Зачем под фуру подкладывают доски

Обновлено: 03.05.2024

Замечали ли вы, что на большегрузных автомобилях типа 6х4 или 6х2 при движении по трассе поднимают колеса задней или средней оси? В этом случае фура обязательно едет минимально загруженной или пустой. Узнаем, зачем это делается и какой эффект дает.

Название опции и ее назначение

Такая опция называется «ленивый мост». Предназначена она для сохранения покрышек от лишнего износа. Дополнительно прием помогает снизить нагрузку на подшипники и улучшить управляемость полуприцепом в поворотах.

«Ленивец», или опция поднятия оси, дает следующие преимущества:

  • экономится горючее в пределах 2 литров на 100 км пути (у самосвалов эта цифра доходит до 50%);
  • дольше сохраняется качество резины;
  • повышается тяговая динамика (у грузовиков с регулируемой осью данный показатель на 35% выше, чем у машин с традиционной схемой);
  • увеличивается плавность хода, когда автомобиль двигается без груза;
  • фурой легче управлять.

Особенно актуально применение подвижной оси на твердых покрытиях и грунтовых дорогах в условиях непогоды.

Преимущество поднимаемого/опускаемого моста на прицепах

«Ленивец» ставится не только на грузовики, но и на прицепы. Как известно, в России на каждую ось разрешена нагрузка не более 7-7,5 тонн. Получается, что двухвальная фура не может перевозить свыше 15 тонн. Но если машина трехосная, она спокойно и без нарушений возьмет на борт 20 тонн. Тут как раз и используется регулируемая конструкция.

Когда тягач едет налегке, втягивание оси снижает сопротивление качению. Следовательно, снижается расход горючего, износ резины и количество выбросов углекислого газа в атмосферу. Трехосный грузовик с поднятыми средними или задними колесами легче управляется и маневрирует.

Особенности работы

На самом деле ошибочно считать «ленивца» мостом. Это – пассивная ось, не имеющая привода. С другой стороны она является полноценной, так как оснащена пневматическими рессорами и тормозной системой.

Поднимается и опускается пассивная конструкция специальной кнопкой (рычагом) в кабине по желанию водителя. Система управления в этом случае имеет два положения:

  • Транспортное, когда мост поднят вверх и не касается дорожного покрытия. Нагрузка поступает только на ведущие колеса, резина подвесной оси не трется.
  • Рабочее, при котором дополнительный вал опущен, а часть нагрузки с ведущего снимается. Автомобиль лучше стоит на дороге и надежнее тормозит. Однако увеличивается расход топлива.

На некоторых грузовиках колеса поднимаются автоматически. Если же машина везет груз, то ось включается в активную работу. Она перестает быть «ленивой» и служит для равномерного распределения нагрузки. На прицепах же применяется отдельная панель управления.

Иногда такая схема управления становится существенным недостатком. Яркий тому пример – тягач британской марки ERF (MAN). Ленивец на данной машине устанавливается посередине и управляется автоматикой. На льду на такой машине, если она сильно загружена, тронуться трудно. Причина этого – опущенный мост, забирающий нагрузку с ведущих колес. В подобной ситуации регулируемая ось становится неким якорем, мешающим нормально передвигаться.

В завершении статьи приведем основные преимущества «ленивого» моста в поднятом и опущенном состоянии.


Я когда был мелким, был уверен, что это запасные колеса на случай ну если спустит какое нибудь, чтобы не менять, не качать на дороге, раз, опустил запасную ось и поехал дальше, потому она и простенькая, не парная, ну типа временно добраться до ремонтного пункта. Но на самом деле это конечно же не так. Кто не знает зачем они, ныряем со мной под кат .


Зачастую основной причиной появления подъемной оси считают необходимость сократить износ шин и уменьшить расход топлива в порожнем состоянии. Экономия топлива составляет около двух литров на сотню километров за счет того, что при порожних пробегах (у самосвалов они составляют более 50%) поднимается задняя ось. Однако есть и другое мнение :

на экономии топлива это не сказывается, на экономии резины тоже. Ведь, для экономии топлива нужно уменьшить вес тягача, а висящая ось лишь утяжелит тягач для одной оси и соответственно, трение повысит. Резину тоже экономить, да куда ее блин девать, ну сэкономил резины на средней оси, а итог лопнули зады и на чем ехать?
А вот при уменьшение количества задних осей уменщает радиус поворота грузовика, например тягач с 3 осями на земле на среднем перекрестке заезжает на тротуар, а подняв одну ось мы уже проедем как обычный грузовик 2 осный, только у нас грузоподъемность упадет заметно.

И все таки как мне видится главная причина совсем в другом: при увеличении грузоподъемности возрастает нагрузка на ось и выходит за разрешенные параметры и технической эксплуатации автомобиля и правил эксплуатации дорожного покрытия. Чтобы этого избежать требовалось увеличивают количество осей. Подъемная ось позволяла существенно сократить износ шин. Опускалась задняя ось только при полной загрузке автомобиля, при пробеге порожняком ось поднималась.

НОРМАТИВНЫЕ ОСЕВЫЕ НАГРУЗКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Осевые нагрузки автотранспортных средств не должны превышать нормативные осевые нагрузки более чем на 40%.

В общем делаем вывод:
Использование подъемной оси позволяет увеличить грузоподъемность автомобиля (в техническом плане и согласно разрешенных осевых нагрузок ПДД), в тоже время уменьшить собственную массу автомобиля по сравнению с автомобилем с дополнительным мостом. Позволяет снизить расход топлива, и износ резины. Есть еще одно преимущество, при трогании с места на скользкой дороге загруженного автомобиля. Можно принудительно поднять подъемную ось, тем самым увеличить нагрузку на ведущую ось тем самым получить дополнительное тяговое усилие, что позволит тронуться автомобилю с места без пробуксовки, после чего подъемная ось автоматически встанет в транспортное положение в зависимости от загрузки автомобиля.

Кстати вот посмотрите какой автомобиль был в СССР.



МАЗ 516. Этот грузовик весьма редкий и любопытный.

У современных автомобилей на последних модификациях ось опускается автоматически — как только датчик определит, что нагрузка на ведущий мост превышает допустимую. Кроме того, предусмотрен режим кратковременного поднимания оси для улучшения сцепления колес с заснеженной или обледенелой дорогой.

Видели когда-нибудь такую странную штуку между колёсами грузовика? Сейчас уже в некоторых регионах страны снег таять не собирается, и если водители фур, самосвалов и тягачей летом прекрасно без неё обходились, то с наступлением зимы и гололедицы начали устанавливать между задними спаренными колёсами одно хитрое устройство.

Вообще-то это небольшое стальное колесо с замысловатыми выступами называется привод Робсона. Но в народе его называют "медведкой". Оно служит для передачи крутящего момента от колеса к колесу. И всё дело в том, что не на всех магистральных тягачах используется колёсная формула 6х4, когда задний и средний мосты ведущие. Иногда производители оставляют ведущим только средний мост для удешевления тягача.

Однако с приходом зимы дополнительная ведущая ось не помешает. И на этот случай у водителей есть хитрое приспособление, которое переводит тягач с колёсной формулой 6х2 в 6х4. Как можно видеть на схеме, эта "медведка" входит в зацепление с рисунком протектора ведущего колеса и ведомого. И таким вот нехитрым способом они становятся механически связанными. Т. е. это устройство снимает часть крутящего момента со средних колёс и передаёт его на задние. Устанавливаются эти привода Робсона парами по одному на каждую сторону.

Изначально это устройство было разработано для вездеходных колёсных транспортных средств. И название это "медведка" устройству дали именно вездеходчики как раз за то, что оно существенно повышало проходимость. Они как бы проводили аналогию с насекомым, которое встречается в садах и на дачах, с его способностью рыхлить почву и зарываться в землю. Потому что вездеходы с приводами Робсона тоже демонстрировали отменную проходимость.

Водители грузовиков увидели это устройство и решили, что им тоже такой привод не помешает. Они сформировали спрос, и тут же нашлись фирмы, которые начали делать эти приспособления под любой протектор. Устройство подъёма и прижима колеса привода к колёсам грузовика может быть как пневматическим, так и гидравлическим. Есть даже модели с электроприводом. Всё по желанию заказчика.

Разумеется у этой "медведки" есть и недостатки, такие как шум при работе, а также быстрый износ протекторов резины. Но они компенсируются экономией на покупке тягача. Потому что грузовик с проходным средним ведущим мостом и ведущим задним мостом стоит дороже, чем просто с ведущим средним.

Те, кому доводилось бывать в странах Восточной Азии, наверняка обращал внимание на то, что в некоторых городах автомобилисты массово прикрывают колеса своих машин каким-то дощечками. Чаще всего подобное можно увидеть в Японии и Китае. Совершенно очевидно, что данная практика появилась не просто так.

На самом деле все просто.

Фанера, дверцы, крышки столов, крышки табуреток – что только не используют азиатские водители для того, чтобы прикрыть колеса своих автомобилей во время парковки. Выглядит подобное крайне странно. На самом деле у данных действий есть вполне конкретные причины. Ряд соотечественников наверняка уже предположил, что все это какая-то хитрость для защиты от полиции или эвакуаторов. К сожалению (или наоборот к радости!), кусок фанеры у колеса никак не поможет. Помочь в данном вопросе способно только соблюдение всех правил.

Дощечки рядом с колесами нужны для защиты автомобиля от «мохнатой угрозы». Дело в том, что в азиатских странах очень много собак. Речь идет в первую очередь про бродячих животных, количество которых в некоторых городах способно ужаснуть выходца из Европы или из стран бывшего СССР. А теперь давайте вспомним, что делает каждая собака? Правильно – метит территорию.

Для метки территории собаки используют выступающие из земли предметы: деревья, камни, столбы, …колеса автомобилей. Животные постоянно конкурируют за территорию и пытаются перебивать чужие «метки» своими собственными. Наверное, никому не нужно напоминать, как именно самец собаки осуществляет пометку своего участка? И вот теперь представьте еще один важный момент, а именно – погодный фактор.

Во многих городах восточной Азии натурально жарко. При средней температуре в +20-30 градусов по Цельсию, экскременты живых существ (в том числе собак) начинают вонять. Таким образом, если колесо автомобиля пометит хотя бы три собаки, то уже через пару часов от машины будет стоять такое «амбре», что сложно будет находиться не только рядом, но даже в салоне. Именно поэтому водители, оставляя машины парковке, прикрывают колеса досками, чтобы обеспечить хотя бы какую-то защиту.



Те, кому доводилось бывать в странах Восточной Азии, наверняка обращал внимание на то, что в некоторых городах автомобилисты массово прикрывают колеса своих машин каким-то дощечками. Чаще всего подобное можно увидеть в Японии и Китае. Совершенно очевидно, что данная практика появилась не просто так. На самом деле все просто. Данное решение продиктовано «мохнатой угрозой».

Примерно вот так. /Фото: ya.ru.

Фанера, дверцы, крышки столов, крышки табуреток – что только не используют азиатские водители для того, чтобы прикрыть колеса своих автомобилей во время парковки. Выглядит подобное крайне странно. На самом деле у данных действий есть вполне конкретные причины. Ряд соотечественников наверняка уже предположил, что все это какая-то хитрость для защиты от полиции или эвакуаторов. К сожалению (или наоборот к радости!), кусок фанеры у колеса никак не поможет. Помочь в данном вопросе способно только соблюдение всех правил.

Мохнатая угроза. /Фото: yandex.ua.

Дощечки рядом с колесами нужны для защиты автомобиля от «мохнатой угрозы». Дело в том, что в азиатских странах очень много собак. Речь идет в первую очередь про бродячих животных, количество которых в некоторых городах способно ужаснуть выходца из Европы или из стран бывшего СССР. А теперь давайте вспомним, что делает каждая собака? Правильно – метит территорию.

Зов природы. /Фото: versiya.info.

Для метки территории собаки используют выступающие из земли предметы: деревья, камни, столбы, …колеса автомобилей. Животные постоянно конкурируют за территорию и пытаются перебивать чужие «метки» своими собственными. Наверное, никому не нужно напоминать, как именно самец собаки осуществляет пометку своего участка? И вот теперь представьте еще один важный момент, а именно – погодный фактор.

Добавьте сюда жару. /Фото: yandex.by.

Во многих городах восточной Азии натурально жарко. При средней температуре в +20-30 градусов по Цельсию, экскременты живых существ (в том числе собак) начинают вонять. Таким образом, если колесо автомобиля пометит хотя бы три собаки, то уже через пару часов от машины будет стоять такое «амбре», что сложно будет находиться не только рядом, но даже в салоне. Именно поэтому водители, оставляя машины парковке, прикрывают колеса досками, чтобы обеспечить хотя бы какую-то защиту.

В продолжение темы читайте про то, что нужно сделать с глушителем , чтобы в нем не было коррозии.

Читайте также: