Зачем бревно на танке

Обновлено: 28.03.2024

Танкист опять недоумеваэ - зачем на танке бревно? Вариантов очень много, но истина, как это и должно быть - одна. Если не знаешь ответ, найдешь его в этой маленькой статье с фото примером и видео (в самом конце).

Неправильные варианты ответа на вопрос - почему на многих танках висят бревна:

  • для защиты от ударов с другими танками;
  • для введения врагов в замешательство;
  • для обеспечения плавучести (чтобы не тонули);
  • укрепление конструкции слабых танков;
  • муляж баков;
  • если кончатся боеприпасы, запустить бревно во врага;
  • так удобнее подниматься на танк;
  • для разведения костра;
  • генерал так перевозит стройматериалы для своей дачи;
  • ну и так далее.

А теперь правильный ответ!

Бревно самовытаскивания.

Танк хоть грязи и не боится, но даже он способен застрять. Особенно это касается мягкой или болотистой почвы - сесть здесь на брюхо боевой машине не составит труда.

Так вот если мехводу посчастливилось встрять где-нибудь, то помимо люлей от командира и последующей ебли проблемы с вытаскиванием, придется вспомнить, чему его учили в учебке на счет бревна. И если в голову приходит что-то из первого списка, то не завидую я такому горе-экипажу.

Делать надо вот что:

Специальными тросиками по хитрой технологии бревно крепится прямо к гусеницам танка. Делается это спереди или сзади в зависимости от ситуации (куда проще выехать). Затем танк начинает движение и, если повезет, потихонечку выползит. Объяснять долго, проще один раз увидеть:

бревно самовытаскивания технология крепления на танке

По сути тот же принцип, что и у цепей на покрышках в непогоду, или подложенных веточек под колеса авто, только гораздо хардкорнее! На столько хардкорно, на сколько хардкорны сами танки. Чаще чем всегда бревно после таких покатушек ломалось и приходилось искать новое, осваивая профессию дровосека (или бобра).

Внешний вид "бревна самовытаскивания":

бревно самовытаскивания в действии

Еще одно бревнышко на танке поменьше:

зачем бревно на танке ответ

Стоит еще упомянуть, что такие бревна спасают любую гусеничную технику, не только танки. БТРы, вездеходы, тракторы - почти на всех можно встретить бревна. Обещанное видео тому подтверждение (мотайте сразу на время 5:40):

Несмотря на кажущуюся популярность «танковой» темы, до сих пор можно встретить вопрос о назначении бревна на советских и российских танках. Ведь с рождения бронетанковых сил до сегодня – это неотъемлемый атрибут гусеничных бронемашин. Казалось бы – зачем на дорогой и высокотехнологичной машине кусок дерева? Но, как известно – в армии нет ничего лишнего, потому сегодня мы поговорим о бревне самовытаскивания.

"Тактическое бревно" стало прочно ассоциироваться с советской бронетехникой. Несмотря на открытость информации, мифы о его предназначении до сих пор встречаются.

"Тактическое бревно" стало прочно ассоциироваться с советской бронетехникой. Несмотря на открытость информации, мифы о его предназначении до сих пор встречаются.

История

Бревно как средство эвакуации застрявшего танка использовалось еще в первом танке в истории - британском Mark IV

Бревно как средство эвакуации застрявшего танка использовалось еще в первом танке в истории - британском Mark IV

В середине 19-го века был изобретен гусеничный движитель. Казалось бы, проходимость машин с этим изобретением достигла небывалых высот, и появившиеся в начале 20-го века танки продемонстрировали это, преодолевая «лунные пейзажи» избитых артиллерией полей Первой мировой. Но нет ничего идеального, и даже мощный танк может безнадежно застрять. Как тогда быть? Ответ нашелся сам собой. Еще в Первую мировую войну англичане на первых танках Mark IV стали подвешивать прямоугольные бревна с цепями. Так называемое «unditching beam» крепилась к гусеницам застрявшей машины, помогая ей преодолевать сложные участки. Бревно надежно фиксировалось под весом машины в вязком грунте, а танк использовал его в качестве опоры.

Первая мировая война, британский танк Mark IV с бревном, установленным на гусеницах для вытаскивания машины. Пионеры танкостроения, что не удивительно, первыми осознали ценность бревна самовытаскивания

Первая мировая война, британский танк Mark IV с бревном, установленным на гусеницах для вытаскивания машины. Пионеры танкостроения, что не удивительно, первыми осознали ценность бревна самовытаскивания

Несмотря на простоту и эффективность бревна, у этого способа был один минус: минимум два члена экипажа должны были долгое время находиться вне броневого укрытия – под угрозой вражеского огня. А процесс установки бревна и его крепления на траках – дело долгое и непростое. Действенный способ упрощения процедуры был предложен в СССР. В 1930-х Экспериментальные мастерские Приморской группы ОКДВА (Особая Краснознаменная Дальневосточная армия) возглавлял Анатолий Федорович Кравцев. В силу потенциального театра боевых действий – с болотами и рисовыми полями, вопрос проходимости танков вставал особенно остро. Даже относительно легкие Т-26 и БТ безнадежно застревали в размытом грунте. В этих условиях Кравцеву и пришла мысль о специальных «крюках». Суть была проста: в пространство между звеньями гусениц крепили два крюка (плечевые упоры), под которые укладывали подходящее бревно. Крюки отталкивались от бревна, которое становилось большим и эффективным грунтозацепом. Сохранив принцип, предложенный британцами, А.Ф. Кравцев рационализировал его, сократив время подготовки машины к эвакуации.

Эвакуация застрявшего БТ-2 с помощью "крюков Кравцева". Приспособления крепились в пространство между траками, и при движении гусеницы опирались на бревно.

Эвакуация застрявшего БТ-2 с помощью "крюков Кравцева". Приспособления крепились в пространство между траками, и при движении гусеницы опирались на бревно.

Любой знает, что танк — грозная боевая машина. Все в нем четко просчитано и продумано. Любая деталь — даже обычное бревно — к месту. Однако мало кто из «гражданских» осведомлен, зачем экипаж танка пристраивает к нему это самое бревно.

Жизненные реалии

Использование тяжелой военной техники сильно повышает шансы армии на победу. И хоть «живут» танки в бою всего несколько минут, без этого грозного оружия даже в современных условиях супертехнологий пока не обойтись.

Первые танки были опробованы на полях сражений уже в Первую мировую. Тогда боевые машины с целью экономии ресурсов доставляли прямо к передовой. И даже невзирая на это, с гусеничной техникой было море проблем.

Их выявила битва при Сомме (Франция, 1916). Во время этого продолжительного сражения — с июля по ноябрь — и была испытана первая бронированная гусеничная техника. Ее применили войска союзников, что позволило деморализовать немецкую армию.

Однако успех шел рука об руку с досадными промахами. Британцы планировали ввести в бой 49 танков, но против немцев выступили только 32 машины. Остальные вышли из строя из-за поломок и застряли в болоте. Вот тогда-то и стали очевидными уязвимые места танков: огромный вес и малая маневренность.

Простое решение

Любая бронированная машина на гусеничном ходу очень много весит. Масса БМП-2, например, равна 14 тоннам. Если такая махина застревает в болоте, ее не вытащишь буксиром. Не поможет и рота солдат. Из-за своего веса танк быстро погружается в грязь и застревает в ней намертво.

Вот тут-то и пригождается бревно. Его бросают под гусеницы перпендикулярно ходу танка спереди или сзади — в зависимости от того, куда удобнее двигаться, — и фиксируют специальными тросами. Машину заводят, гусеницы поднимаются на бревно и вытаскивают бронетехнику из трясины.

Уже во Вторую мировую советские войска повсеместно использовали бревна. Их крепили цепями и возили с собой всегда. Территория Советского Союза изобиловала лесами, в которых можно было раздобыть сколько угодно бревен.

Очищенный от веток ствол дерева, закрепленный на корпусе танка, получил название «бревно самовытаскивания». Это гениальное в своей простоте приспособление позволяло экипажу танка быстро преодолевать непроходимые болота, которых на огромных просторах Родины всегда хватало.


Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

Танк — это вам не шуточки, а грозная боевая машина, обвешанная орудиями смерти! Но кроме привычных всем пушек, пулемётов и гусениц на нём частенько можно увидеть самые странные навороты. И по степени непонятности одно из первых мест занимает обычное бревно. Казалось бы, зачем оно на танке? Мы разобрались.

Пятнадцать человек на сундук Роммеля!

Самые первые танки никаких посторонних элементов на себе обычно не возили. У них и себя таскать получалось не очень, хоть их и доставляли к самой линии фронта.

Во время Первой мировой войны в ходе битвы на Сомме из 49 танков 17 сломались ещё до начала атаки, девять — после начала, а пять застряли в болоте, поэтому в бою приняли участие только 18 машин.

Но со временем танки начали ездить всё дальше, а ломаться — чуть реже.

Экипажу потребовался набор инструментов, которые помогли бы облегчить суровые тяготы службы.

Ликбез: зачем танку бревно

Для замены фрагмента гусеницы ( трака) даже на современных танках требуются кувалда и лом а также помощь такой-то матери . Обычно их крепят на бортах, поскольку люки в танках не очень-то широкие, и таскать через них туда-сюда тяжёлые и габаритные инструменты мало кому по душе.

Разумеется, это не всё.

Схема размещения ЗИП на танке Т-34-85

На танке Т-34-85 снаружи прикрепляли: печь для обогрева танка, поперечную пилу, брезент, большую саперную лопату, трос и много чего ещё. И если командир экипажа не лопух, лопат у него будет больше, чем одна: окоп для танка нужен большой, копать его до-олго…

Небольшие детали обычно укладывали в специальные ящики. Тут особо отметились немцы.

Ликбез: зачем танку бревно

Для танков « Африканского корпуса» придумали специальный ящик, крепившийся позади башни. В шутку его назвали « сундуком Роммеля» — по фамилии генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля.

Ликбез: зачем танку бревно

Кстати, у современных американских танков « Абрамс» за башней прикрепили специальную корзину. Судя по фото, её регулярно наполняют всяческим барахлом. Вроде бы « авоськой Шварцкопфа» корзинку пока не называют; хотя, может, просто не говорят посторонним.

От бетона до кроватки — всё для танка на оградки!

Очень быстро танкисты поняли, что брони у танка много не бывает. Это конструкторам в тёплых кабинетах легко рассуждать о сочетании защиты и подвижности, они-то в лоб на вражеские пушки не поедут.

Одним из наиболее простых способов укрепления стало выкладывание на лобовую броню траков.

Если траков доставали побольше, то ими усиливали и другие поверхности. Иногда под таким защитным слоем с трудом можно было узнать первоначальную машину.

Ликбез: зачем танку бревно

Например, для Т-34 в ходе войны испытывали дополнительное бронирование… из бетона. Зимой же вообще хотели обойтись смесью льда с опилками.

Ликбез: зачем танку бревно

Впрочем, в СССР всё же не стали запускать подобное чудо в серию. А вот американские танкисты, столкнувшись после высадки в Нормандии с неприятной привычкой « тигров» и « пантер» пробивать « шерманы» насквозь, усиливали броню как цементом, так и просто мешками с песком.

Ликбез: зачем танку бревно

По другую сторону земного шара тигры водились только обычные, полосатые и с хвостами. Но в джунглях, в свою очередь, попадалось много японских смертников с шестовыми магнитными минами. Спасаясь от них американские танкисты обшивали борта танков досками — авось, не прилипнет.

С появлением у пехоты противотанковых гранатометов с кумулятивными гранатами в ход пошли многочисленные сетки и решётки.

Их задача была не дать « куме» взорваться прямо на броне. Кроватные решётки, вопреки легенде, для этого подходили плохо: « фаустпатрон» легко проминал их до борта.

Ликбез: зачем танку бревно

Впрочем, это не мешает производителям наборов для моделирования на основе нескольких фотографий одного Т-34/85 с « сетками» ( причем не кроватными, а, скорее, секциями забора) предлагать всем желающим экзотику: « T-34/85 with Bedspring Armor».

Ликбез: зачем танку бревно

Хотя других экзотических конструкций в этом деле тоже хоть отбавляй. В местах, где можно получить в борт гранату РПГ, танки очень быстро обрастают решетчатыми конструкциями.

Ликбез: зачем танку бревно

Вариантом « сетчатой» защиты также стали цепи с грузом. Ими украсили, например, израильскую « меркаву», и это вовсе не деталь национального колорита.

Ликбез: зачем танку бревно

Продвинутый вариант борьбы с « кумой» — « динамическая защита». Это коробки со взрывчаткой, которая при попадании в неё снаряда должна встречным взрывом ослабить кумулятивную струю. Однако далеко не всем нравится идея добровольного обвешивания взрывчаткой. Да и пехота наверняка постарается держаться от такого танка дальше, чем от обычного: прилетит-то лишь ему, а рванёт потом так, что всем мало не покажется.

Ох, нелёгкая это работа — танк засевший тащить из болота!

Как мы уже говорили, застревать в болотах и других неподходящих местах стало для танкистов профессиональной традицией ещё с первого боя на Сомме. Выдернуть из грязи много тонн брони — задача не из лёгких, особенно если под рукой нет в наличии тягача.

Одним из способов помочь танку « самовыкопаться» стало применение бревна.

С помощью тросов его закрепляют на гусеницах и затем при движении протаскивают под машиной. А поскольку подойдёт далеко не всякое бревно, да и просто местность может оказаться не сильно-то лесистая, подходящее полешко спокойнее возить с собой.

Ликбез: зачем танку бревно

Штука хорошая — после недавнего снегопада многим водителям бы пригодилась, в комплекте с гусеницами.

Танк является грозной боевой машиной. Постепенно, в ходе использования в боевых условиях, на ее броне появлялись различные предметы. Это могли быть странного вида отверстия в корпусе, ведро, надетое на дуло танковой пушки, и простое бревно на корпусе танка, что у обычного человека могло вызывать вопросы. В реальности, у каждого из этих элементов была своя собственная задача.

Ведро, надетое на ствол. Во время Второй Мировой войны, одним из козырей немецкой армии были одни из самых сильных - бронетанковые войска. В их число входили легкие танки, средние бронированные машины и тяжелые танки большой мощности. Немецкие «Пантеры» и «Тигры» являли собой довольно грозную боевую силу. В СССР основными танками были Т-34-85.

Для чего экипажу танка нужны бревно, ведро и добавочные отверстия на кузове

Армия СССР была вооружена и тяжелыми танками ИС-2, представлявших особую опасность для немцев. Если смотреть с расстояния, то корпуса у них были почти идентичны. Единственным отличием танка «Иосиф Сталин» было заметное утолщение в дульной части ствола, выполнявшее роль дульного тормоза.

Для обмана вражеских бойцов, танкисты СССР начали скрывать отличительные признаки ИС-2, надевая ведро на ствол. Т-34 отличались маневренностью, что придавало им преимущества на поле боя. Со временем, немцы догадались об обмане, но эта стратегическая хитрость дала возможность сохранить немало машин и солдат.

Для чего экипажу танка нужны бревно, ведро и добавочные отверстия на кузове 3

Бревно. Поначалу танковый корпус не был загружен предметами, в полной мере не относившихся к выполнению боевых задач. Там производилась установка только вооружения. Первые выпущенные танки не могли похвастаться особой мощностью, так что лишний груз для них был только минусом. Немало из них просто были выведены из строя еще до начала боевых действий, застревая в грязи на местности болотистого характера.

Для чего экипажу танка нужны бревно, ведро и добавочные отверстия на кузове 4

На практике было показано, что в условиях, приближенных к боевым, для получения возможности полноценной эксплуатации танка, следует иметь на борту набор определенных инструментов. Основными из них становились всем известные лом и кувалда. Кроме того, на броне танка могли быть размещены печка, брезент, лопаты, трос, и поперечная пила. Также были оборудованы особые ящики, где хранились детали и запасные части небольшого размера. Это было характерно даже для обновленных моделей танков Abrams американского производства, где сзади башни была установлена корзина для всяких мелочей.

Для чего экипажу танка нужны бревно, ведро и добавочные отверстия на кузове 5

Постепенно, накапливая опыт, танкисты поняли, что наличие дополнительных предметов на наружной части брони приводит только к ее усилению. Поэтому они стали укладывать туда запасные траки, мешки, наполненные песком, и даже кроватные сетки.

Для чего экипажу танка нужны бревно, ведро и добавочные отверстия на кузове 6

Во время боевых действий, для защиты от немецких смертников с наличием мин магнитного срабатывания на шестах, применялись бревна и доски. Наличие их приводило к тому, что мины утрачивали возможность срабатывания.

С того момента, как танки стали участвовать в боях, они нередко застревали в болоте или грязи. Для их освобождения рядом должен был находиться мощный тягач или другой танк. Если же их не было, танкисты искали другие способы. Бревно привязывалось к гусенице, и протягивалось под танком, что позволяло ему выехать из грязи. Нужный размер найти нелегко, поэтому, лучше всего было иметь его с собой.

Отверстия в башне. При внимательном рассмотрении танка Т-34, на башне могут быть обнаружены добавочные отверстия. У них есть определенная функция. Если смотреть изнутри, то становится понятно, что они играют роль бойниц разного назначения. Закрываются они специальными крышками на цепочках, фиксируемых болтами.

Итог. Указанные устройства дали понять, что при проявлении требуемого уровня смекалки и опыта, они могут помочь в решении проблем в эксплуатации многотонных танков.

Читайте также: