Зачем над воротами делали крышу на руси

Обновлено: 28.03.2024

Сибирские ворота как архитектурный ансамбль народного зодчества.

Устройство ворот в усадьбах сел Западной Сибири и Алтая представляет собою не менее яркую страницу народного зодчества, чем сама изба. Ворота иногда представляют собой значительные архитектурные сооружения, куда мастер вложил все свое знание и профессиональную сноровку. Ворота в некотором смысле являются «лицом» усадьбы, показателем благосостояния хозяев двора. И нужно сказать, что сибирские мастеровые не обошли эту деталь, давая ей иногда большую выразительность и силу.

Воротам в деревянном зодчестве придавалось особое значение. Здесь видны истоки далекого прошлого чисто народного творчества, особенно богатого и своеобразного на Севере и в Сибири. Сибирское деревянное зодчество имело много отличительных черт, а деревянные ворота сельских местностей и городов особенно интересны и заставляют невольно говорить о себе не только в аспекте потребности эстетического чувства, но и об их экономической обоснованности в быту сибирского населения. Ворота, как и весь облик здания, строго следуют определенному канону стройки, меняющемуся только в силу особых влияний эпохи. Они очень редко поддаются влиянию все изменяющей и всегда эфемерной моды. Можно прямо сказать, что ворота крепко хранят, как иконопись, свой канон зодчества.

Можно утверждать, что за три с половиной века воротное зодчество не ушло дальше трех типов, последовательно вышедших один из другого, причем по Сибири сохранились все три типа ворот, стоящие иногда в одном и том же квартале. Это типы ворот: «полные», «неполные» и «упрощенные». Чтобы нам лучше понять устройство воротного ансамбля, нужно объяснить значение его элементов.

Верея – столб, вкопанный в землю и служащий основой ворот. Таких верей бывает четыре, три или две в зависимости от полноты воротного ансамбля.

Охлябина – перемычка между вереями вверху, имеет целью устранение шатания верхних частей верей и их расхождения между собою.

Воротина – створка ворот, висящая через навесы на верее, воротиной открывается и закрывается просвет между вереями, ворота бывают одно- и двустворчатые.

Хотя типов ворот немного, но это не говорит о том, что фантазия строителя была ограничена в этом отношении. Наоборот, имея раз установившуюся схему в решении ворот, зодчий нашел средства и возможности дать самые разнообразные архитектурные решения в этом постоянном каноне. Это еще раз говорит о богатстве творческих возможностей плотника. Имея небольшой круг тем, строитель мог неиссякаемо импровизировать и изобретать новые формы – это русскому человеку было по плечу.

Декоративные решения в оформлении сибирских ворот довольно разнообразны. В некоторых случаях вереи обрабатывают рельефной резьбой геометрического орнамента в крупных элементах, под стать толстым столбам – опорам, которые в нижней части – комле – остаются необработанными и дают особую устойчивость воротам. В деревнях Алтая довольно распространенным приемом оформления «верхов» является украшение ворот цветной жестью, набитой на деревянные подкладки кузнечными гвоздями с широкими шляпками в определенном ритмическом порядке, что дает ощутимый декоративный эффект.

В случае устройства ворот с двускатной крышей и карнизом нередки примеры очень богатого, сочного оформления последнего выпуклой рельефной резьбой. Карниз в этих случаях сильно развитый, выглядит очень нарядно под простой двускатной крышей и дает определенную живописность всему решению.

Полотнища самих ворот чаще всего не обрабатывались вовсе. Устроенные из хороших тесин с диагональной или треугольной расшивкой, они как бы и не нуждались в дополнительных украшениях. В более новых сооружениях полотнища обрабатывались накладной или выпиловочной резью с мотивами орнамента в виде стилизованных цветов, солнышка с лучами, розеток, вазонов и т.д. Очень оригинальное решение можно было наблюдать в районе бывшей Томской губернии, где ворота производили впечатление огромных «грибов», случайно выросших при входе в усадьбу.

Ворота как определенная хозяйственная часть усадьбы имеют свои истоки на сибирском Севере в ограде и воротах крепостных сооружений, так называемых «острожков». Городская стена этих острожков представляет собой сплошные рубленые клети, открытые зачастую внутрь укрепления, не имеющие внутренней стенки. Эти срубы сверху были покрыты крышей от дождя и снега.

В стене кроме боковых башен имелись средисконные башни, в которых были проделаны проездные ворота, отсюда и название «проездная башня». В зависимости от количества частей, составляющих ворота, они делятся на «полные», «неполные», «упрощенные». «Полные» ворота имеют две калитки, симметрично расположенные по обеим сторонам ворот. Одна калитка – открывающаяся, что ближе к дому, а другая – «глухая», дальняя. В «глухой» калитке, в ее нише, вделана горизонтальная доска для сидения – это «лавочка на двоих». Для сидения же вообще на улице, как это принято по Сибири, имеется более длинная лавочка у забора между домом и открывающейся калиткой.

«Неполные» ворота имеют одну только ближнюю, к дому открывающуюся калитку и, конечно, без лавочки. Сокращение происходит за счет глухой калитки. Это сокращение очень нарушает общий вид ворот, делая их более высокими.

«Упрощенные» ворота – это ворота без калиток с боков. Такие куцые ворота являются признаком невнимания к воротному ансамблю. Причина, конечно, не в рационализации структуры ворот, а в экономии средств и времени. В дальнейшей деградации это приведет к переходу калитки в забор или крыльцо дома, и ворота, сделавшись ненужными, будут вычеркнуты из усадьбы.

Что такое калитка в заборе? По существу трудно сказать, глядя на такую калитку, откуда она, из какого типа ворот этот сколок. Она не несет на себе следов документации, закрепляющей за ней происхождение. На ней нет карниза, нет богатства надкалитного пространства. Так, в связи с изменением архитектурного ансамбля калитка скрывается в заборе.

Особое место занимают ворота в скотные дворы, огороды, поскотины (ворота при въезде в деревню. «…Ворота тесовые растворяются, на конях, на санях гости выехали…» – при этих словах представляются именно деревянные, добротные, украшенные красивой резьбой ворота, так подходящие под гостеприимный русский характер. Но они отжили свое время, как отжила его и стена сибирского острожка, из которой они вышли. «Всему свое время», – говорим мы, поклонившись в пояс славной уходящей русской старине…

Время многое меняет… В связи с новыми способами передвижения, когда лошадь начинает заменяться машиной, имеющей гораздо большие размеры, чем сани или телега, идет постепенное обеднение и воротного ансамбля.

Транспорт в лице машины выставил новые требования: быстрота и простор ударила по отживающим свой век воротам в старом понимании этого слова. Машинам тесно в воротах прошлого, особенно со свисающим с площадки кузова груза или нагромождением над ней. Новое требование ведет к расширению ворот в бока, вереи должны отодвинуться друг от друга и сделать широкий проезд.

Встает сам собой вопрос, а нельзя ли вообще обойтись без ворот? Само собой разумеется, что без ворот с вереями, охлябиной и калиткой обойтись можно и уже обходятся, но вот без ворот как места въезда, выезда, входа и выхода, конечно, обойтись нельзя.

Да, много перемен произошло, но украшать свой быт, дом – это естественное стремление к красоте, Прекрасному сформировало у народов их неотъемлемую культуру, их национальный орнамент, крепко вошедший в быт и отраженный в строительстве. Это украшение окружающего пространства есть не что иное, как законное требование к себе и самоудовлетворение в творчестве.

Немало участвует и самолюбие творца – строителя – хозяина. Выстроить хуже других – значит показать свое неумение, плохой вкус и нетребовательность. Некоторые считают для себя достаточным внутренний уют квартиры или комнаты, а внешний вид – явлением второстепенным или даже просто не стоящим внимания. К счастью, это самовлюбленность только в свой домашний очаг и игнорирование внешностью своего дома, а следовательно, и улицей в целом, не была свойственна нашим сибирским предкам. Желание видеть красивое и на улице, а не только внутри своего насиженного гнезда, есть желание законное и естественное.

Каким будет новый тип ворот? Мы не знаем, но надо думать, что им в новом строительстве будет отведено почетное место. Ворота – это вход и выход, въезд и выезд, место ожидания встреч, место укрытия от дождя, встречающее и провожающее творца жизни – человека, по существу есть альфа и омега его ежедневного поворота, в котором встречаются его личная и общественная стороны жизни. Воротами начинается и кончается его сокровенное, индивидуальное пространство: дом и семья – все это сделало их важным местом усадьбы, ведь недаром деревянное зодчество так ярко отметило их особое значение, создав самодостаточный, яркий, архитектурный воротный ансамбль в прошлом.

Публикации подготовлены Аленой Алексейцевой по материалам ГАНО (Ф. Р-2102. Оп. 1. Д. 20. ЛЛ. 13, 24, 38, 78, 81)

Экскурс в историю ворот и характерные для стран Европы, Азии и Африки варианты оформления ворот и калиток.


Человечество с незапамятных времен окружает свое жилище забором. А чтобы затем проникать на огороженную территорию, строит в нем ворота. Сколько их разновидностей накопилось за все века существования земных цивилизаций!

Ворота храмов повергали верующих в религиозный трепет — возможно, напоминая о Райских Вратах; ворота феодальных крепостей содержали несколько степеней защиты; а тесовые ворота деревенских жителей говорили о том, что за ними живет состоятельная семья. Нередко ворота сами по себе наделялись людьми неким сакральным, магическим содержанием. Задолго до появления дворцов и храмов у многих народов мира священным местом служили два столба с перекладиной (или аркой) над ними. Вертикальные столбы — менгиры — назывались каменными бабами или исполинами, они служили не столько надгробием, сколько были объектами поклонения, воротами в другой мир. Священный столб у американских индейцев в их ритуальных действиях был как бы опорой Вселенной и символом каннибализма, знаком присутствия сверхъестественных сил. История помнит столбы Мелькарта у финикийцев, ворота Иштар и Мардука в Вавилоне, Золотые ворота Иерусалима, Триумфальные арки империй. Городские ворота являлись местами массовых сборищ и отправления ритуалов. В Москве сохранились названия Чертольских, Никитских, Покровских, Красных ворот. Около последних, например, во время встреч и проводов Масленицы всенародно поедалось несметное количество блинов.

А в целом и раньше, и сегодня конструкция, оформление ворот служило и служит своеобразной визитной карточкой их создателя и хозяина.

Австрийский дух романтизма.

Сказание о воротах

Благородные потомки всегда будут вспоминать Австрию как страну, подарившую миру целую плеяду выдающихся композиторов-романтиков. Белоснежная арочная калитка, окруженная фейерверком ветвей, так и излучает дух музыки и романтизма. Это тот самый случай, когда ни убавить, ни добавить к представленному нечего - гармония самой природы светится в руках человека. Даже традиционный ящик для писем не уступает современным творениям электроники.

Львы-церберы

Сказание о воротах

Еще одна композиция, подтверждающая, что белый цвет нынче в моде. Снова львы на стойках ворот. Может, это символ Мюнхена или они призваны охранять владельца от недоброжелателей и назойливых посетителей? В пользу последнего свидетельствуют закрепленные на калитке часы: они лишний раз напомнят пришедшим, что время дорого!

Немецкая чистота

Сказание о воротах

Многие городские дворики не столь велики, чтобы сооружать к ним массивные широкие ворота. Как правило, гараж примыкает к тесной улочке, и машину загоняют в него через вертикальную, автоматически поднимающуюся створку. Калитка служит для прохода в дом через маленький дворик. Железные решетчатые дверцы как нельзя лучше служат этой цели. Небольшое пространство перед домом оформлено в типично немецком стиле: чисто и аккуратно.

Загадка птицеобезьян

Сказание о воротах

Главная беда унифицированного строительства — отсутствие индивидуальности. Помните героя фильма «Ирония судьбы. », перепутавшего город, микрорайон, дом, подъезд, квартиру только потому, что они как две капли воды походили друг на друга? Этого не случилось бы, имей жилище свое лицо. Таким лицом может стать парадный вход. Конечно, лучше всего обратиться к профессионалу-специалисту по оформлению. А уже он, исходя из ваших привычек и пристрастий, предложит вам лучшее решение.

Что можно сказать о человеке, проживающем за такими воротами? Прежде всего, он не лишен фантазии. Возможно, это научный сотрудник или технический служащий, исправно справляющийся со своими обязанностями и методично, шаг за шагом, преодолевающий ступеньки служебной лестницы. Во всяком случае, фигурки полуптиц-полуобезьян, спрятавшихся в замысловатом переплетении лиан, создают образ некоей загадочности, возможно, научно-бюрократического свойства. Впрочем, вполне вероятно здесь поселилась экзальтированная кокетка, любительница романов в письмах? Кто знает.

Сад у французских Альп

Сказание о воротах

Возделывать свой сад, наверное, мечтает каждый - в особенности на склоне лет. Живописность пейзажных садов подчиняет себе всю ближайшую к дому часть, придает ей новое назначение и новый характер. Архитектурное оформление входа в сад также приобретает минорное звучание, склоняясь в сторону естественности и подчинения природным формам. Скромная калитка неприметно прячется в тень, давая простор величественным Альпам. Природе не к лицу высокие заборы и торжественные въезды.

Обитель художника

Сказание о воротах

Не исключено, что обитатель этого дома - человек творческий. На это указывают посаженные в решетку палитра с красками и кистями, лира, набор перьев, циркуль, кузнечный и столярный инструмент, а инициалы "JR" позволяют предположить, что сама калитка - дело рук ее владельца. Мирно сидящие на столбиках львы подтверждают это допущение. Увидя такую калитку всего раз, ее не спутаешь уже ни с какой другой, и номер дома запоминать ни к чему.

Фрау с лилиями

Сказание о воротах

Про эту калитку осмелимся предположить, что за ней живет женщина, фрау средних лет или преклонного возраста. Лилии окаменели, амурчик застыл в неподвижной позе, взирая на пустое крыльцо, а ключи от молодости утеряны. Увы! Жизнь коротка, искусство вечно.

Воспоминания об арабах

Сказание о воротах

Железные кованые ворота с почерненными металлическими прутьями выдержаны в строгом стиле, а в арке просматривается арабское влияние: зубчатые прямоугольные выступы из красного кирпича по периметру колонн (подобное сочетание красных и белых полос напоминает арки мечети в Кордове). Привлекает контраст между выложенной белыми плитами и освещенной солнцем предфасадной мостовой и внутренней, заоградной тенистостью сада, подчеркнутой кустами розовых цветов. В целом арочная композиция гармонична и красива: точная симметрия, тонкость и прямизна вертикальных линий, отточенность узоров каменной и плиточной кладки.

Нетриумфальная арка

Сказание о воротах

В Европе скудость природных материалов уступает место вееру предложений современного строительного рынка. Но "технологичный" отнюдь не означает "экологически вредный": большинство изделий изготавливается из естественных компонентов - каменная плитка, стекло, бетон; а если применяется пластик, то его экологическая безопасность проверена многими экспериментами. Подобная арка из бетона вряд ли может быть изготовлена кустарным способом из глыбы камня, а если и может, то цена ее с лихвой перекроет затраты на весь участок. Белый палисад, легкие перила лестницы, ведущей на второй этаж, - все выглядит изящно и отделано в мелочах. Решетчатые металлические ворота составляют центральное ядро композиции. Арка нависает только над калиткой, в ней предусмотрено освещение и электронный замок с домофоном. Въезд в двустворчатые ворота вымощен фигурной плиткой и имеет заметный скат для воды в сторону от дома. Такое - без елочной мишуры - оформление можно назвать аристократическим, исполненным сдержанного достоинства и благородства.

Как за каменной стеной

Сказание о воротах

Выигрышный момент любого участка - удачное ландшафтное расположение. Неровность рельефа, реальные возвышения и спуски дают возможность подчеркнуть его своеобразие и привлекательность. В данном случае игра с вертикалью позволяет использовать поднимающуюся каменную стенку, на которой ступенями выстроены звенья ограды. Пространство между белой ажурной изгородью и каменным бордюром заполнено гроздьями красных цветов, что придает внешнему виду усадьбы особый шик. Не будем, однако, забывать, что Италия, хотя и северная, все же Италия - страна Средиземноморья, не знающая нашей зимы. Да и гористая местность встречается у нас далеко не везде. В общем, если вы живете на схожем склоне живописной горы и строите на ней подобный особняк, вам можно только позавидовать!

Жилище садовника

Сказание о воротах

Пример самой настоящей пейзажной архитектуры. Восток Франции, недалеко от Женевского озера. Сочетание деревянных двустворчатых ворот и конусообразных зеленых башен, выполненных из "живого" материала, выглядит очень гармонично. Впечатление усиливают светлые дорожки и темный фон здания из серого камня, с широкими нависающими карнизами из темного дерева. Близость человека к природе ощущается уже на этом малом клочке земли, хотя сам сад прячется где-то в глубине. Поддержание "живой геометрии" по силам лишь большому любителю и знатоку природы - быть может, садовнику или виноделу. Без ежедневного ухода царство растительного барокко быстро придет в запустение.

На родимой стороне

Сказание о воротах

В русских деревнях двустворчатые ворота - важный элемент ограды. Через них въезжали на подворье телеги с сеном, лесом, продуктами, пригонялся с выпаса скот. И хотя гужевой транспорт в нынешние времена уступает место "железному коню", традиции в русских деревнях сохраняются. Как и дом, ворота имеют свою крышу, засов с внутренней стороны, который нельзя открыть снаружи, а для частого прохода во двор служит калитка, составляющая единое целое со стенкой ворот. Дверь в дом располагается отдельно, что типично для русских зданий. В данном случае внешнее крыльцо отсутствует, но на самом деле его скрадывает забор; крыльцо прячется под шлемообразным куполом пристройки к дому внутри двора. По-видимому, забор был возведен позже дома. Фасадные ворота украшены орнаментом и резьбой, составляющими гармоничное сочетание с обликом и оформлением ранее построенного. Бревенчатые срубы оставляли некрашеными, тогда как декоративные элементы - наличники, ставни, дощатую облицовку, орнаментные украшения, теремную роспись, оградку - красили в яркие свежие цвета, что придавало жилищу праздничный нарядный вид. Глухие дощатые заборы на Руси - во многом следствие татарского завоевания и привнесенной татарской культуры.

Венгры тоже не подкачали

Сказание о воротах

Как и в России, в Венгрии никогда не было проблем с лесом. Резьба по дереву стала традиционным ремеслом краснодеревщиков. Одного ремесла, однако, мало, чтобы построить такие стильные деревянные ворота. Древние традиции, мастерство, тонкий вкус и чувство меры способны творить чудеса из самого "банального" материала.

Рай для туриста

Сказание о воротах

Тот же преобладающий белый цвет. На этот раз кладка кирпичная, с орнаментом по верху стены. Есть легкое деревянное плетение над входом, однако отсутствуют створки ворот. Перед входом по обе стороны - низкорослые пальмы, а окна плотно закрыты деревянными ставнями. Город Дахаб находится на юго-востоке Синайского полуострова, на берегу залива Акаба Красного моря. Население немногочисленное, всего несколько тысяч человек, преобладают туристы (надпись на стене дома несомненно принадлежит им). Связь с внешним миром - по морю. Спокойное умеренное течение жизни позволяет обходиться без запирающихся дверей. На спаде туристического сезона некоторые здания просто пустуют.

Египетское гостеприимство

Сказание о воротах

Классические древние ворота с перекрытием внушают не меньшее почтение, чем триумфальная арка какого-нибудь римского императора. Материалы - самые незамысловатые, про которые обычно говорят: были бы руки, а остальное приложится. И глинобитная арка, и дверца, выполненная из сучков каркаде, простояли здесь, похоже, не одно столетие. Всему виной засушливый климат: в наших условиях такую постройку за один сезон разрушили бы дожди, ветры, морозы. Есть в этой первобытной простоте некая непорочная прелесть детства - не зря все минувшие эпохи называют "золотым веком"!

К феллаху на огонек

Сказание о воротах

Мимолетного взгляда на фотографию достаточно, чтобы догадаться: вы находитесь в гостях не у немецкого бюргера, а у египетского феллаха. Все сделано исключительно функционально: плетеная тростниковая изгородь на глиняном бордюре не только обозначает границы участка, но и спасает от песчаных ветров, столь частых в этих местах, не дает выветриться или вымыться дождями тонкому плодоносному слою земли. Тень и покой можно найти в саду за изгородью. Такие же ограждения строили египтяне тысячи лет назад и будут, наверное, строить еще долго. Надо ли искать лучшее, если оно уже найдено и выверено тысячелетиями?

Простота со своим лицом

Сказание о воротах

Декор ограды, как видно, может быть весьма разнообразен, несмотря на общность используемого строительного материала. Никакой особой вычурности, изысканности - и вместе с тем строгое соблюдение стиля. В Дахабе вы не встретите двух одинаковых ворот, ограждений и построек. Лишнее подтверждение тому, что и простота может быть индивидуальной и неповторимой.

От «цементума» до цемента

Сказание о воротах

Еще одна ступенька цивилизации. Если бы не схваченные цементным раствором камни, этот забор можно было бы считать доисторическим! Что интересно: задолго до изобретения современного цемента древние каменщики умели строить прочные здания, испытывающие экстремальные нагрузки. Мастера так плотно подгоняли камни друг к другу, что между теми почти не оставалось зазора, а для их скрепления пользовались собранным на склонах вулканов особым песком, названным «цементум» (то есть — «связующий материал»), который после увлажнения приобретал скальную прочность. А употребляемый ныне цемент изобрел каменщик из Лидса Джозеф Эспидин в 1724 году.

Прогресс высвободил людям массу свободного времени: эта каменная кладка с цементным креплением и расшивкой долговечна, прочна, выполняется быстро, выглядит вполне современно, хотя и стилизована под старину. Главная проблема для тех, кто у нас в стране захочет повторить данный опыт, — камень. В средней России хорошего булыжника нет; впрочем, доступен известняк, который вполне подойдет для этой цели.

Настоящий юг

Сказание о воротах

Легкие полупрозрачные пластинчатые ворота (планки могут быть деревянными либо из пластика) — примета южных мест. Ветерок прогуливается между зелеными планками (зеленый — цвет мусульман), спасая от палящего зноя. Металл здесь раскалился бы до такой степени, что к нему невозможно было бы прикоснуться. Перекладина над воротами отсутствует, она лишняя, дожди здесь столь редки, что нет необходимости защищать ворота от осадков. Зато вдоль забора — глиняные колпачки с прорезями, они играют роль вентиляционных отверстий.

Если присмотреться, по обе стороны сетчатого полуовала ограды видна значительная толщина стен. Изнутри в них проделаны ниши для хранения продуктов, а те самые колпачки служат своеобразной отдушиной. Верх стены и башенки ворот во избежание перегрева под полуденным солнцем выбелены известкой; так же выкрашены и стены домов. Что касается гравийной насыпи с зеленой символикой у ворот, назначение ее нам не известно. Возможно, это культовое сооружение. Вспоминаются Золотые ворота Иерусалима, через которые должен был пройти грядущий Мессия. Захватившие их арабы устроили перед воротами свое кладбище, надеясь, что Он не сможет миновать землю мертвых. Иудейские мудрецы тогда долго гадали, как быть. Наконец, сошлись на том, что Мессия сам придумает, как Ему поступить.

Шахматная фантазия

Сказание о воротах

Современное здание в арабском стиле. Купола на крыше вместе с параболической антенной придают ему особый восточный колорит. Следует заметить, что при заданном объеме сферическая форма из всех геометрических фигур обладает наименьшей поверхностью, а потому куполообразное жилище обеспечивает наименьшую отдачу тепла в дневную жару и лучше всех сохраняет тепло в ночную стужу. Окантовка крыши и забора осуществлена с помощью прямоугольных ладейных элементов - шахматная тема легко прослеживается и в башенках ворот, и в плиточной разноцветной кладке стен. Арки окон, дверей и ворот имеют полукруглую форму, как и оригинальные полукруглые рамы больших окон второго этажа. Строительный комплекс полностью отвечает условиям жизни в жарком сухом климате, среди выжженной пустыни на берегу теплого моря.

Тысяча и одна ночь

Сказание о воротах

Жерди ворот имеют заостренные куполообразные верхушки. Анфилада из полукруглых арок, начатая воротным створом, уходит вглубь двора, за которой. О-о, что может быть лучше - погрузиться в восточную сказку, с неизменной трубкой кальяна в зубах, под томную музыку, в окружении сладострастных полуобнаженных танцовщиц из гарема. Впрочем, соответствует ли внутреннее содержание дома его наружной отделке, нам проверить не довелось.



Объединенный козырек над входной группой

Зачем нужен козырек

В пользу установки козырька над воротами свидетельствуют следующие соображения:

  • Навес над входом создает зону комфорта. Вам не придется держать над головой зонт и одновременно искать в сумке ключ.
  • Козырек продлевает срок службы всей конструкции: замка, петель и опорных столбов. Он защитит замок от ржавчины и замерзания, и вам не надо будет регулярно его менять.
  • Без него не обойтись, если у входа установлен домофон, источник света или средство видеонаблюдения.
  • Зимой конструкция задерживает снег, сугробы не будут мешать открывать калитку.
  • Он придает завершенный вид входу, а, если выполнить его в одном стиле с домом, то участок выиграет и в плане эстетики.

Какой материал выбрать

В распоряжении домовладельцев весь спектр кровельных материалов. Но практичнее всего в выборе ориентироваться на материал ограды и калитки, а в случае с навесом над гаражными воротами – на то, из чего сделан гараж. Распространены следующие варианты:

  • Для ограды применялся кирпич, бетон или профнастил. Лучшим вариантом будет конструкция с металлическим каркасом.
  • Если в строительстве использовалась древесина, каркас навеса над калиткой логично сделать из дерева.
  • Для большинства заборов украшением будет конструкция с коваными элементами.
  • Для защиты гаражных ворот выбирают металлочерепицу, бюджетный волнистый шифер, разнообразный профилированный листовой металл.
  • Возможны и другие материалы: оргстекло, панели ПВХ, шифер. Часто используют комбинации, например, поликарбонат и кованые детали, дерево и металл.

Определяемся с формой

Конструкция навеса над воротами должна органично вписываться в окружение и исправно выполнять свои функции. В остальном выбор формы ограничен только вашей фантазией и умениями. Не стоит делать конструкцию чересчур замысловатой, она будет выглядеть нелепо. Традиционно над воротами ставят следующие варианты:

  • Односкатные. Простой в исполнении козырек, который не нагружает основание. В районах с сильными ветрами стоит позаботиться о надежном крепеже, а в местах со снежными зимами – закрепить его под уклоном 20°.
  • Двускатные (коньковые). Модель получается надежной и удобной в эксплуатации. Она хорошо защищает от дождя и снега, так как осадки не попадают на полотно, а скатываются в стороны.
  • Арочные. Популярный вариант, особенно для самостоятельного изготовления. Выглядит эффектно, монтируется просто, для сборки можно использовать разные материалы.

Что надо учесть

Перед началом монтажных работ проводят подготовку, необходимую для определения нужного количества материалов. Планирование включает следующие этапы:

  • Выбирают материал покрытия и каркаса с учетом местных климатических условий и архитектурных особенностей ограды и дома.
  • Выбирают форму конструкции с учетом особенностей объекта и выбранного материала. На месте установки проводят замеры, чтобы определиться с размерами навеса.
  • Рисуют эскиз, помогающий определиться с размерами, пропорциями и деталями козырька над калиткой забора.
  • При выборе размеров и материалов можно опираться на следующие соображения:
  • Рациональная ширина превышает проем на 20-30 см с каждой стороны. Делать навес шире не имеет смысла – козырек получиться громоздким на вид, потребуется больше материала, при этом его функционал не улучшится.
  • Вылет козырька (относительно стены) определяют, взяв за основу ширину полотна калитки. Вылет делают на 10-20 см больше, чем калитка. Например, если ширина полотна составляет 90 см, то вылет делают не меньше 1 м.

Популярный выбор: козырьки из поликарбоната

Чаще остальных материалов для изготовления каркаса используют поликарбонат на металлическом каркасе, придающий сооружению современный вид. Выбор не случаен, а обусловлен сочетанием следующих качеств:

  • Небольшой вес. Поликарбонат оказывает минимальное давление на несущий каркас и сам забор.
  • Полимер обладает достаточной прочностью и жесткостью, чтобы противостоять снеговым и ветровым нагрузкам, механическим ударам.
  • Срок эксплуатации карбоната достигает 20 лет, несущая конструкция прослужит намного дольше.
  • Гибкость (упругость) поликарбоната позволяет изготавливать из него радиусные конструкции.

  • Прозрачные сорта полимера не затеняют участок; такая крыша над калиткой выглядит изящной и привлекательной, к тому же не пропускает ультрафиолет.
  • Поликарбонат удобен в работе, прост в обработке.
  • Производители предлагают большой выбор толщин, разнообразную цветовую гамму. Материал может быть прозрачным, белым (опал) или цветным. Для оформления входа на территорию участка чаще используют спокойные оттенки: бронза, янтарь, серебро, олива.

Важно помнить, что существует два вида полимера, пригодных для изготовления навесных конструкций:

  • Сотовый поликарбонат состоит из двух слоев, скрепленных многочисленными перемычками, выполняющими роль ребер жесткости. Структура обладает повышенной гибкостью, а внутренние пустоты обеспечивают низкую теплопроводность.
  • Монолитный поликарбонат выпускается в виде листов, напоминает стекло, но отличается легким весом, прочностью и безопасностью. Монолитный полимер также подходит для сооружения не только плоских, но и радиусных конструкций.

Под действием ультрафиолета структура полимера быстро разрушается, становится хрупкой, материал мутнеет или желтеет. Поэтому для козырька на гараж выбирают поликарбонат с УФ-стабилизаторами в составе; подойдет и материал, защищенный покрытием, отражающим ультрафиолетовые лучи.

Монтаж конструкции выполняют, руководствуясь нормами безопасности и техническими требованиями. Каркас нуждается в дополнительной защите, это повысит срок его эксплуатации. Деревянную конструкцию обрабатывают защитными составами, покрывают лаком. Для металлического каркаса используют грунт по металлу и эмаль.


Простейшая модель арочной конструкции

О главном

Козырек над калиткой – вспомогательная деталь, которая создает зону комфорта и служит декоративным элементом. Для грамотного обустройства входа важно правильно задать форму и выбрать подходящий материал.

Преимущество имеют конструкции несложной формы, изготовленные из практичных материалов, вписывающихся в стиль дома. При разработке эскиза отталкиваются от размеров калитки, продумывают устойчивость конструкции (если необходимо, делают опорные столбы или консоли).

Ворота всегда были важной и неотъемлемой частью крестьянского жилища. Через них осуществлялась связь домашнего мира с миром внешним. За воротами человека ожидала не только улица, но и весь окружающий мир.

С воротами связано множество народных обычаев и ритуальных обрядов, главное место среди которых занимают погребальные и свадебные. Для того, чтобы защитить невесту от будущих неприятностей в семейной жизни, перед проездом свадебного кортежа через ворота родительского дома на земле обязательно чертился крест. Подобный обычай соблюдался и при встрече молодых в доме жениха.

ворота

В похоронном обряде гроб старались не проносить через ворота, а специально прорубали отверстие в заборе — чтобы умерший не нашел дороги домой. В некоторых регионах этот обычай сохранился и до сих пор.

Ворота часто украшались резьбой, которая имела характер защитного талисмана. Зачастую это была орнаментальная символика квадратной формы, восходящая к древнейшему символу плодородия и благополучия.

ворота

Над воротами на поперечном брусе, обязательно вырезалось символическое изображение солнца. Оно наделяло благодатью каждого проезжающего, а владельцам усадьбы даровало долгую и безбедную жизнь.

ворота

Символика орнамента ворот, отражающая устремленность к небу, и притяжение земли, плодородие, отражало связь двух главных начал в жизни человека, одно из которых возносило его к небесам, а другое — неразрывно связывало с землей — кормилицей.

ворота

История возникновения ворот.

Самыми первыми и древнейшими воротами в истории человечества можно считать каменные плиты или просто камни большого размера, которыми первобытные люди перекрывали вход в свою пещеру. Во многих случаях это помогало спастись от нападения хищников, а также давало возможность надежно укрыться от холода.

ворота

Позже вокруг первых поселений людей стали строить деревянные ограждения, одной из важнейших частей которых тоже стали ворота. Сначала ворота делали из натуральной древесины , и столько значительно позже их стали оббивать железом. Это позволило сделать створки ворот не только более крепкими и надежными, но и красивыми.

ворота

В давние времена железо было достаточно дорогим материалом, и поэтому отделанные металлом ворота являлись символом достатка и благосостояния владельца усадьбы. В дальнейшем с развитием промышленности и изобретением новых материалов появились более легкие по весу сплавы металлов. В результате этого простые деревянные ворота сменились надежными и долговечными в эксплуатации металлическими воротами.

ворота

Во времена Древней Греции и Рима ворота представляли собой открытый вход в форме арки. Зачастую такому виду ворот придавали ритуальное или символическое значение. Именно со времен далекой античности и берет свое начало обычай возводить триумфальные арки , посвященные какому — либо знаменательному событию или конкретной исторической личности.

ворота

А вот для средневекового замка ворота выполняли совершенно иную роль. Они должны были надежно защищать обитателей замка от нападения врагов, и поэтому ворота делались очень крепкими и массивными. Зачастую замок окружал глубокий ров, наполненный водой, и ворота опускались на его противоположную сторону в виде моста. Это был единственный путь, по которому можно было пройти в замок .

ворота

В России, кроме своего прямого практического назначения, ворота играли еще и важную роль для проведения различных религиозных обрядов. Конструкция ворот на многих деревенских подворьях была своеобразной: сверху над воротами была надстроена крыша, которая защищала деревянные створки от дождя и снега, и таким образом продлевала срок их службы. Также ворота часто запирали изнутри на тяжелый засов, чтобы ночью во двор не проникли незваные гости.

Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.



Энциклопедия древнерусского дома 2-Безгвоздевая конструкция крыши

Лемех – деревянная черепица из тонкого осинового тёса, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников, шатров. Для изготовления лемеха, узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков. Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Лемех. Часовня Ильи Пророка

Красный тёс - обрезные, хорошо оструганные доски, использовавшиеся на верхний, лицевой слой деревянной кровли. Нижние концы красного тёса могли обрабатываться в форме «усечённой пики», придавая кровле ажурность. Кружевная ажурность кровли выгодно контрастировала с бревенчатым монолитом стены и служила достойным украшением постройки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Красный тес

Причелина – доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой. Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Причелина

Фронтон – верхняя треугольная часть переднего фасада дома. Верхние края фронтона ограничивались скатами тесовой кровли. Фронтоны являлись продолжением стены и составлялись из укорачивающихся и укладывавшихся друг на друга брёвен – самцов. Самцы скреплялись продольными брёвнами крыши – слегами. Слеги выносились далеко вперёд за переднюю стену. Уложенная на слеги кровля венчала конструкцию фронтона и защищала переднюю стену дома от непогоды.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Фронтон

Охлупень (шелом) – выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».


Энциклопедия древнерусского дома 2-Охлупень

Полотенце – короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Полотенце

Светёлка – небольшая светлая комната, скрывавшаяся за фронтоном дома. Как правило, неотапливаемое помещение, использовавшееся только в тёплое время года. В светёлке могли размещаться на ночлег молодёжь, гости. Здесь же хранились вещи, верхняя одежда, неносимая летом. Светёлки в чердачном помещении активно появляются в пореформенное время, когда крестьяне в зимний период отправлялись в отход, а к весенне-летним полевым работам возвращались домой. Подъём в светёлку обеспечивала лестница, устроенная в сенях дома.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Светелка

Сруб – основа деревянного домостроения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох. В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы. Они предотвращали сруб от быстрого гниения снизу. С этой же целью между бревенчатыми венцами и камнями прокладывали бересту. Неимущие крестьяне устанавливали сруб будущего жилища прямо на землю.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Сруб

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Подклет

Фасад - вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). В декоративном оформлении крестьянских домов XIX - ХХ в. использовалась роспись или раскраска фасада здания и резных украшений в различные цвета. Краска наносилась на плоские поверхности, затянутые тесом. В северных постройках чаще всего использовали желтый, красный, синий и зеленый цвета. Подобное декоративное оформление фасадов могли позволить себе наиболее богатые слои населения.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Фасад

Парапет (франц. – parapet, итал. - parpetto) - ограждение балкона, лестницы, крыльца, состоящее из перил, балясин или невысокой сплошной стенки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Парапет

Косяки – бруски или колоды, обрамлявшие оконные или дверные проёмы. Служили укреплению отверстий, вырубленных в стенах. Распространение получили в первой половине XIX столетия.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Косяк

Филенчатые ставни – деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Филенчатые ставни

Глухая (плоская) резьба по дереву – один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом. Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Глухая резьба

Пропильная резьба - резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Пропильная резьба

Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой) крыши.

Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Потоки

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Курицы

Балкон – небольшая площадка с перилами, обустроенная на фронтоне дома. Для создания балкона в стену перпендикулярно врубались два несущих бревна, служившие опорой всему сооружению. Часто эти брёвна становились продолжением внутренних бревенчатых стен, формирующих помещение светёлки (горницы) в чердачном пространстве избы. В традиции балкон носил декоративный характер, украшался пропильной резьбой, выхода на балкон не было. В домах, испытывавших явное городское влияние, балкон мог уже иметь и функциональное значение.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Балкон

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").

Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)

Читайте также: