Забор материала на bl

Обновлено: 03.05.2024

Показания: подозрение на дифтерию, ангину; контактным с больным дифтерией; обследование декретированных групп.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

1. Две сухие стерильные пробирки промаркированные «Н» и «З»

2. Стерильные прямые ватные тампоны в комплекте с пробирками или в отдельной упаковке

3. Шпатель стерильный в крафт-пакете

4. Штатив для пробирок

4. Термоконтейнер для транспортировки

4. Стерильные перчатки, маска

5. Лоток для использованного материала.

6. Емкость с дез.раствором

Подготовка пациента:

1.Установить доброжелательное отношение с пациентом.

2. Проинформировать пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения, получить информированное согласие.

3. Помочь пациенту занять нужное положение, лицом к источнику света.

Техника выполнения:

1.Оформить направление, промаркировать пробирки в соответствии с направлением, на одной поставить метку «Н», на другой метку «З».

I. Забор мазка из носа:

1. Повести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

2. Взять пробирку с тампоном и меткой «Н» в левую руку и предложить пациенту слегка запрокинуть голову, правой рукой извлечь из пробирки тампон.

3. Первым пальцем левой руки слегка приподнять кончик носа пациента, правой - осторожно, стараясь не касаться наружной поверхности носа, легким вращательным движением ввести тампон в нижний носовой ход с одной, а затем с другой стороны.

4. Извлечь тампон из полости носа и осторожно опустить в пробирку, не касаясь стенок пробирки.

5. Поставить пробирку в штатив.

II. Забор мазка из зева:

1. Попросить пациента запрокинуть голову, широко открыть рот.

2. Взять в левую руку 1 и 2 пальцами шпатель, пробирку с тампоном и меткой «З» разместить между 4 и 5 пальцами, надавить шпателем на язык, не касаясь корня, а правой рукой извлечь из пробирки стерильный тампон (держась только за пробку) и ввести его в зев.

3. Осторожно провести тампоном сначала по правой дужке, правой миндалине, далее - по левой миндалине и левой дужке, при наличии фибринозных налетов, материал собирают на границе здоровой и пораженной ткани.

4. Извлечь тампон из полости рта, не касаясь слизистой оболочки рта и языка,

и осторожно опустить его в стерильную пробирку, не касаясь стенок пробирки.

5. Поставить пробирку с тампоном в штатив.

6. Штатив с пробирками поместить в термоконтейнер для транспортировки.

7. Обработать перчатки и использованный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима.

8. Провести гигиеническую обработку рук.

9. Доставить материал в бактериологическую лабораторию.

Возможные осложнения: травма слизистой оболочки.

Примечание: забор материала производить на­тощак, или через 2 часа после еды, питья, полоскания ротовой полости; материал отправляется в лабораторию не позднее 2-х часов после забора; в инфекционных отделениях, возможно выполнение посева сразу на питательную среду на чашку Петри, сразу отправив посев в термостат.

ПОКАЗАНИЯ: ангина, паратонзиллярный абсцесс, острый стенозирующий ларингит, контакт по дифтерии.

1. Штатив с двумя стерильными пробирками с сухими ватными тампонами на стержнях.

2. Стерильный шпатель.

3. Карандаш по стеклу.

4. Сумку – термос.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

1. Старшего ребёнка усадить лицом к источнику света.

Младшего ребёнка усадить на колени к помощнику, который фиксирует ноги ребёнка между своими ногами, одной рукой, положив её на лоб, фиксирует голову, другой, обхватив ребёнка, – туловище и руки.

2. Голову ребёнка необходимо наклонить назад.

3. Встать напротив ребёнка и взять в левую руку пробирку и шпатель.

4. Предложить ребёнку открыть рот.

5. Нажать шпателем на корень языка и удерживать в таком положении в течение взятия мазка.

6. Взять в правую руку стержень с тампоном из пробирки.

7. Ввести стержень в полость рта, не касаясь губ, языка, слизистой щёк, зубов.

8. Произвести забор материала:

a) С диагностической целью: (если в зеве есть налёты) по границе поражённой и здоровой ткани.

b) С профилактической целью: (изменений в зеве нет) с разных участков, то есть с миндалин, дужек, язычка, задней стенки глотки, слегка нажимая на них.

9. Бережно извлечь тампон и поместить в пробирку, не касаясь краёв.

10. Написать на пробирке специальным карандашом букву «З» (т.е. зев).

12. Взять в левую руку вторую пробирку.

13. Левой рукой слегка приподнять кончик носа.

14. Правой рукой взять стержень из пробирки.

15. Ввести тампон в нижний носовой ход, не касаясь наружных поверхностей носа.

16. Продвинуть тампон вращательным движением на глубину 1-1,5 см и снять слизь со слизистой перегородки носа.

17. Аккуратно вынуть тампон.

18. Этим же тампоном таким же образом взять материал из другого носового хода.

· Если патологические изменения наблюдаются только в одном носовом ходе, сначала забор производят из здорового хода, затем из поражённого.

19. Ввести тампон в пробирку, не задевая её краёв.

20. Написать на пробирке специальным карандашом букву «Н» (т.е. нос).

21. Доставить в баклабораторию в сумке-термосе в течение 2-х часов от забора материала, сопроводив направлением, в котором обязательно надо указать время взятия.

1. Взятие мазка нужно проводить до еды или через 2 часа после еды.

2. Перед проведением этой манипуляции ребёнок не должен чистить зубы, полоскать рот.

3. При необходимости лечения антибиотиками мазок необходимо взять до начала лечения, а с целью контроля – не ранее, чем через 3 дня после окончания лечения.

4. При невозможности доставить материал в баклабораторию в течение 3-х часов необходимо использовать пробирки с транспортной средой.

5. Если ребёнок не открывает рот, можно:

a) Нажать первым и вторым пальцами на щёки в области смыкания челюстей;

b) Или, наложив указательный палец поперёк подбородка снизу, а большой палец на подбородок, оттянуть его вниз;

c) Или шпатель, обёрнутый салфеткой, ввести в рот ребёнка между щекой и зубами (шпатель должен быть расположен широкой плоскостью к зубам), подвести его к последним коренным зубам, повернуть на 90º, ввести между зубами, нажать вниз до открытия рта;

d) Первым и вторым пальцами раздвинуть губы ребёнка, шпатель, обёрнутый салфеткой, ввести широкой плоскостью между резцами верхней и нижней челюстей, наружный конец шпателя поднять вверх до открытия рта.

8. Забор крови их вены на серологическое (РНГА, ИФА), биохимическое исследование.

9. Забор кала и рвотных масс на холеру (Ф 30)

10. Забор крови на гемокультуру (стерильность)

АЛГОРИТМ

«Забор мазка из носоглотки на менингококк»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

АЛГОРИТМ

«Забора кала на диз. группу, сальмонеллез».

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Примечание:При невозможности быстрой доставки допускается хранение пробирки с материалом в холодильнике при температуре +4-6 градусов не более 6 часов.




АЛГОРИТМ

«Забора кала на псевдотуберкулез»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Примечание:При невозможности быстрой доставки допускается хранение пробирки с материалом в холодильнике при температуре +4-6 градусов не более 6 часов.

АЛГОРИТМ

«Забор крови из вены на серологические реакции (ИФА, РНГА), биохимическое исследование».

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Критерии оценок

27-26 баллов «отлично»;

25-23 баллов «хорошо»;

22-19 баллов «удовлетворительно»;

18 и менее баллов «неудовлетворительно».

АЛГОРИТМ

«Забор промывных вод желудка

на бактериологическое исследование».

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

При невозможности своевременной доставки материала в бак. лабораторию, возможно хранение забранного материала в холодильнике при температуре +4-+6 градусов в течении 2-3 часов

Критерии оценок

26-24 баллов «хорошо»;

23-20 баллов «удовлетворительно»;

19 и менее баллов «неудовлетворительно».

АЛГОРИТМ

«Забор мазка из зева на BL (дифтерию)».

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Критерии оценок

22 баллов «отлично»;

21-20 баллов «хорошо»;

19 -17 баллов «удовлетворительно»;

16 и менее баллов «неудовлетворительно».

АЛГОРИТМ

«Забор мазка из носа на BL (дифтерию)».

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

при невозможности доставки материала сразу же в лабораторию - вечернее время, выходные дни, пробы клинического материала хранят в холодильнике при температуре 4-6 °С, не более 2 часов, затем передают в лабораторию

Критерии оценок

19 баллов «отлично»;

16-15 баллов «удовлетворительно»;

14 и менее баллов «неудовлетворительно».

АЛГОРИТМ

«Забора кала на дисбактериоз».

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

При невозможности быстрой доставки допускается хранение пробирки с материалом в холодильнике при температуре +4-6 градусов не более 2х часов.

При отрицательной температуре воздуха в термосумку помесить теплую грелку с температурой воды 37-38 градусов.

Критерии оценок

16 баллов «отлично»;

15-14 баллов «хорошо»;

13-11 баллов «удовлетворительно»;

10 и менее баллов «неудовлетворительно»

АЛГОРИТМ

«Забора кала и рвотных масс на холеру».

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Примечание

У больных с легкой формой материал брать в количестве 1-2 грамма.

При обильном водянистом стуле взять материал с помощью резинового катетера, который вводят в прямую кишку, другой конец опускают во флакон.

Мазок для исследования клеточного состава на слизистой оболочке ротоглотки позволяет подтвердить наличие болезнетворных микроорганизмов. На основании результатов анализа врач диагностирует заболевание, назначает лекарственные средства для борьбы с возбудителем.

Содержание статьи

Стафилококк

Одним из наиболее часто проводимых исследований является мазок из зева на стафилококк.

  • с профилактической целью перед трудоустройством в пищевую промышленность, учебные и лечебные учреждения. На основании результатов определяется, здоров ли человек, можно ли начинать работу.
  • беременным женщинам для установления риска развития тяжелых инфекционных заболеваний, которые могут осложнить течение беременности и оказать негативное воздействие на плод.
  • для профилактического обследования ребенка перед посещением учебного учреждения во избежание развития эпидемии инфекционной болезни в детском коллективе.
  • обследование пациента перед госпитализацией, а также перед операцией, так как патогенные микроорганизмы могут существенно осложнить течение послеоперационного периода и замедлить процесс выздоровления.
  • установления риска развития заболевания после контакта с больным человеком, что позволяет предупредить дальнейшее распространение инфекции.
  • для диагностики ЛОР-заболеваний, определения вида микрофлоры, на основании чего удается правильно подобрать лекарственные средства.

Подготовка к диагностике

Достоверные результаты исследования можно получить лишь при соблюдении определенных правил. Пациенту необходимо начинать подготовку к анализу за несколько дней. Мазок из горла покажет истинный качественный и количественный состав микроорганизмов при некоторых условиях:

  • за 4 дня до анализа запрещается использовать антисептические растворы для полоскания ротоглотки, а также мази, спреи с противомикробным действием. Они приводят к смыванию патогенных микроорганизмов, уменьшая их численность. Таким образом, результаты обследования не считаются верными.
  • за 3 часа до диагностики не следует принимать пищу, жидкость, жевать жвачку.
  • в день сдачи материала не нужно чистить зубы;
  • антибактериальные препараты для внутреннего приема отменяются за неделю до обследования.

Особенности процедуры

Анализ на бакпосев

Пациент располагается на кушетке в положении сидя. Рот необходимо максимально раскрыть для четкой визуализации структур полости. Для улучшения положения рекомендуется несколько запрокинуть голову назад.

Специалист фиксирует язык с помощью шпателя (металлический, деревянный), опуская его ко дну ротовой полости. Стерильным ватным тампоном на удлиненной металлической петле следует провести по поверхности слизистой оболочки зева.

Тампон не должен соприкасаться с другими поверхностями при введении и выведении его из полости рта во избежание получения недостоверных данных.

Процесс сбора материала не доставляет болезненных ощущений пациенту, возможен лишь небольшой дискомфорт. У людей с выраженным рвотным рефлексом могут наблюдаться неприятные ощущения при прикосновении к задней глоточной стенке.

Собранный материал на тампоне помещается в стерильную колбу со средой, которая обеспечивает максимально благоприятные условия для сохранения патогенных микробов. Это дает возможность транспортировать материал в лабораторию без погибших микроорганизмов.

В условиях лаборатории материал помещается в питательные среды различного состава для активации процессов размножения и роста инфекционных возбудителей. В зависимости от реакции, которую следует оценить через определенный период времени.

Результаты анализа

Чтобы специалист правильно расшифровал полученные результаты, он используется таблицы показателей нормального количественного и качественного состава микрофлоры слизистой оболочки ротоглотки. На бланке указывается вид микроорганизмов, их количество, которое указывается в колониеобразующих единицах.

Для определения КОЕ используется специальная питательная среда, благодаря которым наблюдается рост определенного вида патогенных возбудителей. Колонии микробов вырастают в форме пятен. При необходимости из колонии можно вырастить новых инфекционных возбудителей.

На следующем этапе осуществляется подсчет микроорганизмов с помощью специальных методик. В случае серийного разведения набранный материал подвергается 10-кратному разведению, после чего он помещается во вторую пробирку. Далее разведенный материал объемом 10 мл снова разбавляется в 10 раз, помещается в третью пробирку. Специалист повторяет манипуляцию около 10 раз.

Исследование микрофлоры

Из каждой пробирки часть материала высеивается на питательную среду. Этого необходимо для облегчения процесса роста микробов. При максимальной концентрации возбудителей рост практически отсутствует. Расшифровка подобного анализа не считается достоверной.

В таблице указывается вид инфекционных микроорганизмов, их количество. При нормальных условиях на слизистой оболочке ротоглотки можно обнаружить эпидермальные, зеленящиеся стафилококковые, пневмококковые микробы, небольшая часть грибков Кандида, непатогенные нейссерии.

Из болезнетворных микробов в мазках могут выявляться стрептококки, грибки, бацилла Леффлера, возбудитель коклюша и другие.

Стрептококки являются причиной множества заболеваний, например, ангины, пневмонии, ревматизма, скарлатины. Подробнее остановимся на стафилококковой и дифтерийной палочках, так как они чаще всего обнаруживаются в материале.

Стафилококковый возбудитель

Зачастую стафилококк в мазках из ротоглотки обнаруживается после сильного переохлаждения, иммунодефиците на фоне авитаминоза, простуды. Стафилококк относится к возбудителям, которые в норме присутствуют в микрофлоре, однако они не вызывают болезни. Однако при воздействии благоприятных для них факторов, они активизируются. Стафилококки передаются через зараженные предметы обихода, а также попадают в организм посредством респираторной системы при вдыхании инфекции. В редких случаях регистрируется алиментарное заражение.

Не стоит пугаться, если у новорожденного будет обнаружен стафилококк, ведь младенец обладает слабой иммунной защитой, поэтому имеет высокий риск заражения.

В диагностический комплекс входит обязательный посев или баканализ. В зависимости от количественного состава высеянного возбудителя врач принимает решение о назначении лекарственных препаратов. Стафилококки провоцирует развитие:

Стафилококк может приводить к сепсису, что критически отягощает течение хронических заболеваний.

Стафилококк в мазке из зева может выявляться с помощью микроскопического метода путем окрашивания материала по Грамму. При диагностике обнаруживаются кокки (шаровидной формы) поодиночке или скоплениями. Стафилококк окрашивается в синий цвет. Для него характерна неподвижность и сферическая форма. Микроскопия проводится для предварительной диагностики.

Чтобы точно установить состав флоры, используется культуральный метод. Посев материала помогает вывести чистую культуру, что подтверждает диагноз и помогает установить ответную реакцию на антибиотики. Оптимальная температура для роста бактерий составляет 30-36 градусов. Стафилококки не прихотливы к питательным средам, поєтому рост их колоний возможен на различных средах:

  • мясопептидный агар, на котором микробы растут гладкими и блестящими колониями округлой формы, возвышающие над средой. Золотистый стафилококк имеет золотистую окраску колоний, что обусловлено присутствием пигмента. Он выделяется при росте бактерий, отчего получил свое название.
  • мясопептидный бульон. Стафилококк приводит к его помутнению и формированию осадка на дне.
  • солевой агар содержит до 10% хлорида натрия. На данной среде растет исключительно стафилококковый возбудитель, так как другие микроорганизмы не выдерживают такую высокую концентрацию солей.
  • кровяной агар. Вокруг стафилококковых колоний наблюдается зона гемолиза, где располагаются разрушенные эритроциты под действием гемолизина.

Для определения чувствительности микробов к антибактериальным препаратам требуется антибиотикограмма. Для этого необходимо произвести посев бактерий на твердую среду, после чего на ее поверхность располагаются диски, пропитанные разными антибактериальными средствами.

Антибиотикограмма

Если рост патогенных микроорганизмов угнетается под определенным диском с антибиотиком, подтверждается его эффективность в борьбе с возбудителем. В результате этого врач выбирает данный препарат для лечения заболевания. В большинстве случаев для гибели стафилококков назначаются пенициллины или ванкомицин.

Вследствие длительного использования пенициллинов для лечения стафилококковых болезней, у микробов выработалась устойчивость. Защита от антибиотика обеспечивается пенициллиназой, которая его расщепляет.

Бацилла Леффлера

Подозрение на активацию дифтерийной бактерии появляется при наличии:

  • синдрома интоксикации;
  • воспалительного очага в ротоглотке;
  • нарушения дыхания, одышки, приступов удушья;
  • дисфункции почек;
  • пленочного налета на миндалинах, носу;
  • кардиальной патологии.

Дифтерия – серьезное заболевание, при отсутствии лечения которого возможен летальный исход. В связи с высоким риском развития тяжелых осложнений, специально была разработана вакцина. Первая прививка проводится в 3-месячном возрасте, после дважды требуется повторное введение через 6 недель. Ревакцинация выполняется в 1,5 года, 6-летнем возрасте, после этого спустя 8 и 4 года.

Если контакт ребенка с больным дифтерией человеком произошел до момента окончания полной вакцинации, ему выполняется реакцию Шика. Если у ребенка, выполнив, мазок из зева на дифтерию bl, результат положительный, его необходимо изолировать от других детей до полного выздоровления.

Кроме того, в учебной группе, где находился больно ребенок, следует с профилактической целью обследовать всех детей. Им также берется мазок из ротоглотки для выявления возбудителя. Все предметы мебели, игрушки подвергаются дезинфекции.

Специалисты выделяют несколько видов палочки Леффлера. Так, различают mitis, gravis, а также intermedius. Они передаются при разговоре, дыхании, оседая на слизистые оболочки респираторных органов, или распространяются через предметы.

Благодаря анализу, при котором исследуется материал из ротоглотки, специалист обнаруживает возбудителя и устанавливает его штамм. От этого зависит агрессивность инфекции и соответственно, тяжесть заболевания. Классифицируются бактериальные агенты на основании ферментативных, культуральных и структурных особенностей.

Микроскопический анализ необходим для предварительного исследования материала. Морфологические признаки микроба настолько разнообразны, что требуется дальнейший бакпосев. Для окраски используются несколько методик (Грамма, Нейссера, а также Леффлера):

  • метод Грамма дает возможность установить способность бактерии взаимодействовать с генцианвиолетом. Несмотря на то, что дифтерийный возбудитель относится к грамположительным микроорганизмам, это свойство взаимодействия непостоянно. Свойства микроба резко изменяются при отсутствии питания и при контакте с антибактериальными средствами.
  • метод Нейссера – наиболее информативный, однако трудоемкий. Для окраски используется уксуснокислая синька, растворы Люголя и хризоидина. После нанесения синьки и Люголя препарат ополаскивается дистиллированной водой, после чего материал окрашивается хризоидином.
  • Метод Леффлера используется чаще всего. Для окрашивания применяется синька (метиленовая щелочная).

Дифтерийная палочка

В процессе диагностики важно отличить истинные дифтерийные бациллы с палочками Гофмана и Ксероза. В мазках после окраски дифтерийные микробы располагаются в виде римской цифры 5.

Для проведения бактериологического метода необходимо тщательно подбирать питательную среду, так как бациллы очень прихотливые. Для посева используются такие питательные среды:

  • свернутая сыворотка Ру, на котрой бациллы вырастают шероховатыми, R-формой;
  • теллуритовые дифсреды;
  • сывороточно-/кровяно-теллуритовые агары;
  • среда Клаубера;
  • хинозольная среда Бучина.

Благодаря теллуритовым средам удается не только выявить возбудителя, но и провести дифференцировку между штаммов:

  • дифтерийная палочка серая, розеткообразная;
  • mitis – черной окраски, неблестящие, с гладкой поверхностью;
  • gravis – с радиальностью;
  • intermedius – серо-черного оттенка, с гладкой поверхностью;
  • ложнодифтерийные микробы Гофмана – серой окраски, с блестящей поверхностью, конусовидные, возвышающиеся над средой;
  • дифтероиды Ксероза – серо-черные, отличить их удается с помощью хинозольной среды, где они вырастают бесцветными.

Диагноз инфекционного заболевания подтверждается на основании результатов лабораторной и инструментальной диагностики. Кроме того, необходимо обращать внимание на выраженность клинических симптомов. Помимо бакпосева и микроскопии целесообразно проведение серологического исследования. Благодаря комплексному обследованию врачу удается максимально точно установить вид инфекционного возбудителя. Это дает возможность точно подобрать лекарственные препараты и предупредит развитие тяжелых осложнений.

Дифтерия относится к инфекционным болезням, развитие которых обусловлено заражением организма бактериями. Для патологии характерно появление пленочного налета на поверхности пораженных органов, например, в ротоглотке, носовых ходах, глазах или ушной раковины. Для постановки диагноза при подозрении на инфекционное заболевание врач направляет пациента на мазок на дифтерию из носа и зева.

Содержание статьи

Увеличенные лимфоузлы

Заподозрить активацию палочки Леффлера (инициатора развития дифтерии) можно на основании некоторых симптомов:

  • острое начало;
  • фебрильная гипертермия, когда температура превышает 38 градусов;
  • цефалгия (головные боли);
  • недомогание;
  • учащенное сердцебиение;
  • лимфаденит, при котором близко расположенные с воспалительном очагу лимфоузлы увеличиваются в диаметре, при прощупывании становятся болезненными, уплотненными.

Через 3 суток от начала болезни температура снижается до субфебрильных показателей, а фибринозные пленки уплотняются, приобретают перламутровый окрас.

Не пытайтесь самостоятельно удалить пленки с миндалин, носа. Это приводит к обнажению раневой поверхности и появлению кровоточивости.

Акцентируем внимание, что существует токсическая форма болезни. Для нее характерна гектическая лихорадка, выраженная слабость. Признаком прогрессирования дыхательной, кардиальной недостаточности является появление акроцианоза (посинение ушей, носа, носогубной зоны, пальцев), а также снижение артериального давление и нарастание тахикардии.

При этом пациента могут беспокоить галлюцинации, как проявление интоксикации, гипоксического поражения структур головного мозга. Также наблюдается возбуждение, тошнота, гнусавость голоса, затрудненное дыхание, одышка и отечность шеи.

Дифтерийный токсин приводит к развитию крупа, когда поражается трахея и бронхиальное дерево. Симптоматически патология проявляется лающим кашлем, который постепенно становится беззвучным и развивается асфиксия.

В связи с высокой токсичностью возбудителя в детском возрасте проводится вакцинация с последующей ревакцинацией. Несвоевременное лечение болезни приводит к развитию:

  • инфекционно-токсического шока;
  • асфиксии;
  • почечной дисфункции (нефроз, ренальная недостаточность);
  • поражению нервов;
  • миокардита;
  • полиорганной недостаточности (при токсической и гипертоксической формах).

Показания для анализа

В ряде случаев мазок на дифтерию и другую патогенную флору проводится при подозрении на развитие заболевания. Однако с профилактической целью исследование показано:

  • при трудоустройстве в лечебные, детские учреждения, в пищевую сферу;
  • перед посещением учебных учреждений;
  • беременным для определения риска возможных осложнений;
  • после контакта с больным человеком;
  • для подбора лекарственной терапии.

Таким образом, профилактическое исследование дает возможность предупредить развитие эпидемий, связанных с распространение инфекционных возбудителей.

Особенности диагностики

Различают несколько штаммов палочки Леффлера. Они отличаются по культуральным, структурным и ферментативным свойствам. Для подтверждения диагноза врач бактериальный анализ на дифтерию. Исследуя материал, специалист обнаруживает бациллу Леффлера, что в сочетании с клинической картиной является достоверным фактором болезни.

Для обнаружения инфекционного агента может потребоваться до полусуток, при условии, если пациент не принимал лекарственные препараты.

Реакция пассивной гемагглютинации

Когда мазок из зева берется на фоне антибактериальной терапии, рост бактерий значительно замедляется, а результаты диагностики не считаются достоверными. В таком случае целесообразно использовать серологические методы исследований.

Чаще всего для этого назначается РПГА, которая проводится в течение первых 3 суток и спустя неделю постановки диагноза. Диагностический метод дает возможность выявить антитела к токсину дифтерийной бактерии. Положительный результат отмечается при увеличении антител в 4 и более раз. Таким образом, можно найти людей с низким уровнем иммунной защиты против дифтерийного токсина.

При отсутствии антител на дифтерийный токсин проводится вакцинация с помощью АКДС.

Подготовка к сдаче мазков

Когда требуется мазок на дифтерию, как сдавать анализ разберем несколько позже. Сейчас остановимся на подготовительном этапе. Он включает:

  • прекращение приема антибактериальных средств за 10 дней до диагностики;
  • использование растворов для полоскания ротовой полости, ротоглотки с антисептическими компонентами запрещается за 5 суток до исследования;
  • анализ сдается натощак;
  • в день диагностики не рекомендуется чистить зубы.

Забор материала

Анализ из зева

Необходимый материал для диагностики берется из зева и носа. Вначале пациент наклоняет назад голову, максимально широко открывает ротовую полость. Специалист фиксирует язык металлическим или деревянным пластырем, принимая его ко дну полости рта.

Стерильным тампоном на удлиненной петле специалист проводит по слизистой оболочке ротоглотки. В процессе введения и выведения из ротовой полости тампона он не должен соприкасаться с другими поверхностями. Материал на тампоне опускается в пробирку, благодаря которой он транспортируется в лабораторию без повреждений и гибели микробов.

Набранный материал следует посеять в первые 2 часа. В процессе забора материала человек может испытывать неприятные ощущения или позыв на рвоту (особенно те пациенты, у которых повышен рвотный рефлекс).

Далее врач приступает к взятию мазка из носового хода. Для этого пациент также наклоняет голову назад, очищается носовой ход от слизи, а кожные покровы обрабатываются спиртом.

Стерильный тампон на удлиненной петле необходимо вводить поочередно в носовые ходы, плотно соприкасаясь с поверхностью слизистой оболочки. После этого тампон опускается в стерильную пробирку, и отправляют ее в лабораторию.

Микроскопическое исследование

Взятый из ротоглотки материал подвергается микроскопии. Для этого врач наносит его на предметное стекло, окрашивает специальными красителями и изучает клеточный состав.

Морфологические признаки дифтерийной палочки настолько различны, что микроскопия используется, как предварительное исследование перед посевом. Оно дает возможность проанализировать состав флоры. Окраска может проводится по Граму, Леффлеру (наиболее информативный, часто используемый) и Нейссера.

В мазках дифтерийные палочки расположены, как римская цифра 5.

Посев материала

Чашка Петри

Для обеспечения оптимальных условий для роста и размножения бактерий необходимо подобрать специальную питательную среду. Посев на дифтерию осуществляется в стерильном боксе на свернутую сыворотку Ру, теллуритовые дифсреды, сывороточно-/кровяно-теллуритовый агар или среду Клауберга.

Материал помещают в среду, затем рассеивают по поверхности. Для этого применяется чашка Петри. Инкубация посевов осуществляется в условиях термостата. Ежедневно контролируется рост и характер вырастающих колоний. С целью выделения чистой культуры пересеиваются колонии на селективные питательные среды.

Благодаря бакпосеву и дополнительной диагностике удается подтвердить диагноз инфекционного заболевания и своевременно принять меры по лечению больного человека и предупреждению распространения инфекции среди его окружения.

Читайте также: