Зачем кладут кирпич на могилу

Обновлено: 19.04.2024

Много чего кладут. Пшено обычно рассыпают. Зачем? Сами объяснить не могут. Такое своеобразное поминовение.
Непонятные пережитки советского прошлого, когда в церковь ходить было запрещено или боялись, а на кладбище не запрещалось. Кто-то первый положил лук, другой подумал что так надо. и понеслось.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

и правда интересно! а зеленый нельзя? а если репчатый - красный или обычный класть? а еще белый есть. :)
наверное какое-то суеверие есть, типа лом в гроб класть, платок за форточку вывешивать, елки на дорогу кидать. ой! не буду все перечислять, у нас же православный форум, а то вдруг кто-то в книжечку переписывает! :)))

Т.к. тема является архивной.

А камень зачем не кирпич ,а булыжник.( о луке) Да нет не суеверие потому как батюшка когда дома причащает больного наказывает приготовить пшено,3 головки лука и ещё что то кажется свечи.(Ну свечи то однозначно). Одна женщина из района рассказывала у них в селе когда провожают покойника режет буханку хлеба на 10 частей( тогда бы ушь на 12) и к каждому куску прилагают луковицу. Лук и хлеб подают встречным. У меня есть предположение, озвучу позже послушав людей.

Т.к. тема является архивной.

для причастия всего этого не нужно, не знаю что за батюшка вам попался и с какой целью ему все эти предметы. может речь о соборовании? но и там кроме масла и свечей ничего не надо.

Т.к. тема является архивной.

Доброго вечера. Предполагаю что пшено готовится для того, чтобы свечи ставить. Особенно большие хорошо стоят в стаканах с пшеном. Для соборования или для отпевания. Мы потом это пшено птицам у подъезда скормили. Мне кажется, большинство таких "примет" появилось из житейского опыта и быта, а потом уж обросло суеверным. Про лук читала, что он запах скрывает (например, вина). Может в советское время гонений это было актуально (скрыть причастие). Утверждать не берусь, просто предположение.

Т.к. тема является архивной.

Если логично размышлять, то камень может быть для укрепления основы креста. Про лук и хлеб даже версий никаких нет. Я встречала случаи, когда встречным дают некие "гостинцы" - продуктовые наборы, особенно это распространено у староверов.

Т.к. тема является архивной.

Я читала книгу-"Языческие обряды славян", вот там все поминальные обряды перечислены. На могилах оставлять еду для зверей и птиц, дарить платки и полотенца и прочее. Помню свекровь умерла, так её пожилые родственники, нас чуть до обморока не довели, чтобы купили 12 платочков, полотенца, чтобы были белые, ни единого цветочка, пойти раздать людям пироги, перед выносом тела ещё "100 тыс" примет и дел, на кладбище галдят кто во что горазд со своими приметами, да со словами, а мне бабушка говорила. Суеверие и страх правят миром.

Т.к. тема является архивной.

Я в таких случаях спокойно делаю предлагаемые варианты, чтобы себя лишний раз не травмировать препирательствами. Единственное - убедила маму несколько лет назад не ходить на кладбище на Пасху, пришлось применить все свое красноречие и силу убеждения + запугивать маму, как маленького ребенка. Зато в этом году мама сама отговаривала тетушку))))

Т.к. тема является архивной.

Когда год со дня смерти свекрови прошёл, муж по совету родственников собрался на кладбище на Пасху. Я ему тоже пыталась объяснить, бесполезно, родственники достали, поехали. А там народу полно, пьяные, на могилах еды навалено, некоторые умники могилы водкой поливают, дескать при жизни уважал покойник хорошую водочку. Меня всё время "дергали", что смотри, вот народ-то обычаи блюдёт, а ты ничего не понимаешь. А на кладбище "пасутся" вороны да галки и "чудесно" нас всех обдристали, меня тогда такой смех разобрал, спасибо птички, больше со мной родственники не спорят. :)

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Да, а ещё святочные гадания.
«Cвяточные гадания, — пишет протодиакон Андрей Кураев, – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

Т.к. тема является архивной.

моя деревенская бабушка на Пасху носила яички, луковицы, с собой брала младшего внучка. по дороге к "своим" могилам заходила на могилки к знакомым, соседям- свои гостинцы клала, что внучок возьмет с тех могилок- несла на "свои" могилки. это как будто помогала гостинцами обменяться. язычеством, несомненно, всё это можно назвать. сама она родом была из Уреня.

Т.к. тема является архивной.

На Пасху на кладбище в советские времена как бы в знак протеста ходили.
Я помню в школе нам допрос с пристрастием устраивали: кто ходил яйца в деревне собирать, грозились из пионеров-октябрят выгнать))) Не помню, что я сказала, наверное, соврала.
Мама рассказывала, когда они в школу шли (на Пасху всегда учились за майские праздники), бабушки выходили с крашенными яйцами на улицу и каждому проходящему ребенку по яйцу вручали)))

Т.к. тема является архивной.

ПыСы. У Цветаевой есть стихотворение, посвящённое Бальмонту. Т.к. я в стихах не силён, вот просто четверостишие:

Жизни ломовое дышло
Спеси не перешибло
Скакуну. Как бы не вышло:
- Луковица - и могила.

Т.к. тема является архивной.

И так мое очень осторожное предположение таково :
1 .Что касаемо булыжника:
То бишь камня ( помните где то в стихах " камень грабовой"). это может быть напоминание о том камне о котором говорится в святом Евангелии которым был закрыт гроб Спасителя, а в нашем случае камень на могиле надежда на воскрешение то что камень будет сдвинут.( Возможно суеверие имеет каноническую основу).
2. Что касаемо лука:Издревле на святой Руси( да и не только) существовали женщины Плакальщицы которых призывали в дом где случался покойник они плакали - причитали (Эти причёты подобие белых стихов они передавали из поколения в поколение как элемент фольклора) для натуральности они применяли лук вызывающий слезы. Вот возможно от сюда и лук на могиле , как символ слез.( Все что осталось от плакальщиц).
3. Что касаемо веток хвойных деревьев по дороге последнего пути :
Существует три дерева ( Не знаю как их назвать мистические,святые.) кедр,кипарис и можжевельник. В Греко-латинской культуре( В которой большинство из нас воспитано вольно или невольно) принято у дома усопшего выставлять небольшие деревья кипариса символ траура, смола ливанского кедра это ладан, о можжевельнике разговор особый.А у нас остались ветки любого хвойного дерева ,где же кипарис то взять, как символ траура.

Простите Христа ради коль , что не так.
С любовию Фома.

Т.к. тема является архивной.

Интересные предположения. Про плакальщиц подробно написано у Мельникова-Печерского написано в "Лесах", кстати, там встречается обряд одаривания пришедших подарками.

Бывая в паломнических поездках, я всегда обращала внимание на места упокоения усопших монастыря.

Что я там видела ВСЕГДА? Перечислю:

  • — крест
  • — холм
  • — посаженные живые цветы
  • — скромную табличку с именем и датой успения покойного

Чего я там не видела НИКОГДА:

  • — венков
  • — искусственных цветов
  • — фотографий усопшего
  • — еды, какой-либо крупы, хлебных крошек, печений, конфет, стаканов, рюмок, воды на могиле

Вот посмотрите могилы в Дивеево:

А вот могила нашего приходского батюшки о. Николая. Это старое фото, сейчас там уже вокруг большие деревья. Но главное, посмотрите, сохранен принцип: крест, имя, дата жизни, живые цветы. Всё.

Вот могилы в монастыре Шамордино:

Вот Оптина пустынь.

Три колокола — место убиения новомучеников Оптинских: богомудрого Василия, милосердного Трофима и молитвенника всеславного Ферапонта на Пасху 1993 г.

Три колокола — место убиения новомучеников Оптинских: богомудрого Василия, милосердного Трофима и молитвенника всеславного Ферапонта на Пасху 1993 г.

Видели вы где-нибудь пластмассовые венки, бумажные цветы, булки и яйца на могильных холмах? НЕТ.

Я, конечно, не великий авторитет в вопросах православия, поэтому не буду сеять свои слова, а познакомлю вас с ответами православного священника на вопросы прихожан.

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

Отец Феодор, правильно ли возлагать венки на могилы?

– Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении (похоронный оркестр). Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки , выражали надежду на воскресение и вечную жизнь. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются.
И могилка, как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших, по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения.
Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое , в том числе и на могиле усопших.
Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы – это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет.
Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России.

А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

Причина в том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами.
То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин может совершить и мирянин (см. в молитвослове «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»).

По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день.

При этом, как правило, в храм они не заходят ! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

Могила – это место будущего воскресения , и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя . А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон!
Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную.
Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам , необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку.
Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и 17 кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный, железный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы . Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом?

Ограда ставится для того, чтобы оградить место захоронения от попирания животными.
А скамейка . Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и не отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет.
А вот столик — не обязательный атрибут.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не нужно класть на могилу конфеты, яйца, печенье, посыпать могилу крупой. Это оскверняет могилу! На Пасху подойти к могиле бывает грустно: раскрошенные булки, яйца, фантики от конфет — могила походит на кучу мусора. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают ( смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых , чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру .

Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Благоустройство захоронения близкого человека требует особого внимания и ответственности. Помимо выбора памятника необходимо предусмотреть установку добротного и красивого цоколя на могилу для памятников.

Он позволит визуально и физически оградить участок от других и гармонично организовать его пространство. Выбирая вид и оформление сооружения важно, чтобы оно идеально гармонировало и сочеталось по форме, цвету и текстуре с монументом. Постамент.ру предлагает огромный выбор бетонных цоколей, фото и цены которых представлены в каталоге готовых работ.

Функции и виды цоколей на могилу

Надежное основание на могиле позволяет сберечь надгробие от появления трещин, перекрашивания и проседания почвы. Оно отвечает за устойчивость всех установленных конструкций (мемориала, лавочки, столика и т.п.), выполняя функцию опоры и основы для монумента. Кроме того, оно выделяет захоронение среди прочих, придавая ему, богатый и эстетически привлекательный вид.

Заказать такую базу можно из всех видов натурального гранита, мрамора, бетона, облицованного гранитной плиткой и полимергранита. Все эти материалы обеспечат долговечность, износоустойчивость и прочность сооружения.

Цоколь на могилу из мрамора часто устанавливают женщинам, девушкам и детям, так как этот камень придает захоронению воздушный и легкий вид, особенно в сочетании с мраморной скульптурой.

Бетонный цоколь на могилу (фото и цены смотрите выше) чаще всего дополнительно облицовываются плиткой из карельского гранита с установкой ограды сверху. Для придания захоронению солидности и респектабельности можно облицевать весь участок гранитной плиткой. Филигранно обработанный камень, комбинированный с кованными или металлическими оградами, декорированные балясинами, вазонами или шарами, позволят выразить всю боль утраты.

Установка и стоимость работ

Купить цоколь на могилу из бетона или гранита можно недорого в компании Постамент.ру. На стоимость всех наших изделий влияет размер участка, цена выбранного материала, сложность конструкции, удаленность участка от подъезда машин. В стоимость также дополнительно включается цена подготовительных работ по уборке, выравниванию и поднятию участка (зависит от вида почвы, уровня наклона и т.д.).

Монтаж бетонного основания высотой 15-20 см включает определенный перечень работ. Для заливки ограждения монтируется опалубка, вяжется прочная арматура и используется смесь из воды, песка, цемента и щебня. Это гарантирует могильному сооружению монолитность и долговечность. Работы занимают несколько дней и зависят от скорости высыхания бетона.

Чем мы можем помочь

Наша мастерская быстро, качественно и недорого изготовит и установит гранитную и бетонную ограду на могилу. Кроме того, мы можем благоустроить захоронение, под ключ, произведя и установив надгробный памятник, фундамент под него и цокольную ограду. Мы устанавливаем ритуальные цоколя на всех кладбищах Москвы и МО.

Оформляя заказ у нас, все наши клиенты пользуются следующими преимуществами:

  • высокий профессионализм мастеров;
  • высококачественные материалы;
  • индивидуальный подход;
  • гибкая система оплаты;
  • своевременная доставка и надежный монтаж.

Хорошо, если цоколь выполнен в стилистическом единстве с остальными надгробными сооружениями: например, он сделан из того же гранита, что и стела (или плита). Цвета, впрочем, могут быть и разными – главное, чтобы они хорошо сочетались друг с другом.

Красиво сочетаются памятники и цоколя разных цветов на участках, покрытых смешанной гравийной крошкой: например, отлично смотрятся черный погребальный комплекс, красный цоколь и черно-красная гранитная крошка. Впрочем, можно изготовить весь мемориал в одном цвете, а акцент сделать чем-нибудь другим – ярким фото, цветной гравировкой или вазой другого цвета.

Некоторые цоколя включают лавочку, чем освобождают немного места на участке: это ценно, если он небольшой, а нем размещено сразу несколько могил.

Благоустройства могил

В гранитной мастерской «STOUNART» можно заказать готовые каменные надгробия или эксклюзивный вариант памятника, который создаётся мастерами по фотографии или персональному эскизу.

Обряд погребения умершего у христиан и представителей других вероисповеданий имеет свои традиции и особенности. Одна из них связана с размещением могильных и декоративных камней в месте захоронения.

Откуда пошла традиция класть камни на могилы усопших?

Традиция укладывать камни на могилу существует у евреев. Небольшие элементы, похожие на валун или гальку, символизируют вечность. Они воплощают в себе дань памяти усопшему. Могилы оформляют с помощью камней, чтобы обозначить их и предотвратить повторное погребение на данном участке.

Обычай оставлять камень в месте погребения впервые появился у представителей еврейской национальности. Однажды арабы решили оклеветать евреев Иерусалима. Они убили собственного ребёнка и подбросили его тело на подворье синагоги. Это произошло в день Шаббата (время отдыха), однако некто Раби Калонимус решил нарушить правила проведения этого дня в целях защиты от клеветы арабов. Он прикрепил на лбу убитого мальчика клочок пергаментной бумаги с написанным на нём Святым Именем Бога. Когда около синагоги появилась толпа разъярённых арабов, готовых разгромить святыню, убиенный ребёнок вдруг ожил и раскрыл настоящего убийцу. Раби Калонимус своими действиями спас евреев, но по правилам Шаббата вынужден был вынести смертный приговор сам себе. Он завещал каждому прохожему бросать камень в его могилу. Евреи в знак благодарности исполнили его волю на иной лад. Посещая место захоронения Раби Калонимуса, они бережно клали на него небольшие камешки. Это событие и стало началом традиции.

Сейчас её используют не только евреи, но и представители православной веры. Считается, что каменный элемент защищает усопшего от действия злых сил. Верующие люди утверждают, что могильный камень необходимо устанавливать в ногах покойника, чтобы закрыть портал в потусторонний мир.

В гранитной мастерской Stounart можно заказать готовые каменные надгробия или эксклюзивный вариант памятника, который создаётся мастерами по фотографии или персональному эскизу. За основу изделия мы берём природные валуны, которые в умелых руках специалиста превращаются в настоящее произведение искусства. Купить массивные могильные камни у нас вы сможете со скидкой в 15%. Заходите на сайт мастерской и оформляйте заказ.

Для чего туляки клали в гроб палки, а на могилы камни

Игорь Бурцев, научный сотрудник государственного музея-заповедника "Куликово поле", рассказал «МК в Туле» об обычаях жителей Тульской области, связанных с загробным миром и похоронами. Данные получены в ходе этнографических экспедиций в Кимовский район.

Один из странных обычаев, распространенных на указанной территории – класть палку в гроб.

«На Куликовом поле покойнику принято в гроб класть «палку», или «смерок», «смерчик», чтобы умерший с ней сторожил кладбище. «Дежурство» будет продолжаться до тех пор, пока на кладбище не похоронят нового покойника. В этом случае мы встречаемся с с переосмыслением изначального ритуала: палка, которой измеряют рост покойника, должна быть положена в гроб потому, что все предметы, связанные с ним, должны с ним и уйти – дабы не был нанесен вред живым», - рассказывает Игорь Бурцев.

Еще один любопытный обряд, используемый не только на территории Куликова поля, но и в Туле, и не только среди русского населения, но даже среди иудеев: на могилу кладут небольшие камушки, часто взятые из стен дома, где жил покойник. Народные предания дают объяснения этой традиции.

«Существует несколько объяснений обычаю класть на могилу камень. По мнению одних куликовцев, с этим камнем на могилу из дома переносится душа покойного. Другие же считают, что положенный на могиле камень открывает на «том свете» окно: если не положить камень, умерший будет «сидеть» в темноте. Есть и другое поверье: «На могилу камень кладут – как крышу делают». Существует мнение, что камень преграждает дьяволу «вход» в могилу. Но чаще всего камень кладется на могилу, чтобы умерший «больше не ходил». Местные жители вспоминают случаи, когда умершие во снах являлись, и просили положить на могилу камень. После того, как живые исполняли эту просьбу, явления умершего во снах прекращались».

Читайте также: