Выл ветер и хотя порог был заложен мешковиной все равно по полу тянуло холодом

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Русский язык. 9 класс. Урок № 53.

Новая тема. § 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

1. Части сложного предложения могут быть связаны разными видами связи:

Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно , и ве­тер дул, печально воя.

I часть II часть

Это сложное предложение состоит из двух частей: первая часть его является предложением простым, вторая - сложносочинённым. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью.

По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные пло­ты , что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

I часть II часть

Первая часть этого сложного предложения является сложно­подчинённым предложением. Оно соединено со второй частью (про­стым предложением) бессоюзной связью.

Стадо диких уток со свистом промчалось над нами , и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас.

I часть II часть

Первая часть этого сложного предложения - простое предложение, вторая часть - сложноподчинённое предложение. Первая и вторая части соединены сочинительной связью (при помощи союза и).

2. В сложных предложениях рядом могут быть сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится, если после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но:

С вёсел падали капли , и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго синее пятныш­ко.

Сравните: С вёсел падали капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго синее пятнышко.

Задание № 1 (презентация): (а) укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части; (б) определите виды связи между простыми предложениями в каждой части; (в) объясните расстановку знаков препинания; (г) спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложе­ний:

(1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вы­шедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.

(1) [Павел Петрович старался не глядеть на Базарова] 1 ; [помириться с ним он всё-таки не хотел] 2 ; [он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела] 3 , (хотя и чувствовал) 4 , (что более благоприятным образом оно кончиться не могло) 5 .

[ ] 1 ; [ ] 2 ; [ , , ] 3 , (хотя x ) 4 , (что ) 5 .

I часть II часть III часть

Виды связи между простыми предложениями:

I и II , II и III части связаны бессоюзной связью.

III часть:

№№ 3 - 4 - подчинительная связь (предложение № 4 - обстоятельственное уступки),

№№ 4 - 5 - подчинительная связь (предложение № 5 - придаточное изъяснительное).

(2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вы­шедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.

[ ] 1 , но [ и x , ( когда ) 3 , x ] 2 , ( что ) 4 , и [ x ] 5 , ( что и ) 6 .

I часть II часть

Виды связи между простыми предложениями:

I часть:

№№ 1 - 2 - сочинительная связь,

№№ 2 - 3 - подчинительная связь (предложение № 3 - обстоятельственное времени),

№№ 2 - 4 - подчинительная связь (предложение № 4 - обстоятельственное образа действия, меры и степени).

I и II части связаны сочинительной связью.

II часть:

5 - 6 - подчинительная связь (предложение № 6 - обстоятельственное образа действия, меры и степени).

Задание № 2 (презентация): распределите (на слух) номера сложных предложений на 4 группы в зависимости от сочетания видов синтаксической связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) сочинительная и бессоюзная; 3) подчинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

(1) Солнце только что взошло, и там, где за дальними тополями виднелась белесая излучина Дона, низко над водою стлался туман. (2) Ночью шел дождь, порывами был сырой, пронизывающий ветер, и глухо, протяжно стонали высокие тополя левобережной, лесистой стороны Дона. (3) И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. (4) Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени, и коляска покатила по гладкой равнине. (5) Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее. (6) Ему очень хотелось говорить, но он молчал и ждал, когда начнет говорить Ефрем. (7) Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию. (8) На восходе солнца стало еще прохладнее, потянул легкий ветерок, исчез туман, и уже окрасились, светло зазеленели кроны тополей, мягко озаренные низким солнцем. (9) Когда я вошел, все замолчали: видно, говорили обо мне. (10) На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно. (11) Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали. (12) Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом. (13) Сторож не видит ничего, но сквозь шум ветра и деревьев он ясно слышит, что кто-то идет впереди него по аллее. (14) У подошвы скалы в кустах были привязаны три лошади; мы своих привязали тут же, а сами по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом. (15) Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. (16) В полдень, когда пригреет низко плывущее в бледной синеве солнце, заискрятся озими всеми цветами радуги, и каждая капелька будет отражать в себе и холодное осеннее небо, и кипенно-белые перистые облачка, и тускнеющее солнце…

сочинительная и подчинительная

сочинительная и бессоюзная

подчинительная и бессоюзная

сочинительная, подчинительная и бессоюзная

(1) Солнце только что взошло, и там, где за дальними тополями виднелась белесая излучина Дона, низко над водою стлался туман.

(2) Ночью шел дождь, порывами был сырой, пронизывающий ветер, и глухо, протяжно стонали высокие тополя левобережной, лесистой стороны Дона.

(3) И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли.

(4) Но вот замелькали отдельные деревья, кустарник; сверкнул угрюмо пруд, на котором спали большие черные тени, и коляска покатила по гладкой равнине.

(6) Ему очень хотелось говорить, но он молчал и ждал, когда начнет говорить Ефрем.

(8) На восходе солнца стало еще прохладнее, потянул легкий ветерок, исчез туман, и уже окрасились, светло зазеленели кроны тополей, мягко озаренные низким солнцем.

(5) Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.

(7) Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем, который вел нас в торжестве, шагая с удивительной важностию.

(13) Сторож не видит ничего, но сквозь шум ветра и деревьев он ясно слышит, что кто-то идет впереди него по аллее.

(10) На станции уж кое-где зажглись огни, замелькал один мутный зеленый огонек, но поезда еще не было видно.

(9) Когда я вошел, все замолчали: видно, говорили обо мне.

(11) Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали.

(16) В полдень, когда пригреет низко плывущее в бледной синеве солнце, заискрятся озими всеми цветами радуги, и каждая капелька будет отражать в себе и холодное осеннее небо, и кипенно-белые перистые облачка, и тускнеющее солнце…

(15) Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.

(12) Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом.

(14) У подошвы скалы в кустах были привязаны три лошади; мы своих привязали тут же, а сами по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом.

Упражнение № 205 (выполняется на карточке): (а) объясните расстановку знаков препинания; (б) назовите виды связи между простыми предложениями в составе сложных; (в) подчеркните грамматические основы; (г) схемы предложе­ний запишите в тетрадь:

(1) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно пе­рестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (2) Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылин­ки. (3) Всё небо было усеяно мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. (4) Зацветёт рябина - кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето.

(1) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно пе­рестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку.

[ x ] 1 , ( что ) 2 : или [ ] 3 , или [ ] 4 .

№№ 1 - 2 - подчинительная связь (№ 2 - придаточное изъяснительное),

№№ 2 - 3 - бессоюзная связь,

№№ 3 - 4 - сочинительная связь («или» - повторяющийся союз).

(2) Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылин­ки.

[ ] 1 : [ x ] 2 , (что ) 3 ; (когда ) 4 , то [ x ] 5 , (в которых ) 6 .

№№ 1 - 2 - бессоюзная связь,

№№ 2 - 3 - подчинительная связь (№ 3 - придаточное изъяснительное),

№№ 4 - 5 - подчинительная связь (№ 4 - придаточное времени),

№№ 5 - 6 - подчинительная связь (№ 6 - придаточное определительное).

(3) Всё небо было усеяно мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

[ ] 1 , и [ x ] 2 , (как будто и ) 3 .

№№ 1 - 2 - сочинительная связь,

№№ 2 - 3 - подчинительная связь (№ 3 - обстоятельственное образа действия, меры и степени).

(4) Зацветёт рябина - кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето.

[ ] 1 - [ ] 2 , а ( когда ) 3 , [ ] 4 .

№№ 1 - 2 - бессоюзная связь,

№№ 2 - 4 - сочинительная связь,

№№ 3 - 4 - подчинительная связь (№ 3 - обстоятельственное времени).

Упражнение № 207 (выполняется на карточке): (а) п ерепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; (б) объясните постановку запятой или её от­сутствие на стыке союзов; (в) подчеркните грамматические основы предложений; (г) схему предложения № 1 запишите в тетрадь:

(1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчёт о юб..лее и когда явился то уже все с..дели за сто­лом. (2) Он пробыл (не)долго в Марселе но когда он ра(с, сс)казывал о марсельской жизни это (не)было впечатлениями туриста. (3) Когда р..здали п..латки наши оф..церы поместились вместе а так как офицер­ские п..латки были просторны то кап..тан решил поселить с собою и меня. (4) Больница была устрое(н, нн)а на восем(?)десят человек но так как она одна служила на (не)сколько окрес(?)ных губерний то в ней помещалось до трёхсот.

(1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчёт о юбилее, и когда явился, то уже все сидели за сто­лом.

(2) Он пробыл недолго в Марселе, но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста. (3) Когда раздали палатки, наши офицеры поместились вместе, а так как офицер­ские палатки были просторны, то капитан решил поселить с собою и меня. (4) Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трёхсот.

Домашнее задание:

Упражнение № 208: переписать два последних абзаца, раскрывая скобки, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Новая тема. § 31. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Задание № 1: (а) укажите, из каких частей состоят данные сложные предложения и какие простые предложения входят в состав каждой части; (б) определите виды связи между простыми предложениями в каждой части; (в) объясните расстановку знаков препинания; (г) спишите, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложе­ний:

(1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вы­шедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и блёстки пушек.

Задание № 2: распределите (на слух) номера сложных предложений на 4 группы в зависимости от сочетания видов синтаксической связи: 1) сочинительная и подчинительная; 2) сочинительная и бессоюзная; 3) подчинительная и бессоюзная; 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Упражнение № 205 (выполняется на карточке): (а) объясните расстановку знаков препинания; (б) назовите виды связи между простыми предложениями в составе сложных; (в) подчеркните грамматические основы; (г) схемы предложе­ний запишите в тетрадь:

(1) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно пе­рестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (2) Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные золотые пылин­ки. (3) Всё небо было усеяно мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. (4) Зацветёт рябина - кончится весна, а когда рябина покраснеет, кончится лето.

Упражнение № 207 (выполняется на карточке): (а) п ерепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания; (б) объясните постановку запятой или её от­сутствие на стыке союзов; (в) подчеркните грамматические основы предложений; (г) схему предложения № 1 запишите в тетрадь:

(1) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчёт о юб..лее и когда явился то уже все с..дели за сто­лом. (2) Он пробыл (не)долго в Марселе но когда он ра(с, сс)казывал о марсельской жизни это (не)было впечатлениями туриста. (3) Когда р..здали п..латки наши оф..церы поместились вместе а так как офицер­ские п..латки были просторны то кап..тан решил поселить с собою и меня. (4) Больница была устрое(н, нн)а на восем(?)десят человек но так как она одна служила на (не)сколько окрес(?)ных губерний то в ней помещалось до трёхсот.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На третьем занятии следует отработать навык постановки знаков перед союзом И и на стыке союзов.

Напоминаем о двойной функции союза И.

Для этого предлагаем сравнить два предложения:

1) Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы использовать их в своих книгах.

2) В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

Предлагаем определить, в каком из предложений перед союзом И ставится запятая, а в каком нет.

Следуя алгоритму, учащиеся устанавливают, что в первом случае союз И соединяет однородные сказуемыеписатель (что делал?) приглядывался и записывал, значит, запятая не ставится, а во втором – два простых предложения в составе сложного, где грамматические основы мы ужинали, девочка сказала,следовательно запятая необходима.

Руководствуясь алгоритмом, доставляем оставшиеся знаки. В первом случае ответ 2,3,4, во втором – 1,2,3,4.

В качестве закрепления навыка постановки запятой перед союзом И предлагаем учащимся следующее задание:

проанализируйте условия постановки запятой перед союзом И в следующих предложениях. Какое из них отличается от остальных? (Предложения можно вывести на экран через проектор, распечатать в виде карточек или дать под запись).

А) Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

Б) Когда художник жил на Волге (1) он много времени проводил на берегу(2) и(3) если погода не позволяла (4) он непременно сидел (5) за мольбертом в квартире.

В) Даша перелистывала старый альбом (1) и (2) пока гости расхваливали торт(3) разглядывала фотографии и думала (4) о том (5) как быстро изменились лица и характеры её знакомых.

Г) Когда Николай вернулся домой (1) все домашние стали интересоваться его здоровьем(2) и (3) поскольку он ничего не отвечал(4) строили мрачные предположения.

Ответ: Б, так как в нём союз И соединяет части ССП, а в предложениях А,В,Г –однородные члены.

Закрепим навык постановки запятой на стыке союзов.

Стык союзов – это пространство в предложении между двумя союзами (между двумя подчинительными, сочинительным и подчинительным).

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза НЕТ продолжения в виде союзов ТО, ТАК, НО. Можно предложить учащимся схемы-шпаргалки (рисуем на доске или демонстрируем на экране). Запятые и вторые части составных союзов должны быть выделены (лучше красным цветом), тогда схема действительно сработает.

…И, ЕСЛИ …, …

…НО, КОГДА …, …

…ЧТО, ЕСЛИ …, …

…ЧТО, КОГДА…, …

…И ЕСЛИ …, ТО…

…НО КОГДА …, ТО…

…ЧТО ЕСЛИ …, ТАК…

…ЧТО КОГДА…, ТАК…

Предлагаем следующие упражнения.

Упражнение 1. Сравните предложения. Чем они отличаются? Как меняется пунктуация?

А) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) поездку придется отложить.

Б) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) то поездку придется отложить.

А) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) начался дождь.

Б) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) то начался дождь.

Упражнение 2. Отрабатываем с учащимися способ проверки правильности постановки запятой на стыке союзов. Напоминаем, что при правильной постановке запятых придаточное можно изъять или переставить в другую часть предложений.

Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом.(Ч.) — Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна.

Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарись голубоватым светом. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся И и ТО.

Докажите правильность постановки запятой на стыке союзов, используя предложенный способ проверки.

1) Январь выдался студёный (1) и (2) хотя жарко топили печь (3) окна обмёрзли.

(Январь выдался студёный (1) и (2) окна обмёрзли. (3) хотя жарко топили печь).

2) Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3)когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

(Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак (3) когда народ спустился к реке).

3) Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (2) если учесть тёплую осень того года (3) море было не очень холодным.

(Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (3) море было не очень холодным (2) если учесть тёплую осень того года).

Упражнение 3. Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания.

1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдутесли она занята делом (В. Токарева). 4. Вы действительно согласны с тем что нужно подставить левую щёку когда вас ударят по правой щеке? (О. Погорелов)

Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запятая не ставилась.

1) Старик шел по улице и, когда поравнялся со школой, свернул вправо и скрылся за её оградой.

(Старик шел по улице и когда поравнялся со школой, ТО свернул вправо и скрылся за её оградой).

2) Был ветер, и, хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.

(Был ветер, и хотя порог был заложен мешковиной, НО всё равно по полу тянуло холодом).

3) Бригадир сообщил, что, если погода будет хорошая, завтра комбайны пойдут в поле.

(Бригадир сообщил, что если погода будет хорошая, ТО завтра комбайны пойдут в поле).

4) Отсюда берегов не было видно, и, если смотреть к городу, казалось, что воде нет конца.

(Отсюда берегов не было видно, и если смотреть к городу, ТО казалось, что воде нет конца.

Упражнение 5. «Корректор»

Дано три предложения. В двух из них допущены пунктуационные ошибки на правило «Знаки препинания при стечении союзов». Найдите и исправьте ошибки.

1. Я вернулся, чтобы надеть сапоги и куртку, но пока натащил на ноги сапоги, опять забарабанило по крыше. Больной, я сошел с крыльца и, едва ступив на мокрую траву, почувствовал сквозь сапоги, какая она мокрая.

2. Захотелось уйти, чтобы никого вокруг, и разрыдаться, как в детстве, но, когда я уходил из дома, – куда бы ни уходил, – на речке, в поле, в лесу, всегда было так хорошо, что я забывал о слезах.

3. Я зашел в вагон, а сестра не уходила с перрона, хотя я махнул ей из окна рукой. Всегда в день отъезда грустно, но когда я увидел на лице у Юли слезы, невольно вспомнил, как после смерти бабушки дядя Сеня женился и привез в Брошку Ляльку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На третьем занятии следует отработать навык постановки знаков перед союзом И и на стыке союзов.

Напоминаем о двойной функции союза И.

Для этого предлагаем сравнить два предложения:

1) Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы использовать их в своих книгах.

2) В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

Предлагаем определить, в каком из предложений перед союзом И ставится запятая, а в каком нет.

Следуя алгоритму, учащиеся устанавливают, что в первом случае союз И соединяет однородные сказуемыеписатель (что делал?) приглядывался и записывал, значит, запятая не ставится, а во втором – два простых предложения в составе сложного, где грамматические основы мы ужинали, девочка сказала,следовательно запятая необходима.

Руководствуясь алгоритмом, доставляем оставшиеся знаки. В первом случае ответ 2,3,4, во втором – 1,2,3,4.

В качестве закрепления навыка постановки запятой перед союзом И предлагаем учащимся следующее задание:

проанализируйте условия постановки запятой перед союзом И в следующих предложениях. Какое из них отличается от остальных? (Предложения можно вывести на экран через проектор, распечатать в виде карточек или дать под запись).

А) Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

Б) Когда художник жил на Волге (1) он много времени проводил на берегу(2) и(3) если погода не позволяла (4) он непременно сидел (5) за мольбертом в квартире.

В) Даша перелистывала старый альбом (1) и (2) пока гости расхваливали торт(3) разглядывала фотографии и думала (4) о том (5) как быстро изменились лица и характеры её знакомых.

Г) Когда Николай вернулся домой (1) все домашние стали интересоваться его здоровьем(2) и (3) поскольку он ничего не отвечал(4) строили мрачные предположения.

Ответ: Б, так как в нём союз И соединяет части ССП, а в предложениях А,В,Г –однородные члены.

Закрепим навык постановки запятой на стыке союзов.

Стык союзов – это пространство в предложении между двумя союзами (между двумя подчинительными, сочинительным и подчинительным).

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза НЕТ продолжения в виде союзов ТО, ТАК, НО. Можно предложить учащимся схемы-шпаргалки (рисуем на доске или демонстрируем на экране). Запятые и вторые части составных союзов должны быть выделены (лучше красным цветом), тогда схема действительно сработает.

…И, ЕСЛИ …, …

…НО, КОГДА …, …

…ЧТО, ЕСЛИ …, …

…ЧТО, КОГДА…, …

…И ЕСЛИ …, ТО…

…НО КОГДА …, ТО…

…ЧТО ЕСЛИ …, ТАК…

…ЧТО КОГДА…, ТАК…

Предлагаем следующие упражнения.

Упражнение 1. Сравните предложения. Чем они отличаются? Как меняется пунктуация?

А) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) поездку придется отложить.

Б) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) то поездку придется отложить.

А) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) начался дождь.

Б) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) то начался дождь.

Упражнение 2. Отрабатываем с учащимися способ проверки правильности постановки запятой на стыке союзов. Напоминаем, что при правильной постановке запятых придаточное можно изъять или переставить в другую часть предложений.

Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом.(Ч.) — Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна.

Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарись голубоватым светом. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся И и ТО.

Докажите правильность постановки запятой на стыке союзов, используя предложенный способ проверки.

1) Январь выдался студёный (1) и (2) хотя жарко топили печь (3) окна обмёрзли.

(Январь выдался студёный (1) и (2) окна обмёрзли. (3) хотя жарко топили печь).

2) Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3)когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

(Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак (3) когда народ спустился к реке).

3) Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (2) если учесть тёплую осень того года (3) море было не очень холодным.

(Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (3) море было не очень холодным (2) если учесть тёплую осень того года).

Упражнение 3. Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания.

1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдутесли она занята делом (В. Токарева). 4. Вы действительно согласны с тем что нужно подставить левую щёку когда вас ударят по правой щеке? (О. Погорелов)

Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запятая не ставилась.

1) Старик шел по улице и, когда поравнялся со школой, свернул вправо и скрылся за её оградой.

(Старик шел по улице и когда поравнялся со школой, ТО свернул вправо и скрылся за её оградой).

2) Был ветер, и, хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.

(Был ветер, и хотя порог был заложен мешковиной, НО всё равно по полу тянуло холодом).

3) Бригадир сообщил, что, если погода будет хорошая, завтра комбайны пойдут в поле.

(Бригадир сообщил, что если погода будет хорошая, ТО завтра комбайны пойдут в поле).

4) Отсюда берегов не было видно, и, если смотреть к городу, казалось, что воде нет конца.

(Отсюда берегов не было видно, и если смотреть к городу, ТО казалось, что воде нет конца.

Упражнение 5. «Корректор»

Дано три предложения. В двух из них допущены пунктуационные ошибки на правило «Знаки препинания при стечении союзов». Найдите и исправьте ошибки.

1. Я вернулся, чтобы надеть сапоги и куртку, но пока натащил на ноги сапоги, опять забарабанило по крыше. Больной, я сошел с крыльца и, едва ступив на мокрую траву, почувствовал сквозь сапоги, какая она мокрая.

2. Захотелось уйти, чтобы никого вокруг, и разрыдаться, как в детстве, но, когда я уходил из дома, – куда бы ни уходил, – на речке, в поле, в лесу, всегда было так хорошо, что я забывал о слезах.

3. Я зашел в вагон, а сестра не уходила с перрона, хотя я махнул ей из окна рукой. Всегда в день отъезда грустно, но когда я увидел на лице у Юли слезы, невольно вспомнил, как после смерти бабушки дядя Сеня женился и привез в Брошку Ляльку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На третьем занятии следует отработать навык постановки знаков перед союзом И и на стыке союзов.

Напоминаем о двойной функции союза И.

Для этого предлагаем сравнить два предложения:

1) Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы использовать их в своих книгах.

2) В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

Предлагаем определить, в каком из предложений перед союзом И ставится запятая, а в каком нет.

Следуя алгоритму, учащиеся устанавливают, что в первом случае союз И соединяет однородные сказуемыеписатель (что делал?) приглядывался и записывал, значит, запятая не ставится, а во втором – два простых предложения в составе сложного, где грамматические основы мы ужинали, девочка сказала,следовательно запятая необходима.

Руководствуясь алгоритмом, доставляем оставшиеся знаки. В первом случае ответ 2,3,4, во втором – 1,2,3,4.

В качестве закрепления навыка постановки запятой перед союзом И предлагаем учащимся следующее задание:

проанализируйте условия постановки запятой перед союзом И в следующих предложениях. Какое из них отличается от остальных? (Предложения можно вывести на экран через проектор, распечатать в виде карточек или дать под запись).

А) Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

Б) Когда художник жил на Волге (1) он много времени проводил на берегу(2) и(3) если погода не позволяла (4) он непременно сидел (5) за мольбертом в квартире.

В) Даша перелистывала старый альбом (1) и (2) пока гости расхваливали торт(3) разглядывала фотографии и думала (4) о том (5) как быстро изменились лица и характеры её знакомых.

Г) Когда Николай вернулся домой (1) все домашние стали интересоваться его здоровьем(2) и (3) поскольку он ничего не отвечал(4) строили мрачные предположения.

Ответ: Б, так как в нём союз И соединяет части ССП, а в предложениях А,В,Г –однородные члены.

Закрепим навык постановки запятой на стыке союзов.

Стык союзов – это пространство в предложении между двумя союзами (между двумя подчинительными, сочинительным и подчинительным).

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза НЕТ продолжения в виде союзов ТО, ТАК, НО. Можно предложить учащимся схемы-шпаргалки (рисуем на доске или демонстрируем на экране). Запятые и вторые части составных союзов должны быть выделены (лучше красным цветом), тогда схема действительно сработает.

…И, ЕСЛИ …, …

…НО, КОГДА …, …

…ЧТО, ЕСЛИ …, …

…ЧТО, КОГДА…, …

…И ЕСЛИ …, ТО…

…НО КОГДА …, ТО…

…ЧТО ЕСЛИ …, ТАК…

…ЧТО КОГДА…, ТАК…

Предлагаем следующие упражнения.

Упражнение 1. Сравните предложения. Чем они отличаются? Как меняется пунктуация?

А) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) поездку придется отложить.

Б) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) то поездку придется отложить.

А) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) начался дождь.

Б) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) то начался дождь.

Упражнение 2. Отрабатываем с учащимися способ проверки правильности постановки запятой на стыке союзов. Напоминаем, что при правильной постановке запятых придаточное можно изъять или переставить в другую часть предложений.

Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом.(Ч.) — Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна.

Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарись голубоватым светом. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся И и ТО.

Докажите правильность постановки запятой на стыке союзов, используя предложенный способ проверки.

1) Январь выдался студёный (1) и (2) хотя жарко топили печь (3) окна обмёрзли.

(Январь выдался студёный (1) и (2) окна обмёрзли. (3) хотя жарко топили печь).

2) Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3)когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

(Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак (3) когда народ спустился к реке).

3) Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (2) если учесть тёплую осень того года (3) море было не очень холодным.

(Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (3) море было не очень холодным (2) если учесть тёплую осень того года).

Упражнение 3. Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания.

1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдутесли она занята делом (В. Токарева). 4. Вы действительно согласны с тем что нужно подставить левую щёку когда вас ударят по правой щеке? (О. Погорелов)

Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запятая не ставилась.

1) Старик шел по улице и, когда поравнялся со школой, свернул вправо и скрылся за её оградой.

(Старик шел по улице и когда поравнялся со школой, ТО свернул вправо и скрылся за её оградой).

2) Был ветер, и, хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.

(Был ветер, и хотя порог был заложен мешковиной, НО всё равно по полу тянуло холодом).

3) Бригадир сообщил, что, если погода будет хорошая, завтра комбайны пойдут в поле.

(Бригадир сообщил, что если погода будет хорошая, ТО завтра комбайны пойдут в поле).

4) Отсюда берегов не было видно, и, если смотреть к городу, казалось, что воде нет конца.

(Отсюда берегов не было видно, и если смотреть к городу, ТО казалось, что воде нет конца.

Упражнение 5. «Корректор»

Дано три предложения. В двух из них допущены пунктуационные ошибки на правило «Знаки препинания при стечении союзов». Найдите и исправьте ошибки.

1. Я вернулся, чтобы надеть сапоги и куртку, но пока натащил на ноги сапоги, опять забарабанило по крыше. Больной, я сошел с крыльца и, едва ступив на мокрую траву, почувствовал сквозь сапоги, какая она мокрая.

2. Захотелось уйти, чтобы никого вокруг, и разрыдаться, как в детстве, но, когда я уходил из дома, – куда бы ни уходил, – на речке, в поле, в лесу, всегда было так хорошо, что я забывал о слезах.

3. Я зашел в вагон, а сестра не уходила с перрона, хотя я махнул ей из окна рукой. Всегда в день отъезда грустно, но когда я увидел на лице у Юли слезы, невольно вспомнил, как после смерти бабушки дядя Сеня женился и привез в Брошку Ляльку.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи на стыке союзов учител.


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи на стыке союзов учител.

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи на стыке союзов
учитель Дехтярова О. Н.

Упражнение 1. Сравните предложения. Чем они отличаются? Как меняется пунктуац.

Упражнение 1. Сравните предложения. Чем они отличаются? Как меняется пунктуация?
1 вариант.
А) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) поездку придется отложить.
Б) Мы понимаем(1) что (2) если погода не изменится(3) то поездку придется отложить.
2 вариант.
А) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) начался дождь.
Б) Налетели тучи (1) и (2) когда мы вбежали в дом (3) то начался дождь.

Упражнение 2. Способ проверки правильности при правильной постановке запяты.

Упражнение 2. Способ проверки правильности при правильной постановке запятых: придаточное можно изъять или переставить в другую часть предложений.
Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом.(Ч.) — Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна.
Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарись голубоватым светом. — В данном предложении подобная перестановка невозможна, т.к. рядом окажутся И и ТО.

Докажите правильность постановки запятой на стыке союзов, используя предложе.

Докажите правильность постановки запятой на стыке союзов, используя предложенный способ проверки.

1) Январь выдался студёный (1) и (2) хотя жарко топили печь (3) окна обмёрзли.
2) Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3)когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

1) Январь выдался студёный (1) и (2) хотя жарко топили печь (3) окна обмёр.

1) Январь выдался студёный (1) и (2) хотя жарко топили печь (3) окна обмёрзли.
(Январь выдался студёный (1) и (2) окна обмёрзли. (3) хотя жарко топили печь).
2) Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3)когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
(Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак (3) когда народ спустился к реке).

3) Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (2) если учесть тёплую осень.

3) Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (2) если учесть тёплую осень того года (3) море было не очень холодным.
(Мы прибыли на место в начале ноября(1) но (3) море было не очень холодным (2) если учесть тёплую осень того года).

Упражнение 3. Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степен.

Упражнение 3. Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания.
1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдутесли она занята делом (В. Токарева). 4. Вы действительно согласны с тем что нужно подставить левую щёку когда вас ударят по правой щеке? (О. Погорелов)

Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запята.

Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запятая не ставилась.
1) Старик шел по улице и, когда поравнялся со школой, свернул вправо и скрылся за её оградой.
2) Был ветер, и, хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.
3) Бригадир сообщил, что, если погода будет хорошая, завтра комбайны пойдут в поле.
4) Отсюда берегов не было видно, и, если смотреть к городу, казалось, что воде нет конца.

Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запята.

Упражнение 4. Измените структуру предложения так, чтобы на стыке союза запятая не ставилась.
1) Старик шел по улице и, когда поравнялся со школой, свернул вправо и скрылся за её оградой.
(Старик шел по улице и когда поравнялся со школой, ТО свернул вправо и скрылся за её оградой).
2) Был ветер, и, хотя порог был заложен мешковиной, всё равно по полу тянуло холодом.
(Был ветер, и хотя порог был заложен мешковиной, НО всё равно по полу тянуло холодом).
3) Бригадир сообщил, что, если погода будет хорошая, завтра комбайны пойдут в поле.
(Бригадир сообщил, что если погода будет хорошая, ТО завтра комбайны пойдут в поле).
4) Отсюда берегов не было видно, и, если смотреть к городу, казалось, что воде нет конца.
(Отсюда берегов не было видно, и если смотреть к городу, ТО казалось, что воде нет конца.

Упражнение 5. «Корректор» Дано три предложения. В двух из них допущены пункту.

Упражнение 5. «Корректор»
Дано три предложения. В двух из них допущены пунктуационные ошибки на правило «Знаки препинания при стечении союзов». Найдите и исправьте ошибки.
1. Я вернулся, чтобы надеть сапоги и куртку, но пока натащил на ноги сапоги, опять забарабанило по крыше. Больной, я сошел с крыльца и, едва ступив на мокрую траву, почувствовал сквозь сапоги, какая она мокрая.
2. Захотелось уйти, чтобы никого вокруг, и разрыдаться, как в детстве, но, когда я уходил из дома, – куда бы ни уходил, – на речке, в поле, в лесу, всегда было так хорошо, что я забывал о слезах.
3. Я зашел в вагон, а сестра не уходила с перрона, хотя я махнул ей из окна рукой. Всегда в день отъезда грустно, но когда я увидел на лице у Юли слезы, невольно вспомнил, как после смерти бабушки дядя Сеня женился и привез в Брошку Ляльку.
(

Читайте также: