Вид с крыши на асфальт

Обновлено: 05.05.2024

Очень популярным экскурсионным направлением в Петербурге в туристический сезон являются прогулки по крышам. Эта экскурсия достаточно необычна, чтобы поразить воображение и увидеть Петербург совершенно в другом амплуа, поэтому она пользуется высокой популярностью.

Есть несколько видов экскурсий по крышам Петербурга: прогулка с гидом и рассказ про историю города, выход на несколько крыш с самым красивым панорамным видом на город, прогулка по крышам на закате, романтический ужин на крыше или фотосессия на крыше.

Чаще всего, узнать подробности про такие экскурсии вы можете либо в интернете, либо прямо у человека, который эти экскурсии продает. Стоят они обычно на Невском проспекте с плакатом "ПРОГУЛКИ ПО КРЫШАМ", и очень настойчиво предлагают прохожим посетить экскурсию.

Юридически, прогулки по крышам запрещены. Собственники здания (жильцы или государство), на крышу которого хотят подняться, сами определяют, можно ли это сделать. Например, если общее собрание собственников дома или ТСЖ не приняло решение пускать посторонних людей на крышу, то подниматься на нее нельзя.

Если дом относится к категории объектов культурного наследия, а таких в Петербурге довольно много, то в его охранном обязательстве прописана и возможность проведения экскурсий. Если документ их запрещает, то работа гидов в таких домах, а тем более на крышах незаконна.

Если даже есть разрешение на экскурсию в доме, который является объектом культурного наследия, все равно организаторы экскурсий должны получить одобрение собственников. В случае жилых домов, а не государственных зданий, гиды должны организовать общее собрание жильцов и получить на нем коллективное разрешение на экскурсии. Если согласия жильцов нет, то проведение экскурсий незаконно.

Таким образом, проводя экскурсию по крышам города, гид нарушает не один закон, потому что он не может в полной мере отвечать за безопасность группы. Получается, что большинство прогулок по крышам, предлагаемых нам на улицах Петербурга, незаконны и небезопасны.

Весной 2019 года губернатор Александр Беглов высказывался против экскурсий по крышам Петербурга, даже легальных..

«Уверен, что это незаконно и опасно», - сказал Беглов об экскурсиях по крышам при обсуждении следующего отопительного сезона. По мнению врио губернатора, экскурсии приводят к протечкам.

Многие жители Центрального района негативно относятся к экскурсиям. Они говорят , что руферы портят кровлю и срезают замки с чердаков, чтобы проникнуть на крышу. Петербуржцев также раздражает навязчивая реклама экскурсий по крышам, которая размещается на асфальте. Гиды рассказывают, что во многих домах жители последних этажей жалуются на шум из-за экскурсий: они слышат, как люди ходят по крышам.

Однако посетить крышу Петербурга легально возможно. Первые экскурсии по крыше, согласованные с МЧС и Смольным, запустил проект PanoramicRoof . По словам сотрудников компании, они обошли около 200 крыш, прежде чем нашли подходящую на Лиговском проспекте - с башней противовоздушной обороны.

На оборудование площадки потратили около 800 тысяч рублей: там проверили несущие конструкции, проложили мостки и поменяли ограждения под стандарты промышленного альпинизма. Участники экскурсии надевают каски, а перед входом на крышу проводится инструктаж. Стоимость билетов начинается от 600 рублей.

Проект подготовили совместно с комитетом по развитию туризма, разрешение на экскурсию также выдали в МЧС.

Были ли вы когда-нибудь на экскурсии по крышам Петербурга? Поделитесь, стоит ли это того?

Асфальт – это строительный материал на основе щебня, песка и битумного вяжущего, которым традиционно покрывают дороги и тротуары в городах. Но его сфера применения этим не ограничивается.

  • Асфальт для крыш
  • Можно ли класть асфальт на крыши?
  • Виды и свойства асфальта для крыши
  • Особенности укладки асфальта и асфальтовой стяжки на крыше
  • Что делать, если течет асфальтовая крыша в гараже
  • Ремонт асфальтовой крыши гаража
  • Защита гаража от протечек

Его также можно брать для обустройства:

  • Выравнивающей стяжки под кровельную гидроизоляцию
  • Покрытия плоской кровли
  • Крыш-проездов в двухярусных гаражных кооперативах

Сразу проясним один важный момент. Довольно часто люди используют фразы вроде «асфальт для крыши» или «асфальтовая крыша», но имеют в виду совсем не тот асфальт , который лежит на городских улицах.

Под этим может подразумеваться следующее:

  • Асфальтовая черепица – недорогое и простое в применении кровельное покрытие
  • Асфальтовая (битумная) мастика – пластичная вязкая масса, которая используется в качестве гидроизоляционного материала

Откуда берется такая путаница? Дело в том, что в промышленности и науке асфальтом называется вяжущее вещество (разновидность нефтяного битума), которое входит в состав всех этих материалов. А вот готовая строительная смесь, которую кладут на дороги и тротуары – это асфальтобетон (по аналогии с цементобетоном). Но в быту уже устоялось понимание асфальта именно как дорожного покрытия. Из-за этого могут возникать недопонимания.

Простоты ради мы тоже будем использовать термин «асфальт», имея в виду асфальтобетон.

Эта статья будет актуальна для:

  • Жителей многоквартирных домов, которым предлагают положить асфальтовую стяжку на крыше вместо бетонной
  • Собственников боксов с эксплуатируемой асфальтовой крышей в гаражно-строительных кооперативах (ГСК)
  • Собственников торговых и бизнес-центров, которые хотят обустроить парковку или зону отдыха на крыше здания
  • Обычных граждан , которым интересна идея превратить крышу своего многоквартирного здания в эксплуатируемое общественное пространство

Мы поговорим о том, зачем вообще кладут асфальт на крыши, какие у этого есть плюсы и минусы. Также мы дадим рекомендации по выбору подходящего материала для конкретных работ и разберем основные нюансы асфальтирования крыш. А в заключительном разделе мы подробнее остановимся на такой проблеме как протекающая крыша из асфальта в гараже.

Укладка асфальта на крышу дома

Можно ли класть асфальт на крыши?

Практика укладки асфальтобетона на крыши домов (в том числе многоквартирных) действительно существует. У многих она вызывает непонимание и недоумение. А кто-то и вовсе видит в этом грубое нарушение технологии. Ведь асфальт в представлении людей – это материал для покрытия дорог и улиц. Разве можно такое класть на кровлю?

Но на самом деле – это вполне рабочий вариант.

Он предусмотрен в таких нормативных документах:

В них рассматривается обустройство выравнивающей стяжки на плоской крыше. Она используется как прочное и надежное основание под рулонную или бесшовную кровлю. При этом СНиПы разрешают использовать для этого как бетон, так и асфальт. Но поскольку первый вариант в таком «амплуа» более привычен , то про второй часто забывают.

Между тем у асфальта есть ряд преимуществ перед бетоном.

Он:

  • Легко и быстро укладывается
  • Не требует обустройства опалубки и армирования
  • Не требует особого ухода при затвердении
  • Набирает полную прочность за 1-2 дня
  • В отличие от бетона, который растрескивается, может укладываться в жаркую и сухую погоду без ограничений
  • Позволяет начинать наклеивание или наплавление кровельного покрытия сразу же после укладки
  • Обеспечивает отличное сцепление с рулонной кровлей за счет наличия в обоих материалах битума
  • Защищает крышу от попадания влаги даже при случайном повреждении верхнего гидроизоляционного слоя (например, если покрытие пробили ломом во время уборки снега)
  • За счет своей упругости частично гасит звук, обеспечивая дополнительную звукоизоляцию

Как видите, по сравнению с бетоном асфальт – гораздо менее «капризный» и требовательный материал. Сделать из него стяжку проще и быстрее. А за счет этого снижается и стоимость работ.

Однако у него есть ряд недостатков и ограничений:

  • Укладывать асфальт нужно при температуре воздуха не ниже 5-10°C, в сухую и ясную погоду. Исключение – литые смеси и материалы с пластифицирующими добавками, которые сохраняют свои свойства при температурах до -10°C
  • Для уплотнения материала требуется специальное оборудование: ручной каток или виброплита
  • Асфальт нельзя укладывать на слой рыхлого или нестойкого к высоким температурам утеплителя
  • Асфальт уступает бетону по долговечности (при условии, что бетон достаточно высокого качества и залит с соблюдением технологии)

Итак, давайте подытожим.

Асфальт на крыше – это не что-то из ряда вон выходящее, а реальная строительная практика. По качественным характеристикам он не особо превосходит бетон, а в чем-то и проигрывает ему. Но на его укладку требуется гораздо меньше времени и сил. Если стоит задача обустроить кровельное покрытие в сжатые сроки и сэкономить на уходе за стяжкой, то использование асфальта – это хороший выход из положения. По этой же причине асфальту часто отдают предпочтение при обустройстве крышных парковок и зон отдыха на плоских крышах.

В следующем разделе мы подробнее поговорим о том, как выбирается материал для таких работ.

Виды и свойства асфальта для крыши

Строгих требований к характеристикам асфальтобетона в кровельных работах нет. Все-таки основная сфера применения материала – это дорожные работы. При выборе нужной разновидности руководствуются в основном здравым смыслом и сложившейся строительной практикой.

При этом учитывают такие свойства асфальтобетонных смесей (АБС):

  • Удобоукладываемость и уплотняемость
    На крыше не получится использовать асфальтоукладчики и тяжелые дорожные катки. Поэтому смесь должна быть такой, чтобы ее было легко укладывать и трамбовать с использованием ручной техники. По этому критерию идеально подходит литой асфальт , который сам растекается по основанию и уплотняется под собственным весом. Также удобно работать с горячим песчаным или мелкозернистым асфальтом типов В, Г, Д.
  • Прочность
    Это свойство непринципиально для асфальтовых стяжек и покрытий крыши, не предназначенной для движения транспорта. Ведь вес человека и рулонной кровли спокойно выдерживает любой асфальт. А вот для паркинга лучше использовать смеси на основе щебня: типа В или Б. Наличие крупного заполнителя придает им прочность и устойчивость к деформации.
  • Шероховатость
    Поверхность асфальтовой стяжки должна быть максимально ровной и гладкой. Этому требованию отвечают песчаные АБС (типы Г и Д), а также литой песчаный асфальт типа III. В то же время покрытие парковки должно быть шероховатым, чтобы обеспечить хорошее сцепление с шинами. Для этого берут мелкозернистые смеси типов Б и В. А если использовался литой асфальт, то его поверхность дополнительно обрабатывают щебнем фракции 5-10.
  • Пористость
    В кровельных работах используют высокоплотные и плотные АБС, содержание воздушных пустот в которых после укладки не превышает 5%. Такой асфальт меньше подвержен разрушению водой. А в качестве стяжки он обеспечивает максимальное сцепление с рулонным покрытием. Это особенно важно для высотных зданий (выше 75 м), где ветровая нагрузка на крышу очень большая.
  • Трещиностойкость
    Асфальтобетон по мере старения вяжущего битума становится склонен к растрескиванию. Особенно уязвим он в морозы и при резких перепадах температуры. Чтобы продлить срок службы материала, нужно выбирать смеси с более высокими показателями трещиностойкости. Это литой асфальт и горячий асфальт на полимерно-битумном вяжущем (ПБВ). Однако стоит отметить, что стоят такие материалы дороже обычных.

Если опираться на эти основные критерии, то работы по укладке асфальта на крыше будут более эффективными, а сам материал прослужит дольше.

А теперь давайте обобщим все сказанное выше.

Если вы заказываете асфальт для работ на крыше, то оптимальным выбором будет:

  • Для асфальтобетонной стяжки – горячий (тип Г, Д) или литой (тип III) песчаный асфальт
  • Для парковки на крыше – мелкозернистый горячий асфальт (тип Б , В) или литой асфальт с дополнительной обработкой мелким щебнем
  • Для зоны отдыха, не предназначенной для движения транспорта – горячий или литой песчаный асфальт, мелкозернистый асфальт типа В

Мы не рекомендуем брать для этой задачи крупнозернистые или холодные АБС. Первые укладываются толстыми слоями, которые будут создавать лишнюю нагрузку на строение. К тому же их нельзя качественно уплотнить без применения тяжелой техники. Холодный асфальт стоит дорого, при этом по качеству сильно уступает горячим смесям. Брать его просто невыгодно.

В продолжении статьи мы рассмотрим основные тонкости укладки асфальта на плоской крыше.

Особенности укладки асфальта и асфальтовой стяжки на крыше

Обустройство покрытия крышной парковки или общественной зоны отдыха в целом делается по стандартной технологии, которую мы подробно описывали в статье Технология укладки горячего асфальта. Отличие заключается в том, что специальная песчано-щебеночная подушка в этих случаях не обустраивается. Асфальт кладется сразу на бетонные плиты перекрытия , обработанные битумной эмульсией для лучшего сцепления.

Свои нюансы есть у обустройства асфальтобетонной стяжки. Они обусловлены тем, что сверху на нее будет наклеиваться рулонное гидроизоляционное покрытие. Ознакомиться с ними можно в СП 17.13330.2017 и СП 71.13330.2017.

Для вашего удобства мы приведем выжимку основных моментов:

  • Стяжка укладывается одним слоем толщиной от 30-40 мм
  • Асфальт нельзя класть на сжимаемые, засыпные и нестойкие к воздействию высоких температур утеплители (к ним относятся минеральная вата, керамзит, перлитовый песок, пенополистирол и другие)
  • В стяжке нужно обустроить температурные швы шириной до 10 мм так, чтобы они делили асфальтобетон на участки не более 4×4 м
  • В местах примыкания асфальтового слоя к вертикальным поверхностям делают клиновидные бортики со сторонами до 100 мм

Готовое основание под кровлю должно отвечать таким требованиям СП 71.13330.2017:

Показатель Допустимое значение
Уклон Не более 0,2%
Ровность Отклонение вдоль уклона и на горизонтальной поверхности – не более 5 мм.

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Требования из СП 71.13330.2017 к готовому основанию под кровлю

Это главные особенности при обустройстве кровельной стяжки из асфальта, которые регулируются нормативами. Их нужно учитывать, чтобы избежать появления дефектов в кровельном покрытии и лишних расходов на ремонт.

А в заключительном разделе мы поговорим о проблеме , с которой периодически сталкиваются владельцы гаражей. Она касается ремонта кровельного асфальтового покрытия.

Что делать, если течет асфальтовая крыша в гараже

В гаражно-строительных кооперативах (ГСК) достаточно распространена такая ситуация, когда гаражи построены в два этажа, и крыши нижних боксов выполняют функцию подъездных дорог для верхних. Автолюбители покупают гаражи с такими эксплуатируемыми кровлями, прельстившись низкой ценой. А спустя какое-то время сталкиваются с проблемой постоянных протечек. Ведь многим таким постройкам уже десятки лет, и ремонта они за все это время не видали.

Решить эту проблему можно двумя способами:

  • Капитально – отремонтировав саму крышу-дорогу
  • Локально – попытавшись защитить свой гараж изнутри

Давайте остановимся на каждом методе отдельно.

Ремонт асфальтовой крыши гаража

Несложно догадаться, что этот способ наиболее надежный. Ведь он направлен на решение самой проблемы – плохого состояния покрытия на крыше.

Если масштаб повреждений асфальта «на глаз» не превышает 12-15% от общей площади, то можно обойтись текущим ремонтом.

Он включает в себя такие шаги:

  1. Пройдитесь по асфальту метлой и очистите его от крупного мусора, камней, грязи.
  2. Ямы высушите при помощи воздуходувки или строительного фена, засыпьте холодным асфальтом и тщательно утрамбуйте. Стыки между заплатой и остальным покрытием обработайте битумной эмульсией или мастикой.
  3. Узкие трещины почистите при помощи жесткой щетки , продуйте и залейте битумной эмульсией, мастикой или полимерным герметиком.
  4. Зазоры между асфальтом и стенами гаража также как следует загерметизируйте.
  5. Заплаты и места розлива битума отсыпьте толстым слоем песка или мелкого отсева, чтобы битум не налипал на колеса машин.
  6. Если есть возможность ограничить движение хотя бы на 1-2 дня, то на весь отремонтированный участок можно нанести защитную битумную пропитку. Она загерметизирует поры и мелкие трещины на поверхности асфальта, сделав его максимально водонепроницаемым.

Плюс такого метода заключается в том, что он позволяет быстро открыть движение по крыше. А это немаловажно, если вы не хотите навлечь на себя недовольство соседей.

Но в любом случае это – временная мера. Если крыша была построена халтурно или если постройке уже много лет, то вся конструкция продолжит разрушаться и трескаться. А значит, рано или поздно протечки вновь появятся. В этом случае поможет только капитальный ремонт.

Обычно это выглядит так:

  1. Слой старого асфальта полностью снимают при помощи лома или отбойного молотка.
  2. Если под ним была бетонная стяжка, которая начала разрушаться, ее тоже убирают. Демонтируют старую гидроизоляцию (если она изначально была) и счищают покрытие до плит перекрытия.
  3. Плиты очищают от мусора и высушивают. Стыки между ними зачищают и продувают из строительного фена или воздуходувки.
  4. Бетонную поверхность грунтуют битумным праймером и дают подсохнуть в течение 1 часа.
  5. Сверху на плиты перекрытия укладывают 1-2 слоя наплавляемой рулонной гидроизоляции. Для этого используется строительная газовая горелка.
  6. Сверху обустраивают армированную бетонную стяжку толщиной 5-10 см. В течение 7-15 дней после заливки за бетоном ухаживают: содержат его под пленкой и периодически увлажняют. Затем оставляют созревать до набора полной прочности еще на 2-3 недели.
  7. Бетонное основание также грунтуют битумным праймером, после чего укладывают сверху асфальт толщиной не менее 6 см.

Этот способ наиболее надежный. Так можно гарантированно защитить себя от протечек на долгое время.

Но организовать капитальный ремонт крыши – очень сложно. Для этого придется перекрывать проезд к боксам второго яруса. А это с большой вероятностью не понравится соседям сверху. И даже если вы сможете заручиться их согласием , за все работы придется отстегнуть немаленькую сумму.

Поэтому многие владельцы «неудачных» гаражей предпочитают не связываться с ремонтом крыши и спасаться полумерами. Давайте посмотрим, какие «дедовские» способы пользуются популярностью.

Защита гаража от протечек

Сразу оговоримся, что все приведенные ниже решения – это не более чем лечение симптомов. Они помогут не допустить полного затопления гаража, но проблема протечек никуда не денется.

Спасти машину от потопа можно так:

  • Договориться с хозяином гаража на втором этаже и сделать навес над дорогой. По крайней мере, он отведет большую часть дождевой воды от вашей крыши.
  • Запенить все трещины, стыки и зазоры, из которых в гараж просачивается влага. Но это чревато тем, что вода будет просто застаиваться между плит перекрытия и ускорять их разрушение.
  • Натянуть под потолком баннерную ткань, плотный брезент или полиэтиленовую пленку с уклоном в сторону одного из углов. Туда поставить ведро, в которое будет стекать вода, и периодически его опустошать.
  • Навесить «второй потолок» из профнастила, с уклоном и водостоком, который будет выводить воду на улицу.

Такие меры позволяют как минимум защитить свою машину от постоянного промокания. Но они приносят только временное облегчение.

Если договориться с соседями или председателем ГСК о полноценном ремонте никак не получается, то проще будет переехать в другой гараж.

Подведем итог.

Помимо дорожного строительства , асфальтобетон может использоваться и в других, иногда неожиданных видах работ. В частности, его применяют для обустройства эксплуатируемых плоских крыш, крышных паркингов, выравнивающих стяжек под мягкую кровлю, крыш-проездов в двухярусных гаражно-строительных кооперативах (ГСК). Для этих работ, как правило, берут мелкозернистые асфальтобетонные смеси на основе песка или с низким содержанием щебня. В более сложных и дорогих проектах (ТЦ, крупные промышленные и офисные здания) предпочтение часто отдают литому асфальту.

Асфальт (техническое название – асфальтобетон) – это строительный материал на основе щебня или песка и вяжущего битума. Основная сфера его применения – это строительство дорог. Но он также широко используется для благоустройства городских и частных территорий.

Из асфальта делают покрытия парковок:

  • Возле торговых центров
  • В промзонах
  • Во дворах многоквартирных домов
  • У частных домов
  • В подземных паркингах
  • В паркингах на эксплуатируемых плоских крышах

Последний пункт мы подробно рассматриваем в статье Асфальт для крыш, поскольку там есть свои нюансы , которые нужно учитывать. Здесь же мы остановимся на асфальтировании обычных наземных парковок, и в первую очередь – частных. Мы разберем, какие разновидности материала лучше подойдут для таких работ. Также мы поговорим о том, чем обустройство парковки отличается от других видов асфальтирования. В заключительном разделе мы рассмотрим альтернативные материалы для покрытия стоянок.

Парковка из асфальта

Машина на маленькой парковке из асфальта

Парковка из асфальта у частного дома

Какой асфальт лучше подойдет для парковки

Асфальтобетонные смеси (АБС) различаются по своему составу и соотношению компонентов. От этого зависят свойства материала и конечного покрытия из него. Если вы заказываете асфальт с характеристиками, которые не подходят для вашей задачи, то рискуете выкинуть деньги на ветер.

Для вашего удобства мы сделали таблицу, на которую можно опираться при выборе материала под конкретный вид работ:

Тип участка Вид материала Зернистость Тип Марка
Временная парковка Срезка асфальта (асфальтовая крошка) Мелкозернистая
Частная парковка на 1-2 легковые машины Срезка асфальта

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Таблица с рекомендациями по выбору асфальта для конкретных работ

А чтобы логика этих рекомендаций была понятнее, давайте разберем ее на конкретных примерах:

  • Допустим, вы хотите обустроить парковку на своем загородном участке. Она предназначена для стоянки одного легкового автомобиля (максимум – двух). Это значит, что нагрузка на нее будет небольшая. Для такой задачи можно взять асфальтовую крошку – дешевый вторичный материал, который получается после снятия старого дорожного полотна. Но она не проходит проверок на соответствие ГОСТу. Нет никакой гарантии, что на следующий год такое покрытие не «поплывет». Зато для временной парковки это оптимальный вариант.
  • Самые высокие качественные показатели – у горячих АБС. Если вы готовы доплатить за надежность, то лучше брать именно их. В качестве альтернативы можно рассмотреть теплый асфальт. Он укладывается при более низких температурах , в том числе минусовых (до -5-10°C). Но такой материал производится не везде и стоит дороже.
  • Для частной парковки в целях экономии можно заказать песчаный асфальт. Но он достаточно пластичный и в жару может продавливаться колесами автомобиля. Более надежным выбором будет мелкозернистый асфальт на основе щебня. Именно он используется на общественных паркингах.
  • Холодный асфальт теоретически можно брать для обустройства небольшой парковки. Но это не особо выгодный вариант. Сам материал стоит достаточно дорого и продается небольшими объемами – мешками и ведрами по 25-50 кг. При этом по качеству он сильно уступает горячим смесям. Его основная сфера применения – это ремонт ям.
  • Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) – это особая разновидность асфальта с высоким содержанием щебня и стабилизирующими добавками. Он отличается высокой прочностью и жесткостью, поэтому подходит для стоянок тяжелого грузового транспорта. Но для частных территорий брать его нет смысла.

Существуют еще две важные разновидности материала, которые мы не включили в таблицу по причине достаточно узких сфер применения. Это крупнозернистый и литой асфальт.

Крупнозернистые АБС отличаются высокой прочностью за счет наличия больших камней. Но их очень сложно уплотнить вручную – для этого нужны тяжелые катки. Такие смеси используются при создании надежных и жестких оснований дорог.

Литой асфальт отличается повышенными гидроизоляционными свойствами. За счет этого он востребован при строительстве мостов и путепроводов. Но стоит материал дорого, и для его транспортировки нужна специальная техника , оборудованная закрытыми контейнерами с подогревом и мешалкой. Поэтому заказывать его для обустройства парковки, особенно частной – нецелесообразно.

В продолжении статьи мы подробнее остановимся на том, чем обустройство парковки отличается от применения асфальта в дорожном строительстве.

Особенности асфальтирования парковки или стоянки

Общая технология укладки асфальта одинакова для всех видов работ. Готовую АБС нужно выложить на подготовленное основание, разровнять и как следует уплотнить с использованием катка или ручной виброплиты.

Подробные пошаговые инструкции вы можете найти в статьях на нашем сайте:

При этом, как мы отмечали, основные материалы для обустройства парковки – это горячий асфальт и срезка асфальта.

При проведении работ нужно учитывать ряд нюансов:

  • Толщина асфальта для парковки
    Поскольку на такое покрытие нагрузка выше, чем на обычную пешеходную дорожку, его толщина должна быть увеличена. Минимальная рекомендуемая толщина составляет 6-8 см.
  • Обустройство двухслойного покрытия
    Оно рекомендуется в тех случаях, когда на асфальт оказывается повышенная нагрузка. Это, например, парковка возле крупного ТЦ или стоянка, по которой будет ездить многотонный грузовой транспорт. В этом случае сначала укладывается один слой толщиной 6-8 см и уплотняется катком. Затем на него наносят пропитку из битумной эмульсии и укладывают еще один слой асфальта такой же толщины.
  • Использование специального оборудования для укладки
    Даже если вы просто делаете небольшую парковку на своем участке, мы советуем арендовать ручной каток или виброплиту. Потому что ручная трамбовка не позволит добиться качественного уплотнения покрытия. Впоследствии оно просядет под колесами автомобиля , в нем образуется колея.

Учитывая эти рекомендации, вы сможете создать качественное и долговечное покрытие для своей стоянки.

А если вы сомневаетесь, что асфальтовая парковка будет выгодна конкретно для вас, то в следующем разделе мы кратко рассмотрим другие способы ее обустройства.

Альтернативы асфальту для парковки

Асфальтобетон широко востребован в работах по благоустройству территорий. Но это далеко не единственный и не всегда оптимальный вариант для оборудования парковки.

Вместо него также могут использоваться:

  • Бетон
    Этот материал хорошо известен всем строителям. Его главный плюс – это высокая прочность и долгий срок эксплуатации, который может доходить до 50 лет. Бетон имеет высокую жесткость и гораздо лучше асфальта сопротивляется деформациям под высокими нагрузками. Он отлично подходит для стоянок многотонных грузовиков. Но его заливка требует много времени и сил. Да и полную прочность материал набирает в течение 28 суток. У асфальта же этот процесс занимает всего 2-3 дня.
  • Тротуарная плитка, брусчатка
    Это самый эстетичный вариант, который отлично дополнит дизайн любого участка. Но обойдется он дорого. Кроме того, нужно будет ответственно подойти к выбору материала и укладке плитки, чтобы под весом машины она не начала трескаться.
  • Щебень, гравий
    Отсыпка щебнем или гравием – самый простой, быстрый и дешевый вариант. Но у него довольно много минусов. По отсыпке неудобно ходить, а острые камни могут поцарапать покрытие машины. Тем не менее, это оптимальный выбор для временной парковки. Кроме того, щебень можно использовать в качестве основания под любое финишное покрытие – асфальт, бетон или плитку.
    Подробнее об этом читайте в нашей статье Щебень для отсыпки участков, площадок и дворов.
  • Отсев
    Отсев – дешевый и доступный материал. Его можно использовать как для создания подушки под парковкой, так и для отсыпки верхнего слоя. Материал способен выдержать большие нагрузки, плотно утрамбоваться. Минус отсева же тут состоит в том , что со временем он стаптывается настолько, что превращается в сплошное покрытие, плохо пропускающее воду. В местах скопления влаги со временем начнет появляться грязь.
    Подробнее об этом читайте в нашей статье Отсев для детских площадок, парковок.

Бетонное покрытие на большом паркинге

Бетонная парковка и заезд в частном доме

Частная парковка из мраморного щебня

Частная парковка на заднем дворе, покрытая плиткой

Подведем итог.

Асфальт широко востребован не только в области дорожного строительства, но и при обустройстве парковок. Он может использоваться как на общественных участках, так и на частной придомовой территории. Для небольшой парковки на 1-2 автомобиля можно взять срезку асфальта или недорогую песчаную смесь. При работе с участками, рассчитанными на более серьезные нагрузки, не обойтись без плотного щебеночного асфальта типов А, Б, В и марки I-II.

Асфальтирование парковки отличается от обустройства покрытий тротуаров. Оно более приближено к строительству дорог. Минимальная толщина асфальта на парковке составляет 6 см. А в случаях повышенных нагрузок рекомендуется укладывать его в два слоя. Для уплотнения покрытия используются ручные виброплиты или дорожные катки.

Асфальт – это строительный материал на основе щебня, песка и битумного вяжущего, которым традиционно покрывают дороги и тротуары в городах. Но его сфера применения этим не ограничивается.

Его также можно брать для обустройства:

  • Выравнивающей стяжки под кровельную гидроизоляцию
  • Покрытия плоской кровли
  • Крыш-проездов в двухярусных гаражных кооперативах

Сразу проясним один важный момент. Довольно часто люди используют фразы вроде «асфальт для крыши» или «асфальтовая крыша», но имеют в виду совсем не тот асфальт, который лежит на городских улицах.

Под этим может подразумеваться следующее:

  • Асфальтовая черепица – недорогое и простое в применении кровельное покрытие
  • Асфальтовая (битумная) мастика – пластичная вязкая масса, которая используется в качестве гидроизоляционного материала

Откуда берется такая путаница? Дело в том, что в промышленности и науке асфальтом называется вяжущее вещество (разновидность нефтяного битума), которое входит в состав всех этих материалов. А вот готовая строительная смесь, которую кладут на дороги и тротуары – это асфальтобетон (по аналогии с цементобетоном). Но в быту уже устоялось понимание асфальта именно как дорожного покрытия. Из-за этого могут возникать недопонимания.

Простоты ради мы тоже будем использовать термин «асфальт», имея в виду асфальтобетон.

Эта статья будет актуальна для:

  • Жителей многоквартирных домов, которым предлагают положить асфальтовую стяжку на крыше вместо бетонной
  • Собственников боксов с эксплуатируемой асфальтовой крышей в гаражно-строительных кооперативах (ГСК)
  • Собственников торговых и бизнес-центров, которые хотят обустроить парковку или зону отдыха на крыше здания
  • Обычных граждан , которым интересна идея превратить крышу своего многоквартирного здания в эксплуатируемое общественное пространство

Мы поговорим о том, зачем вообще кладут асфальт на крыши, какие у этого есть плюсы и минусы. Также мы дадим рекомендации по выбору подходящего материала для конкретных работ и разберем основные нюансы асфальтирования крыш.

Можно ли класть асфальт на крыши?

Практика укладки асфальтобетона на крыши домов (в том числе многоквартирных) действительно существует . У многих она вызывает непонимание и недоумение. А кто-то и вовсе видит в этом грубое нарушение технологии . Ведь асфальт в представлении людей – это материал для покрытия дорог и улиц. Разве можно такое класть на кровлю?

Но на самом деле – это вполне рабочий вариант.

Он предусмотрен в таких нормативных документах:

В них рассматривается обустройство выравнивающей стяжки на плоской крыше. Она используется как прочное и надежное основание под рулонную или бесшовную кровлю. При этом СНиПы разрешают использовать для этого как бетон, так и асфальт. Но поскольку первый вариант в таком «амплуа» более привычен, то про второй часто забывают.

Между тем у асфальта есть ряд преимуществ перед бетоном.

  • Легко и быстро укладывается
  • Не требует обустройства опалубки и армирования
  • Не требует особого ухода при затвердении
  • Набирает полную прочность за 1-2 дня
  • В отличие от бетона, который растрескивается, может укладываться в жаркую и сухую погоду без ограничений
  • Позволяет начинать наклеивание или наплавление кровельного покрытия сразу же после укладки
  • Обеспечивает отличное сцепление с рулонной кровлей за счет наличия в обоих материалах битума
  • Защищает крышу от попадания влаги даже при случайном повреждении верхнего гидроизоляционного слоя (например, если покрытие пробили ломом во время уборки снега)
  • За счет своей упругости частично гасит звук, обеспечивая дополнительную звукоизоляцию

Как видите, по сравнению с бетоном асфальт – гораздо менее «капризный» и требовательный материал. Сделать из него стяжку проще и быстрее. А за счет этого снижается и стоимость работ.

Однако у него есть ряд недостатков и ограничений:

  • Укладывать асфальт нужно при температуре воздуха не ниже 5-10°C, в сухую и ясную погоду. Исключение – литые смеси и материалы с пластифицирующими добавками, которые сохраняют свои свойства при температурах до -10°C
  • Для уплотнения материала требуется специальное оборудование: ручной каток или виброплита
  • Асфальт нельзя укладывать на слой рыхлого или нестойкого к высоким температурам утеплителя
  • Асфальт уступает бетону по долговечности (при условии, что бетон достаточно высокого качества и залит с соблюдением технологии)

Итак, давайте подытожим.

Асфальт на крыше – это не что-то из ряда вон выходящее, а реальная строительная практика. По качественным характеристикам он не особо превосходит бетон, а в чем-то и проигрывает ему. Но на его укладку требуется гораздо меньше времени и сил. Если стоит задача обустроить кровельное покрытие в сжатые сроки и сэкономить на уходе за стяжкой, то использование асфальта – это хороший выход из положения. По этой же причине асфальту часто отдают предпочтение при обустройстве крышных парковок и зон отдыха на плоских крышах.

В следующем разделе мы подробнее поговорим о том, как выбирается материал для таких работ.

Виды и свойства асфальта для крыши

Строгих требований к характеристикам асфальтобетона в кровельных работах нет. Все-таки основная сфера применения материала – это дорожные работы. При выборе нужной разновидности руководствуются в основном здравым смыслом и сложившейся строительной практикой.

При этом учитывают такие свойства асфальтобетонных смесей (АБС):

  • Удобоукладываемостьиуплотняемость
    На крыше не получится использовать асфальтоукладчики и тяжелые дорожные катки. Поэтому смесь должна быть такой, чтобы ее было легко укладывать и трамбовать с использованием ручной техники. По этому критерию идеально подходит литой асфальт, который сам растекается по основанию и уплотняется под собственным весом. Также удобно работать с горячим песчаным или мелкозернистым асфальтом типов В, Г, Д.
  • Прочность
    Это свойство непринципиально для асфальтовых стяжек и покрытий крыши, не предназначенной для движения транспорта. Ведь вес человека и рулонной кровли спокойно выдерживает любой асфальт. А вот для паркинга лучше использовать смеси на основе щебня: типа В или Б. Наличие крупного заполнителя придает им прочность и устойчивость к деформации.
  • Шероховатость
    Поверхность асфальтовой стяжки должна быть максимально ровной и гладкой. Этому требованию отвечают песчаные АБС (типы Г и Д), а также литой песчаный асфальт типа III. В то же время покрытие парковки должно быть шероховатым, чтобы обеспечить хорошее сцепление с шинами. Для этого берут мелкозернистые смеси типов Б и В. А если использовался литой асфальт, то его поверхность дополнительно обрабатывают щебнем фракции 5-10.
  • Пористость
    В кровельных работах используют высокоплотные и плотные АБС, содержание воздушных пустот в которых после укладки не превышает 5%. Такой асфальт меньше подвержен разрушению водой. А в качестве стяжки он обеспечивает максимальное сцепление с рулонным покрытием. Это особенно важно для высотных зданий (выше 75 м), где ветровая нагрузка на крышу очень большая.
  • Трещиностойкость
    Асфальтобетон по мере старения вяжущего битума становится склонен к растрескиванию. Особенно уязвим он в морозы и при резких перепадах температуры. Чтобы продлить срок службы материала, нужно выбирать смеси с более высокими показателями трещиностойкости. Это литой асфальт и горячий асфальт на полимерно-битумном вяжущем (ПБВ). Однако стоит отметить, что стоят такие материалы дороже обычных.

Если опираться на эти основные критерии, то работы по укладке асфальта на крыше будут более эффективными, а сам материал прослужит дольше.

А теперь давайте обобщим все сказанное выше.

Если вы заказываете асфальт для работ на крыше, то оптимальным выбором будет:

  • Для асфальтобетонной стяжки – горячий (тип Г, Д) или литой (тип III) песчаный асфальт
  • Для парковки на крыше – мелкозернистый горячий асфальт (тип Б , В) или литой асфальт с дополнительной обработкой мелким щебнем
  • Для зоны отдыха, не предназначенной для движения транспорта – горячий или литой песчаный асфальт, мелкозернистый асфальт типа В

Мы не рекомендуем брать для этой задачи крупнозернистые или холодные АБС. Первые укладываются толстыми слоями, которые будут создавать лишнюю нагрузку на строение. К тому же их нельзя качественно уплотнить без применения тяжелой техники. Холодный асфальт стоит дорого, при этом по качеству сильно уступает горячим смесям. Брать его просто невыгодно.

В продолжении статьи мы рассмотрим основные тонкости укладки асфальта на плоской крыше.

Особенности укладки асфальта и асфальтовой стяжки на крыше

Обустройство покрытия крышной парковки или общественной зоны отдыха в целом делается по стандартной технологии, которую мы подробно описывали в статье Технология укладки горячего асфальта . Отличие заключается в том, что специальная песчано-щебеночная подушка в этих случаях не обустраивается. Асфальт кладется сразу на бетонные плиты перекрытия , обработанные битумной эмульсией для лучшего сцепления.

Свои нюансы есть у обустройства асфальтобетонной стяжки. Они обусловлены тем, что сверху на нее будет наклеиваться рулонное гидроизоляционное покрытие. Ознакомиться с ними можно в СП 17.13330.2017 и СП 71.13330.2017 .

Для вашего удобства мы приведем выжимку основных моментов:

  • Стяжка укладывается одним слоем толщиной от 30-40 мм
  • Асфальт нельзя класть на сжимаемые, засыпные и нестойкие к воздействию высоких температур утеплители (к ним относятся минеральная вата, керамзит , перлитовый песок, пенополистирол и другие)
  • В стяжке нужно обустроить температурные швы шириной до 10 мм так, чтобы они делили асфальтобетон на участки не более 4×4 м
  • В местах примыкания асфальтового слоя к вертикальным поверхностям делают клиновидные бортики со сторонами до 100 мм

Готовое основание под кровлю должно отвечать таким требованиям СП 71.13330.2017:

В гаражно-строительных кооперативах (ГСК) достаточно распространена такая ситуация, когда гаражи построены в два этажа, и крыши нижних боксов выполняют функцию подъездных дорог для верхних. Автолюбители покупают гаражи с такими эксплуатируемыми кровлями, прельстившись низкой ценой. А спустя какое-то время сталкиваются с проблемой постоянных протечек. Ведь многим таким постройкам уже десятки лет, и ремонта они за все это время не видали.

Решить эту проблему можно двумя способами:

  • Капитально – отремонтировав саму крышу-дорогу
  • Локально – попытавшись защитить свой гараж изнутри

Давайте остановимся на каждом методе отдельно.

Ремонт асфальтовой крыши гаража

Несложно догадаться, что этот способ наиболее надежный. Ведь он направлен на решение самой проблемы – плохого состояния покрытия на крыше.

Если масштаб повреждений асфальта «на глаз» не превышает 12-15% от общей площади, то можно обойтись текущим ремонтом.

Он включает в себя такие шаги:

  1. Пройдитесь по асфальту метлой и очистите его от крупного мусора, камней, грязи.
  2. Ямы высушите при помощи воздуходувки или строительного фена, засыпьте холодным асфальтом и тщательно утрамбуйте. Стыки между заплатой и остальным покрытием обработайте битумной эмульсией или мастикой.
  3. Узкие трещины почистите при помощи жесткой щетки, продуйте и залейте битумной эмульсией, мастикой или полимерным герметиком.
  4. Зазоры между асфальтом и стенами гаража также как следует загерметизируйте.
  5. Заплаты и места розлива битума отсыпьте толстым слоем песка или мелкого отсева, чтобы битум не налипал на колеса машин.
  6. Если есть возможность ограничить движение хотя бы на 1-2 дня, то на весь отремонтированный участок можно нанести защитную битумную пропитку. Она загерметизирует поры и мелкие трещины на поверхности асфальта, сделав его максимально водонепроницаемым.

Плюс такого метода заключается в том, что он позволяет быстро открыть движение по крыше. А это немаловажно, если вы не хотите навлечь на себя недовольство соседей.

Но в любом случае это – временная мера. Если крыша была построена халтурно или если постройке уже много лет, то вся конструкция продолжит разрушаться и трескаться. А значит, рано или поздно протечки вновь появятся. В этом случае поможет только капитальный ремонт.

Обычно это выглядит так:

  1. Слой старого асфальта полностью снимают при помощи лома или отбойного молотка.
  2. Если под ним была бетонная стяжка, которая начала разрушаться, ее тоже убирают. Демонтируют старую гидроизоляцию (если она изначально была) и счищают покрытие до плит перекрытия.
  3. Плиты очищают от мусора и высушивают. Стыки между ними зачищают и продувают из строительного фена или воздуходувки.
  4. Бетонную поверхность грунтуют битумным праймером и дают подсохнуть в течение 1 часа.
  5. Сверху на плиты перекрытия укладывают 1-2 слоя наплавляемой рулонной гидроизоляции. Для этого используется строительная газовая горелка.
  6. Сверху обустраивают армированную бетонную стяжку толщиной 5-10 см. В течение 7-15 дней после заливки за бетоном ухаживают: содержат его под пленкой и периодически увлажняют. Затем оставляют созревать до набора полной прочности еще на 2-3 недели.
  7. Бетонное основание также грунтуют битумным праймером, после чего укладывают сверху асфальт толщиной не менее 6 см.

Этот способ наиболее надежный. Так можно гарантированно защитить себя от протечек на долгое время.

Но организовать капитальный ремонт крыши – очень сложно. Для этого придется перекрывать проезд к боксам второго яруса. А это с большой вероятностью не понравится соседям сверху. И даже если вы сможете заручиться их согласием, за все работы придется отстегнуть немаленькую сумму.

Поэтому многие владельцы «неудачных» гаражей предпочитают не связываться с ремонтом крыши и спасаться полумерами. Давайте посмотрим, какие «дедовские» способы пользуются популярностью.

Защита гаража от протечек

Сразу оговоримся, что все приведенные ниже решения – это не более чем лечение симптомов. Они помогут не допустить полного затопления гаража, но проблема протечек никуда не денется.

Спасти машину от потопа можно так:

  • Договориться с хозяином гаража на втором этаже и сделать навес над дорогой. По крайней мере, он отведет большую часть дождевой воды от вашей крыши.
  • Запенить все трещины, стыки и зазоры, из которых в гараж просачивается влага. Но это чревато тем, что вода будет просто застаиваться между плит перекрытия и ускорять их разрушение.
  • Натянуть под потолком баннерную ткань, плотный брезент или полиэтиленовую пленку с уклоном в сторону одного из углов. Туда поставить ведро, в которое будет стекать вода, и периодически его опустошать.
  • Навесить «второй потолок» из профнастила, с уклоном и водостоком, который будет выводить воду на улицу.

Такие меры позволяют как минимум защитить свою машину от постоянного промокания. Но они приносят только временное облегчение.

Если договориться с соседями или председателем ГСК о полноценном ремонте никак не получается, то проще будет переехать в другой гараж.

Подведя итог, скажем, что, помимо дорожного строительства, асфальтобетон может использоваться и в других, иногда неожиданных видах работ. В частности, его применяют для обустройства эксплуатируемых плоских крыш, крышных паркингов, выравнивающих стяжек под мягкую кровлю, крыш-проездов в двухярусных гаражно-строительных кооперативах (ГСК). Для этих работ, как правило, берут мелкозернистые асфальтобетонные смеси на основе песка или с низким содержанием щебня. В более сложных и дорогих проектах (ТЦ, крупные промышленные и офисные здания) предпочтение часто отдают литому асфальту.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице .

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте .

Читайте также: