Зачем каратисты ломают доски

Обновлено: 01.05.2024

Тамешивари — искусство разбивания твердых предметов ударными частями тела без какой-либо экипировки. В боевых искусствах используется для повышения качества удара: развития силы, концентрации и уверенности в своих действиях. Часто тамешивари также используют на показательных выступления для демонстрации ударной техники спортсменов. Одним из первых, кто использовал тамешивари для демонстрации силы удара был Масутацу Ояма — создатель стиля кёкусинкай карате.

Нужно ли тамешивари начинающему спортсмену? Ответ скорее отрицательный.

Для успешного выполнения тамешивари должен быть выполнен ряд основных условий:

  • Спортсмен должен обладать достаточным уровнем техники для правильного нанесения удара в нужную точку
  • Ударная поверхность должна быть подготовлена (т.е. «набита»)
  • Момент силы удара должен концентрироваться не на поверхности цели, а за ней
  • Для успешного пробития цели спортсмен должен развить максимальную скорость атакующей поверхности
  • Траектория приложения силы должна быть перпендикулярна поверхности цели

Дело в том, что тамешивари бывает иногда довольно травматичным. Недостаток техники, набития поверхности или неуверенность в себе могут не только помешать разбитию предмета, но также сильно травмировать спортсмена. Мы неоднократно наблюдали подобное. Особенно часто спортсмена подводит чувство неуверенности в своих силах, и тогда на последних долях секунды перед ударом спортсмен интуитивно тормозит ударную поверхность, в следствие чего резко падает скорость удара. Как результат — травма.

Вот очевидный пример «неготовности» спортсмена к тамешивари. У него пока нет достаточной техники, концентрации (а судя по видео и желания) для этого:

А вот как это делает мастер — представитель стиля Кёкусинкай:

Вывод один: подготовка, подготовка и еще раз подготовка. Как физическая, так и психологическая.

Что касается экзаменов: в экзаменационной программе Шотокан (версия Skif) тамешивари нет. В некоторых других стилях карате тамешивари хоть и присутствует, основное внимание всё равно уделяется технике выполнения элементов, поэтому особо бояться её не стоит.

Научный эксперимент

Теперь немного физики. Вопрос: что труднее сломать: три одиночных доски или одну тройную? Конечно одну тройную скажете Вы и будете абсолютно правы, но насколько сложнее?

Итак, чтобы сломать одну доску (обычную хорошо просушенную сосновую 28см х 22см х 2,2см ) на тестовом стенде потребовалось приложить 8,65 Дж. На две доски потребуется соответственно уже 17,30 Дж (8,65Дж + 8,65Дж). На три доски- 25,95 Дж. Здесь всё логично. Смотрим что получается, если доски бить не по-отдельности, а группировать.

Одна доска — 8,65 Дж.

Две доски — 18,60 Дж. (на 10% сложнее чем по одной!)

Три доски — 52,40 Дж (эта конструкция уже в 2 раза крепче чем все три доски по — отдельности. )

Также была измерена прочность монолитного деревянного блока с увеличением толщины пропорциональным количеству досок. результаты впечатляют. Смотрим:

Многие любители боевых искусств задаются вопросом: можно ли считать бойца идеальным, если он разбивает доски, лед и кирпичи, зная заранее, что они не дадут сдачи? И является ли в этом смысле тамешивари одним из элементов подготовки бойцов или даже самым великим искусством каратэ?

Ответы на данные вопросы постарались дать два известных мастера каратэ: Максим Дедик (4 дан киокусинкай каратэ) и Евгений Рыбин (4 дан уэчи-рю каратэ-до окикукай, 1 дан годзю-рю, 2 дан сито-рю). Наши собеседники уверены, что тамешивари - неотъемлемая часть настоящего каратэ!

Можно ли сказать, что тамешивари - это просто разбивание досок, льда и кирпичей?

Евгений Рыбин: Конечно же, изначально разбивание предметов не было простым разрушением чего-либо. Способность победить материю, умение сконцентрироваться, правильно приложить все компоненты удара, технику, скорость, "набитую" подготовленную поверхность человека, сложить все воедино - только тогда можно достичь разрушительного эффекта. Тамешивари дает возможность осмыслить и понять свои недостатки в ударе, недостаточную подготовленность тела.

Изначально тамешивари (разбивание предметов) использовали как способ проверки способности "смертельного, сокрушающего удара". Чтобы во время ведения поединка не искалечить своего партнера и стали использовать тамешивари. Позднее, в 20-х годах прошлого столетия, окинавские мастера использовали практику тамешивари в показательных выступлениях центральной Японии, как демонстрацию силы и сверхспособностей человека.

Сегодня тамешивари стало такой же обязательной дисциплиной во многих школах каратэ, как кумитэ и ката. Проводятся соревнования по разбиванию предметов, ставятся рекорды мирового уровня. Представители боевых искусств, разбивают древесину, кирпичи, черепицу, металлические пластины, камни, различные строительные материалы, кокосы, лед.

Существуют несколько видов тамешивари. Первый способ, когда каратист разбивает предметы, расположенные в различных положениях и плоскостях. Второй способ - это когда об каратиста разбивают различные материалы, обычно это древесина (бруски дерева). Третий способ - это когда каратист сам держит предметы и разбивает их или делает это на весу в безопорном положении.

В чем главное назначение тамешивари?

Максим Дедик: Тамешивари для меня - это демонстрация единства духа, техники и тела. Отсутствие сомнений, решимость. Это техника и точность, удар насквозь по прямой линии, без искажений; плюс тело - крепкие руки/ноги, способные проникнуть сквозь препятствие.

Для меня тамешивари - это духовная практика. Как не пафосно это звучит. Другого смысла я в ней не вижу, только то, что уже было сказано: киай - соединение и разрушение пределов и преград. То есть цель тамешивари - проверка способности соединить силу и пройти сквозь кажущееся непреодолимым препятствие.

Евгений Рыбин: Сейчас искусство тамешивари стало не просто проверкой на силу своего удара, но психологической подготовкой каратиста. Есть способ, когда о тебя разбивают бруски древесины, это способ концентрации, умение сосредоточиться, психологически подавить в себе страх. Ну и, конечно же, тамешивари - это испытание своего "коронного" удара.

Важный момент - это повторная последовательная попытка разбить предмет, когда после неудачной попытки человек, преодолевая боль и страх, снова пытается разбить предмет. Однажды я посмотрел видеоролик, где человек при тамешивари сломал голень ноги, после этого я долго не мог ничего ломать голенью, мне просто было страшно. То есть тамешивари - это преодоление страха и боли!

В каком возрасте и начиная с какого уровня подготовки можно заниматься тамешивари?

Максим Дедик: Заниматься тамешивари можно лет с 16. Нужно уточнять у специалиста, когда кости можно считать взрослыми. Детское тамешивари мне очень не нравится.

Евгений Рыбин: Можно давать разбивать предметы и детям, и новичкам, важно, чтобы это было не в ущерб здоровью. Пример: я учу детей удару ногой мае гери (шомен гери), но они не могут понять, что важный момент удара ногой заключается в сочетании компонентов скорости и силы, правильной техники. Я беру специальную доску для многоразового разбивания (специальная пластиковая доска с пазовым соединением) и даю детям разбить ее, лишь несколько детей могут разбить ее ударом ноги, хотя рукой разбивают почти все. Недостаток скорости и приложения силы не дают им разбивать ее ногой! На этом примере я стимулирую их работать над собой. Психологический момент, способность концентрации в ударе очень важны для новичка. Разбитая доска после определенного срока занятий - это результат, который можно увидеть, это определенный итог тренировок.

Какие главные ошибки допускаются в тамешивари? Как их избежать? К чему эти ошибки могут привести?

Максим Дедик: Я начал заниматься каратэ в 14 лет, и в этом же возрасте познакомился с тамешивари. В результате этого знакомства я получил новое знание о себе (я могу сломать доску!), уверенность в своем ударе (порою ложную) и травмы суставов. На правой руке сустав деформирован от частых испытаний силы (тамешивари) - не думаю, что это здорово. Своему сыну разрешу тамешивари только после того, как пойму, что его кулак к этому готов. Не знаю даже, когда это случится. Но знаю, что тамешивари можно практиковать только людям, прошедшим длительный период подготовки кулака на макиваре. А таких у нас очень мало. Я сам начал практиковать макивару сравнительно недавно, лет 5 назад. В России мы учились Каратэ своим "особым путем". Оттого и травмы!

Максим Дедик: "Детское тамешивари мне очень не нравится. сыну разрешу тамешивари после того, как пойму, что его кулак к этому готов"

Максим Дедик: "Детское тамешивари мне очень не нравится. сыну разрешу тамешивари после того, как пойму, что его кулак к этому готов"

Евгений Рыбин: Очень часто люди пытаются за счет простой механической силы и веса каратиста компенсировать недостаток скорости и техники. Вот пример: партнер держит достаточно большую пачку досок, мастер пытается разбить их кулаком сэйкен дзуки, но из-за недостаточной скорости не может разбить эту пачку досок, она (пачка досок) буквально амортизирует удар в руках держащего человека, поскольку партнер не может удержать их на весу. Если бы эта же пачка стояла в станке (тренажер для разбивания предметов), мастер легко сломал бы эти доски, поскольку станок позволяет разрешить эти огрехи скорости. Но и имея хорошую скорость, мастер смог бы разбить более толстую пачку в станке. Я часто на показательных выступлениях ломаю брусок сечением 4х4 или 5х5 см предплечьем котэ учи, но из-за того, что на весу партнеру тяжело удержать такой брусок, не всегда получается сделать это с первого раза. Некоторые бруски определенной породы дерева ломаются только в зафиксированном положении в станке, попытки разбить их на весу или разбить их о партнера приводят к травме.

Частая ошибка, приводящая к травме в тамешивари - это неспособность вовремя остановиться после нескольких неудачных попыток разбивания на демонстрации, когда человек просто не хочет перед публикой "потерять лицо" - случается травма, лечить которую приходится очень долго.

Известно, что JKF в начале 80-х годов отказалась от такого тестирования, как разбивание предметов. Как вы думаете, обязательно ли тамешивари в каратэ?

Максим Дедик: Я практикую киокушин каратэ. Мастер Ояма считал тамешивари обязательной частью каратэ. Тамешивари действительно важно, это разрушает иллюзии о своей слабости (или силе) и это что-то подлинное, потому что находясь "не в духе" серьезное препятствие не разрушить. Тут есть практика "не-ума", когда "решимость делать важнее, чем способность думать". Хоть многим кажется, что это глупо, но именно эта способность отличает выживших в экстремальных ситуациях от погибших, потому что в какой-то момент думать и сомневаться будет некогда. Момент, действие, своевременное действие - тут нет места размышлениям и колебаниям. В этом смысле тамешивари необходимо для развитие решимости. Но увлечение этим аспектом я не приветствую. В конце концов, кирпич действительно не дает сдачи.

Евгений Рыбин: На мой взгляд тамешивари - это обязательный элемент подготовки каратиста. В стиле уэчи-рю это обязательная практика, на которой я настаиваю. У нас даже есть традиция в нашем Окикукай уэчи-рю каратэ додзе - "новогоднее тамешивари", когда накануне нового года, мы разбиваем все, на что готовы в этот момент.

Многие сторонние наблюдатели скептически относятся к ломающимся доскам и кирпичам: мол, "подпилено, надколото". Бывает ли, что какие-либо "мастера" заранее готовят реквизит подобным образом? Много ли таких "мошенников"?

Максим Дедик: Такое есть - есть просто позорники, ломающие "бетонные блоки", которые буквально и сами ломаются, если их неудачно поставишь на стойки. Но лично я никогда в таком не участвовал (подпиливании или чем-то подобном) и таких людей лично не знаю. Среди тех, кого я уважаю, таких людей нет. Часто бывает, что бита или доска с первого раза не ломаются. Вот, например, мой сэнсэй Всеволод Миньков при мне 12 раз бил незакрепленную палку голенью. Это было по-настоящему! Умно, не умно - так вопрос не стоит. Настоящие киокушиновцы все делают по-настоящему.

Евгений Рыбин: Понимаете, в тамешивари есть элемент подготовки материала. Во время демонстрации тамешивари - это элемент шоу, и для зрителей непонятны многие тонкости, поэтому на показательных выступлениях часто все выглядит иначе, чем в додзе, когда ты занимаешься для себя. Часто зритель воспринимает не удавшуюся попытку тамешивари на демонстрации как неподготовленность каратиста, хотя на самом деле часто бывает совсем не так. Пример: я беру брусок для тамешивари 4х5 см для разбивания на публике предплечьем котэ учи, но иногда этот брусок из хвойной породы дерева, которая по виду напоминает мне лиственницу. Я пытаюсь разбить, но брусок только трещит, но не ломается, партнер не может удержать его на весу в руках. Для зрителя это неудавшаяся попытка тамешивари бруска 4х5, для меня неправильный выбор дерева, которое можно разбить только в станке, хотя это тот же брусок.

Многие видят, как мастер подкладывает полотенце или тряпочку на лед или черепицу, и неверно истолковывает увиденное, хотя на самом деле это делается, чтобы не порезаться об осколки во время разбивания.

Конечно, есть люди, которые пользуются некомпетентностью зрителя и ломают "надпиленное и надколотое", но отсюда и вывод, что его боевое искусство такое же "надпиленное и надколотое".

В сети много статей о тамешивари, в которых говорится, что "зазор решает". Можно ли разбивать предметы, наложенные друг на друга без зазора-расстояния между ними?

Максим Дедик: Все можно. Я никогда не ломал ничего с зазорами и не знаю какими они должны быть. По-моему, именно здесь начинаются "фокусы".

Евгений Рыбин: Сложнее разбивать предметы без зазора, это единый монолит, материалу нет места для смещения. Но часто зритель не оценивает эту демонстрацию. Для зрителя есть две вещи: разбил или нет! Поэтому многие каратисты придерживаются принципа "разбить много (количество в одной пачке но с прослойкой) и красиво (с первого раза)", потому что "сложно и трудно" порой не ценят.

Есть ли общепринятые правила проведения тамешивари?

Максим Дедик: Если говорить о соревновательном тамешивари в киокушине, то это происходит следующим образом: бойцы, прошедшие в финальную часть соревнований, (в весовых турнирах это 4 человека, в абсолютных чемпионатах - 8 человек), ломают доски движениями Сюто (ребро ладони), Сейкен (кулак), Хидзи (локоть) и Какато (пятка). Доска стандарт - 2,5 см толщиной. Доски кладут друг на друга без всяких зазоров. Судья следит за тем, чтобы доски были без трещин и не слишком кривые. Касаться досок до команды "Хаджимэ!" нельзя. Обычно я ломал 3-4 доски на Сюто, 4-5 на Сейкен, 6-7 на Хидзи и столько же на Какато. В сумме набирается 20-25 досок, если не было неудачной попытки. Если попытка неудачная, то боец бьет минимум - 2 доски.

Эти результаты важны, если кумитэ не определит победителя, тогда боец, сломавший больше досок, побеждает. Но я всегда ломал посильное количество, никогда не шел на рекорд. Потому что лучше иметь целые кулаки и победить в кумитэ, чем сломаться и драться одной рукой. Это глупо. Результат на соревнованиях по тамешивари зависит и от качества досок, иногда они ломаются легко, а иногда и две не сломаешь.

Есть ли разница, что и как ломать: доски, кирпичи, лед, что-то еще? Какой материал поддается и ученикам, а какой подвластен только ударам мастера?

Евгений Рыбин: Естественно, есть разница, как и что ломать. Лед смотрится очень эффектно, но есть сложность в транспортировке и подготовке материала. Самый частый и надежный способ разбивания - это доски кулаком сэйкен дзуки, это менее травматично, дает возможность увидеть свои слабые стороны. Я бы больше сделал акцент на ударных поверхностях, для новичка это кулак или ребро ладони, подушечка пальцев (коши), локти. Для новичка, конечно, лучше пробовать свои силы на досках, а еще лучше на современных многоразовых пластиковых дощечках для разбивания, это хороший способ практики, тем более, сейчас их много видов по плотности и сложности разбивания. Для мастера это, конечно, способность отточить свои "коронные" удары, специфичные для вида борьбы, что он практикует. Например, для меня это удары кончиками пальцев ноги и руки, особенность стиля уэчи-рю. Разбить толстый брусок или бейсбольную биту кончиками пальцев ноги - это очень сложно, не каждому под силу.

В предыдущей статье мы рассматривали разбивание твердых предметов незащищенными частями человеческого тела — тамэсивари, как часть тренинга в боевых искусствах.

И сегодня хотелось бы поговорить о непосредственно "секретах" мастерства такого рода практики.

Что же необходимо, чтобы уметь запросто сокрушить стопку вместе сложенных досок или огромную ледяную глыбу, а может даже и не одну.

Первое, но не самое главное условие - это мало-мальски подготовленная ударная поверхность. Почему не самое главное? Дело в том, что практически любой человек может при определенных условиях разбить тот же предмет, что разбивает стокилограммовый каратист-японец на показательных выступлениях.

Однако, добиться этих идеальных условий сложно, поэтому, желательно, чтобы конечность была в определенной мере укреплена, а именно, имела достаточный мышечный корсет и крепкие эластичные сухожилия, а также была, что называется - "набита" (даже кожа, при соответствующей тренировке, меняет свои свойства, появляются так называемые "мозоли", огрубевшие участки кожных покровов от очень незначительных, слегка шершавых участков, до уродливых наростов, напоминающих «ослиное копыто»).

Также, стоит отметить, что при соответствующей подготовке ударной части тела, исполнитель меньше опасается травм.

Второе условие - это правильная техника выполнения удара (траектория, формирование ударной поверхности, напряжение-расслабление конечности).

Причем здесь наиболее важным является выполнение удара" сквозь цель", за неё, а не по ней. Очень часто приходится видеть, особенно на аттестационных мероприятиях (экзаменах на пояса), как единоборцы (подчас высокого уровня) несколько раз и безуспешно, бьют ПО поверхности доски (а не ЗА неё) и не могут сломать предмет. Результатом каждого такого удара становится рефлекторное ослабление последующего, вплоть до панического страха продолжать данное действие.

И здесь мы подходим к третьему, и, пожалуй, самому главному условию - соответствующей психологической подготовке.

Случалось ли вам действовать в духе поговорок "в омут с головой", "пан или пропал", когда между принятием решения и действием (подчас ответственным и опасным) проходят мгновения?

Есть один японский термин, который как нельзя лучше демонстрирует сущность психологической готовности к тэмасивари. "Мэцкэй сутэми" - "хладнокровная решимость идти до конца".

В годы Великой Отечественной войны то же "мэцкэй сутэми" было у наших солдат, когда они обвязывались гранатами и бросались под вражеские танки.

Именно такую самоотверженную решимость и формирует целенаправленная и систематическая практика тамэсивари. Ведь мозг кричит: «Хозяин, ты сошел с ума! Кирпич крепче кулака! Рука неминуемо будет сломана! Это будет очень больно. » А «хозяин» тем не менее заставляет мозг послать серию нервных импульсов в мышцы руки для последующего удара.

Это упражнение сродни таким проверкам, как ныряние с большой высоты в воду, прыжок с парашютом и т.п., словом, всех тех ситуаций, где требуется в определенный момент перебороть свой страх, а самое главное - волевым усилием "отключить" свой инстинкт самосохранения и сделать шаг вперед.

Не случайно те или иные элементы тамэсивари активно демонстрируются на показательных выступлениях ВДВ и прочих различных спецподразделений (а особенно, фирменный прием - разбивание бутылки о свою голову!).

Главной задачей такого рода практик является не формирование чугунной башки вместо головы и ослиного копыта вместо руки, а способность волевым усилием перебороть свой страх возможной травмы и максимально мобилизовать свои психологические и физические ресурсы в минимальном временном отрезке.

Иногда приходится слышать рассуждения о так называемой «энергетической» составляющей тамэсивари, мол «кирпич ломается из-за выброса некой энергии из руки или ноги Мастера. » Эти эзотерические доводы не имеют в своей основе ничего общего с реальностью, однако, никак нельзя отрицать наличие измененного состояния сознания у исполнителя сложных и опасных тамэсивари.

Оно сродни тому состоянию, которое искусственно создается гипнотизером у «подопытного» человека, когда тому внушают, что сейчас к его руке прикоснутся зажженной сигаретой, в действительности же до руки дотрагиваются обычным карандашом и у испытуемого появляется настоящий ожог. В другом случае человеку внушают, что к его руке прижмут карандаш, а в реальности руку прижигают сигаретой и никаких повреждений на коже не остается!

Это сложно передать словами, но возникает ощущение, что в промежутке за секунду до и через секунду после удара, происходит как будто временная амнезия. И момент самого разбивания ты наблюдаешь как бы со стороны.

Также парадоксально и то, что при успешном исполнении любого тамэсивари риск получить травму у подготовленного исполнителя минимален, в то время, как при неудачной попытке (даже если предмет был не слишком жестким), вероятность тяжело травмироваться очень велика.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что основой эффективного теста на разбивание (да и, собственно говоря, непосредственно рукопашного боя тоже) является именно психологическая подготовка.

Об этом немаловажном аспекте боевых искусств мы поговорим в следующей статье.

тамешивари Максим дедик и евгений рыбин

Многие любители боевых искусств задаются вопросом: можно ли считать бойца идеальным, если он разбивает доски, лед и кирпичи, зная заранее, что они не дадут сдачи? И является ли в этом смысле тамешивари одним из элементов подготовки бойцов или даже самым великим искусством каратэ?

Ответы на данные вопросы постарались дать два известных мастера каратэ: Максим Дедик (4 дан киокусинкай каратэ) и Евгений Рыбин (4 дан уэчи-рю каратэ-до окикукай, 1 дан годзю-рю, 2 дан сито-рю). Наши собеседники уверены, что тамешивари - неотъемлемая часть настоящего каратэ!

Можно ли сказать, что тамешивари - это просто разбивание досок, льда и кирпичей?

Евгений Рыбин: Конечно же, изначально разбивание предметов не было простым разрушением чего-либо. Способность победить материю, умение сконцентрироваться, правильно приложить все компоненты удара, технику, скорость, "набитую" подготовленную поверхность человека, сложить все воедино - только тогда можно достичь разрушительного эффекта. Тамешивари дает возможность осмыслить и понять свои недостатки в ударе, недостаточную подготовленность тела.

Изначально тамешивари (разбивание предметов) использовали как способ проверки способности "смертельного, сокрушающего удара". Чтобы во время ведения поединка не искалечить своего партнера и стали использовать тамешивари. Позднее, в 20-х годах прошлого столетия, окинавские мастера использовали практику тамешивари в показательных выступлениях центральной Японии, как демонстрацию силы и сверхспособностей человека.

Сегодня тамешивари стало такой же обязательной дисциплиной во многих школах каратэ, как кумитэ и ката. Проводятся соревнования по разбиванию предметов, ставятся рекорды мирового уровня. Представители боевых искусств, разбивают древесину, кирпичи, черепицу, металлические пластины, камни, различные строительные материалы, кокосы, лед.

Существуют несколько видов тамешивари. Первый способ, когда каратист разбивает предметы, расположенные в различных положениях и плоскостях. Второй способ - это когда об каратиста разбивают различные материалы, обычно это древесина (бруски дерева). Третий способ - это когда каратист сам держит предметы и разбивает их или делает это на весу в безопорном положении.

Евгений Рыбин тамесивари

Евгений Рыбин

В чем главное назначение тамешивари?

Максим Дедик: Тамешивари для меня - это демонстрация единства духа, техники и тела. Отсутствие сомнений, решимость. Это техника и точность, удар насквозь по прямой линии, без искажений; плюс тело - крепкие руки/ноги, способные проникнуть сквозь препятствие.

Для меня тамешивари - это духовная практика. Как не пафосно это звучит. Другого смысла я в ней не вижу, только то, что уже было сказано: киай - соединение и разрушение пределов и преград. То есть цель тамешивари - проверка способности соединить силу и пройти сквозь кажущееся непреодолимым препятствие.

Максим Дедик

Максим Дедик

Евгений Рыбин: Сейчас искусство тамешивари стало не просто проверкой на силу своего удара, но психологической подготовкой каратиста. Есть способ, когда о тебя разбивают бруски древесины, это способ концентрации, умение сосредоточиться, психологически подавить в себе страх. Ну и, конечно же, тамешивари - это испытание своего "коронного" удара.

Важный момент - это повторная последовательная попытка разбить предмет, когда после неудачной попытки человек, преодолевая боль и страх, снова пытается разбить предмет. Однажды я посмотрел видеоролик, где человек при тамешивари сломал голень ноги, после этого я долго не мог ничего ломать голенью, мне просто было страшно. То есть тамешивари - это преодоление страха и боли!

В каком возрасте и начиная с какого уровня подготовки можно заниматься тамешивари?

Максим Дедик: Заниматься тамешивари можно лет с 16. Нужно уточнять у специалиста, когда кости можно считать взрослыми. Детское тамешивари мне очень не нравится.

Евгений Рыбин: Можно давать разбивать предметы и детям, и новичкам, важно, чтобы это было не в ущерб здоровью. Пример: я учу детей удару ногой мае гери (шомен гери), но они не могут понять, что важный момент удара ногой заключается в сочетании компонентов скорости и силы, правильной техники. Я беру специальную доску для многоразового разбивания (специальная пластиковая доска с пазовым соединением) и даю детям разбить ее, лишь несколько детей могут разбить ее ударом ноги, хотя рукой разбивают почти все. Недостаток скорости и приложения силы не дают им разбивать ее ногой! На этом примере я стимулирую их работать над собой. Психологический момент, способность концентрации в ударе очень важны для новичка. Разбитая доска после определенного срока занятий - это результат, который можно увидеть, это определенный итог тренировок.

Какие главные ошибки допускаются в тамешивари? Как их избежать? К чему эти ошибки могут привести?

Максим Дедик: Я начал заниматься каратэ в 14 лет, и в этом же возрасте познакомился с тамешивари. В результате этого знакомства я получил новое знание о себе (я могу сломать доску!), уверенность в своем ударе (порою ложную) и травмы суставов. На правой руке сустав деформирован от частых испытаний силы (тамешивари) - не думаю, что это здорово. Своему сыну разрешу тамешивари только после того, как пойму, что его кулак к этому готов. Не знаю даже, когда это случится. Но знаю, что тамешивари можно практиковать только людям, прошедшим длительный период подготовки кулака на макиваре. А таких у нас очень мало. Я сам начал практиковать макивару сравнительно недавно, лет 5 назад. В России мы учились Каратэ своим "особым путем". Оттого и травмы!

Максим Дедик с детьми

Максим Дедик: "Детское тамешивари мне очень не нравится. сыну разрешу тамешивари после того, как пойму, что его кулак к этому готов"

Евгений Рыбин: Очень часто люди пытаются за счет простой механической силы и веса каратиста компенсировать недостаток скорости и техники. Вот пример: партнер держит достаточно большую пачку досок, мастер пытается разбить их кулаком сэйкен дзуки, но из-за недостаточной скорости не может разбить эту пачку досок, она (пачка досок) буквально амортизирует удар в руках держащего человека, поскольку партнер не может удержать их на весу. Если бы эта же пачка стояла в станке (тренажер для разбивания предметов), мастер легко сломал бы эти доски, поскольку станок позволяет разрешить эти огрехи скорости. Но и имея хорошую скорость, мастер смог бы разбить более толстую пачку в станке. Я часто на показательных выступлениях ломаю брусок сечением 4х4 или 5х5 см предплечьем котэ учи, но из-за того, что на весу партнеру тяжело удержать такой брусок, не всегда получается сделать это с первого раза. Некоторые бруски определенной породы дерева ломаются только в зафиксированном положении в станке, попытки разбить их на весу или разбить их о партнера приводят к травме.

Частая ошибка, приводящая к травме в тамешивари - это неспособность вовремя остановиться после нескольких неудачных попыток разбивания на демонстрации, когда человек просто не хочет перед публикой "потерять лицо" - случается травма, лечить которую приходится очень долго.

Известно, что JKF в начале 80-х годов отказалась от такого тестирования, как разбивание предметов. Как вы думаете, обязательно ли тамешивари в каратэ?

Максим Дедик: Я практикую киокушин каратэ. Мастер Ояма считал тамешивари обязательной частью каратэ. Тамешивари действительно важно, это разрушает иллюзии о своей слабости (или силе) и это что-то подлинное, потому что находясь "не в духе" серьезное препятствие не разрушить. Тут есть практика "не-ума", когда "решимость делать важнее, чем способность думать". Хоть многим кажется, что это глупо, но именно эта способность отличает выживших в экстремальных ситуациях от погибших, потому что в какой-то момент думать и сомневаться будет некогда. Момент, действие, своевременное действие - тут нет места размышлениям и колебаниям. В этом смысле тамешивари необходимо для развитие решимости. Но увлечение этим аспектом я не приветствую. В конце концов, кирпич действительно не дает сдачи.

Евгений Рыбин: На мой взгляд тамешивари - это обязательный элемент подготовки каратиста. В стиле уэчи-рю это обязательная практика, на которой я настаиваю. У нас даже есть традиция в нашем Окикукай уэчи-рю каратэ додзе - "новогоднее тамешивари", когда накануне нового года, мы разбиваем все, на что готовы в этот момент.

Многие сторонние наблюдатели скептически относятся к ломающимся доскам и кирпичам: мол, "подпилено, надколото". Бывает ли, что какие-либо "мастера" заранее готовят реквизит подобным образом? Много ли таких "мошенников"?

Максим Дедик: Такое есть - есть просто позорники, ломающие "бетонные блоки", которые буквально и сами ломаются, если их неудачно поставишь на стойки. Но лично я никогда в таком не участвовал (подпиливании или чем-то подобном) и таких людей лично не знаю. Среди тех, кого я уважаю, таких людей нет. Часто бывает, что бита или доска с первого раза не ломаются. Вот, например, мой сэнсэй Всеволод Миньков при мне 12 раз бил незакрепленную палку голенью. Это было по-настоящему! Умно, не умно - так вопрос не стоит. Настоящие киокушиновцы все делают по-настоящему.

Евгений Рыбин: Понимаете, в тамешивари есть элемент подготовки материала. Во время демонстрации тамешивари - это элемент шоу, и для зрителей непонятны многие тонкости, поэтому на показательных выступлениях часто все выглядит иначе, чем в додзе, когда ты занимаешься для себя. Часто зритель воспринимает не удавшуюся попытку тамешивари на демонстрации как неподготовленность каратиста, хотя на самом деле часто бывает совсем не так. Пример: я беру брусок для тамешивари 4х5 см для разбивания на публике предплечьем котэ учи, но иногда этот брусок из хвойной породы дерева, которая по виду напоминает мне лиственницу. Я пытаюсь разбить, но брусок только трещит, но не ломается, партнер не может удержать его на весу в руках. Для зрителя это неудавшаяся попытка тамешивари бруска 4х5, для меня неправильный выбор дерева, которое можно разбить только в станке, хотя это тот же брусок.

Многие видят, как мастер подкладывает полотенце или тряпочку на лед или черепицу, и неверно истолковывает увиденное, хотя на самом деле это делается, чтобы не порезаться об осколки во время разбивания.

Конечно, есть люди, которые пользуются некомпетентностью зрителя и ломают "надпиленное и надколотое", но отсюда и вывод, что его боевое искусство такое же "надпиленное и надколотое".

В сети много статей о тамешивари, в которых говорится, что "зазор решает". Можно ли разбивать предметы, наложенные друг на друга без зазора-расстояния между ними?

Максим Дедик: Все можно. Я никогда не ломал ничего с зазорами и не знаю какими они должны быть. По-моему, именно здесь начинаются "фокусы".

Евгений Рыбин: Сложнее разбивать предметы без зазора, это единый монолит, материалу нет места для смещения. Но часто зритель не оценивает эту демонстрацию. Для зрителя есть две вещи: разбил или нет! Поэтому многие каратисты придерживаются принципа "разбить много (количество в одной пачке но с прослойкой) и красиво (с первого раза)", потому что "сложно и трудно" порой не ценят.

Есть ли общепринятые правила проведения тамешивари?

Максим Дедик: Если говорить о соревновательном тамешивари в киокушине, то это происходит следующим образом: бойцы, прошедшие в финальную часть соревнований, (в весовых турнирах это 4 человека, в абсолютных чемпионатах - 8 человек), ломают доски движениями Сюто (ребро ладони), Сейкен (кулак), Хидзи (локоть) и Какато (пятка). Доска стандарт - 2,5 см толщиной. Доски кладут друг на друга без всяких зазоров. Судья следит за тем, чтобы доски были без трещин и не слишком кривые. Касаться досок до команды "Хаджимэ!" нельзя. Обычно я ломал 3-4 доски на Сюто, 4-5 на Сейкен, 6-7 на Хидзи и столько же на Какато. В сумме набирается 20-25 досок, если не было неудачной попытки. Если попытка неудачная, то боец бьет минимум - 2 доски.

Эти результаты важны, если кумитэ не определит победителя, тогда боец, сломавший больше досок, побеждает. Но я всегда ломал посильное количество, никогда не шел на рекорд. Потому что лучше иметь целые кулаки и победить в кумитэ, чем сломаться и драться одной рукой. Это глупо. Результат на соревнованиях по тамешивари зависит и от качества досок, иногда они ломаются легко, а иногда и две не сломаешь.

Есть ли разница, что и как ломать: доски, кирпичи, лед, что-то еще? Какой материал поддается и ученикам, а какой подвластен только ударам мастера?

Евгений Рыбин: Естественно, есть разница, как и что ломать. Лед смотрится очень эффектно, но есть сложность в транспортировке и подготовке материала. Самый частый и надежный способ разбивания - это доски кулаком сэйкен дзуки, это менее травматично, дает возможность увидеть свои слабые стороны. Я бы больше сделал акцент на ударных поверхностях, для новичка это кулак или ребро ладони, подушечка пальцев (коши), локти. Для новичка, конечно, лучше пробовать свои силы на досках, а еще лучше на современных многоразовых пластиковых дощечках для разбивания, это хороший способ практики, тем более, сейчас их много видов по плотности и сложности разбивания. Для мастера это, конечно, способность отточить свои "коронные" удары, специфичные для вида борьбы, что он практикует. Например, для меня это удары кончиками пальцев ноги и руки, особенность стиля уэчи-рю. Разбить толстый брусок или бейсбольную биту кончиками пальцев ноги - это очень сложно, не каждому под силу.

Максим Дедик: На самом деле, я не очень люблю тамешивари, особенно с возрастом, поэтому не очень в этом разбираюсь. Ученики бьют стандартные доски по 2,5 см размером примерно 25 на 35 см. Мастера бьют доски по 4-5 см. Льдины ломаются, но бить их больно, говорят, как бетон. Биты - серьезный противник, не каждый сломает голенью биту. Но в киокушине крутым считается бить биту, закрепленную только с одной стороны. Теперь еще есть новый трюк - бьют не маваси, а учи-хайсоку-гери - это хлесткий удар и это действительно удивительно. Меня лично впечатляет тамешивари мастера Ояма - отбивание горлышка бутылки. Это реально круто! И еще я видел тамешивари мастера окинавского каратэ, он ломал биту вертикальным кулаком. Вот это мне показалось настоящим вызовом. В целом, я не советую этим слишком увлекаться. Во всяком случае, если вы не укрепляете свои ударные поверхности практически ежедневной практикой макивары. Потому что с дуру можно, как говорится. В общем, кулак надо формировать, а не деформировать. Это важно!

karate03

karate03

karate03 запись закреплена

"Зачем каратисты разбивают доски, лед и кирпичи"

Изначально, тамесивари (разбивание предметов) использовали как способ проверки своих способностей «смертельного, сокрушающего удара». Чтобы во время ведения поединка, не искалечить своего партнера , стали использовать тамешивари. Позднее в 20-ых годах прошлого столетия, Окинавские Мастера использовали практику тамешивари в показательных выступлениях центральной Японии, как демонстрацию силы и сверх способностей человека.
Сегодня тамешивари, стало такой же обязательной дисциплиной во многих школах каратэ, как кумитэ и ката. Проводятся соревнования по разбиванию предметов, ставятся рекорды мирового уровня.
Представители боевых искусств, разбивают древесину, кирпичи, черепицу, металлические пластины, камни, различные строительные материалы, кокосы, лед.
Существуют несколько видов тамешивари: первый способ, когда каратист разбивает предметы, при чем, предметы располагаются в различных положениях и плоскостях. Второй способ, это когда об каратиста разбивают различные материалы, обычно это древесина (бруски дерева). Третий способ это когда каратист сам держит предметы и разбивает их, или делает это на весу в безопорном положении.
- В чем главное назначение тамесивари? Зачем каратисты ломают доски, лед и кирпичи?
Сейчас, искусство тамешивари, стало не просто проверкой на силу своего удара, но и как психологическая подготовка каратиста. Есть способ, когда об тебя разбивают бруски древесины, это способ концентрации, умение сосредоточиться, психологически подавить в себе страх. Ну и конечно же, тамешивари это испытание своего «коронного» удара.
Важный момент, это повторная последовательная попытка разбить предмет, когда после неудачной попытки, человек преодолевая боль и страх, снова пытается разбить предмет. Преодоление страха и боли. Однажды я посмотрел видео ролик, где один человек при попытке тамешивари сломал голень ноги, после этого я долго не мог ничего ломать голенью, мне просто было страшно, так вот преодоление страха, это важный этап.
- Можно ли сказать, что тамесивари - это просто разбивание досок, льда и кирпичей?
Конечно же, изначально разбивание предметов не было простым разрушением чего-либо. Способность победить материю, умение сконцентрироваться, правильно приложить все компоненты удара, технику, скорость, «набитую» подготовленную поверхность человека, сложить все воедино, только тогда можно достичь разрушительного эффекта. Возможность понять свои недостатки в ударе, недостаточную подготовленность тела, тамешивари дает шанс понять все это.
- В каком возрасте и начиная с какого уровня подготовки можно заниматься тамесивари?
Можно и детям давать разбивать предметы, и новичкам, важно, что бы это было не в ущерб здоровью. Пример, я учу детей удару ногой мае гери (шомен гери), но они не могут понять, что важный момент удара ногой, это сочетание компонентов скорости и силы, правильной техники. Я беру специальную доску для многоразового разбивания (специальная пластиковая доска с пазовым соединением) и даю детям разбить ее, лишь несколько детей могут разбить ее ударом ноги, хотя рукой разбивают почти все. Недостаток скорости и приложения силы, не дают им разбивать ее ногой. На этом примере я стимулирую их работать над собой. Психологический момент, способность концентрации в ударе, для новичка очень важен, после определенного срока занятий это результат который можно увидеть, разбитая доска как итог его тренировок.
- Какие главные ошибки допускаются в тамесивари? Как их избежать? К чему эти ошибки могут привести?
Очень часто, люди пытаются за счет простой механической силы и веса каратиста, компенсировать недостаток скорости и техники. Вот пример, партнер держит достаточно большую пачку досок, Мастер пытается разбить их кулаком сэйкен дзуки, но из-за недостаточной скорости, не может разбить эту пачку досок, она (пачка досок) буквально амортизирует удар в руках держащего человека, поскольку партнер не может удержать их на весу (в руках). Если бы эта же пачка стояла в станке (тренажер для разбивания предметов), он бы легко сломал бы эти доски, поскольку станок позволяет разрешить эти огрехи скорости. Но и имея хорошую скорость, Мастер смог бы разбить более толстую пачку в станке. Я часто на показательных выступлениях ломаю брусок сечением 4Х4 или 5Х5, предплечьем котэ учи, но из-за того что на весу, партнеру, тяжело удержать такой брусок, не всегда получается сделать это с первого раза. Некоторые бруски определенной породы дерева, ломаются только в зафиксированном положении в станке, попытки разбить их на весу, или разбить их об партнера приводят к травме.
Частая ошибка, приводящая к травме в тамешивари, это не способность вовремя остановиться, после нескольких неудачных попыток разбивания на демонстрации, когда человек, просто не хочет перед публикой потерять «лицо», случается травма, лечить которую приходится очень долго.
- Как вы думаете, обязательно ли тамесивари в каратэ?
Я уже говорил выше, что на мой взгляд тамешивари, это обязательный элемент подготовки каратиста. В стиле Уэчи рю, это обязательная практика, но которой я настаиваю для своих учеников. У нас даже есть традиция в нашем Окикукай Уэчи рю Каратэ додзе, это «новогоднее тамешивари», когда накануне нового года, мы разбиваем все, на что готовы в этот момент.
- Многие сторонние наблюдатели скептически относятся к ломающимся доскам и кирпичам: мол, "подпилено, надколото". Бывает ли, что какие-либо "мастера" заранее готовят реквизит подобным образом? Много ли таких "мошенников"?
Понимаете, конечно в тамешивари есть элемент подготовки материала. Во время демонстрации это элемент шоу, и для зрителей непонятны многие тонкости, поэтому на показательных выступлениях часто все выглядит иначе, чем в додзе, когда ты занимаешься для себя. Часто, зритель воспринимает, не удавшуюся попытку тамешивари на демонстрации, как неподготовленность каратиста, хотя на самом деле часто бывает совсем не так. Пример, я беру брусок для тамешивари 4Х5, для разбивания на публике, предплечьем котэ учи, но иногда этот брусок из хвойной породы дерева, которая по виду напоминает мне лиственницу. Я пытаюсь разбить, но брусок только трещит но не ломается, партнер не может удержать ее на весу в руках. Для зрителя это неудавшаяся попытка тамешивари бруска 4Х5, для меня неправильный выбор дерева, которое можно разбить только в станке хотя это тот же 4Х5, два разных бруска одним и тем же сечением 4Х5 см. Конечно, есть люди кто пользуется не компетентностью зрителя, и ломает «надпиленное и надколотое», но отсюда и вывод, что его боевое искусство такое же «надпиленное и надколотое».
Многие видят, как Мастер подкладывает полотенце или тряпочку на лед или черепицу, и неверно истолковывает увиденное, на самом деле это что бы не порезаться об осколки во время разбивания.
- Можно ли разбивать предметы, наложенные друг на друга без зазора-расстояние между ними? Какими должны быть зазоры?
Сложнее разбивать предметы без зазора, это единый монолит, материалу нет места для смещения. Но часто зритель не оценивает эту демонстрацию. Для зрителя есть две вещи, разбил или нет. Поэтому многие каратисты придерживаются принципа разбить много (количество в одной пачке но с прослойкой) и красиво (с первого раза), чем сложно и трудно, порой этого не ценят. Зазоры в материалах, чем больше и выше, тем легче разбивать.
- Есть ли общепринятые правила проведения тамесивари?
Если говорить о соревнованиях, то есть конечно, на турнирах чаще ломают доски, древесину. Чаще всего используется кулак, или ребро ладони, локти, есть всего несколько попыток.
- Есть ли разница, что и как ломать: доски, кирпичи, лед, что-то еще? Какой материал поддается и ученикам, а какой подвластен только ударам мастера?
Естественно есть разница как и что ломать. Лед смотрится очень эффектно, но сложность в транспортировке и подготовке материала. Самый частый и надежный способ разбивания это доски и кулаком сэйкен дзуки, это менее травматично, и дает возможность увидеть свои слабые стороны. Я бы больше сделал акцент на ударных поверхностях, для новичка это кулак или ребро ладони, подушечка пальцев (коши), локти. Для новичка конечно лучше пробовать свои силы на досках, а еще лучше на современных многоразовых пластиковых дощечках для разбивания, это хороший способ практики, тем более сейчас их много видов по сложности и плотности разбивания. Для Мастера это конечно, способность отточить свои «коронные» удары, специфичные для вида борьбы что он практикует. Например для меня, это удары кончиками пальцев ноги и руки, особенность стиля Уэчи рю. Разбить толстый брусок или бейсбольную биту кончиками пальцев ноги это очень сложно, и не каждому под силу.

Читайте также: