Вид с крыши эрмитажа

Обновлено: 25.04.2024

Я много раз была в Эрмитаже, где-то несколько десятков. Часто я знаю в какой зал пойду и что буду смотреть и у меня есть свои любимые места и экспонаты, но почему-то в зданиях самого комплекса я всегда путалась. Давайте разберемся вместе.

Эрмитаж - это крупнейший музей нашей страны. Из каких зданий состоит этот архитектурный комплекс? Итак, в музейный комплекс Эрмитаж входит 7 зданий, 6 из них мы видим на фотографии. Дворец Меншикова находится на Васильевском острове и попасть туда можно через Дворцовый мост.

Зимний дворец

Здание Зимнего дворца находится на набережной Невы. Построено архитектором Бартоломео Франческо Растрелли в 1754-1762 годах. Дворец представляет собой великолепный пример стиля борокко. При взгляде на это здание поражает его изысканная гармония, великолепное сочетание цветов фасада (зеленого, белого и золотисто-серого), обилие колонн и лепных украшений.

Малый Эрмитаж

По соседству с главной резиденцией Российских императоров находится Малый Эрмитаж. В него можно попасть из главного здания через галерею на втором этаже.

Примерно через столетие, архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот переделал второй этаж и здесь появился Павильонный зал, который и по сей день радует глаз.

Большой (Старый) Эрмитаж

Следующее строение, расположенное по набережной реки Невы за Малым Эрмитажем называется Большой (Старый) Эрмитаж. Оно было создано зодчим Ю.М. Фельтоном, в период с 1771 по 1787 г., на месте частной застройки. Большой Эрмитаж в своей строгой простоте является примером классического стиля. Из Малого Эрмитажа в Большой можно попасть по специальной галерее, а со следующим зданием - Эрмитажным театром, его соединяет арка через Зимнюю канавку.

1. Зимний дворец и Малый Эрмитаж. 2. Часть здания Старого Эрмитажа и Эрмитажный театр. 3. Новый Эрмитаж.

1. Зимний дворец и Малый Эрмитаж. 2. Часть здания Старого Эрмитажа и Эрмитажный театр. 3. Новый Эрмитаж.

Эрмитажный театр

По проекту архитектора Джакомо Кваренги в 1783 году было построено здание Эрмитажного театра в классическом стиле конца 18 века. Фасад здания украшают 10 полуколонн, а в нишах расположены статуи и бюсты древнегреческих поэтов.

Новый Эрмитаж

В середине 19 века для размещения разросшихся коллекций создается специальное, оборудованное по последнему слову музейной техники того времени, помещение - "Новый Эрмитаж" (закончен в 1850 году архитектором Н. Е. Ефимовым, под руководством В.П. Стасова, по проекту Л. Кленце). Портик главного входа украшают колоссальные фигуры атлантов, высеченные из сердобольского гранита по модели А. И. Теребенева.

Здание Главного штаба

На дворцовой площади Санкт-Петербурга, напротив Зимнего дворца находится здание Главного штаба. После реконструкция сооружения с 1819 по 1829 год по проекту архитектора К. И. Росси мы можем видеть облик здания Главного штаба таким, каким он сохранился до наших дней. Два полукруглых здания соединяет Триумфальная арка и венчает ее скульптурная группа "Колесница Славы".

Побывать на крыше Зимнего дворца — мечта многих петербуржцев и цель рисковых руферов. Вот уже больше двух веков она неизменно привлекает всех романтиков, художников, фотографов, поэтов и любителей прекрасного. Николай II обожал гулять по крыше дворца, а Екатерина Великая даже устроила здесь обсерваторию. Рассказываем несколько интересных фактов о крыше, пожалуй, самого величественного и узнаваемого здания Петербурга.


Скульптуры по периметру крыши





Архитектор Зимнего дворца Франческо Растрелли проектировал здание, уделяя большое внимание пластическому решению фасада. Первые украшения балюстрады — аллегорические статуи и декоративные вазы — вырезались из камня по эскизам архитектора. К 1761 году было изготовлено 176 элементов.

После пожара 1837 года часть разбившихся фигур заменили, а остальные отреставрировали. В середине 1890-х годов на крыше Зимнего дворца опять работали мастера: камень под влиянием губительного петербургского климата начал расслаиваться, крошиться и кусками падать на мостовую. Тогда каменную скульптуру решено было заменить выколотной из листовой меди по рисункам скульптура М. П. Попова. Тем не менее, такие фигуры и внутренний каркас начали быстро корродировать. В 1930-х годах из оснований медных скульптур убрали битый камень, который заполнял каждую по грудь. Видимо, те, кто когда-то заливал этот камень известковым раствором, полагали, что он удержит фигуры на крыше. Но под воздействием ветра и собственного веса они стали крениться. Ошибку, не желая, конечно, того, повторили в 1940-х годах, залив полости бетоном. Последняя реставрация продолжалась с 2004-го по 2009 год: из фигур удаляли бетонную массу и заменяли нижние части каркаса, начисто съеденные коррозией.

С земли все скульптуры кажутся массивными. На самом деле они весят не более 150 килограммов. А высота каждой из них — 3–3,5 метра. Из условно «именных» можно отметить фигуру Аполлона, Дианы, Марса, Афины, Деметры, Гебы, Терпсихоры, Аида, Персефоны, Юпитера, но большинство отмечены как «стоящие» или «сидящие». Все статуи пронумерованы. В 2004 году на крыше Зимнего дворца появилась ещё одна, 177-я, фигура — Корона. Правда, ей дали номер 124а, чтобы не нарушать историческую нумерацию Ф. Растрелли. Корона выполнена по сохранившимся документам и возвращена на историческое место — парадный южный фасад дворца.

Интереснейшие архивные документы сохранились и о цвете скульптуры. Изначально все фигуры на крыше белились, как и другие декоративные элементы, для объединения ордерной системой. Все скульптурные элементы, украшающие балюстраду, являются продолжением колонн. Сейчас трудно себе представить, но со второй половины XIX века довольно долгое время скульптура на крыше была выкрашена в чёрный цвет. Стены дворца несколько раз меняли окраску, и таким образом нарушалось единство пластического рисунка, заданного архитектором. Привычный серовато-зелёный оттенок скульптур в сочетании в зелёным цветом стен возвращает принцип единой объёмно-пространственной композиции.

Мостки



Известно, что Николай II обожал ходить по крыше Зимнего дворца — один или в компании с супругой Александрой Фёдоровной. «Погулял с дочками по всей крыше дворца и затем в саду», — пишет император Николай II в своём дневнике 25 февраля 1913 года. Сохранились даже исторические мостки, по которым гулял император — их оставили как мемориал. Трапы с перилами проложены по всему периметру здания. По ним положено ходить в обуви без каблуков, раньше и вовсе в валенках ходили. От самого края крыши они отступают на безопасное расстояние: всё-таки высота Зимнего дворца — 23,5 метра.

Обсерватория

Обсерватория

Известно, что во второй половине XVIII века над покоями императрицы Екатерины II на крыше Зимнего дворца была устроена обсерватория. Эту деревянную постройку с большими окнами разобрали в 1826 году по причине «совершенной ветхости». Обсерватория имела выход на крышу и от неё шли мостки к деревянной «мачте для штандарта» — флагштоку высотой около 15 метров.

Башня оптического телеграфа



В 1833 году, в царствование императора Николая I, когда в России начали развиваться новые средства связи, на крыше Зимнего дворца возвели небольшой «телеграфический домик». Он был деревянным, квадратным в плане, с двускатной крышей. В нём размещался оптический телеграф, разработанный французом Жаком Шато для связи с Кронштадтом. Телеграф этот так хорошо себя зарекомендовал, что в 1835 году была построена новая линия Петербург — Гатчина. А на крыше дворца появилось новое бревенчатое строение, которое в некоторых документах называется башней. Башня была шестиугольной и на двух стенах имела белые круги (похожие на циферблаты часов) с вращающимися семафорными штангами. В 1837 году Телеграфная башня, как и весь Зимний дворец, погибла в огне пожара, а затем была заново построена из кирпича.

Двуглавый орёл





К масштабному празднованию 250-летия Государственного Эрмитажа в 2014 году на крышу здания Зимнего дворца вернули позолоченную бронзовую литую фигуру двуглавого орла. Такой подарок музею сделали петербургские благотворители. Они помогли воссоздать двухметровую скульптуру весом 600 килограммов, которая украшала Телеграфную башню Зимнего дворца вплоть до 30-х годов прошлого века. Затем фигура была снята и бесследно утеряна. Архивные документы позволили сделать точную копию орла.

Будка пожарного часового

Будка пожарного часового

Зато будка пожарного часового, установленная рядом с флагштоком, сохранилась. Очевидно, наблюдатель должен был следить за пожарной безопасностью не только Зимнего дворца, но и всего города. Будка имеет два застеклённых оконца, внутри к стенам прибиты две доски: одна, пониже, — скамья, другая, повыше, — стол. Но самое интересное заключается в том, что изнутри стены покрыты граффити — надписями и рисунками. Здесь есть даты, фамилии, изображение здания, похожего на церковь, и даже начало псалма из Ветхого Завета: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей».

Система против птиц и правила безопасности




Для того чтобы птицы не облюбовали крышу Зимнего и не портили внешний вид дворцового убранства и позолоту купола Домовой церкви, были установлены специальные защитные конструкции, которые регулярно обновляют. Кроме того, с определённой периодичностью датчик включает крик вороны, отпугивающий других птиц.

С начала 2000-х на всех крышах, входящих в комплекс Государственного Эрмитажа, по праздникам и на выходные выставляются пожарные посты. Они были организованы после того, как в новогоднюю ночь 2001 года кто-то из гуляющих запустил на Дворцовой площади петарду, та угодила в одну из отреставрированных скульптур «Колесницы Славы» на арке Главного штаба, где к тому времени ещё не успели разобрать строительные леса, и скульптура загорелась. Посты ПВО располагались на крыше Эрмитажа и во время Великой Отечественной войны.

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Эрмитаж славится на всю страну не только своей уникальнейшей коллекцией шедевров, но и красивым, богатым убранством залов. Сами по себе они являются уникальным архитектурным памятником. Гуляя по экспозициям музея, стоит уделять особое внимание декору стен и особенно потолков. Редко поднимая глаза вверх, мы упускаем из виду целый калейдоскоп из росписи, карнизов, позолоты, барельефов, кессонов, лепнины.

10 залов Эрмитажа с самыми красивыми потолками

Лоджии Рафаэля





Лоджии Рафаэля — это длинная величественная галерея с большими окнами, из которых открывается вид на Зимнюю канавку и Эрмитажный театр. Галерея была создана по заказу императрицы Екатерины Великой с 1783 по 1792 год архитектором Дж. Кваренги и представляет собой копию знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце Папы Римского. Все поверхности, стены и своды потолка покрыты копиями фресок Рафаэля, выполненными на холсте. Архитектор Джакомо Кваренги построил корпус галереи, а художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера отправились в Ватикан для создания копий росписей, на которые ушло 11 лет.

Ритмично чередующиеся полукруглые арки делят потолок на прямоугольные части равной длины, в каждой из которых находятся фрески на библейские темы. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового Завета, от Сотворения мира до Тайной вечери. Эти фрески часто называют Библией Рафаэля. Мастера тщательно повторили и настенные орнаменты — гротески с бесконечным разнообразием изящных мотивов.

Шатровый зал

Шатровый зал

Шатровый зал — один из самых больших в здании Нового Эрмитажа — получил своё название из-за необычного потолка с кессонами, покрытого росписью в пастельных тонах, и уникального двускатного перекрытия. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы. Сегодня, как и в XIX веке, в зале размещены картины голландской и фламандской школ, например, таких знаменитых художников XVII века, как Якоб Рёйсдал, Питер Клас, Виллем Калф, Виллем Хеда, Ян Стен, Франс Халс и другие.

Фойе Эрмитажного театра




Фойе Эрмитажного театра было построено по проекту Фельтена в 1783 году и расположено над Зимней канавкой, в переходной галерее между Большим Эрмитажем и театром. Убранство зала оформлено архитектором Л. Бенуа в 1903 году в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проёмы и стенные панно.

На потолке живописные вставки — копии с картин итальянского мастера XVII века Луки Джордано: «Суд Париса», «Триумф Галатеи» и «Похищение Европы». Над дверью — пейзаж с руинами авторства французского художника XVIII века Юбера Робера, на стенах — портретная живопись XVIII–XIX веков. Над фойе театра до сих пор можно обнаружить деревянные перекрытия и стропила конца XVIII века. Из высоких оконных проёмов открываются неповторимые виды на Неву и Зимнюю канавку.

Золотая гостиная / Гостиная Марии Александровны




Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838–1841 годах после пожара. Интерьер зала как бы повторяет убранство царских палат Московского кремля. Низкий сводчатый потолок зала украшает золочёный лепной орнамент. Первоначально стены и свод, облицованные белым искусственным мрамором, были декорированы растительным золочёным узором.

В 1840-е годы облик интерьера был обновлён по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной, вызолоченные двери и великолепный паркет.

После убийства 1 марта 1881 года императора Александра II именно здесь, в окружении избранных членов Государственного совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу российской конституции и реформ, над которыми трудился и которые не успел завершить его отец.

Александровский зал




Александровский зал Зимнего дворца создан А. П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвящённого памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф. П. Толстого. Тонкие колонны в готическом стиле и полуциркульные арки придают залу храмовый вид. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI–XIX веков из Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.

Геогриевский / Большой Тронный зал




Георгиевский (Большой Тронный) зал Зимнего дворца был создан в 1787–1795 годах по проекту Дж. Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Зал был освящён 26 ноября 1795 года в день святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название. После пожара был воссоздан архитектором В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещён барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона». Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные приёмы и церемонии кавалеров ордена Георгия Победоносца, учреждённого Екатериной.

Потолок — металлический, он подвешен к балкам, как цепные мосты. Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева, подчёркивая гармоничность художественного облика Георгиевского зала.

Будуар Марии Александровны





Будуар Марии Александровны, как и её гостиную, оформил А. П. Брюллов, но в 1853 году его интерьер был полностью изменён в соответствии с проектом архитектора Гаральда Боссе. Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле второго рококо. Боссе создал причудливые орнаменты из позолоченного резного дерева и металла. Яркий гранатовый цвет шёлковой ткани — брокатели (шёлк с металлической нитью), изящный рисунок орнаментов, мягкая золочёная мебель создают ощущение изысканности и комфорта. Великолепная бронзовая золочёная люстра, отражаясь в зеркалах на стенах и потолке, дополняет эффектное убранство интерьера, делая его бесконечным, хрупким и грациозным.

Петровский зал / Малый Тронный зал



Петровский (Малый Тронный) зал был создан в 1833 году О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 году В. П. Стасовым. Зал посвящён памяти Петра I: в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Пётр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны — битва при Лесной, Полтавское сражение. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы. Представленные в Петровском зале серебряные консоли, торшеры и люстра сработаны петербургским мастером Бухом на рубеже XVIII–XIX веков. Не так давно зал был отреставрирован, получив первоначальную яркость и торжественность.

Павильонный зал





Двухсветный Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером. Архитектор, блистательно владевший архитектурными приёмами разных исторических стилей, естественно и изящно соединил в убранстве зала ренессансные, готические и восточные мотивы. Окна зала выходят на обе стороны и обращены к Неве и Висячему саду. Потолок и аркада, обрамляющая интерьер, насыщены позолоченным лепным орнаментом. Особую эффектность придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана — вариации «Фонтана слёз» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика — копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. Шедевром зала, безусловно, являются часы «Павлин», приобретённые Екатериной II у английского мастера Дж. Кокса.

Библиотека Николая II




Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894–1895 годах архитектором А. Ф. Красовским. Убранство библиотеки, оформленной с использованием мотивов английского средневековья, декорировано с использованием дерева и тиснёной золочёной кожи. Все детали интерьера и мебель, окна в ажурных переплётах стилизованы под готику резьбой. Важным элементом стал монументальный готический камин, украшенный изображениями грифонов и львов — геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен-Дармштадт, к которому принадлежала императрица. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырёхлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведёт лестница. На столе — скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

На крыше Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Зимний дворец


Сразу оговорюсь, что снимал я в спешке и на высоких ISO, потому кадры несколько шумны :) Нехитрыми методами Я, tankizt и iauster прошли на здания Эрмитажа, поставив перед собой цель - пройти до здания Зимнего дворца. У нас это получилось, однако, наличие по пути кучи камер и объемников предвещало появление иного разума на крыше.


На самом здании по периметру крыши стоят статуи, все они пронумерованы и на каждой написан год, предпологаю, что установки.

Немного справки - что же такое Эрмитаж и Зимний дворец для тех, кто не знает:

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии широко применяются для рекламы музея по всему миру.

Эрмитаж состоит из пяти, связанных между собой домов на Дворцовой набережной, на всех пяти мы были :)

Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли)
Малый Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот)
Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)


У Эрмитажа так же есть много филиалов в других городах и странах.

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами. Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. Наиболее полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — Татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрадта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена, и др.

Говорят, если ходить и рассматривать каждый экспонат в музее секунд по 30, то уйдут не одни сутки на то, чтобы обойти весь музей.

А теперь немного о самом Зимнем дворце, читайте внимательно:

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга; с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).


7. Колокола под короной бьют каждые 15 минут. Сейчас это делает автоматика, а раньше это делал человек, который сидел рядом в небольшой будочке. Будочку эту оставили, как дань истории. Жаль я её не сфотографировал - адское место работы :)

За всю историю было 5 Зимних дворцов.

Здание дворца имеет более 1000 комнат, а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра.

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов,раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве,ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

8. Вид в сторону Исаакиевского собора


9. Александрийский столп на Дворцовой площади и здание Главного Штаба (про него будет в последущих постах в ЖЖ)

10. Жалко, что не было сверхширика или фишая, пришлось делать фиговенькую панораму

11. Панорамная камера, коих куча


А теперь к последствиям, когда я выглянул на Дворцовую площадь, увидел инопланетян в милицейской форме, которые говорили что-то в рацию и смотрели на меня, среагировали мы так, что побежали дальше по периметру Зимнего, тем самым совершив фатальную ошибку (нужно было бежать обратно, по тому пути, по которому пришли). Встретились с службой безопасности Государственного Эрмитажа, сказали нам, что наша экскурсия окончена и мы направились путешествовать по всяким 3-им батальонам Милиции и 79-ым отделениям МВД, где мы довольно весело провели время (без шуток и никакого сарказма!).

Из документа времен строительства Зимнего дворца, найденного в архивах, выяснилось, что скульптуры назывались не иначе как «каменные болваны и штуки». И только три обладали собственными названиями: «Аполлон», «Диана» и «Юпитер».

Из документа времен строительства Зимнего дворца, найденного в архивах, выяснилось, что скульптуры назывались не иначе как «каменные болваны и штуки». И только три обладали собственными названиями: «Аполлон», «Диана» и «Юпитер». / Людмила Николаева / АиФ

В наше время они доступны еще и людям одной из самых трудных и вместе с тем красивых профессий - реставраторам. Корреспонденту «АиФ» посчастливилось понаблюдать за их работой.

Печки и лавочки

Чтобы подняться на крышу Зимнего, надо долго идти подвалами, изобилующими низкими сводами, крутыми поворотами, а также котами и кошками - прямыми потомками четвероногих мяукающих, поселившихся здесь когда-то по указу Екатерины II.

Не менее увлекательное зрелище - дворцовые чердаки, пробираться по которым к слуховому окошку нужно, согнувшись «в три погибели», чтобы не задеть лбом кованые стропила причудливых форм, изготовленные умельцами Александровского чугунолитейного завода, не налететь на сохранившиеся с дедовских времен кирпичные печки. Их ставили тут для обогрева специальной кровельной команды, «денно и нощно» следившей за тем, чтобы крыша была в целости и сохранности. Пожарные посты, отмененные было Октябрем 1917 года, вновь стали выставлять во время Великой Отечественной войны. Организуют их и в наши дни - по выходным и праздничным дням.

Но не печки и стропила стали главной целью восхождений на крышу Зимнего, а украшающие ее величавые аллегорические фигуры и декоративные вазы, общим числом 176. В то время как раз шла их масштабная реставрация. Процесс сложен и кропотлив, потому обновляли мастера не все фигуры сразу, а «брали в работу» за сезон не более десятка.


Возглавляла научную группу, предложив оригинальную методику реставрационных работ, старший научный сотрудник отдела Майя Лебель, посвятившая Эрмитажу не один десяток лет. Пробираясь вслед за ней по узким настилам к карнизу Северной части фасада, я не уставала восхищаться: в отличие от меня Майя Николаевна двигалась легко, шаг ее был стремителен, несмотря на почтенный возраст и высоту, что превышает два десятка метров. От одного взгляда вниз кружится голова! Свою спокойную уверенность при выходах на крышу Лебель объясняет просто: привычка. Ведь поднималась сюда не раз, следя за тем, как идут работы.

Дионис, на диспансеризацию!

Изначально скульптуры на крыше Зимнего дворца, вырезанные по эскизам Растрелли, были из пудожского камня. Но петербургский климат действовал на него удручающе. Ситуация усугубилась после страшного пожара 1837 года. Фигуры несколько раз ремонтировали, но распад остановить не удалось. По воспоминаниям современников, к концу ХIХ века от них стали отваливаться целые куски, падая на мостовую. Тогда же было решено заменить каменные скульптуры на пустотелые, из медных листов со стальным каркасом-стойкой внутри, в свою очередь заведенной на 1,5 метра в кирпичную кладку парапета. Они легче, дешевле и, как считалось, более устойчивы к воздействию окружающей среды.

Цвет скульптур на крыше неоднократно менялся. С 1890 года они были белыми. С 1920-х - на долгие годы - стали чёрными. Объяснение этому современные специалисты пока не нашли.

Цвет скульптур на крыше неоднократно менялся. С 1890 года они были белыми. С 1920-х - на долгие годы - стали чёрными. Объяснение этому современные специалисты пока не нашли. Фото: АиФ/ Людмила Николаева

Но «хватило» их ненадолго. Ветер, часто резкий, порывистый, плюс большой перепад дневных и ночных температур, вибрация от проезжающего внизу транспорта делали свое дело. Фундамент под изваяниями, примостившимися вдоль карниза по периметру всей крыши (это почти 2 км), медленно, но верно разрушался.

А в замкнутом пространстве медных листов, где влага испаряется плохо, началась коррозия. Больше всего страдал от нее каркас.


«Уже в 1930-е годы каркасы потребовалось укреплять, - рассказывает Майя Лебель. - Из оснований убрали битый камень, который по грудь заполнял каждую скульптуру. Думали, видимо, что он удержит фигуры на крыше, но под воздействием ветра и собственного веса они все-таки стали крениться. В 1940-х годах ошибку повторили, для большей устойчивости залив полости бетоном - как выяснилось во время нашего обследования, плохого качества. Тот, кто принимал соответствующее решение, думал, наверное, что качество не имеет особого значения, ведь цемент будет внутри скульптур. Получилось же вот что: во время дождей цемент впитывал влагу, как губка. В результате нижняя часть каркаса постоянно была под «компрессом». При заморозках все отсыревшее начинало увеличиваться в объеме и рвать швы медных листов. Когда, исследуя статуи, мы вскрыли некоторые из них и удалили бетонную массу, увидели - нижние части каркаса настолько изъедены коррозией, что удивительно, как они не рухнули».

«Идите сюда, к Дионису», - позвала меня в какой-то момент Лебель к дощатому коробу, сколоченному на время работ на самом краю карниза.

В нем для удобства реставраторов скрывалась от непогоды фигура трехметрового сына Зевса. Вблизи выглядел он впечатляюще: настоящий атлет, красавец мужчина!

Сердце не камень, а… медь

Нынешняя, первой четверти ХХI века плановая реставрация каждой фигуры и вазы начиналась с замены у них нижней части «скелетов» и ремонта основания. Для чего их приподнимали вверх с помощью железного троса. С земли все они кажутся массивными, тяжелыми, на самом же деле весят порядка 100 кг. Высота каждой фигуры - около 3,5 м, вазы - 2,5 м. Поскольку сделаны они из спаянных между собой отдельных листов меди, то, чтобы провести реставрацию, достаточно открепить эти листы по шву.

По легенде, Екатерина II, проходя по залам Зимнего дворца, случайно заметила там картину Рубенса «Снятие с креста». Полюбовавшись полотном, она вознамерилась устроить художественную галерею при своей резиденции.

Как выглядит новый каркас, мне показала… Афродита. У богини красоты в день моего визита «диспансеризация» была в самом разгаре. Новые элементы из стали паял на ее «скелете» пожилой рабочий.

Уже готовые каркасы специалисты обрабатывали грунтовкой с преобразователем ржавчины и только после этого наносили традиционный антикоррозийный слой свинцового сурика. Саму пайку деталей проводили с применением современной пропановой горелки.

«А как после ремонта «сшиваете» фигуры? - интересуюсь я, глядя на вспоротую спину Афродиты с торчащими из нее ярко красными стальными трубами. - Или это все так и останется, благо с набережной не видно?»

Майя Лебель кивает головой на стоящую рядом отреставрированную вазу: «Хоть один шов на ней видите? Нет? Правильно. Добиться такого эффекта позволяют новые технологии». То есть «лечение» современными методами гарантирует архитектурное здоровье фигур на крыше Зимнего дворца не менее чем на 50 лет.

На крыше Зимнего любили бывать российские императоры. Екатерина Великая устроила там обсерваторию, а Николай II обожал прогуливаться здесь, нередко и с августейшей супругой.

На крыше Зимнего любили бывать российские императоры. Екатерина Великая устроила там обсерваторию, а Николай II обожал прогуливаться здесь, нередко и с августейшей супругой. Фото: АиФ/ Людмила Николаева

…Не один месяц специалисты из отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа разрабатывали концепцию этих высотно-скульптурных работ. Они продолжались без малого десять лет, завершившись в 2013 году. Были «вылечены», укреплены, обновлены все стоящие, лежащие и полулежащие фигуры. К которым позднее добавилась еще одна - 177-я фигура - «Корона», выполненная по сохранившимся документам и возвращенная на историческое место - парадный южный фасад дворца. Ей дали номер 124 а, чтобы не нарушать историческую нумерацию Растрелли.

Как признается сейчас Майя Николаевна, в те годы она заглянула каждой скульптуре в самое сердце - пусть и медное, но такое живое! Иначе разве выстояли бы они столько десятилетий под ветрами и дождями, на виду у всего Петербурга, близ летящего совсем рядом, через Неву, ангела Петропавловки - символа и хранителя Северной столицы!

Читайте также: