент уплотнения щебня, как и любого другого сыпучего материала, демонстрирует, насколько уменьшается его объем при неизменной массе в результате естественной усадки или трамбовки. Знание этого показателя позволяет вычислить необходимое количество материала при проведении строительных работ. Для щебня коэффициент уплотнения составляет 1,3.

Зачем уплотнять щебень

Щебень является достаточно прочным материалом. На первый взгляд, при создании основания, например, для автодороги или фундамента здания его достаточно было бы только разровнять, но это не так. Дело в том, что чаще всего этот материал получается искусственным путем в результате дробления горных пород. При этом зерна щебня имеют абсолютно произвольную форму. Соответственно, при засыпке им любого пространства между соседними элементами формируются воздушные пустоты. Они существенно снижают уровень сопротивления материала нагрузкам. После уплотнения материала его зерна теряют подвижность, размер пустот значительно сокращается, а прочность щебеночного основания увеличивается.

Чем можно уплотнять щебень

Существует несколько вариантов уплотнения этого строительного материала:

  1. При строительстве дорог для этой цели используются гладковальцевые или виброкатки. В результате многократной укатки они обеспечивают требуемую несущую способность щебеночного слоя, которая контролируется с помощью прогибомеров.
  2. Одним из самых распространенных способов уплотнения щебня при проведении строительных работ является использование виброплиты. Она представляет собой мобильное и компактное устройство весом от 60 до 120 кг. Трамбовку устройство выполняет за счет передачи ударных колебаний слою щебня. Такое оборудование может быть реверсивным или одноходовым. Реверсивные виброплиты считаются более функциональными. Они могут проводить уплотнение при движении в двух направлениях (вперед и назад), а одноходовые только в одном. Виброплиты работают на бензине, дизельном топливе или электричестве. С их помощью можно проводить эффективное уплотнение щебня даже в труднодоступных местах.
  1. Для бытовых целей и небольших объемов работ чаще всего используется механическая (бензиновая, дизельная или электрическая) или ручная трамбовка. Самым простым ручным инструментом является обычный деревянный брус сечением 100 × 100 мм. Более удобная конструкция представляет собой деревянный брус меньшего сечения с ручками и закрепленный на его торце металлический оголовок. Для эффективного уплотнения ручной трамбовкой необходимо работать достаточно активно. Возможен и другой вариант: увеличение веса инструмента.
  1. Неплохим вариантом для бытовых целей или небольшого объема работ является использование ручного катка. Его обычный вес – 100–200 кг. Такой инструмент можно изготовить самостоятельно. Он делается на базе куска трубы диаметром 30–40 см, заполненной песком.
  2. Роль катка вполне может исполнить легковой автомобиль. Такой способ возможен только при уплотнении щебня на открытой площадке.

Все перечисленные выше методы позволяют произвести уплотнение щебня. Для устройства оснований небольших и легких конструкций вполне можно использовать ручные варианты трамбовки. При строительстве дорог для этой цели применяются тяжелые самоходные катки. Промежуточный вариант – виброплиты. Он дает отличный результат и используется при сооружении зданий любого назначения.

Уплотнение грунта, песка и щебня

Уплотнение строительных материалов (грунтов) производится для увеличения их прочностных характеристик и избежания осадок в процессе эксплуатации. Уплотнение происходит за счет приложения статической или вибрационной силы на уплотняемый материал. Наибольшее распространение уплотнение получило в дорожном строительстве, возведении насыпей и дамб, фундаментных и ландшафтных работах.

Качество уплотнения каменной отсыпки, грунтов и асфальтобетона напрямую связано с несущей способностью материала и его водонепроницаемостью. Причем увеличение степени уплотнения на 1% ведет к увеличению прочности материала на 10-20%.

Некачественное уплотнение ведет к последующим усадкам грунтов, что значительно увеличивает стоимость содержания или приводит к дорогостоящему ремонту.

Области применения уплотнения

Вот список областей, где уплотнение используется наиболее часто:

  • Автодорожное строительство
  • Железные дороги
  • Фундаменты зданий
  • Аэропорты и порты

Автомобильные дороги

Разнообразие современных автомобильных дорог очень большое: начиная от грунтовых проселочных дорог, заканчивая многополосными магистралями с асфальтобетонным покрытием.


Вне зависимости от типа дороги, для увеличения несущей способности полотна и увеличения срока службы необходимо использовать уплотнение всех слоев дороги, включая насыпь.

Дорога возводится двумя способами – на насыпи или в выемке. Дорожная одежда состоит из подстилающего слоя, слоя основания и финальных слоев покрытия. Основная ее задача – равномерно распределять давление от поверхностных нагрузок по всему земляному полотну.

Максимальное давление возникает на поверхности, поэтому требование к качеству материала и его уплотнению максимальны для слоев покрытия – асфальту или асфальтобетону.

Слой основания обеспечивает жесткость слоям покрытия, поэтому требования к его уплотнению также велики. Обычно для этих слоев используется щебень или каменная отсыпка.

Железные дороги


Во всем мире железные дороги обеспечивают большую часть грузового трафика. Значительная часть таких перевозок занимает транспортировка крайне тяжелых материалов, таких как руда и уголь. Поэтому способность противостоять нагрузкам критически важна для железной дороги. А этого невозможно добиться без качественного уплотнения железнодорожной насыпи.

Фундаменты зданий


Устойчивость и срок службы любых типов построек напрямую зависят от качества фундамента. Особенно это важно в местах, где отсутствуют прочные грунты.

Возведение качественной дренажной подушки под основание зданий проблематично выполнить без использования уплотнительной техники.

Крупные инфраструктурные проекты: порты и аэропорты


В современном мире грузооборот аэропортов и морских портов вырос многократно. Чтобы справится с этим потоком грузов – значительно возросла интенсивность движения судов и самолетов, а следовательно выросли нагрузки на взлетные полосы и причалы. На данных объектах требования к качеству работ и используемых материалов максимальны. Стандарты по уплотнению всех подстилающих слоев и слоев покрытия значительно выше, чем на прочих объектах.

Способы уплотнения

Существуют два способа уплотнения грунтов и асфальтных покрытий: статическое и вибрационное воздействие.

Статическое уплотнение

Статическое уплотнительное оборудование для воздействия на уплотняемый материал использует только собственный вес. Чтобы изменить силу воздействия на поверхность необходимо либо изменить массу, либо площадь контакта.

Такой тип оборудования не обеспечивает уплотнение материала на достаточную глубину, т.к. при нем возникает эффект «распора» между частицами верхнего слоя материала, что препятствует уплотнению нижележащих частиц.

К такому типу оборудования относятся статические катки с гладкими вальцами и катки на пневматических шинах.

Вибрационное уплотнение

Вибрационное уплотнительное оборудование использует комбинацию статического и динамического воздействия. Вибрация создается за счет вращения эксцентрикового груза. Вибрационные удары передается частицами материала между собой, что приводит к уменьшению трения между ними и взаимному движению. Что в свою очередь позволяет частицам переупаковываться в максимально плотное состояние. По сравнению со статическим, вибрационное уплотнение воздействует на материал на гораздо большую глубину. Изначально данный способ уплотнения использовался только для несвязных грунтов (песок, щебень и т.п.), однако со временем появилась вибрационное оборудование и для уплотнения глинистых грунтов и асфальта.

Эффективность воздействия вибрационного оборудования признана во всем мире, и на текущий момент данный способ уплотнения является доминирующим на рынке.

Влияние влажности грунта на его уплотнение

Любые грунты состоят из трех элементов: твердые частицы, воздух и вода. Во время уплотнения почти все грунты достигают максимальной плотности при определенном оптимальном содержании в них воды.

Таким образом, сухой грунт плохо поддается уплотнению, а влажный грунт становится мягким и его легче утрамбовать.

Однако, чем выше содержание воды в грунте, тем ниже его плотность. Максимальная плотность достигается при оптимальном содержании влаги в грунте, что обычно является промежуточным состоянием между абсолютно сухим и полностью влажным.

Для определения оптимальной влажности для грунта используют лабораторный анализ по ГОСТ 22733-2002 (Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности).

Степень уплотнения чистого песка и щебня (без содержания примесей) почти не зависит от содержания в них влаги, и могут быть максимально утрамбованы как в сухом, так и водонасыщенном состоянии.

Уплотнение различных типов грунтов

В зависимости от используемого уплотняемого материала выбираются соответствующие способы и оборудование для уплотнения.

Песок и щебень

Как уже упоминалось ранее, песок и щебень достигают своей максимальной плотности в абсолютно сухом или полностью водонасыщенном состоянии. Но так как данные материалы обладают отличными дренирующими свойствами, достаточная плотность достижима при любом содержании влаги в материале.

Но при использовании щебня и песка с содержанием примесей, дренирующие свойства заметно ухудшаются и материал становится пластичным, что затрудняет его уплотнение. В таких случаях необходимо производить уплотнение при оптимальном содержании влаги.


При уплотнении песка и щебня с низким содержанием примесей может возникнуть небольшая проблема – материал пытается выпучиться сзади вальца катка или виброплиты, тем самым плотность верхнего слоя снижается. Но при послойном уплотнении данный нюанс не играет большого значения, т.к. нижележащий слой уплотняется при обработке верхнего слоя.

Для уплотнения песка и щебня подойдет любое вибрационное оборудование: вибротрамбовки, виброплиты и виброкатки. Вес оборудования влияет на высоту трамбуемого слоя.

Скальная порода

Отсыпка из скальной породы применяется в качестве насыпей в дорожном строительстве, при сооружении платин и дамб, а также при возведении взлетных полос и морских портов. Валуны из скальной породы могут достигать размеров до 1,5 метров и обладают значительной прочностью.


Первичная укладка скальных пород производится бульдозерами, они образуют довольно ровную поверхность. Для дальнейшего уплотнения используют вибрационные катки тяжелого и среднего класса.

Пылеватые грунты

На качество уплотнения пылеватых грунтов сильно влияет степень содержания в них влаги. Для качественного уплотнения подобного грунта, уровень влажности не должен сильно отличаться от оптимального. При большом содержании влаги в пылеватом грунте и при воздействии вибрации такой грунт становится текучим, что сильно снижает возможность его качественного уплотнения.


Пылеватые грунты с оптимальной влажностью обладают низкой вязкостью, поэтому их можно уплотнять более толстыми слоями, чем песок. Для их уплотнения идеально подходят вибрационные катки среднего и тяжелого класса, либо тяжелые виброплиты.

Глина и суглинки

Глину и грунты, содержащие большое количество глины, часто используют в дорожном строительстве при возведении насыпей. Качество уплотнения глины меняется в зависимости от содержания в ней воды. При низком содержании влаги она становится твердой, а при высоком содержании очень пластичной. Поэтому при уплотнении подобных грунтов оптимальная влажность материала является существенным фактором.


Для уплотнения глины используют вибрационные катки с гладкими либо кулачковыми вальцами. Кулачковые – когда влажность ниже оптимальной, а гладкие вальцы – при повышенной влажности. Глубина слоя выбирается в пределах от 20 до 40 см. Толщина уплотняемого слоя влажной глины может быть больше, чем сухой.

При существенном отклонении уровня влажности от оптимального могут быть использованы бороны и фрезы для увлажнения или проветривания грунта.



Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к высоким постоянным нагрузкам. Это качество и определяет главное назначение данного покрытия.

Верхнего асфальтного или железобетонного слоя недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь под собой надежную, а, главное, неподвижную опору, исключающую какие-либо подвижки. И поскольку щебень относится к сыпучим материалам, имеющим разную фракцию, обычная укладка не позволяет исключить пустоты.

Обеспечить плотность и отсутствие пространства между «зернами» и призвана расклинцовка. Эта применяемая в дорожном строительстве технология заключается в перераспределении щебня так, чтобы между отдельными элементами не осталось никаких пустот. Такая утрамбовка камней позволяет получить целостную подушку, которая обеспечивает максимально возможную прочность всего дорожного полотна.

Расклинцовка щебнем

Расклинцовка: суть технологии

Пустоты невозможно заполнить щебнем одинаковой фракции. Размеры зерен должны быть различными. Чтобы они распределялись равномерно, заполняли собой пространство, материал засыпают слоями, а саму расклинцовку проводят в несколько этапов:

  • подготовка;
  • укладка щебня;
  • проверка.

Добиться максимальной плотности и ровности закладываемых камней позволяет задействование дорожных специальных катков. Количество расклинцовок может варьироваться от одного и до трех. Это зависит от того, какие требования износостойкости и прочности предъявляются к строительным дорожным работам, исходного материала.

Подготовительный этап

Щебеночное основание на ответственных участках не может быть уложено на неподготовленное основание. Чтобы обеспечить высокое качество расклинцовки проводят следующие работы:

  1. Срезают верхний слой грунта. Если существует такая необходимость, то выполняют рытье котлована. Проводят уплотнение почвы.
  2. Чтобы защитить щебень от пагубного воздействия влаги, обустраивают гидроизоляцию. Чаще всего применяют такой материал, как геотекстиль. Его выкладывают по всей площади будущего дорожного полотна.
  3. Укладывают песчаную подушку, которая улучшает дренажные свойства дорожного основания. Толщину этого слоя определяют на этапе проектирования. Она варьируется в пределах от 20 см до 0,5 м.

Когда подготовка завершена, переходят к основным работам.

Расклинцовка: суть технологии

Строительство оснований и покрытий из щебня методом заклинки

1.4.1 Строительство оснований и покрытий из щебня методом заклинки

Щебеночные основания и покрытия по способу заклинки строят с проведением нескольких россыпей сортового щебня различных размером и уплотнением каждой из них. Основания и покрытия могут устраиваться и один, иногда в два слоя. Для верхних слоев применяют щебень основной фракции крупностью 40-70 мм, для нижних 70-120 мм. Для расклинцовки используют щебень фракций 20-40, 10-20 мм, а при устройстве верхнего слоя покрытия дополнительно 5-10 мм. Для верхних слоев используют прочный щебень марок 800-1000, для нижних щебень слабых пород марок 300-600.

Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки проводят в несколько этапов. Например, устройство однослойного щебеночного основания выполняют в такой технологической последовательности (рисунок 1.5):

— распределение основной фракции щебня размером 40-70 мм на проектную толщину с учетом последующего уплотнения. Ушки пение пешими катками для создания устойчивости слоя за счет обжимки россыпи;

— россыпь щебня размером 20-40 мм из расчета 1,5-2 м3 на 100 м2 для расклинки. Уплотнение средними катками до взаимного заклинивания щебенок с предварительным поливом водой из расчета 15-25 л на 1 м2 ;



россыпь клинца размером 10-20 мм из расчета 1-1,5 м3 на 100 м2, роз­лив воды 10-12 л на 1 м2 и уплотнение тяжелыми катками.

Работы организуются соответственно на трех захватках.

Рисунок 1.5 — Технологическая схема потока по строительству щебеночного основания:

1 — автомобиль-самосвал; 2 – распределитель ДС-54; 3 — легкий каток; 4 — автомобиль-самосвал с навесным распределением щебня; 5 — поливомоечная машина; 6 — средний каток; 7 — тяжелый каток.

При строительстве покрытия в верхний слой добавляют каменную ме­лочь крупностью 5-10 мм (0,5-1 м3 на 100 м2), которую смачивают 4-5 л воды на 1 м2, и уплотняют тяжелыми катками.

В результате такой последовательности работ в верхней части дорожной одежды образуется плотная щебеночная корка, обладающая расчетным мо­дулем упругости.

При производстве работ щебень основной фракции распределяется при помощи самоходного распределителя ДС-54, либо бульдозерами или авто­грейдерами. Расклинивающий щебень рассыпается самоходным распредели­телем каменной мелочи ДС-49 или навесными и прицепными распределите­лями.

В зависимости от этапности работ целесообразно принимать следующие массы катков.

Для щебня прочных пород:

— катками с металлическими вальцами на первом этапе — 6-8 т, на вто­ ром — 10—12 т, на третьем и последующих — 12-18 т;

— пневмоколесными на первом этапе — 10-16 т, затем 16-35 т;

— прицепными вибрационными на всех этапах массой не менее 6 т;

— решётчатыми массой не менее 15 т;

— комбинированными массой не менее 16 т.

Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30, вибрационных — не менее 12, комбинированных — не менее 18. Причем 1/3 из числа проходов выполняется на стадии уплотнения основной фракции, а 2/3 — на стадии расклинцовки. Конкретное количество проходов катка по одному следу определяется опытным уплотнением.

Основания из щебня марок по прочности менее 600 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее, чем за 20 проходов.

Скорость катков изменяется следующим образом: на первом и в начале второго этапа — 1,5-2 км/ч, в конце второго и последующих максимальная.

Перекрытие смежных следов должно составлять не менее 20 см.

Признаками окончания уплотнения первого слоя служит прекращение образования волны перед легким катком и отсутствие заметной ни глаз осад­ки щебня. Признаками окончания уплотнения на последующих папах слу­жат: отсутствие подвижности щебня, прекращение образования волны, от­сутствие осадки, стабилизация режима работы двигателя катка.

Построенное щебеночное покрытие засыпают сухими высевками (размер частиц до 5 мм) или крупнозернистым песком слоем 2-3 см и укатывают несколькими проходами катка во избежание забивания покрытия грязью. В первые две-три недели необходимо регулировать движение автомобилей для равномерной подкатки покрытия, наметать разбрасываемые высевки. В этот период покрытие необходимо поддерживать во влажном состоянии, поливая его водой или раствором хлористого кальция.

Расклинцовка щебня

Осуществляется в несколько последовательных этапов:

Первый этап. Предполагает укладку щебня с фракцией 20-70 мм. Крупные камни в 70-120 мм используют гораздо реже. Чаще всего они применяются во время выполнения дорожных работ. Выложенный слой насыпного материала утрамбовывают, а сверху «застилают» сеткой или бетоном, отходами кирпича.

Второй этап. Заключается в укладывании фракции 20-40. Этот слой должен иметь толщину в 20 см, утрамбовываться виброплитой либо катком как минимум пять раз. Чтобы исключить перегрев при возникновении трения зерен, щебень каждый раз поливают водой.

Третий этап. На утрамбованное основание укладывают мелкую фракцию — камни размером от 5 до 20 мм. Таким образом, самые маленькие зерна щебня находятся наверху. Заключительный слой делается достаточно тонким.

Если в процессе выполнения работ используется трудноуплотняющийся щебень, перед расклинцовкой он подвергается обработке вяжущим органическим веществом. Его расход варьируется от 2,5 до 4 литров на квадратный метр.

Главные понятия и технология

В вопросе устойчивости фундамента к серьезным нагрузкам важную роль играет такая технология, как «расклинцовка щебня». Ее основное предназначение — создание прочного и долговечного основания.

Суть процесса расклинцовки щебня в том, что при укладке образующиеся пустоты заполняют путем засыпания фракций разных размеров, что делает основание более прочным. Здесь важно соблюдать определенную последовательность действий: 1. Вначале верхний слой почвы срезают, и роют котлован, если в этом есть необходимость. Далее грунт уплотняют, а дно выкладывают геотекстилем для гидроизоляции. 2. Следующим этапом является формирование песчаной подушки с целью улучшить дренажные свойства. Толщина слоя песка при этом — от 20 до 50 см. 3. Далее используют щебень фракции 40-70, в редких случаях – 70-120 мм. Такие фракции чаще применяются в дорожных работах. Щебень утрамбовывают специальными механизмами, посредством чего и происходит уплотнение гравия. Сверху кладут сетку либо отходы бетона, кирпича. 4. Далее используют фракцию 20-40. Толщина слоя — 20 см. Полученную подушку не менее 5-6 раз трамбуют посредством катка либо виброплиты. После каждого утрамбовывания основание поливают водой во избежание перегрева от трения зерен. 5. Далее производят выравнивание в соответствии с заданными параметрами. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм), укладывая их тонким слоем. 6. Трудноуплотняемый щебень дополнительно обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3 – 4 л/м2.


7. Окончание выравнивания поверхности утрамбовки можно определить посредством отсутствия заметной на глаз осадки и подвижности, а также отсутствием волны перед воздействием на подушку. 8. Основание, полученное в процессе выравнивания засыпают песком, дабы не допустить загрязнения. Для проверки качества основания используют специальный прибор, который посредством динамического зондирования определяет степень усадки. 9. Количество расклинцовок варьируется от одной до трех (максимально). Это зависит от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ.

Проверка расклинцовки

Суть технологии заключается в устройстве щебеночной подушки с высокой степенью плотности, прочности, надежности, без отсутствия каких-либо подвижек. Определить эти параметры с точностью при визуальном осмотре невозможно. Для этого используется специальный прибор.

Принцип работы такого устройства основан на динамическом зондировании. Несколько ударов, наносимых прибором, позволяют зафиксировать степень усадки. Если она соответствует заявленным требованиям, щебень, независимо от фракции, утрамбован качественно, можно продолжать укладку и уплотнение катком следующего слоя или завершать работы. Это зависит от того, сколько расклинцовок требуется сделать.

Чтобы защитить полученное основание из щебеночного материала от возможных загрязнений, его засыпают песком. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда между проведением расклинцовки и последующей укладкой дорожного полотна выжидается какой-то определенный промежуток времени.

Важные нюансы

Поэтапное засыпание щебня, сопровождаемое утрамбовкой с использованием специализированной строительной техники, проводится исключительно на базе точных расчетов. Без определения требуемого количества материала одной, второй, третьей фракции невозможно достичь высокой плотности и прочности основания.

Учитываются стандарты и особенности укладываемого дорожного покрытия, условия эксплуатации, особенности региона. Немаловажное значение имеет марка прочности исходного щебеночного материала. Если это щебень марки M600, достаточно проведения расклинцовки в один этап. Это касается материала, поставляемого разнофракционным, либо использования щебеночно-песчаной смеси.

Расход щебенки при расклинцовке

Определяется ГОСТом 8267 и обозначает количество щебеночного материала различной фракции для укладки основания, равного одной тысячи квадратных метров. Если используется фракция 5-10, 10-20 и 20-40, потребуется порядка 10 кубических метров.

Аналогичный расход характерен и при использовании самой крупной фракции, размер зерен которой составляет от 70 до 120 мм. Отсутствие увеличения количества необходимого материала обусловлено величиной камня.

Наибольшее количество материала требуется на укладку первого слоя. Чтобы выложить основание в 1 тыс. кв. м., необходимо порядка 15 кубометров щебня с фракцией зерен 40-70 мм.

Технология заклинки щебня для прокладки щебеночной дороги

Для дорожных покрытий из щебня связность и прочность несущего слоя зависят от степени заклинивания каменного материала. Широко распространен метод заклинки щебня (от слова заклинить – укрепить клином, вколотить клин), основанный на укладке щебня разных фракций. Целью процесса укладки зерен разных фракций, называемого расклинцовкой, является заполнение мелким камнем пустот между камнями более крупных фракций, добиваясь наибольшей плотности щебеночного покрытия.

Расход расклинивающих фракций щебня указан в приведенной ниже таблице.

Размер основной фракции щебня, мм Расход расклинивающих фракций, м, на 1000 м при их размерах, мм
20-4010-205-10
40-70 (80)1510
(80) 70-120101010

Уплотнение щебневых фракций осуществляется тяжелыми катками за несколько проходов, минимальное количество которых зависит от типа катка, но не меньше 6-7 проходов по одному месту.

На строительной площадке часто возникает необходимость в уплотнении грунта, песка или гравийной засыпке. Выполнить задачу проще специализированными машинами и установками, но это не всегда актуально для частного сектора. Рассмотрим альтернативные решения, как утрамбовать песок без виброплиты. Ознакомимся с пошаговым процессом сборке ручного трамбовщика из подручных материалов. Читайте до конца и Вы узнаете, как можно подготовить плотную площадку под фундамент, используя только воду и дренажный насос.

Цель мероприятия

По технологии перед укладкой дорожной плитки или возведением фундамента опорное основание подлежит тщательному уплотнению. При этом не имеет значения – трамбовка песка это, щебня или почвы. Главная причина, по которой выполняется задача, состоит в устранении пустот между элементами того или иного материала. Если оставить землю либо минеральную насыпь с воздушными прослойками, то под давлением со стороны камня, монолита или природных осадков площадка начинает оседать, так как форма и прочность основания заведомо является непостоянной. Как результат – последующая отделка на той или иной конструкции впоследствии будет деформироваться и разрушаться.

Приспособления для уплотнения

На крупных объектах рационально применение специализированных установок с утяжеленной виброплитой. Для строительства небольшого фундамента или формирования каменной дорожки дорогостоящим инструментам мастера предпочитают альтернативные варианты для ручного использования. Рассмотрим детальнее, чем утрамбовать песок или щебень, какими приспособлениями из подручных материалов можно выполнить уплотнение минеральной насыпи либо грунта.

Трамбовщик из бруса

Инструментарий для трамбовки песка вручную изготавливается, как правило, из подручных материалов. Такой подход актуален для частного сектора, если нужно сформировать песчаную подушку небольшой толщины. Например, такая подоснова подходит для оформления пешеходных зон, строительство гаража, дома из относительно легких материалов.

Самый простой по исполнению инструмент – трамбовщик из бруса. В качестве рычага здесь понадобится заготовка (желательно из массива дерева) с поперечным сечением 100-150 мм. Важно, чтобы на нем отсутствовали гнилостные и грибковые поражения, трещины и расслоения. Реже рассматриваются круглые бревна, но ими не очень удобно работать, так как углы и кромки остаются неполноценно уплотненными.

Помимо бруса понадобятся следующие материалы:

  • площадка из стального полотна толщиной более 2 мм;
  • круглый брусок/палка (например, кусок поврежденного черенка от лопаты);
  • столярный клей и крепеж типа саморезов, болтов или гвоздей.


Сборка ручного приспособления (чем утрамбовать землю) начинается с подготовки торцевой части бруса под металлическую накладку. Для этого нужно сделать спил под прямым углом и убрать все неровности, чтобы площадка не повредилась. По периметру с боков дополнительно понадобится снятие фаски на глубину в 5 мм. Так под стальной пластиной не будет сильно забиваться песок или земля, а инструмент можно будет дольше использовать. В завершение рекомендуется выполнить грубую шлифовку всей деревянной заготовки, чтобы убрать заусенцы для исключения повреждений рук занозами.

Следующий шаг – изготовление и установка «башмака». Здесь нужно сначала вырезать заготовку с монтажными кромками. Размер основы должен точно соответствовать поперечному сечению бруса (его можно приложить и обвести на стальном листе). Для закрепления пластинки дополнительно понадобятся загибающиеся края. Они будут «обнимать» бока подготовленного торца. Достаточно ширины в 35 мм. После устранения всех заусенцев с помощью болгарки или напильника кромки нужно загнуть по прямым линиям (за ориентир берется очерченный периметр бруса).


Фиксировать «башмак» на торцевой части рычага/ручки удобнее будет, если на кромках предварительно просверлить дырки под крепеж (по два отверстия на каждой). Заготовка далее нанизывается на брус, кромки подбиваются для максимально плотной посадки. По отверстиям в дереве нужно также сформировать углубления под метизы, но под небольшим углом для надежности. После этого выполняется крепление пластины на приспособление для трамбовки песка вручную.

В завершение для удобства использования ручного трамбовщика из бруса нужно закрепить дополнительную ручку. Практичнее будет палку вставить внутрь бруса под прямым углом (чтобы она насквозь проходила). Для этого понадобится сверло диаметром немного меньшим, чем поперечное сечение «черенка». От верхнего торца рычага соблюдается отступ примерно в 100 мм. Установка ручки должна проводиться без использования молотка. Ее нужно просто плотно вставить в посадочное место. При необходимости можно сточить лишнее. Если заготовку вколачивать, то брус может треснуть и прийти из-за этого в негодность для трамбования. Фиксация выполняется с помощью столярного клея. Для надежности можно дополнительно вкрутить длинный саморез поперек расположения ручки.

Бетонная плита

Такой способ как утрамбовать песок нельзя отнести к бюджетным, так дополнительно потребуется аренда грузоподъемного крана. В условиях строительства дома в частном секторе такой подход практически не используется, но перед возведением фундамента под многоэтажные здания или капитальные проекты – одно из лучших решений.

Мероприятие выполняется путем подъема крупной железобетонной плиты на 2 м и сбрасыванием ее плашмя на рабочий участок. Эффективность процесса заключается в уплотнении грунта на большую глубину. Например, почва с глиной и песком охватывается слоем до 1,5-2 метров. Процедура повторяется до момента получения проектной плотности конкретной площадки.


Проливка водой

Существует еще одно решение, как утрамбовать песок под фундамент, которое нельзя назвать экономичным за счет потребления электроэнергии. Воду используют во время механической трамбовки песка или грунта. Так получается результат максимально высокой плотности. Также можно выполнить задачу без использования дорогостоящего оборудования. Процесс заключается в проливке площадке большим количеством воды и уплотнения массы путем прохождения по мокрому участку. На начальном этапе жидкость будет свободно просачиваться сквозь засыпку. По мере уплотнения массы на поверхности будут образовываться лужи, а насыпь проявлять вязкость. В конечном итоге сформируется плотная подушка под фундамент или дорожное покрытие.

Видео описание

В этом видео наглядно показан процесс уплотнения засыпки под фундамент методом проливания:

Видео описание

В этом видео от 1967 года продемонстрированы последствия неправильной подготовки основания под строительство дома, рассказано о правильном уплотнении грунта разными способами:


Коротко о главном

Трамбование грунта и минеральной засыпки перед строительством того или иного здания и дорожного полотна – необходимое мероприятие, чтобы исключить разрушительные последствия.

Для решения задачи по уплотнению подосновы существуют специальные трамбовщики и виброплиты.

Без использования спецустановок в частном секторе можно выполнить трамбовку песка и другой основы с помощью самодельного приспособления из деревянного бруса или путем проливки площадки и хождения по ней.

Нужно ли поливать фундамент водой после заливки и как часто это делать летом

Фундамент – основа дома, на который приходятся все нагрузки от расположенных выше конструкций. Если он их не выдержит, дом развалится. Поэтому о его прочности нужно заботиться на всех этапах: от проектирования до заливки и окончания твердения бетона. И если с первыми двумя пунктами все согласны, то большинство застройщиков сразу после окончания монтажа основания считают дело сделанным и просто ждут, когда оно схватится, чтобы продолжать стройку. А на вопрос, нужно ли поливать фундамент водой после заливки, недоуменно пожимают плечами – зачем… Именно это мы и рассмотрим в статье.

Роль воды в созревании бетона

Как известно, в состав бетона входят цемент, наполнитель и вода. У каждого компонента своя роль.

  • Цемент – вещество, которое связывает частицы наполнителя друг с другом, превращая сыпучую массу в монолит.
  • Наполнителями выступают песок (мелкая фракция) и щебень или галька (крупная фракция). Песок нужен для заполнения промежутков между крупными камешками и вытеснения воздуха.

О роли воды стоит рассказать подробнее, чтобы стало понятно, зачем и как ухаживать за бетоном после заливки. В отличие от наполнителя, не вступающего в химическую реакцию с остальными компонентами и являющегося пассивным «участником» процесса, цемент и вода взаимодействуют друг с другом.

Участвуя в реакции с цементом, вода быстро поглощается им с образованием кристаллогидратов. Этот процесс называется гидратацией. Он происходит в два этапа:

  • первый этап – схватывание;
  • второй этап – твердение и набор прочности.

Процесс твердения происходит долго, иногда до набора конечной прочности проходит несколько лет. Однако он идёт неравномерно: очень быстро на начальной стадии, постепенно замедляясь. Для набора рабочей прочности требуется около четырёх недель, только по истечению этого времени бетонные конструкции можно нагружать.

Гидратация – это экзотермическая реакция. Проще говоря, она протекает с выделением тепла и испарением воды. А дефицит влаги приводит к тому, что кристаллизация цемента замедляется или вовсе прекращается. Так как быстрее всего вода испаряется с поверхности, то именно верхние слои бетона не могут набрать необходимую прочность.


Зачем смачивать фундамент

Восполнение влаги, необходимой для завершения процессов кристаллизации цемента – обязательное условие получения качественного бетона. Но не единственное, так как поливать бетон после заливки нужно ещё и для компенсации его усадки.

Раствор, испаряя влагу, уменьшается в объёме. При недостатке воды это происходит с образованием трещин, глубина и количество которых во многом зависят от климатических факторов.

В эти трещины проникает дождевая вода, которая при замерзании в зимние месяцы расширяется и разрывает бетон изнутри. Трещина становится больше при каждом следующем заморозке, и постепенно фундамент разрушается.

Как ухаживать за бетоном

Любые бетонные конструкции, находящиеся под открытым небом, нуждаются в особом уходе в период созревания. Фундамента это касается особенно, так как он является несущей основой здания, и от его прочности зависит целостность строения.

Начальную прочность он набирает в течение первых дней, они и являются самыми важными. Но как долго поливать бетон после заливки и что ещё делать для его качества, зависит от температуры воздуха, его влажности, силы ветра, наличия осадков.

  • Если температура очень высокая, а воздух сухой, вода испаряется быстро.
  • При отрицательных температурах процессы гидратации прекращаются, вода в растворе остаётся не связанной, не испаряется, а замерзает.
  • Сильный ветер тоже увеличивает скорость высыхания влаги с поверхности.
  • Ливневый дождь, падающий на свежий бетон, вымывает цемент и деформирует поверхность.

Видео описание

Убедиться в том, что избыток воды так же вреден для свежего бетона, как её недостаток, можно, посмотрев это видео:

Есть большая разница между тем, как ухаживать за фундаментом после заливки летом и зимой. Если в жаркую погоду необходимо восполнять влагу, то в морозную – предотвращать её быстрое замерзание, давая ей время для завершения реакций кристаллизации.


Летний уход

«Летний» фундамент потребует таких мероприятий, как периодическое орошение, предотвращение быстрого испарения влаги и защита от перегрева.

Как часто поливать бетон после заливки, зависит от температуры воздуха.

  • В сильную жару – через каждые 2 часа.
  • При температуре до 10-15 градусов – раз в 3-4 часа.
  • Орошение не требуется, если температура воздуха менее +5 градусов.

Такая интенсивность требуется в первые 3 дня, затем её можно снизить.

Уменьшить испарение воды можно, накрыв фундамент плёнкой или рубероидом после того, как бетон схватится до такой степени, чтобы покрытие к нему не прилипло. Выделяющийся в воздух пар будет встречать преграду, оседать на ней в виде водяных капель и выпадать обратно.

Совет! Боковые грани фундамента защищены от испарения влаги опалубкой, поэтому не стоит снимать её слишком быстро.

Ещё один способ, как ухаживать за бетоном после заливки летом, если стоит жаркая погода, заключается в его укрытии соломой, опилками, мешковиной. Эти материалы будут компенсировать температурные перепады и защищать фундамент от перегрева, а смачивать его можно прямо по ним, тогда как плёнку перед каждым орошением придётся убирать.

Начинать полив следует уже через несколько часов после завершения бетонных работ. Для этого используют лейку или распылитель, чтобы вода распределялась по поверхности равномерно. Ни в коем случае недопустим полив струёй с сильным напором.

На заметку! Если при первом попадании воды на поверхность бетона он начинает шипеть, это указывает на то, что воды в нем мало, и частоту орошений следует увеличить.

Видео описание

Как правильно поливать фундамент после заливки, показано и рассказано в видеоролике:

Важно использовать для этого чистую воду без загрязнений и примесей. Идеальный вариант – водопроводная или колодезная питьевая вода.

Совершенно не нужно и даже вредно поливать бетон все 28 дней. Достаточно 10-14 дней с постепенным снижением частоты увлажнения. Но нужно ориентироваться на погодные условия.


Зимний уход

Любой специалист на вопрос, надо ли поливать фундамент после заливки зимой, однозначно ответит – нет. Хотя бы потому, что при минусовой температуре вода не испаряется, она замерзает. Поэтому здесь требуется совсем иной уход.

Начнём с того, что ещё при изготовлении бетона в него необходимо вводить противоморозные добавки. Но этого мало. Такие добавки рассчитаны на температуру воздуха не ниже –5 градусов, а в течение срока, требуемого для набора прочности, могут случиться заморозки или ударить морозы.

Предотвратить промерзание бетона можно разными способами, и самый простой из них – электропрогрев. Для чего арматурный каркас перед заливкой опутывают проводами со стальной жилой и пускают по ним ток.

Вместо этого в опалубку можно уложить греющий кабель. В любом случае фундамент по окончании работ нужно утеплить. С боков его засыпают грунтом до верха опалубки, также можно использовать любые теплоизоляционные материалы.

Важный вопрос – нужно ли накрывать фундамент после заливки плёнкой. Нужно, причём в 2 слоя. Первый не даст воде из тёплого раствора испаряться, а второй защитит утеплитель от промокания и замерзания.


Коротко о главном

Приготовить бетон без воды невозможно, она необходима для превращения смеси сыпучих веществ в монолитный камень. Это единственный компонент, который сразу после смешивания раствора начинает из него улетучиваться, испаряясь с поверхности. Поэтому так важно восполнять её потери, периодически орошая фундамент. Это позволит химическим процессам протекать в нормальном режиме и предотвратит появление усадочных трещин. Но полив нужен только в тёплую погоду, зимой фундаменту требуется другой уход.

Читайте также: