Воланд на крыше дома пашкова

Обновлено: 28.04.2024

Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.

-- Ба! -- воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, -- менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?

-- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, -- ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.

-- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? -- заговорил Воланд сурово.

-- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, -- ответил дерзко вошедший.

-- Но тебе придется примириться с этим, -- возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, -- не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, -- в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не

существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

-- Я не буду с тобой спорить, старый софист, -- ответил Левий Матвей.

-- Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, -- ты глуп, -- ответил Воланд и спросил: -- Ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?

-- Он прислал меня.

-- Что же он велел передать тебе, раб?

-- Я не раб, -- все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, -- я его ученик.

-- Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, -- отозвался Воланд, -- но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак.

-- Он прочитал сочинение мастера, -- заговорил Левий Матвей, -- и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

-- Мне ничего не трудно сделать, -- ответил Воланд, -- и тебе это хорошо известно. -- Он помолчал и добавил: -- А что же вы не берете его к себе, в свет?

-- Он не заслужил света, он заслужил покой, -- печальным голосом проговорил Левий.

-- Передай, что будет сделано, -- ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: -- И покинь меня немедленно.

-- Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, -- в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.


Цитата из ст-и "Пашков Дом" Википедии: Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея*: "На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло"**.

Не мог Воланд ни сидеть на крыше Дома Пашкова, ни встречаться там с кем-либо. Булгаков же, соблазнив читателя приглашением на эту крышу "на закате солнца", предупреждает его от соблазна поддаться искушению обозреть с нее столицу "почти до самых краев" - и вводит в эпизод воландову шпагу: "Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так, что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны". Время эпизода дополнительно фиксируется, однако, не шпагой Воланда, а отражением солнечных лучей от окон верхних этажей домов-громад: вертикально расположенные окна направляют отраженные на закате солнечные лучи в глаз наблюдателя, находящегося высоко над городом, по линии либо горизонтальной, либо близкой к горизонтальной, то есть солнце находится непосредственно у горизонта. Шпаге как солнечным часам читатель доверять в этой ситуации не может: если она находится рядом с Воландом, то должна отбрасывать тень в ту же сторону, что и Воланд, если она находится позади него, то - в свете этики оружия - несообразно далеко. Тем не менее расстояние от Воланда до шпаги как раз и требуется "разъяснить", чтобы понять, находятся шпага, Воланд и Азазелло "на террасе одного из самых красивых зданий в Москве" или нет. Исходные данные для "разъяснения": закатное солнце на широте Москвы в один из весенних дней (апреля или мая, хотя для расчета длины тени на закате допустимо опираться на астрономические данные любого дня года) и длина шпаги (так как Воланд был высоким, допустимо длину его шпаги принять в 1 метр). Рассмотрим "теневую" ситуацию,к примеру, 15 апреля 1939 г. Закат, то есть пересечение верхней границей солнечного диска линии горизонта, в этот день в Москве произошел в 20.34***. В 20.00, когда солнце еще не касалось горизонта, шпага Воланда отбрасывала тень на 16,16 метров, в 20.15, когда высота солнца над горизонтом составляла 1 градус и 48 минут и когда солнечные лучи отражались от окон верхних этажей по линии, близкой к горизонтальной, тень достигла длины 38.60 метров****.

Дом Пашкова

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (. )

01 Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг." Так описано место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея в романе «Мастер и Маргарита».

К сожалению фотографии этого события не сохранились, а из немногочисленных изображений мне нравится это. Поза правильная, одежда та, вот только сидит не на той крыше.

Дом Пашкова


02 "Правильная" крыша нарисована в 1896 году Николаем Матвеевым на картине "Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства". Картина нарисована на основе реальных событий: В 1818 г. Прусский король Фридрих Вильгельм III, отец супруги будущего императора Николая I, посетив Москву, пожелал увидеть панораму Первопрестольной столицы с крыши какого-нибудь высокого дома. Проводили короля с двумя его сыновьями на бельведер Пашкова дома. Посмотрел король на погорелые дома и крыши, встал с сыновьями на колени, отдал три земных поклона Москве и со слезами несколько раз повторил: "Вот она наша спасительница".

Дом Пашкова

03 Именно с балкона этого дома царь тьмы в сопровождении своих тёмных рыцарей, Мастера и Маргариты покинул Москву и продолжил своё странствие …….

Дом Пашкова

04 Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.


Говорят, что обидевшись на Екатерину Великую (она "зарубила" его Царицыно, а потом отказалась строить монументальный Большой Кремлевский Дворец размером в 2/3 Кремля, хотя вся Кремлевская стена со стороны Москва-реки уже была разобрана) Баженов поставил дом "спиной" к Кремлю, а главный фасад оборотил в глухой переулок. Кстати,изящная лестница со стороны Моховой построена в 1930-е, а до этого там был забор, через который зеваки могли наблюдать сад со всевозможными диковинками. Внизу, на склоне холма в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках. В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее. Когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном.

Дом Пашкова

05 Благодаря такому расположению кажется, что дом "летит" и когда смотришь на него подняв голову с Моховой и когда идешь к нему по узкому двору со стороны Староваганьковского переулка.. По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице дом расположен под небольшим углом, поэтому красивее он смотрится с отдаленных боковых точек. В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения. Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.

Дом Пашкова

06 После своей постройки Пашков дом стал достопримечательностью Москвы и на протяжении многих лет вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.

Дом Пашкова

07 Первым владельцем дома был П. Е. Пашков, по фамилии которого особняк получил свое прозвище.

Дом Пашкова

08 В начале XIX века здание находилось в запустении.

Дом Пашкова

09 В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).

Дом Пашкова

10 В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

Дом Пашкова

11 В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей[2]. В настоящее время Пашков входит в комплекс зданий библиотеки, но несколько десятилетий не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

Дом Пашкова

12 В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Дом Пашкова

13 Балкон вокруг бельведера виден только со стороны Кремля и то, если отойти достаточно далеко. Именно поэтому многие считают, что можно гулять по всей крыше, которую ограничивают только балюстрада с вазами

Дом Пашкова

14 Виды из окон просто замечательны.

Дом Пашкова

15 В 1812 году, в дни оккупации Москвы наполеоновской армией дом Пашкова был частично разрушен, а великолепные баженовские интерьеры выгорели.

Дом Пашкова

16 Некоторое время пустовал.

Дом Пашкова

17 В 1815-1818 годах архитекторы О.И. Бове, И.Т. Таманский, С.И. Мельников, входившие в состав "Комиссии для строения Москвы" отстроили разрушенные части здания.

Дом Пашкова

18 Интересно, что, несмотря на то, что здание находилось в частном владении, средства на его восстановление выделили из казны – такое важное значение Пашков дом играл для архитектурного облика Москвы.

Дом Пашкова

19 После смерти Пашковых дом перешел к двоюродному брату хозяина – А.И. Пашкову, так как детей у супружеской четы не было. Последней из рода Пашковых, кто владел домом, была внучка А.И. Пашкова (Полтавцева по мужу).

Дом Пашкова

20 В 1839 году дома Пашкова был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета. Затем здесь поочередно находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный. В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз. Так, к 1870 году здание значительно обветшало, и директор музея В.А. Дашков обратился с письмом к министру народного просвещения. В этом письме Дашков указывал, что выделенных министерством 7 226 рублей 50 копеек для ремонта музея недостаточно, и он будет вынужден обратиться за материальной помощью к купцу А. Захарову.

Дом Пашкова

21 В результате Захаров не только выделил недостающие средства, но и выстроил помещение канцелярии, а также квартиру для проживания смотрителя музея, и казарму для служащих, за что был награжден императором медалью "За усердие". В 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II.

Дом Пашкова

22 Полководец Румянцев-Задунайский имел трех сыновей - Сергея, Михаила и Николая. Последний достиг важных государственных постов (канцлера, председателя Государственного совета), отличался высокой образованностью и стал основателем знаменитого "Румянцевского музея", открытого в 1831 г. в Петербурге, а в 1861 г. перевезенного в Москву, в дом Пашкова.

Дом Пашкова

23 Герб Румянцевых-Задунайских

Дом Пашкова

24 В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Такое преобразование было вызвано тем, что в музей после революции 1917 года поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть. Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях. В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем эту часть здания передали отделу рукописей.

Дом Пашкова

25 В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.

Дом Пашкова

26 Особенно крупные изменения в облике здания произошли в 30-е годы 20-го столетия. Именно тогда снесли ограду, окружавшую сад. Ограда была не столько ограничителем пространства, сколько частью общей композиции. Зритель начинал воспринимать архитектурный комплекс с подножия холма, ограниченного белыми колоннами ограды, устремляясь взглядом по склону, к колоннам портика. Теперь же холм со зданием перестали восприниматься, как единое целое. В это же время была построена и лестница со стороны Моховой улицы (архитектор М. Долганов), а на фасаде вместо герба Пашкова был установлен герб СССР. Внутренние интерьеры здания изменялись настолько радикально, что от первоначального их вида практически ничего не сохранилось.

Дом Пашкова

27В 1980 году с главного фасада дома Пашкова убрали герб СССР – это произошло вовремя очередного текущего ремонта. В 1986 году, когда поблизости строили станцию метро Боровицкую, фундамент дома просел, а перекрытия потрескались. Над зданием нависла угроза исчезновения. В таком состоянии Пашков дом простоял до 1988 года. Затем библиотечные отделы разместили в другие помещения, а дом закрыли на реконструкцию, которая продолжалась вплоть до 2007 года.

Дом Пашкова

29 На выходе попался замечательный дом моего любимого Шехтеля: Доходный дом Л.В.Шамшиной на углу Знаменки и Староваганьковск ого переулка (1909)

Дом Пашкова

30 Парадный подъезд, расположенный в Староваганьковском переулке, обрамляет плодовая гирлянда.

Дом Пашкова

31 Угловой эркер несет легкую башенную надстройку- бель­ведер. И снова бельведер :)

я orinyansky (200x200, 10Kb)

Павел Андреевич Оринянский родился 22 ноября 1955 года в Ямполе (город в Винницкой области Украины). Иллюстратор романа Мастер и Маргарита русского писателя Михаила Булгакова.

Оринянский начал рисовать с очень юного возраста под влиянием бабушки, художницы Евгении Белинской.

В самом начале он не планировал карьеру художника: после окончания Суворовского военного училища в Киеве, Павел поступил в Ленинградское военно-топографическое училище. Но через некоторое время он понимает, что это направление ему не по душе, и начинает обучение в Ленинградском художественно-промышленном училище им В. Мухиной, которое заканчивает в 1979 г. В это время на него большое впечатление оказывают работы в стиле Ар Нуво английского иллюстратора Обри Винсент Бёрдсли (1872-1898) и чешского ювелирного дизайнера и художника-декоратора Альфонса Мухи (1860-1939).




Подарочное издание


Портрет Булгакова в окружении героев романа



«Мастер и Маргарита»: Титульный лист



Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными


Глава 2. Понтий Пилат





Пилат и Каифа


Глава 3. Седьмое доказательство



Трамвай отрезал голову Берлиозу



Иван гонится за Воландом


Глава 5. Было дело в Грибоедове



Ресторан Грибоедов


Глава 6. Шизофрения, как и было сказано



Иван Бездомный в лечебнице Стравинского


Глава 7. Нехорошая квартирка



Бегемот пьет водку


Глава 8. Поединок между профессором и поэтом



Доктор Стравинский


Глава 9. Коровьевские штуки



Взятка председателю


Глава 10. Вести из Ялты


Глава 11. Раздвоение Ивана


Глава 12. Черная магия и ее разоблачение



Воланд в Варьете



Магазин мод в Варьете


Глава 13. Явление героя



Встреча Мастера и Маргариты


Глава 14. Слава петуху!


Глава 15. Сон Никанора Ивановича



Сдавайте валюту!



Левий и Иешуа на кресте


Глава 17. Беспокойный день



Пустой костюм


Глава 18. Неудачливые визитеры



Бегемот с паспортом



Квартира Воланда


Глава 19. Маргарита



Маргарита и Азазелло


Глава 20. Крем Азазелло



Крем Азазелло



Наташа на борове



Купание Маргариты


Глава 22. При свечах


Глава 23. Великий бал у сатаны



Великий бал у сатаны



Маргарита на балу принимает гостей


Глава 24. Извлечение мастера



Извлечение мастера



Золотая подкова


Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду



Афраний и Пилат


Глава 26. Погребение



Иешуа и Пилат на лунной дороге


Глава 27. Конец квартиры № 50



Бегемот с браунингом на люстре


Глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота



Фагот и Бегемот


Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена



Воланд на крыше дома Пашкова


Глава 30. Пора! Пора!



Волшебные кони


Глава 31. На Воробьевых горах



Полет Мастера и Маргариты


Глава 32. Прощение и вечный приют




[/size]
Вечный приют

Если разные версии, почему Воланд со своей свитой прощаются с Москвой именно тут и именно в конкретное время. ФОТО кадр из сериала

«Чтобы знали. » - якобы эти последние слова Михаила Булгакова перед смертью 10 марта 1940 год относятся к «Мастеру и Маргарите». «Знали» - кто? И о чем? На что намекал писатель? Остаются только догадки. Ради них мы встретились на Радио «КП» с библиофилом, гидом общества пеших прогулок «Москваход» Александром Мишиным.

А ИВАН-ТО ПЕРЕВОСПИТАЛСЯ

- Александр, год-то нынче юбилейный: впервые в СССР роман был опубликован 50 лет назад, в журнале «Москва». И с тех пор многие мучаются вопросом: «Мастер и Маргарита» - роман ЗА Христа или ПРОТИВ?

- Михаил Афанасьевич родился в семье религиозной. Его отец был уважаемым в Киеве преподавателем духовных дисциплин. Но юность самого Булгакова была достаточно бурной. Ранняя женитьба, учеба на врача. Он уже не носит нательного креста. Однако первоначальная «прививка» православия была так сильна, что это в нем оставалось до конца жизни. И в дневниках Елены Сергеевны, его последней супруги, мы узнаем вдруг, что он крестит перед сном своего пасынка – ее сына от предыдущего брака.

Но для читателей он не оставляет никакой установки. Это скорее в какой-то мере роман-воспитание.

- Кто там воспитывается?

- Иван Бездомный. Единственный герой, который меняется. Все остальные нам даны «от и до» в том виде, в каком пришли на страницы. А Бездомный вдруг сумеет извлечь из всех событий что-то для себя новое, чему-то научиться. Становится профессором истории. Может быть, здесь можно увидеть ответ на этот вопрос: ЗА Христа или ПРОТИВ? А может, ЗА РАЗУМ? Потому что, на мой взгляд, христианство – это разумное сердце. Открытое и для бога, и для истории. В этом смысле мы должны прочитать в романе то, что там спрятано. Вот, например, Берлиоз и его летящая голова нам напоминают о событиях Великой Французской революции, когда основным инструментом «разговора» с оппонентами стала гильотина. И тут сопоставляешь: а ведь в момент написания романа проходят три московских процесса, это 1936-1938 годы.

Попадая в сумасшедший дом, Бездомный вдруг обретает разум. Весь этот вывернутый мир парадоксальным образом возвращает Ивана в относительную норму.

Дом по адресу

Дом по адресу "302 БиС" на Садовой - самый известный, тут была "нехорошая квартира". Но "Мастера" Булгаков писал по другому адресу. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

По пути к

По пути к "нехорошей квартире" посетители отдают дань Мастеру, рисуя, например, Маргариту. Получилось в целом здорово: настенная народная любовь, за которую не гоняют метлой! Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

ПРИ ЧЕМ ТУТ ПРУССКИЙ КОРОЛЬ

- Откуда Воланд улетает из Москвы?

- Скорее всего, с крыши дома Пашкова. И это прощание связано с конкретным эпизодом. 1818 год. В Петербурге - свадьба сына императора Павла Петровича, Николая I, с прусской принцессой. На свадьбу приехал отец невесты и ее брат – прусский король Фридрих Вильгельм III, который после свадьбы захотел увидеть Москву. А город еще не восстановился после пожара 1812 года. Надо сказать, многие в Европе тогда считали, что тот пожар – это жертва, которую принесла Россия на алтарь освобождения от антихриста. Этот «наполеоновский подтекст» тоже надо увидеть в романе.

И вот прусский король и его свита захотели увидеть Москву с какой-то выгодной высокой точки. Они поднялись на крышу дома Пашкова. Увидели, что город лежит в руинах после пжара 1812 года. И преклонили колени перед ним.

- Может, и у Булгакова Воланд смотрит на город и что-то переосмысливает.

- Пускай каждый для себя решит.

- Есть еще одна трактовка финальной сцены. Мол, неспроста Воланд со свитой прощается с Москвой в субботу. Ведь в воскресенье будет воскрешение Христа. И черные силы оставляют Москву для сил света.

Так выглядит часть кухни в

Так выглядит часть кухни в "нехорошей квартире" на Большой Садовой, 10. Воссоздано с максимальным приближением к реальности. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

МАСТЕР КАК ДИАГНОЗ ВРЕМЕНИ

- Образ Мастера – почему в какой-то момент на нем появляется шапочка с буквой «М» и что это означает?

- Многие говорят, что «М» - «Мастер» (а мы не знаем его имени) - это альтер-эго Булгакова. Я думаю, что все несколько сложнее. Потому что Мастер в каком-то смысле уже Булгаков. Мастер – творец этой книги, которая оказывается здешнему миру не нужна. Для Булгакова, которого систематически не публиковали, фигура Мастера – это диагноз времени. Цензура. Причем цензура в Советском Союзе была ужасной. Если в дореволюционной России ты мог пойти к цензору и поговорить: что вас не устраивает? Согласовать, поспорить. Некрасов давал взятки цензорам, проигрывая в карты. А в Советском Союзе цензор имел номер. Это было нечто безличное и страшное. Для авторов было непонятно: куда ходить, кому и на кого жаловаться. Потому что если спущено тайное телефонное указание, значит, ты не работаешь.

Это снимок в доме по Большой Садовой, 10. Слева - это не просто кафельная стена печки, как может показаться, а потайная комната, дверь в которую я и открываю. Правее - маленькая скульптура Булгакова, к которой приносят записочки-пожелания.

Это снимок в доме по Большой Садовой, 10. Слева - это не просто кафельная стена печки, как может показаться, а потайная комната, дверь в которую я и открываю. Правее - маленькая скульптура Булгакова, к которой приносят записочки-пожелания. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

- Что может значить фраза Булгакова перед смертью «чтобы знали»?

Ворон из свиты Воланда работы скульптора Рукавишникова пока не нашел места в Москве.

Ворон из свиты Воланда работы скульптора Рукавишникова пока не нашел места в Москве. Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

КАК ДЕНЬГИ НА САМОМ ДЕЛЕ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ПШИК

- Возьмем знаменитый сеанс черной магии в варьете. Было такое на самом деле?

- Когда Булгаков приехал в Москву, он жил на Садовом кольце, а неподалеку - там, где сейчас находится здание Тетра Сатиры, - было здание цирка братьев Никитиных. (И нынешний Театр Сатиры – это увеличенный, расстроенный в стороны театра Никитиных.) Это было одно из самых популярных мест в Москве.

И приезжал сюда такой грек Костано Касфикис. У него был трюк – «Фабрика денег». В небольшой аппарат с двумя параллельно вращающимися валиками вкладывались чистые листы бумаги такого же размера, как денежные купюры. Касфикис поворачивал ручку, и из-под валиков вылетали настоящие деньги - влажные, как будто на самом деле только что отпечатанные. Понятно, что несколько настоящий денежных купюр просто заранее специально вкладывались в аппарат.

И однажды этот опыт закончился трагикомически. Два московских нэпмана, всерьез поверив в чудо, захотели купить у Касфикиса его «Фабрику денег». Тот, не моргнув глазом, тут же отпечатал червонец и подарил им. Нэпманы предъявили эту купюру эксперту госбанка. И, убедившись, что деньги настоящие, уплатили обманщику огромную сумму за аппарат.

Касфикис растворился в неизвестном направлении. Потому что его гастроли в Москве были окуплены на несколько лет вперед. А аппарат очень скоро перестал печатать червонцы.

А голову заметили?! Берлиоз, господа. Точнее, что от него осталось. А теперь можете задуматсья о том, что бы это все значило. (Снимок тоже сделан на Большой Садовой, 10.)

А голову заметили?! Берлиоз, господа. Точнее, что от него осталось. А теперь можете задуматсья о том, что бы это все значило. (Снимок тоже сделан на Большой Садовой, 10.) Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

КСТАТИ

ШУТКА ПИСАТЕЛЯ: «ПРИВЕТ ОТ Г. П. УХОВА»

- Принято считать, что у Булгакова и Сталина были удивительные, невидимые миру взаимоотношения. В 1930 году вождь позвонил Булгакову. Много раз посещал его спектакль «Дни Турбиных».

- Будучи очень умным человеком, Булгаков понимал, что происходит игра в кошки-мышки. Или система кнута и пряника. Писателям дали возможность построить кооперативный дом - там и у Булгакова появляется квартира, последнее его жилье, в Нащокинском переулке. Это был пряник. А кнут - в том, что вот сегодня мы тебя разрешаем, а завтра отодвигаем.

Вокруг Булгакова были стукачи. И он догадывался - кто это. У него есть очерк, который был подписан: Г. П. Ухов. Получается, что автор – Г. П. Ухов - прочтите вслух. (ГПУ - Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, выполняла «функции по наблюдению за социалистической законностью». - Ред.) Ядовитый юмор Булгакова работал. Он знал, с кем он живет вокруг. И его опасались за острый язык.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: