Вокруг окон как называется обрамление

Обновлено: 02.05.2024

Начну с того, что есть разные мнения, что такое наличники. Так «Словарь архитектурных терминов с картинками» определяет их так:

«Наличник – декоративное обрамление оконного проема. В русской архитектуре XV—XVIII вв. наличники отличались большим разнообразием: от простой прямоугольной рамы, выступающей из плоскости стены до сложных богато декорированных обрамлений, состоящих из карниза, двух вертикальных тяг в виде колонок или полуколонок на декоративных профилированных опорах и подоконной части. Небольшие кокошники венчали наличники многих оконных проемов. И гладкие, лишенные каких-либо украшений, и декорированные резьбой каменные и деревянные наличники являются важной частью наружного убранства здания.»

То есть под наличником понимается любое декоративное обрамление окна в любом здании, как деревянном, так и каменном. В то же время, есть другая точка зрения, основанная на функциональном назначении, например:

«Наличник — архитектурный элемент в оформлении окон или дверей в виде накладных фигурных планок. Выполняет функцию прикрытия места стыковки окна и стены, изначально эта функция не являлась только декоративной, но также ограничивала всевозможные сквозняки. Резными наличниками называют выполненные из дерева и украшенные резьбой. Резные наличники имеют собственную развитую терминологию и особый символизм элементов.»


Украшения окон дома по ул. Ленина, 26 в г. Павловский Посад по первому определению являются наличниками, а по второму — нет.


Окна обрамлены кокошником, боковинами в виде наборных колонок (декоративный столбик из мелких резных элементов) и подзорами в виде руста (отделка стен, имитирующая крупную кладку). Карниз над каждым окном отсутствует, зато имеется под крышей и снабжён фризом (сплошная лента повторяющихся рельефных изображений). Наборные колонки и руст имеются и в других частях здания, что создаёт композиционное единство.



Более «классический» пример наличников каменных сразу нескольких видов — дом купца Широкова (Павловский Посад, ул. Дзержинского, 1).


Сравним со зданием современной постройки (2012 год) также в центре Павловского Посада (ул. Свердлова, 29).


Наблюдаем преемственность с XIX веком, несмотря на то, что город прошёл через эпохи конструктивизма и стандартного советского строительства (см. фото ниже). И это радует.




Но главным архитектурным богатством Павловского Посада являются, конечно же, наличники деревянные. Простейший образец без изысков — на здании городского краеведческого музея (ул. Покровская, 38).



Главное украшение этих наличников — богатый резной карниз с кокошником. Кокошник повторяет в миниатюре облик всего здания. В центре кокошника видим розетку (орнамент в виде лепестков цветка или листьев, одинаковых и расположенных симметрично). Возможно, ныне унылый чердак выглядел при постройке более красиво, а окно было круглым. Розетка относится к солярным знакам (подобным солнцу).

Под крышей здания — фриз из кронштейнов (опорная деталь, предназначенная для подкрепления в вертикальной плоскости выступающих горизонтальных элементов), напоминающих конские головы.

Значение всей этой символики предоставляю разобрать читателю самостоятельно, хотя многое ясно и интуитивно. Ликбез есть, например, здесь. Замечу только, что скорее всего, в XIX-XX веках смысла знаков уже не понимали, но следовали традициям предков.


А здесь преобладают солярные знаки — розетки. Интересно, что хозяева даже занавески под стать подобрали.


Образцы солярных знаков в виде веера. Такой знак изображает восходящее либо заходящее солнце. А волнистые линии — один из вариантов знака воды.



Это здание (ул. Кирова, 56/1) явно прошло модернизацию, материалы для отделки фасада применены современные.


Но многие знакомые нам элементы: розетки, волнистые линии воды, стилизованные птицы повторяются. Сандрик (под этим названием иногда объединяют карниз окна с кокошником) выполнен в виде мини-фронтона (фронтон — архитектурное украшение в завершении фасада здания, обычно треугольное или закругленное). По углам дома находятся пилястры (архитектурный элемент, в виде вертикального выступа в стене, имитирующий колонну). Они также с розетками, боковины окон повторяют эти пилястры в миниатюре.

Для сравнения ещё два фото из г. Хвалынска Саратовской области, которые иллюстрируют, что практически в каждом регионе можно найти свой стиль и свои особеннности. Солярные знаки здесь встречаются реже, например, на этом доме их вовсе нет:


А если они и есть, то это либо просто кружочки сакральным числом три, либо (уже советская традиция) — пятиконечные звёзды:


Разумеется, на полный охват темы статья не претендует. На специализированных сайтах можно найти тысячи фотографий и классификацию наличников по десятку признаков. Здесь же не более чем обобщение личного опыта, изучение и приведение в порядок накопленного материала. Так что путешествуйте, будьте внимательны к тому, что видите, и расширяйте свои знания!

Декор окон на фасаде: как выбрать материал и способ отделки

Окна как часть фасадного оформления играют важную роль в преображении внешнего вида жилья. Поэтому крайне важно подобрать такой декор окон снаружи дома, чтобы он вписывался в стиль постройки, смотрелся респектабельно и был практичным. Разбираемся с тонкостями оконного обрамления, учимся выбирать элементы декора, определяемся с материалом и дизайном.

Варианты оформления оконного проема

Декоративное обрамление окон состоит из разных конструктивных элементов. Они не только придают фасаду торжественность, наделяют его индивидуальностью; многие детали одновременно выполняют техническую функцию. В современной архитектуре частного строительства используются следующие элементы оконного декора:

  • Карниз. Горизонтальная деталь, выступающая над плоскостью фасада. Помогает утеплять оконный проем, прикрывает его внутреннюю часть. Откос служит для защиты проема от осадков.
  • Сандрик. Разновидность карниза, выступающая над поверхностью стены. Располагается над окном, предназначается для размещения лепного декора. В прошлые века украшением сандрика служил герб владельца дома или маскарон – голова человека или животного.
  • Подоконник. Нижняя часть оконного портала, выступающая над плоскостью стены. Нередко дополняется отливом и капельником, что помогает отводить дождевую воду от фасада.
  • Наличники и откосы. Декоративные детали, играющие важную роль в утеплении окна и его защите от колебаний температуры и осадков. Кроме того, наличники могут помочь визуально удлинить или расширить оконный проем.
  • Арка. Обрамление в верхней части окна, полукруглый наличник. Брамантово окно – разновидность арки, полуциркульное окно, вписанное в прямоугольник. Появилось в 16 веке, названо по имени итальянского архитектора Донато Браманте.
  • Филенка и кронштейн (или консоль). Декоративные детали, помогают визуально удлинить окно, придать ему более пропорциональную форму.
  • Замковый камень. Верхний элемент оконного оформления; раньше использовался для фиксации арочной кладки. В современной архитектуре это, скорее, декоративный прием, придающий фасаду шарм и неповторимость.
  • Руст. Накладные панели, имитирующие плотно пригнанные друг к другу камни с гладкой или грубо обработанной передней поверхностью.

Как выбрать декор и не ошибиться

Обрамление оконных проемов играет ключевую роль в дизайне дома и привлекает основную часть внимания. Оно придает фасаду завершенный вид, но одна неверно подобранная деталь будет бросаться в глаза и испортит все впечатление. Оконный декор обычно выбирается одновременно с остальным фасадным декором. Без дизайн-проекта с его 3D визуализациями и развертками фасада это сделать достаточно сложно.

Возможна ситуация, при которой в экстерьер вкладывается значительная сумма, но результат оказывается далеким от желаемого. Чтобы исключить ошибки, внешнее оформление выбирают с учетом следующих советов:

  • Учитывают стиль дома. Чтобы понять, какие изделия будут выглядеть органично на фасаде, полезно найти похожие варианты в интернете. Также можно сфотографировать дом и прорисовать несколько вариантов обрамления. Это можно сделать от руки (карандашом на распечатке) или в приложении.
  • Выбирая детали, помните о гармонии. Впечатление во многом зависит от распределения и баланса используемых элементов. Например, не стоит оставлять фасад пустым при полностью украшенных оконных проемах.
  • На дом обычно смотрят издали, поэтому при выборе стоит отказаться от мелких деталей. В руках они кажутся большими, но, скорее всего, потеряются на фоне стены.
  • Современные варианты фасадной отделки разнообразны по материалу изготовления. Пластиковые разновидности легко монтируются собственными силами, каменное оформление потребует привлечения специалистов.
  • Если планируется украсить окна тяжелым материалом, нелишним будет расчет веса такого декора. Иногда дополнительная нагрузка приводит к деформации стены.

Без профессиональных знаний трудно сбалансировать размеры отдельных деталей. При взгляде на фасад такая разбалансировка ощущается как недочет, который трудно объяснить словами. У архитектора в запасе имеются разнообразные приемы (например, применение коэффициента золотого сечения). Они помогают выбрать идеальное оформление, а также замаскировать недостатки.

Если вы подбираете оформление самостоятельно, попробуйте отказаться от части деталей, которые вы наметили изначально, и присмотреться к полученному результату. В деле декоративного насыщения фасада как нигде, работает принцип «лучше меньше, да лучше».

Как выбрать материал

Для изготовления оконного декора применяют различные виды материалов, отличающихся разной степенью практичности. Дерево и натуральный камень – традиционные варианты, но в современном строительстве предпочтение отдается более удобному и экономически выгодному пенопласту, полиуретану и кирпичу.


Пенополиуретан (ППУ)

Полиуретановый декор имеет презентабельный вид и обладает следующими свойствами:

  • Обеспечивает простой и быстрый монтаж благодаря небольшому весу.
  • Изделия из архитектурного пенополиуретана устойчивы к кислотности атмосферных осадков, из-за чего нередко страдают каменные, металлические и гипсовые детали.
  • Полиуретановые изделия изготавливаются методом отливки под давлением. Они имеют безупречный внешний вид, но разнообразие ограничено количеством форм, имеющимся у конкретного производителя.
  • Изделия из ППУ покрывают слоем красителя, чтобы защитить от разрушающего воздействия ультрафиолета.
  • Материал обладает очень низкой теплопроводностью и хорошей адгезией, поэтому надежно теплоизолирует стыки. Однако со временем он усаживается, появляются достаточно заметные щели между стыками (иногда 4-5 мм). Поэтому ППУ на фасаде встречается все реже.

Камень и кирпич

Каменный декор – эффектный, но дорогой способ оформления окон. Камень сложен в монтаже, к тому же он увеличивает нагрузку на стены и фундамент. Если в будущем потребуется ремонт, он будет сложным и затратным.

Кирпичное обрамление боле практично; оно смотрится гармонично в оформлении как кирпичных, так и многих других проектов. Такая отделка сохраняет внешний вид, невзирая на солнце, мороз и дожди. Окно, обрамленное кирпичом, выглядит уютно и элегантно, это надежное и долговременное решение.

Недостатком кирпичного декора считается его высокая стоимость, сравнительно небольшой выбор вариантов и трудозатраты при облицовке.

Вопреки распространенному мнению, на исторических зданиях карнизные изделия изготавливались не из гипса, а из штукатурки. Их делали на месте при помощи специальных шаблонов из кровельного железа.

Современный декор из архитектурного гипса чаще встречается в интерьерном, чем в фасадном оформлении; при этом может использоваться как литьевой гипс, так и гипсовая протяжка. Причина ограничения заключается в неустойчивости природного материала к температурным колебаниям и воздействию влаги.

Чтобы оформить оконный проем гипсовым декором, необходимо предварительно пропитать изделия гидрофобными составами. Значительный вес, хрупкость и достаточно высокая стоимость также не говорят в пользу гипса.

Пенополистирол (пенопласт) без покрытия

Материал обладает многими привлекательными качествами. Он легкий, удобный в монтаже и недорогой, если сравнивать с конкурентами. Однако его прочность оставляет желать лучшего – он менее надежный, чем ППУ, и сложные рельефы из него не получатся.

Самым бюджетным вариантом является декор из пенополистирола без армирующего (защитного) покрытия. Его заказывают достаточно часто, и армируют уже на месте. Однако армирование стеклосеткой по пенопласту не подходит для сложных профилированных изделий, а сама работа достаточно трудоемка. Если армирование выполнено правильно, изделия прослужат 10-12 лет.

Подобное решение уместно в тех случаях, когда важен небольшой вес и низкая стоимость, а детализация отходит на второй план. Некоторые производители вырезают образцы профилей для примерки на объекте. Услуга стоит недорого и весьма удобна, так как помогает вживую оценить результат.


Пенопласт с полимерным покрытием

Пенополистирол с армирующим полимерным покрытием используют для любых фасадных конструкций. Защитный слой состоит из мраморного песка мелкого помола и пластифицирующей добавки на акриловом вяжущем, применяемом в производстве декоративных штукатурок. Его толщины достаточно, чтобы защитить оконный декор от механических повреждений и капризов погоды.

Изделия с полимерным слоем обладают гладкой поверхностью, низким весом и достаточной жесткостью. Имеется возможность изготовления деталей с любой геометрией и радиусных профилей под заказ, с гарантией 5-7 лет.

Другие материалы

Для окантовки окон применяются и другие материалы:

  • Стеклобетон. Композитный материал, смесь бетона и стекловолокна (иногда стеклопластикового волокна). Он прочный и надежный; в зависимости от способа армирования обладает разными свойствами. Например, стеклофибробетон морозостойкий, а стеклоармированный бетон – легкий и эластичный.
  • Сайдинг. Бюджетный и потому популярный способ отделки. Выбирая сайдинг, хозяева не задумываются о его минусах: материал быстро теряет первоначальный вид под солнцем, при этом виниловые разновидности достаточно хрупкие и боятся даже незначительной механической нагрузки.
  • Окантовка металлом. При эксплуатации более надежна, чем сайдинг, однако не обеспечивает герметичность и теплоизоляцию стыков конструкции. Выглядит непрезентабельно, а во время дождя усиливает звук падающих капель.

Видео описание

О наличниках из пенополистирола в следующем видео:

Выбор цвета для фасадного декора

На общее впечатление влияет не только размер и количество элементов декора, но и правильно подобранный оттенок. Белый цвет считается базовым для отделки окон. Он сочетается с фасадом любого цвета, подходит для любых материалов и стилей. Однако со временем белая поверхность припадает пылью и выглядит уже не так нарядно.

Альтернативой белому цвету могут послужить оттенки бежевого. Например, декор цвета слоновой кости во время эксплуатации постепенно темнеет и приобретает благородный «состаренный» вид.

Правильным вариантом будет выбор цвета под основную гамму дома, например, под цвет фасада или кровли. Если вы ориентируетесь на кровлю, можно остановиться на таком же тоне. Но в случае с фасадом стоит выбрать оттенок, отличающийся от основы на два-три тона, чтобы детали не сливались.

Обычно выбирают из 3-5 оттенков. Для этого готовят выкрасы (пробы) – несколько обрезков изделий красят в понравившиеся оттенки и рассматривают их на фоне фасада.


Видео описание

О комплекте наличников цвета слоновой кости в следующем видео:

Стиль и дизайн

Оконный декор выбирают с оглядкой на отделку фасада; также важно, чтобы он гармонировал со стеклопакетом. Именно он отвечает за создание атмосферы швейцарского шале, дворянской усадьбы или английского особняка. Популярностью пользуются следующие приемы:

  • Строгая классика. Оконные проемы обрамляются наличниками и подоконными карнизами. Присутствуют рустованные камни или их имитация.
  • Романтическая классика. Окна первого и второго этажа могут иметь разную форму. Их украшает обильная лепнина, допускаются резные ставни и кованые элементы.
  • Кантри. Лучший материал – дерево или его имитация. Приветствуется резное обрамление или комбинация двух цветов.
  • Прованс. Окна часто оформляются легкими арками и полукруглыми элементами. Рамы и наличники стараются окрашивать в максимально светлый цвет.
  • Современный дизайн. Он достаточно разнообразен и включает такие разные направления, как лофт, хай-тек или скандинавский стиль. В оформлении окон часто удачно выглядят элементы строгой классики без излишней детализации.

Видео описание

О разработке дизайна окна в следующем видео:


Коротко о главном

Благодаря оконному оформлению дом приобретает собственное лицо; на это работает каждая декоративная деталь. Все элементы выбираются с учетом стиля постройки. При выборе важно обращать внимание на распределение декора по фасаду, а так же на его вес и материал изготовления.

В зависимости от поставленных задач и размеров бюджета выбирают традиционные (камень, дерево, кирпич) или современные материалы. Правильно подобранная облицовка не только украшает фасад, но и делает его более пропорциональным; этому помогает верный выбор цвета. Наиболее популярные стилевые решения – строгая классика и ее современные разновидности.


Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.


Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.


Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

аттик

Декоративная стенка, построенная над венчающим архитектурное строение карнизом. Чаще всего украшена рельефными надписями. Прямоугольное завершение Портика.

Криволинейное перекрытие в пролете между двумя опорами (устоями моста или колонами). Создающее боковой распор.

По форме арки бывают:

- «полуциркульные» - с сечением полуокружности;
- «лучковые» - с дугой менее полуокружности;
- «стрельчатые» - образованные двумя арками, которые пересекаются под углом;
- «многолопастные» - сочетают в себе много мелких арочек.

Антаблемент

антаблемент

Верхняя, несомая часть архитектурного ордена – балочное перекрытие пролета или завершения стен. Горизонтальная часть строения, которая опирается на колоны и состоит из карниза или фриза.

Антаблемент совместно с системой колон очень редко встречается за пределами классической архитектуры. Используется при отсутствии колон для завершения верхней части стены. Бывает, что антаблемент монтируют без его некоторых частей, например антаблемент без архитрава называется облегченным, а без фриза – неполным.

балюстрада

Балюстрада – это не высокое ограждение террасы, лестницы или балкона. Состоят из фигурных столбиков, соединенные перилами или горизонтальной балкой с верху. Предназначена для ограждения конструкций сложных форм, таких как круглые балконы, винтовые лестницы и т.д.

Болевер

бельведер

Своеобразная надстройка над зданием, смотровая вышка, беседка. Чаще всего круглая в плане. Поставлена - для вида из него, так сказать для обзора местности.

Навесные фигурные столбики, иногда с резным декором. Поддерживающие перила ограждения балкона или лестницы и пр.

Волюта

Волюта

Архитектурный элемент – спиралевидного завитка, с «глазком» в центре. Состоящая из ордерных капителей, архитектурная часть дверей, окон, карнизов и т.п.

гирлянда

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих лент, цветов, листьев и т.п. Такой вид декоративных обрамлений характерный для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

галерея

Крытое, длинное строение, примыкающее к стене здания. Одну из стен которой заменяют колонны или столбы примыкающие к стене строения.

Гребень

гребень

Фигурные завитки, Служат для украшения верха стены.

Закомара

закомора

Килеобразное или полукруглое завершение части наружных стен. Повторяет расположенного за ней свода очертания.

Кариатида

Опора в виде скульптурного изображения стоящей женской фигуры. Поддерживающая балочное перекрытии.

капитель

Верхняя часть колонны или пилястра, в архитектуре служит переходом к покрытию, воспринимает нагрузку от горизонтальных балок перекрытия.

карниз

В наружной отделке фасадов – выступающий элемент. Который разделяет горизонтальную или вертикальную плоскость по характерным линиям которое необходимо выделить.

Каннелюры

Каннелюры в архитектуре – вертикальные желобки на стволе пилястры или колонны.

Колона

колоны

Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, который в свою очередь служит несущей опорой фронтонов или внутренней части строения. Состоит из ствола, базы и капителей.

Ствол покоится на простой или сложной базе, увенчанный капителью. Колоны применяются как для фасадной части зданий, так и для внутренней отделки. Отдельно стоящие колоны, украшенные скульптурой, чаше всего служат памятником. В каркасных домах, колоны чаще всего служат опорой, воспринимая на себя нагрузку от закреплённых к ним элементов.

База – основание, нижняя часть пилястры или колоны.

Консоль

консоль

В архитектурном строительстве – выступающий из стены элемент. Служащая, как для декора, так и в качестве полочки, на которую устанавливаются различные украшения, вазы и пр.

Лепнина

лепнина

Лепное, фигурное, рельефное украшение на фасадах и в интерьерах. Чаще всего отлитые или спресовынные из бетона, гипса и т.д.

Модильон, еще используется название Модульон – украшение в карнизе, в виде небольшого кронштейна, с лепным листом в нижней части.

наличник

Декоративное обрамление дверных и оконных проемов. Состоящий из фронтона. Так сказать накладная планка в виде рамы вокруг окон и дверей.

ниша

Своеобразный архитектурный элемент, а попросту – углубление в стене дома, для установки различных предметов интерьера.

Экседрами называются полукруглые ниши.

пано

Скульптурное или живописное изображение декоративного или тематического характера. Прикрепляются к стенам, потолкам и т.д., и обрамлено рамкой или лентой арнамента. Панно служит для постоянного или временного украшения

Не высокая сплошная стенка, которая проходит по краю террасы, балкона, крыши и т.д., на набережной в качестве заграждения, дамбы, в качестве защиты от действия волн. Также парапет служит так называемым постаментом, например для декоративных статуй.

пилон

Колонна или столб, чаще всего со скульптурными украшениями, у входа в здание, в воротах зданий и т.д. служащие опорой перекрытий или отдельно стоящие по сторонам входов или въездов. Большие столбы служат опорой например в подземных станциях метро, либо поддерживают тросы на больших висящих мостах.

Портик

Открытая галерея на колонах или столбах и помещенных перед фасадом здания. Обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или артиком.

Пилястра

Выступ, плоский или вертикальный, прямоугольного сечения на поверхности столба или стены. Пилястра обладает теми же частями (ствол, капитель, база), что и колона, а служит для деления плоскости стены. Служит преимущественно в качестве декоративного элемента. Иногда пилястра усиливает стену.

Рокайль

Главный элемент орнамента стиля рококо. Напоминает форму завитка раковины. В начале XXIII века появился во Франции, использовались при украшении павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (причудливые растения, морские раковины, обломки скал и т.д.). Иногда термин «Рокайль» применяется для обозначения стиля рококо.

Ротонда

Круглая в плане постройка, центрическое сооружение, чаще всего увенчанная куполом (храм, мавзолей, повильен).

Руст, рустовка, рустик

руст

Рельефная кладка или облицовка стен камнем с выпуклой и грубо отесанной поверхностью. Создавая впечатление массивности и мощи строения. При отделке фасада штукатурками, рустик имитируется разбивкой стены на полосы и прямоугольники.

Сандрик

Декоративный архитектурный элемент в виде небольшого карниза, который располагается над проемом двери или окон на фасаде дома, иногда применяется в интерьере.

Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном.

Тимпан

Углубленная часть стены, ниша, треугольного или стрельчатого очертания над дверьми или окнами. В Тимпан чаше всего размещают живописные картины, гербы, скульптуры и др.

Наружная сторона сооружения, здания, дома. В зависимости от формы строения и ее окружения различают

Фасадный декор

парковый и другие фасады.

Пропорции, тектоническое и декоративное деления фасада как правило определены назначением здания, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Фриз

Средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом. в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы (триглифно-метопный фриз), в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым; сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Фронтон

Лицевая часть стены, завершение фасада дома, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

Цоколь

Цоколь – нижняя часть наружной стены здания, обычно несколько выступающая, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте, обычно несколько выступающая. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями получает декоративную обработку.

Энтазис

Энтазис – утолщение ствола(фуста) колонны в средней его части как правило на одну треть ее высоты, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

В данной статье мы очень коротко попытались объяснить основные архитектурные «словечки»

Вот теперь мы знаем все!

Стоимости работ по монтажу декоративных элементов Вы можете найти в нашем разделе « цен ы »

Особенности различных вариантов по отделке окон и проема снаружи дома

По технологии установка светопрозрачных конструкций в проемах со стенами выполняется с формированием монтажного зазора для исключения деформации рам и повреждения стекол. Поэтому отделка окон снаружи дома предполагает выполнение сразу несколько мероприятий. Рассмотрим, основные технические требования по нормативной документации. Ознакомимся с особенностями трех базовых решений по декоративному оформлению проема с фасадной стороны здания.

Технологические особенности по регламенту

Отделка оконных проемов снаружи условно включает три этапа. Это заполнение монтажного зазора пенополиуретановой пеной (чаще) с целью утепления, звукоизоляции и упрочнения шва. Далее выполняются мероприятия по защите теплоизолятора и узла примыкания оконного блока с проемом в стене от природных явлений, прочих эксплуатационных нагрузок (влага от раствора, постоянное или периодическое механическое давление различного характера). Здесь также обеспечивается диффузия влаги из зазора. Третий шаг – декоративное преображение рабочей площадки.

На каждом из этапов облицовки окон снаружи кирпичного дома или фасада из обшивочных материалов необходимо соблюдать технические требования, которые прописаны в ГОСТе 30971 от 2012 года (2002). В частности, касательно используемых строительных материалов в комплексе можно выделить следующие моменты:

  1. Герметичность. Отделка должна быть непроницаемой для ветра, атмосферных осадков и ультрафиолетового излучения. Это относится особенно к наружному слою «пирога». Но пар при этом из конструкции необходимо, чтобы могу выходить на улицу.
  2. Надежность. Здесь можно отметить сразу два момента. Первый – технически правильное выполнение монтажных работ. В конечном итоге должны быть полностью исключены мостики холода, из-за которых могут образоваться очаги промерзания. А они приводят к разрушительным процессам в дальнейшем. Второе – долговечность отделки рекомендуется максимально приближать к срокам эксплуатации конкретного оконного блока. По ГОСТу это 20 условных лет.
  3. Устойчивость. Под этим определением предполагается восприимчивость материалов к тем или иным условиям эксплуатации с полным сохранением технических характеристик и заданной формы. Исключением на практике является наружное покрытие, например, в виде лакокрасочных материалов либо оконное обрамление керамической облицовкой поверх монолитного основания.

Отдельно стоит отметить еще несколько моментов. Все материалы здесь можно разделить на незаменимые и заменимые. Первые допустимы к применению только в случае гарантируемого срока эксплуатации, который равен либо превышает долговечность оконного блока. Вторые образцы должны быть доступны для своевременного демонтажа с целью замены. И последнее правило: показатели плотности послойно должны по мере смещения наружу снижаться.

Три базовых технологии проведения монтажных работ


Другие два решения по декоративной отделке окон снаружи предполагают формирование полноценных откосов. То есть здесь светопрозрачное заполнение проема в той или иной степени утоплено в фасадную стену. В таком случае монтажные работы проводятся с использованием:

Это классический подход, который иначе называется мокрой методикой. Здесь создается монолитный (бетонный) проем. Дополнительно при желании можно сформировать декоративные элементы из раствора или закрепить на него же заранее подготовленные изделия. В качестве материала, как правило, используется смесь из песка и цемента в традиционных пропорциях 3 к 1.

Чаще «мокрые» откосы выбираются в случае с оштукатуренным фасадом. Также это может быть кирпичный, каменный или блочный дом. Реже посредством раствора владелец здания устанавливает акценты на оригинальной архитектуре (дизайне).

Основные достоинства такого подхода заключаются в экономичности, актуальных технических характеристиках и универсальности сформированного основания. Последнее касается как дальнейшей декоративной отделки лакокрасочными материалами, так обрамления оконных проемов снаружи, например, камнем или плиткой. Главное – правильно рассчитать вес облицовки, чтобы подготовленная площадка справилась с создаваемой нагрузкой.

Монтажные работы по созданию штукатурных откосов включают три основных этапа, между которыми всегда в конце наносится грунтовочный состав с защитными свойствами. Сначала черновое основание очищается от слабых участков, грязи, ржавчины, грибка и жировых пятен. Потом площадка закрепляется посредством грубо сформированного слоя штукатурки. В заключение по маякам с использованием армирующей сетки проем выравнивается.


Видео описание

В этом видео показан детально процесс формирования оригинального откоса с использованием утеплителя и штукатурки:

Здесь для отделки окон на фасаде используются вагонка, сайдинг или другие готовые к использованию плитные материалы, ламели. Выбор может быть основан на аналогичной наружной обшивки дома либо объясняться иными техническими, дизайнерскими причинами. В любом случае такое решение предполагает предварительную установку опорной обрешетки, поэтому технология иначе называется каркасной.

Среди преимуществ методики выделяются скорость, простота и возможность дополнительно разместить теплоизолирующую прослойку. Касательно последнего – обычно это необходимость. Причина в том, что обшивочные материалы в большинстве своем обладают высокой теплопроводностью и слабыми звукоизоляционными свойствами. Недостаток такой окантовки окон на фасаде также заключается в возможности внесения изменений во внешний вид только используя лакокрасочные материалы (цвет, степень блеска или гладкости). В иных случаях приходится производить полный демонтаж конструкции, возможно, с каркасом.

Начинается работа с откосом с профилактической обработки чернового основания антисептическим составами. Если планируется утепление плитными заготовками путем приклеивания, то поверхность заранее выравнивается. Далее с применением уровня устанавливается каркас. Это могут быть деревянный брус (обработанный защитными средствами), профиль для гипсокартона или специальный комплект для выбранного типа обшивочного материала.

Далее крепятся ламели с панелями со строгим соблюдением уровня из-за точной геометрии заготовок. Инструкция по монтажу производителем, как правило, прилагается в упаковке. В завершение устанавливается углозащитный декоративный элемент из той же коллекции, либо отдельно выбранный.

Готовые декоративные элементы

Это решение по декоративному обрамлению для окон можно считать комбинированным. Здесь с одной стороны имеются откосы, с другой – устанавливаются наличники либо углоформирующие изделия. Технически при таком подходе создается надежная защита углов от механических повреждений. Визуально при этом фасаду придается оригинальный законченный вид.


Среди готовых решений относительно бюджетности и простоты проведения монтажных работ можно выделить следующие варианты:

  1. Пенополистирольные заготовки. Здесь производство прямого профиля либо углоформирующего проводится только экструзионным способом. Поэтому образцы, как правило, имеют простую геометрическую форму с прямыми продольными линиями. Установка изделий выполняется путем приклеивания. Можно выбрать уже окрашенные варианты либо покрасить отделку водорастворимым составом самостоятельно.
  2. Пенополиуретановые накладки. Они легкие, в широком ассортименте по форме, долго служат, подлежат неоднократному окрашиванию, ремонтопригодны. Обязательно нужно следить за монолитностью лакокрасочного покрытия, так как полимер может начать разрушаться под воздействием ультрафиолетовых лучей. Монтируется такая окантовка окон с использованием клеевых составов.
  3. Угловые декоративные элементы. Существуют различные по исполнению коллекции из природного и искусственного камня, керамики. Они удобны тем, что не требуется предварительное выведение наружного угла откоса. Достаточно зафиксировать заготовку с соблюдением технологических рекомендаций от производителя.

Более масштабный вариант – обрамление оконного проема облицовочным кирпичом или фасонными аналогами. Из дорогостоящих решений выделяется лепнина. Для получения качественного, оригинального и долговечного результата здесь необходима совместная работа грамотного дизайнера и профессионала в области строительства, так как подход требует повышенного внимания на фоне иных методик. Немного проще дело обстоит с сандриком. Это архитектурный элемент из штукатурного раствора, который размещается только в верхней части оконного проема на фасадной стене. А в нижней можно дополнить «картину» фальш-балясинами.

Видео описание

В этом видео продемонстрирован вариант отделки оконных проемов снаружи кирпичного дома с использованием алюминиевого композита и штукатурки без установки каркаса:


Коротко о главном

Без откосов декоративное оформление окон сводится к установке накладных наличников.

Отделка проемов с откосами выполняется с использованием штукатурного раствора либо обшивочных материалов.

«Мокрая» методика впоследствии позволяет обеспечить хорошую изоляцию монтажного зазора, выполнить декоративную отделку проема различными способами неоднократно.

Обшивка проема выполняется по каркасной технологии, что позволяет установить теплоизолирующую прослойку, быстро провести несложный монтаж.

Для декоративного обрамления оконного проема можно использовать штукатурку либо готовые декоративные элементы из полимерного сырья, дерева, металла.

Читайте также: