Взор гостей привлекли развешанные картины по стенам дома

Обновлено: 23.04.2024

В тума… ой дали песча… ого берега тускло светились багря… ые огни стари… ой гости… ицы. В гости… ой на краше… ом полу, украше… ом затейливым орнаментом, стоял искус… о сдела… ый стол с искусстве… ыми цветами в стекля… ой вазе. Точе… ые ножки стола с заточе… ыми концами были позолоче… ы. Жже… ые спички лежали на подставке серебря… ого подсвечника с зажже… ыми свечами, рядом стояла позолоче… ая ваза с позолоче… ыми ручками. В ней изумле… ому взору открывался стра… ый набор варе… ых овощей, моче… ых яблок, солее… ых огурцов и кваше… ой капусты. Копче… ая колбаса, туше… ое мясо, мороже… ая рыба, замороже… ые лангусты, толчее… ые орехи, сви… ые отбивные лежали в серебря… ых чашах. На отглаже… ой тка… ой скатерти, сотка… ой из белоснежного льна, стояли деревя… ые блюда, стекля… ые фужеры, оловя… ые ложки, костя… ые вилки. Сквозь закопче… ые стекла еле пробивался лу… ый свет.

В туманной дали песчаного берега тускло светились багряные огни старинной гостиницы. В гостиной на крашеном полу, украшенном затейливым орнаментом, стоял искусно сделанный стол с искусственными цветами в стеклянной вазе. Точеные ножки стола с заточенными концами были позолочены. Жженые спички лежали на подставке серебряного подсвечника с зажженными свечами, рядом стояла позолоченная ваза с позолоченными ручками. В ней изумленному взору открывался странный набор вареных овощей, моченых яблок, соленых огурцов и квашеной капусты. Копченая колбаса, тушеное мясо, мороженая рыба, замороженные лангусты, толченые орехи, свиные отбивные лежали в серебряных чашах. На отглаженной тканой скатерти, сотканной из белоснежного льна, стояли деревянные блюда, стеклянные фужеры, оловянные ложки, костяные вилки. Сквозь закопченные стекла еле пробивался лунный свет.

Слушай, это довольно долго вставлять. Лучше я напишу тебе правило, а ты сам/а подумаешь, что где вставлять. Знаю, что ты попросил/а дать тебе ответ на задание, не для того, чтобы я тебе тут какое то правило вставляла, но, все таки, посмотри. Может быть, дальше тебе кто то сделает твой номер. А пока, вот правило, если решишься сделать сам/а.

Правило правописания н/нн в суффиксах прилагательных.

В суффиксе пишется "н" если:

1) Есть суффикс: ян, ин, ан.

Пример: багряный, серебряный (суффикс "ян"), голубиный, соловьиный (суффикс "ин"), песчаный, кожаный (суффикс "ан").

Оловянный, деревянный, стеклянный.

В суффиксе слова пишется "нн" если:

1) Есть суффикс енн, онн

Пример: Весенний, осенний (суффиксы "енн") зловонный, червонный (суффикс "онн")

2) Если данное слово поставить в форму существительного, и основа заканчивается на "н".

Примеры: лунный (или луный?) — луна (основа слова "лун", заканчивается на "н", значит прилагательное будет писаться с двумя "нн". Лунный.)

Это довольно просто. Уверенна, эти правила должны быть в Вашем учебнике, раз уж вы проходите или проходили данную тему. Если вы решили попросить кого то сделать её за Вас, то вам было лень заглянуть в учебник и посмотреть правило.

Я никто, чтобы Вас отчитывать, поэтому просто отправила вам правила. Вообще дело, просить сделать за Вас, или нет.

Простите, если оскорбила

Александра Воронкова Ученик (124) Я до сих пор думаю, что обращалась к вам в грубой форме! Ещё раз извиняюсь


Задание 15 № 4754

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

ДлиННый ряд невидаННых картин в стариННых рамах, развешаННых по некрашеНым стенам, радовал глаз буйством красок.

В этом предложении:

(1)длиННых и (3)стариННых — прилагательные, образованные от существительных с основой на -Н-;

(4)развешаННых — причастие, образованное от глагола совершенного вида РАЗВЕШАТЬ;

(2)невидаННых — исключение (пишется с НН, хотя образовано от глагола несовершенного вида);

(5)некрашеНым — отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида.

Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи

ПРА­ВО­ПИ­СА­НИЕ -Н-/-НН- В РАЗ­ЛИЧ­НЫХ ЧА­СТЯХ РЕЧИ.

Тра­ди­ци­он­но яв­ля­ет­ся самой слож­ной темой для уча­щих­ся, так как обос­но­ван­ное на­пи­са­ние Н или НН воз­мож­но лишь при зна­нии мор­фо­ло­ги­че­ских и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных за­ко­нов. Ма­те­ри­ал "Справ­ки" обоб­ща­ет и си­сте­ма­ти­зи­ру­ет все пра­ви­ла темы Н и НН из школь­ных учеб­ни­ков и даёт до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию из спра­воч­ни­ков В.В. Ло­па­ти­на и Д.Э Ро­зен­та­ля в том объ­е­ме, что не­об­хо­дим для вы­пол­не­ния за­да­ний ЕГЭ.

14.1 Н и НН в оты­мен­ных при­ла­га­тель­ных (об­ра­зо­ван­ных от имён су­ще­стви­тель­ных).

14.1.1 Две НН в суф­фик­сах

В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся НН, если:

1) при­ла­га­тель­ное об­ра­зо­ва­но от су­ще­стви­тель­но­го с ос­но­вой на Н при по­мо­щи суф­фик­са Н: тумаН+ Н → ту­маН­Ный; кар­маН+Н → кар­маН­Ный, кар­тоН+Н → кар­тоН­Ный

ста­рин­ный (от ста­ри­На+Н), кар­тин­ный (от кар­ти­На+Н), глу­бин­ный (от глу­би­На+Н), ди­ко­вин­ный (от ди­ко­ви­На+Н), не­дю­жин­ный (от дю­жи­На+Н), ис­тин­ный (от ис­ти­На+Н), бар­щин­ный (от бар­щи­На+Н), об­щин­ный (от об­щи­На+Н), длин­ный (от длиНа+Н)

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : слово «стран­ный» с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка не имеет в своём со­ста­ве суф­фик­са Н и не яв­ля­ет­ся род­ствен­ным к слову «стра­на». Но ис­то­ри­че­ски объ­яс­нить НН можно: че­ло­ве­ка из чужой стра­ны счи­та­ли ина­ко­мыс­ля­щим, чужим, по­сто­рон­ним.

Эти­мо­ло­ги­че­ски объ­яс­нить можно и на­пи­са­ние слова «под­лин­ный» : под­лин­ной в Древ­ней Руси на­зы­ва­лась та прав­да, ко­то­рую под­су­ди­мый го­во­рил «под длин­ни­ка­ми» — осо­бы­ми длин­ны­ми пал­ка­ми или кну­та­ми.

2) при­ла­га­тель­ное об­ра­зо­ва­но от имени су­ще­стви­тель­но­го путём до­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -ЕНН-, -ОНН: клюк­вЕН­Ный (клюк­ва), ре­во­лю­ци­ОН­Ный (ре­во­лю­ция), тор­же­ствЕН­Ный (тор­же­ство).

Ис­клю­че­ние: вет­рЕ­Ный (но: без­вет­рЕН­Ный).

Встре­ча­ют­ся слова-имена при­ла­га­тель­ные, в ко­то­рых Н яв­ля­ет­ся ча­стью корня. Эти слова надо за­пом­нить.Они не об­ра­зо­вы­ва­лись от имён су­ще­стви­тель­ных:

баг­ря­ный, зелёный, пря­ный, пья­ный, сви­ной, рдя­ный, ру­мя­ный, юный.

14.1.2. В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся Н

В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся Н , если:

1) при­ла­га­тель­ное имеет суф­фикс -ИН- (го­лу­бИ­Ный, мы­шИ­Ный, со­ло­вьИ­Ный, тиг­рИ­Ный). Слов с этим суф­фик­сом за­ча­стую имеет зна­че­ние «чей»: го­лу­бя, мыши, со­ло­вья, тигра.

2) при­ла­га­тель­ное имеет суф­фик­сы -АН-, -ЯН- (пес­чА­ный, ко­жА­Ный, ов­сЯ­Ный, зем­лЯ­Ной). Слова с этим суф­фик­сом часто имеет зна­че­ние «сде­лан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Ис­клю­че­ния: стек­лЯН­Ный, оло­вЯН­Ный, де­ре­вЯН­Ный.

14.2. Н и НН в суф­фик­сах слов, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов. Пол­ные формы.

Как из­вест­но, от гла­го­лов могут быть об­ра­зо­ва­ны и при­ча­стия, и имена при­ла­га­тель­ные (=от­гла­голь­ные при­ла­га­тель­ные). Пра­ви­ла на­пи­са­ния Н и НН в этих сло­вах раз­лич­ны.

14.2.1 НН в суф­фик­сах пол­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных

В суф­фик­сах пол­ных при­ча­стий и от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся НН, если со­блю­да­ет­ся ХОТЯ БЫ ОДНО из усло­вий:

1) слово об­ра­зо­ва­но от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида , С ПРИ­СТАВ­КОЙ ИЛИ БЕЗ, на­при­мер:

от гла­го­лов ку­пить, вы­ку­пить ( что сде­лать?, со­вер­шен­ный вид): куп­лЕН­Ный, вы­куп­лЕН­Ный;

от гла­го­лов бро­сить, за­бро­сить ( что сде­лать?, со­вер­шен­ный вид): бро­шЕН­Ный-за­бро­шЕН­Ный.

При­став­ка НЕ не ме­ня­ет вид при­ча­стия и не вли­я­ет на на­пи­са­ние суф­фик­са. Любая дру­гая при­став­ка придаёт слову со­вер­шен­ный вид

2) в слове есть суф­фик­сы -ОВА-, -ЕВА- даже в сло­вах не­со­вер­шен­но­го вида (ма­ри­нО­ВАН­Ный, ас­фаль­ти­рО­ВАН­Ный, ав­то­ма­ти­зи­рО­ВАН­Ный).

3) при слове, об­ра­зо­ван­ном от гла­го­ла, есть за­ви­си­мое слово, то есть оно об­ра­зу­ет при­част­ный обо­рот, на­при­мер: мо­ро­жЕН­Ное в хо­ло­диль­ни­ке, ва­рЕН­Ные в бу­льо­не ).

ПРИ­МЕ­ЧА­НИЕ : В слу­ча­ях, когда пол­ное при­ча­стие пе­ре­хо­дит в кон­крет­ном пред­ло­же­нии в имя при­ла­га­тель­ное, на­пи­са­ние не ме­ня­ет­ся. На­при­мер: Взвол­но­ваН­Ный этим со­об­ще­ни­ем, отец го­во­рил гром­ко и не сдер­жи­вал эмо­ций. Вы­де­лен­ное слово — при­ча­стие в при­част­ном обо­ро­те, взвол­но­ван­ный чем? этим со­об­ще­ни­ем. Ме­ня­ем пред­ло­же­ние: Его лицо было взвол­но­ваН­Ным, и уже нет при­ча­стия, нет обо­ро­та, ибо лицо нель­зя «взвол­но­вать», и это — имя при­ла­га­тель­ное. В таких слу­ча­ях го­во­рят о пе­ре­хо­де при­ча­стий в при­ла­га­тель­ные, но на на­пи­са­ние НН дан­ный факт никак не вли­я­ет.

Ещё при­ме­ры: Де­вуш­ка была очень ор­га­ни­зо­ваН­Ной и вос­пи­таН­Ной. Здесь оба слова — имена при­ла­га­тель­ные. Де­вуш­ку не «об­ра­зо­вы­ва­ли», да и вос­пи­тан­ная она все­гда, это по­сто­ян­ные при­зна­ки. Из­ме­ним пред­ло­же­ния: Мы спе­ши­ли на встре­чу, ор­га­ни­зо­ваН­Ную партнёрами. Мама, вос­пи­таН­Ная в стро­го­сти, и нас вос­пи­ты­ва­ла так же стро­го. А те­перь вы­де­лен­ные слова — при­ча­стия.

В таких слу­ча­ях в по­яс­не­нии к за­да­нию мы пишем: при­ла­га­тель­ное, об­ра­зо­ван­ное от при­ча­стия или при­ла­га­тель­ное, пе­ре­шед­шее из при­ча­стия.

Ис­клю­че­ния: не­ждан­ный, не­га­дан­ный, не­ви­дан­ный, не­слы­хан­ный, не­ча­ян­ный, мед­лен­ный, от­ча­ян­ный, свя­щен­ный, же­лан­ный. .

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что из ряда ис­клю­че­ний ушли слова счи­та­Ные (ми­ну­ты), де­ла­Ное (рав­но­ду­шие) . Эти слова пи­шут­ся по об­ще­му пра­ви­лу.

До­бав­ля­ем сюда ещё слова:

ко­ва­ный, клёваный, жёваный ева/ова вхо­дят в со­став корня, это не суф­фик­сы, чтобы пи­сать НН. Но при по­яв­ле­нии при­ста­вок пи­шут­ся по об­ще­му пра­ви­лу: изжёваН­Ный, под­ко­ваН­Ный, исклёваН­Ный.

ра­не­ный пи­шет­ся одна Н. Срав­ни­те: ра­нЕН­Ный в бою (две Н, по­то­му что по­яви­лось за­ви­си­мое слово); из­ра­нЕН­Ный, вид со­вер­шен­ный, есть при­став­ка).

смышлёный опре­де­лить вид слова слож­но.

14.2. 2 Одна Н в от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных

В суф­фик­сах от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся Н, если:

слово об­ра­зо­ва­но от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида , то есть от­ве­ча­ет на во­прос что с пред­ме­том де­ла­ли? и при слове в пред­ло­же­нии нет за­ви­си­мых слов .

ту­шЕ­Ное (его ту­ши­ли) мясо,

стри­жЕ­Ные (их стриг­ли) во­ло­сы,

ва­рЕ­Ный (его ва­ри­ли) кар­то­фель,

ло­ма­Ная (её ло­ма­ли) линия,

морЁНый (его мо­ри­ли) дуб (тёмный в ре­зуль­та­те спе­ци­аль­ной об­ра­бот­ки),

НО: как толь­ко у этих слов- при­ла­га­тель­ных по­яв­ля­ет­ся за­ви­си­мое слово, они тут же пе­ре­хо­дят в раз­ряд при­ча­стий и пи­шут­ся с двумя Н.

ту­шЕН­Ное в ду­хов­ке (его ту­ши­ли) мясо,

стри­жЕН­Ные не­дав­но (их стриг­ли) во­ло­сы,

ва­рЕН­Ный на пару(его ва­ри­ли) кар­то­фель.

РАЗ­ЛИ­ЧАЙ­ТЕ: у при­ча­стий (спра­ва) и у при­ла­га­тель­ных (слева) раз­ные зна­че­ния! Боль­ши­ми бук­ва­ми вы­де­ле­ны удар­ные глас­ные.

на­звА­ный брат, на­звА­ная сест­ра — че­ло­век, не со­сто­я­щий в био­ло­ги­че­ском род­стве с дан­ным че­ло­ве­ком, но со­гла­сив­ший­ся на брат­ские (сест­рин­ские) от­но­ше­ния доб­ро­воль­но.— нА­зван­ный мною адрес;

посажЁный отец (ис­пол­ня­ю­щий роль ро­ди­те­ля же­ни­ха или не­ве­сты при сва­деб­ном об­ря­де). — по­сА­жен­ный за стол;

при­дА­ное (иму­ще­ство, да­ва­е­мое не­ве­сте её семьёй для жизни в за­му­же­стве) — прИ­дан­ный ши­кар­ный вид;

сУже­ный (так на­зы­ва­ют же­ни­ха, от слова судь­ба) — сУжен­ная юбка, от слова сУзить, сде­лать узкой)

ПрощЁное вос­кре­се­нье ( ре­ли­ги­оз­ный празд­ник)— прощЁнный мною;

пИ­са­ная кра­са­ви­ца (эпи­тет, фра­зео­ло­гизм)— пИ­сан­ная мас­лом кар­ти­на.

14.2.3. На­пи­са­ние Н и НН в слож­ных при­ла­га­тель­ных

В со­ста­ве слож­но­го слова на­пи­са­ние от­гла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го не ме­ня­ет­ся :

а) пер­вая часть об­ра­зо­ва­на от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида, зна­чит, пишем Н : глад­ко­кра­шЕ­Ный (кра­сить), го­ря­че­ка­та­Ный, до­мо­тка­Ный, пест­ро­тка­Ный, зла­то­тка­Ный (ткать); цель­но­кро­Е­Ный кро­ить), зла­то­ко­ва­Ный (ко­вать), ма­ло­ез­жЕ­Ный (ез­дить), ма­ло­хо­жЕ­Ный (хо­дить), ма­ло­но­шЕ­Ный (но­сить), ма­ло­солЁНый (со­лить), мел­ко­дроблЁНый (дро­бить), све­же­гашЁНый (га­сить), све­же­мо­ро­жЕ­Ный (мо­ро­зить) и дру­гие.

б) вто­рая часть слож­но­го слова об­ра­зо­ва­на от при­ста­воч­но­го гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида, зна­чит, пишем НН : глад­коокра­шЕН­Ный (окра­сить), свежезамо­ро­жЕН­Ный (замо­ро­зить) и др.).

Во вто­рой части слож­ных об­ра­зо­ва­ний пи­шет­ся Н, хотя есть при­став­ка ПЕРЕ-: гла­же­Ные-пе­ре­гла­же­Ные, ла­та­Ные-пе­ре­ла­та­Ные, но­ше­Ный-пе­ре­но­ше­Ный, сти­ра­Ное-пе­ре­сти­ра­Ное, стре­ля­Ный-пе­ре­стре­ля­Ный, што­па­Ное-пе­ре­што­па­Ное.

Таким об­ра­зом, вы­пол­нять за­да­ния можно по ал­го­рит­му:

14.3. Н и НН в крат­ких при­ла­га­тель­ных и крат­ких при­ча­сти­ях

И при­ча­стия, и при­ла­га­тель­ные имеют не толь­ко пол­ные, но и крат­кие формы.

Пра­ви­ло: В крат­ких при­ча­сти­ях все­гда пи­шет­ся одна Н.

Пра­ви­ло: В крат­ких при­ла­га­тель­ных пи­шет­ся столь­ко же Н, сколь­ко в пол­ной форме.

Но, чтобы при­ме­нить пра­ви­ла, нужно раз­ли­чать при­ла­га­тель­ные и при­ча­стия.

РАЗ­ЛИ­ЧАЙ­ТЕ крат­кие при­ла­га­тель­ные и при­ча­стия:

1) по во­про­су: крат­кие при­ла­га­тель­ные — каков? ка­ко­ва? ка­ко­вы? ка­ко­во? ка­ко­вы?, крат­кие при­ча­стие — что сде­лан? что сде­ла­на? что сде­ла­но? что сде­ла­ны?

2) по зна­че­нию (крат­кое при­ча­стие имеет от­но­ше­ние к дей­ствию, можно за­ме­нить гла­го­лом; крат­кое при­ла­га­тель­ное даёт ха­рак­те­ри­сти­ку опре­де­ля­е­мо­му слову, о дей­ствии не со­об­ща­ет);

3) по на­ли­чию за­ви­си­мо­го слова (крат­кие при­ла­га­тель­ные не имеют и не могут иметь, крат­кие при­ча­стия имеют).

Крат­кие при­ча­стия Крат­кие при­ла­га­тель­ные
на­пи­сан (рас­сказ) м. род; что сде­лан? кем? маль­чик об­ра­зо­ван (каков?) —от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ный (какой?)
на­пи­са­на (книга) ж.род; что сде­ла­на? кем?де­воч­ка об­ра­зо­ван­на (ка­ко­ва?)—от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ная (какая?)
на­пи­са­но (со­чи­не­ние) ср.род; что сде­ла­но?кем?дитя об­ра­зо­ван­но (ка­ко­во?) —от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ное (какое?)
ра­бо­ты на­пи­са­ны, мн. число; что сде­ла­ны? кем?дети об­ра­зо­ван­ны (ка­ко­вы?) —от пол­ной формы об­ра­зо­ван­ные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут пи­сать­ся и в на­ре­чи­ях.

В на­ре­чи­ях на -О/-Е пи­шет­ся столь­ко же Н, сколь­ко их в ис­ход­ном слове , на­при­мер: спо­кой­но с одной Н, так как в при­ла­га­тель­ном спо­кой­Ный суф­ф­фикс Н; мед­лен­но с НН, так как в при­ла­га­тель­ном мед­лЕН­Ный НН; увлечённо с НН, так как в при­ча­стии увлечЁННый НН.

При ка­жу­щей­ся не­слож­но­сти этого пра­ви­ла су­ще­ству­ет про­бле­ма раз­гра­ни­че­ния на­ре­чий, крат­ких при­ча­стий и крат­ких при­ла­га­тель­ных. К при­ме­ру, в слове со­сре­до­то­че(Н, НН)о не­воз­мож­но вы­брать то или иное на­пи­са­ние БЕЗ зна­ния того, чем это слово яв­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии или сло­во­со­че­та­нии.

РАЗ­ЛИ­ЧАЙ­ТЕ крат­кие при­ла­га­тель­ные, крат­кие при­ча­стия и на­ре­чия.

1) по во­про­су: крат­кие при­ла­га­тель­ные — каков? ка­ко­ва? ка­ко­вы? ка­ко­во? ка­ко­вы?, крат­кие при­ча­стие — что сде­лан? что сде­ла­на? что сде­ла­но? что сде­ла­ны? на­ре­чия: как?

2) по зна­че­нию (крат­кое при­ча­стие имеет от­но­ше­ние к дей­ствию, можно за­ме­нить гла­го­лом; крат­кое при­ла­га­тель­ное даёт ха­рак­те­ри­сти­ку опре­де­ля­е­мо­му слову, о дей­ствии не со­об­ща­ет); на­ре­чие обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, как оно про­ис­хо­дит)

3) по роли в пред­ло­же­нии: (крат­кие при­ла­га­тель­ные и крат­кие при­ча­стия за­ча­стую яв­ля­ют­ся ска­зу­е­мы­ми, на­ре­чие же

от­но­сит­ся к гла­го­лу и яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством)

На­ре­чиеКрат­кое при­ча­стиеКрат­кое при­ла­га­тель­ное
го­во­рил рас­се­ян­норас­се­я­но по полюего лицо рас­се­ян­но
го­во­рить встре­во­жен­новсё село было встре­во­же­но этим из­ве­сти­емлицо его было встре­во­жен­но
про­ве­ли встре­чу ор­га­ни­зо­ван­ноэкс­кур­сия ор­га­ни­зо­ва­на ро­ди­те­ля­миде­вуш­ка дис­ци­пли­ни­ро­ван­на и ор­га­ни­зо­ван­на
вести себя вос­пи­тан­новос­пи­та­на ба­буш­кой она вос­пи­тан­на и на­чи­тан­на

14.5. Н и НН в име­нах су­ще­стви­тель­ных

1. В су­ще­стви­тель­ных (как и в крат­ких при­ла­га­тель­ных и на­ре­чи­ях) пи­шет­ся столь­ко же Н, сколь­ко в при­ла­га­тель­ных (при­ча­сти­ях), от ко­то­рых они об­ра­зо­ва­ны:

ННН
плен­ник (плен­ный)неф­тя­ник (неф­тя­ной)
об­ра­зо­ван­ность (об­ра­зо­ван­ный)го­сти­ни­ца (го­сти­ный)
из­гнан­ник (из­гнан­ный)вет­ре­ник (вет­ре­ный)
лист­вен­ни­ца (лист­вен­ный)пу­та­ни­ца (пу­та­ный)
вос­пи­тан­ник (вос­пи­тан­ный)пря­ность (пря­ный)
гу­ман­ность (гу­ман­ный)пес­ча­ник (пес­ча­ный)
воз­вы­шен­ность (воз­вы­шен­ный)копчёность (копчёный)
урав­но­ве­шен­ность (урав­но­ве­шен­ный)вкус­ное мо­ро­же­ное (мо­ро­же­ный)
пре­дан­ность (пре­дан­ный)тор­фя­ник (тор­фя­ной)

От имён при­ла­га­тель­ных об­ра­зо­ва­ны и слова

род­ственн/ик от род­ствен­ный, сто­ронн/ик от сто­рон­ний, еди­но­мыш­ленн/ик от еди­но­мыш­лен­ный, (зло­умыш­ленн/ик, со­умыш­ленн/ик ),став­ленн/ик от став­лен­ный, утоп­ленн/ик от утоп­лен­ный, чис­ленн/ик от чис­лен­ный, со­оте­че­ственн/ик от со­оте­че­ствен­ный) и мно­гие дру­гие.

2. Су­ще­стви­тель­ные могут также об­ра­зо­вы­вать­ся от гла­го­лов и дру­гих имён су­ще­стви­тель­ных.

бес­сон/ницауч/е/ник

осин/никбес­сребр/еник

При­ме­ча­ние к таб­ли­це : *Слова, ко­то­рые пи­шут­ся с Н и при этом не об­ра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий) в рус­ском языке еди­нич­ны.Их нужно вы­учить на­и­зусть.

Пи­шет­ся НН и в сло­вах пу­те­шеств/енник (от пу­те­ше­ство­вать), пред­шеств/енник (пред­ше­ство­вать)

Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Используя метафоры и сравнения, текст становится эмоциональнее и ярче.

2) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Г. Паустовского «Орест Кипренский».

3) Длинная московская зима, которая преобразила всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе, в каком-то ином, новом свете.

4) Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он затруднился ответить.

5) Кремний широко применяют в радиотехнике благодаря его электрических свойств.

6) Взор гостей привлекли развешанные картины по стенам дома.

7) Вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу.

8) К числу своих хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки

1) Используя метафоры и сравнения, текст становится эмоциональнее и ярче. Подлежащее текст выполняет действие становится, но не выполняет действие используя метафоры. Иными словами, текст не может использовать метафоры. Действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастным оборотом, совершаются разными лицами. Это недопустимо. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. (ошибка В)

2) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Г. Паустовского «Орест Кипренский». Предложение с несогласованным приложением (название книги). Так как есть родовое слово (повесть), то название, заключенное в кавычки, должно стоять в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа. Ошибки нет.

3) Длинная московская зима, которая преобразила всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе, в каком-то ином, новом свете. Сложное предложение с придаточным определительным. Грамматических ошибок нет.

4) Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он затруднился ответить. Неверно оформлена косвенная речь. Правильный вариант: Когда я спросил брата, какое у него любимое стихотворение, он затруднился ответить. (ошибка Г)

5) Кремний широко применяют в радиотехнике благодаря его электрических свойств (родительный падеж). Предлоги БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с существительным с ДАТЕЛЬНОМ падеже.

Правильный вариант: благодаря его электрическим свойствам.(ошибка Д)

6) Взор гостей привлекли развешанные картины по стенам дома.

Определяемое слово картины находится внутри причастного оборота – ошибка. Правильный вариант: Взор гостей привлекли картины, развешанные по стенам дома. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом. (ошибка А)

7) Вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу. Сложение предложения с придаточным определительным. Грамматических ошибок нет.

8) К числу своих хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом. Недопустимо при помощи союза И соединять как однородные члены инфинитив (заниматься) и имя существительное (увлечение). Ошибка в предложении с однородными членами (ошибка Б)

9) Анализируя текст художественного произведения, не бойтесь выражать своё отношение к прочитанному. Грамматических ошибок нет. Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении , сказуемое в котором выражено неопределенной формой глагола.

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Заменив собой все прежние кредитные учреждения, был издан указ об основании Государственного банка.

2) О жизни и творчестве художника, о его таланте можно прочитать в повести К. Г. Паустовского «Орест Кипренский».

3) Длинная московская зима, преобразившая всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе, в каком-то ином, новом свете.

4) Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он не ответил.

5) Классическая гимназия была единственным типом общеобразовательной средней школы, по окончанию которой можно было поступить в университет.

6) По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома.

7) П. И. Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу.

8) К числу своих хобби могу отнести игру на гитаре и заниматься спортом.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.

1) Заменив собой все прежние кредитные учреждения, был издан указ об основании Государственного банка. Простое предложение с деепричастным оборотом. Есть ошибка: подлежащее «указ» выполняет действие, выраженное глаголом-сказуемым «был издан», но НЕ выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом «заменив все кредитные учреждения». (Ошибка В)

2) О жизни и творчестве художника, о его таланте можно прочитать в повести К. Г. Паустовского «Орест Кипренский». Простое предложение с несогласованным приложением. Грамматической ошибки нет.

3) Длинная московская зима, преобразившая всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе, в каком-то ином, новом свете. Простое предложение, осложнено причастным оборотом. Грамматической ошибки нет.

4) Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он не ответил. Сложное предложение с косвенной речью, есть ошибка. Недопустимо смешивать прямую («у тебя») и косвенную речь (запятая вместо двоеточия указывает на косвенную речь). Верно: когда я спросил брата, какое у него любимое стихотворение, он не ответил. (Ошибка Г)

5) Классическая гимназия была единственным типом общеобразовательной средней школы, по окончанию которой можно было поступить в университет. Сложное предложение, нарушено падежное управление. Верно: по окончании (Ошибка Д)

6) По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома. Простое предложение с причастным оборотом. Есть ошибка: определяемое слово находится внутри причастного оборота. Верно: … обратили внимание на картины, развешанные по стенам дома. (Ошибка А)

7) П. И. Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу. Сложное предложение, грамматической ошибки нет.

8) К числу своих хобби могу отнести игру на гитаре и заниматься спортом. Простое предложение с однородными членами. Есть ошибка: при помощи союза «И» соединены как однородные члены имя существительное и инфинитив. Верно: … игру на гитаре и занятия спортом. (Ошибка Б)

9) Рассуждая о произведениях художников-авангардистов, довольно трудно оставаться беспристрастным. Простое предложение, осложнено деепричастным оборотом. Грамматической ошибки нет.

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.

Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Выслушав рассказ Одиссея, царём Алкиноем было отдано распоряжение снарядить корабль, чтобы путешественник смог вернуться на родину.

2) О жизни и творчестве художника, о его таланте можно прочитать в повести К. Г. Паустовского «Орест Кипренский».

3) Длинная московская зима, преобразившая всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе, в каком-то ином, новом свете.

4) Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он не ответил.

5) День выдался отличный, и благодаря хорошего настроения мы провели на лесной поляне вместе, не скучая и не ссорясь, несколько часов.

6) По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома.

7) П. И. Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу.

8) К числу хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.

1) Выслушав рассказ Одиссея, царём Алкиноем было отдано распоряжение снарядить корабль, чтобы путешественник смог вернуться на родину. – Подлежащее «распоряжение» выполняет действие, выраженное глаголом-сказуемым «было отдано», но не выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом «выслушав рассказ». (Ошибка В).

2) О жизни и творчестве художника, о его таланте можно прочитать в повести К. Г. Паустовского «Орест Кипренский». – Грамматических ошибок нет.

3) Длинная московская зима, преобразившая всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе, в каком-то ином, новом свете. – Грамматических ошибок нет.

4) Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он не ответил. – Смешение прямой и косвенной речи. (Ошибка Г).

5) День выдался отличный, и благодаря хорошего настроения мы провели на лесной поляне вместе, не скучая и не ссорясь, несколько часов. – Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ требуют при себе существительное в дательном падеже. Благодаря (чему?) хорошему настроению. (Ошибка Д).

6) По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома. – Определяемое слово стоит внутри причастного оборота. (Ошибка А).

7) П. И. Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу. – Грамматических ошибок нет.

8) К числу хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом. – Как однородные соединены существительное и инфинитив. (Ошибка Б).

9) Очень трудно не быть предвзятым, судить беспристрастно, говоря о любимых героях литературных произведений. – Грамматических ошибок нет.

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.

Читайте также: