Всн 127 84 инструкция по получению бетонов с эффективными

Обновлено: 06.05.2024

1.1. В настоящих рекомендациях освещены особенности производства бетонных работ с использованием суперпластификаторов и других эффективных добавок при возведении монолитных конструкций, зданий и сооружений из тяжелого и легкого бетона, а также специальных видов бетона.

1.2. Рекомендации предусматривают использование для производства бетонных работ наиболее эффективного современного оборудования и оснастки, автоматизированных и механизированных установок для приготовления и дозирования добавок, современных бетоносмесительных установок и бетонных заводов, автобетоносмесителей, специализированных перегружателей, усовершенствованных бункеров, пневмоустановок, бетононасосов, распределительных стрел и механических манипуляторов, торкрет-установок, унифицированных инвентарных опалубок, стандартных приборов контроля качества бетона.

1.3. Приведенные в рекомендациях положения могут быть использованы для определения целесообразности применения и выбора типа суперпластификаторов, подбора и назначения состава бетона, при выборе рациональных способов режимов приготовления, транспортировки, укладки и обработки бетонной смеси и бетона, в том числе в условиях отрицательных температур и сухого жаркого климата, а также при проектировании опалубки и разработке технологических карт, ППР и ПОС на возведение монолитных конструкций, зданий и сооружений.

2.1. Применение в монолитном бетоне суперпластификаторов и других эффективных добавок должно преследовать прежде всего цель - повышение технологичности бетонных работ и получение бетона с заданными свойствами. Повышение технологичности бетонных работ достигается улучшением удобоукладываемости, удобоперекачиваеиости бетонных смесей, стабильности их свойств в различных условиях, снижением трения и сцепления бетона с поверхностью опалубки.

2.2. Выбор типа добавок необходимо производить из условия получения максимального экономического эффекта от их применения с учетом требований, предъявляемых к бетону монолитных конструкций.

2.3. Применение пластификаторов типа СДБ (КДЖ) целесообразно для улучшения технологических свойств бетонных смесей с невысоким расходом цемента (менее 340 кг/м 3 ), а также для сохранения их удобоукладываемости и замедления сроков схватывания цемента при производстве бетонных работ в жаркую погоду. Введение этих добавок в оптимальных количествах без снижения расхода цемента увеличивает себестоимость бетонных смесей на 0,03 - 0,06 руб./м 3 .

2.4. Пластифицирующе-воздухововлекаюшие добавки типа омыленной растворимой смолы (ВЛХК), этилсиликоната натрия (ГКЖ-10) и других рационально использовать для получения однородных подвижных бетонных смесей (заданная подвижность смеси ОК = 8 - 15 см), преимущественно легкобетонных, с недостаточным суммарным содержанием в них мелких частиц (0,14 мм) и невысоким расходом цемента (менее 350 кг/м 3 ) а также для получения бетона повышенной морозостойкости.

2.5. Применение пластифицирующе-воздухововлекающих добавок увеличивает себестоимость бетона на 0,08 - 0,15 руб./м 3 .

2.6. Суперпластификаторы на основе нафталиноформальдегидных смол (С-3, 40-03) и меламинов (10-03), учитывая достаточно высокое удорожание бетонных смесей при их введении (0,8 - 1,8 руб./м 3 ), целесообразно применять для получения литых бетонных смесей, укладываемых в монолитные конструкции, к бетону которых предъявляются повышенные требования по прочности (марка 400 и выше), однородности, долговечности, а также если в этом случае будет достигнута экономия за счет снижения расхода цемента или дефицитных заполнителей.

2.7. При использовании высокоподвижных и литых смесей для монолитных конструкций из бетонов марок 800 и ниже, к которым не предъявляются специальные требования, рекомендуется применять суперпластификаторы на основе модифицированных лигносульфонатов (МЛС), увеличение себестоимости бетона при возведении которых составляет 0,12 - 0,2 руб./м 3 .

Лигносульфонаты, модифицированные в присутствии хлористого натрия (продолжительность пластифицирующего действия 40 - 50 мин), рекомендуется применять в тех случаях, когда кроме пластифицирующего эффекта преследуется цель ускорить набор прочности бетона в монолитных конструкциях. Ввиду наличия в этой добавке хлоридов (не более 1 %), применение ее для бетонирования высокоармированных конструкций должно допускаться только в комплексе с ингибиторами коррозии стали - нитрита натрия.

Лигносульфонаты, полученные с использованием сернокислого натрия, целесообразно применять в качестве суперпластификатора, сохраняющего пластифицирующий эффект в течение 60 - 80 мин. и не влияющего на физико-механические свойства бетона.

Лигносульфонаты, обработанные цементом, наиболее эффективно использовать, чтобы сохранить заданную подвижность высокоподвижных и литых бетонных смесей при необходимости их транспортировки в течение 1,5 - 2 ч и при производстве бетонных работ в жаркую погоду.

Для улучшения технологических свойств бетонной смеси (подвижности, однородности, нерасслаиваемости, жизнеспособности), а также повышения плотности, прочности, морозостойкости готового бетона можно применять лигносульфонаты, модифицированные высшими жирными спиртами фракции от С10 до C 12 (ТУ 38.30287-79) или кубовыми остатками от производства высших жирных спиртов (ТУ 38.302111-81).

2.8. Аналогичными технико-экономическими соображениями следует руководствоваться при выборе специальных (противоморозных добавок, замедлителей и ускорителей твердения), а также комплексных добавок. Рациональные концентрации добавок необходимо определять при подборе состава бетонной смеси из условия обеспечения наиболее благоприятных режимов приготовления, транспортировки, укладки и твердения бетона с заданными свойствами в зависимости от принятой технологии бетонных работ и условий их производства.

2.9. Тип суперпластификатора и его дозировку рекомендуется назначать в зависимости от вида монолитных конструкций из условия возможности получения наибольшего технико-экономического эффекта за счет улучшения технологических свойств бетонной смеси и физико- механических характеристик бетона. Рациональная область применения суперпластификаторов приведена в табл. 1.

ВСП 52-01-02/МО РФ

ВЕДОМСТВЕННЫЙ СВОД ПРАВИЛ

Инструкция
по получению тяжелых бетонов с эффективными химическими добавками и технологии их применения при строительстве объектов военной инфраструктуры

1 РАЗРАБОТАНА 26 Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны Российской Федерации, Научно-исследовательским центром 26 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации и Военным инженерно-техническим университетом.

2 ВНЕСЕНА Военно-научным комитетом Начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации.

3 УТВЕРЖДЕНА Начальником строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации - Заместителем министра обороны Российской Федерации 19 декабря 2002 г.

5 В разработке Инструкции принимали участие:

от 26 ЦНИИ МО РФ - канд. техн. наук Андреичев С.В., Артемов А.П., Касаткин Г.И., Кузнецов Е.А., Морозов А.С., Наумов А.В., Невский А.Г., инженеры Алба А.А., Артемов Д.А., Калинин С.А., Королев В.Н., Ларионов В.А., Ломакин А.С., Меркулова Т.Е., Федоров А.В., Шаралапов А.С.

от НИЦ 26 ЦНИИ МО РФ - канд. техн. наук Ваучский М.Н., Смирнов А.П., инженеры Прокофьев В.К., Шугалей А.В.

от ВИТУ - доктор техн. наук Петраков Б.И., канд. техн. наук Денисов В.Н., Захаров И.Д., Лукьянчик Г.В., Самодуров В.Н., Шнитковский А.Ф., канд. пед. наук Рысев В.П., Шаболин С.П., инженеры Захарова Е.П., Золотов В.М., Коноплев С.Н., Курлапов Д.В., Петкевич В.П.


Нормативные ссылки

В настоящей инструкции использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Цементы. Методы испытаний. Общие положения.

Цементы. Методы определения тонкости помола.

Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема.

Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии.

Натрий азотнокислый технический. Технические условия.

Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа.

Песок стандартный для испытания цемента.

На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 6139-2003, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Смеси бетонные. Технические условия.

Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.

Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы химического анализа.

Песок для строительных работ. Методы испытаний.

Песок для строительных работ. Технические условия.

Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.

Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.

Смеси бетонные. Методы испытаний.

Жидкость гидрофобизирующая 136-41. Технические условия.

Продукты химические. Методы определения воды.

Цементы сульфатостойкие. Технические условия.

Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля.

Вода для бетонов и растворов. Технические условия.

Добавки для бетонов. Общие технические требования.

На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 24211-2008. - Примечание изготовителя базы данных.

Бетоны. Классификация и общие технические требования.

Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.

Бетоны. Правила подбора состава.

Цементы. Общие технические условия.

Организация строительного производства.

На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 12-01-2004, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Несущие и ограждающие конструкции.

Производство сборных железобетонных конструкций и изделий.

Федеральные (типовые) элементные нормы расхода цемента при изготовлении бетонных и железобетонных изделий и конструкций.

Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

Технические правила контроля качества и приемки строительно-монтажных работ.

ВСН 29-88/МО СССР

Инструкция по расчету сечений и конструированию железобетонных элементов специальных сооружений, испытывающих многократное динамическое воздействие.

Цемент напрягающий. Технические условия.

Углеродные кластеры высокоупорядоченные. Технические условия.

Пластификатор С-3. Технические условия.

Микрокремнезем конденсированный. Технические условия.

Модификатор бетона марки МБ-01. Технические условия.

Смеси бетонные мелкозернистые, модифицированные добавками аморфного микрокремнезема и суперпластификатора. Технические условия.

Лигносульфонат технический модифицированный. Технические условия.

Модификаторы бетонной смеси "Лигнопам". Технические условия.

Кремнийорганические жидкости ГКЖ-10, ГКЖ-11. Технические условия.

Нитрилотриметиленфосфоновая кислота. Технические условия.

Кремнийорганическая жидкость 113-63. Технические условия.

Комплексная добавка для бетонов и растворов "Релаксол".

Комплексная добавка для бетонов и растворов "С-3Р".

Примечание: При пользовании настоящей инструкцией целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов по соответствующему указателю стандартов или Реестру, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей инструкцией следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Определения

В настоящей инструкции применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Эффективная химическая добавка: химический компонент, вводимый в состав бетона с целью существенного целенаправленного изменения одного или нескольких свойств.

Фибробетон: мелкозернистый бетон, дисперсно армированный фибрами (волокнами) из различных материалов, хаотически или ориентированно распределенными в его объеме или части объема.

Сталефибробетон - мелкозернистый бетон, армированный стальными фибрами, произвольно или ориентированно распределенными во всем объеме конструкции или части объема.

Фибра: металлические, базальтовые или другие искусственные сверхвысокомодульные волокна, предназначенные для дисперсного армирования бетона.

Геометрическое соотношение фибры: отношение длины фибры к ее диаметру (если фибра круглого сечения), или к эквивалентному диаметру, выраженное в виде целого числа.

Микрокремнезем конденсированный (устаревшие названия: аморфный микрокремнезем, силикатная пыль, белая сажа): сферические частицы аморфной двуокиси кремния, представляющие собой рукавную пыль ферросплавных производств с размером частиц 0,050,5 мкм.

Ложное схватывание цемента: преждевременное (ранее 45 мин) схватывание цементного теста, определяемое по методике, приведенной в ГОСТ 310.3, и устраняемое при повторном перемешивании цементного теста.

Тиксотропность смеси: переменная подвижность смеси, вызванная тем, что ее вязкость в состоянии покоя существенно отличается в меньшую сторону от вязкости при перемешивании или под вибрационным воздействием.

Углеродные нанотрубки: искусственно полученные высокоупорядоченные углеродные материалы, представляющие собой мономолекулярные объекты тубообразной формы, имеющие размеры порядка нескольких нанометров.

Недостаток (либо избыток) массы состава: массовая доля заполнителей, которую при подборе состава модифицированного бетона следует добавить к исходному количеству взамен изымаемой доли цемента, или исключить из него при включении в состав дополнительного компонента.


Обозначения и сокращения

ОК - осадка стандартного конуса, характеризующая подвижность бетонной смеси.

ВПЛБС - высокоподвижная и литая бетонные смеси, т.е. бетонные смеси, норма удобоукладываемости которых по показателю осадки конуса в соответствии с ГОСТ 7473 составляет не менее 16 см и по показателю расплыва конуса - не менее 26 см.

1 Общие положения

1.1 Настоящая Инструкция регламентирует порядок и особенности подбора составов, приготовления, транспортирования и укладки тяжелых бетонов с эффективными химическими добавками, применяющихся при изготовлении сборных и возведении монолитных бетонных, железобетонных и фибробетонных конструкций объектов Министерства обороны.

1.2 Действие Инструкции распространяется на тяжелый бетон, железобетон и фибробетон плотной структуры, приготавливаемые с использованием вяжущих на основе портландцемента.

Действие Инструкции не распространяется на легкий бетон, газобетон, пенобетон, полимербетон, а также жаростойкий, кислотостойкий, радиационностойкий бетон и бетон, изготовленный на других типах вяжущих.

1.3 Рациональной областью применения бетонов с эффективными химическими добавками являются несущие, защитные и ограждающие конструкции сооружений специального и общевойскового назначения, возводимые в специфических условиях капитального строительства Минобороны (отсутствие развитой инфраструктуры и источников энергоснабжения, суровые климатические условия, сжатые сроки строительства) с присущими им особенностями конструирования сооружений (сложная форма, насыщенность арматурой, массивность, высокая прочность) и эксплуатации (стойкость к различным воздействиям, высокая долговечность).

1.4 Применение фибробетона рекомендуется для изготовления конструкций, в которых наиболее эффективно могут быть использованы его технические преимущества по сравнению с традиционным железобетоном:

повышенные прочность на растяжение, трещиностойкость, ударная вязкость, плотность, морозостойкость, истираемость, коэффициент динамического упрочнения и работа, затрачиваемая на разрушение материала;

возможность использования более эффективных конструктивных решений, чем при обычном армировании - тонкостенных конструкций, конструкций без стержневой или сетчатой распределительной и поперечной арматуры, тонкостенных конструкций со стержневой распределительной арматурой и др.

1.5 Наиболее эффективной областью применения фибробетонов при возведении конструкций сооружений Минобороны являются:

внутренние конструкции (междуэтажные перекрытия, перегородки), подверженные сейсмическим и сейсмовзрывным воздействиям, в которых фибровое армирование может быть применено взамен конструктивной и поперечной арматуры в сочетании со стержневой рабочей арматурой;

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

НОРМЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ
ПО ИСКУССТВЕННОМУ ПОНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ПОДЗЕМНЫХ ВОД
ПРИ СООРУЖЕНИИ ТОННЕЛЕЙ И МЕТРОПОЛИТЕНОВ

Дата введения 1992-01-01

ВНЕСЕНЫ Всесоюзным ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС)

УТВЕРЖДЕНЫ Минтрансстроем СССР 19 августа 1991 г. N АВ-154

ВЗАМЕН ВСН 127-77 Минтрансстрой СССР

Одним из наиболее распространенных при строительстве метрополитенов специальных способов работ является искусственное понижение уровня грунтовых вод.

Проектирование и производство работ по этому способу до настоящего времени осуществлялось согласно Инструкции по проектированию и производству работ по искусственному понижению уровня грунтовых вод при сооружении тоннелей и метрополитенов (ВСН 127-77, Минтрансстрой СССР).

Однако за время, прошедшее после выпуска этой Инструкции, опыт водопонижения существенно обогатился при строительстве тоннелей на железнодорожных и автодорожных магистралях (Байкало-Амурская ж.-д. магистраль, отдельные тоннели в Армении и Грузии, в Сибири и на Дальнем Востоке); в практику производства работ по стабилизации окружающих выработку грунтов вошли усовершенствованные методы горизонтального и вертикального дренажа, в том числе посредством скважин, забуриваемых из подземной выработки.

В то же время не получил практического подтверждения эффективности для транспортного тоннелестроения метод электроосушения грунтов.

Все это, наряду с необходимостью согласования норм на водопонижение с новыми редакциями глав СНиПа на проектирование метрополитенов (СНиП 2.05.04-92 и транспортных тоннелей СНиП 3.05.05-91), производство работ (III-44-77), а также нормативного документа на инженерно-геологические изыскания (ВСН 190-78), дает основание считать, что существующая "Инструкция" (ВСН 127-77) не полностью отвечает современным требованиям практики и проектирования.

Настоящие нормы составлены в развитие указанных нормативных документов, содержат практические указания по проектированию, производству и приемке работ по водопонижению, а также специфические требования к изысканиям.

Нормы разработаны Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (докт. техн. наук, проф. Меркин В.Е., к.т.н. Громов А.Г., инженеры - Кривенков В.А. и Егоров Ю.Л.), Государственным проектно-изыскательским институтом "Метрогипротранс" (инж. Котов В.В., к.т.н. Сазонов Г.Н. и к.т.н. Квашнин В.А.), Управлением N 157 Главтоннельметростроя (к.т.н. Олейник В.Н., инженеры Киселев В.Н., Шумова Т.Г., Дурнин А.С., Никольский А.В.) под редакцией В.Е.Меркина.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормы распространяются на проектирование и производство работ по искусственному понижению уровня подземных вод с целью обеспечения проходки тоннелей и метрополитенов в водонасыщенных грунтах.

1.2. Нормы являются обязательными для всех проектных и строительных организаций Министерства транспортного строительства СССР, выполняющих проектирование и производство работ по понижению уровня подземных вод при строительстве тоннелей и метрополитенов.

1.3. Водопонижение применяется:

при проходке тоннелей метрополитенов и горных тоннелей;

при проходке стволов шахт;

при строительстве транспортных и пешеходных тоннелей;

при подводке фундаментов под здания, расположенные вблизи тоннелей;

при прокладке или перекладке городских подземных коммуникаций в водонасыщенных грунтах в процессе строительства тоннелей.

1.4. Проектирование водопонижения следует производить на основе материалов инженерно-геологических изысканий, выполняемых согласно Инструкции по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей (ВСН 190-78) Минтрансстроя СССР.

1.5. При инженерно-геологических изысканиях необходимо определить:

геологическое и литологостратиграфическое строение участков работ;

основные элементы тектонического строения района;

гидрогеологические особенности осваиваемой территории (наличие водоносных горизонтов, их характер, условия питания и разгрузки, взаимосвязь водоносных горизонтов, направление движения подземных вод, их температуру и химический состав);

фильтрационные свойства водовмещающих пород (водопроводимость, коэффициенты фильтрации, пьезо- и уровнепроводность, коэффициент водоотдачи);

гранулометрический состав рыхлых несвязных грунтов.

1.6. В проекте водопонижения должны быть предусмотрены водоохранные мероприятия с целью предотвращения негативного влияния на окружающую среду процессов, сопровождающих водопонижение.

В комплекс этих мероприятий должны входить:

ликвидация скважин системы водопонижения после окончания работ специальным тампонажем, исключающим взаимосвязь водоносных горизонтов и обеспечивающих целостность массива горных пород в зоне тоннелей;

создание емкостей или отстойников, оборудованных фильтрами для очистки воды, с целью предотвращения сброса загрязненных вод в поверхностные водотоки и их инфильтрации в водоносные горизонты.

1.7. В проекте водопонижения следует выполнять прогноз развития негативных инженерно-геологических процессов, связанных с изменением гидрогеологических условий при снижении уровня подземных вод с оценкой возможности образования деформаций горных пород и поверхности под влиянием суффозии и уплотнения грунтов.

1.8. Работы по водопонижению должны проводиться в соответствии со СНиП 3.02.01-87 р.2. Строительное водопонижение, настоящими Нормами, правилами противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда, техническими условиями, инструкциями и указаниями на отдельные виды тоннельных и строительно-монтажных работ.

1.9. Проведение работ по водопонижению допускается только при наличии рабочей документации и соответствующего ей проекта производства работ.

Проект производства водопонизительных работ, как правило, должен разрабатываться организацией, выполняющей эти работы, как составная часть проекта производства земляных и других общестроительных работ.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВЫБОР СПОСОБОВ ВОДОПОНИЖЕНИЯ

2.1. Проектирование водопонижения следует осуществлять в две стадии: проект и рабочая документация.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) работ по водопонижению выполняется, как правило, с использованием аналогов.

2.2. На стадии проекта должны быть определены:

величина требуемого понижения уровня грунтовых вод;

размеры территории, в пределах которой должно быть выполнено необходимое понижение уровня грунтовых вод;

расположение системы водопонижения в плане;

типы необходимого оборудования;

продолжительность действия системы водопонижения;

ориентировочный расчет системы водопонижения;

объемы работ и их стоимость.

2.3. Рабочую документацию следует выполнять на основании уточненных сведений о гидрогеологических условиях участка работ и гидрогеологических расчетов, учитывающих конкретную градостроительную обстановку.

2.4. В результате гидрогеологических расчетов (приложение 1) должны быть установлены:

производительность водопонизительных устройств и необходимое их количество с учетом взаимодействия;

размеры депрессионной воронки;

понижение уровней грунтовых вод в заданных точках;

продолжительность формирования депрессионной воронки необходимых размеров.

2.5. В сложных гидрогеологических условиях режим водопонижения должен уточняться в лабораторных условиях (методами аналогии, моделирования и др.) или опытно-производственными работами, осуществляемыми на стадии разработки рабочей документации.

2.6. Рабочая документация по водопонижению должна соответствовать требованиям глав СНиП 2.06.14-85, 2.06.15-85 и 3.02.01-87 и должна содержать:

план расположения водопонизительных и наблюдательных скважин, насосных агрегатов, водоотводящих устройств (лотков, труб, канав), контуры устраиваемой подземной выработки или котлована, а также расположенные на участке работ сооружения и коммуникации;

геологические разрезы, на которых указаны водопонизительные скважины, положение фильтров и насосов, а также контуры проектируемых и существующих сооружений;

перечень и характеристики оборудования, а также спецификацию труб и основных материалов;

указания по способам устройства водопонизительных скважин и пьезометров;

указания о расположении источников и схемы энергопитания;

указания о местах сброса откачиваемой воды;

график монтажа и эксплуатации водопонизительных установок;

чертежи конструкций водопонизительных скважин и фильтра;

2.7. Рабочая документация по водопонижению согласовывается с городскими организациями. В случае влияния систем водопонижения на работу действующих водозаборов рабочая документация должна быть согласована с организацией, эксплуатирующей водозабор.

2.8. В водопонижении при строительстве тоннелей и метрополитенов могут применяться следующие типы водоприемных сооружений - буровые скважины, оборудованные насосами; вертикальные скважины-дрены; иглофильтровые установки; горизонтальные выработки и скважины; лучевые скважины; комбинированные системы средств водопонижения.

Выбор того или иного способа водопонижения определяется:

проектом организации строительства объекта (тоннель, участок линии метрополитена);

условиями городской застройки;

расположением подземных коммуникаций и сооружений;

2.9. Водопонизительные скважины, оборудованные насосами, являются наиболее распространенными типами систем водопонижения и могут применяться в самых разнообразных гидрогеологических условиях. Глубины скважин должны определяться в зависимости от глубины залегания и мощности водоносного горизонта, фильтрационных характеристик пород, необходимой величины понижения уровня грунтовых вод.

2.10. Вертикальные скважины-дрены могут применяться при специальном обосновании в соответствующих гидрогеологических условиях для перепуска воды из вышележащего в нижележащий водоносный горизонт. При этом нижележащий водоносный горизонт должен иметь большую проницаемость и более низкий уровень подземных вод по сравнению с вышележащим горизонтом.

Системы дренажных скважин должны быть оборудованы фильтровыми звеньями на осушаемый и поглощающий водоносные горизонты.

2.11. Горизонтальные дренажные выработки (галереи, штольни) устраиваются параллельно основной сооружаемой выработке; могут быть временными - на период строительства, и постоянными - на период эксплуатации тоннелей.

Горизонтальные дренажные выработки и скважины следует устраивать, как правило, в скальных и полускальных трещиноватых водонасыщенных грунтах. В неустойчивых рыхлых отложениях горизонтальные дренажные скважины допускается применять при соответствующем технико-экономическом обосновании.

2.12. Лучевые водозаборы (системы горизонтальных или вертикальных скважин, сооружаемых из горной выработки и имеющих радиальное расхождение для осушения водоносных пластов) рекомендуется применять в пластах небольшой мощности.

При этом в зависимости от гидрогеологических, градостроительных, технологических и других условий могут применяться следующие схемы лучевых водозаборов:

лучевой водозабор с одним ярусом горизонтальных скважин-фильтров;

многоярусный лучевой водозабор с расположением фильтров на разных уровнях (этот способ основан на устройстве водосборных шахт, оборудованных системой радиально расходящихся фильтров);

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИЗЫСКАНИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РАЙОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

Дата введения 1989-03-30

РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии и Омским филиалом Союздорнии Минтрансстроя при участии СибЦНИИСа и Союздорпроекта Минтрансстроя, Свердловского филиала Гипротюменнефтегаза Миннефтепрома, Института географии Сибирского отделения АН СССР, СибАДИ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР.

ВНЕСЕНЫ Союздорнии и Омским филиалом Союздорнии.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Минтрансстроя.

С введением в действие ВСН 84-89 "Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты" утрачивают силу "Инструкция по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты" ВСН 84-75, Дополнение N 1 к ВСН 84-75, "Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог для обустройства нефтяных и газовых месторождений на севере Тюменской области и в других районах тундры с аналогичными условиями" ВСН 201-85.

СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем СССР N МЧ-4517-8 от 26.12.88, Мингазпромом N РВ-501 от 19.05.88, Миннефтепромом N ШД-210 от 01.03.88.

УТВЕРЖДЕНЫ письмом Министерства транспортного строительства от 13 марта 1989 г. N АВ-110

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы предназначены для руководства при изысканиях, проектировании и строительстве автомобильных дорог общего пользования, промышленного и сельскохозяйственного назначения в районах вечной мерзлоты (рис.1).

Рис.1. Схематическая карта распространения вечномерзлых грунтов на территории СССР

1.2. В нормах отражены лишь специфические требования, связанные с особыми природными условиями зоны вечной мерзлоты, поэтому при разработке проектно-технологических решений необходимо руководствоваться общими требованиями СНиПа по проектированию автомобильных дорог, СНиПа по проектированию мостов и труб, СНиПа по строительству автомобильных дорог, СНиПа по проектированию оснований и фундаментов на вечномерзлых грунтах, СНиПа по проектированию магистральных трубопроводов.

1.3. При разработке проектов на строительство автомобильных дорог в том или ином районе зоны вечной мерзлоты следует осуществлять инженерно-геокриологический прогноз с учетом опыта строительства и эксплуатации автомобильных дорог в этом районе и других с аналогичными условиями.

Инженерно-геокриологический прогноз предусматривает общую оценку возможного проявления криогенных процессов, их масштабов и интенсивности на отдельных участках проектируемых автомобильных дорог, а также расчеты ореолов оттаивания (промерзания) и величины деформаций осадки (пучения) в поперечном профиле дорожных конструкций.

1.4. В новых, осваиваемых районах, на сложных и особо сложных в инженерно-геологическом отношении участках местности необходимо проводить круглогодичные стационарные наблюдения за температурным и влажностным режимами, деформациями осадки (пучения) дорожных конструкций на специально организуемых постах и опытных участках в соответствии с рекомендуемым приложением 1.

1.5. При разработке проектов на строительство автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты следует руководствоваться Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР" от 6 декабря 1984 г. N 306-р.

1.6. В зоне вечной мерзлоты, относящейся согласно СНиП 2.05.02-85 к 1 дорожно-климатической зоне, необходимо различать три дорожно-климатические подзоны по следующим общим признакам: климатическим условиям, влажности грунтов деятельного (сезоннооттаивающего) слоя, его мощности, характеру распространения и температуре вечномерзлых грунтов.

Приблизительные географические границы дорожно-климатических подзон приведены на рис.2, а их характеристика дана в табл.1.

Рис.2. Схематическая карта подзон распространения вечномерзлых грунтов в 1 дорожно-климатической зоне: - северная подзона низкотемпературных вечномерзлых грунтов (НТВМГ) сплошного распространения; - центральная подзона НТВМГ сплошного распространения; - южная подзона высокотемпературных вечномерзлых грунтов (ВТВМГ) островного и частично сплошного распространения

Территории, входящие в подзону. Рельеф

Тундровые, лесотундровые. Пятнистый и мелковсхолмлен-
ный микрорельеф

Таежные. Горный и грядово-сопочный рельеф

Таежные, лесостепные, степные, побережье Баренцева и Охотского морей. Рельеф равнинный и холмистый в западной части, горно-холмистый - в восточной

Распространение вечномерзлых грунтов мощностью, м

Сплошное, 100-500 и более

Преимущественно островное, 25-200

Температура вечномерзлых грунтов, °С

От минус 1,5-3 до минус 12 (на глубине 10-12 м)

От минус 1,5-3 до минус 7

От 0 до минус 1,5-3

Мощность сезоннооттаива-
ющего слоя, м

0,4-2 (преимущественно менее 1)

Глинистые, пылеватые, торфоглинистые

Скальные, щебенистые, гравийно-галечниковые, песчаные, глинистые

Скальные, щебенистые, глинистые пылеватые, торфоглинистые, песчаные в западной части, щебенистые, галечниковые, глинистые - в восточной

Среднегодовая относительная влажность грунтов, доли влажности на границе текучести

Мерзлотные процессы и явления

Мерзлые льдистые торфяники на территории океанического влияния (север европейской части и Западной Сибири, Чукотка, Камчатка); выходы сухо-, сыпуче-, твердо- и пластичномерзлых мелкозернистых песков. Высокое содержание льдов различных типов с неглубоким залеганием. Широкое распространение термокарстовых образований, приуроченных преимущественно к сильнольдистым грунтам, залежам повторножильного и инъекционного льда

Подземные льды разных типов, широко распространен-
ные на низменных равнинах с развитым термокарстом

Подземные льды, преимущественно инъекционные, сезонные и многолетние, только в долинах рек. Единичные термокарстовые образования, приуроченные к долинам рек

Интенсивное развитие бугров пучения, морозобойного растрескивания, солифлюкции, пятнообразований

Морозобойное растрескивание, пучение, наледеобразование на реках (особенно в северо-восточной части района)

Сезонные бугры пучения, наледеобразование

Примечания: 1. В горных районах в связи с вертикальной зональностью необходимо учитывать изменение природно-климатических условий по мере увеличения высоты пояса.

2. В гористой местности вечномерзлые грунты, как правило, встречаются на склонах северной экспозиции, в пониженных затененных местах и на заболоченных участках.

1.7. При выработке проектных и технологических решений по трассам автомобильных дорог в каждой дорожно-климатической подзоне следует различать три типа местности по условиям увлажнения грунтов основания и мерзлотно-грунтовым признакам (табл.2).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2021 г. № 217/пр/124 “О признании утратившими силу и не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов и документов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР в сфере строительства”


Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2021 г. № 217/пр/124 “О признании утратившими силу и не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов и документов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР в сфере строительства”

В целях реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 25 апреля 2020 г. N ДГ-П36-4064 приказываем:

1. Признать утратившими силу:

1) "ВСН 5-81. Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 8 октября 1981 г.

2) "ВСН 16-73. Указания по размещению зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб на автомобильных дорогах", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 28 мая 1973 г.

3) "ВСН 19-89. Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 14 июля 1989 г. N НА-18/266.

4) "ВСН 21-83. Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 18 мая 1983 г.

5) "ВСН 30-84. Инструкция по применению фотограмметрических методов при ландшафтном проектировании автомобильных дорог", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23 февраля 1984 г.

6) "ВСН 202-85-АД. Временная инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог общего пользования", утвержденные распоряжением Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 5 мая 1985 г. N БВ-680.

7) "РСН 62-86. Методические указания по определению состава объектов автосервиса и их размещения на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения в РСФСР", утвержденные постановлением Госстроя РСФСР от 15 декабря 1986 г. N 128.

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) "ВСН 7-83. Ведомственные строительные нормы. Сметные нормы на морские подводно-строительные (водолазные) работы", утвержденные Министерством морского флота СССР 10 января 1983 г.

2) "ВСН 9-85. Ведомственные сметные нормы. Сборник единичных расценок на морские подводно-строительные (водолазные) работы", утвержденные Министерством морского флота СССР 17 июля 1985 г.

3) "ВСН 34-91. Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть I", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 1 ноября 1991 г.

4) "ВСН 34-91. Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть II", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 1 ноября 1991 г.

5) "ВСН 34-91. Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть III", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 1 ноября 1991 г.

6) "ВСН 42-87. Инструкция по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 10 июля 1987 г. N 271-р.

7) "ВСН 77-89, Нормы проектирования и сооружения земляного полотна автомобильных дорог в песчаных пустынях", утвержденные письмом Главного научно-технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 ноября 1989 г. N АВ-483.

8) "ВСН 84-89. Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты", утвержденные письмом Министерства транспортного строительства СССР от 13 марта 1989 г. N АВ-110.

9) "ВСН 85-68. Технические указания по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без оклеечной гидроизоляции", утвержденные приказом Технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 4 ноября 1968 г. N 47.

10) "ВСН 146-68. Технические указания по возведению монолитно-прессованных бетонных обделок тоннелей при щитовой проходке", утвержденные приказом Технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 28 августа 1968 г. N 35.

11) "ВСН 155-69. Указания по проектированию и строительству железобетонных и бетонных конструкций автодорожных и городских мостов и труб, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур (северное исполнение)", утвержденные распоряжением Министерства транспортного строительства СССР от 19 марта 1969 г. N Л-475.

12) "ВСН 156-88. Инженерно-геологические изыскания железнодорожных, автодорожных и городских мостовых переходов", утвержденные распоряжением Министерства транспортного строительства СССР от 1 июля 1988 г. N МО-463.

14) "ВСН 160-69. Инструкция по геодезическим и маркшейдерским работам при строительстве транспортных тоннелей", утвержденные заместителем Министра транспортного строительства СССР 8 сентября 1969 г.

15) "ВСН 165-85. Устройство свайных фундаментов мостов (из буровых свай)", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 14 августа 1985 г. N 243.

16) "ВСН 167-70. Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства", утвержденные приказом Технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 июня 1970 г. N 44.

17) "ВСН 181-74. Технические указания по применению сборных решетчатых конструкций для укрепления конусов и откосов земляного полотна", утвержденные приказом Министерства транспортного строительства СССР от 5 февраля 1974 г. № 5.

18) "ВСН 182-91. Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 16 мая 1991 г. № МО-72.

19) "ВСН 186-75. Технические указания по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна", утвержденные приказом Министерства транспортного строительства СССР от 10 июня 1975 г. N 19.

20) "ВСН 189-78. Инструкция по проектированию и производству работ по искусственному замораживанию грунтов при строительстве метрополитенов и тоннелей", утвержденные приказом Главного технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 10 мая 1978 г. N 21.

21) "ВСН 190-78. Инструкция по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 11 мая 1978 г.

22) "ВСН 193-81. Инструкция по учету сейсмических воздействий при проектирований горных транспортных тоннелей", утвержденные приказом Главного технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 октября 1981 г. N 54.

23) "ВСН 195-83. Инструкция по изысканиям и проектированию притрассовых автомобильных дорог в условиях Сибири и Дальнего Востока", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 12 мая 1983 г. № ЛН-580.

24) "ВСН 196-83. Отраслевые нормы проектирования искусственного освещения основных цехов промышленных предприятий Минтрансстроя", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 20 апреля 1983 г.

26) "ВСН 199-84. Проектирование и строительство временных поселков транспортных строителей", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 13 ноября 1984 г. N БВ-1518.

29) "ВСН 210-91. Проектирование, строительство и эксплуатация противоналедных сооружений и устройств", утвержденные приказом Министерства транспортного строительства СССР от 15 апреля 1991 г. N МО49.

32) "РСН-88. Региональные нормы. Проектирование и строительство автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 28 июля 1988 г. N 146.

Министр строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
И.Э. Файзуллин
Министр транспорта
Российской Федерации
В.Г. Савельев

Обзор документа

Утратили силу 6 ведомственных и 1 республиканские строительные нормы, утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР и Госстроем РСФСР.

Не действующими на территории России признаны 32 документа, изданных органами госуправления СССР в сфере строительства.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: