Зачем древние люди оставляли отпечатки ладоней на стенах пещер

Обновлено: 09.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Ладушки": от пещерных отпечатков до президентской присяги

Что общего между отпечатками ладоней на стенах древних пещер, игрой "в ладушки", изображениями Богоматери на средневековых иконах и присягой на Конституции?

Подавляющее число "рук" выполнено "негативным" способом, когда ладонь прикладывается к стене, а краска распыляется сверху, например, через трубку, сделанную из полой кости. Больше встречается левых отпечатков, чем правых. Это может быть объяснено тем, что для правши естественно прикладывать левую руку, а правой – орудовать, держать ту же трубку для нанесения краски.

"Леворучные [отпечатки] вообще очень страшные, у многих из них у мизинца нет первой фаланги, потому что она отрубалась во время инициации, во время приобщения к породе людей. Человек доказывал, что он человек и у него нет инстинкта самосохранения. Они себе отрубали каменным топором пальчик. Потеря этой части мизинца да ещё на левой руке не так важна была. Память об этом осталась в немецкой сказке "Гензель и Гретель", в ней ведьма просит [мальчика] просунуть пальчик, чтобы проверить, достаточно ли растолстел, а он всё щепку ей просовывал. Отсутствие части мизинца на левой руке – это признак взрослого человека. Так же, как отсутствие клыков во рту, они их вышибали себе, или им вышибали, позже – закрашивали в чёрный цвет. Потому что это признак зверя, звериные зубы."

С. Агранович. Лекции о сказке и мифе

Отпечатки "увечных" рук из пещеры Коске (Франция).
Изображение из статьи в Journal of Paleolithic Archaeology

Интересно также, что практиковалось нанесение отпечатков не только человеческих рук, но и лап сакральных рептилий.

Выдающийся археолог А. Д. Столяр полагал, что отпечатки рук делались во время инициации и свидетельствовали о выполнении "пещерной" её части "абитуриентом" (так этнографы называют человека, проходящего инициацию), вероятно, в составе целой группы. Отпечатки оставлялись на стене рядом с отпечатками рук предков или поверх них.

"Так с помощью элементарной и действительно вечной записи нити сознания, связывающие соплеменников одного поколения и всю нескончаемую цепь родителей и детей, сплетались в неразрывной прочности родоплеменную ткань."

Столяр А. Д. О «гипотезе руки» как традиционном объяснении происхождения палеолитического искусства // Первобытное искусство. – Новосибирск: "Наука", 1976. С. 22.

Идеи о связи отпечатков рук с коммуникацией как между отдельными людьми или их группами, так и между живыми и мёртвыми, духами, чтимыми предками развивает фольклорист Софья Агранович. Используя лингвистический, археологический, этнографический, фольклорный и мифологический материал, она выходит на широкий пласт смыслов, окружающих символику раскрытой ладони, жеста прикосновения ладонью к сакральным предметам, первоначально – к стене пещеры.

"Когда человек касается ладонью [стены пещеры], как бы запечатывает её, печать кладет, то с другой стороны его касается предок. Ладонь предка прикасается к его ладони и передаёт ему силу, мощь, спасение."

С. Агранович. Лекции о сказке и мифе

С другой стороны, в этой символике присутствует значение разлуки, но такой разлуки, которая мыслилась как иная форма контакта:

"Это разлука и встреча одновременно, единение живых и мёртвых, предков и потомков, осуществляемая через ритуал, в ходе которого живой просит у мёртвого помощи и защиты, включая его в жизнь рода, некий непрерывный хоровод жизни и смерти, встречи-разлуки."

Агранович, Стефанский, С. 82.

Эти смыслы продолжали свою жизнь в разных культурах, в разных формах знаков, ритуалов, обычаев и текстов, многие из которых дошли до нашего времени. Порой на этом долгом пути древний смысл забывался совсем, порой сохранялся в ином, преображённом виде.

Икона "Ярославская Оранта" ("Великая Панагия") (XII-XIII вв.) Фрагмент.
Протянутые к молящимся раскрытые ладони Богоматери несут смысл защиты, заграждения от безбожного пространства хаоса.

"В игре "в ладушки" (в ладошки) играющие касаются ладонями друг друга, вероятно, имитируя встречу, соединение живых и мёртвых, предков и потомков. Показательно, что сейчас эта игра практикуется между ребёнком, сознание которого только пробуждается, и взрослым. Фольклор сохранил и донёс до нас далеко не такую невинную и детскую, как теперь кажется, песенку:

Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Чего ели? – Кашку.
Чего пили? – Бражку.
Кашка сладенькая.
Бражка пьяненькая.

Сохранившийся в этой песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками при помощи касания ладонями."

Агранович, Стефанский, С. 74–75.

"Каша и брага – это полный набор поминальной еды. При этом, обратите внимание, это редко мама делает, это чаще всего делает бабушка. Бабушка здесь заменяет мёртвого предка."

С. Агранович. Лекции о сказке и мифе

Среди других примеров из разных культур и эпох автор называет:
- обычаи, связанные с прикосновением к печи, которая в восточнославянских культурах стала моделью первобытной пещеры (автор также прослеживает родство слов "пещера", "печь", "печать", "печаль", "опека", "упечь", имеющих общую древнюю семантику);
- ритуал прикосновения рук к Стене Плача в Иерусалиме;
- знак Хáмса ("рука Мириам", "рука Фатимы") – еврейский и арабский защитный амулет, изображающий раскрытую ладонь;
- обычай отпечатывать или обводить детскую ладонь на странице письма, адресованного длительно отсутствующему родственнику (чаще всего отцу), который, в частности, был распространён в нашей стране в годы Второй мировой войны;
- "Аллею славы" в Голливуде с отпечатками рук кинозвёзд;
- позу Богоматери "Оранта" (букв. "молящаяся") с поднятыми и раскрытыми ладонями и позу Моисея, удерживающего поднятыми руками вражеские силы во время битвы;
- различные ритуалы присяги, обета, клятвы, заключавшиеся в прикосновении к обрядовому символу: к земле, камню, оружию, книге, сердцу, ладони другого человека;
- игру в салочки, где игроки "застукиваются" ударом ладони о стену, дерево или столб;
- обычаи в современных традиционных культурах Сибири, Австралии, в которых участвуют отпечатки рук.

Президент США Барак Обама с супругой на церемонии инаугурации в Вашингтоне, 2013 г.
Обама приносит присягу на экземплярах Библии, принадлежавших Аврааму Линкольну и Мартину Лютеру Кингу, воспроизводя древний ритуальный жест прикосновения ладони к сакральному предмету. Характерно, что вторая рука при этом поднята и развёрнута ладонью в сторону слушателей и зрителей.

Ученые обнаружили, что отпечатки крошечных «ручек» на стенах египетской пещеры Вади Сура II не являются человеческими отпечатками. Исследователи считают, что древние художники создали такие рисунки с помощью животных.

Скальные фрески пещеры Вади Сура II в Ливийской пустыне были открыты в 2002 году. Все наскальные рисунки сделаны более 8 тысяч лет назад. Из-за многочисленных образов животных ученые назвали это место пещерой животных.

Однако в дополнение к рисункам животных на стенах пещеры были обнаружены многие отпечатки рук, в том числе очень маленькие. Исследователи были в восторге от этого открытия, так как ранние отпечатки детских рук были найдены только в австралийском наскальном искусстве.

Тем не менее, антрополог Эммануэль Оноре заметила, что ладони были слишком малы для людей, и пальцы были слишком длинными. Оноре попросила своих друзей-медиков измерить ручки новорожденных и недоношенных детей и сравнить эти данные с наскальными рисунками. Оказывается, отпечатки в пещере не соответствуют человеческим.

Исследователь заметил, что отпечатки на стене не создавали с помощью доисторических трафаретов, они имеют естественное происхождение. Отпечатки кистей обезьян также не соответствовала рисункам в пещере. Тогда антрополог решил обратить внимание на лапы рептилий. Оказалось, что, действительно, большинство пещерных отпечатков соответствуют лапам ящериц.

В настоящее время ученые проверяют версию отпечатков рептилий. Если это будет подтверждено, то случай обнаружения отпечатков этих животных в пустыне Сахара будет первым в истории.

Конечно, следы на стенах остались, а не сами ящеры. Ученые считают, что древние художники

покрывали лапы ящера охрой и делали отпечатки. Однако точная цель создания таких рисунков по-прежнему остается загадкой.
Ученые рассмотрели множество гипотез о целях пещерной живописи, но не смогли прийти к консенсусу. Согласно одной из версий, наскальная живопись была частью ритуала «охотничьей магии», которая должна принести удачу на охоте. Согласно другому предположению, пещерная живопись была частью шаманских верований, а рисунки были созданы шаманами древних племен. Недавние исследования показали, что большинство взрослых пальмовых отпечатков сделаны женщинами.

Картинки по запросу Зачем древний человек оставлял отпечатки своих ладоней на стенах пещер

На вопрос: «Почему древние люди оставляли отпечатки рук рядом с рисунками?», Обычно говорит археолог Дин-снег: «У меня нет точной идеи, но мне нравится думать, что отпечатки похожи на то, что кто-то говорит: « Это мое. Я сделал.»

Наскальная живопись – своеобразный «подарок», сохранившийся до наших дней с доисторических времен. Несмотря на то, что ученым удалось обнаружить первобытные рисунки в разных уголках мира, одной из известнейших пещер, где хранятся «следы» прошлого, признана аргентинская пещера «Куэва-де-Лас-Манос» .

В переводе с испанского языка название «Куэва-де-Лас-Манос» означает «Пещера рук» , что вполне соответствует ее «облику». На стенах можно увидеть следы ладоней, обведенные по трафарету. Исследователи утверждают, что эти изображения были оставлены около 10 тысяч лет назад. Техника их создания проста: первобытные люди набирали в рот краску и распыляли ее вокруг ладони при помощи специальной трубки.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Больше всего «рук» можно увидеть на камне при входе в пещеру. Как правило, изображены левые ладони, поскольку правой, предположительно, художники держали инструмент. Кроме древнейших рисунков, здесь есть и более поздние отпечатки, которые наслаиваются на первобытные. Для рисования были использованы натуральные краски: оксид железа для получения красного и фиолетового цвета, каолин – для белого, нетроярозит – для желтого, оксид марганца – для черного.

В пещере можно увидеть изображения солнца, людей, животных, а также геометрические и зигзагообразные узоры

В пещере можно увидеть изображения солнца, людей, животных, а также геометрические и зигзагообразные узоры

Помимо отпечатков рук, в пещере можно увидеть изображения солнца, людей, животных, а также геометрические и зигзагообразные узоры. Есть и разнообразные сцены из жизни охотников: окружение добычи, засада, нападение. На рисунках в руках у охотников можно увидеть специфическое оружие – болу, каменные шары на ремнях.

Ученые считают, что отпечатки ладоней на стенах имели ритуальное значение, таким образом, скорее всего, происходил процесс инициации, перехода во взрослую жизнь. Сегодня пещера «Куэва-де-Лас-Манос» - одна из известнейших достопримечательностей Патагонии, крупнейший доисторический памятник наскальной живописи.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В 1985 году ныряльщик Анри Коске недалеко от мыса Моржю в окрестностях Марселя на глубине 37 метров нашел узкий проход в скале. Тогда он и не предполагал, какое важное открытие ему еще предстоит сделать. В течение шести лет подводник исследовал туннель, медленно и осторожно продвигаясь по нему вглубь скальной породы.

В результате он добрался до пещеры, стены которой были украшены наскальной живописью. Оказалось, что самые старые рисунки были нанесены примерно 29 тысяч лет назад. Среди них – 65 отпечатков ладоней, на которых отсутствуют фаланги некоторых пальцев.

Сейчас вход в подводную пещеру расположен на глубине почти 40 метров. Но это легко объяснить повышением уровня Средиземного моря в период палеолита – из-за таяния ледников. Чтобы добраться до пещеры, необходимо проплыть 175 метров подводного туннеля, поднимающегося вверх. На преодоление этого расстояния ныряльщику Анри Коске пришлось потратить долгих шесть лет. И только в 1991 году он наконец смог попасть в пещеру.

Подводный зал в отличие от туннеля расположен выше уровня моря и лишь слегка подтоплен водой. На стенах этого зала ныряльщик увидел большое количество изображений, часть из них были нанесены краской, а часть – нацарапаны.

Среди изображений чаще всего встречались животные: лошади, бизоны, олени, горные козлы, разные представители кошачьих, тюлени и пингвины. Как правило, все животные нарисованы с большими животами и непропорционально тонкими конечностями. Самыми необычными среди всех являются изображения неизвестного существа, которые были найдены в северной части пещерного зала. Эти существа, судя по рисункам, имели круглые туловища, небольшие головы и торчащие в стороны то ли лапы, то ли крылья.

Ученые, которые исследовали древние наскальные рисунки подводной пещеры, долго не могли однозначно ответить – кого именно рисовали древние: черепах, пингвинов или динозавров. В итоге все сошлись на мнении, что это – бескрылая гагарка, ныне истребленная. Хотя еще в 19 столетии она встречалась в Европе и по своему виду действительно напоминала пингвина – летать не умела и больше проводила времени в воде, чем на суше.

Все рисунки выполнены в контурном стиле, в основном – черной, реже – коричневой краской. Часть изображений вырезаны на поверхности скальной породы. Как выяснили исследователи, краску наносили с помощью кисточки, изготовленной из трубчатой кости, на кончике был закреплен пучок шерсти. Краску, скорее всего, изготавливали из животного жира и натуральных красителей, таких как мел, охра, уголь.

Однако большую часть самых древних рисунков пещеры Коске составляют отпечатки человеческих рук. Ориентировочный возраст этих отпечатков составляет около 28–29 тысяч лет. Их обнаружили в восточной части пещеры. Ученые предполагают, что посредством этих отпечатков древние люди указали путь от входа к большой шахте пещеры.

Каким образом рисовали именно эти изображения – пока точно неизвестно. Есть два варианта: окунали руку в краску и прикладывали ее к поверхности стены, или прикладывали чистую руку к стене, а вокруг нее разбрызгивали краску.

Но на всех отпечатках есть одна повторяющая странность: на них отсутствуют фаланги пальцев – иногда всех, кроме большого. Эту загадку ученые не могут разгадать до сих пор. Вначале предполагали, что отсутствие фаланг пальцев являлось вполне объяснимым – первобытные люди могли терять пальцы из-за ранений, гангрен, обморожений или во время охоты. Но тогда почему на всех рисунках неизменно присутствует большой палец?

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!

Эволюция человечества начиналась миллионы лет назад и не заканчивается до сих пор. За столь огромный срок люди постоянно приспосабливались к условиям жизни на планете, меняя свой образ жизни. Последнее время человечество в своем большинстве ведет оседлый образ жизни, редко выезжая из своих городов или стран, но десятки тысяч лет назад наши предки были вынуждены кочевать практически круглый год. Адаптируясь к меняющимся условиям, людям приходилось искать убежища, где можно укрыться от холода и хищников.

Больше всего везло тем, кому довелось найти местность, на которой можно было всегда найти пропитание и укрытие от погоды. Поэтому люди древности предпочитали жить в пещерах, ведь те гарантировали безопасность и не вынуждали постоянно кочевать. В одной пещере могло смениться более десяти поколений, ведь технологии того времени не позволяли соорудить ничего, что по безопасности могло заменить природный дом.

В пещерах проходила большая часть жизни предков современного человека, поэтому исследователи со всего мира находят бывшие убежища, где древние люди оставили множество следов своего быта. Особую ценность представляют предметы творчества, которые расширяют представление о жизни людей прошлого. Большой популярностью среди археологов и туристов пользуется «Пещера рук» в Аргентине , ведь найденные в ней следы позволили установить, что люди жили в ней в период с 13 000 по 9000 лет до н.э.

Почему пещера так называется?

Название дома наших предков возникло благодаря стенам, которые усеяны отпечатками ладоней людей, тысячелетиями населявших эту пещеру. Используя природные красители, добытые из растений, обитатели пещеры наносили их вокруг своей ладони, буквально оставляя свой след в истории человечества. Тысячи рук навсегда остались в этой пещере.

Примечательно, что размер отпечатков гораздо меньше ладони среднестатистического мужчины! Это наводит на версию, что оставление следа на стене являлось чем-то в роде ритуала, когда человек достигал определенного возраста и, вероятно, по меркам того времени, начинал свою взрослую жизнь. Человечество прошлых лет было физически более развито, размеры их также были крупнее, значит, отпечатки не могли принадлежать великовозрастным представителям вида.

Читайте также: