Вспомни за этим окном впервые руки твои исступленный гладил

Обновлено: 28.03.2024

Владимир Маяковский. Первое, что приходит на ум при упоминании этого поэта - неординарность. Маяковский был бунтарь по характеру. Ломал прежние устои, разбивал о голову стереотипы и никак не хотел мириться с давними традициями. Он был представителем нового жанра - футуризм. В первую очередь, от других поэтов его отличал совершенно иной подход в работе. Его стихи шокировали современников, но при глубоком анализе раскрывали перед читателями настоящий внутренний мир поэта, его ранимость и чуткость.

У Маяковского за всю жизнь было много женщин. Это и неудивительно, он был привлекательным молодым человеком, да еще и с большими амбициями. Но была всего одна женщина, которую он любил по-настоящему, всем сердцем - Лиля Брик. Она была не только любима Маяковским, но стала его музой. Лиля Брик была женщиной со свободным взглядом на отношения, Маяковский же наоборот. Как итог, Маяковский безнадежно влюбился в Лилю.

Своей возлюбленной Маяковский посвятил целое стихотворения:

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Это стихотворение - есть обращение, страстное и желанное обращение лирического героя в лице Маяковского к своей возлюбленной. Это стихотворение способно вызвать у вас когнитивный диссонанс. Его интерес в том, что Маяковский здесь описывает самые мягкие, нежные и одухотворенные чувства грубым, жестким языком. Все это придает невероятный контраст, согласитесь. "Сердце в железе", "любовь моя – тяжкая гиря", "выреветь горечь"

Конечно, в этом стихотворении присутствуют все признаки стиля "футуризм", который продвигал Маяковский. Рваная и не всегда точная рифма, которую использует Владимир Маяковский - одно из подтверждений отношения к стилю футуризм.

Маяковский выражает свои чувства неким противоречием. Посмотрите, поэт сравнивает себя с некоторыми животными (слон, бык), потом начинает описывать момент своей кончины, а потом приходит к выводу, что даже это не поможет, ведь тогда он больше не увидит свою возлюбленную. В общем, все в жанре Маяковского - агония, страсть, противоречие установленным правилам и грубый язык.

Но это все только подчеркивает его сильные чувства к Лиле. Любил ли он ее так, как он об этом пишет ? Да, наверно.

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом умо́рят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
несуетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек.
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
26 мая 1916 г. Петроград

© Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского

В. Маяковский – отдельная, совершенно ни на кого не похожая фигура среди русских поэтов. Все его творчество было вульгарно оригинальным и предельно искренним. Увлекшись модным движением футуристов, поэт полностью принял его законы и правила создания и построения стихотворений. Более того, он смело ломал не только стандартные стереотипы, но и рамки самого футуризма. Тем не менее Маяковский резко отличался от большинства бездарных представителей авангарда. Его стихи шокировали современников, но при глубоком анализе раскрывали перед читателями настоящий внутренний мир поэта, его ранимость и чуткость.

В жизни Маяковского было много женщин, но только одну он любил по-настоящему. Лиля Брик стала его постоянной музой, ей он посвящал свои лирические стихотворения. Женщина была сторонницей свободной любви. Маяковский тоже придерживался «передовых» взглядов. Но в этом случае человеческая природа не выдержала испытания страстью. Поэт влюбился безнадежно, чего нельзя сказать о Лиле. Маяковский невыносимо страдал от ревности, устраивал громкие сцены. В 1916 г. он написал стихотворение «Лиличка!». Примечательно, что женщина в это время находилась с ним в одной комнате.

Произведение представляет собой страстное обращение лирического героя к своей возлюбленной. Его отличительная особенность – описание сильного любовного чувства с помощью грубого языка. Это сразу закладывает в содержание огромный контраст. Во все времена поэты и писатели изображали любовь через светлые радостные образы. Даже ревность и тоска значительно смягчались с помощью особых выразительных средств. Маяковский рубит с плеча: «сердце в железе», «любовь моя – тяжкая гиря», «выреветь горечь». Немногочисленные положительные эпитеты и фразы («душу цветущую», «последней нежностью») выглядят исключением из правила.

Налицо все каноны футуризма: построение стиха «лесенкой», рваная и неточная рифма, бесконечное множество неологизмов («крученыховском», «опожаренном») и намеренно искаженных слов («обезумлюсь», «иссечась»). Маяковский использует самые невероятные конструкции слов: «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу». Лирический герой сравнивает себя и с быком и со слоном. Для усилений эффекта автор вводит детальное описание способов самоубийства, после чего признается, что и это не выход, так как смерть навсегда лишит его возможности хотя бы видеть возлюбленную. В целом произведение имеет максимально возможный эмоциональный накал. Интересно, что при такой исступленности Маяковский ни разу не употребляет восклицательный знак (кроме самого названия).

Стихотворение «Лиличка!» — образец любовной лирики не только Маяковского, но и всего русского футуризма.

Обычно, когда упоминают имя Владимира Маяковского, где-то рядом проявляется тень роковой Лилички. Самой невероятной женщины, с которой были связаны 15 лет жизни поэта. Именно ей, он, громогласный, огромный и знаменитый, выбирал в Париже чулки, привез из-за границы автомобиль (!в те-то времена), посвящал стихи. Её ревновал, ею болел. И при чем тут, казалось бы, две морковки?

Когда говорят о самом сильном любовном стихотворении, написанном Маяковским, традиционно упоминают "Лиличку". Помните?

Но есть у него еще одно, совсем другое по характеру, не страстное, а какое-то нетипичное. трогательно-нежное. Ни на что другое не похожее. Да и не совсем стихотворение это. Отрывок из поэмы "Хорошо!", написанной в 1927 году и посвященной тяжелым революционным годам.

Сразу скажу, я почти беспристрастна - я не слишком люблю поэзию Маяковского. Пожалуй, только "Лиличку" и "Послушайте!". Но мимо этого отрывка я не смогла пройти.

Чувствуете эту разницу? "Лиличка" - тяжелый и страстный морок, наваждение. А это - нечто особенное. Ласковее. Нежнее. В нем столько беспокойства, столько искренней теплоты и заботливой любви. Несмотря на звучные "маяковские" слова.

В общем-то да, и парижские блестящие чулки, и заграничная машина, и дорогие рестораны - все это будет гораздо позже. Когда Маяковский станет поэтом союзного масштаба и кумиром молодежи. А до тех пор - две драгоценные морковки для самой любимой Лилички.

И не только морковки:

"В 1919 году, в голодные дни, я переписала старательно от руки «Флейту-позвоночник», Маяковский нарисовал к ней обложку. [. ] Маяковский отнес эту книжечку в какой-то магазин на комиссию, ее тут же купил кто-то, и мы два дня обедали". - из воспоминаний Л. Ю. Брик. "Пристрастные рассказы".

Прав Маяковский, ох, как прав. Конфеты с букетами - это подарки расхожие, это всякий сможет. А когда две морковки в голодное время - это, пожалуй, и есть любовь. И даже не скажешь, что дороже стоит: машина, если есть деньги, или морковка, если их нет.

Перед нами страстное обращение поэта к своей любимой женщине. Лирический герой (поэт) повествует о сильнейшем чувстве любви посредством грубого разговорного языка. Маяковский обращается к своей вечной музе по имени Лиля Брик. Их судьбоносное знакомство произошло в 1915 г. Любовная связь поэта с избранницей продлилась вплоть до рокового дня 14 апреля 1930 г., когда Маяковский решил уйти из жизни.

Произведение начинается с признания поэта в том, что ему табачный дым мешает дышать, а комната, в которой они с любимой находятся, напоминает «главу в крученыховском аде». Лирический герой, чтобы угодить возлюбленной, готов буквально на всё. Боясь испытать невыносимую боль в случае отказа в ответном чувстве, герой просит любимую сделать судьбоносный выбор немедля, аргументируя это тем, что проще расстаться сейчас, чем мучиться. Он молит: «Ни надо этого … простимся сейчас».

Поэт пишет о своём чувстве, условно деля повествование на две части. Сначала он повествует о собственных переживаниях и намерениях, прося любимую женщину остаться с ним. Герой выглядит почти что безумным от распирающего его чувства: кроме избранницы его ничто не интересует. Поэт говорит о том, что такие сильные любовные переживания, с самоубийством в конце из-за неразделённой любви – совсем не редкость. Поэтому он восклицает в отчаянии: «Выбегу, тело в улицу брошу я».

Согласно сюжету, находясь с любимой в сильно накуренной комнате, где «дым табака воздух выел», герой намерен поведать ей о завладевших им чувствах. Но она категорически не желает его слушать, не реагирует на сказанное. В отчаянии поэт восклицает, обращаясь к избраннице: «… сидишь вот, сердце в железе». Беспрестанно жалуясь на отсутствие ответного чувства, лирический герой опасается, что любимая устанет слушать его и прогонит прочь: «День ещё – выгонишь … изругав».

Во второй части повествование идёт о том, что женщине стало сложно выносить постоянную любовную «агонию» поэта. А для поэта всё наоборот: он способен жить лишь в любовном экстазе. Погрузившись с головой в океан своих страстных чувств, он способен выжить. Лирическому герою обидно от того, что изливая свою любовь перед избранницей; рассказывая ей о боли, которую готов причинить себе в случае её ухода – он не получает никакого сочувствия и понимания в ответ. В отчаянии герой восклицает, что его слова о любви кажутся ей всего лишь «сухими листьями», по которым она легко уйдёт и не остановится.

История создания

Произведение появилось на свет в 1916 г., спустя год после первой встречи автора с Лилей Брик. Лиля, как известно, была сестрой невесты Маяковского, девушки по имени Эльза. Именно Эльза решила познакомить сестру Лилю со своим женихом. Буквально с первых минут судьбоносного знакомства Лиля смогла пленить поэта своей эрудицией, хотя она и не была откровенной красавицей. Исследователи творчества Маяковского уверяют: Лиля Брик выгодно отличалась от всех прочих женщин своим ярким темпераментом, невероятной сексуальностью и неординарностью.

Любовные взаимоотношения Маяковского и Брик никогда не были безоблачными. Женщина оказалась глубоко замужней дамой, хотя узы брака не способны были удержать её рядом с мужем. Проживая с законным супругом в одной квартире, Лиля ещё и умудрялась крутить страстный роман с влюблённым поэтом. Подобные отношения сложно назвать здоровыми и полноценными, поэтому Маяковскому приходилось часто, много и сильно страдать. Отказаться от страсти к Брик он был не в силах. Внутреннюю палитру своих любовных терзаний поэт отразил на бумаге: так появилось данное произведение.

На протяжении многих лет стихотворение не имело никаких шансов быть изданным: его публикации противилась цензура. Причиной тому являлись многочисленные безумные и провокационные «выходки» Лили, которые были известны множеству людей. Поэтому при жизни Маяковского произведению не суждено было дойти до читателей. Первая публикация стала возможна спустя четыре года после самоубийства поэта, лишь в 1934 г.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру послания. Об этой жанровой принадлежности свидетельствует сам подзаголовок («Вместо письма»), а также форма обращения к любимой женщине. Вместе с тем, в стихотворении присутствуют черты элегии, а значит, переданы эмоции разочарования и тоски.

Стихотворение является ярким образцом литературного направления «футуризм». Являясь убеждённым поэтом футуристом, Маяковский смело экспериментирует с текстовой формой произведения.

Поэтический размер – разностопный хорей. Рифмовка перекрёстная, а в некоторых строчках она вообще отсутствует. Подобное сочетание стихотворного размера и рифмовки помогает автору максимально точно передать свои страстные, порывистые любовные эмоции.

Композиция

Композиционное «здание» произведения построено в строгом соответствии с футуристическими требованиями. Оно представляет собой монолог – обращение лирического героя (поэта) к своей избраннице. Поэтическое «полотно» не разделено ни на семантические части, ни на четверостишия. Перед нами целостный, единый мысленный поток, исторгаемый поэтом под прессом эмоционального напряжения.

Образы и символы

Маяковский, чтобы донести до читателей всю глубину своих чувственных переживаний, создал следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Романтический герой полностью идентичен автору. Герой признаётся, что находится под властью и чарами горячо любимой женщины. Он говорит, что над ним, помимо её взгляда, «не властно лезвие ни одного ножа». Лирический герой является человеком чрезвычайно эмоциональным, искренним, склонным к депрессиям и мучительным переживаниям;
  • образ любимой женщины – центральный. К горячо любимой женщине обращается лирический герой. Его возлюбленная при желании может быть любящей. Но чаще всего женщина проявляет себя в отношении поэта крайне жестокой, эмоционально чёрствой и легкомысленной. Герой никогда не знает, где и с кем в определённый момент времени находится его избранница, кому она «строит глазки». Вместе с тем, образ возлюбленной сродни божеству, о котором лирический герой не способен сказать ничего негативного. Как известно, божеству можно лишь поклоняться, невзирая ни на что;
  • образы быка и слона – лирический герой создаёт смысловые образы двух диких животных. Бык и слон, вконец измучившись жарой и тяжёлым трудом, отправляются отдохнуть в спокойное и тихое местечко. Подобно этим двум несчастным животным, страдает и поэт: он точно также мечтает о побеге и отдыхе от мучительных любовных переживаний. Но, к сожалению, ни побег, ни отдых для героя невозможны: любовные «сети» не отпускают его никуда.

Темы и настроение

Темой произведения является страдание, принесённое чувством огромной любви. Данная тема раскрывается путём обращения поэта к своей избраннице. Произведение имеет подзаголовок «Вместо письма», тем самым автор прозрачно намекает на то, что он (лирический герой) изливает в послании свои самые сокровенные чувства. При этом он не желает говорить о них публично: слова любви адресованы только избраннице, и больше никому. Произведение насквозь проникнуто эмоциями отчаяния безнадёжно влюблённого мужчины. Лирический герой предчувствует неизбежность скорого разрыва: он видит, что любимая цинично играет его чувствами.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: истинную любовь не способны умертвить никакие внешние обстоятельства, ни ссоры, ни частые расставания. Настоящая любовь приносит много страдания, но также и много счастья. Поэт помнит каждый миг любовных встреч со своей избранницей. Он сравнивает свою непростую любовь с тяжёлой гирей, которую невозможно с лёгкостью скинуть и позабыть.

Средства выразительности

В произведении автором создано немало оригинальных средств художественной выразительности. Чтобы донести до избранницы искренность собственных любовных признаний, Маяковский использует:

Читайте также: