Высота гаража в цокольном этаже

Обновлено: 24.04.2024

Люди, которым негде хранить свое транспортное средство, часто сталкиваются с необходимостью создания надежного гаражного помещения для автомобиля. Специалисты советуют делать гаражи в цокольном этаже, так как они наиболее удобные и безопасные. Однако перед этим надо ознакомиться с особенностями таких строений и нюансами их обустройства.

Особенности цокольного гаража

Расположение гаражных помещений в цокольном этаже дома является распространенным методом совмещения технической и жилой части жилплощади. Многие выбирают такой метод обустройства гаражей, так как при его использовании не придется тратить много времени на сооружение прочного фундамента и проведение земляных работ. Также размещение автогаража внутри способствует оптимальному использованию свободного внутреннего пространства.

Выделяют два типа цокольных конструкций, с особенностями которых надо заранее ознакомиться:

  • Вертикальный. Такие автогаражи находятся в подвале, расположенном под жилыми этажами здания. Опытные строители советуют их возводить на склонах и других участках с неравномерной высотой грунта. При размещении гаражей в подвальной части дома придется делать надежную гидроизоляцию для защиты от сырости.
  • Комбинированный. Люди, у которых нет подвала под домом, выбирают комбинированный тип автогаражей. Их сооружают на одном уровне с жилой постройкой и не углубляют под землю. Чаще всего комбинированные гаражные сооружения строят владельцы многоэтажных частных домов.

большой дом

Плюсы и минусы помещения под домом

Как и все разновидности гаражей, цокольные конструкции имеют свои достоинства и недостатки. Необходимо заранее с ними ознакомиться, чтобы понять, стоит ли под домом строить гараж в цоколе.

К преимуществам построек цокольного типа относят следующее:

  • Компактность. Здание, у которого гараж находится под землей, выглядит намного компактнее, так как около него нет пристроек.
  • Экономия места. Автогараж, находящийся на нижнем этаже, способствует экономии свободного пространства на приусадебном участке. Поэтому подземные помещения пользуются популярностью среди владельцев дачных участков с небольшой площадью.
  • Защищенность от холода. Многие считают, что цокольные строения наиболее холодные, но это не так. Их основание располагается намного ниже места промерзания почвы, и поэтому помещения защищены от холода и температурных перепадов.

городской домик

Есть у этих зданий и несколько недостатков, с которыми должен ознакомиться каждый человек перед обустройством гаражей под домом. К ним относят:

  • Сложность проведения строительных работ. Самостоятельно построить подземный автогараж непросто, так как для его создания придется вырыть глубокий котлован.
  • Высокий уровень влажности. Серьезной проблемой и главным недостатком является сырость. Чтобы от нее избавиться, придется провести работы по гидроизоляции с использованием качественного стройматериала.

Составление правильного проекта

Прежде чем заняться обустройством подземного гаражного помещения, разрабатывают проект для определения расположения и оптимальных размеров автогаража.

проект строительства

Расположение

Сначала определяют, где будет находиться помещение для хранения транспортного средства. Опытные специалисты советуют размещать его в частном доме, на нижнем этаже, который углублен под землю. Такими подземными гаражами удобно пользоваться в летнее время, так как в них прохладная температура.

Однако для автомобилистов, которые часто занимаются ремонтом машин, полуподвальные помещения не подойдут. В них не удастся сделать глубокую яму для ремонта подвески автомобиля и его днища. Поэтому для автомехаников больше подходят наземные автогаражи.

Размеры

При составлении проекта определяют размеры будущего гаражного помещения. Выделяют несколько факторов, которые учитывают при расчете габаритов сооружения. Главным из них является размер частного дома, под которым обустроен гараж.

Также надо учитывать количество машин, которые будут в нем храниться. Для хранения одного транспортного средства необходимо, чтобы длина составляла шесть метров, ширина равнялась четырем метрам, а высота — двум метрам.

цветы у гаража

Строительство гаража под домом

Работа по обустройству гаража проводится на этапе сооружения фундамента жилого дома. Для начала проводят земельные работы, во время которых вырывается котлован глубиной 3-5 метров. Дно выкопанной ямы застилается бетонными плитами и заливается цементным раствором.

Закончив с земельными работами, приступают к строительству гаражного здания:

  • Возведение стен. При создании стенок используют прочные железобетонные плиты, с помощью которых делают достаточную высоту потолков. Поперек стен устанавливается горизонтальное перекрытие, которое будет выполнять функцию потолка гаражного помещения и напольного покрытия жилого этажа дома.
  • Облицовка стен. Внутренняя часть стенок обрабатывается штукатуркой и покрывается гидроизоляционными материалами для защиты от повышенной влажности.
  • Установка ворот. Последним этапом создания автогаража считают монтирование ворот. Чаще всего устанавливают секционные ворота, состоящие из нескольких горизонтальных панелей. Они оснащаются автоматическим механизмом, который отвечает за их функционирование.

строительство дороги

Вентиляция

У технических помещений должна быть вентиляционная система, отвечающая за циркуляцию воздуха. При организации вентиляции в одну из стенок устанавливается отдушина со специальной фильтрующей решеткой. Также специалисты советуют установить вертикальный канал, который должен располагаться около конька крыши. Это в разы повысит эффективность функционирования вентиляции.

При необходимости устанавливают вентиляционные системы, оснащенные вентиляторами. Они не только нормализуют поступление воздуха, но и очистят гараж от выхлопного газа.

монтаж вентиляция

Гидроизоляция

Среди эффективных способов гидроизоляции выделяют использование штукатурных составов. Они покроют все микротрещины в стенах, через которые может проникнуть влага. Оштукатуривание поверхностей осуществляется в несколько последовательных этапов:

  • очистка стенок от пыли, загрязнений и другого мусора;
  • подсушивание стен при помощи строительного фена;
  • замазывание трещин цементным раствором;
  • оштукатуривание поверхности.

очищение стен

Заключение

Владельцы автомобилей, у которых нет автогаража, часто обустраивают его в цокольном этаже частного дома. Такие конструкции имеют целый ряд преимуществ, которые выделяют их на фоне остальных типов гаражных помещений.

Гараж под домом – это очень удобно

Дефицит площадей под застройку вынуждает владельцев вожделенных участков использовать их по максимуму. Устройство помещений внутри фундаментных стен позволяет решить практически все насущные проблемы, в том числе и обустроить место для автомобиля.

Как показывает практика, гараж и цокольный этаж прекрасно совмещаются. Мало того, подобное решение может быть единственно возможным для коттеджа, которых строится на двух-трёх сотках земли. Какие могут быть варианты? Об этом, с помощью видео в этой статье, будет рассказано далее.

Варианты совмещения гаража: вопросы и ответы

Иногда проблема места под застройку стоит настолько остро, что фактически приходится как на фото снизу, строить не дом с гаражом, а гараж двухэтажный с цоколем. То есть, клочок земли настолько мал, что размеры строения в плане не превышают 24м2, и отдельного места даже под навес для автомобиля нет.

Ситуации бывают разные: одним во дворе дома нужно построить ещё один – для второй семьи; другим просто важно не занимать под застройку землю, на которой можно что-то выращивать. В таком случае, второй этаж становится просто панацеей, и, судя по площади, позволяет сделать над гаражом, располагаемым на первом уровне только одну большую или две маленьких комнаты.

Какие ещё есть варианты?

Где расположить гараж

Естественно, многим хотелось бы сделать цокольный этаж под гаражом, ведь в таких стеснённых условиях лишняя площадь – пусть даже не жилая, а вспомогательная, никак не помешает. Возможно ли это?

Обратите внимание: Если речь идёт именно о цокольном этаже, то он под гаражом никак не может находиться. Причиной тому его уровень заглубления, который составляет не более половины высоты стены. Соответственно, вторая половина минимум на 1,2-1,3м находится над землёй, и если выше расположить гараж, то в него попросту будет неудобно заезжать. По этой причине, устраивать цокольный этаж в гараже не имеет смысла.

Вариант 1

Если что и делать под гаражом, то это подвал. Его основным отличием является тоже уровень заглубления, который превышает половину высоты стены, и может выходить на поверхность земли лишь на 20-30 см, необходимых для поднятия над уровнем грунта пола первого этажа.

Что вы будете иметь, предусмотрев подвал в таком небольшом строении?

  • Ну, во-первых, он может «работать» по своему прямому назначению – то есть, хранить для вас съестные припасы и урожай с огорода.
  • Во-вторых, в подвале можно устроить и сам гараж, как это показано на плане. Надпись «цокольный этаж» здесь не совсем правильная, так как на чертеже указана отметка его пола -2,800.
  • Судя по ней, это ни что иное как подвал с полным заглублением. У цокольного этажа максимум отметки пола при такой высоте стен был бы -1,400м.

Проект коттеджа с гаражом в подвале

Обратите внимание: Конечно, въезд в подвальный этаж получится намного более крутой, и нужно больше места для въездного пандуса. Но сегодня не редкость, когда спуск машин в подземный гараж обустраивают с помощью подъёмника, как это показано на представленном ниже примере.

Подъёмник опускает машину в подвал

Подобное решение позволит использовать гараж, к примеру, под мастерскую, а машина при этом не будет мешать.

Вариант 2

Если есть возможность сделать к дому небольшую пристройку, то именно в ней можно расположить гараж, который не займёт помещений, в том числе и цокольных, в самом доме. Причём, такая пристройка может послужить не только пристанищем для машины, но и позволит обустроить отличное место для отдыха.

Имеется в виду возможность использования крыши гаража под террасу, выход на которую можно сделать из помещения второго этажа.

Гараж-пристройка с эксплуатируемой крышей – отличное решение для многих

На приведённом выше примере видно, насколько плотная застройка на участке. И его владелец нашёл прекрасный выход из положения, пристроив к небольшому дому гараж с эксплуатируемой кровлей. А под ним можно сделать всё тот же подвал, вход в который будет одновременно служить смотровой ямой.

Монолитный подвал под гаражом

Вариант 3

Когда речь идёт о возведении нового дома, то лучшим вариантом будет строительство цокольного этажа с гаражом, который может вмещать в себя не только одну, но и две машины. Его планировка в нормальном по площади доме, может выглядеть примерно так, как показано ниже.

На сайтах проектных организаций, предлагающих вниманию заказчиков готовые проекты, всегда можно найти коттеджи с цокольным этажом и гаражом, которые отлично впишутся в ваш участок. В крайнем случае, можно воспользоваться их услугами по индивидуальной разработке проекта.

Вариант 4

Многих интересует, можно ли в эксплуатируемом доме, в котором имеется цокольный этаж без гаража, этот самый гараж сделать позже? Вопрос, неоднозначный, и уж конечно его вряд ли смогут грамотно решить любители всё делать самостоятельно.

  • Прежде всего, это зависит от габаритов автомобиля, который придётся в этот гараж ставить. Возможно, высоты имеющегося этажа будет попросту недостаточно, а углубить его в грунт можно не всегда.
  • С этой идеей можно сразу попрощаться, если в основании монолитная железобетонная плита. Сделать углубление можно только когда дом опирается на ленточный фундамент.
  • При этом порядок действий будет примерно таким:
    1. Демонтируется плита пола;
    2. Вдоль внутренней вертикали фундаментной ленты вынимается грунт до нужной отметки;
    3. Устанавливается опалубка, а в неё каркас, и производится заливка монолита;
    4. После того, как он полностью наберёт прочность, начинают обустройство плиты пола, которая должна без проблем выдерживать вес автомобиля.

Новый фундамент цокольного этажа с гаражом, заливаемый во внутреннем периметре старого фундамента

Инструкция вроде бы и проста, но всё же лучше не делать этого своими руками, а обратиться к специалистам, которые правильно рассчитают толщину стен и плиты пола, арматуры для них. Но главное – удостовериться, что при заглублении вы не приблизитесь слишком к грунтовой воде, которая может здорово попортить вам в будущем нервы.

Внимание! Подкапывать старый фундамент, чтобы сделать в цокольном этаже гараж, без последующего усиления нельзя ни в коем случае – слишком высокой может оказаться цена такого решения. Отсутствие боковой опоры может снизить прочность базы, она даст дополнительную усадку, от чего может пострадать всё здание.

Дом снесли, а фундамент оставили

Это касается и тех случаев, когда сносят старый дом, а его крепкий фундамент планируют использовать в качестве основы под новую постройку.

Из чего строят цокольный этаж

Строительство гаража в цокольном этаже ничем не отличается от вариантов, когда в нём планируются помещения любого другого назначения.

Основными задачами являются:

  1. Обеспечение необходимой несущей прочности фундамента, который в данном случае может служить цокольному этажу либо стенами (ленточный), либо полом (плитный).
  2. Обеспечение герметичности стенам и их стыкам с полом, и выполнение качественной горизонтальной и вертикальной гидроизоляции.

Материалы для стен и фундамента

Несмотря на современное изобилие стеновых материалов, для того, чтобы возвести стены цокольного или подвального этажа, сгодится не каждый.

Согласно нормам, для этого можно использовать:

  1. Железобетонный монолит;
  2. Бутобетонный монолит;
  3. Бетонные блоки типа ФБС;
  4. Железобетонные блоки типа УДБ;
  5. Стеновые камни из тяжёлого и мелкозернистого бетона, изготавливаемые по ГОСТ 6133 (только по плитному фундаменту);
  6. Кладка из бутового камня;
  7. Кладка из полнотелого керамического кирпича.

В общем, стены цокольного этажа – учитывая, что они могут одновременно выполнять и функцию фундамента, возводятся из наиболее прочных материалов, с небольшим коэффициентом водопоглощения. Их защита от грунтовой влаги осуществляется с помощью рулонных и/или обмазочных, либо напыляемых материалов. Для защиты от промерзания, вертикальные поверхности закрывают плитным утеплителем, после чего облицовывают кирпичом, штукатурят.

Под газоблочную кладку возведён фундамент из керамического кирпича

Важно помнить только, что даже если вы строите гараж из пеноблока с цокольным этажом, заглубляемые стены должны возводиться только из тех материалов, которые были перечислены выше.

Для стен цоколя ячеистые бетоны неприменимы в силу их высокого водопоглощения и низких прочностных характеристик. Такие стены как не изолируй, они всё равно отсыреют и довольно быстро начнут разрушаться.

Проект дома с гаражом в подвале

Гараж, располагающийся в подвале дома – это в принципе очень удобно. Во всяком случае, он не занимает на участке места, которого может и так не хватать.

Да и потом, цена встроенного гаража получается вдвое меньше, чем отдельно стоящего – за счёт того, что у него с домом общие конструкции. Но всё это хорошо только в том случае, когда такое решение принято перед началом строительства.

А для того, чтобы сделать гараж в подвале уже эксплуатирующегося дома, должна быть ну очень острая необходимость. И тем не менее, раз есть люди, которым это нужно, давайте рассмотрим подобную возможность более детально.

Гараж под домом: все за и против

Сразу скажем, что не всякий подвал годится для того, чтобы устроить в нём гараж. Про стены можно не беспокоиться: в подвале они всегда прочные, так как они одновременно являются фундаментом дома.

Скорее всего, это блоки ФБС, либо толстая кирпичная кладка. А вот конструкция и высота перекрытия над подвалом, может воспрепятствовать устройству в нём гаража. Хорошо, если это бетонные плиты, но возможен и другой вариант.

Перекрытие над подвалом: в чём проблемы

В частных домах нередко делают балочные перекрытия – и не только под крышей, но и над подвалом. Такое перекрытие гораздо сложнее сделать герметичным, чем бетонное, так как оно имеет многослойную структуру.

А какую именно, вы можете и не знать. Если под ним устроить гараж, то все запахи – в первую очередь, выхлопные газы, будут попадать в верхнее помещение.

  • Нужно так же обратить внимание и на высоту потолка в подвале. Если даже там есть 2,5м, что хорошо не только для подвала, но и допустимо для полноценного жилого помещения, для гаража этого может оказаться мало. Чтобы понять, так ли это, необходимо произвести нехитрый расчёт.

Обратите внимание! Оптимальная высота гаража определяется так: нужно учесть высоту покрытия пола и потолочной подшивки, прибавить к ним фактическую высоту автомобиля, плюс полметра на открывание багажника. Следует так же иметь в виду, что понадобится какое-то место под потолком для осветительных приборов и автоматических ворот – на это уйдёт ещё около30 см. Нужно оставить и немного свободного пространства, ведь не должен же открытый багажник цеплять потолочное оборудование.

  • Учитывая всё сказанное, становится понятно, что потолок с высотой 2,5м устроит лишь владельца небольшой легковой машины. Для внедорожника или другого автомобиля такого класса, места в подвале будет недостаточно. Поставить в нём подъёмник невозможно. Ямы там тоже не будет, так как вряд ли вы захотите нарушить целостность забетонированного основания.

Чтобы пойти на этот шаг, нужно точно знать гидрогеологическую обстановку на участке. «Не стоит соваться в воду, не зная броду» – эта поговорка как раз в тему. Ведь для того, чтобы выкопать в подвале яму, пришлось бы заглубляться в грунт не меньше, чем на 1,7м ниже подошвы фундамента – а это уже может быть чревато последствиями.

Как делается проём в стене

Ещё одна головная боль при устройстве гаража в подвале, возникает в связи с тем, что для въезда автомобиля нужно сделать проём в стене. Это ведь не просто дверь, а проём шириной 2,5м, который сопоставим по размеру с целой стеной небольшого помещения. Именно такая ширина ворот предусматривается в гаражах на один автомобиль, с учётом ширины самого авто, и места, необходимого для установки направляющих для ворот.

Не в каждом месте можно сделать такой проём. И в любом случае, если вы не хотите создать себе дополнительные проблемы, не стоит при этом работать отбойным молотком и кувалдой. Даже если стена в подвале не бетонная, а кирпичная, не советуем пытаться самостоятельно её долбить.

Организационные вопросы

Если вы не сами строили дом, то скорее всего не знаете, какое там качество раствора. От вибрации отбойника, по всей стене пойдут трещины, будут вываливаться отдельные кирпичи или куски кладки даже в тех местах, которые необходимо сохранить. Толщина стен в подвале минимум 38 см, а то и все 50 см, поэтому проём нужно не выбивать, а вырезать.

  • Это делается силами специализированной фирмы, имеющей в своём распоряжении алмазно-режущее или алмазно-бурильное оборудование, и специалистов, умеющих с ним обращаться. И не забудьте, что вам ещё нужно запастись разрешением на производство таких работ, потому что стена подвала – всегда несущая.
  • Вырезание проёма – это ещё полдела, его ещё необходимо качественно укрепить. А для этого нужен проект, из которого будет следовать, что перепланировка возможна, и в котором будет представлен конструктивный вариант укрепления проёма. Именно на основании этого проекта вы и получите разрешение в жилищной инспекции.

Обычно предприятия, занимающиеся алмазной резкой, уполномочены выдавать технические заключения о возможности устройства проёма. По заявке, к вам на дом выедет инженер, который произведёт обследование конструкций, после чего заказчику будет предложен вариант резки, представлены чертежи и смета.

Усиление проёма

Несмотря на то, что стенорезная машина режет бетонную или кирпичную стену как масло, не думайте, что всё так просто. Процесс обустройства проёма состоит из нескольких технологических операций.

Прежде всего, это разметка, производимая на поверхности стены. Затем выполняется контрольное бурение отверстий. Обязательно осуществляется гидроизоляция пола в подвальном помещении, так как вода должна охлаждать оборудование в процессе резки, и будет при этом стекать вниз.

  • Когда всё подготовлено, по периметру отверстий осуществляют сквозную прорезку, стараясь сделать так, чтобы вынимаемые из стены части были транспортабельными. Если нужно, их дробят на месте, и вывозят с объекта. Заключительным этапом технологии является укрепление проёма с помощью металлоконструкции, монтируемой по его периметру. А оно может выполняться разными способами.
  • Двухрядное усиление представляет собой достаточно сложную конструкцию из металлопроката: стальных уголков, швеллера или, если стены очень толстые – двутавровых балок. В случае с однорядным усилением, ещё до начала резки, с наружной и внутренней стороны, стены монтируется обрамление из швеллера, которое затем жёстко стягивается перемычками.

Металлопрокатом укрепляется не только горизонтальная часть проёма, но и откосы. Стальная обвязка прочна и надёжна, так что на несущую способность стены, новоиспечённый проём никак не повлияет. Во избежание обрушения конструкций в процессе удаления фрагмента стены, её сначала укрепляют, а потом уже режут.

Примерная стоимость работ

Думаем, что из сказанного выше становится понятно, что процесс обустройства проёма в стене представляет собой технически сложную процедуру, за которую не следует браться самостоятельно. Попробуем посчитать, во сколько обойдётся такое удовольствие.

Резка стены толщиной 40 см, обойдётся не менее 16000 руб./м2. Стоимость усиления зависит размеров от используемого металлопроката. Если это швеллер, то для укрепления проёма применяют вариант с шириной спинки не менее 16 см.

При двухрядном усилении таким швеллером, фирмы берут в среднем 6500 руб. за погонный метр проёма. За вывоз мусора и прочие мелочи, в смете будет отдельная строка. Так что нехитрый подсчёт показывает, что на всё про всё уйдёт не меньше 90 000 рублей.

Устройство пандуса

Проём проёмом, но чтобы попасть на машине в гараж, расположенный под домом, нужно построить ещё и пандус. Причём для того чтобы заезд был комфортным, уклон не должен быть слишком большим.

Для этого нужно обустроить пологий подъезд с расстояния трёх-пяти метров. Планируя сделать гараж в подвале дома, это тоже необходимо учитывать. В общем, тут тоже есть свои нюансы, о которых мы расскажем далее.

  • В обычном наземном гараже, нередко предусматривают повышающий пандус. Делается это для того, чтобы облегчить въезд в гараж. Если же он располагается ниже уровня земли, то въезд на спуске может быть даже чересчур лёгким – можно нечаянно въехать в стену, особенно, зимой, когда пандус обледенеет. Именно поэтому и нужно постараться сделать заезд в гараж максимально пологим.
  • Оптимальная величина уклона гаражного пандуса варьируется в пределах 15-20 градусов. Так как он будет не повышаться, а понижаться, нужный уклон можно предусмотреть в процессе земляных работ. А их объём будет немаленький – ведь, чтобы достичь уровня пола гаража, придётся вынуть немало грунта.
  • Формируя в грунте выемку под пандус, необходимо иметь в виду, что последний метр-полтора заезда, должен быть практически пологим. Далее самое время позаботиться о том, чтобы в гараж не попадала дождевая вода. Решить этот вопрос поможет бетонный либо полимерный дренажный лоток, установленный поперёк пандуса в нескольких местах.
  • При протяжённости заезда в 5м, необходимо предусмотреть как минимум 2 слива: в самом высоком и самом низком местах. Вода отводится либо в установленные по краям лотков дождеприёмники, либо по трубам – в уличный кювет. Систему дренажа (см. Отводы сточных вод: варианты систем) нужно продумать заранее и сделать чертёж.
  • Поверхность пандуса может быть по вашему желанию забетонирована, заасфальтирована, выложена клинкерным кирпичом, брусчаткой или тротуарной плиткой. В этом плане, работа не отличается от той, что производится на ровной поверхности, при мощении придомовой площадки или садовых дорожек.
  • Но сначала нужно будет возвести боковые (подпорные) стенки. Они могут быть залиты из монолитного бетона, выложены из блоков, кирпича или камня – это уж как вам нравится. В любом случае, под стенкой должна быть утрамбованная песчаная, а поверх неё небольшая бетонная подушка, либо уложена бетонная плита. Далее уже на фундамент настилают полосы рубероида, и самым обычным образом возводят стенки.

Как видите, с устройством гаража в подвале немало забот. Если рядом с домом есть пятачок шириной хотя бы в три метра, гораздо проще всё-таки сделать наземную пристройку. Во всяком случае, по финансам это точно обойдётся дешевле!

Дом с цокольным гаражом

Когда места для строительства загородного жилья совсем немного, небольшой дом с гаражом в цокольном этаже подчас становится единственным решением, позволяющим комфортно разместить всё необходимое на участке. Ведь жизнь за городом предполагает обязательное наличие автомобиля, который нужно уберечь от угона, повреждений и вредных природных влияний.

Дефицит места не всегда является поводом выбрать именно такой проект, причины для размещения гаража в полуподвальном помещении могут быть разными. Но требования к его строительству и обустройству едины. О них и поговорим.

Проектные требования

Нельзя просто взять и самостоятельно нарисовать план дома с цокольным этажом и гаражом. Для его возведения необходим профессиональный проект, причем адаптированный к условиям участка, на котором будет вестись строительство.

И в первую очередь это касается гидрогеологических условий, к которым относятся:

Требования к конструкции

Цокольные помещения по своей конструкции и расположению являются, по сути, фундаментом дома, принимающим на себя все нагрузки. При их проектировании необходимо учитывать определенные требования.

Нормативные требования

Для справки. Цокольным считается этаж, уровень пола которого находится ниже планировочной отметки земли и заглублен не более, чем на половину всей высоты этажа.

Такой цоколь считается полноценным этажом

Мало того, что инструкция запрещает строительство частных домов выше двух этажей с мансардой, так ещё и налоги за технические помещения вам придется платить, как за жилые.

Когда стоит отказаться от гаража в цоколе

Во многих случаях от дома с гаражом и цокольным этажом приходится отказываться.

Причин может быть несколько:

  • Если дом уже существует, сделать под ним цокольный этаж будет очень сложно и дорого, а иногда и невозможно. В любом случае необходимо привлечь специалистов не только для строительства, но и для проектно-изыскательных работ и расчетов. Плюс есть риск разрушения несущих конструкций из-за перераспределения нагрузки во время устройства котлована под домом.
  • Если уровень грунтовых вод на участке высокий или участок находится в низине и постоянно подтопляется, много времени и средств уйдет на устройство дренажной системы и гидроизоляционные работы.
  • Если у вас ограничен бюджет на строительство, жилой дом с цокольным этажом с гаражом обойдется значительно дороже, чем такое же здание на обычном фундаменте.

В этих случаях лучше выбрать альтернативный вариант с отдельно стоящим или пристроенным к дому гаражом.

В итоге общая цена дома и отдельного гаража может оказаться не ниже стоимости дома с полуподвалом, но такой вариант имеет как минимум три преимущества:

  • Гараж можно построить и оборудовать после завершения строительства дома по мере появления средств.
  • Его возведение не повлияет на сроки ввода дома в эксплуатацию и возможность вселения.
  • Построить гараж или пристроить его к одной из стен здания можно своими руками, тогда как сооружением цокольного этажа должны заниматься квалифицированные специалисты.

Требования к строительству и обустройству цокольного гаража

Прежде всего, нужно решить, будет ли пространство цоколя использоваться для других целей, кроме стоянки автомобиля. Как правило, по площади оно равно размерам жилого этажа, поэтому места остается много.

Здесь можно сделать гараж на две машины, а также перегородить пространство и устроить в полуподвале мастерскую, котельную, сауну, кладовую и т.д. Но вход в эти помещения должен быть отдельным.

Дом с цокольным этажом и 2 гаражами на участке с уклоном

Составьте план дома с гаражом в цокольном этаже, чтобы решить, где удобнее сделать въезд, как разместить другие помещения и обеспечить доступ в них из дома. Этот план понадобится вам и для того, чтобы продумать отопление, освещение, вентиляцию и другие необходимые инженерные сети и коммуникации.

Выбор материалов

Так как цокольный этаж наполовину заглублен в землю и является фундаментом дома, строить его можно только из прочного и надежного материала. Причем, запас прочности должен быть большим.

Независимо от цели использования, для его строительства применяется ограниченное число материалов, соответствующих этим требованиям. Это бетонные блоки, монолитный железобетон, бутобетон, полнотелый керамический кирпич.

Обратите внимание. Такие стеновые материалы, как газосиликатные или пенобетонные блоки можно использовать для кладки стен только выше уровня земли, так как они плохо противостоят влаге.

Особые требования предъявляются и к отделочным материалам. Они должны быть не горючими. Это касается не только отделки стен, пола и потолка, но и материала для изготовления ворот и дверей в жилые помещения. Особенно, если это гараж в цокольном этаже деревянного дома.

Один из вариантов – отделка плиткой и металлическими панелями

Совет. Если из гаража есть выход в дом, дверь должна закрываться герметично, чтобы в него не проникали пары бензина, выхлопные газы и другие неприятные запахи. Ещё лучше оборудовать тамбур между этими помещениями. Также следует предусмотреть тщательную герметизацию перекрытия над гаражом.

Пример планировки с тамбуром

Обустройство гаража

Разводка коммуникаций предусматривается ещё на стадии проектирования. При производстве строительных работ необходимо учитывать их местоположение, и не пренебрегать их прокладкой.

Если без водоснабжения и канализации в гараже вполне можно обойтись, то электроснабжение, отопление и вентиляция здесь должны быть обязательно. Теплый и сухой полуподвал – это гарантия того, что влага и холодный воздух не будут проникать из него в дом, способствуя распространению плесени и грибка.

Гараж может отапливаться общедомовой системой или автономными источниками тепла

Многие домовладельцы, строя бюджетные одноэтажные дома с цокольным этажом и гаражом, оставляют техническую площадь не отапливаемой. Этот вариант тоже имеет право на существование, но при условии качественного утепления, гидроизоляции, устройства отмостки по всему периметру и дренажной системы.

Если с изоляцией и утеплением все понятно, то по поводу дренажной системы в таком гараже у некоторых возникает вопрос – зачем?

Вспомните, сколько воды скапливается под машиной зимой. Она заносится в гараж на колесах и днище, особенно если дороги и подъездные пути к дому чистятся нерегулярно. Испаряясь, она повышает влажность в помещении. Избавиться от неё поможет небольшой уклон пола с дренажным водостоком, уходящим в небольшой колодец у наружной стены цоколя.

Дренажная система цокольного этажа

Помочь может и осушитель воздуха, плюс обязательная система вентиляции. О ней стоит рассказать подробнее.

Вентиляция цокольного гаража

Любые одно- и двухэтажные дома с цоколем и гаражом должны оборудоваться эффективной вентиляционной системой. И без гаража – тоже, так как обычное проветривание в таких помещениях не работает без ветрового побуждения. Да и в этом случае размеры окон и их расположение под самым потолком не могут обеспечить качественной замены воздуха.

Если же в полуподвальном помещении планируется делать гараж, то без принудительной вентиляции никак не обойтись. Вредные химические пары, исходящие и от самого автомобиля, и от хранящихся в помещении горюче-смазочных материалов необходимо выводить. Как и скапливающийся в подвале природный грунтовый газ радон.

Поэтому, если вы решили устроить гараж в цокольном этаже дома – план вентилирования помещения у вас должен быть разработан ещё до начала строительства.

Простейшая схема монтажа системы вентиляции выглядит так:

  • Приточное отверстие в стене делается чуть выше уровня земли.
  • В него нужно вставить трубу и оборудовать её снаружи решеткой для защиты от грызунов и насекомых.
  • Внутренний конец трубы оборудуют приточным вентилятором с фильтром и обратным клапаном или заслонкой, чтобы ограничить поступление холодного воздуха в помещение в сильные морозы.
  • На противоположной стене устраивается вентканал с отверстием, расположенным ближе к потолку. Его диаметр необходимо рассчитать в зависимости от площади гаража.
  • Для этого используем формулу площади окружности: умножаем площадь гаража на 26 см2 (нормативное значение), делим на 3,14 (число Пи) и находим корень квадратный полученного значения. Получаем радиус окружности и умножаем его на 2.

Совет. Найденный размер диаметра вытяжной вентиляционной трубы желательно увеличить на 10-15%, учитывая специфику помещения.

Если в цокольном этаже есть другие подсобные или жилые помещения, для каждого из них устраивается своя система приточной вентиляции, а вытяжной канал может быть общим. Но его диаметр в этом случае рассчитывается по общей площади.

Заключение

В настоящее время загородное строительство активно развивается. Все больше людей стремится работать и учиться в городе, а жить за его пределами. Высокий спрос на загородное жилье вынуждает ограничивать площадь выделяемых под строительство земельных участков. Иногда это всего 3-4 сотки, на которых трудно разместить все необходимое.

В таких условиях встраивание гаража в цокольную часть дома становится наиболее разумным решением, которое к тому же обеспечивает максимальный комфорт его владельцам.

Что учесть при выборе проекта и его реализации, вы теперь знаете. А практические рекомендации о том, как построить кирпичный дом с гаражом и цокольным этажом, вы найдете в видео в этой статье.

Для владельцев небольших земельных участков подземный гараж будет идеальным вариантом: устроив его на цокольном этаже, можно сэкономить полезную площадь для строительства бани или сарая. Подобные подземные объекты не являются новинкой, они уже успели доказать свое удобство. Есть только один важный нюанс: подземный гараж строится вместе с домом, а не после возведения здания.

Гараж под частным домом

Гараж в цокольном этаже

Его наличие нужно предусмотреть сразу, так как в процессе эксплуатации здания его строительство будет уже практически невозможным. Нужно определиться, каким будет гараж под домом – полностью или частично скрытым под землей. Оба варианта располагаются под одной крышей со зданием, но второй обычно на 1/3 выше уровня нулевого этажа.

Чаще делают частично скрытые под землей гаражи, так как их обустройство легче и проще. И очень важно не делать его слишком глубоким, чтобы не столкнуться с сыростью, повышенным давлением на стены и грунтовыми водами.

Сразу же учтите, что построенный гараж впоследствии нельзя будет эксплуатировать как еще одну жилую комнату, ведь помещения такого типа считаются взрывоопасными. По этой же причине в подземном гараже нельзя ставить машины с газобалонным оборудованием. Это начальные правила безопасной эксплуатации помещения на цокольном этаже.

Список инструментов и техники

Голыми руками такой объект, как подземный гараж, не сделаешь. Нужны инструменты, а на определенных этапах придется даже задействовать спецтехнику. Поэтому мы предоставляем вам перечень всего необходимого, чтобы вы подготовились к каждой стадии строительства гаража под крышей частного дома на цокольном этаже.

  • одна дрель с различными насадками;
  • киянка для укладки плитки;
  • скребок для разравнивания бетона;
  • уровень.

Строительство гаража с помощью экскаватора

Спецтехника на строительстве гаража

  • экскаватор;
  • автокран или подобная ему грузоподъемная техника, способная положить плиты;
  • машины для перевозки всего необходимого.
  • железобетонные плиты;
  • рубероид;
  • армированное железобетонное перекрытие;
  • легкая арматурная сетка;
  • штукатурка;
  • щебень;
  • бетон;
  • тротуарная плитка;
  • противоскользящие полоски;
  • кирпич;
  • канализационная решетка;
  • металлические опоры и перекрытия для крыши;
  • шифер.

Поэтапное строительство гаража

Расположение в цоколе

Планирование гаража в цокольном этаже

  1. Необходимо разработать план дома и гаража, расположенных под одной крышей. Учесть нужно не только размеры помещений и их размещение, но еще и целый ряд факторов, например, почву земельного участка и действие грунтовых вод. Поэтому к разработке плана целесообразно привлечь профессиональных проектировщиков.
  2. Затем нужно нанять экскаватор и выкопать котлован утвержденных размеров. Крайне важно обеспечить возможность создания въездного пути (о нем мы подробно расскажем ниже), так что нужно еще вырыть и подход к котловану, причем такой, который будет идти под необходимым уклоном.
  3. Для создания надежного фундамента дно котлована необходимо тщательно утрамбовать и сделать бетонную или хотя бы песчаную подготовку.
  4. Когда дно сформировано, нужно переходить к возведению стен. Самый простой способ – сделать их из ЖБ фундаментных блоков. Обложите ими стены гаража, и дом получит долговечное основание. Железобетонные плиты будут надежным фундаментом, способным держать на себе здание в несколько этажей.
  5. Сверху на стены необходимо уложить железобетонное перекрытие – потолок для вашего гаража и одновременно пол для дома. Очень важно, чтобы это была усиленная плита с арматурой и более толстая по сравнению с остальными.
  6. Далее стены и потолок гаража нужно защитить от влаги с помощью гидроизоляционных материалов – обычно это рубероид или его аналоги. Подробно этот процесс мы рассмотрим ниже, в отдельном порядке.
  7. Затем необходимо дополнительно укрепить потолок и стены с помощью легкой сетки и отштукатурить все поверхности. Позднее, после высыхания, можно будет все это покрасить.
  8. Необходимо установить ворота для гаража, сделанные индивидуально в зависимости от выстроенного вами помещения. С учетом того, что гараж будет располагаться не рядом с домом, а под одной крышей с ним, рациональнее всего выбрать подъемные ворота.
  9. Далее нужно оформить въездной путь: выложить его материалами, предотвращающими скольжение машины, сделать «пешеходную тропу» и канализационный слив у ворот. При этом особенное внимание необходимо уделить плавности въезда – уходящая вниз поверхность должна быть идеально ровной. Подробнее обустройство въездного пути мы рассмотрим ниже.
  10. И на конечном этапе нужно провести все коммуникационные линии: вентиляцию, электричество, можно и отопление. Но обратите внимание, что подключать их необходимо будет уже после завершения возведения всего здания. Строительство гаража и дома тесно взаимосвязаны, и второе продолжает первое, если оба этих объекта расположены под одной крышей. Поэтому и некоторые коммуникационные линии у них общие, и подключать их нужно одновременно.

Подробнее о гидроизоляции гаража

Гидроизолятор - рубероид

Защитить это помещение от влаги можно самостоятельно – для этого нужно вооружиться дрелью с различными насадками, саморезами и гидроизоляционным материалом. В роли последнего выступает рубероид: он сформирует изолирующий слой, через который не пробьется влага. Этим материалом нужно покрыть стены и пол, фиксируя полотна рубероида с помощью саморезов.

Если требуется особенно сильная защита (когда влажность повышенная), можно установить на стенах и полу фильтрующие подушки. Они монтируются прямо на рубероид и являются вполне эффективным вспомогательным средством. После чего на всю эту гидроизоляцию (как с подушкой, так и без нее) нужно наложить армирующую сетку и провести штукатурку стен, потолка, пола, чтобы все поверхности были ровными и готовыми к эксплуатации или покраске.

Подробнее о въезде в гараж

Залог удобной эксплуатации подземного гаража – правильно организованный въезд, поэтому важно сделать его достаточно длинным (хотя бы 6-8 метров). Также его нужно сделать не слишком крутым (хороший угол наклона – это 160 градусов, можно выбрать другой, но не меньше 145). Если вы не выполните эти требования, заезд в гараж будет сравнительно трудным, а при дожде или снеге даже небезопасным. И чем выше стены гаража, тем длиннее нужно сделать въезд.

Спуск к гаражу

Оборудованный съезд в гараж

Также для обеспечения безопасного въезда нужно покрыть въездную дорогу нескользящим финишным покрытием (например, тротуарной плиткой, о которой речь пойдет ниже) и дополнительно установить тормозящие полоски. Монтировать их можно с помощью той же дрели и саморезов, обеспечивающих надежное крепление. Для собственной безопасности стоит сделать «пешеходную тропу» – специальный участок с поручнем. Тогда при подъеме из гаража вы не подскользнетесь.

При этом въездной путь нужно сделать трехзонным. Первый участок должен быть пологим (угол наклона в 20-25 градусов) и длинным (3 метра) – по нему машина начнет свой безопасный въезд. Вторая зона делается максимально крутой (ранее мы определили наклон в 160 градусов) и занимает примерно 50% от всей протяженности въезда. Проехав ее, машина выедет на уровень пола подземного гаража. Третий участок – это «зона отрезки», и он лежит строго в горизонтальной плоскости. По нему авто въезжает в гараж, и длина его должна быть 1,5 метра (можно больше). Перепады между зонами нужно сделать плавными, чтобы машина не подпрыгивала и сохраняла ровный ход.

Именно на «зоне отрезки», у самых ворот, нужно сделать канализацию. Установите люк, в который будет стекать талая вода, в противном случае на ровном участке всегда будет скапливаться влага. Только сделайте канализационный люк не вплотную к воротам, а на расстоянии как минимум в 50-60 см.

Прокладка подъездной дороги

Правильно делаем дорогу к гаражу

Прокладка въездной дороги поэтапно

  1. Сначала нужно сделать грунтовый путь, по которому будет двигаться машина. Он выполняется без каких-либо подсыпок грунта – лучше сделать насыпь, а потом срезать ее до необходимого уровня. Такой подход позволяет предотвратить возможные провалы в этом слое покрытия.
  2. После каждый участок дороги покрывается щебенкой. Ее слой должен быть примерно 15 см, и это уже после ее разравнивания и утрамбовки.
  3. Затем нужно сделать несущий слой из бетона (мы предлагаем B10, но вы можете выбрать любой другой сходной с ним вязкости). Толщина этого слоя должна быть все тех же 15 см. И не забудьте сразу после схватывания защитить бетон так, чтобы на него не попадали солнечные лучи.
  4. На несущий слой нужно уложить финишное покрытие. Мы предлагаем сделать его из тротуарной плитки (в качестве альтернативы можно выбрать асфальт), потому что она выглядит эстетичнее и при этом не является слишком скользкой. Укладывать это финишное покрытие можно с помощью обычной киянки, не дожидаясь высыхания бетона, сразу после его схватывания. Важно лишь, чтобы плитки плотно прилегали друг к другу и образовывали ровное покрытие (чтобы проверить это, воспользуйтесь уровнем).

Укладка плитки по правилам

Мощение плитки на въезде в гараж

Также стоит сделать опорные стены по бокам от въезда и крышу сверху. Это будет практичное решение, затраты на которое окупятся более долгим сроком службы въездного пути. Крыша станет залогом того, что дорога для въезда останется сухой в дождь и в снег, а стены предотвратят обвалы грунта и следующие за ними разрушения. Выкладывайте стены из кирпича, крепите на них металлические опоры и перекрытия (проще всего заказать сразу сварную конструкцию П-образной формы), укладывайте шифер и фиксируйте его саморезами.

Как вы могли убедиться, сделать гараж на цокольном этаже не так уж сложно, ведь значительную часть работ можно выполнить самостоятельно. А польза от такого помещения, располагающегося под одной крышей с домом, будет неоценимой. вы получите площадку для стоянки машины, личную автомастерскую и просто еще одну комнату для занятия хобби.

Читайте также: