Во время приземления на поверхность бревна сначала должны коснуться

Обновлено: 13.05.2024

ТЕМА УРОКА : Упражнение на бревне. Элементы на равновесие, танцевальные шаги, повороты, соскок.

Цель : Обучить упражнениям на бревне, поворотам, соскока; совершенствование комплекса вольных упражнений без предмета

-Обучить гимнастическим элементам на бревне;

-Совершенствование вольных упражнений без предметов

-воспитывать чувство грации

-развивать координационные способности у учащихся

Место проведения: спортивный зал ЧПК 1

Инвентарь: свисток, скакалка, конусы, маты.

Дата проведения: 12 декабря 2017 года;

Подготовительная часть – 20 мин

1) Построение. Приветствие.

Проверить готовность учащихся к уроку (наличие спортивной формы и обуви; выявление больных и отсутствующих).

Учитель приветствует класс, подаёт команды:

«По порядку рассчитайсь!»

Сегодня урок проведет: Анна Геннадьевна

Тема нашего урока: Упражнение на бревне. Элементы на равновесие, танцевальные шаги, повороты, соскок.

«В обход налево шагом марш!»

2) Ходьба с заданием:

а) на носках, руки за голову;

б) на пятках, руки в стороны, ладони смотрят вниз;

в) повороты туловища по 2 в каждую сторону, руки на пояс;

г) на внешней стороне стопы, руки за спину;

д) перекаты с пятки на носок, руки на пояс;

е) полуприсед, руки за голову

4)Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе.

Каждый учащийся по ходу движения берет скакалку.

«Руки за голову, на носках марш!». Взгляд вперёд, спина прямая.

«Руки в стороны, на пятках марш!». Спина прямая, темп медленный.

«Руки на пояс, поворот туловища вправо марш!». Темп средний.

«Руки за спину, на внешней стороне стопы марш!». Взгляд вперёд, спину держать ровно.

«Руки на пояс, перекаты марш!». Темп средний, спина прямая.

«Руки за голову, полуприседом марш!».Темп медленный, взгляд вперед.

Темп медленный. Бег по залу. Дистанция 2-3 шага, по свистку разворачиваются и бегут в обратную сторону

«Противоходом марш!», «Змейкой марш!» «Прямо марш!» Темп средний, соблюдать дистанцию.

«Спиной вперед марш!» темп медленный

На 1-2-руки через стороны вверх-вдох(через нос); на 3-4-руки через стороны вниз-выдох(через рот).

«Направляющий на месте, левой, левой, раз, два, три!»

«На месте стой, раз, два!»

«На 9, 6, 3, на месте, расчитайсь!»

«По расчёту шагом, марш!»

«От направляющего влево, разомкнись!»

ОРУ со скакалкой:

1) И. п. – стойка ноги врозь, скакалка перед грудью, хват за концы

1-наклон головы вправо, скакалку отводим вперед

3-наклон головы влево, скакалку отводим вперед

2) И.п – стойка ноги врозь, скакалка перед грудью

3) И.п – стойка ноги врозь, скакалка вперед

1-поворот туловища вправо

4) И.п – стойка ноги врозь, скакалка вверх

5) И.п – узкая стойка, скакалка внизу

1-скакалку вверх, правую ногу назад на носок

6) И.п – узкая стойка, скакалка внизу

1-выпад вправо, скакалку вперед

3-выпад влево, скакалку вперед

7) И.п – стойка ноги врозь, скакалка внизу

1-3-выпад правой вперед, скакалка вверх

8) И.п – узкая стойка, скакалка внизу

1-присед, скакалку вперед

9) И.п – узкая стойка, стоим справа, скакалка на полу

1-4 прыжки через скакалку

«Спина прямая 3,4!»

«Взгляд вперед 3,4!»

«В спине прогнуться 3,4!»

«Спина прямая 3,4!»

«В спине прогнуться 3,4!»

И.п принять Упражнение начинай!

Колени не выходят за носки, угол 90 градусов

И.п принять Упражнение начинай!

Основная часть – 55 мин

Комбинация на 32 счета:

I 1, 3 - Руки через стороны вверх, ладони наружу, подтянуться, подняться на ноги.

4- И.П. (о.с. руки за голову)

5,7- поворот туловища влево (вправо)

6- И.П. (о.с. руки за голову)

8 -И.П. (о.с. рук вверх ладони наружу)

II 1, 3 - Руки назад, левую( правую) ногу назад на носок- прогнуться.

2,4 - И.П. (4-руки на пояс)

5,7 -отставляя левую(правую) ногу в сторону на носок, правую(левую) руку пронося над головой влево (право), наклон туловища влево (вправо)

III 1-3,5-7 — вращение туловища в левую (правую) сторону

IV 1,3 — мах правой (левой) ногой к левой (правой) руке

4 - стойка ноги врозь, руки вперед, согнуты в локтевом суставе

5-7 — наклон вперед (достать руками пол)

8 - И.П. ( о.с. руки на пояс)

V 1,5 — выпад влево (вправо), руки в стороны

3,7 — выпад вперед, левая (правая) нога вперед, руки вперед , ладони вниз

VI 1-4 — прыжки на обеих ногах с поворотом влево на 90°

5-7 — прыжки на обеих ногах с поворотом вправо на 90°

Руки прямые, ладони наружу

Руки прямые, ладони вниз.

Нога прямая носок тянем вниз.

«На свои места шагом марш!» (убрать скакалку)

«На 1-3, рассчитайсь!»

Группировка — это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены). Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе, сидя, лежа на спине.

1. Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округлять спину.

2. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться.

3. Из положения лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя.

Перекаты — это движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты используют как подводящие упражнения во время обучения кувыркам. Программой предусмотрены перекаты вперед и назад в группировке, в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.

Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине.

Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вернуться в и. п.

Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.

Кувырки выполняются вперед, назад, в сторону, в группировке согнувшись и прогнувшись из различных исходных положений в различные конечные положения. Выполнять кувырки вперед можно из приседа, полуприседа, из положения, стоя, с разбега и через препятствие. Кувырок назад из упора присев, из седа, из положения стоя. Кувырок в сторону - из упора присев, из упора присев на правой, левая влево на носок. Обучение кувыркам начинают после овладения группировок и перекатов.

Начинать обучение кувырку следует по частям. Из упора присев на левой правая назад на носок, выпрямляя опорную ногу, сгибая руки и округляя спину занимающийся принимает положение лежа на спине согнувшись. Далее перекатом вперед - наклон вперед.

То же упражнение, но вместо наклона ученик берет группировку. Выполнение кувырка в целом из седа на пятках, руки вперед с наклонной плоскости. Выполнение в стандартных условиях.

-Стойка на лопатках.

Данный элемент выполняется из следующих положений - из положения, лежа на спине в группировке и согнувшись, после переката назад, из упора присев и седа, а также из упора стоя ноги врозь, кувырком вперед. Стойку можно выполнять с опорой руками о поясницу и с опорой о пол прямыми руками.

Начинать обучение следуют в парах: И.п. - лежа на спине подняв таз вверх , руки вдоль тела, ладонями вниз, - страхующий поднимает за носки прямое тело партнера до стойки, затем выполняющий подставляет руки под поясницу большими пальцами вперед, локти при этом широко не разводить.

При выполнении стойки на лопатках из упора стоя ноги врозь кувырком вперед, руки следует ставить несколько вперед, так, чтобы основная нагрузка была на руки. После сгибания рук и опускания на лопатки, руки следуют быстро перевести вперед и подставить под поясницу, ноги при этом касаются носками пола за головой. Затем, разгибаясь тазобедренных суставах, выполнить стойку на лопатках.

Статическое положение, при котором исполнитель стоит на одной ноге, наклонившись вперед, руки в стороны. Технически правильное выполнение характеризуется точностью принятия заданной позы и прочностью ее фиксации без колебаний.

«Ласточка» (равновесие на правой (левой) ноге) выполняется следующим образом: тело наклонено вперед в прогнутом положении, свободная нога поднята не ниже уровня плеч

«Лодочка» выполняется следующим образом: лажа на животе поднимаем одновременно руки и ноги, и задерживаем это положение.

  1. Из И.П – о.с, выполняем ласточку.
  2. Из И.П. – упор присев, кувырок вперед в группировке в упор присев.
  3. Кувырок назад в группировке в упор присев.
  4. Кувырок вперед в упор присев.
  5. Спад на спину, ноги вытянуть, руки вдоль туловища.
  6. Стойка на лопатках (на 7-8 держать)
  7. Выход в полу-шпагат

8. Опустить ноги, руки вверх

9. Перекат на живот

11. И.П. – лежа на животе, руки у пояса согнуты в локтевых суставах (упор).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА

Древнегреческое слово «атлетика» означает «свойственный борцам». Атлетами в Древней Греции называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. Легкая атлетика — королева спорта — объединяет более 40 соревновательных упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и многоборьях. Многие виды упражнений легкой атлетики используются в других видах спорта для развития физических способностей спортсменов.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Бег. Соревнования по бегу проводятся на стадионе по беговой дорожке, состоящей из двух прямых и двух поворотов, в направлении против часовой стрелки. На беговой дорожке размечаются линиями места старта и финиша. Каждая дорожка имеет свой номер (счет ведется от внутренней бровки). На старте бега, проводимого по раздельным дорожкам, используются стартовые колодки. Участник, стартующий раньше команды (фальстарт), получает предупреждение, после второго нарушения дисквалифицируется. При забегах на средние и длинные дистанции участники стартуют группой с высокого старта. Каждый спортсмен должен бежать, не мешая другим участникам и не сокращая дистанцию.

В беговых видах судейская коллегия состоит из стартера, секундометристов, судей на финише, определяющих порядок финиширования, секретаря для ведения протоколов и его помощника.

Прыжки. Прыжки в длину с разбега и с места выполняются в яму, наполненную песком. Для разбега используется дорожка длиной около 30 м. Отталкивание выполняется с деревянного бруска. Каждому участнику дается 3 попытки. Засчитывается лучший результат. Участник не имеет права совершать прыжки без вызова судьи.

Песок в яме для прыжков должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность должна быть на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега. Отталкиваясь от бруска, участник соревнований не должен за него заступать. При заступе результат не засчитывается.

На школьных соревнованиях по прыжкам в длину разрешается отталкивание из квадрата (50x50 м). После приземления участник должен выйти из ямы вперед или вперед — в сторону. Результат участника измеряется в метрах и сантиметрах от ближайшего следа, оставленного в яме любой частью тела прыгуна.

Прыжки в высоту с разбега проводятся в специальном секторе, в оборудование которого входят: 2 стойки с держателями, планка, поролоновая подушка или горка матов для приземления и измерительная планка. Для преодоления каждой высоты участникам предоставляется по 3 попытки, которые они выполняют поочередно. Прыжок не засчитывается, если участник отталкивается от земли двумя ногами, сбивает планку любой частью тела или пробегает под ней. Высоту измеряют от верхнего края планки до поверхности сектора.

Метание. Соревнования по метанию мяча проводятся от контрольной линии в поле, в специально размеченном коридоре шириной 10 м. Каждому участнику дается 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Метание мяча выполняется с места или с разбега. Лучший результат измеряется от места приземления мяча рулеткой в метрах и сантиметрах до контрольной линии. В соревнованиях по метанию бригада судей состоит из старшего судьи, судей-измерителей и секретаря.

Участник не имеет права: приступать к метанию без вызова судьи, находиться в секторе для приземления мяча без разрешения судьи. Результат не засчитывается, если участник заступил за контрольную линию или мяч при метании приземлился вне коридора.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Бег — естественный способ передвижения, входящий во многие виды спорта. В легкой атлетике бег делится на гладкий, с препятствиями, эстафетный и по пересеченной местности. Характерная особенность бега — наличие фазы полета. Бег выполняется широким шагом на передней части стопы, с полным выпрямлением ноги в момент отталкивания от земли и выносом бедра другой ноги вперед-вверх, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях, дыхание свободное.

Бег на короткие дистанции (спринт) для учащихся V—VII классов — 30, 60 м — условно разделяется на четыре фазы: старт, стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Для наиболее эффективного начала бега используют низкий старт.

Наиболее широко распространен обычный старт. Для того чтобы обеспечить спортсмену твердую опору при отталкивании, применяют стартовые колодки.



По команде «На старт!» школьник встает впереди колодок, приседает и ставит руки за стартовой линией, упирается одной опой в колодку, стоящую впереди, а другой — в дальнюю. Встав на колено сзади стоящей ноги, руки ставит на ширину плеч. Пальцы рук образуют «домик». Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди, и коленом другой ноги. По команде «Внимание!» слегка выпрямляет ноги, отрывая от дорожки колено сзади стоящей ноги. Тяжесть тела распределяется между руками и ногой, стоящей впереди. Туловище держит прямо, таз приподнят немного выше уровня плеч, Взгляд направлен вниз-вперед. По команде «Марш!» (или выстрелу) бегун мгновенно устремляется вперед, отталкиваясь ногами от колодок, энергично выполняя беговые движения ногами и работая руками, туловище сильно наклонено вперед. С удлинением шагов туловище степенно выпрямляется, и бегун набирает максимальную скорость ,которая поддерживается до конца бега.

Бег по дистанции должен быть ритмичным и свободным, с небольшим наклоном туловища вперед (взгляд устремлен вперед); нога касается дорожки передней частью стопы.

Заключительным усилием для сохранения скорости бега является фи­ниширование. Финишировать нельзя прыжком. После финиша нужно по­степенно, замедляя бег, перейти на ходьбу.

Бег на длинные дистанции (1000, 1500, 2000 м) без учета времени начинается с высокого старта .По команде «На старт!» бегун ставит у линии более сильную ногу (на всю стопу), а другую несколько сзади. Ноги немного согнуты в коленях, туловище наклонено вперед, тя­жесть тела перенесена на впередистоящую ногу. По команде «Марш!» на­чинается бег. Длина шагов и скорость постепенно увеличиваются, и на­чинается свободный бег по дистанции. Туловище слегка наклонено вперед, голова прямо, взгляд устремлен вперед, носки в стороны не разворачи­ваются. Движения плечевого пояса и рук выполняются легко, без напря­жения. Дышать следует одновременно носом и полуоткрытым ртом, ак­центируя активный выдох. После бега следует перейти на ходьбу до восстановления дыхания.

Прыжки. В легкой атлетике учащи­еся V—VII классов осваивают прыжки в длину и в высоту с разбега.


Прыжок в длину с разбега делится на четыре фазы: раз­бег, отталкивание, полет, приземление.


Длина разбега выбирается в зависи­мости от индивидуальных особеннос­тей каждого учащегося (20—25 м — мальчики, 15-20 м – девочки). Разбег нужен для того, чтобы набрать необходимую скорость. Начало разбега обозначают колышками или флажками, установленными у края дорожки. Необходимо выработать привычку при разбеге попадать толчковой ногой на брусок для отталкивания. Отталкивание производится толчковой ногой, маховая нога, согнутая в коленном суставе, активно выносится вперед-вверх, руки также выносятся вперед-вверх, увеличивая мощность отталкивания. В полете прыгун принимает положение «полет в шаге». Затем во время полета и приземления толчковая нога подтягивается к маховой и обе ноги - к груди. Из этого положения ноги выбрасываются вперед. Как только ноги коснутся песка, прыгун сгибает их в коленях, а руки, чтобы не упасть назад, выносит вперед. Правильное приземление влияет на дальность прыжка.



Прыжки в высоту с разбега. Прежде чем приступить к прыжкам в высоту с разбега, необходимо представить технику прыжка способом «пе­решагивание» в целом .Затем опробовать прыжок через планку, усыновленную на небольшой высоте (60—70 см).

В секторе для прыжка в высоту с разбега расположены 2 стойки и укрепленная между ними планка, горка матов, уложенных слоями, или по­ролоновая подушка.

Прыжок состоит из четырех фаз: разбег, подготовка к отталкиванию, мореход через планку и приземление. Толчковая нога осуществляет отталкивание, маховая нога — маховое движение. Прыгун располагается справа или слева от стоек под углом 35—40°, в зависимости от того, какая нога у него толчковая. Ускоряющийся разбег с 7—9 шагов завершается отталкиванием ноги перекатом с пятки на носок по линии разбега. При отталкивании руки согнуты в локтях и подняты вверх. В полете прыгун некоторое время сохраняет вертикальное положение и, достигнув высшей точки взлета, выполняет быстрое движение маховой ногой вдоль планки. Одновременно он поднимает вверх толчковую ногу и поворачивает плечи к планке. Приземляется прыгун на маховую ногу с последующей постановкой толчковой ноги.

Метание. Метание мяча на дальность характеризуется кратковремен­ным, но концентрированным усилием мышц рук, плечевого пояса и ног при их координированном воздействии. Мяч удерживается фалангами паль­цев метающей руки. Три пальца размещены сзади мяча, а большой па­лец и мизинец поддерживают его с боков. Мяч не следует удерживать слишком крепко.

Техника метания делится на три фазы: разбег, бросок, торможение по­сле броска. Разбег осуществляется с 10—12 м ритмично в ус­коренном темпе, рука свободно и широко отводится назад. В разбеге ис­пользуется скрестный шаг с поворотом туловища. Во время разбега метающая рука выпрямляется почти до горизонтального положения. Ту­ловище и плечи поворачиваются боком в направлении метания. В момент броска принимается положение «натянутого лука» и мяч посылается вперед. Бросок мяча заканчивается дви­жением кисти.

Для удержания равновесия после броска выполняется пе­ренос тяжести тела с одной ноги на другую — это позволяет не засту­пать за ограничительную линию.

На гимнастическом бревне выполняются упражнения в равновесии женского гимнастического многоборья.

Бревно устанавливается в зале на таком расстоянии от стен, чтобы было место для разбега и вскок на бревно с любой стороны. Некоторые образцы бревен имеют специальные приспособления, с помощью которых регулируется их устойчивость. Если этих приспособлений нет, под крестовины стоек бревна можно подкладывать резиновые пластины или деревянные клинья. Бревно можно также закрепить наглухо к полу металлическими скобами.

В зале со всех сторон бревна укладываются гимнастические маты. В зависимости от размеров зала рекомендуется иметь несколько бревен: низкое, среднее и стандартной высоты. Наличие нескольких бревен облегчает изучение отдельных элементов (самостоятельно или с педагогом). Кроме того, это имеет большое значение для увеличения плотности занятия: педагог устанавливает очередность подхода к бревну, наблюдает за одной из исполнительниц, а остальным в группе дает задания для самостоятельной работы на полу, на скамейке или на подсобных бревнах. Однако к таким методам проведения занятий надо подходить осторожно; следует не выпускать из поля зрения всю группу. Кроме того, нельзя давать непосильные задания для самостоятельной работы.

Начинать изучение упражнений в равновесии на бревне надо с простейших поз, несложных передвижений и легких элементов. Как и в вольных упражнениях, здесь надо уже на элементарных движениях добиваться выразительности, грациозности и красоты исполнения упражнений.

Прежде всего, надо обучить рациональному положению ступней ног на бревне. Некоторые гимнастки ставят стопу строго параллельно бревну, другие разворачивают ее наружу таким образом, что пальцы как бы обхватывают бревно, а пятка свисает с другого края бревна, и они стоят на средней части стопы.

Оба положения нельзя считать правильными, так как в первом случае плохо используется площадь бревна по ширине, а во втором невозможно выполнять высокие прыжки с мягким приземлением.

Рациональным следует считать такое положение стопы, когда она расположена под некоторым углом к продольной оси бревна, т. е. пальцы (мизинец) находятся у одного края «бревна» а внутренняя сторона пятки — у другого, по его ширине, В этом случае достигается большая устойчивость, так как используется максимальная опорная поверхность стопы, а также улучшаются условия для отталкивания при выполнении прыжков (можно отталкиваться пальцами и всей стопой).


Рис. 1

Прежде чем приступить к изучению передвижений по бревну большое внимание надо уделить осанке и положению отдельных частей тела в основной стойке: ноги должны быть совершенно прямыми, живот подтянут, плечи развернуты.

Обычно, начиная передвижение, новички наклоняются вперед и голову опускают на грудь, это приводит к нарушению целостности движения и к неполному напряжению мышц туловища, поэтому любое передвижение следует начинать всем телом с хорошим мышечным тонусом туловища и нижних конечностей.

Прыжки на бревне должны быть высокими, туловище и ноги в воздухе вытянутыми, а приземление на бревно мягким, но не расслабленным. Часто девочки-новички, отрываясь от бревна, фактически не прыгают, а только сгибают под себя ноги, оставляя туловище почти на том же уровне.

Прыжок можно считать хорошим, если даже при небольшом отрыве от бревна, туловище и ноги вытянуты полностью, ноги напряжены, носки оттянуты (рис. 1), Руки во время прыжка соответствующими движениями должны способствовать его высоте.

Во время приземления на поверхность бревна его сначала должны коснуться пальцы вытянутой ноги с дальнейшим мягким, пружинным опусканием на полную стопу и легким сгибанием в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах. Спина во время приземления должна быть прямой (амортизация осуществляется за счет сгибания ног).




Целесообразно до изучения прыжков обучать простому вставанию на носки с движениями рук вперед, назад или в стороны, добиваясь правильного положения тела. После этого можно перейти к выполнению невысоких прыжков.

Большую группу упражнений на бревне составляют повороты, которые могут выполняться на одной или двух прямых согнутых или согнутых ногах, в одну или другую сторону на 90 о , 180 о , 360 о и т.д. с различными движениями рук.

При поворотах малейшая несогласованность движений в исполнении его составных частей приводит к нарушению оси вращения и перемещению центра тяжести за пределы точки опоры. Что может привести к падению со снаряда.

Большое значение имеет также положение рук: их не следует расслаблять, опускать или сгибать, наоборот, руки должны быть поставлены точно и несколько напряжены.

Хорошо композиционно составленное упражнение на бревне должно содержать прыжки, повороты, элементы акробатики и танцевальные движения. Все это должно выполняться плавно, грациозно, динамично и выразительно (закончить определенным движением головы, кистями рук или взглядом).

Большое значение имеет первое знакомство с какой-нибудь позой или элементом. Бывает, что инструктор, разбирая какую-либо, даже элементарную программу, проходит ее вчерне, не обращая внимания на законченность каждого движения, на мельчайшие детали, думая отшлифовать их в дальнейшей работе. Дети воспринимают изучаемый материал так же небрежно, и у них создается неправильное представление о движениях.

В дальнейшем, если вовремя не вмешаться и не отработать детально каждое движение, вырабатывается неправильный динамический стереотип, исправлять который довольно сложно. Поэтому целесообразно каждое, даже незначительное, движение сразу учить правильно. Затратить не это больше времени сегодня, зато быть уверенным, что выиграешь завтра.

Обучать технике нового элемента следует сначала на полу бревне с последующим переходом на бревно стандартной высоты. Переход этот нельзя затягивать, чтобы не создавалась ложное впечатление чрезвычайной сложности или, наоборот, легкости этого элемента.

1. 30.1 Попытка не засчитывается, если спортсмен:

(а) 30.1.1 касается земли за линией отталкивания любой частью тела во время разбега без прыжка или в момент прыжка или (при применении видео технологии) пересекает вертикальную плоскость линии отталкивания любой частью тела/ ступней/ обувью, во время разбега без совершения прыжка или же в процессе прыжка; или

(б) 30.1.2 отталкивается сбоку от бруска (не касаясь его), независимо от того, произошло ли это за линией отталкивания или до нее; или

(в) 30.1.3 применяет в разбеге или прыжке любой вариант сальто; или

(г) 30.1.4 после отталкивания, но до своего первого контакта с сектором приземления, он дотрагивается до поверхности разбега или за пределом разбега или за пределом зоны приземления; или

(д) 30.1.5 во время приземления спортсмен касается границ или земли за сектором ближе к линии отталкивания, чем ближайшая отметка, оставленная на песке;

(е) 30.1.6 или покидает яму для приземления не по Правилу 185.2 правило 30.2 книги 2.1

2. 30.2 Когда спортсмен покидает яму для приземления, его первое касание ступней ноги края или за краем ямы для приземления должно быть дальше от линии отталкивания, чем ближайший след, оставленный на песке. Это включает любой след, оставленный в яме в результате потери равновесия или след от шагов в песке при движении назад в сторону линии отталкивания, и полностью расположенный внутри ямы, но более близкий к бруску для отталкива­ния, чем первоначальный след, оставленный на песке.

Примечание: первое касание считается выходом из ямы для приземления.

3. 30.3 Не считается ошибкой, если:

(а) 30.3.1 спортсмен бежит за белыми линиями, ограничивающими дорожку разбега в любой точке.

(б) 30.3.2 за исключением случаев Правила 185.1 (б) правило 30.1.2 книги 2.1, отталкивается, не добежав до планки отталкивания

(в) 30.3.3 по Правилу 185.1 (б) правило 30.1.2 книги 2.1, спортсмен касается частью своей обуви/стопы до поверхности за пре­делами любого края бруска для отталкивания до линии отталкивания.

(г) 30.3.4 в ходе приземления спортсмен дотрагивается любой частью своего тела или тем, что прикреплено к телу в момент касания песка, до границ или земли за пределами ямы для приземления, если только такой контакт не противоречит Правилам185.1(г) или (е) правило 30.1.4 и 30.1.5 книги 2.1.

(е) 30.3.5 спортсмен идет обратно че­рез яму для приземления после того, как он правильно из нее вышел в соответствии с Правилом 185.2 правило 30.2 книги 2.1.

4. 30.4 Расстояние от линии отталкивания до дальнего края ямы для приземления должно быть не менее 10м и, по возможности 11м.

5. 30.5 Линия отталкивания должна быть расположена на расстоянии от 1м до 3м от ближнего края ямы для приземления.

ПРАВИЛО 186 (правило 31 книга 2.1)

Правила 184 и 185 правила 29 и 30 книги 2.1 прыжка в длину применяются в соревнованиях по тройному прыжку со следующими изменениями:

1. 31.1 Тройной прыжок состоит из «скачка», «шага» и «прыжка». Утверждена именно такая последовательность выполнения прыжка.

2. 31.2 «Скачок» выполняется таким образом, чтобы прыгун приземлился на ту же ногу, которой он отталкивался; при «шаге» он должен приземлиться на другую ногу, которой затем выполняется отталкивание при «прыжке».

Не будет считаться ошибкой, если во время выполнения любой фазы прыжка спортсмен касается земли маховой ногой.

Примечание: Правило 185.1 (г) правило 30.1.4 книги 2.1 не применяется при правильном приземлении после «скачка» и «шага».

3. 31.3 Расстояние между линией отталкивания для мужчин и дальним концом ямы для приземления должно быть не менее 21м.

4. 31.4 На соревнованиях уровня «Всероссийские соревнования» требуется наличие отдельных планок отталкивания для мужчин и для женщин. Линия отталкива­ния была расположена не менее чем в 13м для мужчин и 11м для женщин от ближнего края ямы для приземления. На других соревнованиях это расстояние должно соответствовать уровню соревнований.

5. 31.5 Для выполнения «шага» и «прыжка» между бруском отталкивания и ямой для приземления должна быть зона отталкивания шириной 1.22м (± 0.01м), обеспечивающая жесткую и правильную постановку стопы.

Примечание: На всех стадионах, построенных до 1 января 2004 года, дорожка для разбега должна быть шириной не более 1.25м. Однако, если такие стадионы/манежи подвергаются ремонту или полной смене покрытия, то ширина дорожки должна соответствовать данному Правилу.



МЕТАНИЕ КОПЬЯ, МЕТАНИЕ МОЛОТА, МЕТАНИЕ ДИСКА,

ТОЛКАНИЕ ЯДРА (далее по тексту – МЕТАНИЯ)

ПРАВИЛО 187 (правило 32 книга 2.1)

Официальные снаряды

1. 32.1 На всех соревнованиях используемые снаряды должны со­ответствовать требованиям Всемирной легкоатлетической ассоциации и иметь действующий в настоящее время международный сертификат. Следующая таблица показывает, какого веса снаряды должны использоваться в каждой возрастной группе.

Снаряды Девушки до 18 лет Женщины и Юниорки до 20 лет Юноши до 18 лет Юниоры до 20 лет Взрослые мужчины
Ядро 3.000кг 4.000кг 5.000кг 6.000кг 7.260кг
Диск 1.000кг 1.000кг 1.500кг 1.750кг 2.000кг
Молот 3.000кг 4.000кг 5.000кг 6.000кг 7.260кг
Копье 500г 600г 700г 800г 800г

В более младших возрастных группах рекомендуется использовать следующие снаряды:

Ядро

Юноши

Девушки

Диск

Юноши

Девушки

Копье

Юноши

Девушки

Молот

Юноши

Девушки

Примечание: действующие стандартные формы, необходимые для процесса сертификации и возобновления заявок, также, как и описание процедуры сер­тификации могут быть предоставлены Офисом Всемирной легкоатлетической ассоциации, или их можно скопи­ровать с вебсайта Всемирной легкоатлетической ассоциации.

2. 32.2 За исключением ситуаций, изложенных ниже, все эти снаряды должны быть предоставлены Организационным комитетом.

Технический делегат (делегаты) может, основываясь на соответствующих Технических регламентах каждого соревнования, разрешить спортсменам использовать свои снаряды или те, которые предоставлены поставщиком, при условии, что эти снаряды сертифицированы Всемирной легкоатлетической ассоциацией, проверены и отмечены как утвержденные Организационным комитетом до начала соревнования и доступны для всех спортсменов. Эти снаряды не будут приняты, если такая же модель уже входит в список снарядов, предоставленных Организацион­ным комитетом. Если только технический менеджер не решит иначе, не более двух снарядов может быть предоставлено любым спортсменом на любое соревнование, в котором он участвует.

3. 32.3 Во время соревнований не разрешается заменять/переделывать снаряды.

4. 32.4 Следующее считается помощью и поэтому не разрешено:

(а) 32.4.1 бинтование двух или нескольких пальцев вместе. Если используется бинтование рук или пальцев, то разрешается бинтование больших зон (наложение большой повязки) при условии, что в результате никакие два или более пальцев не забинтованы вместе так, что пальцы не могут двигаться по отдельности. До начала соревнования нужно показать забинтованные пальцы/ руки старшему судье;

(б) 32.4.2 использование утяжелителей, прикрепленных к телу, что может каким-то образом помочь спортсмену во время выполнения попытки;

(в) 32.4.3 использование перчаток, за исключением метания моло­та. В этом случае перчатки должны быть гладкими с тыльной стороны и на ладони, а кончики пальцев перчатки, за исключением большого паль­ца, должны быть обрезаны;

(г) 32.4.4 нанесение каких-либо веществ на поверхность круга или на обувь, использование любого метода, чтобы поверхность круга стала более шероховатой.

5. 32.5 Следующее не считается помощью и поэтому разрешено:

(а) 32.5.1 Для обеспечения лучшего удержания снаряда спортсменам разрешается использовать подходящие вещества, но только для рук. Метатели мо­лота могут использовать такое вещество для перчаток, а толкатели ядра — для шеи.

) 32.5.2 В дополнение к этому толкатели ядра и метатели диска мо­гут использовать мел или похожее вещество для нанесения на снаряд.

Все вещества для нанесения на руки и на снаряды должны легко удаляться со снарядов при помощи влажной тряпки и не должны оставлять никаких следов. Если данное правило не соблюдается, то применяется Правило 187.4 (Примечание). Правило 32.4 книги 2.1

(в) 32.5.3 использование бинтования на руках и пальцах, если это не противоречит Правилу 187.4(а). правило 32.4.1 книги 2.1

Круг для метаний

6. 32.6 Обод круга должен быть изготовлен из железа, стали или другого пригодного материала. Верхний край обода должен быть расположен вровень с землей.

Поверхность вокруг круга может быть сделана из бетона, синтетического материала, асфальта, дерева или любого другого пригодного материала.

Поверхность внутри круга может быть из бетона, асфальта или другого пригодного, но не скользкого материала. Поверхность должна быть ровной и на 20мм (± 6мм) ниже, чем верхняя часть кольца круга.

В толкании ядра разрешается использование переносного круга, при усло­вии, что соблюдаются все остальные требования.

7. 32.7 Внутренний диаметр круга составляет 2.135м (±5мм) в толкании ядра и метании молота и 2.50м (± 5мм) в метании диска.

Кольцо круга должно быть не менее 6мм толщиной и окрашено в белый цвет.

Метание молота может выполняться из круга для метания диска при условии, что диаметр круга сокращен с 2.50м до 2.135м при расположении внутри обода.

Примечание: предпочтительно, чтобы обод был выкрашен в цвет, отлич­ный от белого, чтобы белые линии, описанные в Правиле 187.8 правило 32.8 книги 2.1, были четко видны.

8. 32.8 Белая линия шириной 5см должна быть прочерчена от внешнего края металлического обода, по крайней мере, на 75см с каждой стороны круга. Она может быть окрашена или сделана из дерева или другого пригодного материала. Задний край белой линии формирует продолжение теоретической линии, проходящей через центр круга перпендикулярно к центральной линии сектора приземления.

Дорожка для разбега (метание копья)

9. 32.9 В метании копья минимальная длина дорожки для разбега — 30м, для соревнований, проводимых по Правилу 1, минимальная длина должна быть 33.5м. Если позволяют условия, минимальная длина должна быть 36.50м.

Дорожка должна быть отмечена двумя параллельными белыми линиями шириной 5см, кото­рые находятся на расстоянии 4м друг от друга. Метание копья выполняет­ся из-за дуги круга с радиусом 8м. Дуга состоит из полосы шириной 7см, нанесенной краской или изготовленной из дерева или другого пригодного материала, не подверженного коррозии, типа пластика. Она должна быть ок­рашена в белый цвет и установлена заподлицо с поверхностью дорожки для разбега. От краев дуги под прямым углом к параллельным линиям, обозна­чающим разбег, должны быть прочерчены линии. Эти линии должны быть белого цвета, длиной, по крайней мере, 75см и шириной, по крайней мере, 7см. Максимально допустимый боко­вой уклон дорожки для разбега составляет 1:100 (1%) и на последних 20 метрах общий уклон вниз в направлении разбега не должен превышать 1:1000 (0.1%).

10. 32.10 Сектор приземления должен иметь гаревое, травяное или иное подходящее покрытие, на котором снаряд оставляет четкий след.

11. 32.11 Максимально допустимый уклон сектора вниз в на­правлении метания не дол­жен превышать 1:1000 (0.1%).

Соревнования по прыжкам в длину при большом числе участников разделяются на квалификационные и основные. Спортсмены должны выполнить квалификационную норму, что дает им право на участие в основных соревнованиях. Каждому участнику квалификационных соревнований предоставляется три попытки. В случае невыполнения квалификационной нормы спортсмен не может участвовать в основных соревнованиях.

Если ни один спортсмен не выполнил установленный квалификационный норматив или его выполнили меньше спортсменов, чем требуется, то группа финалистов будет расширена до восьми за счет добавления спортсменов в соответствии с результатами, показанными в отборочных соревнованиях. При равенстве результатов в определении последнего отборочного места в квалификационных соревнованиях следует руководствоваться общим правилом определения победителя.

В соревнованиях по прыжкам в длину участники выполняют каждую попытку поочередно, согласно протоколу, по вызову судьи. Участники имеют право отказаться от одной или двух попыток (но не трех) и продолжать свое выступление в следующих. Место участника определяется по его лучшему результату, независимо от числа выполненных им попыток.

Участник может приступить к выполнению попытки только с разрешения судьи, по мере готовности места проведения соревнований. При готовности места соревнований на подготовку и выполнение попытки участникам предоставляется 1 мин. Счет времени начинается с момента разрешения на выполнение попытки, даваемого судьей голосом и флагом.

Старший судья при готовности места проведения разрешает участнику приступить к выполнению попытки; судья, отвечающий за контроль времени, включает часы, которые должны быть видны участнику. При отсутствии таких часов судья включает ручной секундомер и поднимает желтый флаг, когда остается 15 секунд разрешенного времени.

После выполнения участником попытки без нарушения правил старший судья подает команду «Есть!» с поднятием белого флага; команду «Нет!» с одновременным поднятием красного флага, если были нарушены правила.

Измерению и занесению в протокол подлежат все засчитанные попытки.

При заполнении протокола соревнований по прыжкам в длину запись о попытках ведется следующим образом:

· при засчитанной попытке проставляется результат измерения

· при незасчитанной попытке — знак «X»;

· при пропуске попытки — знак «-».

Результаты фиксируются во всех видах с точностью до 1 см (в сторону уменьшения, если измеренное расстояние не составляет целого сантиметра). Личные места участников соревнований для спортсменов, участвовавших в финале, определяются по лучшему результату, показанному во всех попытках предварительных и финальных соревнований. Среди участников, не попавших в финал, места распределяются по результат там предварительных соревнований.

Результаты квалификационных соревнований при распределении личных мест участников не учитываются.

При прыжке в длину участник в конце разбега отталкивается одной ногой от бруска или от дорожки и затем приземляется в яму с песком.

Результаты прыжков измеряют с точностью до 1 см от ближайшей к бруску точки следа, оставленного на песке любой частью тела, по прямой линии перпендикулярно к линии измерения.

Прыжок не засчитывается, если прыгун:

· не выполнив прыжка, пробежал через брусок или сбоку от него через линию измерения;

· при отталкивании наступил или заступил за линию измерения;

· оттолкнулся сбоку от бруска;

· во время приземления коснулся любой частью тела поверхности сектора за боковым краем ямы ближе к бруску отталкивания, чем след в песке, оставленный при приземлении; .

· после совершения прыжка возвратился назад через яму для приземления;

· при прыжке применил любую форму сальто;

· покидая яму, имел первый контакт с землей за пределами ямы ближе к бруску, чем ближайшая отметка, оставленная на песке при приземлении.

Если два или более участников показали одинаковые лучшие результаты, места между ними распределяются по их следующему лучшему результату, показанному в остальных попытках основных и предварительных соревнований. Аналогично распределяются места и при определении второго и последующих мест.




В соревновании по прыжкам в длину могут участвовать восемь и менее спортсменов, а также более восьми. В первом случае всем предоставляется право на выполнение шести попыток, во втором - для выявления финалистов проводятся предварительные соревнования, в которых участнику дается три попытки.

Между участниками финала (после предварительных трех попыток) места распределяются по лучшему результату, среди не вошедших в финал - по результатам предварительного соревнования. В том случае, если несколько спортсменов показали одинаковые лучшие результаты, места между ними распределяются по лучшему результату из остальных попыток (с учетом результатов предварительных соревнований и финала). Это положение распространяется и на тот случай, когда равны и вторые результаты и т.д. Если равенство сохраняется во всех попытках и касается определения первого места, спортсмены, имеющие одинаковые результаты, будут соревноваться в порядке записи в протоколе до тех пор, пока не будет определен победитель.

Результаты прыжков измеряются в целых сантиметрах с округлением в сторону уменьшения. Измерение производится рулеткой от ближайшей к бруску точки следа, оставленного в яме любой частью тела прыгуна, нулевая отметка приставляется к колышку, фиксирующему эту точку, по прямой линии, перпендикулярно к бруску или его продолжению.

Судейская коллегия

Для проведения соревнований по каждому виду прыжков назначается судейская бригада, состоящая из старшего судьи, судей-измерителей (3 — 5 чел.), секретарей (1 — 2 чел.).

Старший судья:

· перед началом соревнований проверяет соответствие места проведения соревнований Правилам, принимает, а затем сдает инвентарь, оборудование и снаряды судьям бригады по оборудованию и подготовке мест соревнований;

· выделяет из состава бригады секретаря или судью для организованного вывода участников с места сбора к месту проведения соревнований;

· обеспечивает организованное и четкое проведение соревнований, следит за порядком и обеспечением безопасности на месте их проведения;

· следит за выполнением Правил, фиксируя свое решение поднятием соответствующего флага: белый — правильно, красный (желтый) — неправильно выполненная попытка; контролирует измерение результатов, обеспечивая необходимой информацией зрителей, участников, судей;

· делает замечание участнику за затягивание времени выполнения попытки, а в случае превышения им отводимого времени — засчитывает попытку как неудачную;

· дисквалифицирует участника при нарушении им Правил или при его технической неподготовленности с указанием в протоколе пункта Правил, который тот нарушил;

· в случае установления рекорда проводит в присутствии главного судьи или его заместителя (рефери) контрольное измерение результата, подписывает акт о новом рекорде;

· контролирует в ходе соревнований работу секретарей бригады, а по окончании соревнований подписывает вместе с секретарем протокол и утверждает его у заместителя главного судьи (рефери);

· обеспечивает явку призеров на награждение;

· отвечает за сохранность инвентаря и оборудования в ходе соревнований.

Судьи-измерители по прыжкам:

· по сигналу старшего судьи бригады о правильности выполнения участником попытки отмечают колышком место приземления прыгуна и измеряют результат;

· по указанию старшего судьи один из судей следит за правильностью выполнения попытки прыжка, для чего располагается у планки с противоположной стороны от старшего судьи;

· по указанию старшего судьи устанавливают планку и измеряют высоту.

Судьям по прыжкам запрещается измерять незасчитанные попытки участников, а также необоснованно предоставлять им дополнительные попытки, за исключением случаев подачи протеста.

Секретари проводят следующую работу:

· регистрируют на КП участников по протоколу и организованно выводят их к месту соревнований;

· вызывают участников для выполнения попытки и контролируют, не превышено ли спортсменами время, отведенное для выполнения попытки, если для этого не выделен специальный судья;

· заносят в протокол и карточки участников результаты, показанные спортсменами; составляют лист награждения, а по окончании соревнований сопровождают призеров в бригаду награждения;

· заносят в протокол соревнований скорость и направление ветра, согласно протоколу судьи по измерению скорости ветра;

· при дисквалификации участника заносят в протокол ссылку на соответствующий пункт Правил;

· ведут для информации участников демонстрационный протокол.

Равенство результатов в прыжках в длину

Если два или более участников показали одинаковые лучшие результаты, места между ними распределяются по их следующему лучшему результату, показанному в остальных попытках основных и предварительных соревнований. Аналогично распределяются места и при определении второго и последующих мест (табл. 6.3).

Преимущество получает прыгун А, имеющий лучший третий результат (7,21) при 7,33 и 7,30, равных у обоих прыгунов.

Если и таким образом не удается определить первое место, то участникам, претендующим на него, предоставляется по одной дополнительной попытке в прежней последовательности (перепрыжка) до тех пор, пока победитель не будет окончательно определен.

Таблица 6.3. Пример определения первого места при равенстве лучших результатов в прыжках в длину с разбега

Участники Предварительные соревнования Финал Лучший результат Место
Прыгун А 6,89; 7,21; 7,33 6,90; 7,30; 7,01 7,33 1
Прыгун Б 7,30; 7,11; 7,16 7,33; 7,20; 7,10 7,33 2

При равенстве показателей у участников, не претендующих на первое место, места распределяются так же, как показано в примере, но при одинаковых результатах во всех попытках перепрыжка не производится, а всем участникам присваивается одно и то же место.

Участникам засчитываются их лучшие результаты, включая и те, которые были достигнуты при борьбе за первое место в связи с равенством результатов.

Требования к месту соревнований заключаются в следующем:

Место для прыжков состоит из дорожки для разбега, бруска для отталкивания и ямы с песком для приземления.

Дорожка для разбега, ограниченная линиями шириной 50 мм, должна иметь ширину 1,22—1,25 м и длину (считая от бруска для отталкивания) не менее 40 м.

Брусок для отталкивания изготавливается из дерева или другого пригодного материала и имеет ширину 198—202 мм, длину 1,21 —1,22 м, максимальную толщину 100 мм. Он прочно устанавливается в грунт на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега. Поверхность бруска окрашивается в белый цвет.

Брусок рекомендуется располагать от переднего края ямы на расстоянии: в прыжках в длину - от 1 до 3 м; в тройном прыжке — для мужчин не менее 13 м, для женщин — не менее 11 м.,ч

Расстояние между бруском и дальним краем ямы должно быть не менее 10 м в прыжках в длину и не менее 21 м в тройном прыжке. На соревнованиях второго уровня, на соревнованиях для мальчиков, девочек, ветеранов допустимо уменьшение этих расстояний.

За краем бруска, совпадающим с «линией измерения», устанавливается съемная планка-индикатор (фиксатор заступа) длиной 1,21 —1,22 м и шириной 98 —102 мм. Передняя скошенная поверхность планки, обращенная в сторону разбега, покрывается слоем пластилина, на котором фиксируется след при заступе.

На соревнованиях второго уровня вместо описанного выше фиксатора заступа допускается использовать влажный песок, укладываемый за бруском для отталкивания в виде полосы длиной 1,21 —1,22 м, шириной 100 мм и высотой 7 мм (так же, как у выступающей части планки-индикатора), со скосом под углом 30°.

По обе стороны от бруска для отталкивания по линии измерения на грунт наносятся белые линии шириной 1 см и длиной 0,5 м каждая. На эти линии на расстоянии 0,1 м от краев бруска ставятся прямоугольные указатели местоположения бруска размером 200 х 250 мм, лицевая плоскость которых обращена в сторону разбега и окрашена в белый цвет с темной полоской под углом 45° к горизонтали.

Яма с песком для приземления в прыжках в длину и тройном прыжке должна иметь ширину от 2,75 м до 3,00 м и располагаться симметрично по отношению к оси дорожки. Она обрамляется бортами, которые не должны выступать над поверхностью сектора; ближний к бруску борт ямы должен быть не менее чем на 3 см ниже уровня дорожки для разбега. Песок в яме должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность находиться на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега.

По обе стороны дорожки для разбега и вдоль боковых бортов для приземления должна быть предусмотрена зона безопасности шириной не менее 1 м, а за дальним краем ямы — не менее 5 м, лежащая на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега и свободная от посторонних предметов, представляющих опасность получения травм.

Читайте также: