Яхта из пенопласта своими руками

Обновлено: 28.03.2024

Пару дней назад совершенно случайно посмотрел здесь, на Дзене, любопытное видео: самодельная лодка из пеноплекса .

Вы будете смеяться, но я уже давно подумываю сделать для своей яхты нечто подобное, так называемый "тузик" - маленькую лодочку - ялик, чтобы, например, когда сама яхта стоит на якоре, порыбачить, завести подальше якорь, да и просто поразвлечься.

Долгое время эту функцию на нашем "Каламбуре" вполне успешно выполняла обычная надувная лодка из ПВХ.

Надувнушка, конечно, обладает рядом преимуществ. Мало занимает места в собранном виде, лёгкая. Но, с другой стороны, требуется минимум полчаса, чтобы в полевых условиях привести её в рабочее состояние, в процессе эксплуатации легко повредить (поцарапать-проколоть), да и так постоянно надо подкачивать. Перед укладкой обязательно нужно просушить.

Всех этих недостатков лишена пластиковая лодка!

Между прочим, к предстоящей навигации 2022-года я приобрёл на АлиЭкспрессе, помимо кое-каких яхтенных мелочей, хорошую автономную энерго-систему на основе солнечной панели. От неё будут питаться навигационные огни (два белых топовых на мачтах) и два боковых - зелёный и красный. Напряжение - 12 вольт, то есть можно будет подключать дополнительные устройства. Например, шуруповёрт с "убитыми" аккумуляторами и тот же насос для лодки. Освещение в нашей яхте осуществляется от прекрасно себя зарекомендовавшей аналогичной системы, но напряжением 4.5 в. От неё мы также подзаряжаем все имеющиеся у команды гаджеты - телефоны, планшеты, плееры, фонари.

Как бы то ни было, но после просмотра упомянутого видео я загорелся сделать небольшую лодку из пеноплекса. И здесь, на страницах своего Дзен-канала я буду рассказывать об этом процессе. Возможно, кому-то представленная здесь информация будет полезной. Не стесняемся комментировать, критиковать, задавать вопросы, высказывать своё мнение!

На первой стадии, как и написано в умных книжках про дизайнерское проектирование, был проведён краткий анализ прототипов. В результате я остановился на корпусе с классическими швертботными обводами. Именно этот аналог больше всего подошёл мне по характеристикам.

Кстати, если Вы подставите данную картинку в поиск Яндекса, то он найдёт Вам первоисточник - это чертёж самоделки из журнала "Катера и Яхты". Между прочим, первую свою яхту я построил тоже по проекту, взятому из журнала "Катера и яхты"! И однажды даже отметился в нём своей публикацией - "Моделирование корпуса маломерного судна с помощью интерполяционных многочленов Лагранжа". В зале тишина. Все встают. Долгие, продолжительные аплодисменты.

Вот какая формула положена в основу этого метода, реализованного в ту пору мною на программируемом калькуляторе:

Вышеназванный прототип я немного изменил. Во-первых, уменьшил длину до 2800, а ширину чуть увеличил (под парусом я ходить на нём не планирую, а грузоподъёмность не бывает лишней!).

Вот какой теоретический чертёж у меня получился в результате:

В малом и любительском судостроении все размеры принято заносить в т.н. таблицу плазовых ординат:

Классический плаз - это ровный деревянный пол, на котором расстилают В НАТУРАЛЬНУЮ величину чертёжи корпуса (все проекции - сверху, сбоку и спереди).

С помощью длинной гибкой рейки прочерчивают линии киля, скулы и борта. А затем, в соответствии с общим проектом, наносят контуры КОНСТРУКТИВНЫХ шпангоутов, которые потом, будучи переведёнными в материал (дерево, фанеру и т.д.) устанавливаются на стапель.

На следующем архивном фото показан процесс строительства главного корпуса нашего "Каламбура".

Полученный теоретический чертёж я, не откладывая в долгий ящик, перевёл в виртуальную модель в программе 3Ds Max и попутно, чтобы убедиться в том, что обводы корпуса вполне жизнеспособны и я нигде ничего не напутал, сделал из отходов полистирола эскизный макет в масштабе 1:10.

Как видим, на стадии теоретического чертежа всё нормально!

Следующий этап - создание конструктивного проекта. То есть обеспечение прочности корпуса, учёт требований безопасности, эргономики и функциональности. И всё это - на основе имеющихся материалов и технологии! Нормальная классическая задача для промышленного дизайнера, кем, собственно, ваш покорный слуга и является.

Да, предвижу замечания такого плана, что, типа, из листового пеноплекса невозможно реализовать подобную форму корпуса. Да, невозможно. Если им ОБШИВАТЬ днище и борта. А я обшивать не буду! Я планирую сделать легкий каркас (набор) из 4-х миллиметровой фанеры и все пустоты, кроме, собственно, кокпита и двух-трёх полостей для всяких-разных мелочей, заполнить пеноплексом толщиной 100 мм., используя монтажную пену и монтажный клей. Потом весь корпус шлифуется и оклеивается несколькими слоями стеклоткани на эпоксидке. Вес лодки предполагается в пределах 20-25 кг. Все горизонтальные поверхности - сиденья "банок" и пайолы будут сверху покрыты тонкой ламинированной фанерой. Как-то так примерно.

И, подчёркиваю: я задумал построить лёгкую ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ лодочку на двоих взрослых или одного взрослого и двух детей. Эксплуатироваться она будет исключительно вблизи берега, в тихую безветренную погоду.

Описание лодок из пенопласта и их создания очень важно. Многие люди живо интересуются тем, как сделать их своими руками из пенопласта и стеклоткани. Помимо знакомства с чертежами самодельной пенопластовой лодки, важно выяснить все про ее изготовление без стеклопластика.

Особенности самодельной лодки

Не стоит думать, что пенопластовая лодка — это просто демонстрационная модель. На деле она может демонстрировать очень даже неплохие показатели. Легкость конструкций из пенопласта несомненна. Этот материал будет оставаться на поверхности достаточно долго.

Самодельное плавсредство можно применять и для рыбалки, и для поездок по озерам, рекам, каналам.



Пенопласт несложно обрабатывать. Ему удается придать практически любую форму, что расширяет гибкость использования конструкций. Инертность известного утеплительного материала достаточно велика, чтобы он хорошо взаимодействовал с деревом и стеклотканью. Нейтрален он и по отношению к эпоксидной смоле. При условии правильного, грамотного расчета и толкового изготовления эксплуатационных проблем возникать не должно.

Подготовка проекта

Составление схемы – очень важный этап. Заранее продумывают все части конструкции и их размеры. Учитывают, сколько людей будет ездить, насколько велик планируемый к перевозке груз. Надо заранее определить, предстоит оснастить лодку мотором или нет. Оборудование двигателем возможно только при конструктивном усилении некоторых частей.

В чертеже должны быть отражены:

  • транцы носа и задней части;
  • задние сегменты бортов и днищ;
  • основные борты;
  • основное дно;
  • нос лодочного края;
  • лист для скулы.

Черчение целесообразно вести в приближенных к реальным размерах. Это понизит вероятность просчетов. Полезно и то, что детали корпуса при таком подходе могут быть размечены напрямую. Схему переносят на фанеру (эту заготовку называют плазой). Плаза включает указание всех частей, формирующих каркас создаваемого судна.

Места на плазах хватает редко, и с этой проблемой постоянно сталкиваются все судостроители. Экономить его помогает черчение проекций боков и полуширот взаимно поверх. Чтобы ничего не путать, применяют линии разных окрасов. Каждая упомянутая проекция должна отображать участки шпангоута двух бортов, соединяемые в сборке позади и спереди. Очень важно следить за правильным размещением теоретических линий, таких как:

  • лицевая поверхность корпуса;
  • настланный на палубу материал;
  • шпангоутные периметры;
  • края стрингеров и карленгсов.



Способы изготовления

Есть несколько вариантов того, как изготовить качественное плавсредство.

Классический

Изготовить простую разборную лодку из пенопласта строительного назначения своими руками вполне возможно. Когда готов чертеж и подготовлены все материалы, можно сразу браться за работу. Начинают с формирования каркаса. К нему крепится обшивка. Основной корпус стараются сделать как можно крепче, потому что именно от него зависят характеристики самодельного плавсредства и его надежность на воде в различных ситуациях. Части обшивки надо подгонять и приклеивать максимально плотно.

Обшивка формируется и изнутри, и снаружи. В обеих случаях для нее важна механическая прочность, гарантирующая сохранность лодки. Скелет лодки создается из деревянных брусков. Его делают по частям, соединяя при помощи гвоздей либо шурупов. Дополнительное усиление скелета производится за счет крепления пластин и уголков, а ребра каркасной части лучше делать из фанеры.

Следующий этап постройки — формирование главной обшивки. Ее создают с расчетом на сохранение плавучести. Обшивку делают из пенопластовых листов толщиной 5-10 см. Дополнительно понадобится эпоксидный клей. Так как листы пенополистирола не могут быть согнуты, каждый угол создается из 3 деталей. На панели переносят схемы и линии замеров.

Конструкции приклеивают к каркасу. Вместо клея можно пустить в ход гвозди с широкими плоскими шляпками. Внутренние части обшивки обычно создаются из фанеры. Их точно так же монтируют одну за другой, чтобы все сделать правильно. Обязательно требуется следить, чтобы фанерные блоки не изгибались, потому что они могут повредить основной материал.

С использованием стеклоткани

Технология применения стеклопластика привлекательна тем, что она позволяет оборудовать лодку мотором. Усиливающий конструкцию материал надо разрезать на полотна. Они должны иметь ту же длину, что и корпус. Категорически неприемлемы любые стыки. Чтобы изготовить конструкцию из стекловолокна, ее иногда приходится сшивать.

В этом случае применяют нити стеклоткани, выдернутые из образующихся от нее отходов. Альтернативой является обычная льняная нить, но ее придется заранее пропитывать олифой. Волокнистый материал следует основательно обработать полимерной смолой. Для этой цели наилучшим образом подойдут прикаточные валики. Следует сделать все так, чтобы не оставалось даже незначительных воздушных пузырьков.

Сами по себе они не вредны, но это признак наличия пустот. А каждая пустота весьма существенно ослабляет конструкцию. Каждый слой ткани устанавливается по все той же схеме. Допускается использование 1-5 слоев стеклопластика.

Рекомендуется применять стеклоткань марки 300. Ее наносят в 2 слоя.

Количество ткани подбирают заранее. До ее поклейки основание лодки готовят очень тщательно. Эта подготовка производится путем фиксации стального уголка, похожего на тот, что применяется в шпаклевочных работах. В итоге углы окажутся крепче и лучше сохранится их форма. Временная фиксация уголков (в том числе и для примерки) может быть произведена мелкими саморезами.

До наклеивания стеклоткань должна быть обожжена. Соответствующую обработку часто проводят на костре путем протягивания сквозь пламя при помощи напарника. Также в ход может быть пущена паяльная лампа и даже газовая горелка. В двух последних случаях материю подвешивают и аккуратно обрабатывают. Улучшенную таким образом ткань кладут на каркас вдоль лодки.

Каждый следующий участок кладут с перехлестом предыдущего на 15 см. Все они должны быть тщательно разглажены и прижаты к поверхности. Слои укладывают взаимно перпендикулярно с целью переплетения волокон и формирования крепкого покрытия. Разглаживать нужно любой слой, независимо от того, каким он по счету идет. Подготовив лодку, следует оставить ее в покое, чтобы начался процесс полимеризации смол.



О том, как сделать лодку из пенопласта, смотрите в следующем видео.


Лодка может использоваться для различных целей: с нее можно рыбачить или она будет транспортным средством, которое позволяет сэкономить время на пересечении озера или речки. Купить готовый вариант довольно просто, но если бюджет ограничен, то плавательное средство можно собрать самостоятельно, используя доступные материалы. Одним из них является пенопласт.


Подготовительный этап


Перед началом сборки лодки необходимо определиться с ее параметрами. Для этого за основу можно взять существующий заводской образец или самостоятельно придумать чертеж. В чертеже важно просчитать все элементы и размеры. Стоит подумать о том, какое количество пассажиров будет перевозиться в процессе эксплуатации, а также то, будет ли устанавливаться двигатель на лодку. Даже для конструкции из пенопласта такой вариант возможен при достаточном усилении определенных элементов. Для проведения работ по сборке лодки из пенопласта потребуется приобрести:

  • пеноплекс толщиной 50 мм;
  • клей для пенопласта;
  • ножовку с мелким зубом;
  • эпоксидный клей;
  • стеклоткань;
  • рулетку;
  • маркер.

Для начала будет достаточно приобрести двенадцать листов пенопласта повышенной плотности. Если в процессе сборки будут вноситься коррективы, тогда материал придется докупать. Клей для пенопласта лучше использовать в баллонах и для его нанесения потребуется специальный пистолет, что значительно упростит задачу. Ножовка с мелким зубом прекрасно справляется со своими задачами, не повреждая край пенопласта.

Плюсы и минусы материалов

Каждый из описанных материалов отличается своими трудностями в применении, так как плотность каждого из них сильно отличается, в результате чего увеличивается либо уменьшается качество готового изделия. Важно помнить о том, что любой материал обладает как достоинствами, так и недостатками. Именно по этой причине выбирать его следует, исходя из требуемого срока эксплуатации готового изделия:

  1. К примеру, самым прочным и долговечным считается именно дерево. Оно является более функциональным для плавания на воде и может прослужить на протяжении последующих семи лет. Использовать при строительстве специалисты рекомендуют только прочное дерево. Лучше всего для этих целей применять дуб. Он с большей вероятностью обеспечит качественное и прочное изделие.
  2. Фанера считается не такой надежной, в отличие от дерева. Это можно объяснить ее тонкостью. Но если владелец готового изделия не собирается слишком часто ездить на рыбалку, а также хочет побольше сэкономить на создании плавательного устройства, то фанера станет наилучшим решением.
  3. Если говорить про бутылки, то многие задаются вполне логичным вопросом: как создать лодку из бутылок? Многие считают, что это просто невозможно. Но, несмотря на большое количество сомнений и опасений, вас удивит полученный результат. Создание плавательного средства окажется довольно простым. Но при этом мастеру придется сильно постараться, чтобы результат работы не развалился в первый же раз после погружения на воду.
  4. Алюминий также может стать потенциальным материалом для создания лодки. Он отличается своей надежностью и может эксплуатироваться в течение многих лет. Но создавать лодку из такого материала придется долго и трудоемко. Именно по этой причине многие останавливают свой выбор на дереве.


Особенности материала


Пенопласт является довольно универсальным материалом для изготовления различных DIY проектов

Полимер, из которого изготовлен пенопласт, имеет вид вспененной массы. Благодаря этому между его частицами находится много воздуха, который позволяет материалу не тонуть в воде. Кроме этого, пенопласт обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, малым весом, высокой плавучестью из-за большой площади материала и легковесности. Пенопласт по стоимости доступен каждому, а также легко обрабатывается инструментом и хорошо склеивается. Но, этот материал легко разрушается, поэтому его нельзя сгибать и придавать ему сложные формы. Поэтому для придания прочности самодельной лодки, ее корпус изготавливается не из сплошного пенопласта, а из сэндвич-обшивки, состоящей из слоя пенопласта со стекломатом. Технология сэндвича заключается в том, что между двумя слоями принимающего на себя основную нагрузку, материала, находится разделительный слой из более легкого материала. Таким образом, два слоя стеклоткани разделены пенопластом.

Можно использовать обычный экструдированный полистирол без стеклоткани, но такая самодельная лодка из пенопласта потребует обшивки из фанеры или другого защитного материала с внешней стороны, например, пленки или брезента.

Процесс сборки


Первым делом необходимо подготовить площадку, подходящую по размерам для сборки конструкции лодки. Можно использовать передвижной постамент, который при необходимости можно будет транспортировать, не повреждая частично готовую конструкцию. Площадка должна быть чистой и ровной, чтобы утеплитель не продавливался различными твердыми элементами. Днище формируется четырьмя листами, которые имеют размер 120 на 60 см. Приобретать лучше тот материал, что имеет выбранную четверть по торцу. В этом случае стыковать элементы будет проще. На торец наносится небольшое количество клея и утеплитель стыкуется между собой. Чтобы в процессе полимеризации не произошло смещения, швы дополнительно проклеиваются малярным скотчем, а сверху укладывается подходящий груз, как показано на фото выше.


Как только элементы первого слоя днища схватятся, можно перейти к поклейке второго слоя, который дополнительно укрепит днище лодки и улучшит плавательные характеристики. По бокам приклеивается малярный скотч. Он необходимо для того, чтобы обозначить места, в которые не должен попасть клей при фиксации второго слоя. Обозначенная часть впоследствии образует четверть, которая будет необходима для фиксации других элементов.


Поклейка отдельных слоев днища производится на эпоксидный клей. Нанести его необходимо на плоскости обоих частей и дать несколько минут, чтобы он схватился. После этого можно переходить к укладке второго слоя листов днища. Для увеличения жесткости конструкции лодки швы должны быть смещены. Для этих целей укладка следующего слоя начинается с половины листа пенопласта или пеноплекаса, как это показано на фото выше.

Обратите внимание! Днище лодки может быть сформировано немного иным образом. Можно сделать некое подобие киля.

Для этого потребуется уделить время тому, чтобы из листов пенопласта вырезать заготовки требуемой формы, которые впоследствии будут склеены между собой. Такой подход улучшит ходовые характеристики, снизив сопротивление воды во время движения.


Листы второго слоя необходимо укоротить на 10 см, т. к. борт будет изготовлен из пенопласта с толщиной в 5 см, а его установка будет происходить с двух сторон, как это можно видеть на фото. После проклейки эпоксидным клеем второго слоя пенопласта необходимо оставить днище на сутки, чтобы состав полимеризовался и образовал прочную прослойку, которая свяжет между собой элементы.


Через сутки можно приступать к монтажу отбортовки для лодки. Первым делом по составленным чертежам вырезается задняя часть, которая выполнена в форме трапеции. Делается это для того, чтобы левый и правый борт было проще разместить под наклоном. Такая конструкция увеличит площадь лодки, которая будет соприкасаться с водой, что повысит ее плавучесть.


После фиксации задней части лодки, можно перейти к приклеиванию бортов. Для этого на часть днища, которая предварительно была закрыта малярным скотчем, обильно наносится клей для пенопласта. Жалеть его не стоит, т. к. степень его расширения невелика, а излишки после высыхания всегда можно срезать ножом.


В качестве дополнительных опорных элементов по длине днища могут быть вкручены саморезы большой длины. Они больше выступают в роле направляющих, чем выполняют дополнительную фиксацию.


Борт примеряется на свое место и приклеивается к транцу посредством клея для пенопласта. Чтобы его надежно зафиксировать до полимеризации пены, используется длинный саморез, который вкручивается в борт и прижимает его к транцу.


Похожим образом выполняется монтаж борта и с другой стороны лодки. Угол, под которым располагается борт по отношению к днищу составляет 110 градусов, этот показатель может быть увеличен до 120, если это позволит сделать высота борта.


После поклейки всех бортов должна получиться такая конструкция, которая уже напоминает по форме лодку. Можно заметить, что передняя часть находится под наклоном к днищу. Ближе к передней части борта закругляются, чтобы сделать лодку более обтекаемой. Чтобы этого добиться, потребуется немного срезать верхний слой днища. Нижний пока трогать не стоит, т. к. он выступает в роли стабилизатора до полного набора прочности конструкцией.


Основным завершающим этапом сборки лодки из пенопласта является ее оклейка стеклотканью. Для работы потребуется стеклоткань 300. Ее количества должно хватить на то, чтобы оклеить лодку в два слоя. Перед поклейкой производится дополнительная подготовка основания лодки. Для этого по всем углам лодки закрепляется металлический уголок, который применяется при шпаклевке. Целью такого мероприятия является укрепление углов и сохранение их формы. Уголки могут быть временно зафиксированы небольшими саморезами.


Перед тем как поклеить стеклоткань на лодку, ее необходимо обжечь. Делать это можно газовой горелкой, паяльной лампой или в обычном костре. В последнем случае после разведения костра ее необходимо будет постепенно потягивать через огонь, поэтому потребуется помощью второго человека. Если использовать газовую горелку или паяльную лампу, то стеклоткань можно подвесить, как показано на фото и равномерно обдавать ее пламенем. Процедура обжига стеклоткани перед ее укладкой на лодку требуется для того, чтобы удалить из нее стабилизирующие и консервирующие вещества. Если они будут присутствовать, то полная адгезия с эпоксидной смолой не произойдет, что снизит прочность, а соответственно и несущую способность лодки из пенопласта.


После завершения процесса обжига можно перейти к укладке стеклоткани на каркас лодки из пенопласта. Укладка осуществляется вдоль лодки. При этом ткань постепенно пропитывается эпоксидной смолой и постоянно разглаживается, чтобы удалить пузырьки воздуха и хорошо придавить ткань к пенопласту. Следующий отрезок ткани укладывается внахлест на 15 см. Он также хорошо разглаживается и прижимается. Ткань должна быть завернута на борта лодки, чтобы с внутренней частью образовать одной целое.


Следующий слой стеклоткани укладывается на лодку перпендикулярно предыдущему, чтобы волокна переплелись между собой и образовали прочный слой. Укладка на поверхность лодки выполняется таким же способом, как и первого слоя. После завершения этого этапа необходимо зафиксировать лодку и оставить ее в таком положении до полной полимеризации эпоксидной смолы. Желательно, чтобы в процессе высыхания, на поверхность не попадала пыль и насекомые, т. к. это испортит внешний вид.


Для того чтобы была возможность смонтировать крюки под весла, по торцу борта лодки монтируется деревянная окантовка в виде доски с толщиной в 5 см. Она также сверху обтягивается стеклотканью, чтобы иметь требуемую прочность. Прочности такой лодки достаточно, чтобы без особых сложностей выдерживать четырех человек. Для большего удобства внутри лодки можно разместить два деревянных сиденья. Допускается использование электрического двигателя небольшой мощности, если задняя часть будет укреплена дубовой доской. Полный процесс сборки лодки показан в нескольких видео ниже.

Совет! Если есть необходимость соорудить лодку большей длины, то для придания дополнительной жесткости потребуется фанера с толщиной в 10 мм. Именно из нее формируется каркас, который впоследствии обшивается пенопластом и покрывается стеклотканью. На такой каркас проще установить держатели весел и скамейки для сидения.

ЯХТА ИЗ ПЕНОПЛАСТА

Для обучения младших школьников в судомодельном кружке города Каспийска ДагАССР под руководством В. Толченникова разработана модель яхты из пенопласта. Она проста в изготовлении, не требует дефицитных материалов и большого умения от ребят. Школьники 2—4-х классов, отдыхающие в пионерском лагере, смогут изготовить модель за два-три дня. Кроме того, с такими яхтами можно устроить настоящие соревнования, что позволит ребятам усвоить правила соревнований и их судейство.

Корпус яхты изготавливается из упаковочного пенопласта. Разметка заготовки производится мягким карандашом по картонному или фанерному шаблону палубы. По очерченной линии корпус опиливается ножовочным полотном или терморезаком, им же делается подрезка подъема килевой линии к корме. Дальнейшая обработка корпуса производится крупнозернистой шкуркой. Обводы яхты — по вкусу моделиста; важно соблюдать лишь симметричность корпуса. Ограничение размеров модели только по длине заготовки позволяет ребятам широко экспериментировать в форме обводов и выбрать, на взгляд каждого, свою самую лучшую конструкцию. Поэтому приведенные на рисунках размеры даны ориентировочно и могут изменяться моделистами.

Общий вид и основные размеры модели.

Общий вид и основные размеры модели:

1 — корпус яхты, 2 — рым для крепления стаксель-штага и фор-штага (булавка с колечком), 3 — стаксель, 4 — фор-штаг, 5 — стаксель-штаг, 6 — мачта, 7 — ванта, 8 — грот, 9 — ахтер-штаг, 10 — узел крепления гика к мачте, 11 — гик, 12 — гика-шкот, 13 — погон гика-шкота, 14 — рым для крепления ахтер-штага (булавка), 15 — коуш стаксель-шкота (канцелярская скрепка), 16 — плавник-киль 17 — груз, 18 — рым крепления вант (булавка), 19 — носовая накладка, 20 — подмачтовая накладка, 21 — бортовые накладки, 22 — накладка скобы погона гика-шкота, 23 — кормовая накладка.

На палубу готового корпуса яхты приклеиваются окрашенные накладки для крепления мачты, вант и скобы погона гика-шкота. Плавник-киль, выполненный так же, как и накладки, из фанеры толщиной 3—4 мм, вклеивается в паз корпуса на клее ПВА. Груз на плавник-киль массой 100 г удобнее закрепить до его вклейки, сразу после окраски.

Мачта и гик вырезаются из сосновой рейки сечением 6X6 мм. Заготовки для них можно напилить на станке «Умелые руки», в комплект которого входят приспособление для разрезания фанеры и досок толщиной до 6 мм и дисковая фреза по дереву. Для того чтобы мачта получилась круглой, сначала сострагиваются у рейки углы так, чтобы она стала восьмигранной, а затем обрабатываются напильником или шкуркой. Гик можно сделать круглым, как мачту, а можно оставить прямоугольного сечения, обработав поверхность заготовки шкуркой.

Узел крепления гика к мачте.

Узел крепления гика к мачте:

1 — мачта, 2 — шарнир (булавки с колечками), 3 — гик.

Для крепления гика к мачте используются булавки с колечком. Одна из них втыкается пассатижами в торец гика, а другая в мачту. При этом нужно следить, чтобы не расколоть деревянные детали. Кончик булавки, торчащей из мачты, откусывается кусачками заподлицо с поверхностью мачты. Затем колечки булавок зацепляются друг за друга. Такие же булавки используются у корпуса яхты, штагов и вант.

Такелаж—ванты, штаги, гика- и стаксель-шкоты — делаются из толстых ниток (№ 10 или еще толще). Они не так путаются и не рвутся, когда модель зацепится за какую-либо водную или прибрежную растительность.

Паруса делаются из обрезков ситца или любой другой тонкой и плотной ткани. По цвету они могут быть самыми разнообразными — чем ярче, тем лучше: их легче различать во время соревнований. При их раскрое нужно обязательно проследить, чтобы нити основы ткани располагались вдоль большей стороны полотнища. Кромка парусов обшивается тонкими нитками или пропитывается водостойким клеем (эмалитом, резиновым клеем, клеем «Марс»), этим же клеем паруса крепятся к мачте и гику. Шкотовый угол стакселя делается больше 90°, а галсовый угол грота — менее 90°. Величины углов выбираются самими ребятами. Для удобства приклейки паруса к мачте галсовый угол грота срезается на 7—10 мм.

Раскрой и обозначение паруса.

Раскрой и обозначение паруса:

1 — передняя шкаторина (кромка) стакселя, 2 — задняя шкаторина стакселя, 3 — нижняя шкаторина стакселя, 4 — шкотовый угол стакселя, 5 — галсовый угол стакселя, 6 — фаловый угол стакселя, 7 — галсовый угол грота, 8 — шкотовый угол грота, 9 — фаловый угол грота, 10 — серп (величина выбирается произвольно).

Плавник-киль.

Плавник-киль:

1 — тело киля (фанера 3-4 мм), 2 — груз массой 100 г, 3 — заклепка (алюминий Ø 2—3 мм).

Регулировка заключается в изменении расположения парусов при различных курсах относительно ветра. При крутых к ветру курсах шкоты выбирают, наматывая нитку шкота на скрепку, а при более полных — распускают. Кроме того, если модель уваливается, то надо потравить (распустить) стаксель-шкот или выбрать (натянуть) гика-шкот.

Шаг первый. Собираем основу
Первым делом собираем основу, тут автор использовал в качестве материала пенопласт. Желательно пенопласт брать плотный, он более жесткий и конструкция получится надежная. Работать с пенопластом легко, он режется канцелярским ножом.


В завершении автор укрепил все внутри треугольниками из того же пенопласта. Первичная конструкция лодки склеивается суперклеем.





















Шаг второй. Обмазываем днище
Переворачиваем лодку и укладываем стеклоткань. Далее днище хорошо и тщательно пропитывается эпоксидным клеем. Тут желательно наложить несколько слоев стеклоткани, и в несколько слоев промазать все эпоксидкой для увеличения прочности.











Шаг третий. Палуба
Вырезаем из пенопласта и палубу, приклеиваем к лодке. Ну, вот и все, теперь всю лодку обмазываем эпоксидным клеем, не забывая укладывать стеклоткань. Чем больше будет стеклоткани и клея, тем прочее будет лодка.













Шаг четвертый. Ручки
Для палубы автор выгнул трубу сам, для крепления к ножкам привариваются пятаки. Ну а далее поверх пятаков укладывается несколько слоев стеклоткани и все обмазывается клеем. В итоге все ручки просто вклеиваются в борт лодки.
Автор также установить по бокам лодки по две ручки с каждой стороны.



















Шаг пятый. Сидение
Делаем сидение для лодки, тут используются все те же материалы, что и при изготовлении самой лодки. Под сидение делаем опоры, чтобы оно не провалилось.







Шаг шестой. Покраска и испытания
Лодка почти готова, осталось ее хорошо покрасить в несколько слоев. Теперь лодка оригинально смотрится, а благодаря краске смола не будет так активно разрушаться под действием внешней окружающей среды.











Осталось привезти лодку на озеро и поставить двигатель. Лодка эта довольно легкая, так что в ход ее можно приводить мотором от бензотриммера или даже электродвигателем. Для того чтобы подтвердить надежность лодки, автор поставил мотор на 5 лошадиных сил, лодка легко выдержала прогулку по озеру с двумя пассажирами.

На этом проект завершен, надеюсь, вам самоделка понравилась, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!

Читайте также: