Виды были только силуэты деревьев да темные крыши сараев
Обновлено: 25.04.2024
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки,
расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор
выделенного предложения.
1. Закажи Балде службу что (б) стало ему невмоч.. а требуй
что (б) он её исполнил точ.. (в) точ.. .
2. На дворе было темно и видны были только одни силуэты
деревьев да тёмные крыши сараев.
3. Мы свернули (на) лево думая что может быть хоть там на
этом просёлке есть какие (нибудь) части.
4. Мне стало страшно на краю грозящей бездны я лежал.
5. (Н..) какими законами (н..) оградить природу от ущерба если
каждый из нас (н..) осознает и (н..) на минуту (н..) будет забывать простой
истины нанося вред окружающей среде мы вредим самим себе.
[Мне стало страшно;] [на краю грозящей бездны я лежал.] (Лермонтов. Мцыри).
Две основы: 1.Стало страшно - сказуемое, подлежащего нет .
2. Я - подлежащее, лежал - сказуемое.
Общая характеристика сложного предложения:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное (БСП) , со значением перечисления, состоит из 2 простых предложений.
Характеристика частей БСП:
1-я часть МНЕ СТАЛО СТРАШНО - односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложненное.
(Каково мне?) Стало страшно -составное именное сказуемое, (кому?) мне - дополнение.
Подписываем части речи: стало - глагол, страшно - наречие, мне -местоимение.
2-я часть НА КРАЮ ГРОЗЯЩЕЙ БЕЗДНЫ Я ЛЕЖАЛ -двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.
(Кто?) Я - подлежащее, (что делал?) лежал -простое глагольное сказуемое, (где?) на краю -обстоятельство места, (на краю чего?) бездны - дополнение, (бездны какой?) - определение.
Подписываем над словами части речи:
Я - местоимение, лежал -глагол, на - предлог, краю - существительное, грозящей- прилагательное, бездны - сущ.
Схема предложения:
[- - -===========]; [.-.--- ~~~~ - --- ___ ======].
Знаки препинания:
1. Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь; а требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
2. На дворе было темно, и видны были одни только силуэты деревьев да темные крыши сараев.
3.Мы свернули налево, думая, что, может быть, хоть там, на этои проселке, есть какие-нибудь части.
4.Мне стало страшно; на краю грозящей бездны я лежал.
5.Никакими законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает и ни на минуту не будет забывать простой истины: нанося вред окружающей среде, мы вредим самим себе.
1.(=== --- да ----)
--- обводим в кружки,это однородные подлежащие
2.(=== ---,то ===,то ===,-.-.-.Д.о.).После "выныривали" запятая
=== обводим,это однородные сказуемые
3.(--- то ===,то ===)
=== обводим,это однородные сказуемые. замИрала
4.(=== не то ---,не то ---)
--- обводим,однородные подлежащие
Новые вопросы в Русский язык
Прочитай текст. Озаглавь текст. Спиши, вставив пропущенные буквы. Василий Васильевич Верещагин был первым художником, который пок…зал всю суровость и … ж…стокость в…йны. Его называли художником-воином. Ранн… утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск» вступил в бой с японской эскадрой, нарвался на мину и мгновенно пош…л ко дну. Вместе с к…мандой погиб художник Верещагин, который ст…ял на палуб… в момент взрыва и делал зарисовку начавшегося боя.
Вставьте пропущенные буквы 1.Земля, земля! Где бы н_ вырос человек, как бы н_ прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н_ занимал … ся, ты сохранишь над ним свою неизменную власть. 2.Н_ кто н_ даст нам избавленья: н_ Бог, н_царь, н_ герой.
Вставьте пропущенные буквы 1.Земля, земля! Где бы н_ вырос человек, как бы н_ прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н_ занимал … ся, ты сохранишь над ним свою неизменную власть. 2.Н_ кто н_ даст нам избавленья: н_ Бог, н_царь, н_ герой.
Вставьте пропущенные буквы,пожалуйста 1.Н_ может н_ взойти солнце. 2.Кого (н_) спросил учитель сегодня, спросит завтра. 3.Куда (н_) обращаю взор, кру … гом синеет тёмный бор. 4.Земля, земля! Где бы н_ вырос человек, как бы н_ прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н_ занимался, ты сохранишь над ним свою неизменную власть. 5.Н_ кто н_ даст нам избавленья: н_ Бог, н_царь, н_ герой.
помогите пожалуйста 1. Н_ может н_ взойти солнце. 2. Кого (н_) спросил учитель сегодня, спросит завтра. 3.Земля, земля! Где бы н_ вырос человек, как … бы н_ прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н_ занимался, ты сохранишь над ним свою неизменную власть.
Помогите пожалуйста 5. Нельзя (н_) удивляться вашему поведению. 6. Где бы люди меня н_ спросили, я отвечу им так, н_ солгу: мне н_ жить без России, м … не н_ жить без России, я дышать без неё н_ могу. 7. Чего н_ вспомню я! Какие меня мечты н_ посетят! 8. Н_ кто н_ даст нам избавленья: н_ Бог, н_царь, н_ герой.
Вставьте пропущенные буквы 9. Воду, сколько н_ толки, водой останется. 10. Кто н_ знает имен Толстого и Достоевского! 11. Н_ сказок о вас н_ расскажу … т, н_ песен о вас н_ споют. 12. Сегодня на охоте я н_ промахнулся.
вставьте пропущенные буквы. 5. Нельзя (н_) удивляться вашему поведению. 6. Где бы люди меня н_ спросили, я отвечу им так, н_ солгу: мне н_ жить без Ро … ссии, мне н_ жить без России, я дышать без неё н_ могу.
Прочитай текст и ответь на вопрос. Некоторые личные глаголь могут употребляться в безличном значении. Но часто безличный глагол нельзя использовать ка … к личный. Какие глаголы из приведённых глаголов никогда не смогут стать личными? Выбери верные варианты ответа. Тошнит Дует Дождит Верилось Темнеет Стихает
1) Приближалась осень, (1) и в старом саду было тихо (2) и грустно, (3) и на аллеях лежали тёмные листья.
1 - запятая между частями сложносочинённого предложения
2 - запятая не ставится, так как тихо и грустно - это однородные сказуемые
3 - запятая между частями сложносочинённого предложения
2) Хаджи Мурат надел оружие и (1) бурку, (2) Элдар сделал то же, и (3) оба молча вышли из сакли под навесом.
1 - запятая не ставится, так как оружие и бурку - это однородные дополнения
2 - запятая между частями бессоюзного сложного предложения
3 - запятая между частями сложносочинённого предложения
3) Свежеет ветер, (1) меркнет ночь, (2) а море алей и (3) алей бурлит, (4) и пена плещет на гранит, (5) то прянет, (6) то отхлынет прочь.
1 - запятая между частями бессоюзного сложного предложения
2 - запятая между частями сложносочинённого предложения
3 - запятая не ставится, так как алей и алей - это однородные определения
4 - запятая между частями сложносочинённого предложения
5 и 6 - запятая между частями сложносочинённого предложения, соединёнными двойным союзом то-то
4) На дворе было темно, (1) и видны были только одни силуэты деревьев да (2) тёмные крыши сараев.
1 - запятая между частями сложносочинённого предложения
2 - запятая не ставится, так как силуэты и крыши - однородные дополнения
Новые вопросы в Русский язык
Пустыня покрывается пёстрым ковром цветущих трав,красных маков,красных и жёлтых тюльпанов,и других растений.⁵ разбор по частям речи
найдите продолжения с косвенной речью и подчеркните его. Как то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех п … ор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор! Какой спросил я. Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне лейтенант Виталий Гуров. Все чаще вспоминались слова И может быть на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальный Идите за мной, сказала она, взяв меня за руку. Позвольте. прошептал Эмиль трепетным голосом, позвольте мне ехать с вами. Кондуктор! крикнул сердитый голос. Почему не даете билетов?
2. На основе прослушанного текста составьте диалог на тему «Разработки и открытияучёных Казахстана могут сохранить наше здоровье». В процессе диалога … обменяйтесь Мнениями по предложенной теме. Используйте для примеров информацию прослушанного текста, а также свои знания по теме. [10] Транскрипт Три года назад Бауыржан Айтуов разработал технологию для восстановления зубной эмали InnoDent. Биотехнологическое ноу-хау помогает лечить кариес на ранней стадии, когда он выглядит как пятнышко. Препарат начали выпускать в Казахстане два года назад, сейчас 40% объёма поставляется на местный рынок, 60% уходит за рубеж — в Украину и Россию. Заинтересовались препаратом в Европе и США. Бауыржан рассказывает историю разработки: «Я биотехнолог. Занимался научной деятельностью в университетах, институтах Великобритании, работал в Назарбаев Университете. Когда стажировался в США, мой профессор подсказал мне идею, ия начал изучать тему, вернувшись в Казахстан». Оказалось, восстановить разрушенную эмаль можно с помощью белка амелогенин. Во время развития плода именно он отвечает за формирование зубов, а в сформировавшемся зубе его нет. Мы искусственно воспроизвели белок из аминокислот. Поскольку он человеческий, то абсолютно биосовместим. То есть это не химически синтезированное лекарство. Если нанести его на зубы на начальной стадии разных видов кариеса, можно восстановить разрушенную эмаль, и это происходит за месяц. Сейчас у двух-трёхлетних детей недоразвитая зубная эмаль, видимо, сказывается современный образ жизни. У многих пациентов вылез в годик-два зуб и крошится, и ничего не помогает. Таким детям пломбу не поставишь, потому что зуб маленький и их трудно удержать в кресле стоматолога. Поэтому у нас появилась мысль сделать препарат для профилактики. Если обрабатывать им здоровые зубы каждые три месяца, то эмаль укрепляется изнутри и становится более резистентной к кариесу, чем сама эмаль. Это позволяет стоматологу гарантировать отсутствие нового кариеса. Также месяц назад появился препарат для домашнего использования. И готовится к выходу новый продукт для лечения глубокого кариеса (для нашего региона это оказалось весьма актуальной проблемой.) Помогите пожалуйста прошу! даю все свои баллы это СОЧ надо 2 толстых и три тонких вопроса
А любопытно бы 40 знает каждый этих птиц заставляют задуматься человека о том что любознательность прискакал личность.Випиши существительные и глаголы … (всего 6) и сделай марфемный разбор этих слов
СОЧ 5 класс Русский язык Задание 1 Составьте диалог-расспрос между журналистом и космонавтом, Раскройте в процессе беседы важность полётов в космос. З … адание 2 Прочитайте внимательно тексты и выполните задания. Текст 1 Здравствуй, Олжас. Как твои дела? Как продвигается твоя исследовательская работа по астрономии? Знаешь, на днях в нашей школе проходила встреча с астрономами и космонавтами. Они рассказали нам о своем невероятном открытии. Представляешь, им удалось обнаружить одну из самых первых звезд во Вселенной. Если ученые начнут изучение этой звезды уже в этом году, то скоро мы узнаем, как именно формировалась галактика Млечный Путь. Думаю, тебе будет интересна эта информация. канчиваю письмо и жду ответа, пиши. Твой друг Сергей. 1. Какова тема текста? Запишите. 2. Определите жанр текста. 3. Выпишите из текста предложение, которое является ответом на вопрос: «Представляют ли первые звезды интерес для современной астрономии?» 4. Сформулируйте и запишите основную мысль текста 5.Определите тип текста - Текст 2 В темном небе жили две звездочки. Одна из них была старательной и светила ярко-ярко. Другая была маленькой и тусклой, спала днем и ночью. Зачем мне стараться? - говорила она. - Все звезды одинаковые, их так много. За меня посветят другие, этого достаточно, чтобы на Земле стало светлее. От меня пользы немного. Однажды Звёздочка-лентяйка увидела комету. У Звездочки дух захватило: - Как ты красива! Я знаю, твое сиянье недолговечно, я хочу стать такой же яркой. Комета ответила: - Звездочка! У каждого существа Вселенной свое предназначение. У меня короткая жизнь, ия должна успеть отдать свое тепло и свет. Но ты не теряй время даром, а то проспишь всю жизнь. Отдыхать можно и днем, чтобы ночью работать. И тогда ты сможешь стать очень яркой, и кто-нибудь обязательно назовет тебя «своей звездой». - Задания 1. Какова тема текста? Запишите. 2. Определите жанр текста. 3.Выпишите предложение, в котором со Сржи я совет кометы звездочке-лентяйке?
Б. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква? * 1. Прил..гать,ИТАЛ..жение 2. Прил..жение, пол..жение 3. Пол..гаться,распол..жить 4. Сл.гаемое … , сл..жение
Задание 16 № 1543
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2) Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
3) Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
4) Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.
5) Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1)После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2)Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
3)Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
4)Способность ориентироваться во времени есть как у животных, так и у растений.
5)Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя, и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.
Одна запятая необходима:
в четвёртом предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов;
в 5-м :ССП (бунчуки метались и кони рвались)
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель: найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
ОЧ — однородные члены.
ССП — сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения — это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема: О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема: О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема: О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема: О , и О , и О .
Общая схема: и О , и О , и О .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры:
Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4: Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Пример 1: По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , или О , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не только не, а, скорее. чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде.
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок — это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни . ни; тоже; также; не только . но и; как . так и);
2) ССП с разделительными союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся —это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения, а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1: На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина. В предложении два обстоятельства, у каждого простого— своё. Именно поэтому запятая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
1)Видны были только силуэты деревьев да темные крышки сараев.
2)Сталкивались друг с другом торопливо бегущие струи, то ныряли вглубь, то выныривали образуя бугор.
3)Заунывная песня то замерала , то опять проносилась в стоячем душном воздухе.
Пожалуйста составте схемы предложений .
1. ( = = = - - - да - - - - ) - - - обводим в кружки, это однородные подлежащие
). После "выныривали" запятая = = = обводим, это однородные сказуемые
( - - - то = = = , то = = = ) = = = обводим, это однородные сказуемые.
( = = = не то - - - , не то - - - ) - - - обводим, однородные подлежащие.
Душно было в дрожащих струях горячего воздуха?
Душно было в дрожащих струях горячего воздуха.
Задание : К четвертому слову подберите три однокоренных слова.
Разберите слова по составу.
Скажите пожалуйста глаголы в этом предложении?
Скажите пожалуйста глаголы в этом предложении?
Однако потом учёные обнаружили, что эти шорохи издают кристаллики льда, которые сталкиваются друг с другом из - за дыхания человека в морозном воздухе.
Составь схемы к однородному из предложений Цапли живут на болотах и озера ?
Составь схемы к однородному из предложений Цапли живут на болотах и озера .
Предложения со словами певший песню и бегущий по дорожке?
Предложения со словами певший песню и бегущий по дорожке.
Только взойдя на пароход , после душного метро , после торопливого шаганья по раскалённой асфальтовой аллее к речному вокзал , он почувствовал себя наконец свободно и глубоко вдохнул свежий воздух - р?
Только взойдя на пароход , после душного метро , после торопливого шаганья по раскалённой асфальтовой аллее к речному вокзал , он почувствовал себя наконец свободно и глубоко вдохнул свежий воздух - разберите пожалуйста по членам предложения по главным и второстепенным.
Сделать синтаксический разбор предложения, с развернутой схемой?
Сделать синтаксический разбор предложения, с развернутой схемой!
Из - за тумана не было видно : ни впереди идущего буксира, ни берега.
Составить схему предложенияЗаунывный ветер гонитСтаю туч на край небес,Ель надломленная стонет,Глухо шепчет темный лес?
Составить схему предложения
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Над озером висела сизая мгла от недавних пожаров (Составте схему предложения) СРОЧНО?
Над озером висела сизая мгла от недавних пожаров (Составте схему предложения) СРОЧНО!
Придумайте и запишите предложения со словом вглубьодно предложение слитно ВГЛУБЬ а другое раздельно В ГЛУБЬ?
Придумайте и запишите предложения со словом вглубь
одно предложение слитно ВГЛУБЬ а другое раздельно В ГЛУБЬ.
Дорога моя тяжела, далека, но песня - мой спутник и друг?
Дорога моя тяжела, далека, но песня - мой спутник и друг.
Составить схему предложения и разъяснить грамотиеские основы предложения.
- по - приставка ; - друж - корень ; - итьс - суффикс ; - я - окончание.
Наша деревня с пятьюстами семидесяти жителями находится в полтораста километрах от Александрова. Зимой у нас тихо, оба магазина - продовольственный и хозяйственный - закрыты. Все оживает незадолго до весны. Хозяева обивают фанерой гостевые комнаты..
Вася (когда? ) всегда (что делает? ) завязывает (кого? Что? ) шнурки (как? ) в тугой узел.
1 Мне купили длинную линейку. 2 Есть частное, произведения, сумма, разность. 3Прозвенел звонок, мы зашли в класс. 4 Я живу в России! 5 Стих называется "Весёлая грамматика, .
Закате буква а слышим о пишем а проверочное слово закат вроде так но не уверена.
Словосочетания : распевала песенку, негромкую песенку, распевала на снегу, - это всё.
Вокруг пахло смолистым дымом. С весёлым криком бежали дети. Ты можешь войти в холодную утреннюю воду? Хорошо работать на свежем зимнем воздухе. Грибы растут после летнего тёплого дождя. Всё началось морозным осенним днём.
Вокруг пахло смолистым дымом. С веселым криком бежали дети. Ты можешь войти в холодную, утреннюю воду? Хорошо работать на свежем зимнем воздухе.
Ответ : 1) Мальчик пишет письмо, |сидя за столом|. (мальчик одной чертой, пишет двумя, сидя за столом пунктиром с точками). 2) Совершенный, несовершенный. 3) Запятые.
Читайте также: