Внутри и на крыше дома под рюмкой

Обновлено: 28.04.2024

Наблюдательный столичный горожанин, выйдя на “Кропоткинской”, наверняка обратит свой взгляд на перевернутую рюмку на крыше доходного дома 3/14 (строение 1) по Остоженке.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ «РЮМКИ» НА КРЫШЕ

О появлении этой рюмки на крыше есть несколько версий. Согласно первой, купец Яков Филатов, которому принадлежал дом, был горький пьяница и когда уже дошел до критической точки, опомнился и, дав зарок не пить, вновь разбогател и построил этот доходный дом. На крыше он поставил перевернутую рюмку, чтобы все поняли, благодаря чему возник этот дом.

Фото Полина Наседкина / Москва меняется

Вторая версия утверждает, что дом построил отец пьющего купца и обещал подарить сыну, если тот бросит пить: «Бросишь пить – подарю дом». Тот бросил и на крыше появилась рюмка.

Согласно третьей версии, дом построила мать того же купца по совету священника, который рекомендовал дом для сдачи квартир внаем интеллигенции, чтобы сын покончил с пьянством. Яков Филатов покончил с пьянством, а в честь этого распорядилась построить перевернутую рюмку на одной из башенок.

Фото Полина Наседкина / Москва меняется

На самом деле купец Яков Филатов был старообрядцем (общественным членом-учредителем, а также попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища), которые не пили в принципе. Поэтому перевернутая рюмка приобретает совсем иное значение.

Ученые в своей версии далеки от романтики. Данный дом строили два зодчих с разницей в три года. Левую половину дома в 1904 году построил знаменитый Эрнст Рихард Нирнзее в стиле конструктивизма, а вторую половину с рюмкой создали в 1907-1909 годах Валентин Евгеньевич Дубовской и Николаем Архиповым в стиле модерн и в форме «рюмки» он просто сделал завершение угловой башни.

Скорее всего, в интерпретации архитектора Валентина Дубовского модерн сочетался с мотивами готической и романской архитектуры, для его проектов характерна определённая стилизованная «замковость»; кроме того, возводить декоративные башенки было попросту модно в то время: вероятнее всего, «рюмка» — просто архитектурная деталь без символического значения.

Фото Полина Наседкина / Москва меняется

К сожалению, в ходе последней реставрации в 2000-х купол угловой башенки был заменен на новый, который ныне выглядит значительно хуже, чем его предшественник.

В самом доме в советское время размещались коммуналки, сегодня — это по-прежнему жилой дом. Это дом стал участником одного из фильмов Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!», (1996 года) — в нем он поселил бывшую жену (ее играет Татьяна Догилева) главного героя (играет Вячеслав Полунин).

Стоит отметить, что на первом этаже этого дома расположилась уютная кофейня “West 4”: кофе здесь действительно умеют варить и в меню кофейных напитков великое множество — угодят даже самому придирчивому кофеману. Одной из особенностей этого кафе является проведение живых концертов джазовой музыки, которые проводят довольно часто.

Текст Антон Волошин / Москва меняется

Доходный дом в самом начале Остоженки удивляет огромной рюмкой на крыше. Какой Гуллливер ее туда водрузил и почему перевернул. Разбираемся в версиях и легендах этой узнаваемой архитектурной шутки Москвы.

1. Рекламный ход

Остоженка в Москве еще называется «Золотой милей» за баснословные цены на здешние квартиры. А в конце XIX века на ней строились доходные дома с доступными квартирами внаем. Это было востребовано среди студентов и научных работников, артистов и людей творческих профессий для своих мастерских. Даже рабочие могли себе позволить переночевать на Остоженке.

Цены варьировались от 5 копеек за ночь на койко-месте до 15 рублей в месяц за комнату. Желающих было много, но предложений еще больше.

Здоровая конкуренция вынуждала владельцев искать неординарные способы саморекламы. Шикарные фасады, уникальная лепнина, многоэтажность и заметность, - что только не придумывали предприниматели, чтобы привлечь внимание платежеспособной публики.

Построенный в 1909 году дом с перевернутой огромной рюмкой на крыше уж точно не остался незамеченным. О нем заговорила вся Москва, ругая за уродство и странность.

«Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки», - писал «Московский еженедельник»

Адрес Дома под рюмкой моментально стал известен, даже без вложений в специальную рекламную кампанию. Тот случай, когда антиреклама стала удачным маркетинговым ходом.

2. Под защитой Посейдона

Вторая версия рюмочной крыши связана с архитектором, строившим дом. В.Е. Дубовской спроектировал 24 доходных дома в Москве. Дом под куполообразным шатром, больше похожим на рюмку, стал самым известным.

Любимый стиль архитектора – модерн. Он уместно сочетал необходимую для доходного дома функциональность с изящными чертами модерна. Изгибы, завитки и растительные мотивы, морские и фантастические сюжеты.

Если посмотреть внимательно на Дом под рюмкой, можно увидеть весьма интересные подробности.

Первый, дореставрационный, бокал-шатер напоминал иносказательный кубок-чашу. Кто-то невидимый перевернул ее, и потоки воды устремились вниз, оставив на фасадах привет из морских глубин.

Края бокала выступают за границы крыши, накрывая своим куполом морское чудище, разинувшее пасть на углу башенки. Под ним заросший ракушками вазон. Невиданные рыбы, осьминожьи щупальца, букеты из водорослей, головы русалок… Полное ощущение морского царства.

Так вот, получив задание на тривиальный проект, Дубовской подарил нам не только необычный дом, но и передал его обитателей под защиту Посейдона.

Кстати, рыбья чешуя появилась на рюмке после реставрации в начале XXI века. По-моему, очень удачно вписалась в морскую концепцию декора фасада.

Многие гости столицы и москвичи видели в центре города необычный дом с перевернутой на крыше рюмочкой. Это известный и уникальным дом находится на улице Остоженка дом 3/14 и привлекает внимание своей доминантной, которая возвышается над малоэтажной застройкой центра. Этот дом известен не официальным названием, а как "дом под рюмкой". Кто же додумался поставить на крышу дома рюмку и зачем?

Дом с рюмкой состоит из двух сооружений. Первую часть дома построил в 1904 году известный архитектор Нирнзее, мы писали ранее про его творение - первую высотку Москвы. Вторая часть дома в 1907-1909 построена архитекторами Дубовским и Архиповым.

Доходный дом "под рюмкой" был построен для купца Якова Михайловича Филатова и имеет официальное название "Доходный дом Я. М. Филатова".

Яков Михайлович был старообрядцем из рода Филатовых из Богородского уезда, а в Москве стал попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища.

Зачем же было водружать на дом рюмку?

С конца XIX века Москва застраивается доходными домами, отвечая на спрос - в город массово съезжаются люди: студенты, рабочие, ученые, инженеры, но все эти люди не могут себе позволить купить жилье в Москве (ничего не изменилось) и вынуждены снимать квартиры в аренду. Под запросы такого количества приезжих в городе появляется масса доходных домов, а с ростом их числа начинается здоровая конкуренция за жильца. В ход шли разные ухищрения, чтобы потенциальный жилец выбрал именно твой дом. Одним из таких трюков было архитектурное оформление дома, которое привлекало внимание постояльцев и создавала некоторую рекламу по городу. Так, например, появился известный чайный дом на Мясницкой улице, оформленный в китайском стиле.

Существует несколько легенд о том, почему архитекторы придумали сделать отличительным признаком здания именно рюмку.

Согласно первой легенде, Яков Филатов был пьяницей и кутежником, но постоянно пытался завязать с дурной привычкой. В один из моментов просветления он дал себе обещание не пить и благодаря трезвому образу жизни разбогател, в знак этого он построил доходный дом с "напоминалкой", чтобы помнить цену своего успеха.

По второй легенде, Яков Филатов так же борется с пьянством, но доходный дом уже строит мать купца. По совету священника, квартиры должны были сдаваться в наем интеллигенции, что должно было благотворно повлиять на Якова. Метод действительно помог и мать Якова Михайловича приказала поставить в честь этого на крыше дома рюмку, чтобы сын не свернул с верного пути.

Согласно третьей легенде, дом построил отец Якова и обещал подарить ему его, если тот бросит пить.

Поскольку Яков Михайлович был старообрядцем и попечителем одной из важнейших в Империи общин, первые три версии часто отвергаются историками, поскольку за пьянство старообрядцы отлучали человека от церкви. Будучи попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, Яков скорее всего не пил вообще.

Сама жизненная и реалистичная, но при этом скучная версия говорит о том, что "рюмку" придумали уже обычные горожане за счет ассоциаций и общего культурного кода, а на самом деле это ни разу не рюмка. Скорее всего, архитектор Дубовский задумал дом как олицетворение подводного царства. Таким образом, из чаши как бы выливалась вода с представителями подводного царства, которые встречаются в оформлении дома.

Кто, когда и зачем водрузил на крышу башенки московского доходного дома гигантскую перевернутую рюмку?

Дом 3/14 в самом начале улицы Остоженка бросается в глаза сразу, потому что выглядит так, словно попал в столицу прямиком из романа Джонатана Свифта о Гулливере и лилипутах. Архитектурная находка моментально сделала здание знаменитым, а в народе его стали называть не иначе как «дом под рюмкой» (реже можно встретить вариант «дом с рюмкой»). Эклектичное здание, на самом деле, состоит из двух сооружений, построенных в разное время. Левую половину дома в 1904 году возвели по проекту архитектора Эрнеста Нирнзее (точнее перестроили из существовавшего на том месте четырехэтажного здания). Вторая половина строилась с нуля в 1907-1909 годах архитекторами Дубовским и Архиповым. Вот только зачем они водрузили на башню гигантскую рюмку?

Маркетинговый ход

С 1890-х годов в Москве началась эра арендного жилья. С развитием промышленности и науки в Москву устремились люди свободных профессий – рабочие, студенты, инженеры, научные работники. Все они нуждались в жилье, но не могли позволить себе его купить. Рост спроса на аренду вызвал волну строительства жилья для найма: город начал застраиваться так называемыми «доходными домами», в которых сдавались внаем меблированные комнаты, квартиры и даже мастерские.


Дома дешевых квартир братьев Бахрушиных на Болотной площади. Из "Альбом зданий
Московского Городского Управления". Фототипия П. Павлова, 1900-е гг.

Арендное жилье делилось на четыре категории: престижные дома «барского» типа, апартаменты для высокооплачиваемых служащих и частных предпринимателей, меблированные комнаты для служащих со средними доходами, подвалы с «каморочными» комнатами и ночлежками для бедняков. За койко-место в доходном доме платить нужно было в среднем 5 копеек за ночь, а за самую дешевую комнату – около 20. В домах для чиновников со средним доходом комната стоила 10-15 рублей в месяц.

В начале XX века конкуренция между владельцами арендного жилья была нешуточная. Что нужно было сделать, чтобы обойти конкурентов? Построить особенный дом, о котором все будут говорить. Так, например, предприниматель Сергей Перлов решил перестроить свой дом на Мясницкой в восточном стиле, чтобы привлечь внимание чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи Ли Хунчжана, который собирался приехать на коронацию Николая II. Легендарный «чайный дом» сохранился до сих пор. Не исключено, что и рюмка на башенке доходного дома Якова Филатова – не что иное как умелый маркетинговый ход.

Сейчас здание на Остоженке считается ярким примером архитектуры Москвы Серебряного века, но в начале прошлого столетия архитекторское решение многие восприняли скептически. Газета «Московский еженедельник» писала: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки. ». Антиреклама? Отнюдь. Создатели «дома под рюмкой» добились главного – здание мелькнуло во всех московских газетах (да еще и с точным адресом).

Загадочная рюмка

За более чем столетнюю историю дом стал одной из самых узнаваемых построек района и оброс легендами. Большинство из них связаны, разумеется, с необычным украшением его угловой башни. Итак.

Легенда первая

Купец Филатов так любил кутить, что едва не растратил все свои средства. Он смог вовремя остановиться, снова разбогател и построил доходный дом, на крыше которого поставил перевернутую рюмку как символ отказа от алкоголя.

Легенда вторая

Действительно, ходили слухи, что доходный дом с дешевыми квартирами построила мать купца по совету священника, чтобы сын покончил с пьянством. Совет действительно помог: добрый молодец бросил пить, а женщина велела установить на угловую башню нового дома перевернутую рюмку.

Легенда третья

Говорят также, что дом построил Филатов-старший, чтобы сын-гуляка отказался от выпивки. Отец купца пообещал подарить ему новое жилье, если тот бросит пить, и отпрыск согласился.

Легенда четвертая

У первых трех версий есть много противников, которые рассказывают, что купец Яков Филатов был попечителем московской старообрядческой общины – одной из важнейших в Российской империи. Учитывая, что за пьянство старообрядцы пожизненно отлучали человека от церкви, а за курение – посмертно, в «алкогольную» версию верится с трудом, а перевернутая рюмка – это просто перевернутая рюмка.

Легенда пятая

Самой правдивой кажется версия, по которой архитектор Дубовский, мастер стиля модерн и любитель средневековой романтики, задумал дом как олицетворение подводного царства. Из перевернутой чаши, а не рюмки, «растеклись» по стенам здания обитатели морских глубин: ундины, ракушки, кальмары, рыбы, морские водоросли, моллюски и невиданные чудища. Можно предположить, что доходный дом Филатова был воплощением городской крепости, защищенной от суеты: пугающая рыбья голова под линией карниза угловой башни напоминает о горгульях на средневековых соборах, а «рюмка» – об остроконечных башенках на замках европейских феодалов.


Перевернутая «рюмка» – не единственный предмет посуды, который украшает здание: под высоким козырьком слева на фасаде со стороны Остоженки внимательный взгляд заметит «чайную ложку». Фото: Фотобанк Лори

Здание доходного дома до наших дней сохранило статус жилого дома. После революции в нем находились коммуналки, которые в конце прошлого столетия постепенно переделали в обычные квартиры. В начале XXI века знаменитую «рюмку» отреставрировали и она по сей день красуется в центре столицы.


Фото: Фотобанк Лори

Улица как выставка. Гуляем по Остоженке

Любуемся горными сернами и львом, гадаем, что значит перевернутая рюмка на крыше, и ищем один из вероятных домов Маргариты.

Доходный дом купца Я.М. Филатова: «под рюмкой»

Улица Остоженка, дом 3/14, строение 1

Форма крыши на угловом эркере-башенке подарила этому зданию неофициальное название — дом «под рюмкой». Необычный доходный дом построил Валентин Дубовский в 1907–1909 годах для купца Якова Филатова. Архитектор любил сочетать в своих работах стиль модерн с элементами готических и романских мотивов. После революции в доме были коммуналки, которые к концу столетия переделали в обычные квартиры.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Есть несколько объяснений значения перевернутой рюмки на крыше дома Филатова. По одной из версий, она символизирует важное событие из жизни владельца, который якобы любил выпить, но смог избавиться от пагубной привычки. Согласно другой легенде отец купца пообещал подарить ему дом, если тот бросит пить. Не исключено, впрочем, что рюмка — это не более чем маркетинговый ход. В начале XX века среди доходных домов шла конкуренция, каждое здание должно было чем-то выделяться. В газете «Московский еженедельник» в свое время вышла заметка про дом «под рюмкой», однако нелестная.

«Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки. »

Некоторые историки архитектуры считают, что на самом деле это не рюмка, а чаша, из которой растекаются по стенам обитатели подводного царства: морские чудища и водоросли, раковины и ундины, рыбы и кальмары. Если вспомнить о любви архитектора к средневековой готике, можно разглядеть в этом здании подобие замка с остроконечной башенкой.

Особняк Кекушевой на Остоженке: готический дом Маргариты

Улица Остоженка, дом 21, строение 1

Продолжаем готическую тему и переходим к особняку Кекушевой. Трехэтажное здание, построенное Львом Кекушевым, напоминает средневековый замок благодаря граненой башенке с высоким шатром и выполненному из гранита цокольному этажу. Стены облицованы розовой керамической плиткой, которая контрастирует с оштукатуренными поверхностями, обрамляющими окна разной величины. Здание украшено лепными цветами и листьямив, на башне есть лепнина в виде орлов, а на фронтоне уличного фасада высится трехметровая фигура льва — изображение этого животного Кекушев размещал на многих своих постройках. Изначально лев был, вероятно, гипсовым; он не сохранился. С 2017 года на здании красуется его медная копия.






Лев Кекушев построил особняк для своей семьи в 1903 году и записал на имя жены. Дом возводили по чертежам, которые архитектор подготовил для Саввы Мамонтова. Однако меценат обанкротился, здание не смогли построить. Кекушев недолго прожил в особняке — уже в 1906-м он расстался с женой и продал дом. После революции здание перешло в ведомство Центрального бюро по обслуживанию иностранцев.

Некоторые поклонники и исследователи романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова считают, что именно там жила главная героиня. Среди возможных адресов Маргариты называют еще особняк Листа в Глазовском переулке, также построенный по проекту Кекушева. Писатель обозначил место жительства героини неопределенно:

«Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!»

Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев: лев и ангелочки

Улица Остоженка, дом 7, строение 1

Еще одно здание, попавшее в роман «Мастер и Маргарита», — огромный доходный дом на углу Пожарского переулка. В произведении дом появляется в главе «Погоня» — сюда попадает поэт Бездомный, преследующий Воланда. Булгаков часто бывал здесь: в одной из квартир жил его друг, филолог Николай Лямин.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз».

Главная архитектурная деталь дома — два ряда эркеров, расположенные с обеих сторон фасада. Центральная часть дома несколько вынесена вперед, на уровне четвертого и пятого этажей размещена арочная ниша на несущих колоннах с украшенным решеткой балконом. Под ним находится маскарон, арку украшает лепнина в виде головы льва и цветов. Окна балкончиков, расположенных над эркерами, обрамляют барельефы в виде фигур женщин, а выше красуются ангелочки, которые держат герб.

Дом был построен в 1898 году архитектором Александром Ивановым для Варваринского акционерного общества домовладельцев. Это была одна из первых компаний в Москве по строительству и приобретению недвижимости. В разное время здесь жили инженер Владимир Шухов, профессор Московского университета Алексей Абрикосов, биолог и основоположник экспериментальной биологии в России и СССР Николай Кольцов.

Дом, в котором жил Иван Тургенев: дом Муму

Улица Остоженка, дом 37/7, строение 1

Особняк, где сейчас находится Дом-музей Ивана Тургенева, стал прототипом дома барыни из рассказа «Муму». В действительности здесь жила его мать Варвара Тургенева, урожденная Лутовинова. Она была строгой и властной женщиной, с Тургеневым они не ладили. В пылу одной из ссор Варвара Петровна разбила портрет сына. Сегодня разбитый портрет — один из экспонатов музея писателя, открывшегося после масштабной реставрации в 2018 году.






Одноэтажный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолями, семью окнами на фасаде является типичным образцом московской послепожарной застройки. Его возвел в 1818–1819 годах неизвестный архитектор для титулярного советника Федорова.

Доходный дом Г.Е. Бройдо: серны и кувшинки

Улица Остоженка, дом 20

Один из самых необычных домов Остоженки (и, возможно, всей Москвы) — это доходный дом Бройдо. Самой примечательной частью здания является скульптурный фриз, на котором изображены серны между цветов на фоне гор и стая летящих птиц. Такая тематика не встречается больше ни на одном московском здании. К нему стоит присмотреться на закате: при определенном освещении фигурки серн становятся объемнее — кажется, будто они вот-вот начнут двигаться.






Необходимо обратить внимание и на характерные для стиля модерн металлические кронштейны, поддерживающие выступающий карниз, и металлический козырек, расположенный над главным входом. В центре фасада красуется огромное витражное окно, захватывающее три этажа. Над ним возвышается аттик с лепниной в виде растений, напоминающих кувшинки. Балконы украшены чугунной ковкой завитков орнамента и удара бича. Рамы окон на углу здания имеют специфические модерновые изогнутые линии.

Дом был построен по заказу московского застройщика Германа Бройдо и его жены, которые выкупали участки и возводили на них здания для продажи. Проект стал первым опытом архитектора Николая Жерихова, впоследствии построившего несколько десятков доходных домов.

Читайте также: