Зачем нужна грунтовка холста

Обновлено: 09.05.2024

существует акриловый грунт. можно намешать туда акриловую краску и покрыть этим холст. получается здорово.
более бюджетный вариант - варишь желатин, он застывает и слоя в 2-3 на холст. каждый слой должен высохнуть. после - мягк наждачкой.
существует еще множество способов грунтовки холста. почитай об этом у Ж. Вибера или А. Виннера

Как загрунтовать холст
Холст очень влияет на качество живописи. Его надо уметь выбирать и грунтовать.
Начинающим рекомендуется холст средней толщины ткани. На грубом холсте будет трудно прорабатывать форму в небольших этюдах. А гладкие ткани, особенно миткалевые, совершенно не годятся, так как на них и красочный слой приобретает гладкую клеенчатую поверхность. Кроме того, эти ткани очень непрочны, их быстро разъедает льняное масло, содержащееся в красках.

Грунтуют холст для того, чтобы масло не впитывалось в ткань, краски не жухли и не проникали через поры не обратную сторону картины. Грунт - это связующее звено между холстом и красками. Писать на незагрунтованном холсте нельзя.
Грунтовый холст не должен расклеиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, белым, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.
Прежде чем грунтовать, холст натягивают на подрамник. Формат и размер подрамника выбирают в строгой зависимости от композиции будущего этюда, по предварительным эскизам ее.
Подрамники изготовляются из сухих сосновых планок. Для этюда площадью до 0,5 кв. м годятся планки сечением 4 на1,5 см, а для этюда до 1 кв. м.- 7 на 2 см. Планки должны иметь необходимый скос, чтобы поверхность холста касалась подрамника только на его наружном ребре. Иначе живопись обязательно растрескивается по контуру планок. Связывают подрамники в шип, а в прорези вбивают небольшие колышки, с помощью которых натягивают осевший холст.

Натягивают холст так, чтобы он был упругим, не проваливался под кистью и нигде не морщинился. Натяжка и закрепление холста ведется равномерно от середины в обе стороны к углам. Сначала натягивают и закрепляют холст по середине коротких сторон, а потом длинных. Затем попеременно натягивают и закрепляют полотно от середины сторон к их углам. Пока полностью не натянут холст, гвозди до конца не забивают. Постоянно следят, чтобы волокна холста оставались параллельными сторонам подрамника.

Хорошо натянутый холст проклеивают, цель проклейки — закрыть поры между нитями и создать переходный слой между тканью и грунтом, некоторые виды которого содержат масло.

Перед нанесением клея холст увлажняют из пульверизатора. Остывший, студенистый клей наносят по подвянувшему холсту широкой кистью или щеткой. При этом следят, чтобы клей не проникал сквозь поры на обратную сторону холста, а нити покрывались очень тонким слоем, не забивающим фактуру их переплетений. Излишки клея снимайте с холста широким ножом или мастихином. Толстые слои проклейки склонны к растрескиванию.

После первой проклейки дайте холсту хорошо просохнуть при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте просушку нагревом у печи или на солнце. Высохший холст обработайте куском пемзы, распилив его пополам. Шлифуйте легко, чтобы только убрать волокна, которые выступают после проклейки «ершом».

Сдув порошок пемзы, проводят вторую проклейку, соблюдая известные уже правила. Если все поры холста закрылись (это определяется на просвет), если его фактура сохранилась, а клеевой слой при сгибе или после проведения снизу ногтем не трескается, то можно считать проклейку удачной.

Это во многом зависит и от качества клея. Лучшие клеи -желатиновый или казеиновый; допустим и столярный клеи, но только лучших мездровых сортов (выпускается в виде полупрозрачных желтовато-коричневых плиток или в гранулах).

Сначала клей надо раздробить и замочить в воде до набухания. Варят его на медленном огне в водяной бане, то есть в банке, погруженной в сосуд с водой (рис. 23). Такую клеянку из двух консервных банок легко сделать самому. Нельзя давать клеевому раствору закипеть, во время варки помешивая его.

Для проклеек нужен слабый клеевой раствор (1 весовая часть столярного клея на 20 частей воды). Отмерив в этих пропорциях клей и воду, часть воды залейте для набухания клея, а остальную часть долейте перед варкой его.

Грунтовка дело долгое и маркое. Другое дело, что разберётесь что к чему в живописи. Опуская проклейку холста водорастворимыми клеями (казеиновый, костный, рыбий. ) поговорим о грунтовке. Смысл её заполнить пространство меж волокнами холста и в последующем, впитав в себя связующее вещество краски (льняное масло) , образовать прочную эластичную пленку, армированную волокнами холста.
Грунтовки бывают тянущими, когда краска отдав сязующее вещество в грунт прожухает и становится матовой. Это легко в последующем исправляется покрывными лаками. Быват условно говоря "не тянущими", многослойными, когда в состав грунтовки уже вошло масло, и из краски уже впитываться не будет, картина будел глянцевый, краски сохранят живость и яркость изначально.
Рецептура разнообразная, а состав приблизительно одинаков: казеиновый клей, мел, может небольшая доля льняного масла. Ну и от лукавого. добавочки.

сначала желатином, чтоб дырки в холсте заполнить. а потом акриловым грунтом. желатином в 2 слоя надо. лучше всего чтоб загус, вы его вотрете, потом наждачкой протрете и губочкой акрил грунт. все, холст готов. пва вместо желатина не берите. трескается


Проклейка и грунтовка поверхности – важнейшие этапы при создании живописных произведений. Подготовка полотна – это фундамент, от которого зависит долговечность основы и нанесенных на нее красок. Игнорирование данной стадии заметно снижает качество живописи, особенно если она выполнена в технике «старых мастеров».

Многослойная живопись базируется на комплексном подходе, где качество выполнения последующих этапов сильно зависит от результативности предыдущих, в том числе и подготовительных. К тому же грунтовка в технике Высокого мастерства выполняет дополнительные функции, что хорошо видно на этапе проработки светотени наждачной бумагой, когда грунт, просвечиваясь сквозь имприматуру, усиливает световые пятна. Процесс и результат проработки наглядно демонстрирует этот ролик .

Зачем проклеивать и грунтовать поверхность?

Проклеивание необходимо для защиты поверхности от содержащихся в грунте и красителях компонентов, негативно воздействующих на ее структуру. Если основу не проклеить, она начнет разрушаться, что приведет к отслаиванию краски. К тому же, заполняя поры, клей делает поверхность ровной и гладкой, тем самым обеспечивая комфортные условия для работы в любой технике. Если работа ведется на холсте, то после проклеивания он становится более твердым и не проваливается.

Грунтовка в свою очередь выступает в качестве связующего звена между поверхностью и красками, гарантируя их хорошее прилипание (адгезию). Реставраторы могут подтвердить, что, отказавшись от грунтования, можно потерять картину, потому что краска со временем будет твердеть и осыпаться.

Особенности проклеивания полотна

Задача этой операции – нанести защитный слой, а не пропитать основу насквозь, поэтому клей должен иметь желеобразную консистенцию. Как показывает практика, такая вязкость дает легкую пропитку, надежно защищает основание и создает благоприятные условия для наложения грунта. Готовый состав для проклейки можно купить, а можно приготовить самостоятельно на основе специализированного клея или желатина. Желатин лучше приобретать не пищевой, а промышленный, а клей обязательно должен содержать процент сухого вещества (см. состав на упаковке). Можно также использовать ПВА (с содержанием воды не более 10%), но лучше не в чистом виде, а в сочетании с акрилом.

Если вы решили использовать для проклейки полотна желатин, его нужно правильно приготовить. Высыпаем смесь (25-30 г) в пустую емкость, заливаем стаканом теплой воды и оставляем на час. После того, как желатин набухнет, наливаем в емкость еще 2 стакана уже горячей (не кипятка!) воды и оставляем его застывать. Как только вещество станет комнатой температуры, оно превратиться в желе, и его можно использовать для проклейки.

Первое проклеивание – холодное. Широкой кистью, столовым ножом с закругленным концом или мастихином равномерно втираем желеобразный желатин в поверхность так, чтобы получился ровный слой. При комнатной температуре сушим поверхность до полного высыхания и зашкуриваем мелкозернистой наждачкой для лучшего сцепления со следующим слоем. Растапливаем оставшийся желатин (не до кипения!), даем остыть до температуры 30-35°C, наносим на поверхность широкой щетинной кистью, оставляем высыхать, после чего зашкуриваем. По этой же схеме выполняется третья – заключительная проклейка. Если вы используете готовый состав, проклеивание осуществляется аналогично. Полотно можно располагать как вертикально, так и горизонтально, главное, чтобы со всех сторон поступал воздух.


Как и чем грунтовать поверхность для живописи?

Высохшее после проклеивания полотно необходимо загрунтовать. Существует несколько разновидностей грунтов:

  • клеевый;
  • эмульсионный;
  • масляный;
  • акриловый;
  • левкасный,

которые можно разделить на три категории: сильнотянущие, среднетянущие и слаботянущие. Чем меньше в грунте связующего вещества, тем сильнее он «тянется».

Масляные грунтовки относятся к категории слаботянущих и подходят только для живописи маслом. Они не впитывают маслянистую составляющую красок, поэтому не изменяют их тон и блеск. К недостаткам грунта на основе масла следует отнести слишком долгую просушку и низкую пористость, что обуславливает не очень хорошую сцепляемость красок. Еще одна грунтовка, предназначенная для работы масляными красками, – клеевая. Она относится к сильнотянущим, обеспечивает отличное прилипание красителей, эластична и высыхает довольно быстро. Но у нее есть один существенный недостаток – она капризна и непредсказуема в работе.

Акриловый и эмульсионный грунты принадлежат к категории среднетянущих и подходят для большинства основ, красок и техник. Но в связи с тем, что эмульсионная грунтовка очень нестабильна и через короткий промежуток времени распадается на отдельные компоненты, производители не продают ее для самостоятельного нанесения. Полотна, загрунтованные «эмульсионкой», продаются уже в готовом виде.

Мягкий, укрывистый и эластичный акрил в этом смысле намного стабильнее, однако его следует осторожно использовать для холста, который под воздействием этого вида грунта может стать слишком гибким, что недопустимо для масляных красок. К тому же непонятно, как поведет себя акриловая грунтовка через десятилетия, история применения которой составляет всего 50 лет. Кроме того, ослабляющий натяжение холста акрил повышает риск продавливания поверхности во время работы, поэтому такой грунт лучше использовать для более твердых основ.

Для рисования в технике «старых мастеров», где новые оттенки получаются путем проработки поверхности темперными смесями, лучше всего подходит левкасный грунт. В его составе присутствует гипс, поэтому он очень прочный, долговечный и подходит как для яичной, так и масляноказеиновой темперы, но в силу повышенного веса неприменим для холста. Грунтование левкасом специфично и требует наклеивания пропитанной в клеевом растворе поволоки плюс тщательной шлифовки каждого слоя, а готовое полотно с грунтом стоит достаточно дорого, и не каждый может его себе позволить.


Поэтому имеет смысл воспользоваться более дешевой способом – загрунтовать поверхность титановыми белилами на основе темперы. Грунтовка хорошо себя зарекомендовала для многослойной техники: она дает гладкий укрывистый слой, отличается ровностью цвета, отлично связывается и сочетается с имприматурой, а на этапе формирования объема участвует в создании световых участков. Подробнее о подготовке полотна и последующих этапах многослойной живописи рассказывается в книге , посвященной технологии оптических просветов – методике, базирующейся на технике «старых мастеров» и современных приемах изобразительного искусства.

Грунтовка холста, фото № 1

Самостоятельная грунтовка холста для живописи — это важнейший этап создания собственной картины, особенно если вы хотите выполнить всю работу самостоятельно и вручную. В продаже имеется множество уже готовых загрунтованных холстов, но рано или поздно каждый художник хочет на себе испытать, что же такое грунтовка холста в домашних условиях.

Правильная грунтовка должна в итоге удовлетворить следующим условиям:

- крепость связывания холста и будущей краски

- малая степень абсорбции (впитывания и поглощения) красок

- отсутствие пятен на задней поверхности холста

- удобство нанесения и достаточная вязкость консистенции

- упругость и самостоятельное исправление небольших неровностей при высыхании

Чтобы самостоятельно загрунтовать холст, вам необходимо сначала определиться, какими красками вы будете на нём работать, и какой цвет должен стать фоновым.

Виды грунта для холста

Масляный грунт для холста подходит для работы с масляными красками. Как правило, продаётся в банках от 100 до 500 мл. Этот грунт чаще всего состоит из белил и масляного загустителя. Как правило, для работы маслом используют более плотную грунтовку, она сохнет довольно долго (иногда — до года). Прежде, чем брать масляный грунт, лучше проконсультироваться у специалиста и понять, насколько долго может затянуться этот процесс. Масляные грунты использовались издавна, и поэтому заметно, что со временем краска на холстах с ними может трескаться. Впрочем, это придаёт таким картинам определённый шарм.

Грунтовка холста, фото № 2

Акриловый грунт для холста предназначен для грунтовки холста, картона, дерева под акриловые и масляные краски. Хотя сами по себе акриловые краски и так прекрасно ложатся на поверхность, грунт делает процесс живописи ещё более приятным. Существуют белые и чёрные вариации состава, в зависимости от ваших нужд. Есть и грунт в форме аэрозоля — его очень удобно наносить. Акриловый грунт сохнет значительно быстрее масляного, но при этом он подходит для живописи не только акрилом, но и маслом и темперой. Благодаря содержанию акриловой дисперсии, высохшая поверхность холста получается матовой и эластичной. Акриловые грунты появились недавно, и ещё пока не ясно, как проявит с себя холст, покрытый таким грунтом с течением времени.

Грунтовка холста, фото № 3

Эмульсионный или клеевой грунт для холста делается на основе клея, масла из льна и пигментов. Хорошо ложится на холст, принимает на себя акрил, масло, гуашь. При высыхании образует матовую поверхность. У такого грунта есть существенный недостаток — при несоблюдении технологии покрытия могут появиться пятна и вариации от исходно цвета. А вот готовые холсты с уже нанесённым эмульсионным грунтом — это неплохой вариант.

Грунтовка холста, фото № 4

Грунтовка холста в домашних условиях — это не такой уж и сложный процесс. Если вы ещё не определились, какой грунт будете использовать на постоянной основе — лучше взять несколько образцов и протестировать их на нанесение, высыхание и принятие краски.

Спасибо, что заглянули:) Творческих реализаций и прекрасного настроения:)

Иногда я люблю сама подготовить себе холст. Во-первых, потому что мне это нравится. Во-вторых, потому что в этом случае холст получается дешевле, чем покупной (не то, чтобы выходило очень дешево, но все же). В третьих, можно получить нестандартный размер холста.

Для того, чтобы разобраться в этом и найти эффективный и качественный способ, я читала много статей, смотрела нудные видео, изучала разные серьезные книги. В общем, потрачено много времени, а его у всех мало. Поэтому у меня тут всё кратко, ясно и по делу. Обмен опытом.

О материалах

Подрамник можно купить в художественном магазине или багетной мастерской. Холст — в магазине тканей. Лучше всего чистый лен, можно лен с хлопком. На ткани не должно быть много узелков и другого брака, ткань не была слишком тонкой или рыхлой. Для небольших холстов можно купить ткань совсем недорого в магазине обрезков. Многие художники используют двунитку, но я остерегаюсь (она слишком дырявая), все-таки как-нибудь попробую. Желатин можно купить в продовольственном магазине. Аспирин (ацетилсалициловая кислота), касторовое масло, глицерин продаются в аптеке.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 1

Холст надо натянуть на подрамник. Можно самостоятельно с помощью мебельного степлера, а можно с помощью мужчин (надо же дать возможность проявить любовь).

Рецепт клея из желатина (для проклейки)

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 2

Для первой проклейки холста лучше использовать 7%-ный желатиновый клей.
7 граммов на 100 граммов воды.
Это значит, что на маленький пакетик желатина (10 грамм) надо 142 грамм воды, а на большой пакетик (25 грамм) — 357 грамм воды. Вес воды можно округлить в меньшую сторону. И помним, что 1 грамм воды = 1 мл.

Итак:
- 25 грамм желатина;
- 357 грамм воды (можно 350);
- 1/2 таблетки аспирина;
- 1 чайная ложка пластификатора (глицерин или касторовое масло).

В холодной кипяченой воде замочить желатин на 1 час, потом добавить измельченный аспирин и пластификатор. Нагревать, помешивая, до температуры, которую терпит палец руки. Снять с огня и пусть остывает при комнатной температуре несколько часов, чтобы получилось желе средней мягкости. Консистенцию хорошо видно на фото выше.

25 грамм желатина хватит приблизительно на 2 холста 40 на 50 см и на 2 проклейки. Приблизительно, конечно.
Глицерин и касторовое масло можно купить в аптеке.

На мой взгляд, самый простой и эффективный способ – проклейка холста рукой. Обычно делают это также губкой, шпателем, ножом, мастихином… Как я поняла, удобство зависит в основном от консистенции клея: если жидковат, то губкой будет удобнее, чем рукой. Если клей слишком жидкий, то больше вероятность, что он просочится насквозь. У меня 7%-ая консистенция, клей не получается жидким, от руки немного подтаивает и это помогает.

Проклейка холста

1 проклейка.
Перемешать готовый клей по рецепту из предыдущего поста. Теперь можно его наносить на холст. От тепла руки желе будет немного таять, поэтому долго не надо возить по одному и тому же месту, иначе холст будет сильно провисать и может пропитаться насквозь. Боковые части тоже проклеиваем. Клея идет довольно много.

Оставить для просыхания на 10-12 часов. Станет как барабан. Можно шкуркой слегка пройтись.

2 проклейка.
Используем или этот же клей или 5%-ный (5 грамм на 100 грамм воды, 10 грамм на 200 грамм воды, 25 грамм на 500 грамм воды). Также втираем в холст. 10-12 часов для просушки и снова шкурка.

Делать лучше 2-3 проклейки, главное, чтобы клей не просочился насквозь, и в итоге не должно быть на просвет дырочек.
На фото видно, как выглядит холст сразу после проклейки.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 3

Далее можно грунтовать.

Грунтовка холста

На фото показаны материалы, которые я использовала и результат работы.

Проклеиваем и грунтуем холст самостоятельно, фото № 4

Обычно я грунтую в 2-4 слоя. Главное правило: слой не должен быть толстым. Между слоями нужна просушка в несколько часов, не меньше 2. И каждый раз можно слегка шкурить. Боковые стороны тоже грунтуем.

1 грунтовка.
Для первого слоя грунтовки лучше всего купить в строительном магазине хорошую акриловую белую краску для внутренних и наружных работ. Многие художники советуют использовать простую водоэмульсионную краску, но я думаю не стоит сильно экономить на грунте. В краску для 1 слоя можно добавить остатки клея (чуть подогреть, чтобы не было комков). Покрывать с помощью широкой кисти. Консистенция краски — как жидкая сметана, скорее даже, как кефир.

2 грунтовка.
Для второго слоя используем ту же краску, только более жидкую без клея.

3 грунтовка (заключительная).
Часто использую готовый грунт из художественного магазина. Производитель лучше Сонет, а не Гамма (какие-то комки, рыхлый, желтоватый). Но можно использовать снова ту же акриловую краску. Опыт показывает, что она не хуже. Сейчас есть очень хорошие акриловые краски, а последний слой всегда можно сделать художественным грунтом.

Пропитка холста - для уменьшения разрушающего действия масла на волокно.
Грунтовка - дря заполнения пространства меж волокнами и выравнивания ( внужной степени) фактуры холста.
Грунтовки бывают тянущие (дают матовое изображение) и нетянущие, с маслом (глянцевое изображение).

ерунда. никак не разрушает волокна, масло. Если у Вас есть масло, разрушающее ткани, патентуйте скорее, нет фактора, который вредил бы ткани так сильно, пергамент или промасленная бумага дольше хранятся.

чушь, масла не жалко, пропитай маслом и все, килограммы белил тоже не жалко. Ничего не стоит. Никак не объясняет экономия каски глупость грунттовальщиков.

чепуха. Я с антикварщиками работаю, вижу центнерами старые холсты, никак не спасает грунтовка даже на 50 лет, все осыпается именно из-за дурацкого грунта. Грунт из ПВА это гарантия что картина долго не проживет, вот и советуют врагам, конкурентам, нагрунтовать холст, якобы это лучше..

Грунтуют холст для того, чтобы создать связующее звено между холстом и красками. со временем, когда краска твердеет (а она твердеть продолжает постоянно - годами) , у нее постепенно снижается адгезия (прилипание) к основе, и естественно повышается опасность осыпания красок при сильных изгибах основы. Вот так =)

чепуха. Если грунта нет, то "адгезия" уже не к грунту, а к ткани холста. То есть, окраска ткани, а тут ей "прилипать" уже не надо, если сверху в итоге будет слой полимера (масла, лак, что одно и то же) то осыпаться ей не зачем с ткани.
Связующее звено ради разделения?
Гарантия ломкости это именно грунт, все картины с современными грунтами обречены умереть до того как 100 лет проживут. А настоящие картины живут по 500 и больше

Виктория Артемьева Ученик (103) Fominskiy Leonid, дядь, вы ж ничего не знаете и сами несёте чепуху. Профи такую чушь, как вы не пишет)))

Ещё: на незагрунованном или плохозагрунтованном холсте краска из-за впитывания сильно жухнет и немного меняет цвет

а Вы не халтурить пробовали? Ну, то есть, так, чтобы картину год иди больше писать, а не "на продажу лохам букетик похабщины.
Первый же слой краски сам всегда образует прекрасный грунт, лучше чем ПВА или желатин, и разумеется, насытить и картон и холст, маслом, и пользоваться тем что оно медленно полимеризуется, полезно.

вранье пижонов и снобов легко видно, когда понимаешь что если бы выгоды от такой техники были бы, холст никто бы уже не использовал давно вообще.
чушь и чепуха про пользу от грунтов - только идиотам не видна, грунтованные так холсты, увы, не сворачиваются в трубку и это говорит все. А если бы ценность была только в том что описали все эти дилетанты, то промышленность давно выпускала бы просто готовые полимерные похожие на пергамент листы, что и есть "оргалит". Холст, который не сворачивается в трубку, уже испорченный холст, и не просуществует более 100 лет, дурацкое абсолютно дело.
Настоящий художник - не грунтует, представьте себе, вообще не грунтует. Учить грунтовать, может только идиот или жулик или сноб - подмастерье, недоумок то есть (таков смысл слова "сноб")
Обычно, грунтованные вами холсты просто ломаются от перегибания, то есть, бессмысленно то что пытался получить автор, отказавшись от оргалита, ну или просто понтовался, но все равно, явно не получил то что требует использования ткани - гибкость и сохраенние рисунка даже после того как ногами по нему пройдут, скомкают, в воду положат, в общем, холст всегда лишь способ "окраски ткаканей", а вовсе не "создание шлифованной поверхности". Понт типа "картина на холсте, а не на картоне", понятен как понт продавца, но именно перед лохом и значит, всегда заявление "Ты лох", в адрес покупателя.
Если картина на холсте не имеет "пор", "дырочек", не просвечивается точками на свет, это напрасная покупка вообще. Картины покупают как вложение денег, шанс что 300 лет передавать будут при росте цены, ну а картон и оргалит за 100 летбудут сломаны, вот и все, риск таков. Холст не будет сломан и именно потому что вот, дырочками просвечивается, ткань, то есть, выживет за 200 лет, не сломается, его покупают так как риск утраты рисунка намного меньше и все же, риск, то есть азарт, основной смысл игры.
В общем, плюйте в рожи тем кто учит грунтовать, это фуфлыжники.

Читайте также: