Во время правления халифа усмана на дверь ставили для звонка один большой один маленький почему

Обновлено: 20.05.2024

Осман ибн Аффан постоянно, как и предыдущие халифы, консультировался с шурой, стараясь поддерживать хорошие отношения с Али, но, по общему мнению, уже не был столь мощным администратором, как два предыдущих халифа.

Взрывоопасная проблема по выделению наделов на завоеванных землях не удостоилась его пристального внимания, и в итоге случился раскол внутри уммы. Второй его ошибкой стало то, что мухаджир Осман назначал все руководство также из мухаджиров, обходя ансаров, и высокий пост получил даже Муавийя, сын легендарного врага Пророка Абу Суфиана, что тоже вызвало массовое недовольство. Еще одна проблема в том, что Осман стал первым халифом, которого начали обвинять в наслаждении властью и отделении себя от простого населения.

Осман был не только одним из первых, кто принял ислам, он был родственником Пророка – мужем дочери Мухаммеда Рукайи, по некоторым данным, еще до начала пророческой миссии Мухаммеда. В период гонений он эмигрировал в Эфиопию, затем пытался вернуться в Мекку и вместе с другими совершил хиджру в Медину. Позже принимал участие во всех сражениях, кроме битвы при Бадре (из-за смерти жены). Позже женился на другой дочери Пророка Мухаммеда – Умм Кульсум и получил прозвище Зун-Нурайн («обладатель двух светил»).

Именно он ходил как переговорщик в Мекку во время малого паломничества, и слух о его смерти привел к обострению ситуации.

Хотя многие и обвиняли Османа в мягкости, твердость в его правление была не то чтобы не нужна, но просто Омар оставил Осману хорошо смазанную государственную машину, управлять которой было не слишком сложно. К тому же курайшиты поддерживали Османа, как писал один из арабских историков, «он был милее курайшитам, ибо Умар был суров, а Усман мягок и добр по отношению к ним». Разгадка такой любви весьма простая: Омар брал на себя роль вождя и духовного лидера, запрещая, например, курайшитам ходить в походы и предоставляя эту привилегию лишь мухаджирам. Осман же позволял делать людям то, что они хотели. В определенных рамках, безусловно.

А у такой свободы были и другие последствия: «Не прошло и года правления Османа, как курайшиты обзавелись собственностью в гарнизонных городах и привязались к ней».

Скорее всего, Осман подспудно руководствовался принципом «живи сам и дай жить другим». Первым из халифов он выстроил для себя большой каменный дом. Осман скупал недвижимость и за пределами Аравии.

;Его примеру последовала и прочая знать: в Медине стали появляться роскошные дома – настоящие дворцы. Начали их строить выборщики, члены шуры, назначенной Омаром, а потом присоединились к ним и остальные, из тех, кто мог себе это позволить. Медина начала приобретать вид роскошного города, выглядевшего почти как крупнейшие города в колониях.

Как мы уже упоминали, до начала правления халифов поведанные Мухаммеду откровения существовали во множестве списков. Известно, что за ним записывали два секретаря, многие из ближайшего окружения: Али, Абдаллах ибн Масуд и еще несколько человек. Все эти списки хранились весьма разрознено, частью у жен, частью еще у кого-то. Впрочем, мусульмане передавали священные строки изустно, иногда записывая их для памяти на любом подручном материале: коже, черепках и еще бог знает на чем.

Свести все проповеди в единое целое попытался еще Абу Бакр, и у него лично хранилось первое издание Корана. Но в разросшейся с тех пор империи каждый из крупных городов имел, так скажем, свой вариант Корана, который зачастую в одних и тех же местах не слишком совпадал с остальными вариантами Священной Книги. Спорные случаи решались просто: достаточно было слова уважаемого мусульманина, что он слышал, как Пророк сказал именно так, а не иначе.

Впрочем, чем дальше от метрополии, тем меньше было авторитетов, и, например, в Куфе действовали две мечети, прихожане которых друг с другом не общались, в которых молились по разным Коранам.

Осман, собрав все имеющиеся записи и ориентируясь на списки Зайда и Хафсы, составил сводный «правильный» текст. Его копии были разосланы в крупные центры с приказанием принять их за истинный Коран и уничтожить все имевшиеся ранее экземпляры.

Нововведение приняли далеко не все мусульмане. Ибн Масуд, например, возмущался, говоря: «Да я читал [слышанные] из уст посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, семьдесят сур, когда Зайд ибн Сабит с двумя косичками еще играл с мальчишками». Не все позднейшие исследователи посчитали вариант Османа удачным: суры были расположены не в хронологическом порядке, а от больших к меньшим. Но, тем не менее, постепенно, со временем, индивидуальные списки стали утрачивать свою «каноничность».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Халиф Али (656-661)

Халиф Али (656-661) Следующим халифом стал приемный сын Мухаммеда Али – Али ибн Абу Талиб. Последующие мусульманские историки рисуют картину его избрания благостной, но, скорее всего, состоялось оно не в день убийства Османа, и даже не на утро следующего дня, а примерно через

Шестой халиф Муавийя (661 -680)

Шестой халиф Муавийя (661 -680) Муавийе было под шестьдесят, он был коренаст, коротконог, с непропорционально большой головой и громадными, навыкате, глазами, которые придавали его лицу грозное выражение. Как можно понять из истории неудавшегося покушения, шестой халиф был

Ложный халиф

Ложный халиф В 817 – 819 годах активизировалось и движение шиитов, причем в самом центре халифата, где они заняли города Мекку, Медину, Васит и Басру. Понятно, что дело тут не только в охватившем халифат хаосе, но и в общем недовольстве населения правлением Аббасидов.Халиф

2.4. Лодки на колесах Русский князь Олег и осман-атаман Магомет II

2.4. Лодки на колесах Русский князь Олег и осман-атаман Магомет II На той же миниатюре XV века, у ее левого края, изображено — как османы-атаманы, ПОСТАВИВ СВОИ САМЫЕ БОЛЬШИЕ ЛАДЬИ НА КОЛЕСА, ПЕРЕПРАВЛЯЮТ ИХ ПО СУШЕ К ЗАЛИВУ ЗОЛОТОЙ РОГ, рис. 1.11. Но любой человек, мало-мальски

Сумасшедший халиф, или опять о недостаточности простых объяснений

Сумасшедший халиф, или опять о недостаточности простых объяснений Я уже упоминал о том, что относительно недавно обращенные в ислам турки-сельджуки могли чинить различные препятствия паломникам и портить жизнь местным христианам, пусть рассказы об этом и содержат

Глава 1 Осман I и Орхан I — основатели османского государства

Глава 1 Осман I и Орхан I — основатели османского государства Нужна пехота!Военное искусство империи Османов наиболее яркая страница в этом повествовании. Народ османов был сравнительно небольшим и мало кто мог предполагать, что именно они под предводительством своего

Глава II ХАЛИФ АЛЬ-МАМУН И АРАБСКИЕ ИСТОРИКИ

Глава II ХАЛИФ АЛЬ-МАМУН И АРАБСКИЕ ИСТОРИКИ 642 год нашего летосчисления стал началом новой эры истории Египта: его завоевали арабы. Амр Ибн аль-Ас, полководец халифа Омара, в 640 году захватил город Пелусий, нынешнюю Фараму, на восточном рукаве Нильской дельты, затем нанес

3. Возможное соответствие: халиф Али = Айюб Султан; халиф Моавия = Магомет Завоеватель; первый исламский халифат Омейядов = союз Руси-Орды и Турции-Атамании XV–XVI веков

3. Возможное соответствие: халиф Али = Айюб Султан; халиф Моавия = Магомет Завоеватель; первый исламский халифат Омейядов = союз Руси-Орды и Турции-Атамании XV–XVI веков Высказанные в данном разделе соображения являются предварительными и требуют более глубокого

Халиф Аль-Хаким безумный

Халиф Аль-Хаким безумный Внуком Аль-Муизза был самый печально знаменитый из всех фатимидских халифов. Аль-Хаким (996-1021) вступил на престол невинным голубоглазым мальчиком одиннадцати лет. Он отверг традиционную роскошь облачения, отдав предпочтение простым белым

6.4. Лодки на колесах Русский князь Олег и осман = атаман Магомет II

6.4. Лодки на колесах Русский князь Олег и осман = атаман Магомет II На той же миниатюре XV века, у ее левого края, изображено — как османы, ПОСТАВИВ СВОИ САМЫЕ БОЛЬШИЕ ЛАДЬИ НА КОЛЕСА, ПЕРЕПРАВЛЯЮТ ИХ ПО СУШЕ К ЗАЛИВУ ЗОЛОТОЙ РОГ, рис. 4.13. Но любой человек, мало-мальски знакомый

3. «Собиратель Корана» Осман (856 г.)

3. «Собиратель Корана» Осман (856 г.) Первые записи отдельных речей пророка делались еще при его жизни. Их полный свод был составлен в 655 г., т. е. менее чем через четверть века после смерти основателя религии. Однако циркулировало несколько различных и разноречивых списков,

Харун ар-Рашид: халиф и его двор — покровители культуры

Харун ар-Рашид: халиф и его двор — покровители культуры Сыну аль-Махди, Харуну ар-Рашиду (786–809 гг.) после кратковременного правления его брата аль-Хади посчастливилось взойти на трон халифа на пике величия и роскоши империи. На короткое время в ней воцарились

Халиф ан-Насир, придворная футувва и хорезмшахи

Халиф ан-Насир, придворная футувва и хорезмшахи В центре исламского мира большинство государств после распада империи сельджуков почти не обращали внимания на христианскую угрозу в Средиземноморье — как в западном, так и в восточном. Не слишком заботило их и

Азиза Ризоева

🌚

Один для мужчин, другой для женщин

Firdavs Rizoev

Азиза Ризоева

🌚

Firdavs, так и есть, чтоб когда пришёл мужчина - дверь открывал именно мужской пол, так и с женщинами

Firdavs Rizoev

🤦‍♂

а я не знал.

DELETED

Азиза Ризоева

Али Абдуллоев


Али Абдуллоев

Азиза, я думал один ночью, другой днем

Аятулла Алимзаде

Мухаммад Бистусеев

Firdavs Rizoev

1 вариант) Большой (б) для стариков, маленький (м) для молодых.
2) б для хозяев дома, м для прислуги.
3) б если человек пришёл с хорошей новостью, м если новость не очень.
Надеюсь что то подойдёт

Туфахон Исмоилова

Firdavs Rizoev

это возможные варианты были.

Firdavs Rizoev

Еще вариант? )) ок! Большой звонок, если просят кого то, кто живёт на втором этаже, или далеко от двери, а маленький, для тех кто с первого этажа, и живёт ближе ко входу звучит не особо, ну все же. ) это вариант. Еще вариант, если большой звонок, то это к хозяину дома пришли, прям к шефу семьи)) и пришёл не просто какой то черт, а тоже, какой то шеф.


Усманибн Аффан (да будет доволен им Аллах) родился в Мекке в семье Аффана ибн Абу аль-Аса и Арва бинт Курайза через пять лет после года, известного, как год слона. Усман (да будет доволен им Аллах) приходился Пророку (мир Ему и благословение) сыном двоюродной сестры (дочери тети со стороны отца).

Отец Усмана (да будет доволен им Аллах) скончался еще во времена невежества, а мать Арва бинт Курайза (да будет доволен ею Аллах) приняла Ислам и покинула этот мир во время правления Усмана.

Усмана (да будет доволен им Аллах) называли Абу Амром до того, как Рукийа, дочь Пророка (мир Ему и благословение Аллаха), не родила ему сына Абдуллаха, после чего Усмана стали называть Абу Абдуллах.

Усман (да будет доволен им Аллах) еще известен как Зун-Нурайн – Обладатель двух сияний. Как пишет Бадруддин аль-Айни в своих комментариях к «Сахиху», аль Бухари аль-Мухаллаба ибн Абу Суфра (военачальник, покорявший Индию в эпоху Муавийи) спросили: «Почему Усмана прозвали Обладателем двух сияний»? На это он ответил: «Потому что мы не знаем человека, который был бы женат на двух дочерях Пророка (Мир ему и благословение Аллаха), кроме него».

Также передает Абдуллах ибн Умар ибн Абан аль-Джуфи: «Мой дядя со стороны матери как-то спросил меня: «Знаешь ли ты, почему Усмана (да будет доволен им Аллах) прозвали Обладателем двух сияний?». Я ответил: «Нет, не знаю». Он сказал: «Потому что со времен Адама (мир Ему) и до скончания времен не было и не будет другого человека, женившегося на двух дочерях Пророка (мир Ему и благословение Аллаха). Поэтому его и назвали Обладателем двух сияний».

Есть мнение, что Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) прозвали Обладателем двух сияний по другой причине. Он во время ночных молитв много читал Коран. Так как и Коран, и ночная молитва являются светом, его и прозвали Обладателем двух сияний.

Аллах знает лучше.

Сулейман Алигазиев


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.


‘Усман ибн ‘Афаан ибн Абу Аль-‘Ас ибн Умайя ибн ‘Абд Аш-Шамс ибн ‘Абдуманаф ибн Кусайю ибн Киляб ибн Мурра ибн Луайю ибн Галиб ибн Фихр Аль-‘Адави Аль-Курайши, обладатель двух сияний, родился в Мекке через 6 лет после Года слона.

Его мать Арва бинт Курайз ибн Раби‘а была дочерью Умму Хаким бинт Абдульмутталиба, которую прозвали Аль-Байзаъ. Она приходилась сестрой-близнецом отцу Пророка Мухаммада ﷺ Абдуллаху. Соответственно, Умму Хаким была тётей Посланника Аллаха ﷺ , а сам ‘Усман приходился ему сыном двоюродной сестры.

Как было отмечено выше, ‘Усман ибн ‘Аффан получил прозвище «Обладатель двух сияний». Под двумя сияниями подразумеваются обе дочери Пророка ﷺ Рукия и Умм Кульсум (да будет доволен ими обоими Аллах). Посланник Алаха ﷺ сначала выдал за ‘Усмана свою дочь Рукию (да будет доволен ею Аллах), а когда она покинула этот мир, выдал за него вторую дочь Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах).

От Абдуллаха ибн ‘Умара ибн Абана Аль-Дуу‘фи передаётся, что его дядя Хусайн Аль-Дуу‘фи спросил у него:

يَا بُنِيَّ تَدْرِي لِمَ سُمِّيَ عُثْمَانُ ذَا النُّورَيْنِ؟ قُلْتُ: لَا أَدْرِي قَالَ: لَمْ يَجْمَعِ اللهُ بَيْنَ ابْنَتَيْ نَبِيٍّ مُنْذُ خَلَقَ اللهُ آدَمَ إِلَى أَنْ تَقُومَ السَّاعَةُ لِغَيْرِ عُثْمَانَ بْنِ عَفَّانَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، فَلِذَلِكَ سُمِّيَ ذَا النُّورَيْنِ

«О сын мой, знаешь ли ты, почему ‘Усмана прозвали обладателем двух сияний (Зун-Нурайни)?».

Абдуллах ответил, что не знает. Дядя сказал:

«Со времён сотворения Адама (мир ему) до Судного дня не было человека, который женился бы на двух дочерях Пророка, кроме ‘Усмана ибн ‘Аффана رضي الله عنه . Поэтому его и прозвали Зун-Нурайни». (Байхаки, «Сунан Аль-Кубра», 13427)

‘Усман ибн ‘Аффан был широкоплечим человеком среднего роста, с тонкой светлой кожей с румянцем, с орлиным носом и мощными икрами, с длинными предплечьями, которые покрывали густые волосы. У него была красивая улыбка, а волосы его спускались ниже ушей.

Согласно наиболее достоверной версии, он был светлокожим. У него было красивое лицо, он был ширококостным, у него были густые волосы на голове и пышная борода, которую он красил в рыжий цвет.

Как ‘Усман женился на дочери Пророка ﷺ Рукие

Дочь Посланника Аллаха ﷺ Рукия была замужем за ‘Утбой, сыном Абуляхаба, её сестра Умм Кульсум была замужем за другим сыном Абуляхаба ‘Утайбой. Когда была ниспослана сура Аль-Масад, в которой осуждался Абуляхаб и прямо говорилось, что он и его жена будут ввергнуты в пылающий огонь, в котором будут гореть, Абуляхаб и его жена Умм Джамиль бинт Харб потребовали от своих сыновей, чтобы они развелись с дочерями Пророка ﷺ . Исполняя указание родителей, ‘Утба и ‘Утайба расстались со своими жёнами до того, как вступить с ними в интимные отношения.

Услышав о том, что Рукия развелась с мужем, ‘Усман обрадовался и поспешил к Посланнику Аллаха ﷺ , чтобы присвататься к ней. Пророк Мухаммад ﷺ сразу согласился и выдал Рукию за него. Невесту к ‘Усману отвела мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах).

‘Усман в то время считался самым красивым юношей среди курайшитов и, как говорится, был завидным женихом. А что касается Рукии, то она была достойной такого жениха невестой.

Поэтому в то время говорили, что самая красивая пара, которых когда-либо видели люди, это Рукия и её муж ‘Усман.

Женитьба ‘Усмана на дочери Пророка ﷺ Умм Кульсум

Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах) известна только под этим прозвищем (куньей), и нет сведений о том, как звучало её настоящее имя. Однако Аль-Хаким передаёт слова Мус‘аба Аз-Зубайри, что её звали Умайя и она была старше Фатимы (да будет доволен ею Аллах).

От Са‘ида ибн Мусайяба предаётся, что когда ‘Усман овдовел после смерти дочери Пророка ﷺ Рукийи дочь ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) Хафса также овдовела. Тогда ‘Умар пришёл к ‘Усману и поинтересовался, не желает ли он жениться на Хафсе.

‘Усман слышал, как Посланник Аллаха ﷺ упоминал Хафсу, и потому промолчал в ответ. ‘Умар рассказал об этом Пророку, ﷺ и Посланник Аллаха ﷺ ему ответил: «Разве ты не желаешь лучшего, чем это? Я женюсь на Хафсе, а за ‘Усмана выдадим ту, что лучше, чем она – Умм Кульсум».

Когда в месяц Ша‘бан в 9 году хиджры Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах) покинула этот мир, ‘Усман сильно переживал это горе. Он очень печалился из-за смерти Умм Кульсум, и Посланник Аллаха ﷺ , увидев его печаль и уныние, сказал: «Если бы у нас была третья дочь, мы выдали бы и её за тебя, о ‘Усман!».

Это говорит о безмерной любви Пророка ﷺ к ‘Усману и свидетельствует о верности ‘Усмана Посланнику Аллаха. В этих словах Пророка ﷺ также заключатся отрицание того, что люди считают зловещим знамением в подобных ситуациях. Ведь всё происходит по предопределению Всевышнего Аллаха, и никто не сможет это изменить.

‘Усман и во времена джахилии (в доисламский период) был наидостойнейшим человеком своего племени. Люди его племени очень любили и уважали его. Во времена джахилии он ни разу не поклонялся идолам, не совершал непристойные поступки и не пил вина.

‘Усман и до Ислама был образованным человеком, знал родословные арабов, мудрые пословицы и историю. Он много путешествовал, побывал в Шаме и Эфиопии, жил вместе с неарабскими племенами, изучал их быт, традиции и обычаи, о которых не было ранее известно в Мекке.

‘Усман успешно занимался торговым делом, которое он унаследовал от своего отца, и преуспел в этом. Поэтому он считался одним из почтенных людей рода Бану Умайя и среди курейшитов, ибо в мекканском обществе того времени чем богаче был человек, тем большим почётом он пользовался.

Когда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, он начал призывать и других к Исламу. Абу Бакр был дружелюбным человеком, с которым можно было очень легко найти общий язык, за что его и любили люди.

Люди часто обращались к нему по торговым делам и советовались с ним по тем или иным житейским вопросам. Многие из них вели с Абу Бакром долгие приятные беседы на разные темы. И в этих беседах он начал постепенно призывать к Исламу тех, кому он больше всех доверял.

Благодаря его прекрасному призыву ‘Усман ибн ‘Аффан, Зубайр ибн Аль-‘Аввам, ‘Абдуррахман ибн ‘Авф, Са‘д ибн Абу Ваккас, Тальха ибн ‘Убайдуллах (да будет доволен ими всеми Аллах) пришли в Ислам.

Когда Абу Бакр рассказал ‘Усману о Пророке ﷺ и об Исламе и призвал принять новую религию, ему было 33 года. ‘Усман незамедлительно, без всяких разговоров согласился со всем, что рассказал ему Абу Бакр.

Он так быстро ответил на призыв Абу Бакра, как будто долго ждал этого. Так ‘Усман получил особый статус сподвижника, который одним из первых уверовал и опередил других. ‘Усман был четвёртым из первых уверовавших мужчин.

После принятия Ислама отношение курейшитов к ‘Усману изменилось. Это принесло ему очень много проблем и страданий. Дядя ‘Усмана Аль-Хакам ибн Аль-‘Асс поймал его и связал. Дядя пригрозил, что не развяжет его, пока не оставит новую религию и не вернётся к религии своих предков. ‘Усман ответил, что он никогда не оставит эту религию. Увидев его стойкость, Аль-Хакам отстал от него и отпустил.

‘Усман был одним из тех, кто переселился в Эфиопию в первый и во второй раз. Вместе с ним в Эфиопию отправилась его жена, дочь Посланника Аллаха ﷺ Рукия (да будет доволен ею Аллах).

Усман ибн ‘Аффан покинул это мир на 82-м году жизни. Он пал шахидом от рук смутьянов, которые устроили беспорядки в Медине. Он был похоронен на кладбище Баки‘, где захоронено более десяти тысяч сподвижников Пророка ﷺ .

История сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.

Да смилуется Всевышний Аллах над обладателем двух сияний, да будет доволен им и да приведёт его к довольству.

Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

В 630 г., когда первые мусульмане одержали победу над язычниками из Мекки, а первопроповедник ислама Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, на аравийской земле сложилось государство Халифат, что в переводе с арабского означало «наместничество Бога на земле». Основателями этого молодого государства были арабы-мусульмане, арабский стал государственным языком, и это государство вошло в анналы истории под названием Арабский Халифат.

    , с 632 по 634гг. , с 634 по 644г. с 644 по 656гг. с 656 – 661-х гг. ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُمْ جميعا ).

Время их правления вошло в историю как ранний период Арабского Халифата или «праведный халифат». В этот период правили исключительно религиозные правители, которые были готовы пожертвовать чем угодно ради религиозного долга, а во главе политики ставились, в первую очередь, именно интересы исламской религии.

Халиф Абу Бакр ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ) был известен тем, что все свои средства тратил на оказание помощи тем, кто в ней нуждается, после него не осталось никакого наследства. При халифе Умаре ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ) наместники, представляющие халифа в провинциях, не имели права быть богаче остальных граждан. Халиф Усман ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ) не желал пролить кровь своих единоверцев, поэтому позволил мятежникам себя убить.

Тогда халифа избирали авторитетные представители мусульманской общины. Пока страной правили первые четыре халифа, пределы страны расширились за счет завоевательных походов мусульман от Египта до иранских земель, включая Иран, была сокрушена даже богатая и великая персидская держава Сасанидов.

Правление халифа Али( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ) , стало для него большим испытанием. Большая часть его подданных не повиновались ему, не выполняли его приказов, нарушали его запреты, выступали против него и отстранялись от его решений, слов и дел из-за своего невежества и глупости, черствости и бесчувственности, а также из-за нечестивости многих из них.

Период, когда в государстве разрасталась смута, охарактеризовался установлением двоевластия: под властью Али все также находилось большинство территорий государства, однако северная провинция государства Сирия, на землях которой и были сосредоточены основные оппозиционные силы, находилась под властью наместника Муавии ибн Абу Суфйана ( رَضِيَ اللهُ عَنْه ما )из рода Омейя.

Двое правителей, Муавия и Али( رَضِيَ اللهُ عَنْه ما ) , в руках которых была сосредоточена власть, следуя базовым положениям ислама, предписанным Кораном, о том, что верующие должны быть едины и жить в братстве и согласии, помирились.

Ученые всей мусульманской уммы призвали воздержаться от упреков в адрес сподвижников, между которыми происходили конфликты.

Мечеть Омейядов в Дамаске

Вскоре представитель третьей стороны оппозиции, враждовавшей и с Муавией, и с Али, представитель хариджитов, убил Али. И тогда войска Муавии заняли другие провинции государства, а самому Муавии присягнула большая часть населения как новому халифу. И если до этих событий столица располагалась в Медине, где жил Пророк Мухаммад ﷺ и проповедовал, то после столица Омейядов была перенесена в Дамаск (смотрите на фото Мечеть Омейядов в Дамаске (араб. الجامع الأموي‎)), который на тот момент являлся экономическим и культурным центром Сирии.

Халифы Омейядов и время их правления

  • Муавия I 661—680 - первый халиф из династии Омейядов, впервые передавший власть по наследству своему сыну Язиду
  • Язид ибн Муавия 680—683
  • Муавия II 683—684
  • Марван I 684—685
  • Абдул-Малик 685—705
  • Аль-Валид I 705—715
  • Сулейман 715—717
  • Умар II 717—720
  • Язид II 720—724
  • Хишам 724—743
  • Аль-Валид II 743—744
  • Язид III 744
  • Ибрахим 744
  • Марван II 744—750

Становление Омейадского халифата

Начался новый период в истории Халифата, получивший название Омейядский Халифат, правление Омейядов охватывает период 661-750 (41-132 по хиджре). Правление Муавии стало благом для мусульман, поскольку был положен конец войнам и смутам и вернулось единство к мусульманам. Муавия назначив своим преемником своего же сына Язида, положил начало халифской традиции передавать власть по наследству. Для Халифата же это означало превращение в монархию, которая господствовала во многих государствах того времени. На это решение Муавию толкнула исключительно забота о единстве общества, поскольку кандидатура только Йазида и никого другого давала возможность сохранить это единство, и обеспечить совпадение народных настроений с мнением влиятельных кругов государства, представленных в то время омейядами. Последние являлись мощной курайшитской группой, имеющей огромную силу и влияние, и они не согласились бы с тем, что халиф не из их числа. Учитывая это обстоятельство, Муавия и отдал предпочтение своему сыну, а не кому-либо из тех, кто был более достоин власти. Начало монархия берет с династии Омейядов, названной так по имени рода, к которому принадлежал Муавия.

До своего вступления на престол Муавия был прославленным талантливым полководцем, а потому во время его правления продолжилась активная борьба Омейядского Халифата с Византией: упрочились позиции мусульман в Магрибе, откуда они вытеснили византийские войска, а позже была осажден и сам Константинополь, столица Византии. На тот момент Константинополь, будучи культурным европейским центром, был серьезно защищен, и его осада у арабов заняла около четырех лет. Появилась надежда, что Византия сдастся и рухнет, как это было с Сасанидским Ираном, и мусульманам удастся покорить величайшую державу за всю историю человечества, которой принадлежали и европейские, и азиатские земли. Но флот византийцев, воспитанный на древних традициях мореплавания, в 678 г. нанес поражение мусульманскому флоту, которые в морском деле были новичками. Осада Константинополя была снята, но весь мир узнал нового геополитического гегемона в Северной Африке и Западной и частично Средней Азии.

Новые смуты

После смерти Муавии в 680-м году власть перешла по принципу наследования к его сыну Язиду, и он оставался у власти в течение трех лет, но даже столь короткое время его правления ознаменовалось серьезной внутренней смутой: сына Муавии отказались категорически признать жители Мекки, Медины и Куфы, многие желали прихода к власти Хусейна ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ), который приходился внуком самому Пророку Мухаммаду ﷺ . Но сам же Пророк Мухаммад ﷺ завещал мусульманам повиноваться тому халифу, который был признан ранее, и бороться с теми, кто пытается лишить законного халифа власти, однако, повиноваться Язиду сторонники Хусейна отказывались, потому что считали, что власть в Омейядском Халифате была ему завещана незаконно.

Трагические события развернулись 10 октября 680 г. посреди пустыни неподалеку от иракской Карбалы в день Ашура. В этот день между сторонниками Хусейна и войсками Убейдуллы ибн Зийада – наместник Язида в Куфе произошло сражение, которое закончилось победой правительственных войск, которые во много раз превосходили численно, и в этой битве сам Хусейн ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ) был убит. Несмотря на то, что Язид лично не отдавал приказ о начале этого сражения, а по поводу гибели внука Мухаммада ﷺ выразил свою скорбь, взаимная неприязнь между сторонами оппозиции и непримиримые разногласия между ними только усугубились после Кербельской битвы. В результате ускорилась тенденция выделения в отдельное религиозное течение самих шиитов.

С тех пор день Ашура, который по мусульманскому календарю приходится на десятое число месяца мухаррам, у шиитов – день траура, и последователи шиизма в знак скорби в этот день по обычаю подвергают себя истязаниям. А сторонники Хусейна, во главе которых встал Абдулла ибн аз-Зубайр ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ), сын ближайшего сподвижника Пророка ﷺ , закрепили свои позиции в Мекке. Население Западной Аравии, в том числе Мекки и Медины, присягнуло на верность Абдулле. Через четыре года произошло еще одно сражение между войсками Язида и сторонниками Абдуллы в самой Мекке. Но когда пришла весть о смерти Язида, правительственные войска были вынуждены отступить, а влияние Абдуллы многократно возросло.

На верность Абдулле ибн аз-Зубейра присягнули население Куфы и Басры, Йемена и Хорасана, а также ряда других провинций Омейядского халифата. Верными Омейядам остались только часть Египта и Сирия – они же присягнули на верность следующему правителю из Омейядов Муавие II . Однако Муавия II через несколько месяцев скончался от болезни.

Все шло к тому, что Омейядская династия вот-вот падет, а правителем будет провозглашен Абдулла ибн аз-Зубейр ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ). Но после того, как войска Абдуллы потерпели поражение от правительственных войск под командованием Марвана, династия Омейядов получила «второе дыхание» после того, как Ирак признал Марвана законным правителем. Утраченные территории был послан отвоевывать назначенный новым правителем Абдуль-Маликом ибн Марваном полководец аль-Хаджжадж: под его предводительством армия власти вновь взяла Басру, установила контроль над Ираком, а затем выступила в направлении Хиджаза против войск Абдуллы.

Мекка оказалась в осаде в 692г. Тогда разыгралось драматичное сражение, в результате которого мусульмане понесли потери и был поврежден священный для всех мусульман храм Кааба. В ходе этих событий были убит и сам Абдулла ибн аз-Зубейр ( رَضِيَ اللهُ عَنْهُ ), которому на тот момент было уже семьдесят три года. Все это вылилось в восстание хариджитов, которое было подавлено только спустя четыре года аль-Хаджжаджем. Подавлением этого восстания полный контроль династии Омейядов над всей территорией страны был восстановлен.

Постоянное противостояние действующей власти всевозможных оппозиционных групп – характерная черта для всего Омейядского периода: через преодоление внутренних смут, среди которых наиболее серьезной была та, во главе которой стояли шииты, молодая держава шла к своему расцвету. Шииты имели наибольшее влияние в Иране, который еще помнил, как арабы разгромили древнее государство, а потому недовольство тем, что земли и богатства Ирана были сосредоточены преимущественно в руках арабских наместников, крепло. Еще одна оппозиционная сила, которая угрожала властям – это хариджиты, обосновавшиеся в южной иракской Басре. У каждой оппозиционной силы были готовы обоснования собственной позиции с религиозной точки зрения, а потому со временем каждое оппозиционное течение превращалось в отдельное религиозное течение, у которого сформировались собственные религиозные догмы.

Период расцвета

Подавив антиомейядские восстания, завоевательная политика Омейядов продолжилась: на завоеванных землях мусульмане назначали распорядителя или эмира, который наделялся всеми полномочиями в данной провинции. Частично завоеванные земли переходили в государственную собственность, частично распределялись между воинами, частично становились собственностью правителя. С немусульманского населения взималась джизья (10% налог, который взимается с не мусульман за право их проживания на мусульманской территории, с сохранением всех религиозных, культурных традиций и обрядов, и предоставлением безопасности и охраны на территории Халифата) или подать, а также налог харадж за использование государственной земли. С народа взимали пошлину за владение землей и закят в помощь нуждающимся. Бедняки от уплаты податей освобождались, как и новообращенные мусульмане, которых даже финансово поддерживали из государственной казны.

Постепенно Халифат завоевал все владения Византии в Африке, затем начал войну против Испании, переправившись через Гибралтар, и в результате Омейядский Халифат завладел землями, которые назвали Андалусией. Второе десятилетие VIII века – время установления полного контроля над территорией Средней Азии и завладения Закавказьем и каспийским берегом со стороны Северного Кавказа. На это же время приходятся сражения за установление контроля над всем Северным Кавказом с Хазарским каганатом: 737 г. ознаменовался разгромом хазарского войска войском омейядской власти под предводительством полководца Марвана и продвижением войск вплотную к Дону (смотрите на карте территория Халифата при династии Омейядов).

Халифат при Омейяадах

К тому же времени была завоевана долина реки Инд (сейчас земля Пакистана), а позже границы Омейядского халифата включали в себя уже территорию от Испании до Индии.

Арабы всего за сотню лет превратились в величайшую державу с мощной новой религией, а арабский язык стал основным языком Омейядского Халифата от Северной Африки, где жили берберские племена, копты до Центральной Азии и Пакистана с тюркским и персидским населением.

Падение халифата Омейядов

Опираясь на арабскую знать, связанную с Египтом и Сирией, Омейяды недооценили сторонников оппозиции, шиитов и Аббасидов, которые воспользовались недовольством неарабских феодалов и мусульман-неарабов налоговыми сборами, которое быстро перекинулось на народ по всей стране. Вторая четверть VIII века вновь ознаменовалась чередой восстаний: согдийцев в 728—737гг., берберов в Испании и Магрибе, шиитов в Куфе и хариджитов в Двуречье, а также в Южной Аравии и Западном Иране. В результате кульминацией стало восстание под предводительством Абу Муслима в Хорасане, которое стало началом новой гражданской войны, и она захватила весь Ирак и весь Иран. В основном участниками восстания были иранские крестьяне, земледельцы, рабы. При попытке подавления восстания правительственные войска были разбиты участниками восстания, династия Омейядов свергнута, а к власти пришли Аббасиды, являющиеся потомками дяди Пророка Мухаммада ﷺ . Халифом провозгласили Абу аль-Аббаса ас-Саффаха.

Читайте также: